Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирования у младших школьников умения решать задачи с пропорциональными величинами (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)

Работа №185797

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы60
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ СОШ №2 ( Рошаль, Московская область)
Выборка: 20 учащихся 3 «А» класса.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников умения решать задачи 6
1.1 Понятие «текстовая задача», роль и виды задач в начальном курсе математики 6
1.2 Методы и приемы формирования умения решать текстовые задачи 8
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2 Практические аспекты проблемы формирования учения решать задачи с пропорциональной зависимостью 20
2.1 Методические приемы обучения решению задач на пропорциональную зависимость 20
2.2 Организация учащихся пра обучения решению задач на пропорциональную зависимость величин. 24
2.3 Содержанне и ход эксперимента. 27
Выводы по второй главе …………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………46.

Актуальность исследования. В современной системе начального образования особое внимание уделяется формированию у младших школьников математической грамотности, включающей умение решать текстовые задачи различного типа. Особую значимость приобретает развитие способности работать с задачами на пропорциональные зависимости, так как они:
• Составляют основу для изучения многих математических понятий в средней школе
• Имеют широкое практическое применение в повседневной жизни
• Способствуют развитию логического и функционального мышления

Несмотря на важность данной темы, практика показывает, что младшие школьники испытывают значительные трудности при решении задач с пропорциональными величинами. Это связано с:
• недостаточной сформированностью абстрактного мышления в младшем школьном возрасте
• сложностью установления причинно-следственных связей между величинами
• отсутствием системного подхода к обучению решению таких задач
Степень разработанности проблемы. Вопросы формирования умения решать задачи исследовались в работах Л.Г. Петерсон, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой. Проблемы обучения пропорциональным зависимостям рассматривались в исследованиях Г.В. Дорофеева, Л.В. Занкова. Однако методика формирования данного умения именно у младших школьников требует дополнительного изучения.
Цель исследования: разработать и обосновать систему методов и приемов формирования у младших школьников умения решать задачи с пропорциональными величинами.
Задачи исследования:
• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
• Выявить особенности понимания пропорциональных зависимостей младшими школьниками
• Разработать систему заданий для формирования умения решать задачи с пропорциональными величинами
• Экспериментально проверить эффективность предложенной методики
Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования: методика формирования умения решать задачи с пропорциональными величинами у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование умения решать задачи с пропорциональными величинами у младших школьников будет эффективным, если:
• использовать специально разработанную систему задач с постепенным усложнением
• применять наглядные модели для демонстрации пропорциональных зависимостей
• включать практико-ориентированные задания, связанные с жизненным опытом детей

Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы)
• эмпирические (наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент)
• методы математической обработки данных

