ВВЕДЕНИЕ 3
1 Этническая преступность в Российской Федерации 9
1.1 Общее состояние 9
1.2 Организационные принципы и направления деятельности основных этнических преступных группировок 33
1.3 Экстремизм и терроризм этнического характера 43
1.4 Массовая миграция 56
2 Влияние этнической преступности на общественное сознание 72
2.1 Отражение проблематики этнической преступности в СМИ и Интернет-пространстве ..72
2.2 Влияние на имидж представителей государственной власти и протестный потенциал. . 89
2.3 Отношение социума к этнической преступности 94
3 Противодействие этнической преступности 106
3.1 Активные радикальные сообщества, участвующие в обсуждении проблем этнической
преступности 106
3.2 Возможные пути изменения социальных и юридических факторов для улучшения
криминологических показателей в сфере этнической преступности 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 120
I Источники 120
II Литература
В настоящее время на территории Российской Федерации отмечается резкое обострение проблемы, существовавшей в течение последних столетий во всех наикрупнейших мультинациональных государствах. Это проблема коллективного существования на одной территории разных народов, этносов, национальностей. Характер проблемы включает в себя исторический, политический, социологический и юридический аспект.
В пределах всероссийского роста преступности с каждым годом усугубляются показатели организованной преступности, в структуре которой состоят этническая и транснациональная преступность.
Актуальность темы настоящей работы обусловлена объективной остротой проблемы данного социально-правового явления, а также необходимостью признания феномена этнической преступности для дальнейшего анализа ее состояния и эффективного противодействия.
Следует отметить, что понятие "этническая преступность" не является законодательно закрепленным, тем более, что нет и общепризнанной точки зрения относительно понятия "организованная преступность". Наиболее распространенным понятием организованной преступности является следующее: это деятельность устойчивых, управляемых и структурированных сообществ по совершению преступлений в корыстных целях, создающих механизм защиты от социально правового контроля с помощью коррупции . Схожее понятие было закреплено в документах Международной конференции ООН по проблемам организованной преступности 1996 г .. Преступная же группировка, если выделить все ее признаки - это структурированная общность лиц, объединившихся для осуществления преступной деятельности в определенной сфере общественной жизни, имеющая материальную, информационную базы, а также механизм защиты от социального контроля .
С точки зрения Е. И. Хегай толкование понятия "этнос" заключается в следующем: "Этнос (этническая общность) - это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин "этническая общность" близок понятию народ в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов, а также обособленные части внутри народа" .
В данный момент наиболее целостным является определение этноса, данное в работах С. В. Лурье: "Этнос - это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обуславливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание определенного уникального для каждого общества соотношение культурных моделей внутри такого общества в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений" . Этнос не представляется исключительной структурной единицей, в чьих рамках устанавливается национальная принадлежность индивида. В настоящее время укоренилось противопоставление этноса расе. Но, в понятии "этнос" ключевым является культурно-сознательный аспект, тогда как в расе доминирующим будет аспект физическо-физиологический, то есть отличительные черты внешности и строения тела. Внутри социальной и психологической среды этноса формируется мировоззрение, основные виды деятельности, выделяются общепризнанные жизненные ценности. Известны случаи, когда членами этнических преступных группировок становились люди, являвшиеся представителями другой национальности, но которые выросли среди большинства представителей этноса - лидеров преступной группы, впитавшие их систему ценностей, традиции, культуру, особенности поведения и мотивацию. В дальнейшем, в течение всей своей жизнедеятельности (не только преступной), они следовали именно этим мотивам, что позволяет отнести их к членам преступной группировки.
Таким образом, понятие преступной группировки отличается от определения этнической преступной группировки одним основным свойством - этничностью, отношением участников к одному этносу. Преступность такого характера представляет большую угрозу, чем обыкновенная. Преступные группы, сформированные по признаку национальной идентичности, являются более сплоченными, конспиративными, законы, действующие внутри таких групп, гораздо жестче, люди других национальностей в такие группы не допускаются.
Под этнической преступностью имеются в виду преступления, осуществляемые этническими группами во всех областях функционирования государства. Вместе с тем этническая преступность классифицируется по двум типам:
1. Преступления, осуществляемые организованными группами, сформированными в целях совершения преступлений;
2. Преступления, осуществляемые спонтанно, в большинстве случаев, без предшествующего замысла образовавшимися «одноразовыми» или астатическими группами .
К первому типу причисляются объединенные преступные группировки, осуществляющие преступную деятельность в корыстных целях, и объединенные преступные группировки, созданные в целях ведения террористических и экстремистских действий.
Второй тип составляют преступления, осуществляемые, преимущественно, на почве бытовых конфликтов, личной антипатии, из хулиганских намерений или под воздействием мгновенных стремлений криминальной направленности, по большей части с целью присвоения чужого имущества, насилия или оскорбления достоинства человека, являющегося представителем другой национальности. Данные типы состоят, чаще всего, из лиц одной или когнатических национальностей, поддерживающие друг с другом близкие отношения на той или иной основе (соседство, совместная трудовая деятельность, и т.п.). Длительность существования групп такого типа иной раз не превышает длительности совершения преступления. Тем не менее, они могут переходить в рязряд объединенных преступных группировок (преступных группировок первого вида) или поглощаться ими.
