ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РАЙОНОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 6
1.1.1 Рельеф 6
1.1.2 Климат 6
1.1.3 Гидрография 7
1.1.4 Почвы и растительность 8
1.1.5 Животный мир 9
1.1.6 Место сбора материала 10
1.2 ПРИБАЙКАЛЬЕ 11
1.2.1 Рельеф 11
1.2.2 Климат 13
1.2.3 Почвы и растительность 14
1.2.4 Животный мир 15
1.2.5 Место сбора материала 16
2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЪЁМ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА 18
3. ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ВОРОБЬИНООБРАЗНЫХ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ
СИБИРИ 22
4. ДИНАМИКА МИГРАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ВОРОБЬИНООБРАЗНЫХ В
ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ 30
4.1 ОБЩАЯ ДИНАМИКА ПРОЛЁТА ВОРОБЬИНООБРАЗНЫХ 31
4.2 МИГРАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ВИДОВ РАЗНОГО МИГРАЦИОННОГО СТАТУСА 33
4.3 ДИНАМИКА ОТЛОВОВ ПТИЦ «МЕСТНЫХ» И «ТРАНЗИТНЫХ» ПОПУЛЯЦИЙ 36
4.4 ДИНАМИКА ОТЛОВОВ ОБЩИХ ВИДОВ ВОРОБЬИНООБРАЗНЫХ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ
СИБИРИ 47
ВЫВОДЫ 52
ЛИТЕРАТУРА 53
Под миграцией птиц подразумевают регулярные сезонные перемещения птиц между гнездовой и негнездовой частями ареала в оба конца (Чернецов, 2010). Миграции являются примером эндогенных биологических ритмов, и многие компоненты миграционного поведения находятся под прямым генетическим контролем (Цвей, 2008; Дольник, 2014). Это одно из необычайно интересных и сложных явлений в жизни птиц, активное изучение которого началось лишь около 120 лет назад. Хотя миграции характерны и для многих других групп животных, таких как насекомые, млекопитающие, пелагические черепахи и рыбы, ни у кого она не является столь широкой и хорошо развитой, как у птиц. Маршруты миграций птиц охватывают почти всю планету. По сравнению с другими животными птицы обладают исключительно эффективной дыхательной, сердечнососудистой и метаболической системой, и именно эта совокупность особенностей позволяет многим птицам совершать очень длительные миграции. Благодаря дальним перемещениям птицы смогли приспособиться к изменяющимся сезонным условиям, активно «выбирая» оптимальные условия для жизни - обилие кормов, необходимых во время энергоёмких процессов размножения и линьки, оптимальность температуры, пригодные по кормовым условиям биотопы в разные сезоны (Носков, Рымкевич, 2005). Важное значение имеет и пресс хищников в гнездовой период, который существенно выше в тропиках, что способствует поддержанию миграционной стратегии поведения видов, улетающих гнездиться в высокие широты, где обеспечиваются более высокие показатели успешности гнездования (Калякин и др., 2019). Смена сезонов года наиболее хорошо выражена в умеренных широтах, и миграционная активность птиц в этих местах широко распространена, поэтому её изучение здесь имеет большое значение.
Птицы широко распространены по всему земному шару, к тому же они не ведут скрытный образ жизни, как многие другие группы животных, и многих из них довольно легко идентифицировать в полевых условиях, поэтому представители именно этого класса стали очень популярными объектами для наблюдения. Как эксперты, так и любители- натуралисты из самых разных уголков мира пополняют данные о птицах, в частности, об их сроках миграции в том или ином месте. Современные исследования миграции птиц направлены на решение таких важных вопросов, как ориентация и навигация, энергетика и механика полёта, механизмы контроля сроков миграции со стороны внутренних и внешних факторов и ряда других аспектов (Синельщикова, 2015). Однако изучение миграций птиц имеет не только фундаментальное значение для зоологической науки, но также важно при разработке современных стратегий природопользования. Птицы, как и все остальные живые организмы, играют важную роль в поддержании устойчивого функционирования экосистем. Поскольку они занимают высокие трофические уровни в пищевых цепях и чувствительны к изменению окружающей среды, тенденции изменения их численности часто отражают тенденции изменений численности и других групп животных и растений. Результаты исследования миграционных стратегий видов птиц позволяют учитывать особенности их экологии при реализации различных природоохранных мероприятий. Знание путей миграции разных видов позволяет сохранять места миграционных остановок, имеющих важнейшее значение для перелётных птиц. Помимо охраны мест миграционных остановок, знание миграционных путей, сроков миграции помогает в охране видов от избыточной охоты, позволяет предупредить строительство высотных и опасных объектов (здания, линии электропередачи, ветряки, ветряные электростанции и прибрежные нефтяные платформы, маяки) и другие вмешательства в естественные биогеоценозы (осушение болот, распашка земель, вырубка лесов и т.п.) на местах массовых миграций, а также местах зимовок, что способствует сохранению перелётных видов птиц.
