ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОММУНИКАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛАЙФХАКА КАК ИНСТРУМЕНТА КОНТЕНТ-МЕНЕДЖМЕНТА 8
1.1 Особенности интернет-коммуникации в эпоху Веб 2.0 8
1.2. Характеристики лайфхака как средства интернет-коммуникации 18
1.3 Возможности использования лайфхака в контент-менеджменте в социальных медиа 27
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАЙФХАКА КАК ИНСТРУМЕНТА КОНТЕНТ- МЕНЕДЖМЕНТА СООБЩЕСТВА «ХРУСТАЛЬНЫЙ АПЕЛЬСИН. ТОМСК» 44
2.1 Анализ сообщества «Хрустальный Апельсин. Томск» во ВКонтакте: цели,
ситуационный анализ, специфика контент-менеджмента 44
2.2 Опрос студенческой аудитории на предмет выявления потребности в новых
форматах контента сообщества «Хрустальный Апельсин. Томск» на период проведения регионального тура 51
2.3 Внедрение лайфхака в контент-стратегию сообщества «Хрустальный Апельсин. Томск» на период проведения регионального тура конкурса 2017-2018 53
2.4 Оценка эффективности и рекомендации по дальнейшему использованию
инструмента лайфхак в контенте сообщества 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примеры лайфхаков 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Примеры использования лайфхака в контент-менеджменте в социальных медиа 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета для проведения опроса на предмет выявления потребности в новом формате контента на период проведения регионального тура 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Фрагмент контент-плана сообщества «Хрустальный Апельсин. Томск» с использованием лайфхаков 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Примеры лайфхаков, размещенных в сообществе «Хрустальный Апельсин. Томск» во ВКонтакте 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Опросный лист (опрос участников регионального тура с целью выявления полезности контента, содержащего лайфхаки) 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Пример нового формата лайфхака с учетом полученной обратной связи 84
Современный мир трудно представить без интернета, он проникает практически во все сферы жизнедеятельности человека: здесь люди не только общаются и получают необходимую информацию, но и совершают покупки, оплачивают услуги, смотрят фильмы, играют и т. д. Сегодня «интернет-серфинг» может заменить человеку многие привычные способы времяпрепровождения.
В результате быстро развивающегося информационного общества происходит увеличение каналов получения информации, меняются способы ее подачи: от преимущественно текстовых данных к максимальной их визуализации; от обезличенной подачи информации и простого ее потребления до активного вовлечения пользователя в коммуникацию. Таким образом, можно говорить о том, что интернет сегодня - это мультимедийная и интерактивная среда.
Сегодня человек проводит в Сети в среднем около 8 часов в сутки, что составляет 56, а то и более часов в неделю. Привычный для пользователя интернета способ получения информации - переход со ссылки на ссылку для быстрого получения как можно большего количества сообщений. В данном случае человек редко может удовлетвориться одним, он постоянно ищет, на что можно отвлечься, что еще прочитать. При этом он будет воспринимать только те сообщения, которые не требуют длительного и сосредоточенного внимания. Так, специалист в области юзабилити и дизайна интерфейса Стив Круг говорит о том, что для веб-пользователя оптимизация информации - трудоемкий процесс, требующий больших временных затрат, в то время как быстрый и невдумчивый просмотр сообщений кажется для пользователя наиболее эффективным .
Вследствие увеличения количества каналов получения информации в Сети пользователи интернета перенасыщаются разного рода сообщениями, в результате чего им становится сложнее осмысливать и усваивать их. Всё это приводит к рассеянности внимания и сложности восприятия получаемых сообщений.
Одновременное получение нескольких сообщений требует изменения способа взаимодействия с получаемой информацией. Восприятие нескольких сообщений сразу исключает возможность сосредоточения, глубокого погружения, длительной интерпретации и постепенно уничтожает способность к такому погружению . Информация воспринимается не «глубоко», а лишь поверхностно.
В этой связи можно говорить о формировании «зрителя новых медиа», который привык смотреть, не соприкасаясь, не переживая, не рефлексируя. Поэтому и сообщения медиа строятся так, чтобы над ними не надо было задумываться, поскольку это замедляет скорость получения информации. Обнаружив «зашифрованное» сообщение, пользователь скорее начнет искать «расшифрованное» на сторонних сайтах . Он хочет «легкой» информации, способной, по его мнению, сделать его жизнь качественнее и лучше.
