Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МАОУ ДО ДДТ «У БЕЛОГО ОЗЕРА»

Работа №185794

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1 Теоретические аспекты организации социального воспитания детей
в учреждениях дополнительного образования 6
1.1 Нормативно-правовое обеспечение осуществления дополнительного
образования в Российской Федерации -
1.2 Дополнительное образование в системе образования России 13
1.3 Характеристика форм организации социального воспитания детей
в учреждениях дополнительного образования 23
2 Практика организации социального воспитания детей в МАОУ ДО ДДТ
«У Белого озера» 30
2.1 Организационно-правовые характеристики МАОУ ДО ДДТ
«У Белого озера» -
2.2 Анализ событий МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера», направленных
на социальное воспитание детей 37
2.3 Анализ сложностей и проблем, возникающих в процессе осуществления социального воспитания детей в МАОУ ДО ДДТ
«У Белого озера» 47
Заключение 56
Список использованной литературы 60
Приложение


Актуальность исследования заключается в том, что данный этап развития страны характеризуется, в том числе, переходом к системе правового государства, демократическому строю общества. Данные интенции подразумевают существенные изменения, которые, в свою очередь, не могут не отразиться на системе ценностей человека, на его системе социальных приоритетов. В данном контексте ключевым является образование, как система, способная транслировать основополагающие принципы, кроме того, именно через нее проходит все подрастающее поколение страны. Сегодня именно образование формирует социально значимые качества личности, которая в недалеком будущем будет определять жизнь страны в целом. Однако образовательная система испытывает сложности в организации воспитательного процесса ребенка, и это связано, в первую очередь, с современными реалиями: ослабление форм социального контроля, но при этом усилением социальной анонимности. И решить все эти проблемы не представляется возможным без государственного и муниципального управления. Потенциал муниципального уровня управления образованием в этих условиях трудно переоценить. Именно он имеет совокупность ключевых условий, необходимых и достаточных для преодоления сложившихся к настоящему времени проблем. Так, органы местного самоуправления обладают правом на выработку собственной политики и стратегии развития в интересах жителей муниципальной территории, полномочиями в сфере образования, статусом учредителей общеобразовательных учреждений, дошкольного и дополнительного образования детей, собственным бюджетом и иными территориальными ресурсами. Включенностью в местную социокультурную среду, значимую для успешности социальных нововведений, могут опираться на местное сообщество в решении социально значимых задач. С учетом процессов регионализации и развития местного самоуправления, именно на муниципальном уровне можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации образования за счет максимальной консолидации муниципальных ресурсов, привлечения межмуниципальных ресурсов, повышения отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования на условиях софинансирования, направляемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Однако муниципальные органы управления образованием в их нынешнем виде, чаще всего, не способны эффективно решать комплекс новых, сложных задач в области развития системы образования, что обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. Эффективное использование совокупного потенциала возможно только при наличии межуровневого взаимодействия систем управления.
Актуальность исследования заключается еще и в том, что существуют противоречия, которые не только не позволяют на необходимом уровне оценить важность и необходимость социального воспитания, но и тормозят его переход в русло практически направленной деятельности. Государство активно ведет работу по развитию страны в социальной, политической и экономической сферах. В этой связи предъявляются новые требования к подрастающему поколению и системе образования. Сегодня приоритетным становится развитие «мягких» компетенций, что, в свою очередь, подразумевает реформирование педагогической системы, так как традиционные способы и методы зачастую неспособны продуктивно развивать такие необходимые качества, как креативность, умение работы в команде, ориентироваться и перерабатывать информационные потоки. Таким образом, проблема исследования заключается:
- в недостаточной гибкости образовательной системы из-за большого пласта консервативных методов и подходов;
- в наличии авторитарных форм и методов образования, ограничивающих инициативу и креативность, тогда как ФГОС четко определены задачи воспитания свободной личности;
- в потребности в организации качественно новой системы детско-взрослой коммуникации, что предписано ФГОС, подразумевающей гуманизацию и партнерство (активное использование системно-деятельностного подхода) и неготовностью к этому взрослого населения: от родителей до педагогов.
Цель: анализ организации социального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования как средства реализации региональных проектов по направлению «Образование» через анализ событий разного уровня; формулировка рекомендаций, обеспечивающих качественную и продуктивную деятельность по социальному воспитанию детей.
Задачи:
- через анализ соотношения систем дополнительного и основного образования обнаружить специфику дополнительного образования, которая позволит выстраивать продуктивный процесс социального воспитания детей;
- проанализировать соотношение целей, которые ставятся перед системой дополнительного образования, и целей, которые преследует процесс социального воспитания через анализ и актуализацию системы нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность в рамках дополнительного образования детей;
- охарактеризовать формы социального воспитания детей в дополнительном образовании, сформулировать критерии оценки качественной организации процесса социального воспитания;
- проанализировать процесс организации социального воспитания детей с учетом сформулированных критериев на примере деятельности в МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера»;
