МАТЕРИАЛЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИИ ТОМСКА СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА КАК МУЗЕЙНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ 12
1. Формирование и содержание понятия Visual Studies 12
2. Методы визуальных исследований 18
3. Фотоматериалы как культурный ресурс 20
Глава 2 VISUAL STUDIES В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ТОМСКА
СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА 23
1. Фотоизображения Томска на сайтах Интернета 23
2. Визуальный образ Томска 1960-1980-х годов 25
3. Опыт музейной интерпретации фотоматериалов о Томске 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Глава 1 МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ 12
1. Формирование и содержание понятия Visual Studies 12
2. Методы визуальных исследований 18
3. Фотоматериалы как культурный ресурс 20
Глава 2 VISUAL STUDIES В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ТОМСКА
СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА 23
1. Фотоизображения Томска на сайтах Интернета 23
2. Визуальный образ Томска 1960-1980-х годов 25
3. Опыт музейной интерпретации фотоматериалов о Томске 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Визуальные образы окружают человека на протяжении всей истории человечества. С самых древних времен жизнь людей сопровождали наскальные рисунки, позже - картины, фотографии, а затем и голография. Но только в конце XX века наиболее пытливые люди смогли по-новому взглянуть на видимые изображения и осознать их роль в жизни общества, точнее - в научных исследованиях. Зародившееся в США и чуть позже принятое в России новое направление в исторических исследованиях - Visual Studies - позволяет включить визуальный материал в контекст истории, заметно расширяет и конкретизирует представления об исторических событиях и даёт более полную картину прошлого. Способы и техники, применяемые исследователями, работающими с визуальными данными, меняются в зависимости от типа исследования, поставленных задач, онтологической позиции и пр. Это, однако, приводит к путанице в понятиях и названиях, когда в определение визуальные исследования (visual studies) могут вкладываться разные смыслы. Поэтому нужно сказать, что в настоящее время под визуальными исследованиями принято понимать ситуацию включения в исследование визуальных средств и использования визуальных данных, к каковым относятся фотографии, фильмы, видео- и телесюжеты, графика, рисунки, картины и т. д. Сбор, систематизация и анализ разнообразных визуальных образов, извлечение из них оригинальной информации, могут быть использованы и используются в изучении локальной истории, в музейной деятельности, что определяет актуальность изучаемой темы.
Значимость темы выпускной работы подчёркивает и невысокая степень её изученности. Начало использования визуальных материалов, в первую очередь фотографий, в социальных науках относят к 1940-м годам и связывают, прежде всего, с антропологией. Лидерство антропологии вполне объяснимо особенностью предмета ее исследования, а именно — культуры малых народов и племен. Отсутствие письменности в исследуемой этнической группе, необычность изучаемого объекта, а порой и необходимость собрать информацию о материальной культуре и предметах, используемых информантами, требовали от исследователей дополнительных методов сбора данных, таких как фотография или видеосъемка. Первые исследования, фокусирующиеся на изучении культуры и ее основных элементов с использованием этнографических фильмов проводились Г. Бэйтсоном и М. Мид. Опыт визуализации этнической истории практиковался в Томском Государственном университет: силами доктора исторических наук Н.В.Лукиной было снято три научных фильма, раскрывающие культуру хантов .
Визуальная тематика получила определенное развитие в социологии, в первую очередь в работах П. Бурдье, Р. Барта, М. Фуко, Т. Ван Дейка и др. Первоначально исследователи обращали внимание на фотографическое представление различных исторических событий, а также на отражение в визуальных репрезентациях власти, различных идеологий и стратегий контроля. Так, основной тезис Бурдье заключался в представлении массовой любительской фотографии как «искусства посредственности», занимающего промежуточное положение между низшим и высшим видами искусства 2.
