Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАШЕКЛАССНИКОВ «ПРАВО», КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНИНА

Работа №185867

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Перечень условных обозначений, сокращений, терминов 3
Введение 5
1 Теоретическо-методические подходы к содержанию гражданско-правового
образования старшеклассников 11
1.1 Формирование образа современного гражданина через гражданско-правовое
образование старшеклассников 11
1.2 Инфраструктура поддержки гражданско-правового образования в Томской
области, опыт реализации программ гражданско-правового образования 17
1.3 Анализ эффективности реализации программ, форм и методов гражданско-
правового образования 23
2 Реализация, апробация и анализ эффективности результатов опытно
экспериментальной программы гражданско-правового образования старшеклассников «Право», как технологии формирования образа современного гражданина 33
2.1 Подготовительный этап формирования программы гражданско-правового
образования: методологическая основа технологии 33
2.2 «Практическая реализация программы гражданско-правового образования старшеклассников «Право», как технологии формирования образа современного
гражданина 37
2.3 Эффективность апробации программы гражданско-правового образования старшеклассников «Право», как технологии формирования образа современного гражданина, анализ ее результатов 45
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 64
Приложение А 71
Приложение Б 73


За последние два десятилетия произошло много существенных изменений политики России в области образования. Повышение интенсивности современной жизни, а также усложнение структуры общественных отношений привели к одному из важнейших изменений в сфере образования, в частности в области развития гражданско-правового образования. Данные преобразования соответствуют изменению акцентов мирового сообщества на требования к современному гражданину.
Концепции и подходы к формированию образа современного гражданина уже некоторое время терпят колоссальные перемены. Однако, следует учесть, что необходимость в законодательном закреплении новых концепций образования появилась сравнительно недавно, что объясняет нехватку методов и форм, отвечающих запросам современности.
Слабая информированность и отсутствие базы гражданско-правовых компетенций, отвечающих современным стандартам, ведет к тому, что реализация законов в сфере межличностных отношений граждан друг с другом, с различными институтами, социальными группами и с государством будет функционировать неэффективно.
Грамотно разработанная программа гражданско-правового образования способна повлиять на личные характеристики современного гражданина, включенные в систему его ценностных установок, а также на развитие гражданско-правовых компетенций молодого человека, призванный формировать внутреннюю систему норм, отвечающую современным стандартам.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации выставляет следующие целевые ориентиры для современной личности. Она оценивает личность в рамках:
• Патриотического воспитания: граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
• формирования культуры мира и межличностных отношений;
• разностороннего и своевременного развития молодежи;
• формирования у молодежи целостного миропонимания, развития культуры межэтнических отношений;
• Создания основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России [25].
Именно гражданско-правовое образование призвано реализовать требования, сформулированные государственными органами.
Акцент на развитии гражданско-правового образования также подчеркивается в заинтересованности государства в «Стратегии по молодежной политике Российской Федерации до 2025 года». Одной из приоритетных задач государственной молодежной политики стратегия называет реализацию задач в сфере гражданского и правового образования молодежи [30].
В соответствии с государственным заказом от Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека была создана государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации», а также большое количество центров гражданского образования и межрегиональных ассоциаций в поддержку гражданского образования на территории России. Целью программы стало создание эффективной системы непрерывного гражданского образования в России [29].
Именно гражданско-правовое образование призвано выступить фундаментом подготовки человека к ответственной, осознанной и осмысленной жизни, к активному участию в построении гражданского общества, демократического правового государства.
Решение о формировании гражданско-правовых компетенций личности, как основы формирования образа современного гражданина, именно у молодежи, подкреплено необходимостью реализации гражданско-правового образования в раннем возрасте, достижения первенства правовой информации, формирования основы взглядов, норм и компетенций личности, отвечающих запросам современности.
От молодого поколения зависит как будущее нашей страны, так и всего мира в целом. Существует необходимость научить молодых людей осознавать себя неотъемлемой частью общества и государства, живущих по определенным нормам и правилам, вложить в их сознание аксиому о том, что он - гражданин своего государства, положение которого всесторонне и четко регламентируется правом.
С позиции этих установок, молодой человек в дальнейшем будет воспринимать и перерабатывать адресованную ему правовую и иную социальную информацию, оценивать свои и чужие действия, определяя при этом только правомерные средства реализации прав и обязанностей [27].
