Введение 3
1 Теоретические аспекты маркетинговых коммуникаций 5
1.1 Маркетинговые коммуникации 5
1.2Роль и задачи экологического маркетинга 13
1.3 Особенности развития и практической реализации экологического маркетинга.
Особенности экологического маркетинга 19
2 Стандарты качества и маркировки 25
2.1 Сущность и содержание стандартов качества и маркировки 25
2.2 Система международных и отечественных стандартов в области качества и
экологической маркировки 29
2.3 Анализ стандартов качества и маркировки в ООО ТПК «САВА» 38
3 Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций в ООО ТПК «САВА» 43
3.1 Эколого-производственная деятельности ООО ТПК «САВА» 43
3.2 Характеристика маркетинговых коммуникаций в ООО ТПК «САВА» 50
3.3 Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций 59
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Экологический рынок, включающий органические продукты питания, автомобили с экологическими характеристиками, энергосберегающие технологии и много другое, быстро развивается, потому что спрос возрос, и необходимость в экологизации и охране окружающей природной среды увеличилась.
Сейчас мировые компании имеют в своем арсенале «зеленые» технологии и экологическую политику. Например, YVES ROCHER, MARS, Unilever и другие. Многие компании вводят инновационные экологически ориентированные продукты и услуги.
В условиях новых общемировых тенденций и спросе потребителей возник новый сегмент рынка, специализирующийся на экологически ориентированных товарах и услугах.
В данной работе рассматриваются маркетинговые коммуникации для повышения экологической результативности деятельности ООО ТПК «САВА».
Цель - оценить эффективность маркетинговых коммуникаций в повышении результативности экологичных продуктов и услуг.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты маркетинговых коммуникаций и экологического маркетинга.
2. Рассмотреть стандарты управления качества, экологической маркировки и этикетирование.
3. Оценить эффективности применения маркетинговых коммуникаций в экологизации продукции ООО ТПК «САВА»
Объект исследования - продукция и услуги ООО ТПК «САВА».
Предмет исследования - эклогические маркетинговые коммуникации ООО ТПК «САВА».
Защищаемы положения:
1. В настоящее время экологический маркетинг является актуальным направлением развития компаний, помогающий компаниям в экологизации производства, в освоении новых видов продукции и услуг, востребованных потребителем и позволяющим выйти и осваивать новые "экологические" ниши рынка.
2. Экологическая маркировка и система менеджмента качества повышает конкурентоспособность компаний, увеличивает экономические и коммуникативные показатели эффективности их деятельности, а также улучшает имидж компании на российском и зарубежном рынках.
3. 000 ТПК «САВА» является современным и технологичным предприятием, ориентированным на выпуск экологически-чистой продукции из натуралного сырья отечественного производста, которое стремиться к увеличению эффективности и росту доверия клиентов и партнеров не только по экономическим показаниям, но и с учетом ориентации на максимальную экологизацию проиводства продукции.
Теоретической и методологической основой для данной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых, которые освещают вопросы экологического маркетинга, этикетирование, маркетинговых коммуникаций и экологических маркетинговых коммуникаций.
Правовой базой работы выступает Конституция Российской Федерации[1] и Федеральный Закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 г[2]. Информационной базой - работы таких авторов как Котлер Ф., Келлер К.Л., Бернерт Дж., Мориарти С., Банчева А.А., Кобзева Н.М., Романов А.А., Суркова Е.В., Зунде В.В. и другие, а также средства массовой информации, и статьи в сети Интернет.
Структура работы построена следующим образом: в первой главе освещается теоретические аспекты маркетинговых коммуникаций компании, в т.ч. изучается роль и задачи экологического маркетинга и особенности развития и практической реализации экологического маркетинга. Во второй главе речь идет о стандартах качества и маркировки, в этой главе раскрываются сущность и содержание качества и маркировки, изучается система международных и отечественных стандартов в области управления качеством организаций и маркировки, а также дается анализ системы менеджмента качества компании и маркировки ООО ТПК «САВА». Третья глава работы посвящена практическим аспектам применения системы маркетинговых коммуникаций в компании 000 ТПК «САВА». Здесь приводится подробная характеристика компании и ее деятельности, изучается практика применения маркетинговых коммуникаций, проводится анализ проделанной в этом направлении работы и оценка ее эффективности.
В результате проведенной работы на основании полученных данных и анализа сложившейся ситуации был сделан ряд выводов.
С появлением «зеленой» экономики возникли концепции «зеленого» маркетинга и «зеленого» брендинга. При правильном использовании эти концепции способны решать сразу две задачи: способствовать улучшению экологии и получению компаниями прибыли. В России рынок «зеленых» товаров не насыщен, и отношение к ним потребителей находится в процессе формирования.
Экологические маркетинговые коммуникации представляют собой процесс обмена информацией, посредством которого идея об экологичности товара, услуги, бренда или организации доносится по определенному каналу до целевой аудитории с целью влияния на ее отношение или поведение. Базовыми элементами системы экологических маркетинговых коммуникаций, по мнению большинства исследователей, являются реклама, паблик рилэйшинз, стимулирование сбыта и директ-маркетинг.
