АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Положение высшей школы и профессорско-преподавательского
состава вузов в февральско-октябрьский период и в период Гражданской войны 18
2 Профессорско-преподавательский состав вузов в условиях
реформирования высшей школы в 1920-е гг 32
3 Профессиональные и общественные организации вузовской
интеллигенции 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 65
Источники 65
Литература 68
Актуальность исследования. В течение XX в. Россия переживала не одну модернизацию, в ходе которых трансформации подвергалось устройство общества и его мировоззрение. Самой яркой и радикальной из модернизаций стал приход к власти большевиков в начале в XX столетия.
Высшее образование - это неотъемлемая часть культурной и социально-экономической системы общества. Образование важно не только для достижения личного успеха, а также общенационального.
В 1920-е гг. в СССР развернулась крупномасштабная культурная революция, которая в корне должна была поменять структуру высшей школы. В связи с установлением в стране советской власти, все, вплоть до учебных заведений должно было поменяться. В системе высшего образования как в отношении профессуры, так и в отношении студенчества начались глобальные трансформации. Вузовская интеллигенция оказалась перед серьезным выбором и необходимостью самоопределения. Новое правительство стремилось как можно быстрее порвать с капиталистическим прошлым теперь уже Советской России, и встать на путь ускоренного преодоления вековой отсталости от других стран. После того как в стране окончательно утвердилась власть большевиков, началось повсеместное реформирование государства. Но реформы проводились неравномерно из -за географических особенностей нашей страны. В годы Гражданской Войны они и вовсе приостановились. Возобновить реформаторскую деятельность новый, уже советский режим, смог, когда прошло несколько лет с октября 1917 г.
На протяжении почти столетней истории существования СССР утвердилась принципиально новая система университетов. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из -за динамики общественной жизни, то большинство гуманитарных дисциплин самым непосредственным образом реагирует на вызовы общественного развития, 3
поэтому некоторые факультеты гуманитарной направленности пришлось закрыть.
С началом существования нового государства на политической карте мира в стране Советов в 20-е гг. развернулась культурная революция, которая испытывала на себе контроль со стороны правящей партии. В этих условиях система высшего образования подверглась коренным преобразованиям. Изменились методы, сущность и темпы развития высшей школы. Вся работа высшей школы была строго регламентирована и испытывала на себе контроль со стороны правящей партии. В таких условиях происходило огосударствление науки. Это происходило для осуществления планов руководства в условиях индустриализации. Таким образом, важно рассмотреть новации советской системы образования, примеряя современную ситуацию в сфере образования, т.к. система образования позволяет сохранить самобытность общества и традиционные устои, что важно для государства. В связи с тем, что высшая школа была подвержена преобразованиям, настроение среди профессорско-преподавательского состава было неоднородным, появилась оппозиция.
Актуальность исследования определяется незавершенностью процесса реформирования высшей школы в наши дни и необходимостью обращения к опыту преобразований на предыдущем историческом этапе.
Историография проблемы. История высшей школы первых десятилетий советской власти нередко становилась предметом исследования в отечественной историографии, которую условно можно разделить на советский и современный (постсоветский) периоды.
Интерес исследователей к проблеме высшей школы возник практически сразу после начала реформирования этой сферы. На протяжении советского периода опыт историков в области высшей школы накапливался. Из исследований советского периода хотелось бы отметить работу
Ш. Х. Чанбарисова «Формирование советской университетской системы» . В книге указаны основные события реформирования высшей школы, а так же прослеживается изменения в настроении профессорско-преподавательского состава. Труд Ш. Х. Чанбарисова охватывает советский период, в нем проанализированы все основные нововведения правительства большевиков в сфере высшего образования. Положению высшей школы после октябрьских событий посвящены исследования Е. В. Чуткерашвили, К. Т. Галкина, В. П. Елютина . Также стоит отметить работу А. С. Бутягина и
Ю. А. Салтанова «Университетское образование в СССР» . Книга посвящена развитию высшего образования на территории СССР от начала становления Советской власти, также затрагивает послевоенный период. Данные работы охватывают историю развития высшего образования в целом.