Исходя из этого, целевую аудиторию выпускной квалификационной работы определим, как учащиеся старших классов в возрасте 14-18 лет.
Данная возрастная категория лучше всего подходит для формирования и закрепления гражданско-правовых компетенций: молодежь активно усваивают предложенные им установки, осваивает взрослые социальные роли. В возрасте 14-18 лет у молодых людей еще не успевает сформироваться система позиций [8, с. 54], что дает возможность агентам социализации помочь им в принятии для себя общечеловеческих ценностей, норм и образцов поведения. В. А. Сухомлинский, кандидат педагогических наук, посвятивший большинство своих работ раскрытию феномена молодежи, в своей работе «Но гражданином быть обязан» утверждает, что подросток отличается тем, что он «наиболее восприимчив к моральным знаниям, наиболее открыт для восприятия моральных норм» [40]. Люди более старшего возраста мало восприимчивы к методам образовательного воздействия.
Большинство исследований данной проблематики датируются 1960-1990 годами XX века. Реальное состояние современной молодежной политики России в области гражданско-правового образования, в основном, заключается в заимствовании советских способов патриотического, правового и гражданского образования, не учитывает большинство современных реалий и тенденций.
Обращая внимание на то, что большинство базовых теоретических исследований по вопросу гражданско-правового образования относятся к советскому периоду, можно утверждать, что в реалиях современного общетеоретического и практического формирования образа современного гражданина нельзя говорить о соответствии новым, существенно изменившимся условиям жизни. За последнее время в научно-теоретической литературе фактически образовался информационный вакуум, то есть проводилось минимальное количество исследований по проблемам гражданско-правового образования молодежи и применялись неэффективные методы его реализации, не соотносимые с требованиями сегодняшнего дня.
Несмотря на современное состояние области научно-теоретических исследований в данной сфере, в прошлом теоретическая база гражданско-правового образования была довольно обширна. Отечественные психологи, социологи ни один десяток лет занимались изучением гражданского и правового образования. Автор учебных пособий по педагогике В.А. Сластенин, социолог, психолог, И.С. Кон, доктор философских наук, В.Т. Лисовский, главный научный сотрудник Института философии РАН, Л.П. Буева, социолог, доктор философских наук, А.С. Капто, Г.П. Давыдова, Е.В. Известнова - далеко не полный список исследователей, так или иначе затрагивавших в своих работах гражданское и правовое образование на протяжении более 50 лет.
Таким образом, мы делаем вывод о том, что область гражданско-правового образования востребована. Однако, к сожалению, обилие исследований, посвящённых данной теме, относятся к советскому периоду, не соотносятся с требованиями существенно изменившихся условий жизни и лишь частично раскрывают необходимые принципы и методы гражданско-правового образования современной молодежи. Последствием данного факта обозначим то, что большинство программ гражданско-правового образования не соответствуют современным стандартам образования: часто программы не соприродны возрасту обучающихся, не нацелены на активные форму образования или имеют малоэффективную систему ведения контроля за результативностью, тем самым понижая эффективность восприятия материала и, соответственно, результативность программы в целом.
Проблемой выпускной квалификационной работы следует обозначить недостаток современных эффективных программ гражданско-правового образования.
Объект исследования - технологии гражданско-правового образования
старшеклассников, направленные на формирование образа современного гражданина.
Предметом исследования является эффективность программы гражданско- правового образования старшеклассников «Право», как технологии формирования образа современного гражданина.
Создание эффективной программы гражданско-правового образования старшеклассников, соответствующей современным требованиям государства, психофизическим особенностям молодежи, формирующая характеристики образа современного гражданина, обусловит решение данной проблемы.
Необходимость решения поставленной проблемы определила актуальность исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос о создании эффективной программы гражданско-правового образования, отвечающей современным стандартам и формирующей характеристики образа современного гражданина.
Дальнейшее эффективное развитие системы гражданско-правового образования старшеклассников будет зависеть от разработки новых технологий, поэтому мы поставили вопрос о разработке и апробации программы гражданско-правового образования старшеклассников «Право», как технологии формирования образа современного гражданина.
