Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДА КАК ИНСТРУМЕНТ МЯГКОЙ СИЛЫ ФРАНЦИИ, 1995-2024 ГГ.

Работа №185807

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы66
Год сдачи2025
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Концепт “Мягкая сила” 8
1.1 Концепт “мягкой силы” и его интерпретация 8
1.2 Мода как ресурс и инструмент “мягкой силы” 23
2 Мода во внешней политике Франции 31
2.1 Эволюция места моды во внешней политике Франции в ретроспективе 31
2.2 Институциональная и правовая база использования моды как ресурса
“мягкой силы” 40
2.3 Мода в современных международных отношениях 47
Заключение 55
Список использованной литературы и источников 57


Актуальность данного исследования связана с усиливающейся глобализацией и, как следствие, возрастающей взаимозависимостью стран в различных сферах. В современных условиях взаимодействие между государствами часто требует поиска альтернативных подходов, поскольку использование принуждения или военной силы не всегда является эффективным или выгодным. Применение "жесткой силы" перестало быть единственным инструментом в решении международных вопросов.
На смену приходит термин "мягкой силы" — способности достигать поставленных целей за счет привлекательности своих ценностей, политического курса и культурного влияния. Изучение данного феномена на примере Франции представляется актуальным и важным по ряду причин. Во-первых, Франция считается одним из главных культурных центров мира благодаря своему богатому культурному наследию. Анализ её мягкой силы помогает раскрыть, как страна применяет имеющиеся ресурсы для привлечения внимания других государств, людей и инвестиций, что способствует укреплению сотрудничества и усилению её влияния на мировой арене. Во-вторых, изучение мягкой силы Франции даёт возможность понять, каким образом она выстраивает своё политическое влияние через такие аспекты, как мода и другие элементы культуры.
Наконец, Франция является мировой экономической державой. Страна имеет ВВП в 3 млрд долл. (2023 г.), являясь седьмой экономикой мира после США, Китая, Японии, Германии, Индии и Великобритании. Она также является вторым по величине рынком Европы с более чем 67 млн потребителей. Во Франции насчитывается 23 из 500 крупнейших компаний мира. Французская экономика не ограничивается лишь такими признанными отраслями, как индустрия роскоши и агропромышленный комплекс, а включает также банковский сектор, страхование, энергетику и автомобильную промышленность. Изучение мягкой силы Франции может помочь понять, как страна использовала свои ресурсы “мягкой силы” для достижения таких экономических показателей, а также политического и культурного влияния.
Все перечисленные аспекты развития Франции как государства, активно практикующего “мягкую силу” могут быть связаны c таким важным элементом влияния, как мода. Под модой следует понимать совокупность привычек и вкусов в отношении одежды, например, господствующих в определенной общественной среде в определённое время. Это также способ самовыражения и привнесения своих мыслей и идей в массы, особый способ влияния.
В данной работе рассмотрены понятия “ресурса” и “инструмента” мягкой силы, а также доказывается, что мода может быть частью “мягкой силы” страны. Под ресурсом понимается потенциал страны, то, чем она располагает. Однако, ресурс сам по себе статичен, и им нужно воспользоваться, без действия он является только потенциальным. В случае, когда страна использует свои ресурсы “мягкой силы”, она превращает их в инструменты - активные действия для достижения определенных целей. В случае Франции, мода является ресурсом “мягкой силы”, но использование моды для получения желаемых результатов, превращает ресурс в инструмент.
Цель исследования: определить место моды в реализации “мягкой силы” Франции в 1995-2024 гг.
В соответствии с заявленной целью поставлены следующие задачи:
• Систематизировать существующие подходы к определению термина “мягкая сила”
• Доказать, что мода может выступать ресурсом и инструментом мягкой силы
• Определить особенности взаимовлияния моды и политики XVII-XX вв.
• Привести примеры использования моды в качестве инструмента внешнеполитического влияния Франции в период 1995-2024 гг.
