Введение 6
1 Теоретические основы работы над орфографическими ошибками в
начальной школе 8
1.1 Основные принципы русской орфографии 8
1.2 Понятие «орфографическая ошибка», ее классификация и
причины возникновения
1.3 Понятие «орфография» и «орфограмма» 19
2 Опытно-экспериментальная работа над орфографическими ошибками
в начальных классах 31
2.1 Обобщение опыта педагогов начальных классов в аспекте работы
над орфографическими ошибками 31
2.2 Организация и анализ опытно-экспериментальной работы
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение А 69
Орфографические ошибки в письменной речи школьников - закономерное явление процесса обучения. Они объясняются, главным образом, незнанием норм правописания к моменту письменной работы или недостаточным уровнем овладения навыком употребления изученного правила. Систематический контроль должен не только выявить уровень подготовленности обучающихся, но и своевременно предупредить пробелы в их знаниях, установить причины ошибок, наметить пути их ликвидации.
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
В ФГОС НОО обозначено, что предметными результатами освоения русского языка в начальной школе являются: «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач»
Вместе с тем в педагогической теории и практике остается недостаточно изученным вопрос о педагогических условиях эффективной работы над нормами русского языка в русле реализации ФГОС НОО. Это и определяет актуальность нашего исследования.
Анализ педагогической теории и практики позволил выделить следующее противоречие: между задачей формирования умений применять орфографические правила записи собственных и предложенных текстов и проверять написанное, и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность данного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия эффективной работы над орфографическими ошибками в начальной школе в русле реализации ФГОС НОО?
Актуальность проблемы, необходимость разрешения выявленного противоречия обусловила тему исследования: «Особенности работы над орфографическими ошибками в начальной школе».
Объект исследования - обучение русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования - работа над орфографическими ошибками в начальной школе.
Цель данной работы - изучить особенности работы над орфографическими ошибками в начальной школе.
Гипотеза исследования: работа над орфографическими ошибками будет эффективной, если:
- формирование орфографической зоркости рассматривается как основа для дальнейшего формирования познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами;
- содержание работы над орфографическими ошибками обусловлено задачами достижения предметных и метапредметных результатов образования и раскрывается на основе самостоятельно созданных учителем педагогических условий над орфографическими ошибками.
Объект, предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:
1) изучить основные принципы русской орографии;
2) рассмотреть понятия «орфография» и «орфограмма»;
3) охарактеризовать понятие «орфографическая ошибка», ее классификацию и причины возникновения;
4) проанализировать опыт педагогов начальных классов в аспекте работы над орфографическими ошибками;
5) провести опытно-экспериментальную работу над орфографическими ошибками в начальных классах.
Методологической основой исследования явились идеи системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, П.Я Гальперин, Д.Б. Эльконин), позволяющие представить деятельность как систему ключевых задач, направленных на формирование личностных качеств обучающихся.
Теоретическую основу исследования составили работы: Н. Н. Алгазиной, М. Р. Львова, М. М. Разумовской, Н. С. Рождественского, Т.П. Сальниковой, М. В. Ушакова, исследовавших вопросы по проблеме орфографической грамотности с позиции возрастных особенностей ребенка, описания различных методов и приемов работы с детьми, а также упражнений на закрепление материала по теме «Орфография».
Методы исследования:
- анализ и синтез литературы по теме исследования;
- проведение серии опытно-экспериментальных исследований;
- методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №9», г. Лесосибирск, Красноярский край.
Выборка исследования: ученики 4 класса в возрасте 10-11 лет в количестве 25 человек.
Апробация результатов исследования состоялась в виде публикации статьи «Работа над орфографическими ошибками в начальной школе» на сайте «Инфоурок».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40) и приложения.
Целью данной выпускной квалификационной работы являлась исследование основы работы над орфографическими ошибками в начальных классах.
Исходя из поставленной цели, мы решили ряд задач.
1) Выявили основные принципы русской орфографии. Систематическое попутное повторение изученного, своевременное предупреждение ошибок - всё это способствует тому, что дети хорошо запоминают написание трудных слов и хорошо справляются с ними в контрольных диктантах. А добиваться грамотного письма - это основная задача учителя.
2) Рассмотрели понятие «орфографическая ошибка», ее классификацию и причины возникновения. Предупреждение ошибок в словах, продиктованных учителем, состоит в следующем: прежде чем писать продиктованные слова (а особенно если они на неизученное правило), ученики хором проговаривают их, потом каждый ученик проговаривает (шёпотом); затем учитель еще раз диктует это слово, показывая трудную букву. Дети пишут продиктованное слово.
3) Определили понятие «орфография» и «орфограмма». Орфография - это часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие. С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость - это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, в какой позиции он стоит. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные.
4) Проанализировали опыт педагогов. Определили что для того что бы добиться формирования полноценного и прочного орфографического навыка, необходимо создать следующие условия для работы над орфографическими ошибками, такие как: систематическая проверка и оценка знаний; выполнение учеником тренировочных упражнений на основе алгоритма на всех уроках изучения нового материала, его закрепления, повторения и обобщения.
5) Провели опытно-экспериментальную работу над орфографическими ошибками в начальных классах. Учащиеся написали два диктанта. Далее шло сравнение данных и ошибок. Результаты двух диктантов, в сравнении работ в дух 4 класса, показали, что результаты улучшились на 6,24 процента. Так, в 4 «А» классе была проведена первичная диагностика, после которой мы разработали и провели урок, направленный на совершенствование орфографической грамотности. Далее провели вторичную диагностику. А в 4 «В» классе урок орфографической грамотности провел классный руководитель, не отходя от традиционной работы над ошибками в начальной школе. Качество обучения младших школьников орфографии и формирования орфографического навыка зависит от развития средств, методов и форм, применяемых в процессе обучения; от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографического навыка и от сохранения изученного материала длительное время. Разработали методические рекомендации педагогам по формированию орфографической грамотности.
