Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ОБЪЕДИНЁННОЙ ГЕРМАНИИ 1990-2021ГГ.

Работа №185749

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы98
Год сдачи2023
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение С. 3
Глава 1. Концепция «мягкой силы» в международных отношениях С. 10
1.1. Концепция Дж.Ная: предпосылки формирования и эволюция С.10
1.2. Критика концепции в контексте методологических проблем институционального
анализа С.18
1.3. Концепция «Zivilmacht» во внешней политике ФРГ С.26
Глава 2. Институциональное измерение внешней культурной политики ФРГ как одного из
ключевых ресурсов «мягкой силы» С.32
2.1. История формирования внешней культурной политики ФРГ С.32
2.2. Основные инструменты внешней культурной политики ФРГ С.42
2.3. Правовые рамки внешней культурной политики ФРГ С.53
2.4. Финансирование внешней культурной политики ФРГ С.67
2.5. Прочие инструменты «мягкой силы» ФРГ С.70
2.6. Современное положение Германии в метриках «мягкой силы» С.75
Заключение С.77
Список источников и литературы С. 82
Приложения С.90

Актуальность данной работы заключается в том, что в современных международных отношениях, когда глобализационные и интеграционные процессы получают всё более стремительное развитие, количество негосударственных акторов мировой политики увеличивается и приобретает большое значение, значимость культурного фактора всё больше возрастает. Культурные связи содействуют формированию благоприятного имиджа страны за рубежом, служат основой для построения эффективного диалога в разных областях. Модель внешней культурной политики ФРГ является уникальной и самой развитой в мире. Российская Федерация является важным партнёром Германии в сфере культуры, и занимает первое место по количеству двусторонних культурных проектов во внешнеполитической стратегии ФРГ. Между Россией и Германией существует обширное двустороннее культурное взаимодействие. Кроме того, с началом XXI-го века Россия стала одним из первых государств, которое озадачилось вопросом выработки своей Концепции внешней культурной политики. Следом за «Концепцией-2000» в Германии подобного рода документ появился и в России. Данный документ в целях развития положений «пережил» несколько редакций, последняя из которых была осуществлена 30 ноября 2016г . В данном документе перечисляются основные положения, касающиеся направлений внешней культурной политики России. Однако стоит отметить тот факт, что, как и в предыдущих редакциях, в данном документе не прописывается чёткий механизм финансирования международной культурной деятельности российского государства. Это является серьёзным препятствием для проведения широкомасштабных культурных акций нашей страны за рубежом в отличие от ФРГ.
Цель исследования - оценить эффективность внешней культурной политики и её место в текущих ресурсах «мягкой силы» ФРГ.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1) Определить понятие «мягкой силы» и связанные с ней концепции в современной науке о международных отношениях.
2) Охарактеризовать историческое развитие внешней культурной политики ФРГ.
3) Определить инструменты и механизмы реализации внешней культурной политики ФРГ.
4) Охарактеризовать прочие инструменты «мягкой силы» ФРГ.
5) Определить роль внешнекультурной политики в системе «мягкой силы» ФРГ.
Объект исследования - «Мягкая сила» ФРГ.
Предмет исследования - Внешняя культурная политика объединённой Германии.
Хронологические рамки определяются 1990-2021 гг. Выбор нижней хронологической границы объясняется тем, что в 1990г. произошло объединение Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии в единое государство, после чего произошли существенные изменения во внешней политики страны, а именно: возник ряд вопросов, которые требовали новой внешнеполитической стратегии, основанной на идее о том, что новый образ ФРГ - это экономически процветающая страна, готовая занять лидирующее положение на европейском континенте. Верхняя хронологическая граница выбрана в связи с парламентскими выборами 2021г., формированием новой правительственной коалиции и, как следствие, изменением внешнеполитической стратегии страны.