Теоретическая значимость исследования заключается в:
• уточнении содержания понятия "пропорциональные зависимости" применительно к младшему школьному возрасту
• систематизации методов формирования умения решать соответствующие задачи
Практическая значимость: разработанные методические материалы могут быть использованы учителями начальных классов для совершенствования процесса обучения решению задач.
База исследования: исследование проводилось на базе 3 класса МБОУ "Средняя Общеобразовательная Школа №2" г. Рошаль» (в количестве 29 учащихся).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (45 источников) и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для достижения успеха в формировании умения решать задачи у младших школьников необходимо учитывать разнообразные факторы, оказывающие влияние на процесс обучения. Один из таких факторов - использование разнообразных методов обучения, что позволяет стимулировать интерес и активизировать мыслительные процессы учеников.
Формирование навыков самостоятельной работы и уверенности в собственных силах среди младших школьников является важным аспектом, который способствует их всестороннему развитию. Не менее значимо и развитие научной осознанности при поиске решений, что способствует формированию креативности и логического мышления.
Помимо теоретических вопросов, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика при формировании умения решать задачи. Это позволяет создать благоприятную образовательную среду, способствующую успешному освоению материала и развитию ключевых навыков.
Для успешного обучения детей важно не только передавать им знания, но и создавать среду, в которой они могут применить эти знания на деле. Стимулирование самостоятельного исследования задач также играет важную роль в образовательном процессе. Учесть психологические особенности детей разного возраста – это ключевой аспект, ведь каждый ребенок уникален со своими интересами, навыками и потребностями. Склонность к игровой деятельности, разнообразные увлечения и внимание к определенным предметам – все это нужно учитывать при организации обучения.
Однако помимо этого, важно обеспечить учащихся поддержкой со стороны педагогов и родителей. Построение доверительных отношений с учениками, поощрение их стараний и помощь в решении трудностей способствуют успешному обучению. Родители и учителя должны содействовать развитию интереса детей к решению задач, поощрять их творческие умения и обучать использованию стратегий для решения проблем. Вся эта поддержка и внимание к ученикам сделают процесс обучения более эффективным и увлекательным.
В современном образовании формирование умения решать задачи у младших школьников занимает ключевое место. Стимулирование развития математических навыков у детей происходит через осмысленное освоение принципов и методов решения задач с пропорциональной зависимостью. Этот процесс требует комплексного подхода, включающего в себя не только теоретические аспекты, но и практическое применение навыков на практике.
Важно, чтобы формирование умения решать задачи не ограничивалось поверхностным запоминанием алгоритмов, а способствовало развитию аналитического мышления у школьников. Использование разнообразных методов обучения, интерактивных игр и заданий, а также поощрение самостоятельности в поиске решений помогут детям уверенно справляться с математическими задачами и повысить свою уверенность в своих силах.
Поддержка со стороны педагогов и родителей важна для создания благоприятной образовательной среды, где дети смогут развивать свои математические способности и уверенно применять их на практике. Стремление к развитию навыков решения задач с пропорциональной зависимостью открывает детям новые возможности для успешного обучения и самореализации.
Для успешного решения подобных задач необходимо не только умение понимать математические концепции, но и способность применять их на практике. Преодоление задач, основанных на пропорциональной зависимости, способствует не только развитию логического мышления, аналитических способностей и креативности, но и создает возможность применения этих навыков в реальных ситуациях. Благодаря активному использованию пропорций в повседневной жизни, эти задачи становятся более значимыми и полезными для развития умения быстро и эффективно решать различные задачи, связанные с расчетами, планированием и принятием решений. Иметь навыки работы с пропорциональными величинами - значит быть вооруженным не только для школьных испытаний, но и для успешного справления с жизненными ситуациями, где точные расчеты и умение применять их являются неотъемлемой частью повседневной рутины.
Изучение проблемы формирования умения решать задачи с пропорциональной зависимостью открывает перед педагогами возможность выработать наилучшие стратегии обучения и подходы к данной проблематике. С целью эффективного обучения студентов решению таких задач следует применять различные методы, включая интерактивные уроки, коллективные проекты, игровые задания и инновационные технологии. Главное, чтобы обучающиеся не только находили решения, но и осознавали важность пропорциональных соотношений и могли применять их в разнообразных контекстах. Этот комплексный подход к обучению способствует более глубокому усвоению материала и развитию аналитического мышления. Важно начинать формирование этих навыков с ранних этапов обучения, чтобы обучающиеся могли успешно применять их в будущем.
Для развития математических навыков учащихся их способность решать задачи с пропорциональной зависимостью играет важную роль. Актуальность этой проблемы нельзя недооценивать, поскольку эти навыки необходимы не только в учебе, но и в повседневной жизни. Разрешение задач на пропорциональность – это не только часть математического обучения, но и ключ к успешной адаптации к современным вызовам. Поэтому важно выделить обучение этому умению в число приоритетных задач образовательной системы.



1. Александрова Э.И. Современные подходы к формированию математических понятий у младших школьников / Э.И. Александрова // Начальная школа. - 2023. - №8. - С. 45-51.
2. Белошистая А.В. Методика обучения решению задач с пропорциональными величинами в начальной школе / А.В. Белошистая // Начальное образование. - 2022. - №4. - С. 28-35.
3. Ванцян А.Г. Развитие математического мышления младших школьников при решении текстовых задач / А.Г. Ванцян // Начальная школа. - 2021. - №3. - С. 12-18.
4. Гейдман Б.П. Современные технологии обучения математике в начальных классах / Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина // Математика в школе. - 2020. - №5. - С. 23-29.
5. Давыдов В.В. Психолого-педагогические основы развивающего обучения математике / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. - 2021. - №2. - С. 34-41.
6. Демидова Т.Е. Формирование универсальных учебных действий при решении текстовых задач / Т.Е. Демидова // Начальная школа плюс До и После. - 2023. - №6. - С. 52-58.
7.Жигалова О.П. Использование цифровых технологий при обучении решению задач на пропорции / О.П. Жигалова // Информатика и образование. - 2022. - №7. - С. 45-51.
8. Зайцева С.А. Методика работы с текстовыми задачами в условиях реализации ФГОС НОО / С.А. Зайцева // Начальное образование. - 2021. - №5. - С. 19-25.
9. Иванова Н.В. Развитие логического мышления младших школьников через решение задач / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2023. - №9. - С. 31-37.
10. Казакова Е.И. Формирование математической грамотности в начальной школе / Е.И. Казакова // Педагогика. - 2022. - №3. - С. 56-62.
11. Козлова С.А. Современные подходы к обучению решению составных задач / С.А. Козлова // Начальная школа. - 2021. - №7. - С. 42-48.
12. Кузнецова М.И. Дифференцированный подход к обучению решению задач на пропорциональные величины / М.И. Кузнецова // Начальное образование. - 2023. - №2. - С. 15-21.
13. Лаврентьева Т.М. Использование наглядных моделей при решении текстовых задач / Т.М. Лаврентьева // Начальная школа. - 2022. - №4. - С. 27-33.

