Развитие описательной речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством использования серии сюжетных картин (Тольяттинский государственный университет)
Проведено экспериментальная работа.
База исследования: МБДОУ Детский сад № 1 (пгт Тымовское, Сахалинская область).
Выборка: 9 детей 6-7 лет.
Есть приложения.
Введение...4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития описательной речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством использования серии сюжетных картинок……11
1.1 Особенности развития описательной речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи11
1.2 Возможности использования серии сюжетных картинок как средства развития описательной речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи…………………………………18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию описательной речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством серии сюжетных картинок ……………………….28
2.1 Изучение уровня сформированности описательной речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи…………………..... 28
2.2 Содержание и организация работы по развитию описательной речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушения речи посредством серии сюжетных картинок……….……………..……42
2.3 Оценка работы по развитию описательной речи посредством серии сюжетных картинок у детей 6-7 лет с ТНР……..…..… 50
Заключение .... 56
Список используемой литературы ... 59
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте………….… 65
Приложение Б Сводная таблица результатов на констатирующем этапе.. 66
Приложение В Каталог сюжетных картинок «Зимние забавы и Зимние развлечения»… 67
Приложение Г Сводная таблица результатов на контрольном этапе…… 69
Проблема развития речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) занимает одно из центральных мест в логопедии и педагогике. Речь выступает основой когнитивного, эмоционального и социального развития ребенка, влияя на его способность взаимодействовать с окружающими, усваивать знания и формировать полноценные коммуникативные навыки. У детей с ТНР часто наблюдаются значительные затруднения в формировании всех компонентов речи, что препятствует их успешной образовательной и социальной адаптации.
Особую значимость приобретает развитие описательной речи, которая является базовой составляющей формирования связной речи и предпосылкой для развития более сложных навыков, таких как повествование, рассуждение и ведение диалога. Для детей с ТНР этот процесс сопряжен с трудностями: они испытывают сложности в подборе слов, построении логически последовательных высказываний и использовании грамматически правильных конструкций.
Недостаточная развитость описательной речи влияет не только на речевое развитие детей, но и на их общий образовательный потенциал. Актуальность данного исследования определяется необходимостью поиска эффективных методов коррекции речевых нарушений, направленных на формирование навыков описательной речи у дошкольников с ТНР.
Исследованиями развития описательной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) занимались многие ученые. Среди наиболее известных специалистов можно отметить Н.С. Жукову, Е.М. Мастюкову, Левину Р.Е. и Т.Б. Филичеву. Эти исследователи активно изучали особенности формирования описательной речи у детей с различными видами речевых нарушений, включая алалию, дизартрию и другие формы ТНР.
Основные направления работы ученых включают следующие аспекты:
– Формирование активного словаря. Работа над увеличением количества используемых ребенком слов, расширение объема понятий, связанных с предметами, действиями и качествами объектов.
– Развитие грамматического строя речи. Обучение правильному построению предложений, использованию предлогов, союзов и других частей речи.
– Обогащение связной речи. Развитие умения строить последовательные высказывания, объединять отдельные предложения в единый рассказ.
– Использование наглядных материалов. Применение картинок, схем и предметов для стимуляции речевой активности ребенка.
– Игровая деятельность. Включение элементов игры в процесс обучения, чтобы сделать занятия интересными и мотивирующими для ребенка.
– Коррекция звукопроизношения. Параллельная работа над исправлением дефектов произношения звуков.
Эти подходы помогают детям с ТНР постепенно развивать способность к описательной речи, начиная от простых односложных высказываний до более сложных рассказов.
Современные подходы в логопедической практике, хотя и предлагают широкий спектр методов, не всегда дают ожидаемые результаты в работе с данной категорией детей. Данное связано с ограниченностью использования наглядных средств и недостаточной мотивацией детей к речевой активности. Одним из перспективных методов, позволяющих решить эту проблему, является использование сюжетных картинок. Они создают наглядную основу для развития описательных навыков, активизируют словарный запас, способствуют формированию связных высказываний и обеспечивают интерес детей к занятиям.
Сюжетные картинки играют важную роль в обучении детей с ТНР, поскольку они предоставляют визуальную основу для построения рассказов. Исследователи отмечают, что такие картинки способствуют развитию воображения, улучшают навыки описания событий и помогают ребенку лучше понимать последовательность действий.
