Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственного управления в сфере физической культуры и спорта 5
1.1. Понятие физической культуры и спорта и государственного управления в этой сфере 5
1.2. Цель, принципы и направления государственного управления в сфере физической культуры и спорта 9
Глава 2. Субъекты управления в сфере физической культуры и спорта 15
2.1. Субъекты государственного управления в сфере физической культуры и спорта 15
2.2. Спортивные федерации как субъекты управления в сфере физической культуры и спорта 22
Заключение 27
Список использованных источников 30
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующим. Одной из важных сфер общественной жизни современного мира в целом и России в частности является сфера физической культуры и спорта. Это связано с тем, что физическая культура и спорт являются неотъемлемым элементом здорового образа жизни; от степени вовлеченности в занятия физической культурой и спортом зависит как долголетие отдельных людей, так и здоровье всего населения. В связи с этим указанная сфера не должна оставаться без внимания государства, необходимо государственное управление сферой физической культуры и спорта. В России государственное управление рассматриваемой сферой имеет относительно непродолжительную историю. Однако, несмотря на это, на сегодняшний день в России существует широкая система государственных органов, которые осуществляют как текущее управление сферой физической культуры и спорта, так и стратегическое планирование развития данной сферы. Несмотря на то, что государственное управление в сфере физической культуры и спорта является неотъемлемым элементом современной отечественной системы государственного управления, данная система характеризуется рядом недостатков, которые снижают эффективность государственного управления в данной сфере. В связи с этим актуальным является изучение государственного управления в сфере физической культуры и спорта.
Объектом работы являются общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления физической культурой и спортом.
Предметом работы выступают нормативно-правовые акты, определяющие отдельные аспекты государственного управления в сфере физической культуры и спорта.
Целью работы является изучение государственного управления в сфере физической культуры и спорта.
В рамках данной работы необходимо будет решение следующих задач:
1. Определить понятие физической культуры и спорта и государственного управления в этой сфере;
2. Изучить цели, принципы и направления государственного управления в сфере физической культуры и спорта;
3. Охарактеризовать субъектов государственного управления в сфере физической культуры и спорта;
4. Охарактеризовать спортивные федерации как субъекты управления в сфере физической культуры и спорта.
Методологическую базу исследования составляют такие общенаучные методы научного познания как описание, дедукция, синтез, анализ и т.д. Также в ходе написания данной работы необходимо будет прибегнуть и к ряду специально-юридических методов (например, к формально-юридическому методу).
Степень научной разработанности вопроса государственного управления в сфере физической культуры и спорта достаточно велика. Данному вопросу посвящены труды таких ученых как С.В. Алексеев, С.Н. Братановский, А.П. Душанин, А.П. Скрыпник, И.М. Чемакин и т.д.
Теоретическую основу работы составляют труды таких юристов как Н.В. Никитин, Н.А. Таах, Т.Г. Красота, Е.Ю. Коваленко, О.А. Шавандина, Н.В. Тыдыкова и ряда других.
Структуру работы составляют следующие элементы: введение; две главы, которые являются основной частью работы; заключение; список использованных источников.
Исследовав вопросы государственного управления в сфере физической культуры и спорта, необходимо сформулировать следующие выводы:
1. Физическая культура – это часть культуры, которая представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;
2. Спорт – это сфера социально-культурной деятельности, совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;
3. Физическая культура и спорт способствуют социальной адаптации через физическую подготовку, физическое воспитание и развитие. Физкультура и спорт, как средства ведения здорового образа жизни, являются важными составляющими успешного общественного развития. Сохранение и укрепление здоровья населения превращается в значимый фактор социальной, культурной, экономической и оборонной политики государства и его приоритетной задачей в современных условиях;
4. Государственное управление в сфере физической культуры и спорта – это системно интегрированная и функционально-иерархически организованная деятельность по планированию, реализации, обеспечению и самоконтролю государственно-властного регулирующего (в том числе изменяющего и стимулирующего/редуцирующего) воздействия на общественные отношения в области спорта и непосредственно связанные с ними отношения, осуществляемая органами государственной власти путем нормативного правового (прежде всего – административно-правового) регулирования, организационно-координационного, финансового (бюджетного, налогового и др.), инфраструктурного и иного ресурсного администрирования и осуществления контрольно-надзорных полномочий;
5. Основная цель государственного управления в сфере физической культуры и спорта заключается в создании благоприятных условий, которые способствовали бы привлечению людей к здоровому образу жизни, улучшению здоровья, предотвращению заболеваний и повышению физической активности и трудоспособности населения;
6. Государственное управление в сфере физической культуры и спорта основывается на территориальном и отраслевом принципах, а также на принципе общедоступности физической культуры и спорта;
7. Основными направлениями реализации государственного управления в области спорта являются следующие виды управления: организацией и реализацией спортивной деятельности, проектированием и реализацией спортивных программ и мероприятий; финансами в области спорта и/или для целей спорта; безопасностью в области спорта; пропагандой массового и досугового спорта, детского и юношеского спорта и здорового образа жизни и т.д.;
8. В зависимости от объема компетенции, субъекты государственного управления в сфере физической культуры и спорта подразделяются на субъектов общей компетенции (например, Правительство РФ) и субъектов специальной компетенции (например, Министерство спорта РФ);
9. В зависимости от уровня, на котором осуществляется управление субъекты государственного управления в сфере физической культуры и спорта подразделяются на федеральные субъекты государственного управления в сфере физической культуры и спорта (например, Министерство спорта РФ) и региональные субъекты государственного управления в сфере физической культуры и спорта (например, специальный орган управления в сфере физической культуры и спорта на уровне субъекта РФ);
10. В качестве решения проблемы по координации государственной политики в сфере физической культуры и спорта на территории РФ необходимо разработать проект соглашения Министерства спорта РФ с исполнительными органами субъектов РФ, реализующими политику в сфере физической культуры и спорта о совместной выработке целей, задач и инструментов осуществления совместной деятельности;
11. Спортивная федерация – это основанная на членстве общественная организация, ставящая целью развитие конкретного вида спорта и подготовку спортсменов, представляющих сборные команды страны. Закон разделяет национальные спортивные федерации на общероссийские, региональные и местные;
12. Деятельность спортивных федераций обусловлена таким принципом организации физической культуры и спорта в России как принцип автономии спорта. Автономия спорта определяет пределы государственного вмешательства в спорт и объективно обуславливается определенной объективно существующей императивностью значительной части общего объема отношений в этой сфере административному (в том числе регулирующему) воздействию и влиянию со стороны государственных органов в рамках государственного управления и в ходе его осуществления и, следовательно, снижением управленческих способностей государства в этой области;
13. Спортивные федерации имеют право принимать правила, касающиеся тех или иных спортивных соревнований, мероприятий, имеющих обязательную силу, при всем при том не важно, являются ли лица, к которым обращены такие правила, членами, участниками, учредителями или работниками организаций, их издавших.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 24 июля 2024 г.) // Собрание законодательства РФ. 10.12.2007. № 50. Ст. 6242.
