Проведено экспериментальное исследования.
База исследования: МАОУ Гимназия № 12 г. Саранска.
Выборка: 20 учеников.
Есть приложения.
Введение 3
1 Методы обучения школьников 5
1.1 Трактовка понятий методов обучения школьников 5
1.2 Классификация методов обучения 6
1.3 Метод проектов - как универсальное средство обучения 10
2 Организация и результаты опытно поисковой работы 17
2.1 Содержание и условия проведения опытно-поисковой работы 17
2.2 Основные методы опытно – поисковой работы 20
2.3 Результаты опытно-поисковой работы и их анализ 22
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения
Актуальность темы исследования. Главная задача современной системы образования ¬– содействовать развитию общества, подготавливая учащихся к активной деятельности в различных сферах: экономике, культуре, политике и социальной жизни.
Технологическая подготовка становится ключевым инструментом развития личности ученика. Экономические и социальные трансформации требуют пересмотра подходов к технологическому образованию. Сегодня обучение технологии должно не только предоставлять базовые знания, но и формировать навыки самостоятельного обучения, работы с информацией и адаптации к новым знаниям.
Традиционные методы обучения технологии зачастую не отвечают современным требованиям, ориентируясь на «среднего» ученика. Это приводит к низкой мотивации, недостаточному развитию навыков самообразования и, как следствие, ограничивает интеллектуальный рост, необходимый в информационном обществе. Таким образом, возникает противоречие между потребностями современного общества и возможностями традиционной системы образования.
Применение новых технологий в образовательном процессе позволяет педагогам эффективно обучать детей, отвечая современным требованиям. Одним из таких подходов является метод проектов. Он предоставляет учащимся возможность самостоятельной работы, развивает творческие способности, лидерские качества и формирует личную ответственность за результат. Ученики учатся самостоятельно искать информацию, используя различные источники, и доводить начатое до конца. Роль преподавателя трансформируется от учителя к наставнику и консультанту. Эти факторы обуславливают активное применение проектной методики в обучении технологии.
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности метода проектов с применением принципа индивидуального подхода для повышения уровня самостоятельности, мотивации, углубления знаний по изучаемой теме и развития творческого потенциала учащихся.
Объект исследования ¬– методы обучения школьников основам кулинарии на уроках технологии.
Предмет исследования ¬– метод проектов с использованием принципа индивидуального подхода на уроках технологии по кулинарии.
Гипотеза исследования: применение метода проектов на уроках технологии по кулинарии повысит самостоятельность и мотивацию учащихся, углубит их знания по теме и будет способствовать развитию творческого потенциала.
В соответствии с целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы дать определение и классификацию методов обучения, подробно рассмотрев метод проектов.
2. Изучить индивидуализацию обучения и особенности ее практической реализации.
3. Разработать и провести опытно-поисковую работу по применению метода проектов на уроках технологии по кулинарии.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, справочной, психологической и педагогической литературы по теме, наблюдение, беседы с учителями технологии и изучение их опыта, тестирование и анализ продуктов деятельности учащихся.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Практика показывает, что знания, полученные учащимися самостоятельно и с высокой мотивацией, являются наиболее прочными и эффективными. Выполнение работы от начала до конца стимулирует дальнейшее обучение и развитие.
Многогранность методов обучения обуславливает существование множества их классификаций, основанных на различных признаках. Как отмечается в источнике [10], «классификация методов обучения ¬– это упорядоченная по определенному признаку их система». Однако в современной дидактике отсутствует единый подход к классификации. Разные авторы используют различные критерии систематизации, что приводит к многообразию классификаций.
В процессе обучения метод представляет собой систематизированный способ достижения учебно-воспитательных целей, определяющий взаимодействие учителя и учащихся. Анализ психолого-педагогической литературы показывает отсутствие универсального, общепринятого определения метода обучения.
Важным фактором является и то, что учащиеся видят практическое применение полученных знаний, что повышает общую эффективность обучения. Современное общество предъявляет высокие требования к качеству образования. Необходимо, чтобы учащиеся умели ориентироваться в информационном потоке, критически и рационально мыслить, самостоятельно получать, анализировать и обобщать знания, а также работать в команде.
Проектный метод предоставляет широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, позволяя учащимся работать над заданиями подходящего объема и сложности, в своем собственном темпе и используя свои методы.
Проведенная опытно-поисковая работа показала, что применение проектного метода на уроках технологии при изучении основ кулинарии способствует развитию самостоятельности учащихся в решении задач, повышению их мотивации и проявлению творческих способностей. Это, в свою очередь, укрепляет уверенность учащихся в своих силах. Кроме того, работа над проектом побуждает учащихся брать на себя ответственность за свое обучение, делая его более осмысленным и, как следствие, значительно повышая качество образования.
1. Абраухова, В. В. Педагогика дошкольного образования в условиях реализации ФГОС / В. В. Абраухова. – Москва : Директмедиа Паблишинг, 2021. ¬– 44 с. – Текст : непосредственный.
2. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с. – Текст : непосредственный.
3. Бакланова, Т. И. Педагогика народного художественного творчества / Т. И. Бакланова. – Москва : Планета музыки, 2023. – 160 с. – Текст : непосредственный.
4. Бермус, А. Г. Практическая педагогика / А. Г. Бермус. – Москва : Юрайт, 2020. – 128 с. – Текст : непосредственный.
5. Блинов, В. И. Введение в педагогическую деятельность / В. И. Блинов. – Москва : Юрайт, 2023. – 130 с.¬ – Текст : непосредственный.
