ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ИРЛАНДСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ (НА ПРИМЕРЕ АНИМАЦИОННОЙ ТРИЛОГИИ ТОММА МУРА)
|
АННОТАЦИЯ 3
Введение 4
1 Теоретические и методологические основания работы 8
1.1 Подходы к определению фольклора: современные направления и методы в его
изучении 8
1.2 Ключевые фольклорные мотивы, символы и образы, связанные с природой ....13
1.3 Анимация как альтернативный способ трансляции и сохранения элементов
этнической/ национальной культуры 19
2 Ирландский фольклор в зеркале современности: история, структура, символика и значение природы 24
2.1 Краткая история изучения ирландского фольклора и его роль в становлении ирландской нации 24
2.2 Традиционная структура нарративных функций ирландского фольклора 28
2.3 Природа в фольклоре Ирландии: символическое значение и культурная роль...32
3 Образы и роли природы в анимационной трилогии 39
3.1 Фольклорная анимационная трилогия 39
3.2 Сравнительный анализ повествования мультфильмов с традиционным ирландским нарративом 43
3.3 Анализ образов природы в анимационных фильмах 46
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
Приложение
Введение 4
1 Теоретические и методологические основания работы 8
1.1 Подходы к определению фольклора: современные направления и методы в его
изучении 8
1.2 Ключевые фольклорные мотивы, символы и образы, связанные с природой ....13
1.3 Анимация как альтернативный способ трансляции и сохранения элементов
этнической/ национальной культуры 19
2 Ирландский фольклор в зеркале современности: история, структура, символика и значение природы 24
2.1 Краткая история изучения ирландского фольклора и его роль в становлении ирландской нации 24
2.2 Традиционная структура нарративных функций ирландского фольклора 28
2.3 Природа в фольклоре Ирландии: символическое значение и культурная роль...32
3 Образы и роли природы в анимационной трилогии 39
3.1 Фольклорная анимационная трилогия 39
3.2 Сравнительный анализ повествования мультфильмов с традиционным ирландским нарративом 43
3.3 Анализ образов природы в анимационных фильмах 46
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
Приложение
Актуальность этого исследования отражается в мировой тенденции переосмысления и сохранения культурного наследия в условиях глобализации.
Сегодня фольклорное наследие приобретает важную роль в сохранении культурного разнообразия. Фольклор сопровождает человека с самых первых дней его жизни, поэтому такие основные темы - борьба между добром и злом, важность общества, семьи, друзей, а также взаимоотношения между человеком и природой - создают мудрую воспитательную среду для «формирования у ребенка личностных качеств, понимания национальной культуры и постижения общечеловеческого опыта».
Несмотря на свои древние корни, фольклор сохраняет удивительную актуальность, демонстрируя мощную способность к выживанию в любых условиях, включая и современные средства массовой информации. Конечно, изменения в условиях жизни привели к трансформации некоторых традиций и их процессов, но гибкость фольклора делает его хорошей почвой для художественных инноваций, вдохновляя современных художников, писателей и кинематографистов переосмысливать и интерпретировать традиционные повествования в новых контекстах .
В настоящее время мультипликация (анимация, мультфильм) является альтернативным способом сохранения и трансляции образов этнической и национальной культуры современному зрителю . Через анимацию можно проследить как традиционные сюжеты фольклора адаптируются к цифровым технологиям, потому что визуальная природа мультипликации позволяет творчески и символически представлять сложные культурные темы, традиции и верования. Благодаря этому формату повествования мультфильм становится более эффективным инструментом для знакомства и восприятия фольклора у подрастающего поколения.
Таким примером переноса фольклора в новый вид повествования является трилогия ирландского режиссера Томма Мура, которая знаменательна своим обращением к ирландскому фольклору. В этих анимационных фильмах природа играет ключевую роль, являясь не только фоном для повествования, но и активным участником событий, наделенным сакральным смыслом и оказывающим влияние на судьбы героев. Несмотря на «древние повествования» - включение в сюжетные линии узнаваемых фигур, волшебных существ и историй прошлого - эта трилогия также привносит современные темы и проблемы, создавая динамичное взаимодействие между традициями и современностью. На этом основании важность данного исследования заключается в понимании взаимосвязи между культурой и природой в ирландской традиции через анализ фольклорных мотивов, связанных с природными элементами, которые позволяют выявить особенности ирландского мировоззрения, в котором природа воспринимается как одушевленная и наделенная сверхъестественными силами. А также эта работа способствует рассмотрению мультипликации как современного инструмента сохранения и трансляции фольклорного наследия.