Среднестатистический пользователь интернета сегодня - потребитель разного рода сообщений: полезных или нет. Так, например, технологии Веб 2.0 обусловили возможность каждому пользователю стать производителем контента, в результате чего количество разных по качеству и смыслу сообщений увеличилось. Огромное количество разного рода информации приводит к все более нарастающему информационному шуму в Сети. В результате эта проблема шума в интернете становится все более актуальной.
Стремительное развитие интернет-технологий дало возможность человеку быть приобщенным к самой разной информации в любое время. Такая тенденция в итоге актуализировала проблему ее избыточности. Доступность поверхностной информации увеличивает ценность и редкость важной и полезной. Сегодня почти каждый пользователь Сети перегружен ненужными сообщениями, из-за чего ценные и полезные часто остаются незамеченными.
Все эти специфические черты современного интернет-пространства приводят к кардинальным изменениям восприятия пользователем информации здесь, в результате перед контент-менеджерами возникает необходимость поиска новых, нестандартных форм коммуникации с пользователем в Интернете, которые при огромном количестве информационного шума в Сети и при большой информационной перегруженности пользователя привлекали бы и удерживали его внимание.
В результате меняются и способы коммуникации с пользователем в интернете. На первый план выходит поиск таких инструментов интернет-коммуникаций в контент- менеджменте сообществ и веб-сайтов, которые способны преодолеть барьеры восприятия информации в Интернете, возникающие из-за информационной перегруженности пользователя. Тем самым обусловлена актуальность данной работы, заключающаяся в необходимости поиска инструментов эффективной коммуникации в интернете, способных преодолеть вышеописанные барьеры, вызванные информационным шумом в Сети.
Этот вопрос становится особенно актуальным для модераторов и администраторов групп/сообществ в социальных сетях, так как страницы переполнены разного рода информацией, и рядовой пользователь часто просто листает новостную ленту, редко останавливаясь на каком-либо конкретном сообщении. В результате, перед контент- менеджерами стоит задача, заключающаяся в поиске таких форматов контента, которые бы, во-первых, привлекали и удерживали внимание, во-вторых, вовлекали и обеспечивали высокую пользовательскую активность, выражающуюся в лайках, просмотрах, репостах и Т. д.
В контенте многих интернет-ресурсов и сетевых сообществ сегодня часто используется такой инструмент как лайфхак. Так, в статье на сайте «VC.ru: бизнес, идеи, модели роста», посвященной формированию контент-стратегии, приводятся следующие наблюдения: «...лучшим контентом по вовлечению и охвату стали лайфхаки», «публикации с лайфхаками в стиле «быстро и полезно» работают на ура - по всем критериям. Использовать их можно не только для контента, но и продвижения, уж очень они «цепляют» людей» . Несмотря на то, что использование лайфхаков становится популярным трендом, в специально-научном и профессиональном дискурсе специалистов в области интернет-коммуникаций не описаны возможности лайфхака как инструмента контент-менеджмента в социальных медиа. Также остается не раскрытым коммуникативный потенциал лайфхака как средства интернет-коммуникаций.
Проблема настоящего исследования заключается в том, что при наблюдающейся тенденции активного использования лайфхака в контенте различных интернет-ресурсов остаются недостаточно изученными его характеристики как средства интернет- коммуникации, что не позволяет в полной мере определить его коммуникативные возможности как инструмента контент-менеджмента в социальных медиа.
Анализируя степень разработанности темы бакалаврской работы, необходимо отметить, что лайфхак как средство интернет-коммуникации и как инструмент контент- менеджмента на сегодняшний день является малоизученным. Можно отметить несколько интернет-статей (к сожалению, без обозначения их авторов), представленных на специализированных порталах, позволивших раскрыть эту тему и выйти на формулировку проблемы исследования: статья электронной газеты «Бизнес online»: «Что собой представляют лайфхаки, причины их популярности»; статья в журнале «Livesurf»: «Самый популярный контент или чем «зацепить» пользователя»; статья в онлайн блоге издательства Альпина Паблишер: «Семь главных SMM трендов: как эти инструменты использовать для продвижения в соцсетях».