В качестве основных источников к работе были использованы к работе были использованы Основной Закон Федеративной Республики Германии, Гражданский кодекс Германии, рамочное соглашение 1976г. между МИД Федеративной Республикой Германия с одной стороны и институтом им. Гёте с другой, разработка сотрудников научных служб Бундестага, официальный сайт института им. Гёте и его архив, официальные сайты партийных фондов, их уставы, МИД, министерства культуры и средств массовой информации, декларация о государственном финансировании политических фондов, общие правила ведения дел федеральных министерств, правила ведения дел федерального правительства, Избранные решения Федерального Конституционного Суда Германии, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии, брошюра «Бундесрат и федеративной устройство», Белая книга по безопасности 2006г., Белая книга по вопросам безопасности 2016г, отчёт федерального правительства о внешней политике в области культуры и образования за 2021г., финансовый отчёт федерального министерства финансов за 2021г, правительственное заявление Олафа Шольца 15 декабря 2021г., рейтинг «The Soft Power 30» за 2019г., отчёт о финансовых требованиях УВКБ ООН 2021г., официальный сайт Freedom House, Официальный сайт Немецкого банка реконструкции и развития, всемирный рейтинг свободы прессы 2021г., платформа «Statista», содержащая статистические данные и исследования.
Основной закон Федеративной Республики Германии был использован с целью официального подтверждения того факта, что, во-первых, поддержание отношений с иностранными государствами является федеральной обязанностью, во-вторых, чтобы определить, какие полномочия в рамках осуществления внешней (в том числе и культурной) политики имею федеральные земли. Гражданский кодекс Германии был использован для того, чтобы проанализировать основные положения, которые регулируют и закрепляют правовой статус немецких посреднических организаций. Рамочное соглашение 1976г. между Федеративной Республикой Германия с одной стороны и институтом им. Гёте с другой был использован для того, чтобы на примере самой крупной и влиятельной посреднической организации проследить все моменты взаимодействия и сотрудничества между МИД и институтом им. Гёте в плановом, экономическом и правовом отношениях. Разработка сотрудников научных служб Бундестага на тему «Внешняя культурная политика в Федеративной Республике. Концептуальные и институциональные основы» была использована для более точного понимания правового и финансового развития внешней культурной политики ФРГ с подтверждением официальных соглашений, подписанных в ходе её развития с 1945-2003гг. Официальный институт им. Гёте, официальные сайты партийных фондов были использованы для нахождения актуальной информации по поводу специфики деятельности данных институтов, реализуемых мероприятий и проектов, количественного присутствия некоторых из них в Германии и за рубежом. Такие документы, как общие правила ведения дел федеральных министерств, правила ведения дел федерального правительства, Избранные решения Федерального Конституционного Суда Германии, брошюра «Бундесрат и федеративной устройство» были изучены для того, чтобы понять как устроены правовые институты, как в них происходит процесс принятия решения. Доклад Федерального правительства по вопросам внешней политики в области культуры и образования за 2021г. был необходим для понимания того, как распределяются государственные средства и формируется бюджет посреднических организаций. Белые книги 2006г. и 2016г. были использованы с целью определения ключевых векторов внешней политики Германии согласно концепции «Zivilmacht», закреплённых в основополагающем внешнеполитическом документе ФРГ. Правительственное заявление Олафа Шольца от 15 декабря 2021г. было использовано для того, чтобы понять основные внешнеполитические установки нового правительства Германии на ближайшие несколько лет. Отчёт о финансовых требованиях УВКБ ООН за 2021г. и финансовый отчёт федерального министерства финансов был использован для анализа того, в каких объёмах ФРГ выделяет средства на развитие других инструментов своей «мягкой силы». Рейтинг «The Power 30» от 2019г. был взят для анализа современного положения Германии в метриках «мягкой силы» и определения места разных её ресурсов в общей стратегии «мягкой силы». Был выбран именно данный рейтинг в виду того, на его базе составляется рейтинг 25 ведущих стран мира с учётом наибольшего количества индикаторов (75).
Обзор использованной литературы и источников. В качестве литературы были использованы научные статьи отечественных и зарубежных авторов, а также одно учебное пособие по истории Германии.
Степень изученности рассматриваемой темы является средней. Тема выпускной квалификационной работы до настоящего момента не становилась предметом специального исследования, но разные отдельные её аспекты затрагивались как в трудах отечественных, так и зарубежных авторов. Так, существует много работ как отечественных, так и зарубежных авторов, посвящённых в целом концепции «мягкой силы» и внешней культурной политики ФРГ или каким-то их отдельным аспектам (история формирования, этапы становления, инструменты и механизмы и так далее). Данная работа является комплексным исследованием, которое рассматривает конкретный ресурс «мягкой силы» ФРГ - внешнюю культурную политику - относительно других ресурсов, оценивает его эффективность и определяет его роль относительно других ресурсов на основе международных рейтингов.
