Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СБАЛАНСИРОВАННОГО ТОВАРНОГО ПОРТФЕЛЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ 8
1.1. Роль и место товарной стратегии в обеспечении конкурентного развития предпринимательской структуры 8
1.2 Концептуальные предпосылки и эволюция формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля предпринимательской структуры.... 21
1.3 Инструменты формирования стратегии сбалансированного товарного
портфеля предпринимательской
структуры 41
Заключение 102
Список использованных источников 105
Актуальность работы: Предпринимательская структура является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль. Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо формировать и осуществлять ряд стратегий. И, безусловно, стратегия сбалансированного товарного портфеля выполняет важную роль в конкурентном развитии предпринимательской структуры. Фирме, ради того, чтобы успешно бороться с конкурентами на равных и нарабатывать конкурентное преимущество, необходимо формировать стратегию сбалансированного товарного портфеля.
Степень разработанности темы. Проблемам стратегического управления предпринимательскими структурами уделено внимание в трудах многих зарубежных ученых, таких как Ансофф И., Карлоф Б., Котлер Ф., Ламбен Ж.Ж., Портер М и др. В последнее время появилось большое количество трудов отечественных ученых. Известны работы Азоева Г.Л., Алексеевой М.М., Градова А.П., Забелина П.В., Моисеевой М.К., Юданова А.И. и др. Сущность анализа портфеля направлений деятельности, его значение в стратегическом менеджменте, раскрываются в исследованиях зарубежных и отечественных авторов: М.П. Агаповой, И Ансоффа, Д.А. Артамонова, И.П. Богомоловой, Б.И. Воловикова, З.В. Гавриловой, В.Е. Костромина, А.М. Либо, Е.В. Родионовой, Н.А. Самусевой, И.В. Текутьева и др.
В работах этих ученых раскрыты основы стратегического управления, однако, по нашему мнению, недостаточно полно описано содержание отдельных этапов процесса формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля предпринимательской структуры. По нашему мнению, не хватает разработок методики формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля, которые позволили бы высшему руководящему звену предпринимательских структур ориентироваться в сложных условиях рыночной экономики и использовать научные разработки для повышения эффективности стратегического планирования. Недостаток разработок методического и практического характера в этой области определил цель диссертационного исследования.
Предметом настоящего исследования является стратегия сбалансированного товарного портфеля предпринимательской структуры.
Объектом исследования данной работы является предпринимательская структура ООО «РУММИКС».
Цель диссертационной работы: исследование теоретических основ формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля предпринимательской структуры, а также разработка методики формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля, позволяющей обеспечить конкурентное развитие предпринимательской структуры.
В соответствии с целью диссертационного исследования поставлены и решены следующие задачи:
1. Уточнить понятие "товарная стратегия", определить её место в иерархии стратегий и установить взаимосвязь товарной стратегии и стратегии сбалансированного товарного портфеля
2. Изучив теоретический материал, выявить особенности формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля, исследовать проблемы формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля предпринимательских структур.
3. Разработать методику формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля предпринимательской структуры
4. Апробировать методику формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля на практике, установить адекватность данной методики и её влияние на результаты деятельности предпринимательской структуры.
Теоретическая и методическая база исследования. Теоретическую основу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории анализа и формирования товарной стратегии.
Количество работ, касающихся теории анализа и формирования товарной стратегии, стремительно растет с каждым годом. В последние годы отечественными учеными разработан ряд новых подходов к управлению сбалансированного товарного портфеля, применение которых способствует их позитивному развитию.
Нормативно-правовой основой проведенного исследования послужили Основной Закон (Конституция) Российской Федерации, федеральное законодательство, соответствующие теме исследования.
Статистической основой исследования выступили аналитические обзоры, материалы научных и периодических изданий по проблеме исследования, финансовая отчетность ООО «РУММИКС».
Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и специальных методов научного познания:
- метод логического изложения исследуемых вопросов, т.е последовательное рассмотрение изучаемого явления от простого к сложному с учётом хронологической последовательности;
- диалектический метод, т.е. рассмотрение изучаемых процессов в их постоянном развитии и во взаимодействии;
- метод сравнительного анализа, когда изучаемое явление исследуется в историческом аспекте в сравнении с подобным институтом или явлением;
- контент-анализ, позволяющий максимально полно и разносторонне учесть все встречающиеся в литературе концептуальные подходы и оценки того или иного вопроса, а также сопоставить аналитические материалы по изучаемой теме;
- метод синтеза, когда несколько объектов изучаются как одно целое;
- метод индукции, позволяющий изучить вопрос в развитии от частного к общему знанию;
- метод дедукции, напротив, позволяющий изучить познаваемое явление (вопрос) от общего к частному знанию.
Научная новизна работы. Новизна исследования заключается в совершенствовании методики формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля, в частности в предложенной автором трактовке самой категории «товарная стратегия», «сбалансированный товарный портфель», а также определение роли стратегии сбалансированного товарного портфеля в иерархии стратегий предпринимательской структуры.
Наиболее существенные результаты диссертационного исследования, обладающие научной и практической новизной, и полученные лично автором, состоят в следующем:
1. Уточнено понятие «товарная стратегия», определено место товарной стратегии в иерархии стратегий предпринимательской структуры, установлено влияние товарной стратегии на формирование стратегии сбалансированного товарного портфеля.
2. Выявлены особенности формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля, установлены проблемы формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля предпринимательских структур.
3. Разработана методика формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля предпринимательской структуры.
4. Методика формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля апробирована на практике, доказано, что методика является адекватной и установлено позитивное влияние методики на результаты деятельности предпринимательской структуры.
Степень достоверности проведенного автором исследования. Достоверность подтверждается презентациями результатов исследования на российских научно-практических конференциях, а также публикациями в сборниках по итогам работы конференций. Основные положения диссертационной работы представлены автором: на VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Теория и практика коммерческой деятельности», на XVII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Теория и практика коммерческой деятельности», на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ». По теме исследования автором подготовлены и опубликованы статьи в 3 электронных сборниках.
Структура работы. Основной текст диссертации изложен на 105 страницах текста, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 122 наименования, и 4 приложений. В работе приведено 30 таблиц и 23 рисунка.
Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и специальных методов научного познания:
- метод логического изложения исследуемых вопросов, т.е последовательное рассмотрение изучаемого явления от простого к сложному с учётом хронологической последовательности;
- диалектический метод, т.е. рассмотрение изучаемых процессов в их постоянном развитии и во взаимодействии;
- метод сравнительного анализа, когда изучаемое явление исследуется в историческом аспекте в сравнении с подобным институтом или явлением;
- контент-анализ, позволяющий максимально полно и разносторонне учесть все встречающиеся в литературе концептуальные подходы и оценки того или иного вопроса, а также сопоставить аналитические материалы по изучаемой теме;
- метод синтеза, когда несколько объектов изучаются как одно целое;
- метод индукции, позволяющий изучить вопрос в развитии от частного к общему знанию;
- метод дедукции, напротив, позволяющий изучить познаваемое явление (вопрос) от общего к частному знанию.
Основные положения диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку на VI Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции «Теория и практика коммерческой деятельности», на XVII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Теория и практика коммерческой деятельности», на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ». Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 122 наименования, и 4 приложений. В работе приведено 29 таблиц и 15 рисунков.
Во введении изложена актуальность, теоретическая и практическая значимость выбранной темы, определена цель исследования и поставлены задачи для ее осуществления, перечислены материалы, на основе которых выполнено диссертационное исследование.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля предпринимательской структуры.
Во второй главе проведены характеристика и анализ рынка мебельного ритейла в г. Красноярске и Красноярском крае, определены основные проблемы и факторы формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля современных предпринимательских структур Красноярского края и рассмотрены пути решения данных проблем.
В третьей главе разработана методика формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля предпринимательской структуры ООО «РУММИКС», проведена оценка эффективности реализации мероприятий по формированию стратегии сбалансированного товарного портфеля ООО «РУММИКС».
