Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексической компетенции у учащихся среднего школьного возраста с помощью мобильных приложений (Воронежский Государственный Университет)

Работа №185847

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено анкетирование учителей.
Выборка: 39 человек, 37 из которых являются учителями английского языка.
Есть приложения.

Введение 3
Глава I. Формирование лексической компетенции у обучающихся среднего школьного возраста 7
1.1 Место лексической компетенции в составе иноязычной коммуникативной компетенции 7
1.2 Особенности формирования лексической компетенции у учащихся средних классов школы 16
Выводы по Главе I 21
Глава II. Формирование лексической компетенции у обучающегося среднего школьного возраста с помощью мобильных приложений 22
2.1 Этапы и методы формирования лексической компетенции, используемые в средней школе22
2.2 Мобильные технологии, применяемые для формирования лексической компетенции у учащихся 32
2.3 Моделирование процесса формирования лексической компетенции у учащихся среднего школьного возраста с помощью Instagram в рамках факультативного часа 43
Выводы по Главе II 49
Заключение 51
Литература 53
Приложения 60
Приложение 1 60
Приложение 2 67
Приложение 3 70
Приложение 4 75
Приложение 5 79
Приложение 6 82


В настоящее время статус иностранного языка как основного средства межкультурного общения возрастает и мотивирует общественность двигаться навстречу новым методикам обучения и средствам для обучения иностранному языку. Формирование продуктивных навыков становится одной из самых важных задач методики обучения иностранным языкам, где «одним из важных уровней является лексический уровень владения языка, без овладения которым акт речевой деятельности может просто не состояться» [13, 199].
Лексическая компетенция является не только основным строительным материалом речевой деятельности: говорения, письма, чтения и аудирования, но и ее содержательной стороной. Владение лексикой – это важная предпосылка развития речевых умений обучающегося. При всем вышесказанном, важно отметить, что обучение лексической компетенции не является самоцелью, так как слова изучаются для того, чтобы с их помощью осуществлять общение, а не для того, чтобы просто знать их. Таким образом, формирование лексической компетенции является самоцелью, необходимой для обучения всем видам речевой деятельности. Речевая перспектива, строящаяся на лексической основе, обуславливает мотивированность обучающихся и последующая успешность овладения лексической компетенцией.
Согласно исследованиям Н.И. Гез, примерно к среднему этапу обучения иностранному языку возникает проблема и необходимость в повышении эффективности обучения лексической стороне языка [13, 38]. Но на данный момент превалируют традиционные методы семантизации нововведённой лексики, которые не могут в полной степени обеспечить запоминание многочисленных лексических единиц представителями цифрового поколения.
Современные УМК предлагают большое количество лексических единиц, которые должны быть введены учителем за урок, изучены и активированы обучающимися во всех видах речевой деятельности. В связи с чем потребность в эффективном средстве формирования лексической компетенции и семантизации нововведенных лексических единиц, к которым можно отнести как единичные слова, так и фразы, включающие в себя от одной до 5 лексических единиц, обуславливает актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Цель исследования – на основе изучения возможностей мобильных приложений для работы с лексической стороной иностранного языка предложить способы их использования в классе при формировании лексической компетенции иностранного языка у учащихся среднего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
на основе изучения теоретических источников российских и зарубежных методистов М.А. Ариян, Н.С. Бердниковой, В.С. Бронской и других, психологов И.А. Зимняя, О.П. Корягиной и других, зарубежных исследователей М. Гёльер, Дж. Хармер и других, определить место лексической компетенции в составе иноязычной коммуникативной компетенции.
выявить характеристики лексической компетенции в качестве определяющего компонента иноязычной лингвистической компетенции.
проанализировать учебно-методический комплекс по обучению иностранному языку и выявить проблемы, связанные с формированием и развитием лексической компетенции.
изучить языковые мобильные приложения, которые могут быть использованы для формирования лексической компетенции и выявить их возможности.
составить список наиболее эффективных мобильных приложений.
разработать способы повышения уровня сформированности лексической компетенции при помощи использования наиболее эффективных мобильных приложений.
Объектом исследования выступают методы и приемы обучения лексической стороне, в основе которых лежит использование мобильный приложений на среднем этапе изучения английского языка.
Предметом исследования является процесс формирования лексической компетенции у обучающихся среднего школьного возраста.
Гипотезу данного исследования составляет предположение о том, что на современном этапе при обучении представителей цифрового поколения возможно использовать мобильные приложения для повышения уровня сформированности лексической компетенции.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
а) изучение теоретических источников по возрастной психологии, методике преподавания иностранных языков и технологическом описании мобильных приложений;
б) изучение возможностей мобильных приложений для формирования лексической компетенции у обучающихся;
в) анкетирование учащихся среднего школьного возраста на предмет проблемности формирования лексических навыков;
г) анкетирование учителей иностранного языка и наблюдение за их работой на уроках;
д) систематизация и анализ полученных данных.
