АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 7
1.1. Роль и современные подходы к развитию креативного письма в школе 7
1.2. Этапы развития креативного письма и методы его оценивания 24
1.3. Использование искусственного интеллекта в образовании 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 41
2.1. Содержание экспериментальной программы 41
2.2. Реализация экспериментальной программы 46
2.3. Анализ и интерпретация результатов 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
Креативное письмо - это технология, которая широко применяется в зарубежных университетах и колледжах. В европейской системе образования «креативное письмо» развивается не только как технология обучения, но и как отдельная дисциплина. Исследователями выделяется ряд преимуществ использования креативного письма на уроках иностранного языка (ИЯ), среди которых: развитие творческой активности обучающихся, повышение мотивации к обучению и развитию навыков письма, повышение эффективности обучения, расширение кругозора обучающихся, развитие самостоятельного мышления. В российской системе образования развитие навыков креативного письма не пользуется популярностью. Чаще всего на уроках английского языка используются классические, строго формализованные письменные формы, такие как реферирование текста, эссе, сообщение, письмо.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования существует «портрет выпускника школы», отражающий личностные характеристики выпускника по результатам освоения образовательной программы. Согласно «портрету» обучающиеся обладают мотивацией на творческую и инновационную деятельность, умеют креативно и критически мыслить. Таким образом, развитие навыков креативного письма тесно связано с образовательными стандартами РФ и должно быть активно внедрено в образовательный процесс. [32]
Письмо считается одним из самых сложных видов речевой деятельности, так как требует большой когнитивной работы: организация мыслей в связный текст, соблюдение определенной структуры текста и стиля, соблюдение грамматических и орфографических норм, подбор лексики. Креативное письмо усложняет эти задачи, добавляя определенные сложности: генерация новых идей, создание образов, использование выразительных средств языка, поиск собственного стиля без опоры на шаблоны. Использование инструментов искусственного интеллекта (ИИ) может решить некоторые трудности, а именно помочь развить навык генерации новых идей для творческих работ, создать опорные материалы для обучающихся, облегчающие процесс письма, (изображения и музыкальные произведения), предоставить обратную связь по стилю, структуре и содержанию текста, соблюдению грамматических и лексических норм.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью внедрения системы упражнений по развитию навыков креативного письма с использованием актуальных инструментов ИИ в школьный образовательный процесс. Стремительно развивающееся цифровое пространство вносит свои изменения в систему образования. Использование инструментов ИИ в образовательном процессе приобретает особую актуальность, так как это подготавливает обучающихся к будущей профессиональной деятельности: технологии ИИ активно внедряются в рабочие процессы во многих отраслях. В том числе, инструменты ИИ обладают возможностями, оптимизирующими образовательный процесс, например, ИИ может предоставлять обучающимся быструю и качественную обратную связь по письменным работам, а также создает уникальные материалы и тексты. Важно использование инструментов ИИ и в контексте ФГОС, который акцентирует внимание на метапредметных результатах освоения основной образовательной программы, а именно - на формировании и развитии компетентности в области использования информационно¬коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). Таким образом, интеграция ИИ в обучение креативному письму не только способствует развитию творческого потенциала обучающихся, но и формирует необходимые навыки для успешной адаптации в современном информационном обществе.
Цель данного исследования заключается в разработке методических рекомендаций по эффективному использованию инструментов ИИ для развития навыков креативного письма у обучающихся средней школы.
Данная цель предполагает решение ряда исследовательских задач, таких как:
1. Определить принципы и подходы к развитию креативного письма, а также этапы развития.
2. Выделить инструменты оценивания навыков креативного письма.
3. Выделить основные принципы и способы использования инструментов искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам.
4. Разработать и провести апробацию экспериментальной программы по развитию навыков креативного письма у обучающихся с использованием инструментов искусственного интеллекта на уроках английского языка.
Объектом исследования дипломной работы является процесс развития навыков креативного письма.
Предметом исследования является использование инструментов искусственного интеллекта для развития навыков креативного письма у обучающихся средней школы в процессе обучения ИЯ.
Значимый вклад в исследование методики обучения иностранным языкам внесли следующие отечественные методисты: Е.Н. Соловова [37], Н. Д. Гальскова [6], [7], Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова [34], в том числе о значимости развития письменной речи писали Н.В. Северова [35] и Ю. В. Михайлова [28].
Важную роль в определении понятия «креативное письмо» и описания его характеристик, подходов к обучению сыграли отечественные методисты Е.В. Житкова [13], Е. В. Гусева [9], Ю.А. Макарова [24], [25], Н. Г. Кизрина [18], [19], [20], А. И. Левинзон [22]. Также большой вклад внесли в развитие технологии внесли немецкие методисты K.Spinner [45], I. Schreiter [44].