Так, для определения понятия «мягкой силы», её эволюции и развития были использованы 6 работ Дж.Ная - основоположника концепции «мягкой силы» в международных отношениях. Первая его работа, написанная совместно с Робертом Кохейном в 1977г. «Сила и взаимозависимость: Мировая политика в транзите» («Power and Interdependence. World Politics in Transition») была изучена для общего понимания картины того исторического периода: когда феномен «силы» в международных отношениях стал подвергаться критике, когда государства постепенно утрачивали роль единственных и ведущих акторов в мировой политике, и, наоборот, количество негосударственных акторов стремительно росло. Для того, чтобы посмотреть, как развивалась и эволюционировала концепция проанализированы другие пять работ Дж.Ная: «Обязана быть лидером: изменяющаяся природа американской силы» («Bound to lead: The changing nature of American power») , статья «Мягкая сила» («Soft Power») , «Пути к успеху в мировой политике» («The Means to success in World Politics») , статья «Стать умнее: сочетание жёсткой и мягкой силы» («Get Smart: Combining Hard and Soft Power») и «Будущее власти» («Future of Power») . Некоторые статьи таких российских авторов, как Бунаковой О.А., Найда А.М. и Эйдельман Б.М. («Появление и трансформация термина «мягкая сила» в дипломатии») , Кошкар-оол А.А. («Мягкая сила» в международной политической коммуникации: подходы к интерпретации концепции») , Леоновой О.Г. («Джозеф Най и «мягкая сила»: попытка нового прочтения») , Пановой Е.П. («Сила привлекательности: использование «мягкой власти» в мировой политике) были сосредоточены на анализе развития концепции «мягкой силы», специфике подходов к интерпретации принципов политики «мягкой силы». Статья Михалева А.В. «Концепция «мягкой силы»: обзор подходов в зарубежной наук» была изучена для ознакомления с основными зарубежными подходами к концепции и их спецификой. Несколько работ, например, Галларотти Джулио «»Как измерять «мягкую силу» в международных отношениях» , Абрамова А.В. «Политический институт и политическая институционализация: определение понятий» , Ворочкова А.П. «Институциональное измерение «мягкой силы»: методика анализа и российский опыт» , Русаковой О.Ф. «Методологические проблемы категориального и институционального анализа Soft Power» , стали фундаментом для написания второго раздела первой главы, так как на их основе была изучена методологическая проблема анализа концепции «мягкой силы». Затем для анализа критики концепции была использована статья ««Неясная привлекательность: критический анализ концепции «мягкой силы» как аналитической категории» («An Unclear Attraction: A Critical Examination of Soft Power as an Analytical Category») Тодда Холла - американского исследователя в области международных отношений. Работы Ханса Мауль и его коллег были использованы для теоретического рассмотрения концепции «Zivilmacht» во внешней политике Германии в рамках особого политологического восприятия концепции «мягкой силы» . Ряд работ российских авторов - Ганощенко А.А. («Мягкая сила» в немецкой политологии и государственной службе») , Ланьшиной Т.А. («Мягкая сила» Германии: культура, образование, наука») , Поляковой В.В. («Мягкая политика» Германии: наследие и перспективы» , Рустамовой Л.Р. («Особенности «мягкой силы» во внешней политике ФРГ») - освещали особенности политологического осмысления концепции «мягкой силы» в Германии, подходов и основных институтов. Учебное пособие по истории Германии: Т. 2: от создания Германской империи до начала XXI века было использовано для более точного понимания внешнеполитической обстановки Германии после 1871г. Научные статьи различных авторов освещали вопросы по более конкретным темам. Так, например, такие авторы как Егоров А.И, Зимин А.Г, Карнаухова Е.Е. (статья «Изменение стратегии внешней культурной и языковой политики Германии на современном этапе), Корякина Н. А, Михалёв Ю.А, Огнева А.В. (статья «От культурного империализма к стратегии равноправного партнерства: эволюция внешней культурной политики ФРГ»), Павлов Н.В, Полякова В.В, Рустамова Л.Р. в своих работах особое внимание уделяют процессу эволюции внешней культурной политики ФРГ. Карнаухова Е.Е. (статья «МИД - ведущий актор во внешней культурной политике Германии») анализирует способы участия государства во внешней культурной политике ФРГ. Ланьшина Т.А, Логинова Н. А., Огнева А.В. (статьи «Огнева А.В. Германские школы за рубежом как инструмент внешней культурной политики ФРГ» и «Политические фонды ФРГ и их вклад в развитие международного диалога»), Погорельская С.В, Рустамова Л.Р, Хауер-Тюкаркина О.М. в своих работах наиболее детально описывают направления внешней культурной политики ФРГ, более подробно раскрывают механизмы реализации внешней культурной политики ФРГ. Рогожин А.А. с своей статье рассматривает динамику формирования немецкого национального самосознания в контексте влияющих на неё факторов.