Методологическими и теоретическими основами исследования являются работы российских и зарубежных методистов М.А. Ариян, Н.С. Бердниковой, В.С. Бронской, Н.И. Гез, Е.С. Пассов, С. Лайтфут, Дж. Кох и других, работы психологов И.А. Зимняя, О.П. Корягиной, Н.А. Сафаровой и других, работы зарубежных исследователей А. Резей, Дж. Хармер, Р. Гангемаран и других.
Источниками эмпирического материала послужили анкетирование учителей на предмет мнения о формировании лексической компетенции у учащихся с помощью использования мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку, анкетирование учащихся средней школы с целью выявления их отношения к возможности использования мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку, наблюдение за работой учителей на уроках иностранного языка в 5–9 классах среднеобразовательных школ.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная исследовательская работа состоит из введения, 2 глав, заключения, литературы, которая включает в себя 73 наименований, в числе которых 24 источников на иностранных языках. Работа также включает в себя 6 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа выступает комплексным исследованием в области формирования и развития иноязычной лексической компетенции у учащихся среднего школьного возраста с помощью мобильных приложений.
В данной выпускной квалификационной работе лексическая компетенция изучается как составная часть языковой компетенции и представляет собой способность распознавать лексическое значение и формы лексических единиц, умение использования в ситуативной коммуникации, то есть обучающийся владеет навыками лексического оформления воспроизводимого текста при продуктивных видах речевой деятельности и способен понимать слова при чтении и аудировании.
На сегодняшний день разработано огромное количество разнородных упражнений, нацеленных на формирование лексической компетенции у учащихся. Однако, реализация этой цели невозможна абсолютно для всех изучающих язык, особенно иностранный. Этому могут способствовать различные факторы, в том числе низкая языковая компетентность преподавателей и обучающихся, отсутствие возможностей для активной языковой практики, а также высокие ожидания в отношении развития коммуникативной компетентности по сравнению с носителями языка, традиционные методы обучения с ориентацией на преподавателя, где однообразность упражнений не дает возможность обучающимся избегать «зубрежку» слов в процессе изучения иностранных языков. Использование языковых мобильных приложений, в свою очередь, позволяют обучающимся запоминать и усваивать нововведенные лексические единицы, вовлекая их в разнообразные формы учебной деятельности и получая хороший результат.
Данное исследование подтвердило актуальность проблемы формирования лексической компетенции у учащихся среднего школьного возраста, которая заинтересовывает учащихся на процесс обучения иностранным языкам, и которая обеспечивает учащегося возможностью участвовать в межкультурной коммуникации.
В данной выпускной работе была изучена проблема формирования лексической компетенции у обучающихся среднего школьного возраста с помощью мобильных приложений. Результаты проведенного исследования показали, что процесс формирования лексической компетенции выступает как выполнение иноязычных действий в многократном повторении, где лексическая компетенция выступает как одна из основных содержательных баз всех рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности: чтения, аудирования, письма и говорения.
Также была достигнута выдвинутая нами цель – на основе изучения возможностей мобильных приложений для работы с лексической стороной иностранного языка предложить способы их использования в классе при формировании лексической компетенции иностранного языка у учащихся среднего школьного возраста.
Практическое значение данной квалификационной работы заключается в том, что полученные результаты исследования наиболее эффективных для формирования лексической компетенции языковых мобильных приложений могут быть использованы для обучения учащихся среднего школьного возраста



1. Авазова А. К. Эффективность использования мобильного телефона в обучении на практических курсах английского и русского языков / А. К. Авазова, Ж. И. Эрметова // Молодой ученый. – 2017. – № 24.2. – С. 11–12.
2. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н. В. Азаренок // Личность и группа в условиях социальных изменений. – 2009. – С. 110–112.
3. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва : Икар, 2009. – 448 с.
4. Ариян М. А. Методика преподавания иностранных языков / М. А. Ариян. – Нижний Новгород : НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004. – 190 с.
5. Бексультанова Л. А. Формирование лексических навыков на занятиях по английскому языку / Л. А. Бексултанова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – № 3. – С. 39–41.
6. Бердникова Н. С. Использование мобильных приложений на уроках иностранного языка / Н. С. Бердникова, А. Г. Капцур // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2019. – С. 75–80.
7. Бим И. Л. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / И. Л. Бим. – Москва : Просвещение, 1991. – 356 с.
8. Бронская В. С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников / В. С. Бронская // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 4. – С. 59.
