ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИДЕНТИЧНОСТЬ, ИММИГРАЦИЯ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 8
1.1. Мультикультурализм и национальная идентичность в контексте модернизации и глобализации 8
1.2 «Параллельные общества» и эволюция отношения британцев к иммигрантам в начале XXI века 20
1.3 Кризис в отношениях между властями страны и этнокультурными меньшинствами 26
ГЛАВА 2. ИТОГИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ: ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ КРИЗИСА 30
2.1 Беспорядки в иммигрантских кварталах Лондона и ряда других английских
городов (Ливерпуля, Манчестера, Бристоля) в августе 2011 года 30
2.2 Террористические акты в Норвегии 22 июля 2011 года и отношение к мигрантам в Великобритании после теракта 36
2.3 Протесты антирасистского движения Black Lives Matter в июне-августе 2020г.
и их связь с событиями 2011 года 39
ГЛАВА 3. ВОПРОС О ПЕРЕСМОТРЕ И ОТКАЗЕ ОТ ИДЕИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА (2011-2019 гг.) 43
3.1 Критика мультикультурализма со стороны консерваторов в Великобритании . 43
3.2 Антидискриминационное законодательство и участие мигрантов в жизни британского общества 47
3.3 Централизованная регламентация мультикультурного пространства национальным правительством как путь урегулирования межэтнических отношений в британском обществе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Актуальность исследования
В последнее время большое внимание было уделено британскому мультикультурализму как хорошему политическому ответу на культурное разнообразие. Однако политика мультикультурализма развивалась не в вакууме, и поэтому ее формулировка и развитие, а также сопутствующие ей неясности нельзя понять без экскурса в историю деколонизации и иммиграционной политики в Великобритании. Прощание Британии со своей империей не было решительным шагом, а скорее постепенным, нежелательным процессом. На протяжении десятилетий вопросы гражданства и расовой принадлежности оставались нерешенными, в результате чего было невозможно сформулировать последовательную и справедливую иммиграционную политику. Тот факт, что политические, экономические и социальные права были связаны с подчинением, а не с национальным гражданством, ставил иммигрантов из Содружества в особое положение. С одной стороны, это наделило их некоторыми полномочиями по сравнению с иммигрантами в других странах, иммигрантам из Содружества эти права уже были предоставлены, по крайней мере, формально, и борьба за равенство была сосредоточена на реализации уже существующих прав. Несмотря на то, что все граждане Содружества имели равный статус, не все они были одинаково желанными иммигрантами.
Большинство ученых согласны с тем, что мультикультурализм является результатом прошлой и настоящей иммиграции. После Второй мировой войны потребность в рабочей силе стала острой из-за ущерба, нанесенного войной в европейских странах. Экономика в большей части Европы была в целом плохой, но гораздо лучше на другой стороне Атлантики, где почти или совсем не было военных действий. С послевоенного периода война была одним из основных факторов, побуждающих людей эмигрировать в другие страны. Например, в течение 1970-х (1975-1981 гг.) произошло массовое излияние вьетнамских беженцев и людей в лодках из Юго-Восточной Азии из-за вьетнамского вторжения в Камбоджу и поражения коммунистического режима красных кхмеров. Беженцы бежали во Францию, США, Канаду и Австралию. При диктаторе Иди Амине в 70-х годах Уганда пережила бедствие этнической чистки, которое привело к изгнанию азиатов, в основном индийцев. Беженцы бежали в Великобританию, Канаду и Америку. Более того, в 90-е годы Западный мир стал свидетелем распада Югославии с последующей войной на Балканах, которая привела к массовому отъезду беженцев. В последние десятилетия тех, кого традиционно называют иммигрантами, скорее называли просителями убежища и беженцами, поскольку они часто покидают свою родную страну из-за голода, войны или других стихийных бедствий.
Цель исследования - выявить истоки и последствия кризиса политики мультикультурализма в Великобритании на примере событий в Лондоне в августе 2011 г.
Задачи исследования:
- рассмотреть мультикультурализм и национальную идентичность в контексте модернизации и глобализации;
- изучить «параллельные сообщества» и эволюцию отношения британцев к
иммигрантам в начале XXI века;
- описать кризис в отношениях между властями страны и этнокультурными
меньшинствами;
- изучить причины беспорядков в иммигрантских кварталах Лондона и ряда других английских городов (Ливерпуля, Манчестера, Бристоля) в августе 2011 г.;
- исследовать события, связанные с террористическими актами в Норвегии 22 июля 2011 года и отношение к иммигрантам в Великобритании после них;
- исследовать данные по протестам антирасистского движения Black Lives Matter в Великобритании в июне-августе 2020г.;
- проанализировать критику мультикультурализма со стороны консерваторов в Великобритании;
Объект исследования: европейский мегаполис как этнокультурный и
административно-политический центр мультикультурного развития в контексте процесса реализации политики мультикультурализма, его общие и особенные черты, присущие Лондону.
