ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Содержание и характеристики основных составляющих здоровьесбережения лиц юношеского возраста
Психо-функциональные и социальные особенности юношеского возраста
Влияние медицинской сестры на формирование и пропаганду здорового образа жизни лиц юношеского возраста
Выводы по первой главе
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
Содержание программы исследования
Организация и методы исследования
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ результатов констатирующего этапа исследования
Анализ результатов контрольного этапа исследования
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г Анкета образа жизни
Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья Рекомендации в помощь медицинской сестре по сохранению ЗОЖ лиц юношеского возраста
Рекомендации для пациентов юношеского возраста по поддержанию и сохранению ЗОЖ
Актуальность исследования определяется необходимостью сохранения и укрепления здоровья человека любого возраста, а в силу особенностей периода юношеского возраста, когда человек вступает в самостоятельную жизнь, это становится особенно важным. В современном обществе, несмотря на увеличение числа лиц, ответственно относящихся к своему здоровью, придерживающихся здорового образа жизни (ЗОЖ), все еще сохраняются негативные тенденции, влияющие на состояние здоровья лиц юношеского возраста: курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания. Пандемия коронавирусной инфекции повлекла за собой новые риски здоровью. Переболевшие не всегда мотивированы придерживаться рекомендаций медицинских работников.
К числу методов поддержания ЗОЖ относится гигиеническое обучение и воспитание населения. Большой интерес представляет изучение возможностей медицинской сестры в проведении такой работы с лицами юношеского возраста.
Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации от 21 марта 2003 г. была утверждена Министерством Здравоохранения Российской Федерации, чтобы подчеркнуть практику укрепления здоровья на уровне сообщества, участие населения и практику укрепления здоровья, основанную на социальной политике и политике в области здравоохранения [37]. Традиционно медсестры уделяют основное внимание укреплению здоровья на профилактике заболеваний и изменении поведения людей в отношении своего здоровья. Однако их роль в качестве пропагандистов здоровья более сложна, поскольку они обладают многопрофильными знаниями и опытом в области укрепления здоровья в своей медсестринской практике.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Он определяет такие сферы деятельности как: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности медицинских организаций; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников. Кроме того, этот закон регулирует полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья [41].
Сегодня в ситуации опасности коронавирусной инфекции лица юношеского возраста отмечают важность единого мирового информационного пространства, когда объединяются усилия ученых разных стран для исследования новых угроз и поиска средств формирования здоровья. Дистантное отношение лиц юношеского возраста к информации о коронавирусе сменяется более осознанным по мере распространения вируса по планете. Для юношей в современных обстоятельствах возникла уникальная возможность приобрести опыт различного отношения к информации в зависимости от ее источника, содержания, способа преподнесения.
Цель исследования определить возможности влияния медицинской сестры на формирование здорового образа жизни лиц юношеского возраста и разработать рекомендации в помощь медицинской сестре по сохранению здоровья лиц юношеского возраста.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников, нормативной документации для теоретического обоснования возможностей медицинской сестры участвовать в формировании здорового образа жизни лиц юношеского возраста.
2. Провести исследование для определения возможностей медицинской сестры в мотивации и обучении лиц юношеского возраста здоровому образу жизни.
3. Разработать рекомендации в помощь медицинской сестре по сохранению здоровья лиц юношеского возраста.
4. Разработать рекомендации для пациентов юношеского возраста по подержанию и сохранению здоровья.
В процессе изучения литературных источников нами была выявлена актуальная проблема сохранения и укрепления здоровья человека юношеского возраста, решить которую медицинская сестра может мотивируя и обучая его здоровому образу жизни.
Исходя из анализа и обобщения научно–методической литературы по данной теме, нами было определено содержание и характеристики основных составляющих здоровьесбережения лиц юношеского возраста. Так, основу соматического компонента здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития юношей, основу физического компонента здоровья создают морфологические и функциональные резервы, в основе психического компонента здоровья – состояние общего душевного комфорта, а основу нравственного компонента здоровья лиц юношеского возраста определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.
Нами были охарактеризованы психо-функциональные особенности юношеского возраста. В выбранной возрастной периодизации наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Психические новообразования юношеского возраста имеют ярко выраженную возрастную психофилогенетическую специфику и, разумеется, подвержены психоонтогенетическим особенностям. В юношеский возрастной период довольно напряженно происходит формирование нравственного сознания, осуществляется выработка и формирование ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения.
Также нами были охарактеризованы социальные особенности юношеского возраста, в частности, этот возрастной период характеризуется тем, что юношам и девушкам предстоит во многом самостоятельно выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в обществе. С усложнением жизнедеятельности в юношеском возрасте происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение.
Обосновав актуальность и теоретическую часть избранного направления, мы провели исследовательскую работу, направленную на оценку сформированности мотивации и знаний у лиц юношеского возраста о ЗОЖ. Для решения поставленных задач применялся комплекс методов, включающий в себя следующие тесты: «Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья» и Анкета образа жизни.
Исследование проходило на базе Сеченовского университета с февраля 2022 года по март 2022 года, где были опрошены студенты, и на базе Университетской детской клинической больницы с апреля 2022 года по май 2022 года с учетом специфики возрастных особенностей занимающихся от 17 до 21 года. Для получения достоверных результатов экспериментального исследования были выявлены организационные условия проведения констатирующего и контрольного этапов.
Основными методами представленной программы являлись: методы вербальных форм, методы печатных форм, наглядных форм и комбинированные методы. Для достижения цели медицинской сестрой были проведены следующие практические мероприятия: сбор информации о пациенте, диагностика (определение проблем), формировка цели и составление индивидуального плана сестринских вмешательств, реализация сестринских вмешательств, определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция. Проведены обучающие мероприятия.