Почему для изучения была выбрана именно Ирландия? Дело в том, что ирландский фольклор содержит множество уникальных сюжетов и персонажей, которые почти не переводились на русский язык. Хотя, благодаря активным сборам фольклорного материала по всей Ирландии в XX веке, у них имеется богатая, но малоизученная база источников в русскоязычной научной литературе. Поэтому изучение ирландского фольклора позволяет ознакомиться не только с уникальной культурой, мифологией и традицией, но и открывает новые возможности, например, для будущих сравнительных исследований с русским фольклором.
В Ирландии огромное внимание в фольклорных произведениях уделяется природе: в принципе, в мировой культуре тема природы является одной из древнейших и до сих пор остаётся актуальной по причине глубокой связи человека и окружающего мира, который не только определяет род деятельности людей, качество их жизни, является географической характеристикой региона, но и играет значимую роль в формировании ценностных ориентиров личности и общества, выступая в какой-то степени символом территории. Вообще, в различных народах отношение человека с окружающей средой отражает уникальное восприятие мира, а также систему представлений о социальных «нормах», что способствует углубленному пониманию многообразия человеческого опыта. Поэтому через анализ природных образов в фольклоре можно проследить не только как в повседневной жизни и социальных практиках отражаются взаимоотношения конкретного сообщества с природным миром, сходства и отличия в осмыслении обыденности различных этнических групп, но и осветить почему данное общество поступает тем или иным образом: например, понимание традиционных взглядов на экосистему местного общества важно во время разработки экологических программ и политики для более этичного и эффективного управления природными ресурсами.
Объектом данного исследования является ирландский фольклор и его репрезентация в анимационной трилогии Томма Мура, в то время как предметом исследования - образ природы в ирландском фольклоре, представленный в анимационной трилогии Томма Мура.
Целью моего исследования состоит в определении специфики образа природы в ирландских фольклорных мотивах анимационной трилогии режиссера Томма Мура. Данная цель предполагает, что в процессе исследования будут решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать мультипликацию как альтернативный способ трансляции и сохранения элементов этнической или национальной культуры.
2. Проанализировать теоретические и методологические подходы и методы фольклорных исследований.
3. Выявить традиционную структуру нарративных функций ирландского фольклора, чтобы сравнить её со структурой повествования анимационной трилогии.
4. Определить ключевые фольклорные мотивы и символы, связанные с природой в ирландской культурной традиции.
5. Конкретизировать понятие «образ природы», его роли и знаково-символические компоненты, чтобы выявить особенности репрезентации природных элементов в анимационной трилогии.
Для исследования были выбраны такие мультфильмы как «Тайна Келлс» (2009), «Песнь моря» (2014) и «Легенда о волках» (2020), общая продолжительность которых составляет 267 минут. Студия Cartoon Saloon под проектным руководством Томма Мура смогла создать не просто развлекательную трилогию, но и культурно-значимые произведения, отражающие многовековую «борьбу» ирландского народа за сохранение своей уникальности, где отражаются темы утраты и возрождения ирландских легенд, конфликт язычества и христианства, а также проблемы экологии и колониализма - темы, актуальные не только для Ирландии, но и для всего мира. Кроме того, по сравнению с другими ирландскими анимационными работами данная трилогия получила международное признание и множество наград, включая номинации на премию «Оскар», что показывает значимость этих мультфильмов. А дополнительное признание эти мультфильмы получили за счет уникального визуального стиля, вдохновленный местным искусством: замысловатые узоры, орнаменты, абстрактные и плоскостные формы, что является отличительной чертой анимации этого режиссера на фоне современной трехмерной техники.