Исследования рынка экологичных товаров и услуг практически не проводились в России. В 2008 г. в Санкт-Петербурге было проведено исследование, в ходе которого 48% респондентов назвали заботу о здоровье и заботу об окружающей среде самыми важными факторами, которыми они руководствуются при покупке «зеленой» продукции. Стоит отметить, что согласно результатам аналогичного исследования, выполненного в 2005 г., заботой о здоровье руководствовались 73% жителей Санкт-Петербурга, а заботой об окружающей среде — лишь 11%. В целом, по данным опроса 2008 г., 98,9% петербуржцев были согласны с утверждением, что окружающая среда оказывает влияние на здоровье человека. При этом 80,1% респондентов полагали, что это влияние в равной мере зависит от качества воды, воздуха и пищевой продукции, а 96% считали, что можно улучшить здоровье человека, улучшая качество окружающей среды. Уровень информированности об экологической маркировке оказался не слишком высоким. При покупке 92% опрошенных полагались на информацию о составе товара, 72% заявили о готовности доверять экознаку на упаковке продукции. Платить за экологически чистую продукцию на 10% дороже, чем за обычную, были согласны 72,8% опрошенных. Около 35% респондентов согласились с повышением цен на 20%. Без изменения цены продукцию с экомаркировкой готовы были купить 87% горожан[50].
Система менеджмента качества на экологически ориентированном производстве является базовым элементом для внедрения экологического менеджмента, а также структурой, системой процессов и методик для управления качеством на производстве. Экологическая маркировка вместе с системой качества предназначены для повышения конкурентоспособности, увеличения прибыли и улучшения имиджа компании на российском и зарубежном рынках. На предприятии ООО ТПК «САВА» внедрен стандарт ИСО 9001. Компания «САВА» посчитала необходимым и важным получить сертификат соответствия ИСО 9001:2015, поскольку повышение удовлетворенности клиентов является одним из ориентиров развития компании.
Анализ эффективности маркетинговых коммуникаций дал следующие результаты: значение индекса рыночной эффективности 0,06, что больше 0,01, следовательно, у компании ООО ТПК «САВА» чёткие ориентиры финансовой стратегии. Это говорит о том, что рыночная эффективность рекламной кампании за 12 месяцев даёт положительный эффект. Внедрение коммуникационных операций позволило получить прибыль более 3 900 тыс. рублей. Прибыль от внедрения комплекса маркетинговых коммуникаций также является показателем успеха проведённой кампании. Наконец, значение рентабельности показало, что результат 4,99, что больше 0. Все это говорит о том, что внедренный комплекс маркетинговых коммуникаций является экономически эффективным.
Таким образом, можно сказать, что компания ООО ТПК «САВА» эффективно применяет систему экологических маркетинговых коммуникаций и управления качеством, что делает компанию более конкурентоспособной на рынке, повышает уровень экологической осознанности клиентов , увеличивает экономические показатели и уменьшает негативное воздействие на окружающую среду.
По результатам анкетирования жителей города Томска стало ясно, что 92,9% знакомы с продукцией ООО ТПК «САВА», половина респондентов считает, что продукция может решить реальные экологические проблемы, а 83% уверены, что продукция ООО ТПК «САВА» улучшает здоровье и является качественной.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что «зеленые» маркетинговые стратегии дают бизнесу возможность внести существенный вклад в спасение мира от экологических катастроф. Однако для реализации такой возможности необходимо их правильное использование и максимальная ответственность каждого предпринимателя и потребителя за будущее человечества.
1. Конституция РФ принята 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газ., № 7, 21.01.2009. - С.21.
2. О рекламе: федер. закон Рос. Федерации от 13.03.2006 №38-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос.ун-та.
3. Хмелькова Н.В., Перевозчиков К.И. Предпосылки и перспективы «зеленого» брендинга: мировой опыт и российские исследования // Бренд-менеджмент. — 2014. — №4. — С. 218-231.
4. Занковский А. Н. Маркетинговые коммуникации / А.Н. Занковский. - М.: ИНФРА, 2013. - 416 с.
5. Аакер, Д. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга [Текст] / Д.Аакер,Э.Йохимштайлер. -М.:Изд.ДомГребенникова, 2003.
6. Зунде В.В. Концепция формирования системы интегрированных маркетинговых коммуникаций: монография / В.В. Зунде. - М.: Экон.науки, 2008. - 180 с.
7. Барнетт Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход / Дж. Барнетт, С. Мориарти. - 1-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 864 с.
8. Ottman A. Jacquelyn. Green marketing: opportunity for innovation. — NTCMcGrawHill, 1998.
9. Шнайдер Д.Технологическиймаркетинг.-М.:Янус-К,2003.-С.52-53.
10. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб., 2001. С. 129.
11. Ромат Е.В. Реклама. СПб., 2001. С. 247.
12. Кузнецова В. В. Ценностные ориентации в ИМК / В.В. Кузнецова // Маркетинг. - 2015. - №8. - С.31-36.
13. Никишкина В.В. Особенности оценки маркетинговой деятельности / В.В. Никишкина // Маркетинг. - 2015. - №2. - С. 19-23.
14. Галечьян Н. В чем выгода экологически благополучного имиджа компании
// Корпоративнаяимиджелогия, 2008. №02 (03).[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ci-journal.ru/article/103/200802eco_marketing (10.06.2011).
15. Хачатуров А.Е., Гусева Т.В., Кретов И.И., Панин Г.С. Экологический маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. №4....50