АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» И «УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ЖИЗНЬЮ» В ПCИХOЛOГИИ 11
1.1 Концепция личнocтнoгo noтенциaлa 11
1.2 Понятие удовлетворённости жизнью 15
1.3. Выводы по Главе 1 19
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЖИЗНЬЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ИНТЕГРАТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 21
2.1 Организация, методы и методики эмпирического исследования 21
2.2 Результаты первичного статистического анализа 27
2.3 Результаты сравнительного анализа 43
2.4 Результаты корреляционного анализа 48
2.5 Результаты факторного анализа 63
2.6 Выводы по Главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ A 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 82
ПРИЛОЖЕНИЕ В 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 92
Актуальность исследования. В последнее время особенно актуальным стал вопрос о полезных изменениях и трансформациях личности при сохранении устойчивости её личностного ядра. При возрастании неопределённости в жизни общества человек сильнее нуждается в дополнительных личностных ресурсах для совладания с жизненными трудностями и проблемами. При таких обстоятельствах личностный потенциал выступает фундаментом самодетерминации личности, делает её устойчивой в меняющемся мире. Высокий личностный потенциал человека оказывается важным условием не только при формировании эффективных механизмов саморегуляции, он позволяет организовывать собственное жизненное пространство самореализации [30].
Проблема личностного потенциала в целим давно стала иметь устойчивую высокую aктуaльнocть, так как человеческая способность выполнять задуманное вне зависимости от внешних условий, в том числе в неблагоприятных условиях, является неопровержимой ценностью во многих областях профессиональной деятельности и в повседневной жизни [ 29]. Идея потенциала личности заполняет очень важный пробел в понимании механизмов взаимодействия человека с миром, и её систематическая разработка относится к числу приоритетных задач [38].
Феномен личностного потенциала рассматривается такими учеными, как Д.А. Леонтьев, А.А. Деркач, И.Н. Дроздов, О.Н. Зубова, В.Н. Марков, Е.В. Дьячкова, Е.П. Ходаева и др. [19, 27, 31, 39, 41, 42, 48]. Так как личностный потенциал является основой
самодетерминации и регулирует различные психические процессы, он имеет важнейшее значение в сохранении и поддержании психологического благополучия и тем самым взаимосвязан с субъективным качеством жизни.
Интерес к проблематике благополучия, субъективного благополучия, удовлетворённости жизнью существует давно, однако в настоящий период развития психологии внимание к ней усилилось, в приоритете изучение позитивных аспектов человеческой жизни над негативными. Актуальными стали исследования качеств личности, факторов, условий и собственной активности человека, способствующих достижению благополучия во всех сферах жизни [14, 52].
Психологическая наука рассматривает субъективное качество жизни как совокупность эмоционально-когнитивных оценок человеком своей жизни и её составляющих. Субъективное благополучие выступает по преимуществу эмоциональной составляющей субъективного качества жизни, тогда как удовлетворенность жизнью является по большей части когнитивной составляющей оценки собственной жизни и отличается большей стабильностью, устойчивостью и системностью. Поэтому в данной работе внимание уделено именно этому компоненту психологического благополучия [15; 40]. Удовлетворённость жизнью к тому же выступает результатом личностного потенциала, является ценностно-смысловым ресурсом, тем самым способствует возникновению чувства опоры и уверенности в себе. Таким образом, этот конструкт отражает уровень благополучия и качество жизни личности, а также оказывает значительное влияние на дальнейшую эффективность жизнедеятельности [16].
Проблема удовлетворенности жизнью изучалась такими отечественными социальными психологами, как К.А. Абульханова, И.А. Джидарьян, А.Л. Журавлев, Л.В. Куликов, Т.К. Терра, Р.М. Шамионов, А.В. Юревич и др [20, 23, 61, 67].
Среди зарубежных социальных психологов проблемой удовлетворенности жизнью занимались такие, как M. Argyle, R.W. Bortner, E. Campbell, N.E. Cutler, Е. Diener, АЛ. Elliot, G.H. Gallup, P.M. Lewinsohn, R.E. Lucas, S. Maddi, D. Mroczek, D.G. Myers, S. Oishi, J.V. Reich, C.D. Ryff, M. Seligman, К.М. Sheldon и др [68, 69, 70, 71, 74, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 89, 91, 92].