Методы исследования. Синтезирование информации: метод используется в процессе сбора информации (литературы и источников) по теме исследования и её анализа. Историко-описательный метод используется при рассмотрении эволюции концепции «Мягкой силы» в международных отношениях, при рассмотрении основных этапов формирования внешней культурной политики ФРГ. Анализ: анализ источников используется при рассмотрении нормативно-правовой базы, устанавливающей порядок, цели и задачи внешней культурной политики ФРГ. Метод статистического анализа используется при работе со статистическими данными (различными индексами мягкой силы). Функциональный анализ используется при изучении инструментов и механизмов реализации внешней культурной политики ФРГ, а также прочих инструментов «Мягкой силы» ФРГ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании изученного материала и проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Автором концепции «мягкой силы» является американский исследователь Дж.Най, которая была сформулирована им в 1990г., именно поэтому можно сказать, что данная концепция - продукт американского происхождения, её появление, теоретическое развитие необходимо рассматривать именно в контексте внутренней и внешней политики США. Несмотря на то, что какие-то черты политики «мягкой силы» наблюдались в политике США и до 1990г., как об особом типе влияния о ней заговорили лишь в 1980-1990х гг., потому что данный тип влияния неразрывно связан с информационной революцией, набиравшей тогда обороты. В своих первых работах Дж. Най делал акцент на всё возрастающей значимости факторов технологий, образования и экономического роста. Отправной датой ревизии концепции являются события сентября 2001г., на смену главенства «мягкой силы» пришла, так называемая, «умная сила», сочетающая в себе инструменты как «жёсткой», так и «мягкой силы», тем самым логическое содержание термина «мягкая сила» было значительно расширено, и концепция перестала носить чисто америкацентричный характер. На сегодняшний день мы видим, что разные страны по-разному реализуют потенциал «мягкой силы» во внешней политике, подстраиваясь под определённые обстоятельства, при этом используя схожие ресурсы и инструментарий.
Концепция «мягкой силы» вызвала неоднозначную реакцию как внутри США, так и за рубежом. В основе данной концепции лежит понятие «привлекательность», которое носит весьма субъективный характер. Отсюда возникают методологические проблемы, связанные с институциональным анализом и оценкой эффективности. Корень проблемы - стандартизация отдельных индикаторов в условиях различной реализации концепции разными странами с учётом субъективности её восприятия. Несмотря на наличие определённых рейтингов, сформулированных критериев и оформленных индексов, говорить об их эффективности и какой-либо объективности очень сложно, что, собственно, и вызывает волну критики в адрес концепции по сей день.
Политологический опыт осмысления концепции «мягкой силы» Германии является уникальным, что доказывает тот факт, что не всегда во внешней политике страны используются средства «мягкой силы» именно в соответствии с концепцией Дж. Ная. Немецкая концепция «Zivilmacht» была разработана в 1994-1997гг. на базе Университета Трира под руководством Ханса Мауль, и имеет определённые существенные отличия от концепции «мягкой силы» Дж. Ная, а её черты прослеживаются в текущих внешнеполитических стратегиях ФРГ.