6. Блинов, В. И. Профессиональная педагогика / В. И. Блинов. – Москва : Юрайт, 2024. – 692 с. – Текст : непосредственный.
7. Богданова, Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии / Т. Г. Богданова. – Москва : Юрайт, 2019. – 236 с. – Текст : непосредственный.
8. Бороздина, Г. В. Основы педагогики и психологии / Г. В. Бороздина. ¬– Москва : Юрайт, 2023. – 478 с. – Текст : непосредственный.
9. Быстрова, Ю. А. Педагогика. Основы специальной психологии и педагогики / Ю. А. Быстрова. – Москва : КноРус, 2023. – 142 с. – Текст : непосредственный.
10. Воскобойникова, Э. Г. Музыкальная педагогика в детских школах искусств. Общеразвивающее и предпрофессиональное обучение в классе фортепиано. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Э. Г. Воскобойникова. ¬– Москва : Юрайт, 2019. – 200 с. – Текст : непосредственный.
11. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. ¬– Москва : Юрайт, 2019. – 254 с. – Текст : непосредственный.
12. Герцман, Е. В. Музыкально-педагогические системы : античная музыкальная педагогика / Е. В. Герцман. – Москва : Юрайт, 2020. – 77 с. – Текст : непосредственный.
13. Губарева, Е. А. Инженерная педагогика. Современные технологии инженерного образования / Е. А. Губарева, В. Горбунов, Н. Ш. Ватолкина. – Москва : Лань, 2022. – 232 с. – Текст : непосредственный.
14. Гуревич, П. С. Психология и педагогика / П. С. Гуревич. – Москва : Юрайт, 2019. – 430 с. – Текст : непосредственный.
15. Дорохова, Т. С. Основы педагогики / Т. С. Дорохова, Ю. Н. Галагузова. – Москва : Инфра-М, 2020. – 272 с. – Текст : непосредственный.
16. Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования / К. В. Дрозд. – Москва : Юрайт, 2019. – 266 с. – Текст : непосредственный.
17. Дубровская, Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Дубровская, С. А. Козлова, - Москва : Юрайт, 2019. – 180 с. – Текст : непосредственный.
18. Есаулов, И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии / И. Г. Есаулов. – Москва : Планета музыки, 2020. – 256 с. – Текст : непосредственный.
19. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. – Москва : Юрайт, 2019. – 178 с. – Текст : непосредственный.
20. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичесва. Москва : Юрайт, 2019. – 178 с. – Текст : непосредственный.
21. Ильина, Т. А. Педагогика. Курс лекций / Т. А. Ильина. – Моосква : Просвещение, 1984. – 270 с. – Текст : непосредственный.
22. Каптерев, П. Ф. История русской педагогики. Учебное пособие для вузов / П. Ф. Каптерев. – Москва : Юрайт, 2019. – 272 с. – Текст : непосредственный.
23. Коджаспирова, Г. М. Педагогика. Учебник для СПО / Г. М. Коджаспирова. – Москва : Юрайт, 2019. ¬¬¬¬– 720 с. – Текст : непосредственный.
24. Колесов, В. И. Пенитенциарная педагогика. / В. И. Колесов. – Москва : Юрайт, 2023. – 361 с. – Текст : непосредственный.
25. Крившенко, Л. П. Педагогика. Учебник для бакалавров / Л. П. Крившенко. – Москва : Проспект, 2023. – 488 с. – Текст : непоредственный.
26. Крысько, В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО / В. Г. Крысько. – Москва : Юрайт, 2019. – 472 с. – Текст : непосредственный.
27. Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Кузнецов. – Москва : Юрайт, 2019. – 156 с. – Текст : непосредственный.
28. Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. – Москва : Юрайт, 2019. - 128 с. – Текст : непосредственный.
29. Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО / И. В. Патрушева. – Москва : Юрайт, 2019. – 130 с. – Текст : непосредственный.
30. Педагогика / Ю. К. Бабанский. – Москвва : Юрайт, 1988. – 385 с. – Текст : непосредственный.
31. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова. – Москва : Юрайт, 2019. – 364 с. – Текст : непосредственный.
32. Подласый, И. П. Педагогика. Учебник для СПО / И. П. Подласый. – Москва : Юрайт, 2019. ¬– 404 с. – Текст : непосредственный.
33. Савин, Н. В. Педагогика / Н. В. Савин. – Москва : Просвещение, 1978. – 124 с. – Текст : непосредственный.
34. Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М. Н. Скаткин. – Москва : МГУ, 1985. – 84 с. – Текст : непосредственный.
35. Тарасова, С. И. Основы народной педагогики. Учебное пособие для вузов / С. И. Тарасова. – Москва : Юрайт, 2020. – 158 с. – Текст : непосредственный.
36. Торохтия, В. С. Социальная педагогика / В. С. Торохтия. – Москва : Юрайт, 2023. – 454 с. – Текст : непосредственный.
37. Фалетрова, О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции / О. М. Фалетрова. – Москва : Юрайт, 2019. – 162 с. – Текст : непосредственный.
38. Федорова, Н. М. История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в XIX-XX веках. Учебное пособие для академического бакалавриата / Н. М. Федорова. – Москва : Юрайт, 2019. – 268 с. – Текст : непосредственный.
39. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – Москва : Гардарики, 1999. – 520 с. – Текст : непосредственный.
40. Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста. Учебник для академического бакалавриата / Ю. М. Хохрякова. – Москва : Юрайт, 2019. – 262 с. – Текст : непосредственный.
41. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Щуркова. – Москва : Юрайт, 2019. – 320 с. – Текст : непосредственный.