ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА И
ПРОТИВОРАСКОЛЬНИЧЕСКАЯ МИССИОНЕРСКАЯ ПРАКТИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX— НАЧАЛА XX ВВ 11
1.1 Высшая духовная школа и церковная историческая наука на
рубеже веков 11
1.2 Миссионерское движение середины XIX — начала XX вв.: задачи,
институты, мероприятия, результаты 24
2 ГЛАВА. Н.И. ИВАНОВСКИЙ И И.П. НОВИКОВ: ТЕОРИЯ И
ПРАКТИКА МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РПЦ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.) 37
2.1 Историко-полемический метод изучения староверия в публикациях Н.
И. Ивановского 37
2.2 И. П. Новиков: анализ и оценка миссионерской деятельности в среде
старообрядцев 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
На протяжении двух с половиной веков существования церковного раскола в российском государстве сложились две противоборствующие православные конфессии и, соответственно, две религиозные культуры. Первый тип религиозной культуры, который возник как ответ на унификацию церковных обрядов по греческим образцам, представлено сообществом старообрядцев. Стремясь сохранить ритуалы «дониконианской» церкви, они использовали ресурсы древнерусской рукописной и старопечатной традиции, создав на этой основе собственные историко-эсхатологические и полемические сочинения. Второй тип культуры связан с государственным институтом церкви, в которой главной единицей сопротивления оппозиционным действиям староверов являлся миссионер. Миссионерская деятельность включала в себя разные источники и «рычаги» давления: от использования проповедей до привлечения административно-силовых структур. Однако она не принесла ожидаемых результатов, поэтому изучение проблем, связанных со старообрядчеством, с середины XIX века переносится в академическую среду, что позволило уже во второй половине столетия выработать совершенно новые подходы и схемы для осуществления внутренней миссии.
Актуальность данного исследования связана с внесением поправок в статью Федерального закона о порядке осуществления миссионерской деятельности от 06.07.2016, по которому миссионерская деятельность была полностью регламентирована1. Важно понимать, что цель введения данных поправок заключалась в обеспечении безопасности граждан страны и противодействие террористическим актам, но вызванный погрешностями этого законопроекта общественный резонанс требует обращения к опыту прошлого. В данном случае — ко второй половине XIX столетия как периоду наивысшей точки научного осмысления миссионерской практики. На наш взгляд, это дает возможность в будущем при разработке законодательных инициатив по развитию религиозного плюрализма в Российской Федерации принимать во внимание этическую сторону этих процессов.
Именно в высших духовно-учебных заведениях того времени появлялись первые научные труды, в которых подробно объяснялись принципы ведения антистароверческой миссионерской работы. В ряду таких сочинений особое место отводилось публикациям профессора Казанской духовной академии Н.И. Ивановского, излагавшего своё видение в специальной подготовке миссионеров и применение на практике накопленного знания о церковном расколе.
Помимо активного обсуждения в церковном научном сообществе в статьях епархиальных журналов и газет, практикующими миссионерами были подняты похожие темы, которые, так или иначе, касались современного и исторического положения старообрядчества. Среди таких авторов заметный вклад принадлежит миссионеру противораскольнического церковного братства в Томске — И.П. Новикову, т.к. именно в его публицистических заметках были отражены проблемные места и вопросы, возникающие у миссионеров в процессе бесед со старообрядцами, а также объяснены методы и приемы противодействия последних.
Исходя из вышесказанного, научной проблемой исследования выступает выявление модели взаимодействия церковной исторической науки и практической миссионерской деятельности в Новое и Новейшее время (в христианских конфессиях).
Для лаконичного рассмотрения историографии в ВКР будет использоваться анализ литературы по хронологическому принципу, рассмотренной по двум блокам. В первый — вошли труды, отразившие развитие церковно-исторической науки и общей миссионерской практики в российском государстве второй половины XIX века, а ко второму блоку отнесены работы, посвящённые исследователям церковного раскола — И. П. Новикову и Н.И. Ивановскому.
