Формирование лексической компетенции у учащихся среднего школьного возраста с помощью мобильных приложений (Воронежский Государственный Университет)
|
Проведено анкетирование учителей.
Выборка: 39 человек, 37 из которых являются учителями английского языка.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Формирование лексической компетенции у обучающихся среднего школьного возраста 7
1.1 Место лексической компетенции в составе иноязычной коммуникативной компетенции 7
1.2 Особенности формирования лексической компетенции у учащихся средних классов школы 16
Выводы по Главе I 21
Глава II. Формирование лексической компетенции у обучающегося среднего школьного возраста с помощью мобильных приложений 22
2.1 Этапы и методы формирования лексической компетенции, используемые в средней школе22
2.2 Мобильные технологии, применяемые для формирования лексической компетенции у учащихся 32
2.3 Моделирование процесса формирования лексической компетенции у учащихся среднего школьного возраста с помощью Instagram в рамках факультативного часа 43
Выводы по Главе II 49
Заключение 51
Литература 53
Приложения 60
Приложение 1 60
Приложение 2 67
Приложение 3 70
Приложение 4 75
Приложение 5 79
Приложение 6 82
Выборка: 39 человек, 37 из которых являются учителями английского языка.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Формирование лексической компетенции у обучающихся среднего школьного возраста 7
1.1 Место лексической компетенции в составе иноязычной коммуникативной компетенции 7
1.2 Особенности формирования лексической компетенции у учащихся средних классов школы 16
Выводы по Главе I 21
Глава II. Формирование лексической компетенции у обучающегося среднего школьного возраста с помощью мобильных приложений 22
2.1 Этапы и методы формирования лексической компетенции, используемые в средней школе22
2.2 Мобильные технологии, применяемые для формирования лексической компетенции у учащихся 32
2.3 Моделирование процесса формирования лексической компетенции у учащихся среднего школьного возраста с помощью Instagram в рамках факультативного часа 43
Выводы по Главе II 49
Заключение 51
Литература 53
Приложения 60
Приложение 1 60
Приложение 2 67
Приложение 3 70
Приложение 4 75
Приложение 5 79
Приложение 6 82
В настоящее время статус иностранного языка как основного средства межкультурного общения возрастает и мотивирует общественность двигаться навстречу новым методикам обучения и средствам для обучения иностранному языку. Формирование продуктивных навыков становится одной из самых важных задач методики обучения иностранным языкам, где «одним из важных уровней является лексический уровень владения языка, без овладения которым акт речевой деятельности может просто не состояться» [13, 199].
Лексическая компетенция является не только основным строительным материалом речевой деятельности: говорения, письма, чтения и аудирования, но и ее содержательной стороной. Владение лексикой – это важная предпосылка развития речевых умений обучающегося. При всем вышесказанном, важно отметить, что обучение лексической компетенции не является самоцелью, так как слова изучаются для того, чтобы с их помощью осуществлять общение, а не для того, чтобы просто знать их. Таким образом, формирование лексической компетенции является самоцелью, необходимой для обучения всем видам речевой деятельности. Речевая перспектива, строящаяся на лексической основе, обуславливает мотивированность обучающихся и последующая успешность овладения лексической компетенцией.
Согласно исследованиям Н.И. Гез, примерно к среднему этапу обучения иностранному языку возникает проблема и необходимость в повышении эффективности обучения лексической стороне языка [13, 38]. Но на данный момент превалируют традиционные методы семантизации нововведённой лексики, которые не могут в полной степени обеспечить запоминание многочисленных лексических единиц представителями цифрового поколения.