- сформулировать основные проблемы и сложности, возникающие в процессе организации событий, направленных на социальное воспитание детей и разработать рекомендации, способствующие минимизации проблем.
Объект: система дополнительного образования.
Предмет: организация социального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования на примере МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера» как средства реализации региональных проектов по направлению «Образование».
Теоретической и практической основой к написанию данной работы послужили законодательные нормативно-методические материалы, материалы, полученные при прохождении преддипломной практики, а также работы зарубежных и отечественных ученых и специалистов, посвященных:
- развитию и становлению личности ребенка: Б. Т. Лихачев [36].;
- основам разработки и практики социального воспитания, построению методологии социальной педагогики: А. И. Верба [24], [25], А. К. Гермониус[26], С. И. Гессен [27], В. П. Голованов [29];
- теории и практике деятельности детских организаций: А. В. Егорова [30], М. Б. Коваль [31], Ю. С. Константинов [32], Б. В. Куприянов [35].
Новизна исследования заключается в том, что в нем:
- осуществлен теоретический анализ практической деятельности МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера», направленной на социальное воспитание детей;
- сформулированы рекомендации по организации практической деятельности по социальному воспитанию детей.
В данной работе использовались следующие методы исследования: сравнительный, метод наблюдения, аналитический, исторический анализ.
Структура данной выпускной квалификационной работы соответствует ее содержанию. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. Такая структура обусловлена логикой предпринятого исследования и позволяет максимально полно раскрыть его.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В государственном и муниципальном управлении - социальная сфера является основой для формирования и развития человеческого капитала. Именно люди с образованием, квалификацией и опытом определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации страны. Правильным было бы вспомнить слова В.В. Путина в ходе последнего послания Федеральному собранию РФ: «Увлечение профессией, творчеством, формируется ещё в юные годы. Дополнительное образование должно быть доступно для всех детей» [8].
В ходе проведенного исследования была обнаружена специфика системы дополнительного образования, которая заключается в том культурологическом подходе, который она практикует. Под культурологическим подходом понимается особая организация взаимосвязей между поколениями. Взаимосвязь характеризуется не прямым транслированием знания, не выдачей инструкций, а партнерским сотворчеством ребенка и взрослого. В таком сотворчестве педагог несет в себе культуру в общем и целом, а ребенок — детскую субкультуру, учитывать которую принципиально важно как для выстраивания эффективной коммуникации, так и для организации продуктивного процесса социального воспитания.
Потенциал дополнительного образования в контексте социального воспитания детей кроется в соотношении систем дополнительного образования и основного образования, в той цели и задачах, которые «возложены» на систему дополнительного образования: максимальное развитие индивидуальных способностей для успешного и полного процесса реализации личности в обществе.
Для того чтобы эффективно и в полной мере решить тот комплекс задач, который объективно появляется перед муниципальным уровнем управления образованием на новом этапе модернизации, ему предстоит, в первую очередь, обеспечить большее соответствие интересам местного социума, образовательных учреждений и территории. Стратегическими приоритетами управления развитием системы общего образования должны выступать обеспечение целостности, системности и устойчивости развития образования.
В ходе работы удалось установить, что система дополнительного образования — автономная, самодостаточная, уникальная по своему содержанию. Данные положения ее характеризовали на протяжении всей истории существования. Сегодня законодательно предполагается активное взаимодействие анализируемой системы с системой основного образования, включение дополнительного образования в цепочку непрерывного образования.
Государственное управление в социальной области осуществляется как высшими федеральными органами исполнительной власти, так и субъектами Федерации, а также структурными территориальными подразделениями на межотраслевой и отраслевой основе. Социальные вопросы находятся в поле деятельности Президента и Правительства РФ, ими занимаются федеральные министерства и ведомства. Управление социальной сферой находится в совместном ведении Федерации и её субъектов, значительное место в этом вопросе отводится органам местного самоуправления.
Что касается дополнительного образования и социального воспитания, то законодательно цели и задачи, стоящие перед дополнительным образованием, сформулированы таким образом, что они не только не ограничивают полномочия системы в социальном развитии, но подразумевают его. Более того, можно констатировать тот факт, что именно сфера дополнительного образования обладает потенциалом, способным обеспечить качественное и продуктивное социальное воспитание.
Отдельно были сделаны выводы касательно основного субъекта организации процесса социального воспитания — педагога. Обобщая можно сказать, что его задача сводится к тому, чтобы мастерски руководить и управлять процессом социализации личности через, в том числе, групповые формы работы, однако, основываясь на уважении каждой личности, признания и взращивания ее индивидуальности.
При попытке классификации форм социального воспитания детей была обнаружена проблема их многообразия, изменчивости и гибкости, тем не менее, для работы были отобраны две классификации, которые при всей своей широте обеспечивают полноту. Основной вывод, к которому был сделан в ходе рассмотрения форм организации заключается в том, что форма полностью зависит не только от содержания деятельности, но и от той целевой аудитории, на которую она рассчитана, от численности этой аудитории. В этом аспекте было обнаружено противоречие, которое возможно разрешить лишь профессионализмом кадрового состава: увеличение количества участников снижает качество управления деятельностью, однако в социальном воспитании групповые и массовые формы важны, так как без них невозможно полноценное социальное развитие.