В послевоенное время в стране возрос интерес к более узкой проблематике. Все чаще ученые стали обращаться к начальному периоду становления советской высшей школы. Таким является исследование
B. Л. Соскина «Очерки истории культуры Сибири в годы революции и
гражданской войны» , которое также оказало большое влияние на
историографию проблемы. В книге рассматривается влияние революции 1917 г. и Гражданской войны на культуру. Особое внимание уделяется образованию. Автор исследует влияние революции и Гражданской войны в Сибирском регионе.
Также в 1970-80 гг. появился ряд работ, посвященных профессорско- преподавательскому составу высшей школы, а также организациям научных работников. К числу таких исследований относятся труды Л. И. Пыстиной «Общественные организации научно-технической интеллигенции Сибири. 20-30-е гг.» и «Материалы общественных организаций как источник изучения научной интеллигенции Сибири в 20-30-е гг.» .
Из литературы советского периода важно отметить исследование С. А. Красильникова «Формирование советской интеллигенции Сибири в переходный от капитализма к социализму период» . Автор исследует факторы формирования интеллигенции в Сибири в проблемных условиях, с которыми столкнулось советское правительство в первые десятилетия становления нового государства. Этой же проблеме - формированию советской интеллигенции - посвящена работа В. А. Ульяновской .
Исторические очерки, посвященные вузам Томска, дают представление о той атмосфере, которая царила в затрагиваемый в выпускной квалификационной работе период. Очерки содержат историю развития вуза, включая научную, культурную и хозяйственную сферы.
Советскими исследователями был накоплен значительный фактический материал по истории высшей школы 1920-х гг., однако существенным недостатком советской историографии является то, что исследования авторов этого времени преимущественно опирались на марксистскую идеологию, а литература была подчинена интересам правящей в СССР партии. По идеологическим причинам авторы избегали темы партийных чисток, репрессий.
Массовое изучение первых двух десятилетий советской власти началось после объявленной в стране гласности. Период «перестройки»
можно условно назвать переходным от традиционной
идеологизацииисследовательской литературы к стремлению получить объективные сведения по актуальным вопросам. В это время исследователей интересовало не только становление высшей школы в целом, а более узкие темы, касающиеся советской высшей школы. Такими темами, в частности, стали взаимоотношение власти и вузовской интеллигенции, репрессивная политика по отношению к научным работникам.
После распада СССР, когда исследователям стали доступны многие архивные документы, интерес к оборотной стороне в отношениях власти и интеллигенции возрос. Все чаще стали публиковаться работы, посвященные сталинскому террору. В общем, спектр работ по различным темам, затрагиваемых высшую школу и вузовскую интеллигенцию в современной литературе расширился.
Среди исследователей этого периода стоит отметить сибирского историка С. А. Красильникова . Его работы посвящены научным работникам Сибири и политики партии по отношении к вузовскому сообществу в период становления советской высшей школы.
Среди статей, посвященных профессорско-преподавательскому составу и их взаимоотношениями с властью немало работ Томских историков. Томскими исследователями накоплен колоссальный материал по изучению истории Томских вузов.
В 1994 г. вышел сборник статей «Дискриминация интеллигенции» . Сборник включает ряд научных трудов, посвященных проблеме взаимоотношения власти и профессорско-преподавательского состава в 1920-е г. В данном сборнике рассматривается политика партии по отношению к старым специалистам, называются предполагаемые причины негативного отношения, со стороны власти по отношению к научным работникам. Сборник имеет особую ценность, так как предоставленные материалы в нем относятся к Сибирским регионам, в частности, к Томску.
Значительным вкладом по истории вузов г. Томская являются работы томских исследователей М. В. Грибовского и А. В. Литвинова . Их работы посвящены профессорско-преподавательскому составу ТГУ и ТМИ. Вузовскому сообществу г. Томска посвящены статьи А. В. Литвинова и А. Г. Костеровым . Авторы в своих двух работах проследили процесс становления отношений между вузовской интеллигенцией и новой властью. Помимо этого также стоит обратить внимание на другую работу А. В. Литвинова, посвящённую развитию основных научных школ томского университета в 1920-х гг.