Столкновения с коренным населением, также как и преступления на их почве, зачастую происходят при нижеследующих условиях:
- какие-либо группы отрицают или неуважительно относятся к культуре и жизненным интересам других этносов или наций;
- определенная национальная или этническая группа подвержена социализации и идентификации только внутри себя, из чего следует образованная ей дистанция между собой и другими национальными или этническими группами.
Преступления, осуществляемые представителями наций или этносов в области проживания других народов не могут считаться этническими, если они совершены не по названным выше мотивам. Впрочем, по сути не являясь этническими, они иной раз могут приобретать этнический колорит в представлении обывателей, некоторых должностных лиц или самих преступников.
Определить ту или иную преступную группировку как этническую в основном можно с помощью рассмотрения этносоциальных особенностей поведения её членов, которые обычно совпадают с этносоциальными особенностями соответствующей диаспоры.
С 2004 года государственная и ведомственная отчётность МВД России не предполагает сбор, публикацию и представление сведений об этнической преступности в находящихся в открытом доступе источниках. Однако оценка оперативной обстановки по отчётам МВД России по федеральным округам и рассмотренные мнения профессионального сообщества правоохранителей демонстрируют осложнение криминальной ситуации на территории Российской Федерации за счет деятельности организованных преступных групп и преступных сообществ. Все это возникает в условиях активного обострения межнациональных отношений в России, а также низкого контроля трудовой миграции из стран Центральной и Средней Азии, Закавказья и Азиатско- Тихоокеанского региона.
Тема этнической преступности ярко освещается в средствах массовой информации. В то же время большая часть публикаций носит аналитический, острый критический, а иногда даже открыто националистический характер в оценке как самих правонарушителей, так и деятельности органов государственного управления. Большое количество сообщений и статей хранят в себе «информационный детонатор», который при неблагоприятных условиях может выступить в качестве призыва к массовым социальным выступлениям против инородцев, чужеземцев, и действующей власти .
Данная работа построена на трёх информационно-аналитических блоках:
- экспертные материалы о состоянии этнической преступности в России (в том числе, полученные из правоохранительных органов и подразделений МВД России);
- интерпретация проблематики этнической преступности в средствах массовой информации России;
- общественное мнение об этнической преступности.
Объектом исследования является социально-правовой конфликт в обществе, связанный с явлением этнической преступности.
Предметом исследования является феномен этнической преступности и его влияние на состояние социума.
Цель работы состоит в оценке общей оперативной обстановки в сфере этнической преступности, а также ее влияния на общественное сознание для проектирования возможных путей изменений в сфере данного социально-правового явления.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
1. Оценка общего состояния деятельности организованной этнической преступности в различных сферах в регионах Российской Федерации;
2. Выделение структурных принципов организации и направлений деятельности объединенных этнических преступных группировок;
3. Анализ влияния явления на общественное сознание (отражение в СМИ и сети Интернет, отношение социума);
4. Рассмотрение участия радикально настроенных сообществ в попытках решения проблем этнической преступности.
Хронологические рамки исследования: 2010 - 2017 гг. Использованы статистические данные Всероссийской переписи населения, ФМС России, Росстата; открытые данные статистики и аналитики деятельности МВД РФ; мониторинги правоприменения СК РФ; официальные издания, выступления и интервью, а также статьи, книги и брошюры НАК РФ; научные статьи, монографии, диссертации и другие публикации по тематике; данные опросов ВЦИОМ, анкетирований Фонда перспективных исследований за указанный период времени.
Территориальные рамки исследования деятельности этнических преступных сообществ охватывают всю территорию Российской Федерации. Также рассматриваются национальные особенности и поведенческие паттерны лиц, проживающих на территориях Закавказья, Центральной и Средней Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Методологическая основа и методика исследования основаны на диалектическом методе научного познания мира, на использовании общенаучных (анализ и синтез, системный и функциональный подходы) и частнонаучных (специальных) методов. К последним относятся:
- историко-правовой анализ проблемы организованной этнопреступности;
- формально-логический анализ понятийного аппарата и содержания изучаемой преступной деятельности;
- статистический анализ данных о состоянии и тенденциях развития этнической организованной преступности;
- анализ деятельности различных социальных групп, участвующих в борьбе с организованной преступностью;
-анализ нормативных и литературных источников, освещающих рассматриваемую проблему.
Источниковую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, отечественное уголовное, уголовно-процессуальное, административное, миграционное законодательство, аналитические отчеты ведомств, регулирующие вопросы борьбы с организованной преступностью, статистические данные правоохранительных органов, федеральной миграционной службы и Росстата, материалы социологических исследований, опросов и анкетирований (ВЦИОМ, Фонд перспективных исследований, Всероссийская перепись населения). Изучены данные о состоянии и динамике преступлений, совершенных этническими группами за период 2013 — апрель 2017 гг. в России.