Современные УМК предлагают большое количество лексических единиц, которые должны быть введены учителем за урок, изучены и активированы обучающимися во всех видах речевой деятельности. В связи с чем потребность в эффективном средстве формирования лексической компетенции и семантизации нововведенных лексических единиц, к которым можно отнести как единичные слова, так и фразы, включающие в себя от одной до 5 лексических единиц, обуславливает актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Цель исследования – на основе изучения возможностей мобильных приложений для работы с лексической стороной иностранного языка предложить способы их использования в классе при формировании лексической компетенции иностранного языка у учащихся среднего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
на основе изучения теоретических источников российских и зарубежных методистов М.А. Ариян, Н.С. Бердниковой, В.С. Бронской и других, психологов И.А. Зимняя, О.П. Корягиной и других, зарубежных исследователей М. Гёльер, Дж. Хармер и других, определить место лексической компетенции в составе иноязычной коммуникативной компетенции.
выявить характеристики лексической компетенции в качестве определяющего компонента иноязычной лингвистической компетенции.
проанализировать учебно-методический комплекс по обучению иностранному языку и выявить проблемы, связанные с формированием и развитием лексической компетенции.
изучить языковые мобильные приложения, которые могут быть использованы для формирования лексической компетенции и выявить их возможности.
составить список наиболее эффективных мобильных приложений.
разработать способы повышения уровня сформированности лексической компетенции при помощи использования наиболее эффективных мобильных приложений.
Объектом исследования выступают методы и приемы обучения лексической стороне, в основе которых лежит использование мобильный приложений на среднем этапе изучения английского языка.
Предметом исследования является процесс формирования лексической компетенции у обучающихся среднего школьного возраста.
Гипотезу данного исследования составляет предположение о том, что на современном этапе при обучении представителей цифрового поколения возможно использовать мобильные приложения для повышения уровня сформированности лексической компетенции.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
а) изучение теоретических источников по возрастной психологии, методике преподавания иностранных языков и технологическом описании мобильных приложений;
б) изучение возможностей мобильных приложений для формирования лексической компетенции у обучающихся;
в) анкетирование учащихся среднего школьного возраста на предмет проблемности формирования лексических навыков;
г) анкетирование учителей иностранного языка и наблюдение за их работой на уроках;
д) систематизация и анализ полученных данных.
Методологическими и теоретическими основами исследования являются работы российских и зарубежных методистов М.А. Ариян, Н.С. Бердниковой, В.С. Бронской, Н.И. Гез, Е.С. Пассов, С. Лайтфут, Дж. Кох и других, работы психологов И.А. Зимняя, О.П. Корягиной, Н.А. Сафаровой и других, работы зарубежных исследователей А. Резей, Дж. Хармер, Р. Гангемаран и других.
Источниками эмпирического материала послужили анкетирование учителей на предмет мнения о формировании лексической компетенции у учащихся с помощью использования мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку, анкетирование учащихся средней школы с целью выявления их отношения к возможности использования мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку, наблюдение за работой учителей на уроках иностранного языка в 5–9 классах среднеобразовательных школ.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная исследовательская работа состоит из введения, 2 глав, заключения, литературы, которая включает в себя 73 наименований, в числе которых 24 источников на иностранных языках. Работа также включает в себя 6 приложений.
Лексическая компетенция является не только основным строительным материалом речевой деятельности: говорения, письма, чтения и аудирования, но и ее содержательной стороной. Владение лексикой – это важная предпосылка развития речевых умений обучающегося. При всем вышесказанном, важно отметить, что обучение лексической компетенции не является самоцелью, так как слова изучаются для того, чтобы с их помощью осуществлять общение, а не для того, чтобы просто знать их. Таким образом, формирование лексической компетенции является самоцелью, необходимой для обучения всем видам речевой деятельности. Речевая перспектива, строящаяся на лексической основе, обуславливает мотивированность обучающихся и последующая успешность овладения лексической компетенцией.
Согласно исследованиям Н.И. Гез, примерно к среднему этапу обучения иностранному языку возникает проблема и необходимость в повышении эффективности обучения лексической стороне языка [13, 38]. Но на данный момент превалируют традиционные методы семантизации нововведённой лексики, которые не могут в полной степени обеспечить запоминание многочисленных лексических единиц представителями цифрового поколения.