Для изучения процесса формирования орфографической грамотности детей очень важно вести непрерывно, из года в год, учет орфографических ошибок. Ошибки, зарегистрированные учителем в течение некоторого периода времени, дают картину роста детей и их задержек в области правописания.
Гипотеза исследования, что образовательный процесс в начальной школе, ориентированный на формирование орфографической грамотности у младших школьников, может быть эффективным, если проводить больше занятий по формированию орфографической зоркости.
1. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя / Н.Н. Алгазина. - Москва: Просвещение, 2014. - 322 с.
2. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - Москва: Академия, 2012. - 448 с.
3. Бабайцева, В.В. Учебник по русскому языку. Теория / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - Москва: Просвещение, 2014. - 163 с.
4. Байкова, Т. А. Русский язык. 1-4 класс. Методическое пособие/ Т.А. Бойкова, О.В. Малаховская, Н.В. Чуракова - Москва.: Академ/Учебник, 2012. - 272 с.
5. Бакулина Г.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка// Г.А. Бакулина, Е.А. Обухова, Н.В. Дембицкая. - Москва: Владос, 2006. - 216 с.
6. Бакурина, Т. М. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне / Т.Н. Бакурина // Начальная школа. - Москва, 2015. - №2. - 56 с.
7. Баранов, М.Т. Работа над орфографическими ошибками в начальной школе / М.Т. Баранов. - Москва: Академия, 2015.- 48 с.
8. Бессчастная, Е.И. Мнемонические приемы при обучении грамотному письму // Начальная школа. - Москва, 2016. - №3. - 57 с.
9. Блюз, С.М. Работа над ошибками // Начальная школа. - Москва, 2013. - №8. - 45 с.
10. Варганова, Л.Д. Орфографическое программирование как способ подготовки к формированию орфографической зоркости обучающихся // Начальная школа, 2015. - №6. - 22 с.
11. Варова, Т.В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки // Вестник. - Москва, 2014. - №11. - С. 40-47.
12. Дарина, Т.Ю. Использование элементов программирования при изучении безударных гласных в корне // Начальная школа. - Москва, 2017. - № 12. - 68 с.
13. Длугашевская, С.А. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма // Начальная школа. - Москва, 2016. - №6. - 30 с.
14. Ераткина, В.В. Работа над непроверяемыми написаниями (на уроках обучения грамоте) // Начальная школа. - Москва, 2017. - №1. - 24 с.
15. Ераткина, В.В. Методика обучения непроверяемым написаниям в начальной школе / В.В. Ераткина. - Рязань: Рязанский педагогический институт, 2015. - 100 с.
16. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - Москва: Наука, 2015. - 152 с.
17.Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 344 с.
18. Иванова, В.Ф. Трудные вопросы орфографии / В.Ф. Иванова. - Москва: Наука, 2016. - 290 с.
19. Канакина, В.П. Работа над трудными словами в начальных классах / В.П. Канакина. - Москва: Просвещение, 2015. - 148 с.
20. Кузьменко, Н.С. Методическая подготовка учителя к формированию орфографической зоркости у младших школьников / Н.С. Кузьменко. - Москва: Флинта, 2016. - 102 с.
21. Кузьмина Н.В. Работа над орфографическими ошибками как средство повышения грамотности учащихся // Н.В. Кузьмина. - Режим доступа: ййр://открытыйурок.рф/статьи/563094/ (дата обращения 15.03.2018).
22. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды / А.А. Леонтьев. - Воронеж: МОДЭК, 2016. - 448 с.
23. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - Москва: Академия, 2015. - 464 с.
24. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - Москва: Просвещение, 2016. - 414 с.
25. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 464 с.
26. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. - Москва:Наука, 2014. - 208 с.
27. Полякова А.В. Русский язык. Рабочие программы.1-4 класс. ФГОС. Полякова А.В., Песняева Н. А. - М.: Просвещение, 2012. - 125 с.
28. Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим дocтyпa:http://briopтu/images/FGOS/NOO/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC %D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D0%9E%D0%9F_% D0%9D%D0%9E%D0%9E.pdf, 2016. - (дата обращения 1.06.2018).
29. Разумовская, Л.И. Методика обучения орфографии в школе / Л.И. Разумовская. - Москва: Просвещение, 2016. - 346 с.
30. Рождественский, Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Н.С. Рождественский. - Москва: Просвещение, 2015. - 239 с.
31. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания/ Н.С. Рождественский. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 240 с.
32. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А. Рубинштейн. - Москва, 2016. - 720 с.
33. Сальникова, Т.П. Методика преподавания грамматике правописания и развития речи / Т.П. Сальникова. - Москва: Сфера, 2016. - 322 с.
34. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
35. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик. - Москва, 2016. - 240 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г./ Министерство образования и науки РФ. - Москва: «Просвещение», 2014. - 33 с.
37. Федорова, Е. Г. Формирование орфографической зоркости у младших школьников // Школьная педагогика. - 2017. - №1. - С. 90- 92.
38. Фролова, Л.А. Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников.// Начальная школа. - Москва, 2016. - № 5. - 41с.
39. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2001. - 400 с.
40.Эльконин, Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Д.Б. Эльконин. - Москва: «Москва», 1962. - 145 с.