В заключении отражены основные положения диссертационного исследования с описанием полученных в ходе его выполнения результатов, направленных на достижение поставленной цели и решение указанных задач.
При выполнении данной работы были использованы методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, индукции, метод постановки проблемы, эмпирические методы, расчетно-аналитические методы, экономические методы (SWOT, матрица БКГ, диаграмма Исикавы и т.д.).
Формирование сбалансированного и оптимального по составу и структуре товарного портфеля является одним из главных направлений деятельности каждого предприятия. Особую значимость это направление приобретает сейчас, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования, и от эффективной работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели деятельности и занимаемая им рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять.
В диссертационном исследовании уточнено определение товарной стратегии, раскрыто влияние товарной стратегии на формирование стратегии сбалансированного товарного портфеля.
Автором обоснована взаимосвязь между такими составляющими стратегии сбалансированного товарного портфеля, как товарная стратегия, товарный портфель, ассортиментная матрица.
Показана роль и место товарной стратегии в иерархии стратегий предпринимательской структуры.
В экономической науке существует значительное количество методов стратегического анализа товарного. В диссертационном исследовании рассмотрены и классифицированы методы анализа товарного портфеля, выделены основные тенденции эволюции методов анализа, выявлены преимущества и
недостатки каждого метода.
Исходя из данной классификации сделан вывод о том, что при прочих равных условиях, наиболее адекватным является комплексный подход в оценке эффективности стратегии сбалансированного товарного портфеля.
В настоящее время одним из широко применяемых инструментов оценки хозяйственной деятельности организации является портфельный анализ. Хорошим считается тот бизнес-портфель, который оптимальным образом приспосабливает сильные и слабые стороны компании к возможностям рыночной среды. Компания должна:
во-первых, проанализировать свой текущий бизнес-портфель и решить, в какие направления деятельности следует инвестировать больше, в какие меньше, а в какие - не инвестировать вовсе,
во-вторых, разработать стратегию роста, предусматривающую включение в портфель новых товаров или направлений деятельности.
Портфельный анализ — инструмент, с помощью которого руководство предприятия изучает и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/прекращения инвестиций в неэффективные проекты.
В диссертационном исследовании был проанализирован портфель направлений деятельности предпринимательской структуры «РУММИКС». Выявлена угроза несбалансированности портфеля: было обнаружено большое количество товаров «собак», которые было необходимо деинвестировать, либо перевести в другую категорию, используя средства маркетинговой политики.
Предназначение методов анализа портфеля направлений деятельности заключается в том, чтобы помочь менеджерам создать ясную картину формирования затрат и прибылей на предприятии. Портфельный анализ обеспечивает менеджеров инструментом анализа и планирования портфельных стратегий для определения разумной диверсификации деятельности фирмы. Одним из наиболее важных направлений использования результатов портфельного анализа является принятие решений о реструктуризации фирмы с целью использования открывающихся возможностей как внутри фирмы, так и вне ее.
Результативность формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля предпринимательской структуры в значительной мере обуславливается корректностью определения методического инструментария формирования стратегии. На основании сравнительного анализа основных методических подходов к формированию товарной стратегии автором были выделены основные проблемы её применения в практике предпринимательских структур. Соответственно, в диссертационном исследовании особое внимание уделено совершенствованию методики формирования стратегии сбалансированного товарного портфеля предпринимательской структуры. В качестве объекта апробации разработанных методических рекомендаций выбрана
предпринимательская структура ООО «РУММИКС», действующая в сфере мебельного ритейла.
Апробация рассмотренного автором инструментария и разработанной методики позволила обосновать рекомендации по формированию стратегии ООО «РУММИКС» с целью обеспечения конкурентного развития данной
предпринимательской структуры.
Методика и инструменты предоставляют возможность определения направления оптимизации товарной стратегии компании и повышения уровня конкурентоспособности предпринимательской структуры.