О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова и И.А. Смирнова подчеркивали важность использования серий сюжетных картинок для стимулирования активной речевой деятельности у детей дошкольного возраста. Такие серии позволяют ребенку следить за развитием сюжета, выстраивать логические цепочки и формулировать свои мысли в виде связных рассказов.
Н.А. Жукова и Т.Б. Филичева разработали ряд методик, направленных на коррекцию общего недоразвития речи у детей. Они отмечали значимость серий сюжетных картинок как инструмента для развития фонематического слуха, расширения активного словаря и формирования связной речи.
В своей работе Н.В. Нищева активно применяет наглядные материалы, такие как карточки с изображениями, альбомы для составления рассказов, схемы и таблицы. Подчеркивая, что наглядность помогает детям лучше понимать и запоминать новые слова и конструкции, а также способствует развитию воображения и креативности.
Сюжетные картинки обладают уникальными возможностями для стимулирования речевого развития, так как они помогают ребенку: легче структурировать описание на основе визуальной опоры; активнее включаться в процесс построения речевых высказываний; осваивать новые языковые конструкции через игру и диалог.
Несмотря на перспективность данного подхода, в логопедической практике его использование в полной мере не изучено. Исследования, посвященные применению сюжетных картинок, зачастую ограничиваются частными аспектами, без учета их комплексного воздействия на развитие описательной речи.
Основываясь на вышеизложенном, нами было выявлено противоречие между потребностью в эффективных методах развития описательной речи у детей дошкольного возраста с ТНР и недостаточной разработанностью практических подходов к применению сюжетных картинок в коррекционной работе.
Проблема исследования: Каковы эффективные методы использования сюжетных картинок для развития описательной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)?
Эта проблема отражает необходимость поиска и обоснования новых методик, которые могли бы улучшить речевые навыки детей с ТНР посредством работы с сюжетными изображениями. Она также акцентирует внимание на недостаточно разработанных аспектах применения таких картинок в логопедической практике.
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 6-7 лет с ТНР описательной речи посредством серии сюжетных картинок».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать результативность использования серий сюжетных картинок в процессе формирования описательной речи у детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс развития описательной речи у детей 6-7 лет с ТНР.
Предмет исследования: развитие описательной речи у детей 6-7 лет с ТНР через использование серии сюжетных картинок как метода обучения.
Гипотеза исследования: развитие описательной речи у детей 6–7 лет с ТНР возможно, если:
– организована поэтапная коррекционно-развивающая работа, основанная на использовании специально подобранных серий сюжетных картинок, которые обеспечивают постепенное усложнение речевых заданий и стимулируют активное участие ребенка в процессе коммуникации.
– применяется коррекционно-развивающие упражнения, направленные на развитие описательной речи в процессе работы с сюжетными картинками, который включает в себя: ознакомление с объектами и действиями на этапе простого называния; простые описания отдельных картинок на уровне коротких предложений; связывание картинок в единое целое для построения связного рассказа; расширение и обогащение описаний через добавление деталей и характеристик персонажей, а также использование разнообразных лексико-грамматических конструкций.
– реализуется индивидуальный подход к подбору коррекционно-развивающих упражнений с учетом речевых особенностей и уровня сформированности описательной речи у каждого ребенка, что позволяет устранить конкретные проблемы (бедность словаря, трудности с построением предложений и др.).
Настоящее исследование посвящено теоретическим и практическим аспектам развития описательной речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством серии сюжетных картинок.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена теоретическому обоснованию проблемы. В первую очередь, охарактеризованы особенности развития речи у детей с ТНР.
На основе анализа научной и методической литературы определены такие особенности, как ограниченность использования прилагательных, нарушения в грамматических формах, применение наречий; необходимость в помощи взрослых в процессе построения высказываний; трудности в формировании описательной речи, обусловленные недостаточно высоким уровнем развития вербальной памяти и нарушением фонематического слуха; потребность в индивидуализированной помощи и систематической коррекционно-развивающей работе, в которой также предусмотрены меры социальной адаптации.
Также в первой главе определены возможности применения серий сюжетных картинок в развитии описательной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Эффективность данного коррекционно-развивающего инструмента обусловлена такими факторами, как универсальность применения; акцент на активизации процессов памяти, восприятия, мышления; высокий уровень наглядности, необходимой детям для интенсификации мыслительных процессов; возможность стимулирования к использованию новых слов и составлению грамматических конструкций.