Внешняя культурная политика ФРГ - как главный ресурс «мягкой силы» ФРГ - понималась на разных стадиях развития страны по-разному. Она прошла тернистый путь от культурной экспансии до стратегии «диалога культур». Цели, задачи, направления, а также методы реализации внешней культурной политики ФРГ в ходе истории претерпевали изменения, постоянно адаптируясь к новым политическим, экономическим и историческим реалиям.
Своё начало внешняя культурная политика Германии берёт в 1870-е гг., когда происходит первое объединение Германии, что влечёт за собой рост и коррекцию идей немецкого национального самосознания, и именно тогда государство стало задумываться о том, чтобы закреплять своё национальное превосходство посредством культурной экспансии. До 1918г. внешняя культурная политика не сформировалась в самостоятельную часть внешней политики. Однако после реорганизации министерства иностранных дел в 1920г. в Веймарской республики открываются первые посреднические организации, чья деятельность была направлена на реконструкцию доверия и уважения к немецкой нации. В 1933 г. в связи с приходом к власти национал-социалистов в лице Адольфа Гитлера, внешняя культурная политика встаёт на службу национал-социалистической пропаганде. Коренной перелом в области внешней культурной политики Германии происходит после окончания Второй мировой войны, которая вынудила страну более внимательно подходить к формированию своей внешнеполитической стратегии. После образования Федеративной Республики Германия происходит восстановление институциональной инфраструктуры внешней культурной политики, возобновляют свою работу министерство иностранных дел, посреднические организации, деятельность которых была направлена на создание атмосферы сотрудничества в дополнение к обычным экономическим и дипломатическим отношениям. Затем новый этап наступает в 1969г., с приходом к власти Вилли Брандта.
Период 1960-1970-х гг. знаменуется всесторонним реформированием в области внешней культурной политики, активизируют свою деятельность посреднические организации. На протяжении 1990-х гг. под влиянием кардинальных изменений на европейском континенте акценты Германии в области внешней культурной политики меняются, а также в этот период действует тесная связь между культурной и внешнеэкономической политикой. 1998-2005гг. - новая веха в области внешней культурной политики ФРГ, ключевым моментом которой является принятия внешнеполитической «Концепции-2000». Данная концепция и по сей день является базой внешней культурной политики государства, ориентированной на диалог культур.
На сегодняшний день ключевыми направлениями внешней культурной политики ФРГ являются межкультурный диалог и поиск компромиссов, реализация внешнеполитических задач и получение обратной связи.
Основными механизмами реализации внешней культурной политики ФРГ являются посреднические организации и партийные фонды. Министерство иностранных дел выступает в роли регулирующего органа, который выполняет, по большей части, координирующую и стратегическую функции.
Германия в области внешней культурной политики обладает сбалансированной нормативно-правовой базой. Координирующим и центральным органом является само государство в лице МИД, но при этом на очень высоком уровне развит принцип децентрализации - роль «исполнителей» внешней культурной политики берут на себя многочисленные и известные по всему миру немецкие посреднические организации и партийные фонды, т.е. определённые уполномоченные структуры, каждая из которых занимается своей деятельностью. Посреднические организации Германии действуют по всему миру, и представляют собой образовательные и культурные учреждения. Находясь на территории Германии, их деятельность регулируется Гражданским Кодексом Германии, а если представительство данной организации находится в другой стране, то оно попадает под юрисдикцию национального законодательства.
Центральным и самым важным документом, если мы говорим про правовые рамки внешней культурной политики ФРГ, является Основной закон Федеративной Республики Германия. На следующей ступени от него находится Гражданский кодекс. Для того, чтобы установить взаимоотношения с другим государством, то есть, например, открыть зарубежное представительство какой-либо посреднической организации на территории другой страны, то для этого сначала необходимо одобрение МИД, который, в свою очередь, должен заключить договорённость и подписать соглашение с министерством соответствующего иностранного государства.
Что касается финансирования, то Германия очень много инвестирует в развитие и реализацию своей внешней культурной политики. Основной источник финансирования посреднических организаций - МИД, то есть государственный бюджет. Касаемо партийных фондов, там финансированием каждого фонда занимается конкретная партия, за которой этот фонд закреплён.
Модель внешней культурной политики ФРГ на сегодняшний день является уникальной и самой развитой в мире, обладает развитыми механизмами её реализации. Благодаря высокому уровню институционализации внешней культурной политики, ФРГ обладает высоким авторитетом на международной арене.