Научная новизна заключается в том, что работа является комплексным исследованием криминологических и связанных с ним социальных аспектов организованной преступной деятельности этнически идентичных лиц, а также изучается характеристика структуры организованного этнического преступного формирования, этносоциальные особенности его лидеров и участников на основе этнической и социальной самоопределенности. В структуре организованной преступности выявлена определенная закономерность формирования преступных групп с признаками этнической идентичности, напрямую зависящих от степени общности их членов (семейственность, клановость, этничность).
Теоретическая и практическая значимость работы определяются содержащимися в ней положениями, выводами, рекомендациями, направленными на возможные пути изменения социальных и юридических факторов в области противодействия преступности с признаками этнической идентичности.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка источников и литературы.
Оценка средств массовой информации проведена по массиву региональных и федеральных публикаций за апрель 2017 года. Исследованное медиапространство охватывает также блогосферу.
Оценки общественного мнения получены по результатам опросов ВЦИОМ и Фонда перспективных исследований, а также анализу информационных ресурсов сети Интернет, в том числе социальных сетей и блогов для отслеживания изменений восприятия этнической преступности в глазах общественности.
Сопоставление рассуждений по каждой главе дало возможность ответить на вопросы о состоянии и основных тенденциях развития организованной этнической преступности в России, а также насколько точно средства массовой информации освещают ее проблематику, как данный феномен отражается в общественном сознании и каково его воздействие на формирование общественного мнения об авторитете властных институтов Российской Федерации у народонаселения.
Этническая преступность является регулярным и прогрессирующим фактором, значительно влияющим на формирование криминальной обстановки в стране.
Центром этнической организованной преступности являются формирования, консолидирующие выходцев из кавказского региона. Наиболее решительно проявляют себя азербайджанские и чеченские организованные группы и преступные сообщества, обладающие высокой ст е- пенью сплоченности и широко применяющие в своей деятельности коррумпированные связи во властных структурах. Существенное содействие общему уровню преступности оказывают узбеки, таджики и киргизы, однако степень их организованности гораздо ниже.
Организация российских этнических преступных сообществ подтверждает то, что, невзирая на имеющиеся отличительные черты, их эволюция, вне зависимости от самого этноса и региона мира, не просто имеет в себе много общего, а осуществляется на основе одних и тех же закономерностей и принципов. Это особенно важно, так как этнические преступные сообщества более закрыты для попадания извне, чем смешанные преступные сообщества. Членов этнических криминальных структур во многом отличает то, что, пребывая на чужой им территории, они практически никак не ассимилируются, сохраняя высокую степень своей обособленности и самобытности, что приводит к осознанной изолированности и конфронтации от других этносов.
В условиях повсеместного распространения коррупции, сращивания власти и бизнеса, снисходительной оценке общества к экономическим преступлениям можно предполагать последующее структурирование и расширение сфер влияния организованных преступных группировок в различных регионах и отраслях экономической деятельности и возрастание в этих процессах значения этнических преступных сообществ. Такую обстановку могут использовать в своих целях экстремистские силы, включая религиозные и имеющие политические амбиции и привлекать этнические преступные группировки для дестабилизации социально-политической ситуации в субъектах Российской Федерации, узурпации власти и захвата позиций в органах государственного аппарата и местного самоуправления, спекулируя на затрудненном положении в социально-экономическом развитии регионов, религиозных и национальных чувствах населения. Финальной их политической задачей в таком случае может быть вывод региона из -под управления, а после и юрисдикции Российской Федерации. Угроза суверенитету и территориальной целостности России сохраняется и принимает хронический характер.
Процесс обострения проблемы экстремизма в России, в том числе на этнической и национальной почве, во многом определен социальным расслоением общества, последствиями экономического кризиса, присутствующими разногласиями во взаимоотношениях, а также расширением культурно-религиозной экспансии из заграничных стран. Как показывает исторический опыт, наибольшего напряжения межконфессиональные и межэтнические столкновения достигают и вероятно могут достичь в регионах со сложным конфессиональным и этническим составом, а также в регионах с доминирующим положением какой-либо одной национальности, но представляющим привлекательность для иностранных студентов и трудовых мигрантов.
Официальные статистические данные не отражают степени социальной и экономической опасности феномена этнической преступности. Внутренняя политика на практике «закрывает глаза» на проблему, должно быть, полагая подобным образом предотвратить негативное отношение к некоренному населению в регионах страны. Тем не менее в конечном итоге этническая преступность укрепляет свои позиции и прогрессирует, а среди народонаселения наблюдается назревание массового социального протеста. На продуктивности борьбы с преступлениями экстремистской направленности оказывает влияние присутствующее пренебрежение имеющимися специфическим детерминирующим факторами, следующими в основном из социальногрупповых, социально-территориальных, и других региональных особенностей.
Необходимо быть готовым к тому, что отмеченные за последнее время случаи более агрессивных выступлений против мигрантов, постоянно возрастающее число бытовых столкновений коренного населения с уроженцами регионов Северного Кавказа и Средней Азии при неблагоприятном стечении обстоятельств могут перерасти в масштабные межнациональные конфликты.