Современные УМК предлагают большое количество лексических единиц, которые должны быть введены учителем за урок, изучены и активированы обучающимися во всех видах речевой деятельности. В связи с чем потребность в эффективном средстве формирования лексической компетенции и семантизации нововведенных лексических единиц, к которым можно отнести как единичные слова, так и фразы, включающие в себя от одной до 5 лексических единиц, обуславливает актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Цель исследования – на основе изучения возможностей мобильных приложений для работы с лексической стороной иностранного языка предложить способы их использования в классе при формировании лексической компетенции иностранного языка у учащихся среднего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
на основе изучения теоретических источников российских и зарубежных методистов М.А. Ариян, Н.С. Бердниковой, В.С. Бронской и других, психологов И.А. Зимняя, О.П. Корягиной и других, зарубежных исследователей М. Гёльер, Дж. Хармер и других, определить место лексической компетенции в составе иноязычной коммуникативной компетенции.
выявить характеристики лексической компетенции в качестве определяющего компонента иноязычной лингвистической компетенции.
проанализировать учебно-методический комплекс по обучению иностранному языку и выявить проблемы, связанные с формированием и развитием лексической компетенции.
изучить языковые мобильные приложения, которые могут быть использованы для формирования лексической компетенции и выявить их возможности.
составить список наиболее эффективных мобильных приложений.
разработать способы повышения уровня сформированности лексической компетенции при помощи использования наиболее эффективных мобильных приложений.
Объектом исследования выступают методы и приемы обучения лексической стороне, в основе которых лежит использование мобильный приложений на среднем этапе изучения английского языка.
Предметом исследования является процесс формирования лексической компетенции у обучающихся среднего школьного возраста.
Гипотезу данного исследования составляет предположение о том, что на современном этапе при обучении представителей цифрового поколения возможно использовать мобильные приложения для повышения уровня сформированности лексической компетенции.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
а) изучение теоретических источников по возрастной психологии, методике преподавания иностранных языков и технологическом описании мобильных приложений;
б) изучение возможностей мобильных приложений для формирования лексической компетенции у обучающихся;
в) анкетирование учащихся среднего школьного возраста на предмет проблемности формирования лексических навыков;
г) анкетирование учителей иностранного языка и наблюдение за их работой на уроках;
д) систематизация и анализ полученных данных.
Методологическими и теоретическими основами исследования являются работы российских и зарубежных методистов М.А. Ариян, Н.С. Бердниковой, В.С. Бронской, Н.И. Гез, Е.С. Пассов, С. Лайтфут, Дж. Кох и других, работы психологов И.А. Зимняя, О.П. Корягиной, Н.А. Сафаровой и других, работы зарубежных исследователей А. Резей, Дж. Хармер, Р. Гангемаран и других.
Источниками эмпирического материала послужили анкетирование учителей на предмет мнения о формировании лексической компетенции у учащихся с помощью использования мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку, анкетирование учащихся средней школы с целью выявления их отношения к возможности использования мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку, наблюдение за работой учителей на уроках иностранного языка в 5–9 классах среднеобразовательных школ.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная исследовательская работа состоит из введения, 2 глав, заключения, литературы, которая включает в себя 73 наименований, в числе которых 24 источников на иностранных языках. Работа также включает в себя 6 приложений.
Данная выпускная квалификационная работа выступает комплексным исследованием в области формирования и развития иноязычной лексической компетенции у учащихся среднего школьного возраста с помощью мобильных приложений.
В данной выпускной квалификационной работе лексическая компетенция изучается как составная часть языковой компетенции и представляет собой способность распознавать лексическое значение и формы лексических единиц, умение использования в ситуативной коммуникации, то есть обучающийся владеет навыками лексического оформления воспроизводимого текста при продуктивных видах речевой деятельности и способен понимать слова при чтении и аудировании.