Объект исследования - Внешняя политика Франции
Предмет исследования - Использование Францией моды как “инструмента” мягкой силы
Методы исследования: Анализ нормативных документов/статистики, синтез, политико-описательный метод.
Использованную для исследования литературу можно условно разделить на две группы: общетеоретические работы по “мягкой силе” и литература о моде Франции и других государств. Первая группа включает ряд работ отечественных и зарубежных исследователей., включая основоположника концепции Джозефа Ная. В них он описывает появление концепта, его развитие и изменение с течением времени; Ганс Моргентау в своей работе “Politics among Nations” упоминает важность нематериальных ресурсов для достижения власти. Среди отечественных исследователей наиболее цитируемые работы принадлежат М.М. Лебедевой, О.Г.Леоновой, Е.П. Пановой, Н.В. Юдину. Они дают свои определения “мягкой силы”, разрабатывают критерии того, что можно считать ресурсом мягкой силы, в чем ее отличие от жесткой силы, в чем сложность концепта. Что касается зарубежных исследователей в области “мягкой силы”, помимо Джозефа Ная наиболее часто цитируемые работы принадлежат А. Вувингу, Б. Рэйвену, а также исследователям из Корейского института оборонительного анализа (Korean Institute of Defense Analysis), который выпустил журнал “A theory of Soft power”.
Литература о моде включает работы В. Стил “Paris Fashion: A Cultural History, La voix du luxe frangais”, “Business builders in fashion”, “Le theatre de la mode”, статьи в научных журналах “Politics and Pearls”, “Fashion Law in France” и др. Они позволяют понять, что такое мода, можно ли считать ее ресурсом “мягкой силы”, как она развивалась во взаимосвязи с политикой Франции на протяжении веков, какие есть современные тенденции к ее влиянию.
Источники по тематике исследования также можно сгруппировать по следующему принципу: 1) стратегические документы Франции и её нормативно-правовые акты, 2) документы французских органов власти, 3) материалы СМИ, 4) материалы французских организаций в сфере моды, 5) статистические данные.
К стратегическим документам Франции относятся, например, Стратегия внешней политики Франции, Дорожная карта мягкой силы Франции 2030, Правительственная повестка Франции 2030. В них описаны основные направления внешней политики Франции и стратегические инициативы по реализации “мягкой силы”.
2) документы французских органов власти чаще всего публикуются на их сайтах, включая документы Министерства Иностранных дел Франции, Министерства по вопросам территории и децентрализации, Министерства по финансовой деятельности и инвестициям. В данном исследовании они использовались для подтверждения того, что мода как инструмент влияния упоминается в стратегически важных документах внешней политики Франции. Из них взята информация по стратегии внешней политике Франции; План инвестиций в сферу моды; Инициативы в реализации “мягкой силы” страны.
Материалы французских организаций в сфере моды включают публикации Института Французской моды, Федерации Высокой моды Франции, Choose France. Они нужны для того, чтобы понять как работают институциональные органы Франции в сфере моды. А также как государство взаимодействует с сектором-моды на международном уровне.
Использованные статистические данные были приведены такими организациями, как Bibliotheque numdrique de la France, IMPACT France, Investing Trump, World Bank Group, Rainbow Map ILGA Europe, Bain & Company, French customs, LVMH. Они публикуют информацию об экономических показателях экспорта, импорта, инвестициях в разных областях, в том числе в секторе моды.