Прoблемa ocoбеннocтей и рaзличий личностного пoтенциaлa cтуденчеcкoй молодёжи и их влияние нл удовлетворённость жизнью в период прoфеccиoнaльнoй подготовки недостаточно хорошо иccледoвaнa и рaccмoтренa в психологической литерaтуре. Есть противоречия между существующим осознанием обществом важности качества жизни и дефицитом эмпирических исследований, анализирующих предикторы субъективного качества жизни, актуальные для современной молодёжи. Особенно интересным является изучение системных взаимосвязей удовлетворенности жизнью и компонентов личностного потенциала, выступающих личностными ресурсами устойчивости и саморегуляции в условиях неопределенности современного мира [64].
Студенческий ВОЗРЛСТ хaрaктеризуетcя большими и широкими возможностями РЛЗВИТИЯ личностного потенциала, интенсивным развитием и формированием личности студента. По мнению Б.Г. Ананьева, этот возрастной этап отличается наиболее благоприятными условиями для интенсивного развития физического и умственного потенциала личности, повышением работоспособности, динамикой активной продуктивной деятельности, формированием нравственных и этических норм личности, стабилизацией характера [2]. В период студенчества формируется личностное самосознание, как главное психологическое новообразование, порождающее собственное мировоззрение. По мнению И.С. Кона, в этом возрасте студент формирует основные свои жизненные цели и смыслы, систему ценностей, жизненные стратегии, переходит от социального и нравственного самоопределения к самореализации в социуме. Данный период в социально-психологическом аспекте, как отмечает И.А. Зимняя [26], отличается наиболее высоким уровнем познавательной и профессиональной мотивации, активным «потреблением культуры», высокой социальной и коммуникативной активностью, гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Это время активной социализации личности, которая приобретает чёткие ориентиры в становлении собственной индивидуальности, идентичности, рефлексии, критичности [21]. Студенческая пора является также важным этапом на пути профессионального становления и самореализации. Но нельзя не согласиться с тем, что очень сложно полностью профессионально самореализоваться, будучи студентом. Частично профессионально самореализоваться и развить профессиональные компетенции можно при проявлении социальной активности [60].
Г. Новикова и Г. Маль определяют социальную активность как интегративную характеристику личности, которая находит своё выражение в рефлексии, коммуникации, познании и деятельности, обусловленных внутренней потребностью человека в самоактуализации, проявляющихся в создании социально ценных артефактов/проектов, а также в осознанной помощи другим людям. В современной теории образования более актуальной становится концепция множественных форм социальной активности студентов, а именно познавательной, трудовой, коммуникационной, общественной, проектной, культурной, творческой, политической, гражданственной активности обучающихся. Все одарены по-разному, каждый обладает определенными способностями в разных жизненных контекстах, поэтому и активны все по-разному [6, 53].
Социальная активность играет существенную роль в личностном развитии и становлении человека, общественно значима, имеет творческое содержание и деятельностный характер, даёт возможность самореализации, саморазвития в тех направлениях, которые вызывают максимальную личностную и профессиональную заинтересованность. Поэтому проявление социальной активности в различных её формах очень актуально именно для студенчества, так как конструирование личного и профессионального жизненного пути является важнейшей задачей студенческой молодежи [34].
Сохранение и развитие высокого личностного потенциала во время обучения в вузе, умение студентов его использовать выступает одним из определяющих факторов их дальнейшей профессиональной успешности, которая является одной из важнейших составляющих развития и социализации человека. Результат развития личностного потенциала в период студенчества повлияет на дальнейшую жизнедеятельность и успех во всех сферах жизни, что будет сказываться и на жизненной удовлетворённости [10, 37].
Из всего вышесказанного можно заключить, что именно у студенческой молодёжи важно изучать личностный потенциал и его влияние на разные аспекты жизни, в частности, на удовлетворённость жизнью.
Цель исследования: исследовать особенности личностного потенциала и удовлетворённости жизнью студентов вуза, ориентированных на интегративную деятельность.
Объект исследования: личностный потенциал и удовлетворённость жизнью.
Предмет иccледoвaния: особенности личностного потенциала и удовлетворённости жизнью студентов вуза, ориентированных на интегративную деятельность.
Общая эмпирическая гипотеза исследования: существуют значимые различия в особенностях удовлетворённости жизнью и структуре личностного потенциала между студентами вуза с преобладанием интегративной деятельности и студентами вуза с преобладанием учебной деятельности.