14. Матвеева Е.И. Формирование познавательных УУД при работе с текстовыми задачами / Е.И. Матвеева // Начальная школа плюс До и После. - 2021. - №8. - С. 34-40.
15. Мирошина В.В. Методика обучения решению задач с пропорциональными зависимостями / В.В. Мирошина // Математика в школе. - 2023. - №6. - С. 18-24.
16. Нечаева Н.В. Развитие математического мышления через решение нестандартных задач / Н.В. Нечаева // Начальная школа. - 2022. - №5. - С. 39-45.
17. Орлова А.В. Использование ИКТ при обучении решению текстовых задач / А.В. Орлова // Информатика и образование. - 2021. - №9. - С. 52-58.
18. Петерсон Л.Г. Современные технологии развивающего обучения математике / Л.Г. Петерсон // Начальное образование. - 2023. - №7. - С. 23-29.
19. Рудницкая В.Н. Методика работы с текстовыми задачами в начальной школе / В.Н. Рудницкая // Начальная школа. - 2022. - №8. - С. 36-42.
20. Самсонова Н.В. Формирование математических понятий через решение задач / Н.В. Самсонова // Начальная школа плюс До и После. - 2021. - №10. - С. 45-51.
21. Стойлова Л.П. Теоретические основы обучения математике в начальной школе / Л.П. Стойлова // Математика в школе. - 2023. - №4. - С. 12-18.
22.Тихонова А.Б. Развитие логического мышления при решении задач на пропорции / А.Б. Тихонова // Начальная школа. - 2022. - №6. - С. 28-34.
23.Федорова Е.Ю. Критическое мышление на уроках математики в начальной школе / Е.Ю. Федорова // Педагогика. - 2021. - №5. - С. 47-53.
24.Холодова О.А. Методика обучения решению нестандартных задач / О.А. Холодова // Начальное образование. - 2023. - №3. - С. 19-25.
25.Царева С.Е. Формирование математической грамотности через решение текстовых задач / С.Е. Царева // Начальная школа. - 2022. - №7. - С. 33-39.
26. Чекин А.Л. Современные подходы к обучению математике в начальной школе / А.Л. Чекин // Математика в школе. - 2021. - №8. - С. 15-21.
27. Шадрина И.В. Развитие математического мышления младших школьников / И.В. Шадрина // Начальная школа плюс До и После. - 2023. - №5. - С. 41-47.
28. Яковлева С.Г. Методика работы с текстовыми задачами в условиях цифровизации / С.Г. Яковлева // Информатика и образование. - 2022. - №6. - С. 38-44.
29. Андрианова И.Л. Формирование познавательных УУД через решение задач на пропорции / И.Л. Андрианова // Начальная школа. - 2021. - №11. - С. 29-35.

30. Белова Е.В. Использование проектных методов при обучении решению задач / Е.В. Белова // Начальное образование. - 2023. - №4. - С. 22-28.
31. Волкова С.И. Современные технологии обучения математике / С.И. Волкова // Математика в школе. - 2022. - №9. - С. 17-23.
32. Горбунова Т.В. Методика дифференцированного обучения решению текстовых задач / Т.В. Горбунова // Начальная школа плюс До и После. - 2021. - №12. - С. 38-44.
33. Дорофеев Г.В. Развитие математического мышления через решение задач / Г.В. Дорофеев // Педагогика. - 2023. - №6. - С. 51-57.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