Методы исследования. Теоретические и методологические основы этого исследования создаются в результате комплексного подхода. Работа базируется на комбинации анализа и синтеза, приемов индукции и дедукции, что позволяет получить объективные и обоснованные результаты, а также рассмотреть изучаемый предмет в системном ракурсе. Теоретические методы исследования гармонично дополняются экспериментальными: от простых методов сбора данных до более сложных подходов, таких как типологизация и сравнение - сопоставительно-сравнительный подход . Из специальных методов исследования в данной работе в наибольшей степени применяются контекстный , мотивный и структурный анализ. Если говорить точнее, то, чтобы разобраться в понятие «мотив» были рассмотрены точки зрения таких исследователей, как Аарон Томпсон и Юрий Березкин . А для определения структурного анализа фольклорных сюжетов были проанализированы научные работы Владимира Проппа и Армина Замани . В итоге, совмещение выше приведенных подходов и методов позволяет расширить границы анализа анимационной трилогии, использующей фольклор, до междисциплинарного уровня и сформировать целостную научную картину, чтобы оценить потенциал мультипликации как важнейшего элемента культуры общества.
Выпускная квалификационная работа состоит из следующих разделов: введение, первая глава посвящена рассмотрению теоретических подходов изучения фольклора, мотивов, природных символов и образов в этнологических исследованиях, а также альтернативный способ сохранения этнической культуры через анимацию , вторая глава повествует об ирландском фольклоре (история изучения, структура, символика и значение природы в культуре народы), в третьей главе анализируется образ и роли природы в анимационной трилогии плюс проводится сравнительный анализ структурного содержания. Еще в приложении приведены материалы, используемые во время проведения сравнительно-структурного анализа мультфильмов.
Сегодня фольклорное наследие приобретает важную роль в сохранении культурного разнообразия. Фольклор сопровождает человека с самых первых дней его жизни, поэтому такие основные темы - борьба между добром и злом, важность общества, семьи, друзей, а также взаимоотношения между человеком и природой - создают мудрую воспитательную среду для «формирования у ребенка личностных качеств, понимания национальной культуры и постижения общечеловеческого опыта».
Несмотря на свои древние корни, фольклор сохраняет удивительную актуальность, демонстрируя мощную способность к выживанию в любых условиях, включая и современные средства массовой информации. Конечно, изменения в условиях жизни привели к трансформации некоторых традиций и их процессов, но гибкость фольклора делает его хорошей почвой для художественных инноваций, вдохновляя современных художников, писателей и кинематографистов переосмысливать и интерпретировать традиционные повествования в новых контекстах .
В настоящее время мультипликация (анимация, мультфильм) является альтернативным способом сохранения и трансляции образов этнической и национальной культуры современному зрителю . Через анимацию можно проследить как традиционные сюжеты фольклора адаптируются к цифровым технологиям, потому что визуальная природа мультипликации позволяет творчески и символически представлять сложные культурные темы, традиции и верования. Благодаря этому формату повествования мультфильм становится более эффективным инструментом для знакомства и восприятия фольклора у подрастающего поколения.
Таким примером переноса фольклора в новый вид повествования является трилогия ирландского режиссера Томма Мура, которая знаменательна своим обращением к ирландскому фольклору. В этих анимационных фильмах природа играет ключевую роль, являясь не только фоном для повествования, но и активным участником событий, наделенным сакральным смыслом и оказывающим влияние на судьбы героев. Несмотря на «древние повествования» - включение в сюжетные линии узнаваемых фигур, волшебных существ и историй прошлого - эта трилогия также привносит современные темы и проблемы, создавая динамичное взаимодействие между традициями и современностью. На этом основании важность данного исследования заключается в понимании взаимосвязи между культурой и природой в ирландской традиции через анализ фольклорных мотивов, связанных с природными элементами, которые позволяют выявить особенности ирландского мировоззрения, в котором природа воспринимается как одушевленная и наделенная сверхъестественными силами. А также эта работа способствует рассмотрению мультипликации как современного инструмента сохранения и трансляции фольклорного наследия.
Почему для изучения была выбрана именно Ирландия? Дело в том, что ирландский фольклор содержит множество уникальных сюжетов и персонажей, которые почти не переводились на русский язык. Хотя, благодаря активным сборам фольклорного материала по всей Ирландии в XX веке, у них имеется богатая, но малоизученная база источников в русскоязычной научной литературе. Поэтому изучение ирландского фольклора позволяет ознакомиться не только с уникальной культурой, мифологией и традицией, но и открывает новые возможности, например, для будущих сравнительных исследований с русским фольклором.
