Аннотация
Введение 3
1 Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц 5
1.1 Основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов
физических лиц в России 5
1.2 Общая характеристика налога на доход физических лиц и его элементов 21
1.3 Сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в развитых
странах 35
2 Анализ динамики и структуры поступлений по налогу на доходы физических лиц 41
2.1 Анализ вклада налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской
Федерации 41
2.2 Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет Томской
области 46
3 Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в Российской
Федерации 53
3.1 Систематизация проблем налогообложения доходов физических лиц в Российской
Федерации 53
3.2 Систематизация предложений по реформированию налогообложения доходов
физических лиц в Российской федерации 57
3.3 Формирование эффективно-справедливой модели налогообложения доходов
физических лиц в Российской Федерации 63
Заключение 69
Литература 72
Приложение А Предметный указатель компетенций 78
Налог на доходы физических лиц является, по сути, индикатором экономического роста, поскольку имеет место прямая зависимость доли его поступлений в общей доходной части бюджета страны от уровня ее экономического развития. В этом заключается его сущность, а также роль в налоговой системе страны.
Также обратим внимание на то, что суммы этого налога, подлежащие уплате физическими лицами, исчисляются на основании полученного ими дохода. И поскольку обязательство платить НДФЛ несут все трудоспособные граждане, он поступает в тот или иной бюджет без перераспределения. Согласно Налоговому кодексу РФ, основная его часть идет в муниципальные бюджеты - таким образом, данные суммы есть возможность использовать для покрытия расходов, связанных с жизнеобеспечением населения. К тому же, этот налог - одна из самых стабильных частей доходов бюджета.
Важно отметить также, что налог на доходы физических лиц демонстрирует своей сущностью принцип, состоящий в равномерном распределении налогового обязательства, а на этом принципе должна быть основана любая налоговая система.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что на протяжении последних пяти лет НДФЛ остается одной из важных составляющих доходной части российского бюджета, но при этом его доля невелика и в последние годы снижается. Исследование причин возникновения данной проблемы и путей ее решения представляется значимой как с научной, так и с практической точки зрения, поскольку является важным шагом на пути к построению экономически эффективной и вместе с тем социально справедливой системы налогообложения доходов физических лиц в нашей стране.
Гипотеза исследования состоит в том, что к реформированию системы налогообложения следует подходить комплексно с целью предотвращения негативных последствий, таких как увеличение налоговой нагрузки малообеспеченных граждан и усугубление социальной несправедливости.
Целью работы является разработка эффективно-справедливой модели налогообложения доходов физических лиц.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
1) изучить сущность налога на доходы физических лиц и его элементов;
2) рассмотреть основные этапы становления и развития НДФЛ в России;
3) изучить зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц;
4) проанализировать вклад НДФЛ в бюджетную систему России;
5) систематизировать проблемы, связанные с налогообложением физических лиц, и найти пути их решения, в том числе с использованием зарубежного опыта;
6) систематизировать предложения по реформированию НДФЛ и по формированию эффективной и социально справедливой модели налогообложения физических лиц в нашей стране.
Объектом исследования является налог на доход физических лиц.
Предмет исследования - финансовые отношения, складывающиеся между государством и налогоплательщиками в процессе исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
В ходе проведения исследования были использованы научные статьи, опубликованные в российских и иностранных периодических изданиях, посвященные вопросам налогообложения доходов физических лиц в России и развитых странах, данные статистических справочников, законодательные акты различных уровней, документы из официальных источников, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы. В работе были задействованы научные труды следующих авторов: Алиев Б. Х., Богославец Т. Н., Гидирим В. А., Пансков В.Г., Покровский Н.Н., Хандрамай А.А., Abubakar B., Esther E., Harun R., Hussein W., Shahid K. и других.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы: анализ, синтез, исторический метод, системный метод, сравнительный анализ, статистический анализ.
Структура выпускной квалификационной работы продиктована поставленными задачами исследования. Первая глава посвящена теоретическим основам системы налогообложения доходов физических лиц, основным этапам ее становления и развития в нашей стране и сравнительному анализу этой системы в России и развитых странах. Во второй главе проведен анализ динамики поступлений НДФЛ в бюджетную систему России в целом, а также в бюджетную систему Томской области в частности. В третьей главе систематизированы проблемы налогообложения физических лиц в России, пути реформирования этой системы и, наконец, раскрыт вопрос формирования эффективносправедливой модели налогообложения доходов физических лиц.