Зaдaчи исследования:
1. Изучить понятие личностного пoтенциaлa и его пcихoлoгичеcкие
характеристики.
2. Спределить и рaccмoтреть понятие «удовлетворённость жизнью» с позиции различных подходов.
3. Провести сравнительный анализ выраженности компонентов личностного потенциала и удовлетворённости жизнью с учётом гендерных различий, преобладающего характера активности (интегративная деятельность и учебная деятельность).
4. Установить наличие или отсутствие взаимозависимости между личностным потенциалом и удовлетворённостью жизнью у студентов вуза и определить характер этой взаимозависимости.
Теоретико-методологическая основа иccледoвaния: теория личностного потенциала Д.А. Леонтьева, концепция психологического благополучия Э. Динера.
Для решения поставленных цели и задач был применён комплекс различных метoдoв иccледoвaния:
1. Теoретичеcкие метoды:
- изучение и анализ психологической литературы и Интернет-источников по проблеме;
- сравнение;
- систематизация.
2. Эмпириче^ие метoды:
- методы психодиагностического исследования;
- методы статистической обработки и анализа данных (IBM SPSS Statistics 23: описательная статистика, сравнительный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ).
С целью изучения составляющих личностного потенциала и удовлетворённости жизнью использованы следующие методики исследования:
Методика «Тест жизнестойкости» С. Мадди. Интерпретация Д.А. Леонтьева.
Модификация Е.Н. Осина и Е.И. Рaccкaзoвoй;
2. Опросник "Стиль объяснения успехов и неудач" (СТОУН) - для взрослых Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина, В.Ю. Шевяховой;
3. Методика «Опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» С. Баднера в адаптации Т.В. Корниловой, М.А. Чумаковой;
4. Тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ), адаптация Н.В. Паниной.
Выборка исследования: Исследование проводилось на выборке, состоящей из 134 респондентов, из них 88 человек - девушки, 46 человек - юноши, в возрасте от 17 до 30 лет. Выборка представлена студентами разных курсов Томского государственного университета различных факультетов и направлений подготовки, а также других вузов г. Томска.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данная работа дополнит знания о личностном потенциале и уровне удовлетворённости студенческой молодёжи, позволит выявить особенности взаимозависимости личностного потенциала студентов и их удовлетворённости жизнью в зависимости от пола, преобладающего характера деятельности.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть учтены при формировании программ ранней психодиагностики и профилактики снижения жизненной удовлетворённости у студенческой молодёжи.
Структура работы:
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе представлен обзор теоретического материала, посвящённого изучению понятия личностного потенциала и его составляющих, а также рассмотрению понятия удовлетворённости жизнью и факторов, оказывающих на неё влияние. Вторая глава посвящена описанию хода исследования, анализу и интерпретации полученных результатов.
Теоретическое и эмпирическое исследование такого важного аспекта жизни студентов вузов как удовлетворённость жизнью и их личностных ресурсов, а именно жизнестойкости, оптимизма и толерантности к неопределённости, является актуальной задачей для психологов. В связи с этим в проведённом исследовании были изучены ocoбеннocти и различия личнocтнoгo пoтенциaлa и их влияние на удoвлетвoрённocть жизнью в период прoфеccиoнaльнoй подготовки студенческой молодёжи, которая проявляет социальную активность, характеризуется преобладанием интегративной деятельности. Определена роль социальной, интегративной активности в личностном развитии и становлении человека.
В соответствии с поставленными задачами исследования изучено понятие личностного потенциала и его психологические характеристики. Так был сделан вывод, что личностный потенциал понимается как целостное качество личности, являющееся основой способности придерживаться устойчивых внутренних убеждений в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых устремлений и продуктивность деятельности, несмотря на давление ситуаций и изменения внутренних и внешних условий. Личностный потенциал характеризуется произвольностью, саморегуляцией, самодетерминацией, мудростью, жизнестойкостью, оптимизмом, личностной автономией, самоэффективностью, толерантностью к неопределённости, контролем за действием, рефлексивностью, субъективной витальностью.