Объектом работы является лайфхак как средство интернет-коммуникации.
Предметом работы являются коммуникативные возможности лайфхака как инструмента контент-менеджмента в социальных медиа (на примере сообщества «Хрустальный Апельсин.Томск» во ВКонтакте).
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы выявить коммуникативные возможности лайфхака как инструмента контент-менеджмента (на примере сообщества «Хрустальный Апельсин. Томск» во ВКонтакте).
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Описать особенности интернет-коммуникации в эпоху Веб 2.0.
2. Выявить характеристики лайфхака как средства интернет-коммуникации.
3. Рассмотреть возможности использования лайфхака на платформах социальных медиа; привести конкретные примеры и особенности его использования.
4. Проанализировать сообщество «Хрустальный Апельсин. Томск» во ВКонтакте: цели, ситуационный анализ, специфика контент-менеджмента.
5. Опросить студенческую аудиторию для выявления потребности в новых форматах контента сообщества «Хрустальный Апельсин. Томск» на период проведения регионального тура конкурса.
6. Внедрить лайфхак в контент-стратегию сообщества «Хрустальный Апельсин. Томск» на период проведения регионального тура конкурса 2017-2018.
7. Оценить эффективность проделанной работы. Составить рекомендации для дальнейшей работы сообщества на основе оценки эффективности.
Гипотеза бакалаврской работы заключается в том, что рассмотрение феномена лайфхака сквозь призму теорий таких научных дисциплин как теория коммуникации (сетевой коммуникации), психология (общая, когнитивная, психология визуальных коммуникаций) и семиотика позволяет выявить его характеристики как средства интернет-коммуникации, определяющие, в конечном счете, его эффективность как инструмента контент-менеджмента.
Теоретико-методологической базой написания работы на фундаментальном уровне послужили концепции сетевого общества и реальной виртуальности М. Кастельса.
Общенаучный уровень методологии исследования представлен положениями теории «информационного шума» К. Шэннона, а также положениями коммуникативной концепции, предложенной Г. Лассуэлом, идеями упрощения передачи смысла У. Эко («Отсутствующая структура. Введение в семиологию»), концепцией оптимизации информации С. Круга («Не заставляйте меня думать»), концепциями когнитивной психологии (функционирование сформированных процессов познания У. Найссера), теорией визуального предположения Р. Грегори («Глаза и мозг. Психология зрительного восприятия), а также положениями теории поколений В. Штрауса и Н. Хоува.
Специально-научный уровень методологии исследования сформирован на основе идей А.Н. Чумикова («Связи с общественностью и реклама в системе Интернет- коммуникаций»), исследований процесса восприятия и потребления информации различными поколениями в Сети: И.П. Кужелевой-Саган и С.С. Носовой («Место встречи» отключить нельзя: Поколение Y в социальных сетях»), Иванцова П.П. («Миллениалы в эру приумноженного я»), Зайцевой Н.А. («Теория поколений: мы разные или одинаковые?»), исследований специфики интернет-коммуникации: Поварницывой М.В. («Специфика креолизованных текстов в массовой интернет-коммуникации»), Бадмаевой Н.П. («Интерактивность интернет-коммуникаций»),
Идеи прикладного уровня черпались из исследований Мусийчука М.В., посвященных явлению «лайфхак» («Лайфхак как форма интеллектуальной активности»), Также полезными оказались работы, посвященные контент-менеджменту и маркетингу в социальных сетях: Д. Халилова («Маркетинг в социальных сетях»), Г. Вайнерчука («Лайкни меня! Экономика благодарности»).
В работе были использованы следующие методы:
1, Общенаучные методы: метод семиотического анализа текстов, систематизация, классификация.
2, Эмпирические методы: контент-анализ, опрос, анкетирование.
Теоретическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что в ней описывается потенциал лайфхака как инструмента контент-менеджмента в Сети с точки зрения его характеристик как средства интернет-коммуникации,
Практическая значимость работы заключается в создании контент-стратегии сообщества «Хрустальный Апельсин. Томск» с использованием лайфхака,
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Коммуникация с пользователем в интернете сегодня действительно претерпевает глобальные изменения. Необходимо постоянно отслеживать тренды, новые инструменты для того, чтобы повышать эффективность взаимодействия с аудиторией.