В Ирландии огромное внимание в фольклорных произведениях уделяется природе: в принципе, в мировой культуре тема природы является одной из древнейших и до сих пор остаётся актуальной по причине глубокой связи человека и окружающего мира, который не только определяет род деятельности людей, качество их жизни, является географической характеристикой региона, но и играет значимую роль в формировании ценностных ориентиров личности и общества, выступая в какой-то степени символом территории. Вообще, в различных народах отношение человека с окружающей средой отражает уникальное восприятие мира, а также систему представлений о социальных «нормах», что способствует углубленному пониманию многообразия человеческого опыта. Поэтому через анализ природных образов в фольклоре можно проследить не только как в повседневной жизни и социальных практиках отражаются взаимоотношения конкретного сообщества с природным миром, сходства и отличия в осмыслении обыденности различных этнических групп, но и осветить почему данное общество поступает тем или иным образом: например, понимание традиционных взглядов на экосистему местного общества важно во время разработки экологических программ и политики для более этичного и эффективного управления природными ресурсами.
Объектом данного исследования является ирландский фольклор и его репрезентация в анимационной трилогии Томма Мура, в то время как предметом исследования - образ природы в ирландском фольклоре, представленный в анимационной трилогии Томма Мура.
Целью моего исследования состоит в определении специфики образа природы в ирландских фольклорных мотивах анимационной трилогии режиссера Томма Мура. Данная цель предполагает, что в процессе исследования будут решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать мультипликацию как альтернативный способ трансляции и сохранения элементов этнической или национальной культуры.
2. Проанализировать теоретические и методологические подходы и методы фольклорных исследований.
3. Выявить традиционную структуру нарративных функций ирландского фольклора, чтобы сравнить её со структурой повествования анимационной трилогии.
4. Определить ключевые фольклорные мотивы и символы, связанные с природой в ирландской культурной традиции.
5. Конкретизировать понятие «образ природы», его роли и знаково-символические компоненты, чтобы выявить особенности репрезентации природных элементов в анимационной трилогии.
Для исследования были выбраны такие мультфильмы как «Тайна Келлс» (2009), «Песнь моря» (2014) и «Легенда о волках» (2020), общая продолжительность которых составляет 267 минут. Студия Cartoon Saloon под проектным руководством Томма Мура смогла создать не просто развлекательную трилогию, но и культурно-значимые произведения, отражающие многовековую «борьбу» ирландского народа за сохранение своей уникальности, где отражаются темы утраты и возрождения ирландских легенд, конфликт язычества и христианства, а также проблемы экологии и колониализма - темы, актуальные не только для Ирландии, но и для всего мира. Кроме того, по сравнению с другими ирландскими анимационными работами данная трилогия получила международное признание и множество наград, включая номинации на премию «Оскар», что показывает значимость этих мультфильмов. А дополнительное признание эти мультфильмы получили за счет уникального визуального стиля, вдохновленный местным искусством: замысловатые узоры, орнаменты, абстрактные и плоскостные формы, что является отличительной чертой анимации этого режиссера на фоне современной трехмерной техники.
Методы исследования. Теоретические и методологические основы этого исследования создаются в результате комплексного подхода. Работа базируется на комбинации анализа и синтеза, приемов индукции и дедукции, что позволяет получить объективные и обоснованные результаты, а также рассмотреть изучаемый предмет в системном ракурсе. Теоретические методы исследования гармонично дополняются экспериментальными: от простых методов сбора данных до более сложных подходов, таких как типологизация и сравнение - сопоставительно-сравнительный подход . Из специальных методов исследования в данной работе в наибольшей степени применяются контекстный , мотивный и структурный анализ. Если говорить точнее, то, чтобы разобраться в понятие «мотив» были рассмотрены точки зрения таких исследователей, как Аарон Томпсон и Юрий Березкин . А для определения структурного анализа фольклорных сюжетов были проанализированы научные работы Владимира Проппа и Армина Замани . В итоге, совмещение выше приведенных подходов и методов позволяет расширить границы анализа анимационной трилогии, использующей фольклор, до междисциплинарного уровня и сформировать целостную научную картину, чтобы оценить потенциал мультипликации как важнейшего элемента культуры общества.