Новостные каналы и медиа, на которые опиралось исследование, включают /"'/'‘Ч/'Ч^ЛТТТ/СЧТТТТСГ ТЗТЗГ'' ^NTT Т7 Q chi /"ЧП Т7/"Ч1*С1 in О /”"1-1 /'■кТ'Ч п1 4® I Г*1 ИПЛ ЛГПОП1 7Ofl ГЧЛ С’/'Л/'М п1
сообщения DDL , CNN , Africa rdNUOIl , Fortune Global , ИЦШр organization , social media X. Они нужны для того, чтобы привести примеры использования моды в качестве внешнеполитических инструментов Франции. В них также собрана информация о взаимосвязи моды и политики других стран (Великобритания, США).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие “мягкой силы” со времен его появления и до сегодняшнего дня все больше уточняется. Однако, большинство исследователей берут за основу определение основоположника термина Джозефа Ная - “способность формировать то, что хотят другие, не используя при этом принуждение или жестокость; добиваться желаемых результатов через привлекательность”. Однако одни утверждают, что “мягкая сила” создается путем использования только нематериальных ресурсов, включая репутацию, имидж, наследие. Другие отмечают, что ресурсы не могут быть четко разделены только на “жесткие” и “мягкие”, а потому в оценке “мягкой силы” важны скорее результаты. Наряду с этим, нельзя рассматривать концепт “мягкой силы” только через его противопоставление военным действиям. Что все, что не относится к военным способам может быть отнесено к “мягкой власти”, поэтому другими критериями служат, например, отсутствие навязывания; внимание к интересам другой стороны; долгосрочное взаимодействие.
В ретроспективе Франция активно задействовала моду в своей политике. Она заложила основы своего статуса "законодательницы моды" еще в эпоху Возрождения, став культурным центром. Французская революция отменила сословные ограничения в одежде, но ввела обязательные элементы, например, кокарду, отражающие республиканские идеалы. Тогда одежда начала транслировать миру ценности, которым следовало правительство. Наполеон Бонапарт поддерживал французское производство, вводя континентальную блокаду против Англии, что стимулировало развитие текстильной промышленности, особенно шелка в Лионе.
В середине XIX века Франция закрепила статус столицы моды благодаря появлению высокой моды, или “haute couture”. Чарльз Фредерик Уорт, основатель дома "House of Worth", считается "отцом высокой моды", его нововведения сделали Париж центром моды. В XX веке французская модная индустрия тесно переплеталась с внешней политикой, укрепляя престиж страны на международной арене. Международная выставка декоративного искусства 1925 года утвердила Париж как столицу мировой моды.
После Второй мировой войны, когда репутация французских модных домов пострадала из-за сотрудничества с нацистами, Франция восстановила свой имидж на мировой арене с помощью "Театра моды" - передвижной выставки кукол в миниатюрных копиях парижских моделей. Этот проект способствовал возрождению модной индустрии и экономики страны. В 1980-е годы, в эпоху "культурной дипломатии" Франсуа Миттерана, мода стала инструментом "мягкой силы". Показы западных кутюрье, таких как Ив Сен-Лоран, в Китае и СССР открыли новые рынки для французской роскоши и распространили французское влияние. В 2001 году Франция законодательно закрепила статус haute couture, подчеркивая уникальность и престиж парижской моды.
Мода может являться ресурсом “мягкой силы” по нескольким критериям, выведенным отечественными и зарубежными исследователями. Мода не является военной деятельностью, в ее проявлении отсутствует принуждение или давление. Мода является сама по себе абстрактным ресурсом, первоначально не имеет денежную стоимость. Мода как ресурс - это потенциал страны, которым она обладает и может воспользоваться для достижения определенных целей. В этом смысле стоит отметить культурное наследие: Дома моды (Chanel, Dior) с их брендами одежды и аксессуаров, исторический статус Парижа как столицы моды, наличие профильных образовательных учреждений в области моды (школ IFM и ESMOD), готовящих мировых дизайнеров. Мода Франции также имеет сильную экономическую базу, в которую входят группы LVMH и Kering, контролирующие luxury-рынок товаров и услуг.
В качестве инструмента внешнеполитического влияния мода упоминается во французских стратегических документах, включая “Roadmap for French Soft Power” и “Fashion Law in France 2020”. Во-первых, она служит экономическим рычагом. Рост экономических показателей страны обеспечивается в том числе за счет доходов от Парижской недели мод. Франция и ее сектор моды входят в систему преференций ЕС с развивающимися странами. Это способствует росту её конкурентоспособности в мире.
Во-вторых, мода стала инструментов культурной дипломатии. Одежда политических деятелей служит способом донесения нужных смыслов до мировой общественности. Особенностью французских высокопоставленных политических личностей является их выбор в пользу только французских брендов одежды.