Использование серии сюжетных картинок учит детей выделять главные и второстепенные элементы сюжета, а также формирует навык установления причинно-следственных связей, что необходимо для развития логики описательных высказываний.
Вторая глава выпускной квалификационной работы содержит описание педагогического эксперимента по развитию описательной речи у детей 6-7 лет с ТНР посредством серии сюжетных картинок. В эксперименте приняли участие 9 детей с разными признаками тяжелых нарушений речи.
В рамках констатирующего этапа эксперимента была осуществлена диагностики исходного уровня сформированности навыков описательной речи. Для оценки была разработана система критериев, показателей и уровней сформированности.
По итогам проведения диагностики было выявлено, что 62% детей обладают низким уровнем развития описательной речи, и еще 38% имеют средний уровень. У большинства детей отмечены значительные трудности с формулировкой предложений, с уточнением деталей. Некоторые дети оказались не способными выстроить короткое предложения с базовой информацией по картинке. Кроме того, в своих описаниях подавляющее большинство детей не придает описываемым явлениям и процессам эмоциональную окраску, что значительной обедняет их речь.
На основе полученных результатов было решено провести формирующий этап исследования, предусматривающий коррекционно-развивающую работу с применением серии сюжетных картинок для развития описательной речи у детей с ТНР.
Для формирующего этапа исследования были выбраны несколько видов серий сюжетных картинок (серии, в которых отсутствует последний фрагмент, что предполагает составление самостоятельного финала описания; серии, по которым необходимо составить описание, включающее причинно-следственные связи; серии, описание которых развивает логичное мышление, смекалку и фантазию; серии, в которых нарушена правильная последовательность).
После реализации задач формирующего этапа исследования было решено провести контрольную диагностику, целью которой являлось определение динамики в развитии уровня сформированности описательной речи у детей 6-7 лет с ТНР по результатам применения серии сюжетных картинок.
Итак, была выявлена разница между результатами констатирующего и контрольного экспериментов, которая указывает на эффективность серий сюжетных картинок как инструмента в развитии описательной речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Мы отметили, что многим детям сложно даются предложения, в которых важны детали и подробности, поэтому чаще всего дети упускают из виду, и сосредотачивают внимание на ключевых моментах.
Анализируя процесс коррекционно-развивающей работы, мы можем утверждать о том, что в формировании описательной речи у детей 6-7 лет с ТНР важна систематичность, а также учет индивидуальных и возрастных особенностей.
Полученные результаты дают основания для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, а также о достижении поставленной цели и выполнении задач исследования.
1. Антонова Л.З., Кононученко И.В., Курбанова В. М. Рассказ-описание как вид связной речи и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Педагогический опыт: от теории к практике, Чебоксары, 23 ноября 2022 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022. С. 202-204
2. Бугрова У. А., Кочеткова Д.А. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетных картинок // Наука молодых: Сборник научных статей участников XV Всероссийской научно- практической конференции, Арзамас, 22–23 декабря 2022 года / Отв. редактор С.В. Напалков, науч. редакторы В.В. Глебов, Т.Т. Щелина. Арзамас: Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2023. С. 326-329
3. Ватрич И. А. Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями // Молодой ученый. 2018. № 20 (206). С. 59-61
4. Голубничая Е. А. Изучение использования сюжетных картин для развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Аллея науки. 2021. Т. 1, № 6(57). С. 977-981
5. Гусева Н. В., Клевцова Е.И. Исследование речевого развития старших дошкольников с тяжелым нарушением речи (ТНР) // Коррекционное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС : Сборник статей участников Международной научно-практической конференции, Арзамас, 25–26 апреля 2023 года / Науч. редактор Т.Т. Щелина, отв. редактор И.С. Беганцова. Арзамас: Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2023. С. 309-315
6. Дунаева Н. А., Панферова Е.В. Педагогические условия развития описательной речи при восприятии иллюстраций детьми 5-6 лет // Начальное образование в новой реальности: направления развития, актуальные проблемы, лучшие практики: сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Тула, 25 октября 2022 года / ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2022. С. 303-305
7. Зорина А. В. Развитие связной диалогической речи у старших дошкольников с ТНР в конструктивной деятельности // Аллея науки. 2021. Т. 2, № 12(63). С. 730-733.