Из современной литературы, посвященной истории высшего образования, в том числе и в СССР, можно выделить работы А. И. Авруса «История российских университетов» . В очерке рассказывается история высшего образования в России с XVIII в. Прослеживаются изменения в структуре высшей школы на протяжении 300 лет, затрагивается и советский период. На основе работы автора можно проследить, чем реформы советского времени в области высшего образования отличались от дореволюционной структуры высшей школы.
Для написания выпускной квалификационной работы важную роль сыграл исторический очерк, посвященный столетнему юбилею Томского политехнического университета «Томский Политехнический Университет 1896-1996: Исторический очерк» . В книге представлена история одного из ведущих вузов Сибири - ТПУ: как менялся университет со времени своего открытии, как влияла существовавшая власть на деятельность ТПУ.
Также для написания выпускной квалификационной работы были использованы биографические справочники: «Профессора Томского
Политехнического Университета: Биографический справочник. Т. 1» , «Профессора Томского Политехнического Университета: Биографический справочник. Т. 2» , «Профессора Томского университета:
Библиографический словарь (1917-1945 гг.). Т. 2» , «Профессора медицинского факультета Императорского (государственного) Томского университета - Томского медицинского института - Сибирского государственного университета (1878-2013). Т. 1» . В справочниках представлены биографии выдающихся профессоров трех главных вузов Томска.
Стоит отметить работы В. Л. Соскина «Высшее образование и наука в Советской России: первое десятилетие (1917-1927 гг.)» ,
«Дореволюционный опыт развития научной интеллигенции Сибири как фактор формирования ее отношений с советской властью» . В монографии автор повествует о коренных преобразованиях в сфере высшего образования и науки в период становления советской власти и укрепления ее позиций. В статье В. Л. Соскин рассматривает причины негативного отношения власти к старой профессуре.
Проблеме взаимоотношений власти и интеллигенции посвящено большое количество статей современных исследователей, среди них можно выделить статьи З. Я. Емтыль , А. В. Юрина , Г. В. Набатова , совместную работу В. Р. Веселова и А. М. Журавлева . Статьи посвящены
взаимоотношению советской власти и интеллигенции, которая имела дореволюционный опыт работы. Рассматривается отношение правящей партии, какие меры предпринимались по отношению к старым специалистам.
Также важно отметить работы современных авторов, посвященные вузовской интеллигенции, ее отношениям с властью, организациям
вузовской интеллигенции и другим. На общем фоне выделяются работы Р. Ю. Шпикельмана , С. Н. Ушаковой , А. Я. Пшеничкина,
Л. П. Рихванова .
В последние два десятилетия все чаще стали публиковаться материалы по сталинским репрессиям. Эта тема напрямую затрагивает Сибирский регион, так как в 20-е г. Сибирь вновь стала местом ссылки. Среди исследователей данной темы следует отметить работы В. Н. Уйманова, посвященные политическим репрессиям в Западно-Сибирском регионе . В своих исследованиях автор опирался на архивные материалы и документы. Историк рассматривает политику Советского государства, направленную на ликвидацию «врагов народа».
В 2007 г. совместный труд сибирских историков «Маргиналы в социуме» , в котором исследователи выделили несколько маргинальных групп, не вписывающихся в советское общество. Данные группы сформировались после революционных событий, потрясших Россию в 1917 г. Коллектив новосибирских исследователей реконструировал процесс становления и эволюции маргинальных групп. Среди таких групп, оказавшихся за пределами норм и традиций новой власти и не поддержавших советскую идеологию, оказались «буржуазные специалисты».
Большое количество статей и монографий на тему высшего образования в СССР показывает, насколько данная тема актуальна и в настоящее время. Круг тем, касающихся советской высшей школы, растет с каждым новым исследователем. Таким образом, следует отметить, что литература современного периода отличается большей объективностью, так как в современное время не наблюдается идеологического диктата.