За последние десятилетия количество научных работ по миссионерской деятельности стремительно растет, что вызвано, прежде всего, постепенным отходом от идеологии атеизма в научной и общественной жизни. Уже в конце 1980-х гг. была предпринята первая попытка отойти от рассмотрения истории церкви с точки зрения классового подхода; исследование Н.А. Смирнова, рассматривавшее государственную политику по отношению к миссионерам в период «Великих реформ» Александра II и контрреформ Александра III.
...
Модернизация общества, которая началась со второй половины XIX века, затронула не только политическую и социально-экономическую сферы, но и главный институт самодержавного строя — русскую православную церковь. Для этого требовалось в первую очередь изменить сложившуюся систему образования в высшей духовной школе, которая готовила высококвалифицированных священно- и церковнослужителей империи. Результатом такой политики в четырех духовных академиях (Киев, Москва, Санкт- Петербург, Казань) явилось введение университетских уставов 1869 и 1884 гг., ускоривших выделение и формирование из богословской науки церковно-исторического направления. Обособление этой отрасли науки привело к распространению новых церковных дисциплин, среди которых быстро развивающимся становится история старообрядчества.
Главной целью церковных историков занимавшихся научной разработкой церковного раскола было обличение «раскольников», что обусловило выпуск работ, в большей мере, полемического характера, нежели исторического. Одним из первых авторов изучавших старообрядчество в рамках официально-церковной доктрины, уделив при этом большое значение историческим вопросам, стал миссионер и профессор Казанской духовной академии Н.И. Ивановский.
Именно этим церковным исследователем было предпринято изучение староверия посредством привлечения исторического материала, ставшим главной опорой при разработке приемов и методов полемики миссионера со старообрядцем. В ходе разработки Н.И. Ивановским нового подхода — историко-полемического, им опубликованы статьи и учебное пособие для учащихся духовных семинарий «Руководство по истории и обличения старообрядческого раскола...», в которых со ссылками на личный опыт, были помещены советы миссионерам, как «взять вверх» над старообрядцами в публичном споре. Эти рекомендации акцентировали внимание миссионеров на двух важных элементах религиозной полемики — это, во-первых, касалось того, что говорить, и, во-вторых, как нужно себя вести в споре с оппонентом.
Попытка теоретической разработки противораскольнической миссионерской деятельности в научных сочинениях Н.И. Ивановского нашла широкий отклик, как в дискуссиях академического мира, так и в изменениях действий рядовых миссионеров.
Помимо научных сочинений сотрудников высших духовно-учебных заведений на миссионерское движение повлияли законы, издаваемые государством во второй половине XIX — начале XX вв. На официальном уровне староверам был дан широкий круг прав и «свобод» благодаря которым, они могли занимать общественные должности, заниматься торговлей и промыслами, что вызывало естественное недовольство духовенства.
Сложившиеся обстоятельства вынудили РПЦ более серьезно заняться подготовкой миссионеров, обладающих знаниями и умениями для противостояния старообрядцам. Вследствие чего, были разработаны новые методы воздействия на староверов, информация о которых отражалась на страницах православных журналов и газет местного и всероссийского значения. В одной из таких региональных газет — «Томских епархиальных ведомостях» — миссионером противораскольнического церковного братства И. И. Новиковым был издан огромный материал, где описаны разные ситуации, в которые попадали миссионеры Томской епархии во время диспутов со старообрядцами.
И. П. Новиков в отличие от профессора Н.И. Ивановского в большей мере обращал внимание на действия староверов, в частности его, интересовали приемы и методы, применяемые старообрядцами, а не поиск ошибок практикующих миссионеров. Так, им была выработана классификация старообрядческой тактики, характеризующая как активные меры, которые использовались непосредственно в споре с миссионером, так и пассивные формы противодействия официальной идеологии (сохранение практик старообрядческих соборов для решения внутренних вопросов, в том числе — легитимация созданных староверами- начетчиками новых толкований библейских текстов и сочинений христианских авторов).
В работах Н.И. Ивановского и И.П. Новикова отражены разные точки зрения на старообрядчество. Если у Н.И. Ивановского церковный раскол являлся лишь ошибкой, неправильным пониманием людьми обновления обрядовой стороны русского православия, то в глазах практикующего миссионера И.П. Новикова старообрядчество представляло собой «абсолютное зло», которое нужно уничтожить любыми доступными средствами и способами. По мнению автора ВКР, именно в отношении миссионеров к объектам своей деятельности, заключался успех или безрезультативность миссионерского движения. Агрессивно настроенные миссионеры, привлекая ресурсы полицейского аппарата, лишь убеждали староверов в их правоте и транслировали представления о страданиях как пути «приближения к Христу».