9. Вельс А. Е. Трудности обучения лексике английского языка в школе / А. Е. Вельс // Молодой ученый. – 2013. – № 11. – С. 577–579.
10. Гальперин П. Я. Современная методика английского языка / П. Я. Гальперин. – Москва : Просвещение, 2015. – 60 с.
11. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – Москва : Академия, 2009. – 328 с.
12. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. / Н. Д. Гальскова. – Москва : Просвещение, 2003. – 189 с.
13. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. – Москва : Высшая школа, 1982. – 373 с.
14. Зарубина Н. Н. Этика ответственности современной российской молодежи / Н. Н. Зарубина // Социология. – URL: https://mgimo.ru/files/234861/sic_zarubina.pdf (дата обращения: 01.04.2021)
15. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – Москва : Просвещение, 1991. – 222 с.
16. Кабарадов М.К. Психология самостоятельности. – Москва : Эль-Фа, 1996. – 160 с.
17. Ковалев Н. Е. Введение в педагогику / Н. Е. Ковалев, М. В. Матюхина, К. Т. Патрина. – Москва : Просвещение, 2005. – 567 с.
18. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова. – Москва, 2002. – 258 с.
19. Короткова И. П. Методика формирования лексической компетенции младших школьников посредством английского фольклора: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / И.П. Короткова. – Москва, 2012.
20. Корягина О. П. Проблема подросткового возраста / О. П. Корягина // Классный руководитель. – 2003. – № 1. – С. 25–30.
21. Крическая К. С. К вопросу о содержании лексических правил в обучении иностранному языку / К. С. Кричевская // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4. – С. 65–68.
22. Кувшинов В. И. О работе с лексикой на уроках английского языка / В. И. Кувшинов // Иностранные языки в школе. – 1990. – № 5. – С. 20–24.
23. Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект / А. Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. – 2018. – № 2. – С. 1–10.
24. Курбакова М. А. Использование приложения Quizlet в обучении техническому английскому / М. А. Курбакова, А. А. Колесникова // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 8. – С. 103–109.
25. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology / Р. П. Мульруд. – Москва, 2005. – 253 с.
26. Невирко Л. И. Формирование коммуникативной компетенции в рамках новой модели подготовки учителей английского языка / Л. И. Невирко // Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах: материалы X научно-практической конференции. – 2003. – С. 62–65.
27. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – Москва : Тривола, 1995. – 352 с.
28. Павлова Л. П. Формирование иноязычной лексической компетенции у студентов экономического вуза / Л. П. Павлова // Иновационные образовательные технологии. – 2011. – № 2. – С. 44–50.
29. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – Москва : Просвещение, 2007. – 223 с.
30. Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – Москва, 2010. – 222 с.
31. Пассов Е. И. Учитель иностранного языка / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев. – Москва, 1993. – 40 с.
32. Пассов Е. И. Формирование лексических навыков: Учебное пособие / Е. И. Пассов, Е. С. Кузнецова. – Воронеж : Интерлингва, 2002. – 40 с.
33. Пашукова Т. И. Практикум по общей психологии: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дяков. – Москва : Институт практической психологии, 1996. – 127 с.
34. Побединская С. Е. Некоторые приемы формирования потенциального словаря учащихся при обучении английскому языку / С. Е. Побединская // ИЯШ. – 1984. – № 2. – С. 94–98.
35. Пучкова А. И. Из опыта формирования лексического навыка у школьников / А. И. Пучкова // Иностранные языки в школе. – 2014. – № 2. – С. 38–44.
36. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – Москва : Просвещение, 1991. – 287 с.
37. Самохина Н. В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей / Н. В. Самохина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6–3. – С. 591–595.
38. Сапа А. П. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС / А. П. Сапа // Продуктивная педагогика. – 2015. – № 8. – С. 2–9.
39. Смоленцева А. С. Применение мобильных технологий для развития лексических навыков школьников при изучении английского языка / А. С. Смоленцева // Молодой ученый. – 2019. –№ 23. – С. 388–390.
40. Соболева Е. А. Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения иностранным языкам в основной общеобразовательной школе / Е. А. Соболева, Н. А. Казанцева // Науки об образовании. – 2020. – С. 49–52.
41. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам / Е. Н. Соловова. – Москва : Просвещение, 2002. – 236 с.
42. Сон И. С. Мобильное обучение в изучении иностранных языков / И. С. Сон // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Международной научной конференции. – 2013. – С. 164–167.
43. Столяр М. Е. Некоторые приемы закрепления лексики / М. Е. Столяр // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 4. – С. 52–54.
44. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы / С. В. Титова // Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2012. – № 1. – С. 9–23.
45. Толстых Т. И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития / Т. И Толстых // Психология и школа. – 2004. – № 4. – С. 152–155.