Объектом исследования являются взаимоотношения общества и власти в 1917 - конце 1920 гг.
Предметом исследования - взаимоотношение власти и вузовской интеллигенции на примере Томских вузов в первое десятилетие советской власти.
Целью работы является определение характера и особенностей отношений власти и вузовского профессорско-преподавательского сообщества в 1917 - конце 1920-х гг. на примере Томских вузов.
Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, нужно решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать реформы высшей школы и политику советской власти в отношении профессорско-преподавательской корпорации в 1917 - конце 1920-х гг.
2. Установить реакцию профессорско-преподавательского состава на эти преобразования;
3. Выявить эволюцию отношений между властью и вузовской интеллигенцией;
Хронологические рамки работы охватывают период становления и первого десятилетия развития Советской власти. Подобные хронологические границы исследования обусловлены попытками советского руководства изменить структуру высшего образования. Помимо этого, стоит отметить, что именно в данное десятилетие были сформулированы основные постулаты образовательной системы советского руководства, а также были
заложены основные принципы взаимодействия с университетской интеллигенцией.
Территориальные рамки работы охватывают территорию г. Томска. Однако для анализа актуальных политических тенденций, а также выявления эволюции взаимоотношений между томской интеллигенцией и советской властью территориальные рамки в некоторых разделах работы расширены до границ СССР.
Проблема исследования может быть сформулирована вопросом о том, как менялись взаимоотношения между советской властью и местной томской интеллигенцией в 1920-е гг.
Методология исследования основана на принципах
междисциплинарного подхода, включающего в себя как общенаучные категории, так и специально исторические, психологические и политологические концепты. Основополагающими принципами работы являются синтез, анализ, дедукция индукция, классификация и типологизация. Данные подходы закладывают теоретико-методологическую канву работы, определяя её дальнейший инструментарий. В исследовании используются специально-исторические подходы - историко¬хронологический, причинно-следственный, структурно-функциональный и другие. Применение историко-хронологического метода позволяет рассмотреть изучаемые процессы в соответствии с их закономерным развитием. Для данной работы подобная теоретическая установка обозначает рассмотрение эволюции взаимоотношений между советской властью и томской профессурой на протяжении конца 1910-х - 1920-х гг.
Историко-генетический подход позволяет обратиться к истокам изучаемых явлений - проанализировать причины и предпосылки формирования «особых» отношений между томской университетской интеллигенцией и партией большевиков. Включение в
общеметодологический инструментарий диссертации историко¬
сравнительного метода позволит как выявить эволюцию взаимоотношений
13
между руководством страны и местной интеллигенцией, так и сравнить развитие отношений советской власти с другими социальными группами. Подобный анализ позволит ответить на главный вопрос работы и наиболее детально реконструировать взаимодействие между московским руководством и томской интеллигенцией.
Другим не менее важным инструментарием в работе является применение причинно-следственного анализа. В данном случае, подобный метод направлен на выявление необходимых и достаточных причин для трансформации отношений между руководством партии большевиков и местной профессурой. Использование причинно-следственного метода позволяет выявить основные механизмы развития местной интеллигенции, а также проследить изменения в основных формах деятельности томских профессоров. Также подобный метод позволит рассмотреть формирование новых структурных и функциональных связей между различными социальными группами и ответить на вопрос о том, как и почему меняли отношения между томской интеллигенцией и советской властью с 1917 г. по конец 1920-х гг.
Источниковая база исследования. Для написания работы были использованы источники: неопубликованные документы и материалы, документальные издания, источники личного происхождения и периодические издания.