Апробация методики позволила выделить следующие наиболее приоритетные направления оптимизации товарной стратегии компании:
1. введение в товарный портфель малобюджетного товара, пользующегося высоким покупательским спросом.
2. Ввод в производство на собственных цехах новых категорий товаров, с целью минимизации издержек на услуги поставщиков
3. Изменение структуры сбалансированного товарного портфеля.
4. Оптимизация визуального мерчендайзинга компании.
1. Абрамова, Г.П. Маркетинг: Вопросы и ответы / Г.П. Абрамова. - Москва: Агропромиздат, 2012. - 140 с.
2. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы: учебно-методическое пособие/ М.М. Алексеева. - Москва: Финансы и статистика, 2012.- 83 с.
3. Астапов, С.В., Модель принятия управленческих решении предприятиями торгово-сбытовой сети при взаимодействии с промышленным комплексом / С.В. Астапов, В.Д. Богатырев// Экономика. - 2013. - № 1. - С. 8- 10.
4. Ачкасова, Н.Н. Совершенствование оценки финансового состояния предприятия /Н.Н. Ачкасова // Экономика транспортного комплекса. - 2013. - № 21. - С. 53 - 57.
5. Багиев, Г.Л. Основы современного маркетинга / Г.Л. Багиев, И.А. Аренков - Санкт-Петербург: СПбУЭФ, 2011. - 116с.
6. Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии / Г.Л. Багиев. - Санкт-Петербург: Обл. правл. ВНТОЭ, 2013. - 450 с.
7. Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта/ И.Т. Балабанов - Москва: Финансы и статистика, 2014. - 451 с.
8. Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. - Москва: Финансы и статистика, 2013. - 451 с.
9. Банк С.В. Формирование инновационных товарных стратегий в условиях импортозамещения / С.В. Банк // ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ . - 2016. - № 1. - С. 3 - 7.
10. Басалаева Е.В. Инновации в экономическом анализе, бухгалтерском и управленческом учете как формирование нового подхода к финансовому менеджменту / Е.В. Басалаева // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 24. - С. 34-45.
11. Белоусова, Н.А. Специфика коммерческой деятельности на
предприятиях / Н.А Белоусова // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 4 (050). - С. 33-35.
12. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент/ И.А. Бланк - Киев: Ника-центр,
2014. - 523 с.
13. Болотова, А.А. Роль и место маркетинговой стратегии продвижения товара в системе развития современного предприятия / А.А. Болотова // Экономика. - 2014. - № 4. - С. 14 - 28.
14. Большаков, А.С. Менеджмент: учебное пособие / А.С. Большаков. - Санкт- Петербург: Питер, 2012. -450 с.
15. Бородина, Е.И. Финансы предприятий / Е.И. Бородина. - Москва: Банки и биржи. - 2014. - 208 с.
16. Бороненкова, С.А. Управленческий анализ/ С.А. Бороненкова - Москва: Финансы и статистика, 2012. - 384 с.
17. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность / С.Н. Виноградова. - Минск: Высшая школа. - 2013. - 364 с.
18. Вязикова, Г.В., К вопросу об оценке маркетинговой деятельности предприятий / Г.В. Вязикова, Е.С. Яне // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 8. - С. 14 - 28.
19. Гавриленко, Н.И. Маркетинг / Н.И. Гавриленко. - Москва: Академия, 2014. - 450 с.
20. Гаврилова О.А. Оптимизация товарного портфеля фирмы / О.А. Гаврилова, И.В.Залесская // Актуальные региональные вопросы экономики и управления в условиях инновационной экономики: материалы научно¬практической конференции студентов: тезисы докладов / Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный технический университет"; М.К. Старовойтов. - Волгоград, 2016. - С. 180 - 184.
21. Галяутдинов Р.Р. Матрица БКГ: что такое, как построить и проанализировать / Р.Р. Галяутдинов // Сайт преподавателя экономики. [2014]. [Электронный ресурс]. URL: http://galyautdinov.ru/post/matrica-bkg
22. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н.Герчикова. - Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012.