Об использовании инструментов ИИ в образовании и при обучении иностранному языку писали следующие исследователи: П.В. Сысоев [38], А.В. Пичуева [30], Е.Е. Кувшинова [21], О. Н. Хаустов [40], И. В. Тоцкая [39].
В качестве материалов исследования были использованы научные статьи; публикации; авторефераты диссертаций; учебная литература; электронные ресурсы, а также инструменты искусственного интеллекта.
Теоретическая значимость исследования заключена в обобщении и систематизации изученной научно-теоретической базы по вопросу развития навыков креативного письма на уроках английского языка. В рамках данного исследования также были выделены основные принципы и риски использования инструментов искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам.
Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение и список литературы. В заключение представлены выводы по проведенному исследованию.
При работе над теоретической частью выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как обобщение, анализ и систематизация педагогической литературы и нормативных документов. Практическая часть исследования предусматривала обращение к методам педагогического эксперимента, анкетирования и анализ деятельности испытуемых.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по эффективному использованию инструментов ИИ для развития навыков креативного письма у обучающихся средней школы, а также возможности дальнейшего использования разработанного комплекса упражнений для развития навыков креативного письма, включающем использование инструментов искусственного интеллекта (Chat GPT 4.0, Suno AI, Kandinski AI). Предлагаемые методические разработки могут использоваться в средней общей и основной общей школе, а также в вузах. Разработанные практические материалы: упражнения по развитию навыков креативного письма и методические рекомендации для преподавателей могут значительно облегчить внедрение системы упражнений по развитию навыков креативного письма в образовательный процесс, а также упростить подготовку преподавателей к урокам. Исследование также способствует внедрению инновационных технологий в образовательный процесс.
Данное исследование было посвящено изучению использования инструментов искусственного интеллекта как средства развития навыков креативного письма у школьников среднего звена. Поэтапно решив исследовательские задачи как теоретического, так и практического характера, мы пришли к следующим результатам.
Письмо является одним из видов речевой деятельности, обучение которому, согласно ФГОС, является неотъемлемой частью образования наряду с говорением, аудированием и чтением и необходимо для формирования коммуникативной компетенции. Письмо является не просто фиксацией устной речи, а самостоятельной творческая деятельность. Обучение письму включает в себя овладение графикой, орфографией, записью и письменной речью для решения определённой коммуникативной задачи. Современные подходы к обучению письму направлены на развитие всех аспектов деятельности. В ходе теоретического анализа были определены ключевые принципы и подходы к развитию креативного письма, включающиеся стимулирование образного мышления, использование опор (музыкальных произведений, изображений, текстов) для развития креативного письма на ранних этапах, применения совместной творческой деятельности, направленной на создание продукта и развитие личности обучающихся. Также для достижения высокого уровня креативного письма исследователи отмечают, что требуется постоянное возвращение к уже написанному тексту, анализ, самоконтроль и готовность к переработке, таким образом обучающиеся концентрируются не результате, а процессе написания работы. Чтобы стимулировать творческое мышление обучающихся предлагается также использовать различные техники, в том числе популярная техника мозгового штурма. Немаловажным для поддержания мотивации является опора на интересы обучающихся и их жизненный опыт при отборе тем письменных работ.
Обучение креативному письму представляет собой сложный процесс, который требует сочетания различных подходов и этапов. С помощью сочетания трех составляющих (директивный, лингвистический, деятельностный подходы) можно добиться наилучших результатов при обучении навыкам, так как они включают в себя обучение языковой корректности и творческих навыков. При оценивании креативных текстов следует избегать чрезмерного исправления, так как оно может демотивировать обучающихся. Преподаватель при проверке работ может концентрироваться на одном из аспектов (лексический, грамматический, орфографический) за раз, а также использовать специальные символы для обозначения типов ошибок. Эффективное оценивание креативных текстов требует учета не только формальных критериев, но и содержания, оригинальности и выразительности.
Также были рассмотрены основные принципы и способы использования инструментов искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам. Определение ИИ является сложным и многогранным, но общими характеристиками являются способность к обучению, рассуждению и взаимодействию с окружающей средой. В образовании ИИ может использоваться в качестве обучающей машины, управляющей процессом обучения и предлагающей индивидуальные образовательные траектории. Инструменты ИИ имеют большой потенциал для трансформации образования, предлагая персонализированные, доступные и эффективные методы обучения. Чат-боты и другие инструменты ИИ могут автоматизировать рутинные задачи, тем самым облегчив работу преподавателя и способствовать развитию критического мышления и творческих способностей. В частности Chat GPT, который обладает рядом функций: его можно использовать для генерации идей, создания уникального контента (текстов, изображений), проверки работ обучающихся по заданному промпту, который включает в себя оценку по выделенным критериям, предоставления обратной связи.