Выпускная квалификационная работа состоит из следующих разделов: введение, первая глава посвящена рассмотрению теоретических подходов изучения фольклора, мотивов, природных символов и образов в этнологических исследованиях, а также альтернативный способ сохранения этнической культуры через анимацию , вторая глава повествует об ирландском фольклоре (история изучения, структура, символика и значение природы в культуре народы), в третьей главе анализируется образ и роли природы в анимационной трилогии плюс проводится сравнительный анализ структурного содержания. Еще в приложении приведены материалы, используемые во время проведения сравнительно-структурного анализа мультфильмов.
Целью моего исследования было в определении специфики образа природы в ирландских фольклорных мотивах анимационной трилогии режиссера Томма Мура. На мой взгляд, несмотря на некоторые сложности, цель и задачи для её достижения были почти полностью реализованы.
В ходе работы был проработан базовый пласт научной литературы, который посвящен фольклорным исследованиям. В частности, эти направления исследований помогли теоретически рассмотреть отличие изучения фольклора этнологами от других научных взглядов, а также разобраться в распространенных современных сферах проведения фольклористских исследований. Кроме того, благодаря фундаментальным трудам этнофольклористики, были разобраны такие понятия как ключевые фольклорные мотивы, символы, природные образы и компоненты, что позволило раскрыть их непосредственную связь друг с другом в народных традиционных повествованиях. К тому же, в теоретическом плане была всесторонне раскрыта анимация как альтернативный способ трансляции и сохранения элементов этнической/ национальной культуры не только на примерах отечественных исследований, но и зарубежных научных работ.
При проведении анализа ирландского фольклора в зеркале современности была раскрыта история зарождения и сохранения народных сказаний в стране, что немного осветило тему - почему ирландцы так бережно относятся к своему культурному наследию. Более того, получилось выявить традиционную структуру нарративных функций ирландского фольклора, которая как оказалось берет свое начало с классической русской структуры сказок и уже потом дополняется особенностями повествования ирландского фольклора. Благодаря этому, появилась возможность сравнить классический нарратив ирландских сказок со структурой повествования анимационной трилогии, что дало понимание сходств и различий в различных аспектах анализа мультфильмов. Вдобавок, были изучены ключевые фольклорные мотивы и символы, связанные с природой в ирландской культурной традиции, что позволило более внимательно рассмотреть природные элементы в анимационной трилогии, а также особенности их транслирования.
Итак, на основании анализа природных образов ирландского фольклора в анимационной трилогии Томма Мура можно сделать несколько выводов:
1. Фольклорные компоненты природы фиксируют картину мира ирландцев, состоящую из элементов, описывающих как окружающие народ реалии, его быт и род занятий, так и религиозно мифологические воззрения и восприятие пространства.
2. В ирландском фольклоре, отраженном в мультфильмах, уделяется значительное внимание таким природным образам, как океан, остров, лес, пещера, животные (волк, тюлень, сова) и различные мифические существа. В частности, анализ образов океана и острова, репрезентированных не только в ирландском фольклоре, но и в мультфильмах Томма Мура, дает возможность описать картину мира населения Ирландии и выявить уникальность данной территории.
3. Ирландцы испытывают амбивалентные чувства в отношении океана. С одной стороны, указанные ландшафтные особенности являлись природной кладовой, источниками жизни для местного населения, обеспечивая их едой, одеждой, жилищем и прочими необходимыми для жизни предметами. С другой стороны, океан мифологизируются как одно из самых гиблых и опасных места, а также как особый и волшебный мир, первичный по отношению к человеку и противопоставленный ему.
4. Согласно ирландскому фольклору, животные и птицы - часто являются символами добра и зла одновременно, в зависимости от контекста, тем самым подчеркивается высокая степень не только уважения, но и страха в отношении природы островной Ирландии.
5. Анализ анимационной трилогии позволил выявить несколько мотивных ролей сопровождающие природные образы: эскапизм (бегство из реальности) и изоляция/ уединение, адаптация и выживание, а также трансформация.