46. Шамов А. Н. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучаемых / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 4. – С. 19-25.
47. Шамов А. Н. Моделирование учебного процесса по овладению лексической стороной иноязычной речи / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. –2014. – № 2. – С. 2–10.
48. Шамов А. Н. Обучение лексическому аспекту иноязычной речи в трудах П.Б. Гурвича / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 3. – С. 13–19.
49. Щеглова Н. В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам / Н. В. Щеглова // Историческая и социально образовательная мысль. – 2011. – № 4. – С. 105–107.
50. Анашева Д. К. To the problem of lexical aspect in the english language teaching. О проблеме лексического аспекта в изучении английского языка. / Д. К. Анашева, Е. И. Классен // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2019.
51. Anitchkov I. Methods of Teaching English in Secon¬dary Schools / I. Anitchkov, V. Saakyanls. – Moscow : Prosvyaschenie, 1966. – 52 p.
52. Byram M. Teaching and assessing intercultural communicative competence / M. Byram. – Clevedon : Multilimgual Matters, 1997. – 137 p.
53. Canale M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing / M. Canale, M. Swain // Applied Linguistics. – 1980. – № 1. – P. 1–47.
54. Caro K. Lexis, Lexical Competence and Lexical Knowledge: a Review / K. Caro // Journal of Language Teaching and Research. – 2017. – № 2. – P. 205–213.
55. Choudhury A. S. Second/Foreign Language Lexical Competence: its dimensions and ways of measuring it / A. S. Choudhury // i-manager’s Journal on English Language Teaching. – 2015. – № 3. – P. 38–47.
56. Cowie A. P. Stable and creative aspects of vocabulary use / A. P. Cowie, R. Carter, M. McCarthy (Eds) // Vocabulary and language teaching. – 1988. – P. 126–137.
57. Evans V. Spotlight 9 / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. – Moscow : Prosveshcheniye. – 2010. – 216 p.
58. Fathi J. Enhancing vocabulary learning and self-regulation via a mobile application: an investigation of the Memrise App / J. Fathi, F. Alipour, A. Saeedian // Journal of Modern Research in English Language Studies. – 2018. – № 5. – P. 27–46.
59. Jumunazarov U. U. Methods of forming the lexical competence based on phraseological units. – P. 2.
60. Gangaiamaran R. Review on Use of Mobile Apps for Language Learning / R. Gangaiamaran, M. Pasupathi // International Journal of Applied Engineering Research. – 2017. – № 21. – P. 11-15.
61. Ginzbourgh R. Z. A course of modern English lexicology / R. Z. Ginzbourgh, S. S. Khidekel, G. J. Knyazyeva, A. A. Sankin. – Мoscow : Vysshaya shkola. – 1979. – 269 p.
62. Gürlüyer M. Examining students’ perceptions and achievements in terms of the utilization of WhatsApp in learning EFL vocabulary / M. Gürlüyer // Kafdagi. – 2019. – № 4. – P. 173–193.
63. Harmer J. The Practice of English Language Teaching / J. Harmer. – London : Longman, 1991. – 296 p.
64. Hymes D. On communicative competence / D. Hymes. – USA : Penguin Books, 1972. – 269–293 p.
65. Kohn J. English across the curriculum: Theme-based learning in the primary classroom. In New Tendencies in Curriculum Development. / J. Kohn, Wolff, A. D. Hughes. – Szombathely : Commission of the European Communities, 1993. – 315 p.
66. Lightfoot C. The Development of Children / C. Lightfoot, M. Cole, S. R. Cole. – O. : Macmillan. – 2005. – 667 p.
67. Маркелова Д. М. A method of forming lexical skills at training English language / Д. М. Маркелова // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 1138–1141.
68. Rezaei A. The Effect of Mobile Applications on English Vocabulary Acquisition / A. Rezaei, N. Mai, A. Pesaranghader // Jurnal Teknologi. – 2014. – P. 73–88.
69. Rogova G. V. Methods of Teaching English / G. V. Rogova – Moscow : Prosvyaschenie, 1975. – 312 p.
70. Сафарова Н. А. Psychological characteristics of secondary school age / Н. А. Сафарова // Молодой ученый. – 2020. – №10. – С. 215–217.
71. Salman I. S. mLearning: How to use mobile devices for learning? / I. S. Salman // IT e-Magazine. – 2014. – P. 1–3.
72. Tekin B. Vocabulary learning through data-driven learning in an English as a second language setting / B. Tekin, A. Soruç // Educational sciences: theory & practice. – 2016. – №5. – P. 1811–1832.
73. Van Ek J. A. Objectives for foreign language learning / J.A. Van Ek. – Strasbourg : Council of Europe Press, 1986. – 89 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