Новый всплеск исследовательского интереса к визуальному наблюдается в начале 1990-х годов. Появляется большое количество публикаций, специализированных изданий, учебных курсов в ведущих вузах США и стран Европы. При этом фокус визуализации все более смещался к рассмотрению визуальных репрезентаций как инструмента критики существующего порядка. Тем не менее, в 1995 году американский исследователь Том Митчелл разработал научное понятие Visual Studies, с помощью которого пытался охватить новое исследовательское пространство визуализации действительности. Новый подход к визуализации получил наиболее полное воплощение в периодическом издании «Visual Studies Journal». Одновременно стали публиковаться статьи, затрагивающие проблемы визуальных исследований в культуре. М. Баль в своей статье «Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований» рассуждает о сущности визуальной культуры, задаёт риторический вопрос, является ли данное понятие самостоятельной дисциплиной или же это лишь междисциплинарное поле . Г. Бём формулирует проблему философии образа и поднимает вопрос о соотношении визуального образа и материального носителя .
Ведущие позиции в Visual Studies в англо-американском мире занимают Дж. Т. Митчелл, Маргарита Диковицкая, Николай Мирзоев, Мике Баль, Дж. Элкинс. В немецкоязычном мире дискуссии о Bildwissenschaft (imagestudies) ведут Готфрид Бём, Ганс Белтинг и Хорст Бредекамп. Во франкоязычном мире визуальная культура и визуальные исследования рассматривают Максим Бойди, Андре Гюнтерт, Жиль Бартолейнс. В 2010 году была переведена на русский язык книга известного американского специалиста в области Visual Studies Дж. Элкинса . В его работе раскрываются ключевые понятия и концепции визуальных исследований, коротко показаны достижения исследователей визуального. Издание этого труда подтолкнуло, на мой взгляд, интерес русских исследователей к Visual Studies. Большой интерес представляет другая работа Дж. Элкинса, в которой он раскрывает понятие Visual Studies .
Как видно по имеющимся работам, визуальные исследования в России чаще отражают идеи западных исследователей, большая часть которых стала известна относительно недавно. Профессиональный интерес россиян к визуальным исследованиям стал складываться в 2000 -х годах. В 2008 году в Челябинске вышел сборник статей «Очевидная история», авторы которых осветили отдельные вопросы визуальной истории России . Сборник включает большое количество статей, авторы которых характеризуют различные изобразительные источники (фотографии, карикатуры, кино, живопись и т.д.), освещают темы функционирования визуальных образов и их роли в конструировании действительности.
Одно из крупнейших изданий последних лет - «Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры», подготовленное как учебное пособие петербургской исследовательницей Н.Н. Мазур . Книга включает в себя обзор «истории и предыстории» исследований визуальной культуры, написанный Н.Н. Мазур для этого издания и опубликованный ею параллельно в журнале «Искусствознание» . Кроме того, в книге
опубликовано 30 статей зарубежных авторов, распределённых по различным темам («История образов», «Тело как медиум», «Образы истории» и др.).
В работах отечественных авторов рассматривается методология визуальных исследований. Так, Т.В. Вдовина выделяет в качестве базовых подходов к анализу визуального и визуальности: психоаналитический, социально-критический, деконструкционистский, герменевтический,
семиотический, структуралистский и дискурсивный, рассматривает их трансформацию .
Некоторые авторы обращаются к проблеме междисциплинарности визуальных исследований: А.В. Дроздова пишет о необходимости
институализации визуальных исследований, поиске новых методов . А.Ю. Зенкова в своей работе определяет связь визуальных исследований с такими дисциплинами как история искусств, культурология . К одному из видов визуального, а именно фотографии, обращаются А.П. Артеменко и Я.И. Артеменко, которые рассматривают фотографию в системе визуальных исследований как вид визуальных данных и способ исследования .
В обзоре историографии темы нужно обязательно сказать и об изучении опыта российских музеев по коллекционированию и использованию визуальных документов. Так, в статье З.М. Рубининой достаточно подробно освещена работа музеев по формированию фотодокументального наследия, коротко затронута проблема оцифровки фотографий из семейных и частных собраний, их атрибуции и систематизации .