Использование ИИ в обучении письменной речи на иностранном языке также должно учитывать риски, связанные с академической нечестностью и злоупотреблениями инструментов ИИ. Важно разрабатывать задания, которые стимулируют самостоятельное мышление, креативность и личностное вовлечение студентов. Предварительная подготовка и четкое понимание процесса письма помогают студентам более осознанно подходить к выполнению заданий и использовать ИИ как инструмент, а не как замену самостоятельной работе.
В ходе педагогического эксперимента была разработана и апробирована экспериментальная программа по развитию навыков креативного письма у обучающихся Rubius Academy в период с 11.11.24 по 22.12.24. В ходе апробации использовались следующие инструменты ИИ:
1) Chat GPT - для помощи обучающимся в генерации идей, для создания упражнений по развитию навыков креативного письма, создания изображений и текстов.
2) Suno AI - создание музыкальных композиций.
3) Kandinsky AI - создание изображений.
Анализ результатов показал, что использование инструментов ИИ оказало положительное влияние на развитие навыков креативного письма у обучающихся, в частности:
1) Улучшилась логическая цельность и структурированность текстов: средний балл по критерию «логическая цельность и структурированность» в экспериментальной группе вырос на 1,5 балла (с 1 до 2,5).
2) Улучшилось языковое оформление текстов: средний балл по критерию «языковое оформление» в экспериментальной группе вырос на 1 балл (с 1,1 до 2,1). В письменных работах обучающихся стали чаще встречаться сравнительные обороты, сложные структуры предложений, эпитеты.
3) Улучшилась языковая корректность текстов: Средний балл по критерию «языковая корректность» в экспериментальной группе вырос на 0,8 балла (с 1,7 до 2,5).
Улучшению навыков обучающихся экспериментальной группы способствовали: ориентация на процесс письма, а не на результат, работа в парах и группах, применение техник генерации идей, использование материалов, созданных с помощью инструментов искусственного интеллекта, включение упражнений по развитию стилистических навыков и навыков работы с текстом, а также создание благоприятной атмосферы на занятиях.
На основе полученных результатов разработаны методические рекомендации по эффективному использованию инструментов ИИ для развития навыков креативного письма. Во-первых, мы рекомендуем строить систему упражнений по развитию навыков в определенной последовательности. Преподаватель может опираться на основополагающий дидактический принцип «от простого к сложному»: следует выстраивать упражнения таким образом, чтобы они мотивировали обучающихся к выполнению, сложность должна соответствовать уровню навыков, поэтому на начальном этапе обучения следует провести критериальное оценивание (написание истории, рассказа или другого творческого задания). Также на начальных этапах обучения креативному письму рекомендуется использовать различные виды опор (визуальные, аудиальные, текстовые), чтобы стимулировать творческое мышление обучающихся. Следует начать обучение навыкам креативного письма с помощью упражнений на развитие аналитических навыков, структуры и логики текста. Например, поиск ошибок в письменных работах, которые могут быть сгенерированы инструментами ИИ, анализ и выделение главной мысли текста, деление текста на логические части в соответствии с типом текста. Далее можно приступить к отработке полученных знаний и навыков на простых заданиях, содержащих креативные элементы, таких как: продолжение незаконченной истории, написания конца готовой истории, написание которых историй с опорой на изображения и музыкальные произведения. Немаловажным аспектом на этих этапах является работа с техниками генерации идей, так как одна из основных трудностей, встречающихся у обучающихся - незнание, как начать историю, «страх чистого листа». Здесь может быть использована техника «мозговой штурм», главная суть которой состоит в генерации большого количества идей в группе за короткий промежуток времени, направленный на решение конкретной задачи. Главная цель - поощрить творческое мышление и избежать критики на ранних этапах, чтобы участники могли свободно выдвигать самые разные, даже абсурдные, идеи. Следующий этап может происходить параллельно с первым и остальными этапами, цель которого - развитие стилистических, языковых навыков обучающихся. На этом этапе необходимо работать с упражнениями, направленными на развитие образности, богатства описательного языка. Например, это могут быть упражнения по работе с прилагательными, выступающими в роле эпитетов, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, наречиями, которые описывают характер действия. Впоследствии обучающимся также стоит предлагать новые форматы заданий по развитию навыков письменной речи и отработке лексических навыков. Это может быть написание коллективных историй, истории от лица других персонажей или неодушевленных предметов. Также стоит отметить, что критерий «языковое оформление», включающий в себя использование различные стилистических приёмов и средств языковой выразительности для усиления эмоционального воздействия на читателя, является самым сложным и трудоемким, так как обучающимся необходимо расширять словарный запас, использовать новые конструкции и лексические единицы, отходя от привычных форм. Работа над этим критерием должна идти постоянно, постепенно усложняя упражнения по развитию этих навыков.