В изучении миграций птиц большое значение имеет работа с многолетними данными, полученными при ежегодных стационарных исследованиях. Применение такого подхода позволяет более полно характеризовать миграции, отслеживать динамику по годам, а также силу сопряжённости перемещений между различными видами, прогнозировать изменение численности миграционного потока и соотношения основных видов (Ковалевский, 2015). В дополнение к обычной экспертной оценке и количественной регистрации мигрирующих птиц при учётных работах, полезно применять методы отлова, мечения и прижизненной обработки, дающие возможность получить не только эти данные, но и более точные сведения о половозрастном составе мигрантов, о морфометрических и физиологических параметрах отлавливаемых особей, что даёт представление о фенологических аспектах жизни птиц в течение годового цикла (Носков, Рымкевич, 2005; Ковалевский, 2015; Гаврилов, Горецкая, Веселовская, 2017; Анисимова, Анисимов, 2023).
Подробное изучение характеристики миграции птиц в разных регионах и последующее сравнение региональных орнитофаун позволяет получить ценные данные для решения различных фундаментальных и прикладных задач в области популяционной экологии. Различия в миграционном поведении популяций одного вида могут проявляться в «путях пролёта», сроках прилёта и отлёта самцов и самок, взрослых и молодых птиц (Паевский, 1976; Рыжановский, 2005; Newton, 2008; Кумари, 2014). Например, с помощью кольцевания выяснили, что разные популяции некоторых палеарктических видов летят зимовать в разные места. Соответственно положению области гнездования (на западе или на востоке) отлёт совершается или в юго-западном, или в юго-юго-восточном направлении (Штейнбахер, 1956; Lovei, 1983; Кумари, 2012). Также показано, что в зависимости от географического положения гнездового района популяции многие широко распространённые виды могут проявлять все типы сезонных перемещений: от оседлых до кочующих и дальних мигрантов (Паевский, 1976; Карри-Линдал, 1984).
Таким образом, длительные периоды стационарных наблюдений дают не только ценный региональный материал, но и возможности разнонаправленного сравнения региональных фаун и популяций одного вида. В связи с этим целью данной работы являлось изучение особенностей миграции воробьинообразных в Западной и Восточной Сибири.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) Изучить видо-количественный состав мигрантов на территории Западной и Восточной Сибири;
2) Оценить динамику пролёта общего миграционного потока и отдельных видов в Томской области и Прибайкалье;
3) Проанализировать особенности миграции разных экологических групп (по миграционному статусу на уровне вида и популяции
1. Использование методов отлова птиц в стационарных условиях позволило выявить 107 видов воробьионообразных птиц на исследуемых территориях с долей общих в 41%. Отмечено доминирование группы видов «лесного комплекса». Специфика регионов определяется численностью видов, где среди 25 самых многочисленных для каждой территории в число общих попадает только 8 видов.
2. В общей динамике пролёта воробьинообразных на исследуемых территориях выявлены различия в сроках начала и окончания миграционного периода, который в Томске на 2 декады длиннее, чем в Прибайкальем, что обусловлено более суровыми климатическими условиями Восточной Сибири.
3. Характер отлова видов дальних мигрантов показывает, что на Байкале наблюдается классическое естественное повышение плотности птиц в миграционные периоды весной и осенью. В Томске «отсутствие» их миграционного пика осенью связано с общим биотопическим перераспределением птиц в более продуктивные в этот период пойменные биоценозы, относительно коренных лесов. В то время как виды, зимующие в регионе, одинаково активно пользуются лесными биоценозами осенью в период послелиночной миграции как в Томске, так и на Байкале.