Вообще, образ природы демонстрируется в равной степени «опасно и прекрасно», это место, где можно укрыться от проблем знакомого мира, и именно в мире изолированной непохожести начинается путешествие личности. Интересно, что этот мотив прослеживается не только в анимациях, да и просто в ирландской культуре, так как эта страна всегда была отрезана от мира. Во всех трех мультфильмах волшебные миры и его обитатели находятся в опасности, и решение может быть найдено только путем выхода за пределы «известной» территории. Хотя такая линия мышления может привести к определенным недостаткам, в частности к нежеланию принимать перемены или отвергать внешние инновации, тем не менее, эта трилогия тщательно исследует проблемы, связанные с одиночеством в современном мире, в конечном счете предлагая взгляд возвращения к природному началу, о котором некогда думать в суматохе рутинных дней.
В свою очередь хочется отметить, что на протяжении всех мультфильмов происходит противопоставление современной Ирландии с ее оживленными городами, где природе почти нечем дышать, но в то же время, которая ценит остатки этого природного мира, хранящиеся в историях и рассказах прошлого. Поэтому трансформация персонажей - это чуть больше, чем просто личный процесс, это оптимистичное видение нового поколения, которое принимает природу и освещает пренебрегаемые аспекты своего наследия. В трилогии фольклор переработан в соответствии с современными проблемами и, скорее всего, поэтому остается актуальным в Ирландии, которую едва ли узнали бы рассказчики прошлых веков. Поэтому, как мне показалось, природа не просто символизирует скрытый мир магии и мифов, она по своей сути связана с Ирландией прошлого, освещая очень острый аспект того, что с каждым годом ирландцы все больше отдаляются от своих «родовых корней».
Однако, во время проведения исследования у меня не получилось раскрыть все аспекты репрезентации природных компонентов в мультфильмах. Во много это связано с выбором широкой темы, из-за чего я пришла к выводу, что в будущих исследованиях для более детального раскрытия отношения ирландской культуры к тому или иному элементу, необходимо делать упор на что-то точечное, например, изучить только образ океана, острова и т.д. А еще было бы интересней даже изучить не просто образ чего-то в одной культуре, а сделать сравнительный анализ: например, как воспринимают образ океана в Ирландии и в Новой Зеландии, а может лучше даже взять островную страну, находящуюся в некой изоляции, и материковую, чтобы посмотреть насколько схожи или различны взгляды этих народов на эту водную стихию. Я предполагаю, что такое исследование может дать не только интересное сравнение, но и отразить особенности мышления и видения мира этих культур.
В ходе работы был проработан базовый пласт научной литературы, который посвящен фольклорным исследованиям. В частности, эти направления исследований помогли теоретически рассмотреть отличие изучения фольклора этнологами от других научных взглядов, а также разобраться в распространенных современных сферах проведения фольклористских исследований. Кроме того, благодаря фундаментальным трудам этнофольклористики, были разобраны такие понятия как ключевые фольклорные мотивы, символы, природные образы и компоненты, что позволило раскрыть их непосредственную связь друг с другом в народных традиционных повествованиях. К тому же, в теоретическом плане была всесторонне раскрыта анимация как альтернативный способ трансляции и сохранения элементов этнической/ национальной культуры не только на примерах отечественных исследований, но и зарубежных научных работ.
При проведении анализа ирландского фольклора в зеркале современности была раскрыта история зарождения и сохранения народных сказаний в стране, что немного осветило тему - почему ирландцы так бережно относятся к своему культурному наследию. Более того, получилось выявить традиционную структуру нарративных функций ирландского фольклора, которая как оказалось берет свое начало с классической русской структуры сказок и уже потом дополняется особенностями повествования ирландского фольклора. Благодаря этому, появилась возможность сравнить классический нарратив ирландских сказок со структурой повествования анимационной трилогии, что дало понимание сходств и различий в различных аспектах анализа мультфильмов. Вдобавок, были изучены ключевые фольклорные мотивы и символы, связанные с природой в ирландской культурной традиции, что позволило более внимательно рассмотреть природные элементы в анимационной трилогии, а также особенности их транслирования.