8. Зайцева О. А. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста // Инновационные и традиционные технологии steam-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы исследовательской работы преподавателей и студентов педагогического вуза, педагогов дошкольного и начального образования. Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2024. С. 26-29
9. Коротаева Л. И., Далакян Н.Л. Проблемы и особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями // Успехи гуманитарных наук. 2019. № 6. С. 96-100
10. Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: Формирование лексики и граммат. строя. СПб. : Союз, 1999. 158 с
11. Медведева А. М. Теоретические основы формирования описательной связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: Сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Саранск, 28 марта 2024 года. Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2024. С. 370-375
12. Морозова Д. А., Климченко И.В. Значение сюжетных картин в формировании связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Социальная и образовательная инклюзия: стратегии, практики, ресурсы: сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Ялта, 30–31 мая 2024 года. Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2024. С. 224-229
13. Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 240 с.
14. Нигматуллина А. А. Коррекция нарушений грамматического строя у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием детской художественной литературы // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2024. Т. 7, № 3. С. 89-100.
15. Орлова О. С. Выявление особенностей связной описательной речи у старших дошкольников с нарушениями в развитии // Инновационные методы диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития детей и подростков. Лучшие практики межпрофессионального взаимодействия : Сборник материалов V Междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием, Москва, 18–19 апреля 2023 года. Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа», 2023. С. 66-72
16. Петрова С.В., Бредихина Т.П., Решетникова В.А., Рябова Е.В. О формировании умения составлять рассказы по картинке или серии последовательных картинок у дошкольников с ОВЗ // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 31 января 2020 года / Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство перспективных научных исследований», 2020. С. 154-157.
17. Патейчук А. С. Состояние связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием // Молодость. Интеллект. Инициатива: Материалы VII Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, Витебск, 18 апреля 2019 года. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. С. 314-316
18. Сурова Я. В. Взаимосвязь высших психических функций и развития речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2024. № S2-1(50). С. 142-144.
19. Свинцова Е. Ю. Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР на фронтальных логопедических занятиях // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 16 февраля 2024 года. Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2024. С. 250-252.
20. Столбина О. А., Славута Е.В., Твердохлебова Е.В. Формирование связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Эффективное управление инновационными процессами в условиях цифровой трансформации : сборник статей Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 10 декабря 2022 года. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2022. С. 215-217
21. Филиппова Н. К. Педагогические условия развитие описательной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии моделирования // Новое слово в науке: стратегии развития : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 23 мая 2024 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2024. С. 99-104.
22. Фадеева О. Х. Возможности цифровых технологий в обучении описательным рассказам детей с тяжелыми нарушениями речи // Аллея науки. 2021. Т. 1, № 10(61). С. 779-781.
23. Ходякова А. С., Шилова Е.А. Развитие навыков составления рассказов-описаний у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные вопросы проектирования психолого-педагогических технологий с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями: Сборник статей по итогам научно-практической конференции с международным участием, Мытищи, 27 февраля 2019 года. Мытищи: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Прометей», 2019. С. 205-210
24. Ходякова А. С. Логопедическая работа по формированию навыков составления связного описательного рассказа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Современные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей: Традиции и инновации : Сборник материалов II Международной междисциплинарной научной конференции, Москва, 22–23 октября 2020 года / Под общей редакцией О.Н. Усановой. Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа», 2020. С. 171-174
25. Цаканян А. А. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи // Образование магистров: проблемы и перспективы развития : тезисы докладов V Всероссийской конференции, Челябинск, 29–30 ноября 2021 года / Челябинский государственный университет. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. С. 304-308
26. Чистобаева А. Ю., Савинова Д.В. Реализация педагогических условий преодоления нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Наукосфера. 2024. № 4-2. С. 155-159
27. Щербакова Д. Е. Изучение уровня сформированности речемыслительной деятельности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2023. № 5(81). С. 146-150
28. Эльконин Д. Б. (1904-1984). Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; [авт. вступ. ст. и коммент. В. В. Давыдов] ; АПН СССР. Москва : Педагогика, 1989. 554с.
29. Юнусова Ю. И., Ахмедзянова Г.Ф. Серия сюжетных картин как средство формирования навыков рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации : Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, Бирск, 31 января 2022 года / Бирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного университета высшего образования «Башкирский государственный университет». Бирск: Бирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного университета высшего образования «Башкирский государственный университет», 2022. С. 156-159.