Помимо внешней культурной политики Германия обладает богатым арсеналом прочих инструментов «мягкой силы», к которым относится торговля, бизнес, роль Германии в рамках деятельности международных правительственных и неправительственных организаций, трансляция политических ценностей, высокий уровень жизни населения, которые также способствуют формирования позитивного имиджа страны за рубежом и занимают высокие позиции в рейтингах «мягкой силы».
В соответствии с последним опубликованным в 2019г. наиболее известным рейтингом «мягкой силы» «The Soft Power 30» Германия в общем зачёте занимает 3-е место из 25-ти (всего в рейтинге представлены 25 стран). Соотнося данный факт с финансовым отчётом федерального министерства финансов за 2019г., нужно отметить, что в 2019г. в соответствии с правительственным проектом на внешнюю культурную и образовательную политику было выделено 2,1 млрд. евро . Более половины этой суммы приходится на Единый план Министерства иностранных дел, который способствует культурному обмену с традиционными европейскими и трансатлантическими партнерами, а также, например, с азиатскими или исламскими культурами, а также между развитыми, развивающимися и развивающимися странами. Среди наиболее важных из них, финансируемых из федерального бюджета являются такие посреднические организации, как Институт им. Гёте, Фонд Александра фон Гумбольдта, Немецкая служба академических обменов и деятельность, осуществляемая телекомпанией Deutsche Welle.
Отмечается тот факт, что Германия является одной из очень немногих стран, которая в области «мягкой силы» обладает такой важной чертой, как стабильность. Если оценивать место внешней культурной политики в текущих ресурсах «мягкой силы» ФРГ, то в соответствии с 6-ю метриками, сформулированными рейтингом, по двум категориям «образование» и культура» Германия занимает 3-е и 4-е места соответственно. После категории «вовлечённость» это наиболее высокие показатели Германии в области «мягкой силы» относительно прочих инструментов. Рейтинг «The Soft Power 30» существует с 2015г. За эти 5 лет (2015-2019гг.) динамика таких показателей как «культура» и «образование» у Германии являются исключительно положительными. Так, в частности, по показателю «культура» Германия стабильно занимает 4-е место, стабильность, в данном случае, очень важный показатель, исходя из того факта, что что половина стран, входящих в первую десятку, испытывают падение своего рейтинга по разным показателям. Что касается показателя «образование», то тут динамика ещё более положительная, так как начиная с 2015-2017гг. Германия занимала 5-е место, в 2018г. - 2-е место и в 2019г. заняла 3-место.
Если сравнивать положение Германии по другим категориям, то там мы уже не можем наблюдать такую же стабильность. Положительная динамика сохраняется только в категории «вовлечённость», в то время как по всем остальным категориям положение Германии весьма нестабильное.
Это подтверждает тот факт, что несмотря на то, что образования и культура тоже подвержены влиянию всех тех глобальных процессов и изменений, именно эти контакты и сотрудничество в этой области остаются стабильными и способствуют построению диалога в других сферах. В частности, даже после всех событий февраля 2021г., после обострения отношений между Западом и Россией, после введения санкций, Германия не прекратила культурного диалога с Россией. Российские граждане не были лишены возможности участвовать в разного рода образовательных программах, претендовать на получение стипендиальных грантов на образования, участвовать в волонтёрских программах и так далее. Отсюда вывод о том, что внешняя культурная политика Германии является эффективной и занимает главное место в текущих ресурсах «мягкой силы» ФРГ.
Это демонстрирует тот факт, что ФРГ понимает, что вклад в развитие внешней культурной политики - это прекрасная долгосрочная инвестиция в будущее


1. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640 об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации. URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 15.06.2023).
2. Grundgesetz fiir die Bundesrepublik Deutschland // Offizielle Webseite des deutschen Bundestages. 23. Mai, 1949. - 51 S. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/gg/GG.pdf (дата обращения: 11.11.2021).
3. Burgerliches Gesetzbuch (BGB) // Offizielle Website des Bundesministeriums der Justiz
und fur Verbraucherschutz. URL: http://www.gesetze-im-
internet.de/bgb/BJNR001950896.html#BJNR001950896BJNG000702377 (дата обращения: 15.12.2021).