Предмет исследования: институциональное политическое управление
этпополнтическими процессами в мегаполисе на примере Лондона.
Методы исследования: историко-системный метод, историко-генетический метод, сравнительный анализ, общенаучные методы анализа. Историко-системный метод использовался в данной работе для описания развития мультикультурной политики Великобритании, что позволило проследить и изучить взаимосвязь политических процессов в отношении этнокультурного вопроса. Историко-генетический метод позволил проследить изменения в иммиграционной политике Великобритании. Сравнительный анализ помог провести аналогию между действующей позицией администрации Великобритании по иммиграции и прошлой. Общенаучные методы анализа использовались для анализа материалов, освещавших события, связанные с принятием правительством политических решений по иммиграционному вопросу.
Анализ использованных источников и литературы
При написании данной работы были использованы научные источники, которые затрагивают статьи о создании мультикультурного общества в Великобритании и связанные с этим проблемы и мнения специалистов.
Существует обширная, преимущественно англоязычная, литература, посвященная проблемам мультикультурализма и его критике: Б. Бузан, Ю. Дэвис, Л. Альварез, У. Кимлика, Б. Гидли, Дж. Хатчинсон, Т. Модуд, Дж. Маккарти. Среди российских ученых данной проблемой занимались такие авторы как: Антонова В.К., Горшунова Е.Ю., Кондратьева Т.С., Липкин М.С., Федорова Д.Н.
Степень изученности темы представлена также трудами по исследуемой проблематике и научными и аналитическими статьями. Наиболее последовательно феномен мультикультурализма в Великобритании рассмотрен в трудах западных специалистов: канадского политолога, философа У. Кимлики, англоамериканского политолога Ч. Кукатаса, предлагающего подробный анализ сущности этого явления, а также Ч. Тейлора и Б. Барри.
В статье Антоновой В.К. «Великобритания обречена на мультикультурализм или мультикультурализм в Великобритании обречен?» анализируется современный мультикультурализм в Великобритании с использованием различных данных, собранных путем статистики, материалы СМИ, и недавние исследования британских ученых в области этнических отношений .
Берсон А.Б. в статье «Лондонская модель» мультикультурного развития: городские административные инициативы и культурная интеграция этнических меньшинств» исследует культурную интеграцию национальных и этнических меньшинств, рассматривая стратегии лондонской администрации в сфере мультикультурализма, а также анализирует инициативы, исходящие от этнических меньшинств, создание ими гетто/параллельных сообществ и сегрегацию в городе .
Интересным для нас является учебное пособие «Межкультурная коммуникация, этнические стереотипы и ярлыки англоговорящего сообщества» Горшуновой Е.Ю. и Горшунова Ю.В., которое они посвятили актуальным культурным и социальным вопросам англоговорящего сообщества в Великобритании, порождающим осознанные и неосознанные этнические стереотипы и ярлыки .
Отечественный историк Липкин М.А. обращается к понятию идентичности в сфере межнациональных отношений, возникающих внутри британской нации между англичанами, шотландцами, ирландцами, жителями Уэльса, Кента и другими национальностями, исторически вошедшими в состав британской нации. В рамках этого дискурса он дает определение терминам британство и англичанство, где первое, соответственно, обозначает национальную, гражданскую принадлежность, а второе - этническую .
Стоит также отметить, что диссертация Мамедовой Л.К. «Развитие общественно-политического диалога британского правительства с представителями крупных некоренных этнических групп» является немаловажным источником, так как в ней она описывает процесс нарастания мультикультурности Великобритании, который недостаточно эффективно контролируют власти. Она описывает, что характер британского мультикультурализма является особенным в виду исторических событий его формирования и стратегии государства. По ее мнению, по большей части именно опыт регулирования отношений британских властей и жителей колоний лег в основу политики аккультурации мигрантов в Великобритании в конце XX — начале XXI вв .
Более подробно британская идентичность рассматривается в статье Федоровой Д.Н. «Английская идентичность и экстремизм». Автор приходит к выводу о болезненности в осмыслении колониального прошлого, но вместе с тем подчеркивает, что образ Британской империи до сих пор остается важнейшим фактором формирования британской идентичности .
Не мало важным является труд западного эксперта по проблемам миграции Бена Гидли «Migrants in London: Policy Challenges», в котором он описал ключевые вопросы политики Лондона включая отток и мобильность населения столицы (что оказывает значительное влияние на предоставление услуг), крайнюю полярность ее рынка труда мигрантов (что имеет серьезные последствия для рынка труда и политики экономического развития), а также огромные внутрирегиональные различия между внутренними и внешними районами (с последствиями для социальной сплоченности и жилищной политики) .