Помимо вышеупомянутых рекомендаций преподаватель в процессе обучения навыкам креативного письма может:
Во-первых, использовать техники генерации идей, например, мозговой штурм, а также Chat GPT для мозгового штурма и генерации идей перед началом работы над текстом, чтобы помочь ученикам преодолеть страх чистого листа и найти вдохновение.
Во-вторых, применять Chat GPT, Kandinsky AI, Suno AI для создания уникального контента, который может послужить опорой для обучающихся при написании историй. Например, создание иллюстраций, текстов, упражнений, музыкальных произведений, опираясь на заранее заготовленные промпты.
В третьих, организовывать групповые обсуждения и совместное оценивание и редактирование текстов после написания черновика, чтобы стимулировать обмен идеями, развить аналитические навыки.
Написание эффективных промптов для чат-ботов, особенно для задач генерации контента (текста, музыки, изображений), требует внимания к деталям и понимания, как работает конкретная модель. Основные принципы работы с созданием промптов включают в себя учёт возраста и уровня обучающихся, использование примеров (для создания различных упражнений), указание ключевых параметров, таких как: стиль, жанр, длина, ключевые слова, тон, целевая аудитория (для создания текстов и музыкальных произведений). Важно сделать промпт конкретным и максимально подробным, стоит избегать расплывчатых формулировок и предоставить как можно больше деталей для желаемого результата.
Таким образом, цель исследования - разработка методических рекомендаций по эффективному использованию инструментов ИИ для развития навыков креативного письма у обучающихся средней школы - достигнута. Разработанная и апробированная программа показала свою эффективность, а предложенные методические рекомендации могут быть использованы учителями английского языка для повышения качества обучения креативному письму.
Перспективами дальнейших исследований могут являться, во-первых, изучение влияния использования инструментов ИИ на развитие навыков креативного письма у обучающихся с разным уровнем владения английским языком. Кроме того, разработка и апробация более обширных программ для обучения креативному письму с использованием инструментов ИИ, которые могут быть внедрены в обязательную школьную программу, а также разработка программ, направленных на развитие креативности, в других видах речевой деятельности, в частности при обучении говорению, так как наряду с письмом он является продуктивным видом РД.
1. Агальцова Д. В. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза / Агальцова Д. В., Валькова Ю.Е. // Мир науки, культуры, образования. — 2023. — №. 2 (99) — С. 5-7.
2. Баскакова М. А. Эффективное применение креативных форм письменной речи на уроках английского языка // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. —
2022. — № 2. — С. 26—28.
3. Баскакова М. А. Креативное письмо как форма развития письменной речи на уроках иностранного языка / Баскакова М.А., Булатова П.В. // Мир педагогики и психологии. — 2021. — № 10. — С. 61-68.
4. Беккер Л. Г. Креативное письмо в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 422-425.
5. Воевода Е. В. Применение технологий искусственного интеллекта при изучении делового английского (на примере письменных заданий) / Воевода Е. В., Шпынова А. И. // Мир науки, культуры, образования. — 2023. — № 5 (102). — С. 237-240.
6. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика. / Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез. — СПб.: Питер, 2019. — 264 с.
7. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : Пособие для учителя / Н.Д. Г альскова. — Москва : АРКТИ, ГЛОССА, 2000. — 165 с.
8. Голенко М. Д. Методический прием «дневник персонажа» как способ совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза // Современное педагогическое образование. — 2022. — №1. — С. 248—252
9. Гусева Е. В. Креативное письмо как средство развития творческой активности учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка / Гусева Е. В., Шкитырь П. О. // Поволжский педагогический вестник. — 2022. — №4 (37). — С. 69—75.
10. Думина Е. В. Обучение иноязычной письменной коммуникации в сфере юриспруденции на основе технологии креативного письма // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2020. — №3 (836). — С. 64—75
11. Дучко А. Н. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения иностранному языку посредством креативного письма / Дучко А. Н., Кошель Е. Ю., Рура Е. Г. // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2014. — №11 (152). — С. 159—162.
12. Житкова Е. В. Использование потенциала креативного письма при обучении взрослых иностранному языку // Язык и культура. — 2015. —№ 3 (31). — С. 100—105.
13. Житкова Е. В. Креативное письмо в процессе обучения иностранному языку // Язык и культура. — 2009. — № 3 (7). — С. 101—104.
14. Заболотнева О. Л. Приемы развития навыков креативного письма обучающихся языковых специальностей / Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. // Концепт. — 2023. — №5. — С. 108—125.
15. Идиятова Р. Р. Обучение креативному письму в преподавании иностранного языка в средней школе // Столыпинский вестник. — 2020. — №2. — С. 421—427.
..46