На основе приведенных в работе данных и их анализа можно сделать следующие выводы.
С одной стороны, НДФЛ на протяжении последних пяти лет остается одной из важных составляющих при формировании российского бюджета. С другой стороны, доля данного налога в общем объеме доходов консолидированного бюджета РФ невелика и в последние годы снижается, на основании чего можно сделать предположение, что пополнение данного бюджета ведется по большей части за счет иных источников, включая неналоговые. Недостаточная роль НДФЛ в формировании доходной базы российского бюджета можно объяснить такими причинами, как относительно низкий по сравнению с европейскими странами уровень доходов населения, задержки в выплате заработных плат, финансовая и налоговая неграмотность российских граждан, препятствующая росту их доходов и сокращению необязательных расходов, а также проблемы, связанные с ведением деятельности самозанятыми гражданами, и наличие в стране теневого сектора экономики.
В Томской области тенденция последних лет аналогична той, которая прослеживается в целом по Российской Федерации: налог на доходы физических лиц в абсолютном значении показывает линейный рост, но при этом значимость его в общей сумме поступлений в областной бюджет остается небольшой. При этом размер поступлений налога на доходы физических лиц растет как в абсолютном значении, так и в процентном отношении и к другим налоговым поступлениям, и к доходам консолидированного бюджета области в целом. Данный факт говорит о важной роли, играемой НДФЛ при формировании областного бюджета на протяжении последних трех лет.
Сделанные выводы позволяют говорить не только о важности НДФЛ, выявленной как на уровне Томской области, так и на уровне страны в целом, но и о наличии определенных проблем, мешающих раскрыть полностью весь потенциал данного вида налогообложения и использовать все его преимущества.
Если на начальном этапе после отмены прогрессивной шкалы поступления НДФЛ увеличивались, то начиная с 2003 года доля НДФЛ в общей сумме доходов консолидированного бюджета РФ не показывала стабильного роста и к 2020 году увеличилась с 11,0% лишь до 11,2% (таблица 22).
Кроме того, стоит обратить внимание и на проблему высокого расслоения доходов населения России (20% самых богатых граждан располагает 46,9% всех доходов, а 20% самых бедных - лишь 5,3%), а также низкий уровень этих доходов в целом. Эти обстоятельства способствуют тому, что реальная налоговая нагрузка на часть населения с наиболее низкими реальными доходами оказывается несправедливо высокой. Поэтому возникает необходимость установления в нашей стране определенного уровня дохода, не облагаемого налогом.
Таким образом, в России имеются предпосылки для постепенного введения развитой прогрессивной шкалы налогообложения. Такой вывод обусловлен тем, существующая в настоящее время шкала ставок налога в нынешних условиях не решает существующие проблемы достаточно эффективно.
Еще одной проблемой можно назвать недостаточно развитую систему налоговых вычетов в России. Следовательно, определенные виды расходов населения (в том числе неизбежные или издержки, связанные с получением дохода) не учитываются при формировании налогооблагаемой базы, что повышает реальную налоговую нагрузку на население, особенно на ту его часть, доход которой относительно низок.
Отметим также наличие в российском законодательстве некоторых нестыковок, в конечном итоге являющихся препятствием для легального ведения деятельности самозанятыми гражданами, что в конечном итоге может привести и приводит к вовлечению самозанятых граждане в теневой сектор экономики, что препятствует стабильному поступлению налоговых платежей от них в бюджет.
Анализ существующих в настоящий момент исследований в области реформирования НДФЛ позволяет сделать следующие выводы:
1) большинство авторов сходятся во мнении, что введение прогрессивной шкалы налоговых ставок должно быть постепенным и сопровождаться другими мерами в области налогообложения (в частности, авторы статей говорят о преобразовании налоговых вычетов);
2) некоторые авторы советуют и вовсе повременить с введением полноценной прогрессивной шкалы, вернувшись к «плоской» шкале, при этом повысив ставку налога и добиваясь прогрессивности налогообложения посредством регулирования налоговых вычетов;
3) большинство авторов говорит о необходимости увязки налоговых ставок и/или налоговых вычетов с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) или с величиной прожиточного минимума;
4) в статьях можно встретить такие меры по усовершенствованию налогообложения (и улучшению ситуации с объемом налоговых поступлений в бюджет), как: установление минимальной почасовой оплаты труда в условиях перехода на неполный рабочий день или удаленный режим работы; рассмотрение возможности внедрения семейного налогообложения наряду с индивидуальным; принятие в России закона о соответствии расходов граждан их доходам.