Итак, на основании анализа природных образов ирландского фольклора в анимационной трилогии Томма Мура можно сделать несколько выводов:
1. Фольклорные компоненты природы фиксируют картину мира ирландцев, состоящую из элементов, описывающих как окружающие народ реалии, его быт и род занятий, так и религиозно мифологические воззрения и восприятие пространства.
2. В ирландском фольклоре, отраженном в мультфильмах, уделяется значительное внимание таким природным образам, как океан, остров, лес, пещера, животные (волк, тюлень, сова) и различные мифические существа. В частности, анализ образов океана и острова, репрезентированных не только в ирландском фольклоре, но и в мультфильмах Томма Мура, дает возможность описать картину мира населения Ирландии и выявить уникальность данной территории.
3. Ирландцы испытывают амбивалентные чувства в отношении океана. С одной стороны, указанные ландшафтные особенности являлись природной кладовой, источниками жизни для местного населения, обеспечивая их едой, одеждой, жилищем и прочими необходимыми для жизни предметами. С другой стороны, океан мифологизируются как одно из самых гиблых и опасных места, а также как особый и волшебный мир, первичный по отношению к человеку и противопоставленный ему.
4. Согласно ирландскому фольклору, животные и птицы - часто являются символами добра и зла одновременно, в зависимости от контекста, тем самым подчеркивается высокая степень не только уважения, но и страха в отношении природы островной Ирландии.
5. Анализ анимационной трилогии позволил выявить несколько мотивных ролей сопровождающие природные образы: эскапизм (бегство из реальности) и изоляция/ уединение, адаптация и выживание, а также трансформация.
Вообще, образ природы демонстрируется в равной степени «опасно и прекрасно», это место, где можно укрыться от проблем знакомого мира, и именно в мире изолированной непохожести начинается путешествие личности. Интересно, что этот мотив прослеживается не только в анимациях, да и просто в ирландской культуре, так как эта страна всегда была отрезана от мира. Во всех трех мультфильмах волшебные миры и его обитатели находятся в опасности, и решение может быть найдено только путем выхода за пределы «известной» территории. Хотя такая линия мышления может привести к определенным недостаткам, в частности к нежеланию принимать перемены или отвергать внешние инновации, тем не менее, эта трилогия тщательно исследует проблемы, связанные с одиночеством в современном мире, в конечном счете предлагая взгляд возвращения к природному началу, о котором некогда думать в суматохе рутинных дней.
В свою очередь хочется отметить, что на протяжении всех мультфильмов происходит противопоставление современной Ирландии с ее оживленными городами, где природе почти нечем дышать, но в то же время, которая ценит остатки этого природного мира, хранящиеся в историях и рассказах прошлого. Поэтому трансформация персонажей - это чуть больше, чем просто личный процесс, это оптимистичное видение нового поколения, которое принимает природу и освещает пренебрегаемые аспекты своего наследия. В трилогии фольклор переработан в соответствии с современными проблемами и, скорее всего, поэтому остается актуальным в Ирландии, которую едва ли узнали бы рассказчики прошлых веков. Поэтому, как мне показалось, природа не просто символизирует скрытый мир магии и мифов, она по своей сути связана с Ирландией прошлого, освещая очень острый аспект того, что с каждым годом ирландцы все больше отдаляются от своих «родовых корней».
Однако, во время проведения исследования у меня не получилось раскрыть все аспекты репрезентации природных компонентов в мультфильмах. Во много это связано с выбором широкой темы, из-за чего я пришла к выводу, что в будущих исследованиях для более детального раскрытия отношения ирландской культуры к тому или иному элементу, необходимо делать упор на что-то точечное, например, изучить только образ океана, острова и т.д. А еще было бы интересней даже изучить не просто образ чего-то в одной культуре, а сделать сравнительный анализ: например, как воспринимают образ океана в Ирландии и в Новой Зеландии, а может лучше даже взять островную страну, находящуюся в некой изоляции, и материковую, чтобы посмотреть насколько схожи или различны взгляды этих народов на эту водную стихию. Я предполагаю, что такое исследование может дать не только интересное сравнение, но и отразить особенности мышления и видения мира этих культур.