Развитие технологий Веб 2.0 обусловили возможность каждого пользователя Сети стать производителем контента, открылись возможности для практически безграничного общения. Такое развитие интернет-технологий дает все больше новых возможностей для бизнеса, образования, развития некоммерческих объединений и т.д. Становится проще взаимодействовать с аудиторией, организовывать мгновенную обратную связь, давать пользователям возможность быть вовлеченным в создание/усовершенствование своего продукта.
Но, как каждое явление современной жизни не может иметь исключительно положительные стороны, так и новые сетевые технологии порождают негативные последствия. А именно, появление постоянно нарастающего информационного шума в Сети, который является барьером на пути к эффективной коммуникации с пользователем. Такой шум «погружает» пользователя в состояние информационного хаоса, в котором тот чувствует себя перегруженным разнородными сообщениями.
В результате такой тенденции современный пользователь начинает отфильтровывать «информационный мусор»: то, что кажется ему неинтересным, скучным и ненужным. Все это обуславливает изменение в интернет-коммуникации между контент- менеджерами и SMM-специалистами с аудиториями. Поэтому на первый план в деятельности по созданию и продвижению контента будет выходить поиск таких инструментов коммуникации, которые смогут обеспечить привлечение внимания пользователя к сообщению.
В рамках настоящей бакалаврской работы таким инструментом является лайфхак. Само явление лайфхак многогранно: оно означает некий способ решения задач, прием, метод, способный облегчить жизнь; разрешение проблем и трудностей легче и быстрее; выполнение привычных действий способами, экономящими время. В контексте настоящей работы интересовало определение лайфхака с точки зрения контент - менеджмента: это инструмент интернет-коммуникации, представляющий собой краткое лаконичное знание (совет), применимое к какой-либо сфере человеческой жизни (часто нестандартное и новое), специфическими характеристиками, обуславливающими его коммуникативную эффективность и позволяющими выполнять спектр различных коммуникативных задач: от образовательных до маркетинговых и рекламных.
Для того чтобы обосновать эффективность лайфхака как средства интернет- коммуникации было необходимо выявить его характеристики, обсулавилвающие его коммуникативные возможности. С этой целью решены ряд задач.
Описаны особенности интернет-коммуникации в эпоху Веб 2.0. При этом проанализированы изменения формата предоставления сообщений, работы с ними, новые технологии, обусловившие возможность создавать контент каждому пользователю. В результате проанализирована специфика нового интернет-пространства: от появления нового формата взаимодействия в интернете до появления всеобъемлющего информационного шума.
На основе анализа основных инструментов контент-менеджмента выявлено, что большой популярностью обладают лайфхаки. Феномен «лайфхак» рассмотрен в историческом развитии, определены его функции как явления. Приведены наблюдения о распространенности и популярности феномена в его использовании в медиа коммуникации, а также выявлены характерные особенности лайфхака как средства интернет-коммуникации, которые, в свою очередь являются базисом для того, чтобы раскрыть потенциал данного инструмента.
Для определения специфики использования лайфхака на платформах социальных медиа предложено определение лайфхака с точки зрения его применения как инструмента контент-менеджмента, приведена классификация лайфхаков, а также выявлены его коммуникативные возможности. На основе выявленных возможностей проанализированы различные виды социальных медиа: веб-сайты, видеохостинги, социальные сети для определения возможностей использования лайфхака на этих платформах.
Для наглядной демонстрации коммуникативных возможностей лайфхака было принято решение использовать данный инструмент в контенте сообщества «Хрустальный Апельсин. Томск».
Выявлены основные цели сообщества, специфика его контент-менеджмента, а также проведен ситуационный анализ, в результате которого обозначилось несколько стратегий, которых необходимо придерживаться администрации сообщества.
Для реализации этих стратегий проведен опрос студенческой аудитории (1 - 4 курсы), знающей что-либо о самом конкурсе и о сообществе. В ходе опроса выяснилось, что контент группы в большей мере устраивает студентов старших курсов. Студенты же 1 - 2 курсов в своих ответах обозначили потребность в познавательном контенте, который снимал бы барьеры перед написанием проектной работы: т. е. в информации, которая раскрывала бы суть поэтапного написания проекта на конкурс.