Написанию работы также поспособствовала книга канадского политического философа Уильяма Кимлики «Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights». В этой книге представлена концепция прав и статуса культур меньшинств. В ней утверждается, что определенные виды прав для культур меньшинств согласуются с либерально¬демократическими принципами и что стандартные либеральные возражения против признания таких прав на основе индивидуальной свободы, социальной справедливости и национального единства. Однако ни одна единая формула не может быть применена ко всем группам, и потребности и чаяния иммигрантов сильно отличаются от потребностей и чаяний коренных народов и национальных меньшинств. В книге анализируются некоторые вопросы, которые, хотя и занимают центральное место в понимании мультикультурной политики (такие как языковые права, представительство групп, права на землю, федерализм и отделение), на удивление игнорируются в современной либеральной теории .
Дебаты по иммиграции превратились де-факто в дебаты о том, должна ли Британия быть страной только белых людей или нет. Как следствие, основной проблемой инкорпорации иммигрантов стало установление хороших «расовых отношений». Академические круги помогли создать особый язык для обсуждения и политических решений, сделав британский подход еще более своеобразным, отличным от других способов включения иммигрантов. В то же время это чувство отличия не мешает британским политикам, активистам и ученым продвигать британский мультикультуралистский подход как «самую лучшую тактику» при работе с иммигрантами. Исследование процессов межкультурного взаимодействия требует изучения роли этничности в политических процессах. Для этого используется этнополитическая теория, изучающая генезис этнических, этнонациональных, межэтнических, этнокультурных отношений в системе социально-политических процессов, институтов, и входящая в нее теория этнополитических конфликтов.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
В настоящее время наблюдается все большая тенденция к тому, что как левые, так и правые высказываются об упадке мультикультурализма. Тревор Филипс (бывший председатель тогдашней Комиссии по расовому равенству в Великобритании) спорно заявил о провале политики мультикультурализма в 2004 году. Политические дискуссии о мультикультурализме необходимо понимать в контексте войны с терроризмом после 11 сентября 2001, а также в контексте реакции на беспорядки в Великобритании в 2011 году, которые были сосредоточены на предполагаемом росте сегрегации (особенно в городах северной Англии с многочисленным мусульманским и мигрантским населением). Таким образом, в дебатах о мультикультурализме, как правило, повышенное внимание уделяется религиозным различиям (особенно исламу), наряду с более ранним акцентом на расовых и/или этнических различиях. В феврале 2011 года премьер-министр Дэвид Кэмерон начал «войну с государственным мультикультурализмом», который он обвинил в поощрении сепаратизма и, следовательно, в ответственности за радикализацию, которая может привести к терроризму. Одним из «фронтов» этой войны для премьер-министра было обеспечение того, чтобы в школах преподавалась «общая культура». Нет ничего необычного в том, что школы являются центром критики и продвижения политики в отношении мультикультурализма. Однако, несмотря на, возможно, преждевременные заявления о его неэффективности, существует очень ограниченное согласие относительно того, что такое мультикультурализм на самом деле. Социологическая литература часто не в состоянии адекватно описать повседневную реальность культурных различий в сверхразнообразных городах и пространствах. Существует множество ответов на вопрос, какие различия имеют значение, и эти ответы показывают, что важны не только расовые отличия. Религия может выступать в качестве важного маркера, хотя и тесно связана с расовыми признаками. Точно так же социальный класс может стать наиболее важным фактором в вопросе о том, с кем родители хотят, чтобы их дети общались. Во многих странах мультикультурализм занимает важное место в политической повестке дня. Интеграция играет жизненно важную роль в формировании политики, и чиновники в нескольких странах приняли законы о расовых отношениях в попытке создать равные возможности для всех, независимо от происхождения. Это проявляется в образовании, при приеме на работу в государственные учреждения, в средствах массовой информации и других областях, где существовала политическая мотивация для демонстрации разнообразия. С другой стороны, следует упомянуть, что в некоторых странах ведутся ожесточенные политические дебаты по поводу, например, носимой одежды, такой как хиджаб, тюрбан, а также строительства мечетей, церквей и храмов. Во Франции дебаты о хиджабах вызвали резкое негодование среди этнических меньшинств и белых французов.