Цель - разработка и анализ эффективности программы гражданско-правового образования старшеклассников «Право» (принимаю, разбираюсь, актуализирую, владею, отстаиваю), как технологии формирования образа современного гражданина.
Задачи исследования обусловлены необходимостью достижения цели работы. Они могут быть сформулированы как:
1. Определить основные характеристики образа современного гражданина;
2. сформулировать список гражданско-правовых компетенций, развивающихся в процессе гражданско-правового образования старшеклассников;
3. теоретически и практически обосновать взаимосвязь между формированием характеристик образа современного гражданина и гражданско-правовым образованием, развивающим гражданско-правовые компетенции;
4. изучить инфраструктуру поддержки гражданско-правового образования в Томской области, опыт реализации программ гражданско-правового образования, их эффективность;
5. разработать, апробировать и провести анализ эффективности результатов
опытно-экспериментальной программы гражданско-правового образования
старшеклассников «Право», как технологии формирования образа современного гражданина.
Гипотеза исследования: гражданско-правовое образование старшеклассников будет эффективно, если определить основные характеристики образа современного гражданина, сформулировать список гражданско-правовых компетенций, развивающихся в процессе гражданско-правового образования старшеклассников, изучить инфраструктуру поддержки гражданско-правового образования в Томской области, опыт реализации программ гражданско-правового образования, их эффективность, разработать, апробировать и провести анализ эффективности результатов опытно-экспериментальной программы гражданско-правового образования старшеклассников «Право», как технологии формирования образа современного гражданина.
Методы исследования можно разделить на теоретические и эмпирические.
Теоретические методы исследования: изучение литературы по данной проблематике, анализ законодательных актов, нормативных документов, распоряжений; синтез информации; формирование опытно-экспериментальной программы гражданско- правового образования старшеклассников «Право», как технологии формирования образа современного гражданина.
В работе использованы следующие эмпирические методы исследования: анкетирование, эксперимент, качественный и частотный анализ эмпирических результатов, изучение продуктов деятельности.
Основной результат исследования с позиции теоретического знания заключаются в анализе программ гражданско-правового образования старшеклассников, их содержания методов, и результатов деятельности.
Практическим результатом исследования стала разработка опытноэкспериментальной программы гражданско-правового образования старшеклассников «Право», как технологии формирования образа современного гражданина; проведение анализа эффективности программы с помощью метода анализа результатов анкетирования.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой введение, две главы, заключение, список использованной литературы и 2 приложения. Каждая глаза заканчивается выводами. Объем работы составляет 64 страницы и 5 страниц приложений. Список использованной литературы составляет 51 источник.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа рассматривает гражданско-правовое образование как средство формирования образа современного гражданина, а именно формирование гражданско-правовых компетенций личности.
Государство выставляет новые целевые ориентиры для современной личности. Именно гражданско-правовое образование призвано реализовать требования, сформулированные государственными органами.
Следует учесть, что необходимость в законодательном закреплении новых концепций образования появилась сравнительно недавно, что объясняет нехватку методов и форм, отвечающих запросам современности.
В первой главе выпускной квалификационной работы мы определили, что образ современного гражданина формируется на основе развития гражданско-правовых компетенций посредством программы гражданско-правового образования. Нами были сформулированы основные характеристики современного гражданина, сформирован список гражданско-правовых компетенций, развивающихся в процессе гражданско- правового образования: информационно-познавательная и преобразовательная компетенции, ценностно-ориентированная, коммуникативная, регулятивно-поведенческая.
Согласно анализу результатов анкетирования 2019 года мы определили, что включение молодого человека в систему гражданско-правового образования напрямую влияет на развитие гражданско-правовых компетенций, а значит и на формирование характеристик современного гражданина.
Анкетирование позволило выделить некоторые источники гражданско-правового образования в Томской области, сформировать представление об инфраструктуре поддержки гражданско-правового образования в Томской области. Анализ данных анкетирования 2019 года привел к выводу о том, что в Томской области ежегодно реализуется обширное количество программ гражданско-правового образования молодежи, однако, нехватка теоретической базы и научных исследований в данной сфере приводит к ситуации недостаточно высокой эффективности программ.
Нами были сформированы критерии анализа программ гражданского образования на основе междисциплинарных принципов образования, специфических принципы гражданско-правового образования. Для изучения были выбраны несколько наиболее результативных программ для того, чтобы выявить наиболее эффективные методы и формы работы, рассмотреть дефициты.