Наряду с разработкой методологии визуальной истории в России стали издаваться первые работы, выполненные в направлении Visual Studies. Один из первых в России опытов визуализации истории был предпринят в Томске в 2004 году в издании книги «Томск: история города в иллюстрациях» . Это комплексный труд, в котором освещается история Томска от его основания в 1604 году и до времени издания книги в 2004 году. Представлены различные визуальные материалы - от фотографий до изображения музейных предметов, памятников архитектуры и др. Использование в работе вещественных и изобразительных источников позволяет провести историческую реконструкцию городского развития, сохранить и оживить социальную память города. Десять лет спустя после выхода первой книги о Томске, в 2014 году, появилось новое издание, выполненное как визуальное исследование, «Славься университет!», а через четыре года вышло второе издание этой книги. «Славься университет!» раскрывает историю Томского государственного университета посредством фотографий, документов, музейных предметов .
В последующие годы в Томском государственном университете были подготовлены и изданы еще три книги, выполненные в жанре визуальной истории. Первая работа - это экскурсионный маршрут, посвящённый событиям Великой Отечественной войны в Томске. Через фотоизображения городских зданий, в которых размещались эвакогоспитали, сохранившихся в музеях предметов военной повседневности, портреты участников войны и тружеников тыла авторы этой книги показывают вклад томичей в победу над врагом . В 2016 году вышла книга «Томский политехнический университет история в иллюстрациях», посвященная 120-летию со дня основания ТПУ. В ней представлена обширная визуальная информация о жизни вуза, его выдающихся выпускниках и преподавателях . Ровно год спустя, в 2017 году, вышла книга «В Томске в 1917 году: экскурсионный маршрут», авторы которой предлагают совершить прогулку по революционному Томску. Издание представляет собой рассказ о 27 зданиях Томска, так или иначе связанных с событиями Революции 1917 года и сохранившиеся до наших дней. Представленные в книге подлинные фотографии демонстраций и митингов 1917 года, изображения памятников рассматриваемого времени позволяют глубже погрузиться в историю Томска, ощутить веяние революционной эпохи . Названные издания были отнесены авторами к жанру иллюстрированной истории, однако в действительности представляют реализацию Visual Studies.
В завершении обзора стоит отметить, что проделана большая работа по внедрению визуальных исследований в область научных знаний, предложены различные методы в изучении визуальности, дано определение предметного поля данного исследования. Однако тема влияния визуального на историю и социальную память только начинает формироваться, а визуальные исследования на базе музеев и вовсе отсутствуют.
Актуальность и малая степень изученности темы определяют цель выпускной квалификационной работы, которая состоит в том, чтобы выявить электронные памятники фотодокументального наследия Томска и охарактеризовать возможность их использования в музейном деле и в изучении истории города.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие конкретные задачи:
- раскрыть понятие Visual Studies и разработать методологический аппарат его изучения;
- выявить фотоматериалы по визуальной истории Томска в Интернете;
- систематизировать выявленные в Интернете фотоматериалы и определить их историческую ценность;
- провести музейную интерпретацию собранных в Интернете фотоматериалов.
Объектом выпускного исследования являются авторы, коллекционеры и исследователи визуальных материалов о Томске, выложенных в Интернете.
Предмет исследования - деятельность по оцифровке, размещению и выявлению фотоматериалов по истории Томска.
Хронологические рамки исследования охватывают 2000-2010-е годы, когда были начаты и проводились работы по оцифровке, размещению и использованию фотоматериалов в Интернете.
Территориальные границы охватывают город Томск.
Методологическую базу исследования определяет системный подход, который раскрывает целостность такого понятия как визуальные исследования. Визуальные исследования при этом рассматриваются как система, каждый элемент которой обладает своими специфичными характеристиками. Для сравнения особенностей развития визуальных исследований в различные временные промежутки применяется историко - сравнительный метод. Применение музеографического метода позволяет провести описание и интерпретацию собранных в Интернете фотоматериалов.