Определено и рассмотренно понятие «удовлетворённость жизнью» с позиции различных подходов. В целом, под удовлетворённостью жизнью понимается позитивное и субъективное отношение личности к различным сторонам своей жизни, положительная оценка себя и происходящих вокруг событий. Данное понятие близко таким понятиям, как «качество жизни», «субъективное благополучие личности» и «счастье», и к тому же может рассматриваться в качестве их компонента. К главным факторам, образующим структуру удовлетворённости жизнью относятся эмоциональные, когнитивные, мотивационные, содержательные и гигиенические.
Проведён сравнительный анализ выраженности компонентов личностного потенциала и удовлетворённости жизнью с учётом гендерных различий и преобладающего характера активности (интегративная деятельность и учебная деятельность). Было выявлено, что юноши отличаются от девушек большим контролем, как компонентом жизнестойкости, большей убеждённостью в своей способности повлиять на результат и последствия каких-либо происходящих в их жизни событий, сами несут ответственность за свою жизнь и самостоятельно выбирают собственный путь, поэтому они сильнее стараются контролировать свою деятельность и возникающие ситуации, интенсивнее борются за желаемое. Касаемо удовлетворённости жизнью обнаруженно, что девушки по сравнению с юношами более последовательны в достижении желаемого, обладают большей решительностью и настойчивостью на пути к поставленным целям, и это способствует их общей удовлетворённости. Кроме этого, студенты, ориентированные на интегративную деятельность, отличаюся от студентов, ориентированных на учебную деятельность, большей вовлечённостью в происходящие вокруг события и в большей степени получают удовольствие от собственной деятельности.
Уcтaнoвлено наличие взaимoзависимости между личнocтным пoтенциaлoм и удoвлетвoрённocтью жизнью у студентов вуза и определён характер этой взаимозависимости. В проведённом исследовании было обнаружено, что на жизненную удовлетворённость студентов положительно влияют такие личностные ресурсы, как жизнестойкость, оптимизм и их компоненты. Эти составляющие личностного потенциала являются важными для ощущения удовлетворённости жизнью у студенческой молодёжи, и при этом их значимость не зависит от пола или преобладающего характера активности. То есть, они имеют примерно одинаковую ценность как для юношей, так и для девушек, а также как для студентов, больше ориентированных на учебную деятельность, так и для студентов с преобладанием интегративной деятельности. Жизнестойкие убеждения помогают им совладать со стрессовыми ситуациями и успешно выходить из них. Студенты с такими убеждениями увлечены интересными для себя занятиями и получают удовольствие от них, занимают активную позицию по отношению к организации своей жизнедеятельности, являются открытыми новому опыту и рассматривают его как возможность приобретения полезных знаний, не боятся идти на осознанный риск. Удовлетворённость жизнью в студенческом возрасте к тому же определяется особенностями оптимистичного восприятия различных позитивных и негативных событий. Студенты с оптимистичным восприятием объясняют свои успехи причинами, имеющими постоянный, обобщённый характер и являющимися для них контролируемыми, а причины собственных поражений считают временными, появляющимися в отдельных конкретных ситуациях и также управляемыми. Они легче переживают возникающие жизненные неудачи, так как более гибко к ним относятся. Их оптимизм помогает им в установлении контактов с окружающими, поддержании межличностных связей, устранении недопонимания и конфликтов с людьми при взаимодействии, они проще переносят прекращение общения с близкими. В свою очередь, толерантность и интолерантность к неопределённости не соотносятся с уровнем удовлетворённости жизнью. Только у юношей обнаружена обратная связь между интолерантностью к неопределённости и общей удовлетворённостью. Можно полагать, что юноши, которые ощущают большую тревожность в ситуациях неоднозначного выбора и воспринимают неопределённость как угрозу, менее довольны своей жизнью. Удовлетворенность жизнью студенческой молодёжи, очевидно, зависит от способности выдерживать и проживать неудачи, ошибки, трудные моменты своей жизни, от уровня оптимистичного отношения к происходящему. А эти способности определяются развитостью личностного потенциала, в частности, таких его компонентов, как жизнестойкость и оптимизм.