В связи с этим, становится важным вопрос — какая из фигур — «практик» И.П. Новиков или «теоретик» Н.И. Ивановский — является типичной для своего времени? Для ответа на него необходимо привлечь публикации миссионеров разных епархий. Однако уже на этом этапе исследования, можно с уверенностью сделать вывод, что тесное взаимодействие теоретической и практической составляющей было реализовано лишь в научных трудах университетского ученого Н.И. Ивановского. В то время как публикации сотрудника церковного братства святителя Димитрия Ростовского И.П. Новикова стали отражением «официального» отношения к староверию как к подлежащей уничтожению религиозной оппозиции.
1. «Об укреплении начал веротерпимости», высочайше утвержденное положение Комитета Министров от 17 апреля 1905 года. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Том XXV, 1905. № 26126. С. 258-262.
2. «Основные Государственные Законы», высочайше утвержденный именной указ, данный Правительствующему Сенату от 23 апреля 1906 года. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Том XXVI, Отд. I, 1906. № 27805. С. 459.
3. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб» // Полн. собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. СПб., 1886. Т. III. С. 469.
4. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года. Комментарий к разделу второму «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений». / Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. // Законодательство первой половины XIX века.- Под общ. ред. О. И. Чистякова. М., 1988. Т. 6. 432 с.
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
5. Новиков И. П. К предстоящему епархиальному миссионерскому съезду // Томские епархиальные ведомости. Миссионерский отдел. 1898. № 12. С. 1-12.
6. Новиков И. П. Обзор деятельности первого епархиального миссионерского
сеъезда в г. Томск (10-27 августа 1898 г.) // Томские епархиальные ведомости.
Миссионерский отдел. 1898. № 19. С. 5-17.
7. Новиков И. П. Обзор деятельности первого епархиального миссионерского
сеъезда в г. Томск 10-27 августа 1898 г. // Томские епархиальные ведомости. Миссионерский отдел. 1898. № 20. С. 1-23.
8. Новиков И. П. Обзор деятельности первого епархиального миссионерского сеъезда в г. Томск 10-27 августа 1898 г. // Томские епархиальные ведомости. Миссионерский отдел. 1898. № 22. С. 16-30.
9. Новиков И. П. Обзор деятельности первого епархиального миссионерского сеъезда в г. Томск 10-27 августа 1898 г. // Томские епархиальные ведомости. Миссионерский отдел. 1898. № 23. С. 8-22.
10. Новиков И. П. Обзор деятельности первого епархиального миссионерского сеъезда в г. Томск 10-27 августа 1898 г. // Томские епархиальные ведомости. Миссионерский отдел. 1898. № 24. С. 9-27.
11. Новиков И. П. Обзор деятельности первого епархиального миссионерского сеъезда в г. Томск 10-27 августа 1898 г. // Томские епархиальные ведомости. Миссионерский отдел. 1899. № 1. С. 1-17.
12. Новиков И. П. Обзор деятельности первого епархиального миссионерского сеъезда в г. Томск 10-27 августа 1898 г. // Томские епархиальные ведомости. Миссионерский отдел. 1899. № 4. С. 15-24.
13. Новиков И. П. Обзор деятельности первого епархиального миссионерского сеъезда в г. Томск 10-27 августа 1898 г. // Томские епархиальные ведомости. Миссионерский отдел. 1899. № 5. С. 16-23.
14. Новиков И. П. Обзор деятельности первого епархиального миссионерского сеъезда в г. Томск 10-27 августа 1898 г. // Томские епархиальные ведомости. Миссионерский отдел. 1899. № 6. С. 7-16.
15. Новиков И. П. Обзор деятельности первого епархиального миссионерского сеъезда в г. Томск 10-27 августа 1898 г. // Томские епархиальные ведомости. Миссионерский отдел. 1899. № 8. С. 5-14.
... всего 112 источников