4. WeiBbuch 2006 zur Sicherheitspolitik Deutschlands und zur Zukunft der Bundeswehr. // Bundesministerium von der Verteidigung. 2006. S. 165.
5. WeiBbuch 2016 zur Sicherheitspolitik Deutschlands und zur Zukunft der Bundeswehr. // Bundesministerium von der Verteidigung. 2006. S. 143.
5. Gemeinsame Geschaftsordnung der Bundesministerien // Offizielle Website der Bundesregierung der Bundesrepublik Deutschland. URL: https://www.verwaltungsvorschriften- im-internet.de/bsvwvbund_21072009_O11313012.htm (дата обращения: 15.12.2021).
6. Die Satzung der Friedrich-Ebert-Stiftung // Offizielle Webseite der Friedrich-Ebert-
Stiftung. 2011. URL: https://library.fes.de/pdf-files/kug/08890.pdf (дата обращения:
11.12.2020) .
7. Die Satzung der Friedrich-Naumann-Stiftung // Offizielle Webseite der Friedrich-
Naumann-Stiftung. 2002. URL: http://www.fnst.org/webcom/show_page.php/_c-445/_nr- 1/_lkm648/i.html?PHPSESSID=2804647700a309f9ebc76027c5ed5f9c (дата обращения:
12.12.2020) .
8. Die Satzung des Goethe-Instituts. 21. September, 2000. 12 S. URL:
[https://cms.goethe.de/goethe/goethe/_files/pdf251/vereinssatzung-de-2022_21feb22-korr.pdf] (дата обращения: 10.06.2022).
9. Die Satzung der Hanns-Seidel-Stiftung // Offizielle Webseite der Hanns-Seidel-Stiftung. 2005. URL: http://www.hss.de/downloads/HSS-Satzung_2005-08-09.pdf (дата обращения:
12.12.2020) .
10. Die Satzung der Heinrich-Boll-Stiftung // Offizielle Webseite der Heinrich-Boll- Stiftung. 2004. URL: http://www.boell.de/downloads/stiftung/SatzunghbsabMai04deutsch.pdf (дата обращения: 12.12.2020).
11. Die Satzung der Konrad-Adenauer-Stiftung // Offizielle Webseite der Konrad-
Adenauer-Stiftung. 2001. URL:
http://www.kas.de/druckansicht/webseite_druck.php?webseite_id=20 (дата обращения:
12.12.2020) .
12. Избранные решения Федерального Конституционного Суда Германии // Фонд
Конрада Аденауэра. 2018. С.1048. URL:
https://www.kas.de/documents/278107/5436368/Ausgew%C3%A4hlte+Entscheidungen_Book.p df/8efadafe-e03e-75c2-66da-e0f976928330?version=1.0&t=1555592705132 (дата обращения: 15.06.2022).
13. Regierungserklarung von Bundeskanzler Olaf Scholz vor dem Deutschen Bundestag. // Bulletin der Bundesregierung Nr.150-1 vom 15. Dezember 2021. 2021. S. 31.
14. Rahmenvertrag zwischen der Bundesrepublik Deutschland, vertreten durch den
Bundesminister des Auswartigen, im Folgenden Auswartiges Amt genannt einerseits und dem Goethe-Institut e. V., Munchen, vertreten durch seinen Vorstand, im Folgenden Goethe-Institut genannt, andererseits // Offizielle Website des Goethe-Instituts. 1976. - 11 S. URL:
https://www.goethe.de/resources/files/pdf166/rahmenvertrag_de.pdf (дата обращения:
10.06.2022).
15. Konzeptionelle Grundlagen und institutionelle». Entwicklung seit 1945. Die
Ausarbeitung zum Thema «Auswartige Kulturpolitik in der Bundesrepublik Deutschland.
// Offizielle Webseite des deutschen Bundestages. 22 Dezember 2003. - 63 S. URL:
https://www.bundestag.de/resource/blob/194114/053b813a91d89a29fa5c2f4ba85c50ae/Ausw r
tige_Kulturpolitik-data.pdf (дата обращения: 11.11.2021).
..88


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