Исследование опирается на принципы историзма и объективности. Принцип историзма требует изучения визуальных исследований в их развитии и в конкретно-исторической обусловленности. Принцип объективности требует непредвзятости, отказа субъективности в освещении темы.
Источниковую базу работы формируют изобразительные источники: фотоальбомы и открытки с видами Томска . В наибольшей мере используются электронные источники: блоги, интернет-СМИ, группы в социальных сетях . Информация привлеченных источников вполне доброкачественна и пригодна для решения поставленных в выпускной работе задач.
Значимость темы выпускной работы подчёркивает и невысокая степень её изученности. Начало использования визуальных материалов, в первую очередь фотографий, в социальных науках относят к 1940-м годам и связывают, прежде всего, с антропологией. Лидерство антропологии вполне объяснимо особенностью предмета ее исследования, а именно — культуры малых народов и племен. Отсутствие письменности в исследуемой этнической группе, необычность изучаемого объекта, а порой и необходимость собрать информацию о материальной культуре и предметах, используемых информантами, требовали от исследователей дополнительных методов сбора данных, таких как фотография или видеосъемка. Первые исследования, фокусирующиеся на изучении культуры и ее основных элементов с использованием этнографических фильмов проводились Г. Бэйтсоном и М. Мид. Опыт визуализации этнической истории практиковался в Томском Государственном университет: силами доктора исторических наук Н.В.Лукиной было снято три научных фильма, раскрывающие культуру хантов .
Визуальная тематика получила определенное развитие в социологии, в первую очередь в работах П. Бурдье, Р. Барта, М. Фуко, Т. Ван Дейка и др. Первоначально исследователи обращали внимание на фотографическое представление различных исторических событий, а также на отражение в визуальных репрезентациях власти, различных идеологий и стратегий контроля. Так, основной тезис Бурдье заключался в представлении массовой любительской фотографии как «искусства посредственности», занимающего промежуточное положение между низшим и высшим видами искусства 2.
Новый всплеск исследовательского интереса к визуальному наблюдается в начале 1990-х годов. Появляется большое количество публикаций, специализированных изданий, учебных курсов в ведущих вузах США и стран Европы. При этом фокус визуализации все более смещался к рассмотрению визуальных репрезентаций как инструмента критики существующего порядка. Тем не менее, в 1995 году американский исследователь Том Митчелл разработал научное понятие Visual Studies, с помощью которого пытался охватить новое исследовательское пространство визуализации действительности. Новый подход к визуализации получил наиболее полное воплощение в периодическом издании «Visual Studies Journal». Одновременно стали публиковаться статьи, затрагивающие проблемы визуальных исследований в культуре. М. Баль в своей статье «Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований» рассуждает о сущности визуальной культуры, задаёт риторический вопрос, является ли данное понятие самостоятельной дисциплиной или же это лишь междисциплинарное поле . Г. Бём формулирует проблему философии образа и поднимает вопрос о соотношении визуального образа и материального носителя .
Ведущие позиции в Visual Studies в англо-американском мире занимают Дж. Т. Митчелл, Маргарита Диковицкая, Николай Мирзоев, Мике Баль, Дж. Элкинс. В немецкоязычном мире дискуссии о Bildwissenschaft (imagestudies) ведут Готфрид Бём, Ганс Белтинг и Хорст Бредекамп. Во франкоязычном мире визуальная культура и визуальные исследования рассматривают Максим Бойди, Андре Гюнтерт, Жиль Бартолейнс. В 2010 году была переведена на русский язык книга известного американского специалиста в области Visual Studies Дж. Элкинса . В его работе раскрываются ключевые понятия и концепции визуальных исследований, коротко показаны достижения исследователей визуального. Издание этого труда подтолкнуло, на мой взгляд, интерес русских исследователей к Visual Studies. Большой интерес представляет другая работа Дж. Элкинса, в которой он раскрывает понятие Visual Studies .