На сегодняшний день разработано огромное количество разнородных упражнений, нацеленных на формирование лексической компетенции у учащихся. Однако, реализация этой цели невозможна абсолютно для всех изучающих язык, особенно иностранный. Этому могут способствовать различные факторы, в том числе низкая языковая компетентность преподавателей и обучающихся, отсутствие возможностей для активной языковой практики, а также высокие ожидания в отношении развития коммуникативной компетентности по сравнению с носителями языка, традиционные методы обучения с ориентацией на преподавателя, где однообразность упражнений не дает возможность обучающимся избегать «зубрежку» слов в процессе изучения иностранных языков. Использование языковых мобильных приложений, в свою очередь, позволяют обучающимся запоминать и усваивать нововведенные лексические единицы, вовлекая их в разнообразные формы учебной деятельности и получая хороший результат.
Данное исследование подтвердило актуальность проблемы формирования лексической компетенции у учащихся среднего школьного возраста, которая заинтересовывает учащихся на процесс обучения иностранным языкам, и которая обеспечивает учащегося возможностью участвовать в межкультурной коммуникации.
В данной выпускной работе была изучена проблема формирования лексической компетенции у обучающихся среднего школьного возраста с помощью мобильных приложений. Результаты проведенного исследования показали, что процесс формирования лексической компетенции выступает как выполнение иноязычных действий в многократном повторении, где лексическая компетенция выступает как одна из основных содержательных баз всех рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности: чтения, аудирования, письма и говорения.
Также была достигнута выдвинутая нами цель – на основе изучения возможностей мобильных приложений для работы с лексической стороной иностранного языка предложить способы их использования в классе при формировании лексической компетенции иностранного языка у учащихся среднего школьного возраста.
Практическое значение данной квалификационной работы заключается в том, что полученные результаты исследования наиболее эффективных для формирования лексической компетенции языковых мобильных приложений могут быть использованы для обучения учащихся среднего школьного возраста
В данной выпускной квалификационной работе лексическая компетенция изучается как составная часть языковой компетенции и представляет собой способность распознавать лексическое значение и формы лексических единиц, умение использования в ситуативной коммуникации, то есть обучающийся владеет навыками лексического оформления воспроизводимого текста при продуктивных видах речевой деятельности и способен понимать слова при чтении и аудировании.
На сегодняшний день разработано огромное количество разнородных упражнений, нацеленных на формирование лексической компетенции у учащихся. Однако, реализация этой цели невозможна абсолютно для всех изучающих язык, особенно иностранный. Этому могут способствовать различные факторы, в том числе низкая языковая компетентность преподавателей и обучающихся, отсутствие возможностей для активной языковой практики, а также высокие ожидания в отношении развития коммуникативной компетентности по сравнению с носителями языка, традиционные методы обучения с ориентацией на преподавателя, где однообразность упражнений не дает возможность обучающимся избегать «зубрежку» слов в процессе изучения иностранных языков. Использование языковых мобильных приложений, в свою очередь, позволяют обучающимся запоминать и усваивать нововведенные лексические единицы, вовлекая их в разнообразные формы учебной деятельности и получая хороший результат.
Данное исследование подтвердило актуальность проблемы формирования лексической компетенции у учащихся среднего школьного возраста, которая заинтересовывает учащихся на процесс обучения иностранным языкам, и которая обеспечивает учащегося возможностью участвовать в межкультурной коммуникации.
В данной выпускной работе была изучена проблема формирования лексической компетенции у обучающихся среднего школьного возраста с помощью мобильных приложений. Результаты проведенного исследования показали, что процесс формирования лексической компетенции выступает как выполнение иноязычных действий в многократном повторении, где лексическая компетенция выступает как одна из основных содержательных баз всех рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности: чтения, аудирования, письма и говорения.
Также была достигнута выдвинутая нами цель – на основе изучения возможностей мобильных приложений для работы с лексической стороной иностранного языка предложить способы их использования в классе при формировании лексической компетенции иностранного языка у учащихся среднего школьного возраста.
Практическое значение данной квалификационной работы заключается в том, что полученные результаты исследования наиболее эффективных для формирования лексической компетенции языковых мобильных приложений могут быть использованы для обучения учащихся среднего школьного возраста
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021