В нашей работе выдвигается предложение вводить прогрессивную шкалу налоговых ставок постепенно. Сама шкала, предложенная нами, представлена в таблице 26.
Помимо введения прогрессивной шкалы НДФЛ, стоит обратить внимание и на другие аспекты, связанные с налогообложением. Предложения по их преобразованию представлены ниже.
1. Рассмотреть возможность семейного налогообложения на добровольной основе наряду с индивидуальным налогообложением, с учетом существующей в нашей стране степени кооперативности поведения российских семей, а также тот факт, кто является источником доходов в них.
2. Продолжать работу по расширению налоговых вычетов, с применением опыта зарубежных стран:
- ввести вычеты, связанные с удаленным режимом работы;
- расширить вычеты, связанные с расходами на покупку жилья, его обслуживание (поддержание в текущем состоянии) и продажу;
- проводить ежегодную индексацию стандартных, имущественных, социальных вычетов в соответствии с темпами инфляции в стране;
- увязать размеры этих вычетов с величиной прожиточного минимума.
Данные меры, вместе с постепенным введением прогрессивной шкалы налогообложения, в качестве результата должны привести к тому, что собираемость налога на доходы физических лиц повысится, а сам этот налог сможет в максимальной степени выполнять свою функцию реализации главных принципов налоговой системы. Напомним, что эти принципы заключаются во всеобщности и равномерности налоговых обязанностей граждан. Таким образом, должна быть достигнута и экономическая эффективность сбора налога на доходы физических лиц, и его социальная справедливость.
Экономическая же эффективность будет заключаться в снижении налоговой нагрузки и к увеличению покупательской способности населения в целом по стране. Люди будут увеличивать траты на разного рода продукцию, таким образом повышая доходы производителей этой продукции, а также стимулировать рост предложения товаров и услуг за счет роста спроса. Все это в конечном итоге должно будет привести к развитию отраслей, занятых в производстве потребляемых товаров и услуг, и способствовать развитию экономики страны в целом.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/ (дата обращения 05.03.2021)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от
31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.02.2021 № 6-ФЗ) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19671/ (дата обращения 05.03.2021)
3. О введении в действие Положения о государственном подоходном налоге
[Электронный ресурс]: Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 24 сентября 1926 г. // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=16335#038698016521176 215 (дата обращения 05.03.2021)
4. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2000 № 166-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=29735&dst=#014200563 116680942 (дата обращения 05.03.2021)
5. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период [Электронный ресурс]: федер. закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 368439/ (дата обращения 05.03.2021)
6. О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета
СССР «О подоходном налоге с населения» [Электронный ресурс]: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1983 г. № 10137-Х // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=17338#055797763653582 29 (дата обращения 05.03.2021)
7. О государственном подоходном налоге: Высочайше утвержденный одобренный
Государственным советом и Государственною думою закон 6 апреля 1916 г. // Собрание узаконений. 1916. 26 апреля. Отд. I. Ст. 838. URL:
http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/8473-o-gosudarstvennom-podohodnom-naloge (дата
обращения 05.03.2021)
8. О минимальном размере оплаты труда [Электронный ресурс]: федер. закон от
19.06.2000 № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 27572/ (дата обращения 05.03.2021)
9. О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы [Электронный ресурс]: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 г. // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://base.garant.ru/6338601/#friends (дата обращения 05.03.2021)
10. О повышении окладов государственного подоходного налога: Постановление Временного правительства 12 июня 1917 г. // Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции Ч. 2 - М.-Л.: 1957 С. 400-402.
11. О подоходном налоге с населения [Электронный ресурс]: Закон СССР от 4 апреля 1940 г. // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=17050#036754941810034 314 (дата обращения 05.03.2021)
12. О подоходном налоге с населения [Электронный ресурс]: Указ Президиума
Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=17267#0064831397796751 84 (дата обращения 05.03.2021)
13. О подоходном налоге с физических лиц [Электронный ресурс]: Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 165/ (дата обращения 05.03.2021)
14. Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих [Электронный
ресурс]: Закон СССР от 7 мая 1960 г. // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=20046#020036034255364 177 (дата обращения 05.03.2021)
15. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 год [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2406 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 373603/ (дата обращения 05.03.2021)...52