Также практически для всех студентов важен визуализированный формат подачи контента, отсутствие больших объемов текста, что также было необходимо учесть для дальнейшей реализации контент-стратегии.
На основе полученных данных сделан вывод, что с потребностями аудитории коррелируют возможности, которые дает лайфхак как инструмент контент-менеджмента, соответственно, было решено внедрить лайфхак в контент-стратегию сообщества «Хрустальный Апельсин. Томск».
На заключительном этапе оценена эффективность проделанной работы, которая оценивалась по соответствию поставленным целям, а также по обратной связи с подписчиками сообщества.
Также даны рекомендации для дальнейшего ведения сообщества. Во-первых, рекомендовано дальнейшее использование такого формата контента в сообществе (использование лайфхаков, советов, рекомендаций и т.д.). Во-вторых, на основании обратной связи выяснилось, что в предложенных лайфхаках подписчикам не хватало большей визуализации данных, поэтому на основе их пожеланий создан новый вид лайфхака, который в дальнейшем можно использовать в контенте сообщества «Хрустальный Апельсин. Томск».
Таким образом, в настоящей бакалаврской работе выявлены характеристики лайфхака как средства интернет-коммуникации, которые обуславливают его коммуникативные возможности быть эффективным инструментом контент-менеджмента в социальных медиа. Была доказана гипотеза о том, что рассмотрение феномена «лайфхак» сквозь призму теорий таких научных дисциплин как теория коммуникации (сетевой коммуникации), психология (общая, когнитивная, психология визуальных коммуникаций) и семиотика позволяет выявить его характеристики как средства интернет-коммуникации, определяющие, в конечном счете, его эффективность как инструмента контент-менеджмента.
1. Албитов A. Facebook: как найти 100 000 друзей для вашего бизнеса бесплатно
[Электронный ресурс] // Литрес: библиотека электронных книг. URL
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=638195 (дата обращения: 05.05.2018).
2. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 303 с.
3. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студентов фак. иностр. яз. вузов / Е. Е. Анисимова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 128 с.
4. Бадмаева Н.И. Интерактивность и парасоциальность в интернет-коммуникации [Электронный ресурс] // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-i- parasotsialnost-internet-kommunikatsii (дата обращения: 14.05.2018)
5. Берданова Е. И. Исследование влияния информационного шума на потребителя
[Электронный ресурс] / Е. И. Берданова, С. О. Тлиашинова, А. Д. Кулиева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2017. С. 32-36. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=29202508 (дата обращения: 05.05.2018).
6. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз: пер. с англ. / С. Блэк. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 317 с.
7. Бодрийяр Ж. Символический обмен или смерть / Ж. Бодрийяр. Изд-во Добросвет. - 1976. - с. 387.
8. Бреслер М. Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного общества: монография / М. Г. Бреслер. - Уфа, 2014. - 173 с.
9. Броган К. Формула эффекта. Как получить реальный результат в социальных медиа / К. Броган, Д. Смит. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 290 с.
10. Вайнерчук Г. Лайкни меня!: Экономика благодарности / Г. Вайнерчук. - М.: Альпина паблишер, 2012. - 296 с.
11. Веб-сайты: что это такое? [Электронный ресурс] // сайт FB.ru. URL: http://fb.ru/article/183942/veb-saytyi---eto-chto-takoe (дата обращения: 05.05.2018).
12. Власова К.А. Современные заимствования из английского языка [Электронный
ресурс] // Научное наследие Б.Н. Головина в свете актуальных проблем современного языкознания (к 100-летию со дня рождения Б.Н. Головина): сборник статей по материалам Международной научной конференции. - 2016. С. 282-286. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=27236561 (дата обращения: 05.05.2018).
13. Войскунский А. Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. - 2001. - № 11. - С. 64-79.
14. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению: моногр. / М. Б. Ворошилова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 2013. - 194 с.
15. Грегори Р. Глаза и мозг. Психология зрительного восприятия / Р. Грегори. - М.: Изд-во Прогресс., 1970. - 272 с.
..68