23. Гетьман В. Г. Бухгалтерский учет / Г. В. Гетьман. - Москва : ИНФРА, 2014. - 716 с.
24. Гладкова Н.Л. Оценка конкурентоспособности продукции / Н.Л. Гладкова // Предприятие и рынок. - 2012. - №1. - С.81-88.
25. Голубков, Е.П. Маркетинг для профессионалов / Е.П. Голубков. - Москва: Юрайт, 2015. - 300 с.
26. Горячева, Т.В. Механизм реализации товарной стратегии предприятия / Т.В. Горячева // Менеджмент и маркетинг. - 2013. - № 8. - С. 6 - 12.
27. Граб, В.П. Управление маркетинговой деятельностью / В.П. Граб // Труды международного симпозиума. Надежность и качество. - 2013. - Т. 2. - С. 124 - 129.
28. Грибов, В. Д. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов/ В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В. А. Кузьменко - Москва: КноРус, 2015. - 416 с.
29. Губарь А.Н. Подходы к формированию оптимального товарного ассортимента предприятия / А.Н. Губарь //Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 5 - С. 36-43.
30. Гурков И.Г. Тенденция изменения конкурентоспособности отечественной продукции / И.Г. Гурков, Н. Титова// Маркетинг. - 2012. - №1. - С.13-19.
31. Дзахоева С.Л. Особенности деловой активности предприятия / С.Л. Дзахоева //Молодой ученый. - 2015. - № 4. - С. 353 - 354.
32. Дзяпшина Л.Т. Применение стратегического анализа внешней и внутренней среды в сфере услуг / Л.Т. Дзяпшина // Научный вестник МГИИТ. - 2013. - № 4. - С. 30 - 34.
33. Долингер Е.В. Обзор действующих методик анализа финансового состояния предприятия / Е.В. Долингер // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2013. - № 18. - С. 158 - 162.
34. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности. Практикум / Л.В. Донцова. - Москва: Дело и сервис. - 2013. - 144 с.
35. Дуб В.Ю. Понятие деловой активности предприятия / В.Ю. Дуб // Современные тенденции в экономике и управлении. - 2015. - № 33. - С. 14
- 19.
36. Дюбушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности
предприятия: учебное пособие / Н.П. Дюбушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова.
- Москва: ЮНИТИ-ДАНА. - 2014. - 311 с.
37. Егоров, Ю.Н. О взаимодействии логистики и маркетинга в стратегиях товародвижения / Ю.Н. Егоров // ВестниК МГУПИ. - 2013. - № 48. - С. 5 -
11.
38. Епишин, Н.Б. Формализованный бизнес-процесс «мониторинг
удовлетворенности» в основе системы клиентоориентированных продаж / Н.Б. Епишин // Менеджмент сегодня. - 2011. - №6. - С. 332-336.
39. Ермакова, М. Оценка финансовой надежности / М. Ермакова // Банки и деловой мир. - 2014. - № 3. - С. 4 - 14.
40. Ермакова, М. Оценка финансовой надежности. О досадных неточностях и возможности их устранения / М. Ермакова // Банки и деловой мир. - 2014. - № 3. - С. 8- 15.
41. Жуков, А.В. Обоснование способов и средств Интернет-продвижения товара по этапам жизненного цикла / А.В. Жуков // Менеджмент и маркетинг. - 2014. - № 5. - С. 4 - 8.
42.Землянская, Н.Б. Возникновение синергетического эффекта в процессе продвижения товара, основанного на использовании интегрированных маркетинговых коммуникаций / Н.Б. Землянская, Н.В. Казакова // Научная перспектива. - 2015. - № 8. - С. 18-20.
43.Землянская, Н.Б. Интегрированные маркетинговые коммуникации как основа стратегии продвижения / Н.Б. Землянская, Н.В. Казакова // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2015. - № 26. - С. 67¬70.
44.Землянская, Н.Б. Формирование единой маркетинговой концепции воздействия на предпочтения потребителей / Н.Б. Землянская, Н.В.
Казакова // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. - 2015. - № 7 (40). - С. 45-49.