Результаты, полученные на констатирующем этапе исследования с использованием предложенных нами методов исследования, позволили оценить уровень сформированности мотивации и знаний у лиц юношеского возраста о ЗОЖ. Выявлено, что испытуемые обладают недостаточным количеством знаний и им тяжело соблюдать основы ЗОЖ.
Обработка полученных данных, систематизация, анализ и описание результатов на контрольном этапе исследования позволили сделать вывод о том, что практические мероприятия медицинской сестры способствовали повышению уровня сформированности мотивации и знаний у лиц юношеского возраста о ЗОЖ. Полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемыми были получены достоверные знания в сфере ЗОЖ, но также определено, что они применяют их на практике не в полной мере.
Испытуемые юношеского возраста, которые стремятся к внутреннему росту, к повышению своей эрудированности в области ЗОЖ, но меньше уделяют внимание остальным составляющим профиля ЗОЖ, физиологическим составляющим здоровья.
Нами были разработаны рекомендации в помощь медицинской сестре по сохранению здоровья лиц юношеского возраста и рекомендации для пациентов юношеского возраста по подержанию и сохранению здоровья. Данные рекомендации разработаны на примере работы конкретной медицинской организации и для определенного возрастного периода (от 17 до 21 года), хотя аспект данной проблемы намного шире медицинской тематики. Только осознанные действия самих граждан, совместные усилия государства, общественных организаций, системы образования и здравоохранения помогут сделать работу по формированию здорового образа жизни лиц юношеского возраста более эффективной.
По итогам работы сделаны следующие выводы:
1. Изучив и проанализировав методические литературные источники по данной теме, можно сделать выводы, что данная проблема формирования здорового образа жизни лиц юношеского возраста остается актуальной и немало важной по сей день.
2. Выяснили, что формирование фундаментальной базы знаний о здоровом образе жизни происходит в юношеском периоде. Именно на этом этапе медсестре необходимо привить привычку пациенту заниматься спортом, соблюдать правильное питание, не допускать появления вредных привычек, следить за личной гигиеной и прививаться, согласно календарю прививок.
3. Установили, что респонденты имеют дефицит знаний в сфере ЗОЖ и не соблюдают его основы.
4. Нами были проведены обучающие мероприятия для достижения цели. Стоит отметить, что уровень знаний опрашиваемых стал значительно выше благодаря практическим мероприятиям. По данным итогового анкетирования респондентов были получены достоверные знания в области ЗОЖ.
5. Нами были разработаны рекомендации в помощь медицинской сестре по сохранению здорового образа жизни лиц юношеского возраста и памятки для пациентов по поддержанию и сохранению ЗОЖ.
1. Азизов С.В., Болтаева С.А., Бутаев З.А. Роль физической упражнений в формировании здорового образа жизни молодого поколения // Материалы Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования». – К.: Индивидуальный предприниматель Бескровный Александр Васильевич, 2016. – С. 28–31
2. Алексеенко С. Н., Дробот Е. В. Профилактика заболеваний / Учебное пособие, изд. Академии Естествознания, 2015. – 449 с.
3. База исследования – Сеченовский Университет // Режим доступа к изд.: Образование (sechenov.ru) Дата обращения: 05.04.2022
4. Быковская Т. Ю., МДК 01.02. Основы профилактики: ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий [Текст] : учебное пособие подготовлено в соответствии с ФГОС для специальности «Сестринское дело» по ПМ 01. Проведение профилактики и предназначено для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Т. Ю. Быковская, А. В. Вязьмитина, С. Н. Владимиров [и др.]; под ред. Б. В. Кабарухина. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. — 219 с.
5. Витамины – Роспотребнадзор // Режим доступа к изд.: Роль витаминов в здоровом питании (rospotrebnadzor.ru) Дата обращения: 25.04.2022
6. ВОЗ: Физическая активность – Всемирная Организация Здравоохранения // Режим доступа к изд.: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity Дата обращения: 01.04.2022
7. ВОЗ: Физическая активность и взрослые люди – Всемирная Организация Здравоохранения // Режим доступа к изд.: ВОЗ | Физическая активность и взрослые люди (who.int) Дата обращения: 19.02.2022
8. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Учебник – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 641 с.
9. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2014
10. Всемирный день здоровья: факторы, влияющие на здоровье человека – Роспотребнадзор // Режим доступа к изд.: Всемирный день здоровья: Факторы, влияющие на здоровье человека от 09.04.2013 (rospotrebnadzor.ru) Дата обращения: 18.12.2021
11. Галочкина Д.А. Исследование взаимосвязи здорового образа жизни и жизнестойкости современных студентов (на примере студентов департамента психологии): дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2020. – 98 с.
12. Гиподинамия и ее вред – Роспотребнадзор // Режим доступа к изд.: http://cgie.62.rospotrebnadzor.ru/info/zdorovii-obraz-jizni/146186/ Дата обращения: 02.12.2021
13. Губайдуллина Р.Н. «Влияние физических нагрузок на организм человека» // Аллея науки. – Стерлитамак, 2018. - №11 (27). – С.550-552
14. Двойников С.И., Тарасова Ю.А., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О. Проведение профилактических мероприятий.- М.: ГЭОТАР-Медиа,2015
15. Джумалиева А. Гиподинамия и ее влияние на организм человека // Сборник материалов V Международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры». - Н.: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества". – 2016 – С. 123–126...50