Во второй главе мы приступили к разработке методологии программы гражданско- правового образования старшеклассников «Право», как технологии формирования образа 62
современного гражданина. Сопоставив психофизические особенности старшеклассников и наиболее эффективные методы гражданско-правового образования, нами были сформулирована методология нашей программы. Также нами были описаны направленность программы, актуальность, цель, задачи программы, качественные и количественные ожидаемые результаты, методы их достижения, формы и методы ведения контроля формирования компетенций, учебно-тематический план программы.
По итогам анализа результатов входного и итогового анкетирования участников программы гражданско-правового образования старшеклассников «Право», как технологии формирования образа современного гражданина мы сделали вывод о том, что на каждом этапе участники программы показали достойные результаты. Таким образом, программа гражданско-правового образования старшеклассников «Право», как технология формирования образа современного гражданина эффективна.
Данные, представленные в двух главах нашей выпускной квалификационной работы, доказывают гипотезу о том, что гражданско-правовое образование старшеклассников будет эффективно, если определить основные характеристики образа современного гражданина, сформулировать список гражданско-правовых компетенций, развивающихся в процессе гражданско-правового образования старшеклассников, изучить инфраструктуру поддержки гражданско-правового образования в Томской области, опыт реализации программ гражданско-правового образования, их эффективность, разработать, апробировать и провести анализ эффективности результатов опытно-экспериментальной программы гражданско-правового образования старшеклассников «Право», как технологии формирования образа современного гражданина.
Подводя итоги исследования, можно сказать, что программа гражданско-правового образования старшеклассников «Право», как технология формирования образа современного гражданина может стать одной из ключевых программ, направленных на развитие гражданско-правовых компетенций личности.



1. 50 образовательным организациям Томской области вручен знак «Лидер гражданского образования 2020» // Департамент общего образования Томской области. [Томск], 2021. - URL: https://edu.tomsk.gov.ru/news/front/view/id/70968 (дата обращения 15.04.2021);
2. Вострова М. А. Методические рекомендации: «Анализ образовательных
программ» / М.А. Вострова. СПб., 2009. - URL:
http://mkcdod.narod.ru/doc/pedagog/analiz_op.pdf (дата обращения 15.04.2021);
3. Гражданский кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Статья 21 // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2021. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/9e6e097ccc381775641f6a57435aa14 a854c504c/ (дата обращения: 30.04.2021);
4. Гражданский кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 1994 года №51. Статья 28 // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. М., 2021. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/cc856395792cdd3ebdb55d49f5f2f9b 8d6cabced/ (дата обращения 28.04.2021);
5. Гражданский кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 1994 года №51. Статья 26 // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2021. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/7b6abd47219e2aa6081ac21b41e9e83 d80fb45df/ (дата обращения: 30.04.2021);
6. Гражданский кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 1994 года №51. Статья 27 // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2021. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ef2eb38b07a27524179e9c378799b64 0425d16c3/ (дата обращения: 30.04.2021);
7. Декларация прав ребенка (резолюция 1386 (ХХУ) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) // Официальный сайт ООН. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 27.04.2021);
8. Звоновский В. Б. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - [Б. м.], 2007. № 1. - С. 5461;
9. Капто А. С. Социальная активность молодежи. - М.: Знание, 1971. - 53 с.;
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. №195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018). Статья 2 // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2021. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/e2ff2c4825ed8a2cbd821019256729 d233b4d1c5/ (дата обращения: 30.04.2021);
11. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Статья 9 // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2021. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/7bcffa4b3a148a8c5656f7eb7a5efd91 56a266c2/ (дата обращения: 27.04.2021);
12. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Статья 7 // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2021. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/c96bd5abec44eb350dc976b75a98e8f bf4c38c58/ (дата обращения: 27.04.2021);
13. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Статья 12 // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2021. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/25e3b37de2f06c5310ab355085d453a f761234de/ (дата обращения: 27.04.2021);
14. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Статья 24 // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2021. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/994007352b327d16a50bd8e24d3c0f 2533637e0f/ (дата обращения: 28.04.2021);
15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11- ФКЗ). Статья 43 // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2021. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87bed dac2947282/ (дата обращения: 30.04.2021);...51



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