Проведено экспериментальное исследования.
База исследования: МАОУ Гимназия № 12 г. Саранска.
Выборка: 20 учеников.
Есть приложения.
Введение 3
1 Методы обучения школьников 5
1.1 Трактовка понятий методов обучения школьников 5
1.2 Классификация методов обучения 6
1.3 Метод проектов - как универсальное средство обучения 10
2 Организация и результаты опытно поисковой работы 17
2.1 Содержание и условия проведения опытно-поисковой работы 17
2.2 Основные методы опытно – поисковой работы 20
2.3 Результаты опытно-поисковой работы и их анализ 22
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения
Актуальность темы исследования. Главная задача современной системы образования ¬– содействовать развитию общества, подготавливая учащихся к активной деятельности в различных сферах: экономике, культуре, политике и социальной жизни.
Технологическая подготовка становится ключевым инструментом развития личности ученика. Экономические и социальные трансформации требуют пересмотра подходов к технологическому образованию. Сегодня обучение технологии должно не только предоставлять базовые знания, но и формировать навыки самостоятельного обучения, работы с информацией и адаптации к новым знаниям.
Традиционные методы обучения технологии зачастую не отвечают современным требованиям, ориентируясь на «среднего» ученика. Это приводит к низкой мотивации, недостаточному развитию навыков самообразования и, как следствие, ограничивает интеллектуальный рост, необходимый в информационном обществе. Таким образом, возникает противоречие между потребностями современного общества и возможностями традиционной системы образования.
Применение новых технологий в образовательном процессе позволяет педагогам эффективно обучать детей, отвечая современным требованиям. Одним из таких подходов является метод проектов. Он предоставляет учащимся возможность самостоятельной работы, развивает творческие способности, лидерские качества и формирует личную ответственность за результат. Ученики учатся самостоятельно искать информацию, используя различные источники, и доводить начатое до конца. Роль преподавателя трансформируется от учителя к наставнику и консультанту. Эти факторы обуславливают активное применение проектной методики в обучении технологии.
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности метода проектов с применением принципа индивидуального подхода для повышения уровня самостоятельности, мотивации, углубления знаний по изучаемой теме и развития творческого потенциала учащихся.
Объект исследования ¬– методы обучения школьников основам кулинарии на уроках технологии.
Предмет исследования ¬– метод проектов с использованием принципа индивидуального подхода на уроках технологии по кулинарии.
Гипотеза исследования: применение метода проектов на уроках технологии по кулинарии повысит самостоятельность и мотивацию учащихся, углубит их знания по теме и будет способствовать развитию творческого потенциала.
В соответствии с целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы дать определение и классификацию методов обучения, подробно рассмотрев метод проектов.
2. Изучить индивидуализацию обучения и особенности ее практической реализации.
3. Разработать и провести опытно-поисковую работу по применению метода проектов на уроках технологии по кулинарии.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, справочной, психологической и педагогической литературы по теме, наблюдение, беседы с учителями технологии и изучение их опыта, тестирование и анализ продуктов деятельности учащихся.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Практика показывает, что знания, полученные учащимися самостоятельно и с высокой мотивацией, являются наиболее прочными и эффективными. Выполнение работы от начала до конца стимулирует дальнейшее обучение и развитие.
Многогранность методов обучения обуславливает существование множества их классификаций, основанных на различных признаках. Как отмечается в источнике [10], «классификация методов обучения ¬– это упорядоченная по определенному признаку их система». Однако в современной дидактике отсутствует единый подход к классификации. Разные авторы используют различные критерии систематизации, что приводит к многообразию классификаций.
В процессе обучения метод представляет собой систематизированный способ достижения учебно-воспитательных целей, определяющий взаимодействие учителя и учащихся. Анализ психолого-педагогической литературы показывает отсутствие универсального, общепринятого определения метода обучения.
Важным фактором является и то, что учащиеся видят практическое применение полученных знаний, что повышает общую эффективность обучения. Современное общество предъявляет высокие требования к качеству образования. Необходимо, чтобы учащиеся умели ориентироваться в информационном потоке, критически и рационально мыслить, самостоятельно получать, анализировать и обобщать знания, а также работать в команде.
Проектный метод предоставляет широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, позволяя учащимся работать над заданиями подходящего объема и сложности, в своем собственном темпе и используя свои методы.
Проведенная опытно-поисковая работа показала, что применение проектного метода на уроках технологии при изучении основ кулинарии способствует развитию самостоятельности учащихся в решении задач, повышению их мотивации и проявлению творческих способностей. Это, в свою очередь, укрепляет уверенность учащихся в своих силах. Кроме того, работа над проектом побуждает учащихся брать на себя ответственность за свое обучение, делая его более осмысленным и, как следствие, значительно повышая качество образования.