Государственное управление должно быть ориентировано на развитие образования, как важнейшего кластера в структуре стратегически приоритетных зон социальноэкономического развития территории; формирование самостоятельной муниципальной образовательной политики; сочетание стратегии модернизации и стратегии опережающего развития муниципальных систем образования; развитие образования как общественного блага за счет повышения его социальной результативности, снижения социальных рисков, компенсации и дополнения государственной политики модернизации; признание социальной ответственности хозяйствующих субъектов как важнейшего фактора развития территориальных систем образования; кооперация и интеграция как приоритетная стратегия организационного поведения для целей социально-экономического развития и средство формирования ресурсной базы развития образования; опора на горизонтально интегрированные схемы муниципального управления взамен вертикально интегрированных.
По результатам преддипломной практики и проведенного анализа практики построения процесса социального воспитания на базе МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера», сформулированы основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются педагоги. К основным из них можно отнести:
- отсутствие возможности изучить социальные условия развития личности ребенка;
- невозможность подключения родителей ребенка к разрешению возникающих проблем;
- недостаточный уровень оказания психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в процессе социализации;
- невозможность объединить в единое взаимодействие все организации, которые задействованы в социальном воспитании каждого отдельного ребенка.
Кроме того, преддипломная практика и проделанное исследование позволили выработать список рекомендаций, основанный на принципиальных условиях позитивной социально-воспитательной деятельности, который может использоваться в практической работе как учреждением образования в целом, так и непосредственно педагогами, культорганизаторами и т.д.:
- при организации процесса социального воспитания детей необходимо брать за основу деятельность особо значимую, причем данная деятельность должна являться значимой как для всех участников процесса, так и для окружения;
- позитивный психолого-педагогический результат может обеспечить включение ребенка во все этапы подготовки и проведения значимого дела: от замысла до реализации, особо важен процесс рефлексии;
- внутри творческого коллектива необходимо создать условия для максимальной интеграции социальных инициатив, основанной на добровольности, уважении не только в детской среде, но и в детско-взрослой среде;
- стабильность процесса социального воспитания может обеспечить орган самоорганизации жизнедеятельности детей;
- позитивный педагогический результат обеспечивается не только умелой организацией групповой социальной деятельности, но и сопровождением каждой личности в процессе поиска и создания собственного Я, обеспечением сохранения уникальности и индивидуальности;
- важным является систематическое обращение общего социального опыта в личностный результат каждого через развитие ценностных ориентаций и создание мотива личности к дальнейшей деятельности;
- рост, непрерывность и стимулирование социального воспитания может обеспечить регулярное включение личности в совместное творчество с педагогом, старшим товарищем.
Полученные результаты нашли отражение в локальных нормативных актах, документах, материалах МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера. Методические разработки, предложения, включающие результаты дипломной работы, способствуют эффективной реализации региональных проектов по направлению «Образование», основанных на Национальном проекте РФ «Образование».
В настоящее время эти методические разработки и предложения находятся на стадии внедрения. (см. Прил. А)



1. Декларация прав ребенка : принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // ООН: офиц.сайт. - Электрон.дан. - М., 2019. - URL: https://www.un.org (дата обращения: 04.04.19).
2. Конвенции о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 [Электронный ресурс] // Совет Европы: офиц.сайт. Электрон.дан. - М., 2019. - URL: https://www.coe.int (дата обращения: 05.04.2019).
3. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.04.2019).
4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.03.19).
5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.05.19).
6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2012. - URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 29.03.19).
7. О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 29.03.19).
8. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 20.02.2019 года [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.03.19).
9. О национальной доктрине образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2000. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.03.19).
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 03.05.19).
11. Об утверждении концепции дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // RG.RU - российская газета. - Электрон.дан. - М., 2014. - URL: https://rg.ru (дата обращения: 29.03.19).
12. Об утверждении концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан.
- М., 2014. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.03.19).
13. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018.
- URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.03.19).
14. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной"
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс]: Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 // Гарант :
информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 29.03.19).
15. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2012. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.03.19)....48



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