В-третьих, мода Франции способствует росту её геополитического влияния. Мода позволяет Франции транслировать в мире свои ценности через модные учреждения, включая открытие международных центров моды в государствах основных партнеров (Дубай, Шанхай, Нью-Йорк), парижские институты моды в Катаре, Африке и др.
В-четвертых, мода Франции - это социальная база и законодатель экологических инициатив. Франция через моду поддерживает такие важные социальные инициативы, как борьба со СПИДом и сбор благотворительных средств с отправкой их в страны Африки и Восточной Европы, тем самым укрепляя дипломатические связи. В экологической сфере Франция первая страна, которая приняла законы и задала тренды, которым последовали в других странах. Среди них, закон о сокращении выбросов углерода, борьба с отхода в fashion-индустрии. Таким образом, мода является важным стратегическим инструментом внешней политики Франции.



1. La premiere grande manifestation parisienne consacrde a la mode africaine contemporaine // Africa Fashion Up. - [S. l] , 2021. - URL: https://www.africafashionup.com
2. Long Live Luxury: Converge to Expand through Turbulence // Bain & Company. - [S.
l], 2023. - URL:
https://www.bain.com/insights/long-live-luxury-converge-to-expand-through-turbulence/
3. La mode en chiffres // Bibliotheque numdrique de la statistique publique. - [S. l],
(1999). - URL:
https://www.bnsp.insee.fr/services/engine/search/sru?operation=searchRetrieve&version=1.2&q uery=%28gallica%20all%20%22haute%20couture%22%29&lang=fr&suggest=0
4. Depuis 7 ans, le Sommet Choose France est devenu le rendez-vous dedie a l'attractivite
de la France. // Choose France. - [S. l], 2017. -
URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/choose-france
5. Fortune Global 500 Ranking (2024) // Fortune Global 500. - [S. l], 2024. -URL: https://fortune.com/ranking/global500/?fg500 country=France
6. French Customs 2024 // Ministere de l’Europe et des affaires etrangeres. - [S. l], 2024. -
URL:://www.diplomatie.gouv.fr/en/french-foreign-policy/economic-diplomacy-foreign-trade/ne ws/2024/article/the-statistics-department-of-the-french-customs-service-has-announced-france-s
7. Paris Fashion Week // Federation de la Haute Couture et de la Mode | FHCM. - [S. l],
2022. -
URL:https://www.google.com/url?q=https://www.fhcm.paris/fr&sa=D&source=docs&ust=1745 310414391510&usg=AOvVaw0rHXwhAbjobYvpxQuSTZYO
8. 2025 Rainbow Map // Rainbow Map ILGA Europe. - [S. l], 2025. - URL: https://rainbowmap.ilga-europe.org
9. Politique Etrangeres de la France // Ministere de l’Europe et des affaires etrangeres. - [S. l], - URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/
10. Roadmap for France’s Soft Power // Ministere de l’Europe et des affaires etrangeres. -
[S. l], - 2021. - URL:
https://www.diplomatie.gouv.fr/en/the-ministry-and-its-network/the-work-of-the-ministry-for-eur ope-and-foreign-affairs/roadmap-for-france-s-soft-power/#:~:text=It%20sets%20out%2C%20in %20temMinistry's%20organization%20and%20diplomatic%20careers.
11. The Effects of Clothing As Nonverbal Communication on Credibility of the Message // Sage Journals. - [S. l], 1991. - URL: http:// www.ehow.com / info _ 8510546 _ effects - communication - credibility - message - source.html
12. Trump Store // The Trump organization. - [S. l], - URL:
https://www.trump.com/trump-store
13. France Economy Data // World Bank Groupe. - [S. l], (2021-2024). - URL: https://data.worldbank.org/country/france
14. X.com. (сеть, запрещенная на территории РФ). - URL: https://x.com
15. Initiatives Frangaises // Institut Frangais de la Mode. - [S. l], - URL:
https://www.ifmparis.fr/fr...25



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