Как видно по имеющимся работам, визуальные исследования в России чаще отражают идеи западных исследователей, большая часть которых стала известна относительно недавно. Профессиональный интерес россиян к визуальным исследованиям стал складываться в 2000 -х годах. В 2008 году в Челябинске вышел сборник статей «Очевидная история», авторы которых осветили отдельные вопросы визуальной истории России . Сборник включает большое количество статей, авторы которых характеризуют различные изобразительные источники (фотографии, карикатуры, кино, живопись и т.д.), освещают темы функционирования визуальных образов и их роли в конструировании действительности.
Одно из крупнейших изданий последних лет - «Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры», подготовленное как учебное пособие петербургской исследовательницей Н.Н. Мазур . Книга включает в себя обзор «истории и предыстории» исследований визуальной культуры, написанный Н.Н. Мазур для этого издания и опубликованный ею параллельно в журнале «Искусствознание» . Кроме того, в книге
опубликовано 30 статей зарубежных авторов, распределённых по различным темам («История образов», «Тело как медиум», «Образы истории» и др.).
В работах отечественных авторов рассматривается методология визуальных исследований. Так, Т.В. Вдовина выделяет в качестве базовых подходов к анализу визуального и визуальности: психоаналитический, социально-критический, деконструкционистский, герменевтический,
семиотический, структуралистский и дискурсивный, рассматривает их трансформацию .
Некоторые авторы обращаются к проблеме междисциплинарности визуальных исследований: А.В. Дроздова пишет о необходимости
институализации визуальных исследований, поиске новых методов . А.Ю. Зенкова в своей работе определяет связь визуальных исследований с такими дисциплинами как история искусств, культурология . К одному из видов визуального, а именно фотографии, обращаются А.П. Артеменко и Я.И. Артеменко, которые рассматривают фотографию в системе визуальных исследований как вид визуальных данных и способ исследования .
В обзоре историографии темы нужно обязательно сказать и об изучении опыта российских музеев по коллекционированию и использованию визуальных документов. Так, в статье З.М. Рубининой достаточно подробно освещена работа музеев по формированию фотодокументального наследия, коротко затронута проблема оцифровки фотографий из семейных и частных собраний, их атрибуции и систематизации .
Наряду с разработкой методологии визуальной истории в России стали издаваться первые работы, выполненные в направлении Visual Studies. Один из первых в России опытов визуализации истории был предпринят в Томске в 2004 году в издании книги «Томск: история города в иллюстрациях» . Это комплексный труд, в котором освещается история Томска от его основания в 1604 году и до времени издания книги в 2004 году. Представлены различные визуальные материалы - от фотографий до изображения музейных предметов, памятников архитектуры и др. Использование в работе вещественных и изобразительных источников позволяет провести историческую реконструкцию городского развития, сохранить и оживить социальную память города. Десять лет спустя после выхода первой книги о Томске, в 2014 году, появилось новое издание, выполненное как визуальное исследование, «Славься университет!», а через четыре года вышло второе издание этой книги. «Славься университет!» раскрывает историю Томского государственного университета посредством фотографий, документов, музейных предметов .
В последующие годы в Томском государственном университете были подготовлены и изданы еще три книги, выполненные в жанре визуальной истории. Первая работа - это экскурсионный маршрут, посвящённый событиям Великой Отечественной войны в Томске. Через фотоизображения городских зданий, в которых размещались эвакогоспитали, сохранившихся в музеях предметов военной повседневности, портреты участников войны и тружеников тыла авторы этой книги показывают вклад томичей в победу над врагом . В 2016 году вышла книга «Томский политехнический университет история в иллюстрациях», посвященная 120-летию со дня основания ТПУ. В ней представлена обширная визуальная информация о жизни вуза, его выдающихся выпускниках и преподавателях . Ровно год спустя, в 2017 году, вышла книга «В Томске в 1917 году: экскурсионный маршрут», авторы которой предлагают совершить прогулку по революционному Томску. Издание представляет собой рассказ о 27 зданиях Томска, так или иначе связанных с событиями Революции 1917 года и сохранившиеся до наших дней. Представленные в книге подлинные фотографии демонстраций и митингов 1917 года, изображения памятников рассматриваемого времени позволяют глубже погрузиться в историю Томска, ощутить веяние революционной эпохи . Названные издания были отнесены авторами к жанру иллюстрированной истории, однако в действительности представляют реализацию Visual Studies.