Некоторые авторы предположили, что европейские связи с точки зрения прав человека и юриспруденции в рамках Европейского Союза приобретают все большую важность и будут способствовать интеграции мигрантов. Но на данный момент европейские механизмы не обеспечивают значимой защиты выходцев из Азии, Ближнего Востока и Африки в Европе. Например, в соответствии со статьей 8 Европейской конвенции о правах человека гарантируется право на семейную жизнь, но не право на семейную жизнь в стране по вашему выбору. Последнее слово по-прежнему остается за национальным государством в отношении того, можно ли поселиться с супругом в Лондоне или Брэдфорде. Существует слишком много случаев, когда семьи были разделены английским законодательством по странным формальным причинам. Похоже, что никого не волнуют такие нарушения, вызванные применением закона, который якобы сосредоточен на правах человека. Именно это систематическое нарушение основных прав небелых людей и явные свидетельства различных форм систематической дискриминации сигнализируют всем небелым и мигрантам, разным этническим меньшинствам о том, что в Великобритании нежелательно даже становиться одним из «меньшинств», и гораздо безопаснее сохранять связи и защиту со своими традиционными региональными и местными культурами из-за границы и в диаспоре в новой стране пребывания. Можно утверждать, что мультикультурализм и плюрализм принесли с собой ряд проблем как в глобальном масштабе, так и в странах с большим количеством этнических меньшинств. Некоторые из проблем заключаются в том, чтобы учесть всех и защитить уязвимые группы от расизма, предрассудков и дискриминации и в то же время обеспечить справедливое обращение с вновь прибывшими. При большем разрыве между людьми в глобальном масштабе, люди из южного полушария, как правило, пытаются испытать удачу в северном. Это создает проблемы для Европы, Америки, некоторых стран Азии, Канаде и Океании. Примечательно, что это привело к конкуренции за рабочие места, распространению гетто, бедности, безработице и расовым беспорядкам. В некоторых районах более богатых западных стран много говорят о новом, бедном нижнем классе иммигрантов как в первом, так и во втором поколении. В Великобритании, например, эта конкуренция была заметна и сильно ощущалась в некоторых городских районах, где многие люди из традиционных рабочих классов не работали в течение нескольких поколений. Там конкуренция за статус, звание и работу вылилась в прямую конфронтацию между черными и белыми британцами. В таких районах с высоким уровнем безработицы легко вербовать людей в экстремистские организации. Многие выходцы из Азии и Африки в Великобритании испытывают глубокое чувство систематической несправедливости. Это не способствует межкультурной гармонии и не соответствует официальной программе ассимиляции. Новой Британии необходимо будет продолжать заниматься вопросами иммиграции и мультикультурализма, и можно только надеяться, что в этой области будет достигнут некоторый прогресс, поскольку в нынешней ситуации по-прежнему доминирует официальная дискриминация, даже в рамках самого закона о борьбе с дискриминацией. Подходы к иммиграции и особенно к мультикультурализму остаются глубоко неудовлетворительными из-за преобладания модернистских и евроцентрических предположений о врожденном превосходстве всего современного и евро-американского. Эта область исследований очень сложна, и предмет, который она затрагивает, не так прост, как могло показаться раньше. Нужно больше исследователей, чтобы помочь правительствам и людям распутать возникшие узлы межкультурного непонимания и работать в направлении более гармоничного, ориентированного на плюрализм будущего. Однако этот вызов ставится не только перед Великобританией, это глобальная проблема, которая приобретает все большую актуальность и требует большего внимания со стороны ученых. В данной работе была сделана попытка доказать, что мультикультурализм с точки зрения расовых или культурных различий лучше всего понимается в контексте целого ряда различий, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни, включая классовые, религиозные различия и то, что охарактеризуется как «этнические» различия.
Несмотря на декларации на политическом уровне об окончании мультикультурализма, в повседневной жизни отдельные лица и сообщества продолжают вести переговоры о культурных отличиях различными способами.
Отношение к мультикультурализму людей будет влиять на их выбор места жительства, в зависимости от предполагаемого этнического, религиозного и социального состава населения. Ощущение принятие мультикультурализма варьируется в зависимости от группы населения. В Великобритании наблюдается большая тенденция рассматривать этнические различия как нечто естественное и непреодолимое. Что интересно, некоторые этнические меньшинства и мигранты из различных классовых общества считают точно также. Белые британцы из рабочего и среднего класса испытывают сомнения относительно современной политики мультикультурализма. Это указывает на необходимость изучения повседневного мультикультурализма, чтобы наладить межкультурный диалог.
Также важно проследить, как культурные различия могут содержать идеи как расовых или этнических, так и религиозных различий, которые взаимосвязаны друг с другом и иногда их трудно распознать. Тем не менее, это исследование показало, что какой бы ни была 68
политическая судьба мультикультурализма в будущем, очевидно, что целый ряд категорий и различий (особенно расы и этнической принадлежности) будет только обостряться.