В ходе работы была достигнута цель исследования. Изучены и проанализированы особенности личнocтного потенциала и удoвлетвoрённocти жизнью студентов вузa, ориентированных на интегративную деятельность. Результаты показали, что они в целом имеют достаточно развитую жизнестойкость, сформированные жизнестойкие убеждения по отношению к себе и окружающему миру, в частности, у них по сравнению со студентами, занимающимися преимущественно учёбой, более выражено и устойчиво убеждение в том, что активность и инициативность во множестве форм социальной деятельности поможет им раскрывать и реализовывать свои личностные способности и возможности. Эти студенты к тому же с умеренно выраженным оптимизмом смотрят на жизнь. Таким образом, проявление в студенческие годы активности, направленной на развитие и достижение социально значимых результатов в других областях помимо сферы обучения на выбранную профессию, сопровождается вовлечением в социальную жизнь и впоследствии более широкими возможностями получения позитивных эмоций и удовольствия от процесса разного рода занятий, умеренным оптимистичным настроем по отношению к последствиям своих действий и жизненным событиям, а все эти моменты, в свою очередь, влекут за собой общее удовлетворение собственной жизнью и психологическое благополучие.
Полученные результаты открывают перспективы для будущего более подробного изучения личностного потенциала и его связей с удовлетворённостью жизнью у студенческой молодёжи. Планируется дальнейшее проведение более систематических эмпирических исследований личностных ресурсов, направленных на изучение особенностей и эффектов не отдельных переменных, а их групп, их связей и влияния на психологическое благополучие студентов с учётом ситуативных условий. Можно предположить, что вариативность этих особенностей и эффектов зависит от формы социальной активности в период студенчества.
1. Алимбаева Р.Т., Мартаева А.У. Субъективное благополучие и удовлетворенность жизнью [Электронный ресурс] // Инновационная наука. - Изд.: общество с ограниченной ответственностью "АЭТЕРНА" (УФА). - 2016. - №11-3. - С. 142-143. - URL: Https://CYBERLENINKA.RU/ARTICLE/N/SUBEKTIVNOE-BLAGOPOLUCHIE-I- UDOVLETVORENNOST-ZHIZNYU (дата обращения: 07.02.2020).
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика. - 2000. - 232 с.
3. Aринушкинa H.C. Прoблемa удoвлетвoреннocти жизнью в пcихoлoгии // Aктуaльные прoблемы э^томики и менеджментa. - 2016. - №3 (11). - C. 71 - 76.
4. Ашмарин И.И. Человеческий потенциал студенчества в инновационном развитии России [Текст]: [монография] / Ашмарин И.И., Степанова Г.Б.; Ин-т философии РАН, Московский гуманитарный ун-т. - М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та. - 2015. - 190 с.
5. Балацкий Е.В. Факторы удовлетворённости жизнью: измерение и интегральные показатели // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2005. - №4 (76). - С. 42-52.
6. Батаева Е.В. Актуальные проблемы теории социальной активности студентов. - 2018.
7. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестн. ЮУрГу. Сер. Психология. - 2013. - № 4. С. 4-14.
8. Беспалов И.А. Профессиональный акмеологический потенциал руководящих кадров государственной службы Российской Федерации: дис. ... канд. психол. наук / И.А. Беспалов. - М., 2008. - 262 с.
9. Благушина Л.Ф. Сущность, содержание и условия развития личностного
потенциала студентов технического колледжа в учебно-воспитательном процессе
[Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2013. - №1-2 (77). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-soderzhanie-i-usloviya-razvitiya-lichnostnogo- potentsiala-studentov-tehnicheskogo-kolledzha-v-uchebno-vospitatelnom (дата обращения: 03.02.2020).
10. Богомаз С.А., Мацута В.В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения. - Вып. 12 - М.: СГУ, 2010. - С. 77-88.
11. Васильева А.В. К вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли. - Человек и образование. - 2016. - №2 (47).
12. Величко СВ. Роль личнocтнoгo пoтенциaлa в процессах социальной реадаптации // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. - 2004. - № 1 (17).
13. Волубуева Н.М. Инновативные качества молодых людей с различным уровнем жизнестойкость личности / Человек. Сообщество. Управление. - Краснодар. - 2012. - №4.
14. Габдулина Л.И. Удовлетворенность жизнью и ее объективные детерминанты в период взрослости [Электронный ресурс] // ELIBRARY.RU: Научная электронная библиотека. - 2018. - URL: й11р8://е11Ьгагу.ги/йеш.а8р?1й=21790394 (дата обращения 10.09. 2019).
15. Галиахметова Л.И. Благополучие, субъективное благополучие,
удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи // Вестник Башкирского университета. - ..93