В качестве неопубликованных документов были использованы материалы ЦДНИ Томской области (Центр Документации Новейшей Истории): Ф.1 Томский губернский комитет РКП(б). Документы фонда содержат информацию о партийном и советском строительстве на
территории Томской губернии в первой половине 1920-х гг., об
экономическом, политическом и военном положении края. В них отражено: оформление органов и организаций РКП(б), постановка партийного учета; военно-оборонная работа, борьба с антисоветскими выступлениями. Ф.17 Комитет ВКП(б) 1-го района. Материалы фонда содержат протоколы 14
заседаний Томского губкома МОПР (международной организации помощи бойцам революции) и губсоюза работников просвещения. Ф.320 Фонд партийных организаций вузов. В фонде представлены сведения по научно-исследовательской, шефской работе, о преподавателях вузов. Также для написания диссертации были использованы фонды Томского окружного комитета ВКП(б), первичных партийных организаций вузов Томска, Томского городского комитета КПСС. Данные материалы дали возможность объективно рассмотреть отношения между властными структурами и вузовской интеллигенцией г. Томска.
Не менее важные сведения были подчеркнуты при работе с фондами ГАТО (Государственный архив Томской области). Сформировать целостную картину на изучаемый период помогли фонды трех Томских вузов - Томского государственного университета, Томского медицинского института и Томского индустриального института.
С помощью архивных материалов можно объективно судить о преобразовании в сфере высшего образования. Какую реакцию вызывали постановления правительства среди профессорско-преподавательского состава.
В качестве документальных изданий в работе были использованы следующие сборники документов: В. Л. Соскин «Власть и интеллигенция в сибирской провинции (1919-1925 гг.): Сборник документов» ; «История Томского политехнического института в документах. Т. 2: Сборник документов и материалов» ; «Директивы ВКП(б) и постановления советского правительства о народном образовании. Выпуск II. Сборник документов за 1917-1947 гг.» . В сборниках содержатся документы о положении народного образования, в том числе и о положение высшей школы.
В сборниках «Из истории земли Томской» содержатся материалы, относящиеся к рассматриваемому периоду. В данных сборниках содержатся архивные документы, отражающих историю Томска в 1920-е гг. При написании работы данные материалы цитируются в тексте для подтверждения неоднозначной политики государства по отношению к научным работникам.
Также были использованы периодические издания - ежедневная газета «Знамя революции». После захвата власти большевиками она стала идеологизированной. В номерах представлены статьи современников, в которых описывается положение томских вузов на момент 1917-1918 гг. В газете появлялись статьи с содержанием положений о высшей школе, описание состояния вузов Томска и политических настроений студентов и научных работников. С 1921 г. газета выходила под названием «Красное знамя». В выпусках за 20-е гг. в газете освещалась реакция профессуры на реформы высшей школы и ее отношение к новой власти.
Источниками для написания выпускной работы послужили источники личного происхождения. В сборнике «Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917-1941 гг.)» содержатся воспоминания на тот момент студентов томских вузов, а дальнейшем - преподавателей и научных работников. Данная группа источников позволяет более глубоко изучить тему, благодаря освещению проблемы с другой стороны.
Все перечисленные выше источники позволять рассмотреть период становления советской высшей школы с разных сторон. При помощи источников можно проследить этапы поведения реформы высшего образования в Томске, эволюцию отношений между властью и вузовской интеллигенцией, а также внесенный томскими вузами вклад в развитие научного потенциала страны, благодаря выпуску специалистов различных сфер.
Структура работы. Исследование состоит из трёх глав, введения и заключения. Первая глава посвящена анализу положения высшей школы и профессорско-преподавательского состава в период Гражданской войны. В данном случае, исследуются вопрос об изменении взаимоотношений между властью и местной интеллигенцией, а также обозначаются идейно - политические установки каждого из объектов исследования. Вторая глава исследования направлена на детализацию отношений между томской интеллигенцией и советской властью в контексте начала реформирования высшей школы. В данном случае, анализируются основные тенденции данных взаимоотношений, а также определяются причины и предпосылки их трансформаций. В последней главе исследования раскрываются профессиональные и общественные организации вузовской интеллигенции, даётся характеристика подобным структурам, а также определяются основные вехи развития данных объединений.