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ (ред. от 8 августа 2024 г.) // Собрание законодательства РФ. 27.12.2021. № 52 (часть I). Ст. 8973.
4. Постановление Правительства РФ «О Министерстве спорта Российской Федерации» от 19 июня 2012 г. № 607 (ред. от 3 ноября 2023 г.) // Собрание законодательства РФ. 25.06.2012. № 26. Ст. 3525.
5. Агафонов А.С., Привалов А.А. Юридическая сила актов спортивных федераций // Эволюция российского права: материалы XIX Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2021. С. 1822-1826.
6. Бойкова Т.Ю., Молчанова Н.А. Физическая культура и спорт как объект государственного управления // Проблемы защиты прав: история и современность: материалы XIV международной научно-практической конференции. СПб., 2020. С. 387-390.
8. Буга С.А. Роль спортивных федераций в развитии вида спорта: анализ и перспективы // Студенческий спорт: история, современность и тенденции развития: материалы III Международной научно-практической конференции по физической культуре, спорту и туризму. Красноярск, 2024. С. 263-265.
9. Гладилина А.В., Скобликова Т.В. Система государственного и муниципального управления в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации // Экономический рост как основа устойчивого развития России: сборник научных статей участников 7-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 79-81.
10. Грановесов И.Д. Механизм обеспечения взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общества в сфере управления физической культурой и спортом // Интернаука. 2023. № 10. С. 15-17.
11. Ерохина Д.Н. Организационно-нормативные основы государственного управления развитием физической культуры и спорта в Российской Федерации // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции. Курск, 2020. С. 189-192.
12. Зудаев А.А., Мункуева И.С. Физическая культура и спорт как объект государственного и муниципального управления // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 11-11. С. 62-65.
13. Коваленко Е.Ю., Шавандина О.А., Тыдыкова Н.В. Особенности государственного регулирования и управления в сфере физической культуры и спорта // Российско-азиатский правовой журнал. 2022. № 2. С. 17-24.
14. Кошелев А.А. Государственное управление развитием физической культуры и спорта // Наука и инновации – современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. М., 2020. С. 60-67.
15. Маковеев В.Н., Шемякин Н.Л. Физическая культура и спорт как объект государственного управления // Вектор экономики. 2023. № 11. https://www.elibrary.ru (дата обращения 07.09.2024)
16. Никитин Н.В. Система государственного управления в сфере физической культуры и спорта российской федерации: проблематика и пути ее разрешения // Практики управления в публичном секторе: состояние и тенденции развития: материалы региональной научно-практической конференции. Калуга, 2023. С. 187-195.
17. Николаев И. В. Физическая культура и юношеский спорт как объект государственного управления / И. В. Николаев // Вестник евразийской науки. 2024. № 1. https://www.elibrary.ru (дата обращения 07.09.2024)
18. Новиков А.Б., Самбуев Н.Ц. Административно-правовое регулирование спортивных федераций // Место и роль физической культуры в современном мире: сборник статей и тезисов докладов всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2022. С. 254-259.
19. Парамонова К.О., Ретинская В.Н. Основные направления совершенствования механизма государственного управления в сфере физической культуры и спорта // Совершенствование науки в наши дни: междисциплинарные аспекты: материалы XLIV Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 112-117.
20. Погорелый А.Е., Федосова Л.П., Федотова Г.В. Основные направления совершенствования механизма государственного управления развитием физической культуры и спорта // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 1-2. С. 66-69.
21. Таах Н.А., Красота Т.Г. Особенности государственного управления в сфере физической культуры и спорта // Постулат. 2022. № 11. https://www.elibrary.ru (дата обращения 07.09.2024)
22. Тихомиров Ю.С. Некоторые руководящие принципы государственного управления в сфере физической культуры и спорта // Наука сегодня: глобальные вызовы, пути развития: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. Рязань, 2023. С. 250-251.
23. Усов Д.Р. Основы государственного управления сферой физической культуры и спорта // Роль науки и образования в модернизации и реформировании современного общества: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2023. С. 104-108.
24. Фефелов Г.В. Особенности правового статуса национальных спортивных федераций в России // Актуальные проблемы современного законодательства Российской Федерации: сборник статей. М., 2023. С. 135-140.
25. Щербакова Е.В., Ким В.В. Теоретические аспекты государственного управления развитием физической культуры и спорта // Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами: материалы VIІ Международной научно-практической конференции. Донецк, 2021. С. 709-715.