4. Динамика отлова особей «местных» популяций также определяется биотопической привлекательностью пойменных биоценозов в период послегнездовой миграции. Поэтому на Байкале наблюдаются в это время пики отловов данной группы, тогда как в Томске, наоборот, сокращение.
5. Сравнительный анализ динамики пролёта отдельных видов, массово регистрирующихся отловами на станциях в Томске и на Байкале, показал соответствие сроков пролёта этих видов и сроков пролёта общего потока воробьинообразных на исследуемых территориях, а также сходство динамики видов в течение годового цикла в целом.
1. Ананин А. А. Овсянка-дубровник (Ocyris aureola Pall.) в Северо-Восточном Прибайкалье - катастрофическое исчезновение вида // Байкал. зоол. журн. - 2015. - №1. - С. 82-86.
2. Анисимова В. И. Общая характеристика видового состава птиц, отловленных на станции кольцевания птиц «Байкальская» Байкальского Государственного заповедника в 2012-2016 гг. / В. И. Анисимова, Ю. А. Анисимов, Н. Ю. Коротков // Природа Байкальской Сибири. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН. - 2017. - Вып. 2.
- С. 53-60.
3. Анисимова В. И. Характеристика весенней миграции некоторых видов птиц на юго-восточном побережье Байкала / В. И. Анисимова, Ю. А. Анисимов // Сиб. экол. журн. - 2023. - №3. - С. 267-275.
4. Бардин А.В. К вопросу о причинах инвазий у московки Parus ater / А. В. Бардин, С. П. Резвый, А. П. Шаповал // Рус. орнит. журн. - 2008. - Т. 17, экспресс-вып. № 438.
- С. 1334-1335.
5. Богородский Ю. В. Локальные миграции птиц в южном Прибайкалье // Вестн. ИрГСХА. - 1997. - №4. - С. 7-9.
6. Васильченко А. А. Птицы Хамар-Дабана / А. А. Васильченко. - Новосибирск : Наука, 1987. - 104 с.
7. Весенняя миграция птиц в окрестностях Ладожской орнитологической станции (ЛОС) в 2001-2004 годах / Г. А. Носков [и др.] // Изучение динамики популяций мигрирующих птиц и тенденций их изменений на Северо-Западе России. - 2006. - Т. 5. - С. 7-28.
8. Гаврилов В. В. Мониторинг численности и видового разнообразия птиц методом отлова паутинными сетями на Звенигородской биостанции МГУ / В. В. Гаврилов, М.Я. Горецкая, Е.О. Веселовская // Динамика численности птиц в наземных ландшафтах. 30-летие программ мониторинга зимующих птиц России и сопредельных регионов. - Материалы всерос. конф. ЗБС МГУ, 17-21 марта 2017. - М : Т-во науч. изд. КМК. - 2017. - С. 132-134.
9. Гагина Т. Н. Птицы Восточной Сибири (Список и распространение) // Тр. Баргузинского гос. заповедника. - М., 1961. - Вып. 3. - С. 99-123.
10. Гашков С. И. Биология большой синицы (Parus major L.) южной тайги Западной Сибири : автореф. дис. ... канд. биол. наук / С. И. Гашков. - Томск, 2007. - 24 с.
11. Гашков С. И. Осенне-зимний территориальный динамизм лесных видов воробьиных окрестностей г. Томска / С. И. Гашков, С. С. Москвитин // Рус. орнитол. журн. - 2021. - Экспресс-вып. 2033. - С. 650-651.
12. Гашков С. И. Гнездовая биология западносибирской популяции большой синицы в городских и естественных местообитаниях за 30-летний период / С. И. Гашков, В Г Гриньков // Вестн. Том. гос. ун-та. Биология. - 2023. - № 61. - С. 88-112.
13. Гынгазов А. М. Орнитофауна Западно-Сибирской равнины / А. М. Гынгазов, С. П. Миловидов ; Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1977. - 349 с.
14. Гынгазов А. М. Новые данные о распространении птиц в Западной Сибири // Рус. орнит. журн. - 2017. - Т. 26, экспресс-вып. № 1469. - С. 257-2863.
15. Дольник В. Р. Происхождение миграций птиц в свете экспериментальных исследований // Рус. орнит. журн. - 2014. - Т. 23, экспресс-вып. № 1021. - С. 2095-2102.
..81