В заключении делается вывод об основных тенденциях взаимоотношений между томской интеллигенцией и советской властью, акцентируется внимание на общем политическом контексте развития страны. Помимо этого, акцентируется внимание на деятельности профессорско- преподавательского состава томского университета в контексте реформирования высшей школы. Также отмечается влияние советского руководства на деятельность местных научно-просветительских организаций в указанный период.
Проблема взаимоотношений власти и вузовской интеллигенции на сегодняшний день остается одной из самых актуальных проблем в исторической науке. Это подчеркивается интересом к теме со стороны историков, которые обращают внимание на новые аспекты данной проблемы.
Целью работы заключалась в реконструкции отношений власти и вузовского преподавательского сообщества с 1917 г. по кон. 1920-х гг. на примере Томских вузов.
В исследовании была дана характеристика реформ, проведенных советской властью в сфере высшего образования, были прослежены перемены в настроении профессорско-преподавательского состава вузов Томска в условиях реформирования высшей школы.
Период становления советской власти затронул все сферы общественной жизни, в том числе, и систему высшего образования. Высшая школа претерпела значительные изменения в рамках «культурной революции», проводимой советской властью. Большие трудности испытали на себе профессора и преподаватели «старой школы», так как их устои часто не вписывались в новые мировоззренческие установки.
Реформирование высшего образования, проводившееся в 1920-е гг., носило неоднозначный характер. Но, тем не менее, многие элементы советской системы образования сохранились до наших дней.
Главным для большевиков был всенародный характер высшей школы - теперь высшее образование стало доступно для всех. Были ликвидированы остатки сословного деления учащихся, и вводилась бесплатность образования. Это было главным отличием от системы высшей школы при Царской России. Еще одним нововведением стал принцип демократизации, по которому в совет управления университетами теперь входили и студенты наравне с представителями профессорско-преподавательского состава.
Именно эти преобразования стали камнем преткновения в отношениях власти и профессуры. Профессура становилась на путь непризнания власти большевиков, принимала эту власть или находилась на нейтральной стороне. Часть профессорско-преподавательского состава выдвигала ультиматумы, устраивала забастовки, в ходе которых выражала свою неприязнь к установившейся власти.
На начальном этапе становления советской государственности многие представители интеллигенции подверглись гонениям и репрессиям, многие были вынуждены покинуть страну, спасаясь бегством, те же, кто остался, вынуждены были подчиниться и в корне изменить образ своего мышления и отношения к происходившему в стране. Появилось множество лжеученых, которые, восхваляя власть и демонстрируя лояльность, смогли сделать научную карьеру.
В процессе реформирования высшей школы большевики осознавали, что обратить всех научных работников на свою сторону не удастся, поэтому перед страной стояла задача - воспитать собственные кадры. Такие меры предпринимались для восстановления страны после революционной и военной разрухи. Впоследствии, ускоренный и массовый выпуск специалистов понадобился для индустриализации страны.
Страна остро нуждалась в кадрах, для этого было решено создать свою «новую» научно-техническую интеллигенцию, педагогические и медицинские кадры путем сокращения срока обучения в вузах. Таким образом, зачастую, новые специалисты отличались меньшей степенью квалифицированности.
С 1917 по 1929 гг. отношения между властью и вузовской интеллигенцией претерпели изменения. Начиная свой путь с непризнания новой власти, вузовская интеллигенция, в чьей работе было заинтересовано государство, постепенно переходила на сторону большевиков. Такое явление наметилось уже в середине 1920-х гг., когда власть предприняла меры по улучшению бытовых условий преподавателей вузов. Зачастую, советское 63
правительство проводило публичную политику, которая была направлена на представление новой власти сторонниками сотрудничества с учеными. Это была гибкая тактика учета интересов и особенностей их менталитета. Также в ходе этой политики верхушка власти разоблачала руководителей Наркомпроса, настроенных против оппозиционной профессуры. Примиренческая политика наблюдалась как со стороны интеллигенции, так и со стороны руководства вузов.