В завершении обзора стоит отметить, что проделана большая работа по внедрению визуальных исследований в область научных знаний, предложены различные методы в изучении визуальности, дано определение предметного поля данного исследования. Однако тема влияния визуального на историю и социальную память только начинает формироваться, а визуальные исследования на базе музеев и вовсе отсутствуют.
Актуальность и малая степень изученности темы определяют цель выпускной квалификационной работы, которая состоит в том, чтобы выявить электронные памятники фотодокументального наследия Томска и охарактеризовать возможность их использования в музейном деле и в изучении истории города.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие конкретные задачи:
- раскрыть понятие Visual Studies и разработать методологический аппарат его изучения;
- выявить фотоматериалы по визуальной истории Томска в Интернете;
- систематизировать выявленные в Интернете фотоматериалы и определить их историческую ценность;
- провести музейную интерпретацию собранных в Интернете фотоматериалов.
Объектом выпускного исследования являются авторы, коллекционеры и исследователи визуальных материалов о Томске, выложенных в Интернете.
Предмет исследования - деятельность по оцифровке, размещению и выявлению фотоматериалов по истории Томска.
Хронологические рамки исследования охватывают 2000-2010-е годы, когда были начаты и проводились работы по оцифровке, размещению и использованию фотоматериалов в Интернете.
Территориальные границы охватывают город Томск.
Методологическую базу исследования определяет системный подход, который раскрывает целостность такого понятия как визуальные исследования. Визуальные исследования при этом рассматриваются как система, каждый элемент которой обладает своими специфичными характеристиками. Для сравнения особенностей развития визуальных исследований в различные временные промежутки применяется историко - сравнительный метод. Применение музеографического метода позволяет провести описание и интерпретацию собранных в Интернете фотоматериалов.
Исследование опирается на принципы историзма и объективности. Принцип историзма требует изучения визуальных исследований в их развитии и в конкретно-исторической обусловленности. Принцип объективности требует непредвзятости, отказа субъективности в освещении темы.
Источниковую базу работы формируют изобразительные источники: фотоальбомы и открытки с видами Томска . В наибольшей мере используются электронные источники: блоги, интернет-СМИ, группы в социальных сетях . Информация привлеченных источников вполне доброкачественна и пригодна для решения поставленных в выпускной работе задач.
Электронные памятники фотодокументального наследия Томска в сети Интернет - явление достаточно популярное и интересное. Большое количество людей готовы делиться личными архивами, рассказывать истории из своего прошлого. Это, несомненно, является отличной возможностью для пополнения музейных коллекций, как для использования в выставочной, так и в научной деятельности.
Рассмотренное в ВКР понятие «visual studies» даёт понять, что сформировавшееся 30 лет назад направление, сейчас является достаточно актуальным. Оно пока недостаточно развито в музейной сфере, но эту проблему возможно решить, привлекая фотографии прошлых десятилетий, которые размещены в сети Интернет. Ведь они обладают важными для музейного дела свойствами, и эти свойства - уникальность, цифровой формат, высокая историческая ценность - обеспечивают хорошие перспективы их изучения и использования в музеях.
Рассмотренное в ВКР понятие «visual studies» даёт понять, что сформировавшееся 30 лет назад направление, сейчас является достаточно актуальным. Оно пока недостаточно развито в музейной сфере, но эту проблему возможно решить, привлекая фотографии прошлых десятилетий, которые размещены в сети Интернет. Ведь они обладают важными для музейного дела свойствами, и эти свойства - уникальность, цифровой формат, высокая историческая ценность - обеспечивают хорошие перспективы их изучения и использования в музеях.
Подобные работы
- ДИГИТАЛИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА: ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018