На протяжении всего периода реформирования и становления советской высшей школы отношения между властью и профессорско - преподавательского состава менялись. Нельзя говорить однозначно, что они не сложились, т.к. в середине 1920-х гг. происходит изменение в мировоззрении профессуры. Отчасти это зависело от проводимой советской властью политики в отношении улучшения быта ученых. Безусловно, что этот фактор во многом стал определяющим. Исследования различных авторов свидетельствуют о смягчении отношений, перехода их на уровень сотрудничества. Возможно, профессорско-преподавательский состав смирился с новой властью и стал действовать в интересах страны.
Но, несмотря на это, вузовская интеллигенция подвергалась отдельным нападкам со стороны власти. Это проявлялось в постоянном контроле со стороны правящей партии.
Ситуация в стране после октябрьских событий была сложной. Это коснулось всех сфер общественной жизни. Произошло переосмысление существовавшей до октября ситуации. Несомненно, что в ходе всех преобразований новой власти могла возникнуть оппозиция, каждый по- своему трактовал реформы. Советское высшее образование стало инструментом в руках большевиков в борьбе за распространение своей идеологии. В итоге, она получила высококвалифицированные кадры, которые смогли помочь преодолеть стране отсталость.
1. Томский губернский комитет РКП(б). // Центр Документации Новейшей истории Томской области. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 142, 352, 553 (Т. 2), 1406, 1377.
2. Комитет ВКП(б) 1-го района. // Центр Документации Новейшей истории Томской области. - Ф. 17. - Оп. 1. -Д. 237, 369, 370, 374, 607, 759, 761, 883, 920, 922, 1063, 1083.
3. Комитет ВКП(б) 1-го района // Центр Документации Новейшей истории Томской области. - Ф. 17. - Оп. - 6. - Д. 2.
4. Томский окружной комитет ВКП(б). // Центр Документации
Новейшей истории Томской области. - Ф. 76. - Оп. 1. - Д. 304, 855.
5. Томский городской комитет КПСС. // Центр Документации
Новейшей истории Томской области. - Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 17, 135, 185, 203, 205, 584, 607, 661, 711, 712, 726, 778.
6. Первичная партийная организация Томского государственного университета им. В.В. Куйбышева. // Центр Документации Новейшей истории Томской области. - Ф. 115. - Оп. 1. - Д. 1.
7. Первичная партийная организация Томского государственного университета им. В.В. Куйбышева. // Центр Документации Новейшей истории Томской области. - Ф. 115. - Оп. 2. - Д. 1, 2, 6, 21, 26, 27, 33.
8. Первичная партийная организация Томского государственного университета им. В.В. Куйбышева. // Центр Документации Новейшей истории Томской области. - Ф. 115. - Оп. 3. - Д. 1.
9. Первичная партийная организация медицинского факультета Томского университета. // Центр Документации Новейшей истории Томской области. - Ф. 116. - Оп. 1. - Д. 1, 2.
10. Первичная партийная организация Томского политехнического института им. Кирова. // Центр Документации Новейшей истории Томской области. - Ф. 320. - Оп. 1. - Д. 1, 43, 185, 195, 207, 254, 264.
11. Первичная партийная организация Томского государственного медицинского института. // Центр Документации Новейшей истории Томской области. - Ф. 357. - Оп. 1. - Д. 2, 5, 6, 10, 16, 18, 23, 24, 29, 30.
12. Первичная партийная организация Томского государственного медицинского института // Центр Документации Новейшей истории Томской области. - Ф. 357. - Оп. 2. - Д. 1, 2, 10, 12.
13. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (1930 г. - по наст.время). // Государственный архив Томской области. - Ф. Р-561. - Оп. 1. - Д. 460.
14. Томский государственный ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени университет Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (ТГУ) (1888 г. - по наст.время). // Государственный архив Томской области. - Ф. Р-815. - Оп. 1. - Д. 10, 25, 30, 36, 87, 175, 186, 440, 442, 535.
15. Томский государственный ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени университет Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (ТГУ) (1888 г. - по наст.время). // Государственный архив Томской области. - Ф. Р-815. - Оп. 12. - Д. 1746, 1812.
.57