СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННО-ДОКУМЕНТАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НОВОГО НАБОРА СТУДЕНТОВ В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Нормативные и организационные основы процесса организации набора студентов в НИ ТГУ 11
1.1 Нормативное регулирование приемной кампании в НИ ТГУ 11
1.2 Организационная структура и функции Управления нового набора в НИ
ТГУ 21
Глава 2. Веб-сайт Национального исследовательского Томского государственного университета 27
2.1 Функциональное назначение веб-сайтов высших учебных заведений 27
2.2 Основные характеристики сайта ТГУ как информационного ресурса 35
2.3 Информационный потенциал сайта как инструмента привлечения
абитуриентов 42
Глава 3 Роль социальных сетей и мессенджеров НИ ТГУ в организации набора новых студентов 50
3.1 Особенности информационных потоков в социальных сетях и
мессенджерах при организации нового набора студентов 50
3.2 Студенты ТГУ о возможностях, ограничениях и перспективах
совершенствования коммуникационных каналов при организации нового набора в НИ ТГУ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета оценки возможностей и ограничений современных коммуникационных каналов приемной кампании НИ ТГУ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты анкетирования по возможностям и ограничениям современных коммуникационных каналов приемной кампании НИ ТГУ 89
Система высшего образования в нашей стране находится в процессе активной трансформации, что неизбежно влечёт за собой изменения в порядке приёма абитуриентов в высшие учебные заведения. Основные изменения в этой сфере связаны как с совершенствованием самой системы высшего образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы
высшего образования» , так и с корректировкой процессов и процедур приемной кампании, осуществляемой Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Данные преобразования требуют от вузов оперативной адаптации и внедрения эффективных подходов к организации приёмной кампании. В этом контексте особую значимость приобретает деятельность структурных подразделений, ответственных за работу с новым набором студентов. Они играют ключевую роль в обеспечении прозрачности процедур поступления, систематизации информации, предоставлении консультационной поддержки и сопровождении абитуриентов на всех этапах процесса зачисления. Эти меры способствуют успешной адаптации абитуриентов к новым требованиям, повышению их шансов на поступление, а также обеспечению стабильного притока новых студентов. Важно отметить, исключительное внимание уделяется не только привлечению абитуриентов, но и их удержанию. В решении перечисленных задач особую роль играет качественное информационное сопровождение всех этапов приемной кампании.
Высшие учебные заведения демонстрируют все большую активность в современном цифровом пространстве, что предоставляет абитуриентам возможность формировать мнение о вузе на основе информации, представленной в сети Интернет. В связи с этим перед университетами встаёт задача совершенствования официальных веб-сайтов и социальных сетей с целью более эффективного формирования и трансляции положительного имиджа образовательного учреждения.
В процессе агентирования абитуриентов крайне важно учитывать их предпочтения и ожидания относительно высшего учебного заведения. Однако при разработке и реализации информационно-документационного обеспечения нового набора абитуриентов возникает проблема отсутствия внешней независимой оценки качества предоставляемой информации, а также её доступности и полноты. Необходимость и значимость объективного анализа системы информационно-документационного обеспечения приемной кампании вуза определяется открывающимися на его основе возможностями для определения перспективных направлений совершенствования процесса взаимодействия с потенциальными студентами.
Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2025, документ определяется как зафиксированная на носителе информация с реквизитами и/или метаданными, позволяющими её идентифицировать . Это может быть текст, графика или иная форма представления данных на бумажном или ином физическом носителе. Однако в условиях цифровизации традиционное понимание документа расширяется.
В современном контексте документом следует считать не только материальный носитель информации, но и любые структурированные информационные материалы, предназначенные для передачи данных и организации взаимодействия. Это могут быть электронные документы, мультимедийные презентации, тексты на цифровых платформах, а также интерактивные элементы, позволяющие адаптировать информацию под потребности абитуриентов. Указанная трактовка является наиболее релевантной для исследуемой темы, поскольку она акцентирует важность комплексного подхода к информационно-документационному обеспечению.
В совокупности исследований, посвященных различным аспектам заявленной темы, следует выделить несколько направлений.
Во-первых, исследования, послужившие базой для формирования понимания роли веб-сайта для высшего учебного заведения с учетом изменений в сфере образования и сайта университета как корпоративного портала. К этой группе стоит отнести работы Е. А. Кавериной и Ю. Р. Мухиной. В числе исследований, подчеркивающих значимость веб-сайта для формирования благоприятного имиджа ВУЗа, следует отметить работы И. В. Русановой и С. В. Горбунова, Корчаговой Л. А. и В. Е. Крушнякова. К группе исследований, которые характеризуют такие основные параметры сайта, как цели, функции, задачи, навигация, интерактивность, открытость информации и другие аспекты, необходимые для эффективного функционирования вебсайта университета, следует отнести статьи О. М. Култышевой и О. И. Рухляда, а также С.В. Гриневой, Д. А. Шевченко.
Во-вторых, исследования непосредственно по теме выпускной квалификационной работы, затрагивающие различные аспекты веб-сайтов российских университетов, включая дизайн, навигацию, ленту новостей, калькулятор ЕГЭ, онлайн-тестирование, а также специальные события и мероприятия, способствующие привлечению абитуриентов. Авторы сопоставляли задачи, стоящие перед веб-сайтами университетов в привлечении абитуриентов, с конкретными инструментами для их решения. Это позволило наглядно увидеть, каким образом эти инструменты способствуют решению задач веб-сайта вуза по привлечению абитуриентов. Важно отметить, что Томский государственный университет не был включен в список анализируемых университетов, поэтому нельзя сказать, как оценивается роль его веб-сайтов в организации набора новых студентов. В данную группу стоит отнести работы Н. В. Дмитриевой, В. Р. Зарубиной и М. Ю. Зарубина.
В-третьих, стоит выделить тематический вектор, который связан с использованием веб-сайта университета для организации информационнотехнологического сопровождения. Это направление исследований получило отражение в работах Н. В. Гарькуша, Д. А. Ширина, Н. Ю. Чугуновой, О. М. Култышевой . Вопросы использования социальных сетей российскими вузами для продвижения образовательных услуг и как одного из векторов формирования положительного имиджа университета, освещаются в исследованиях К. Л. Васюковой, А. А. Голодовой, Е. А. Неретиной.
Стоит отметить высокую степень изученности проблематики, связанной с исследованием веб-сайта университета как информационного ресурса для привлечения абитуриентов. На это указывает большое количество исследований оценки эффективности веб-сайтов университетов в привлечении абитуриентов и повышения уровня их заинтересованности в университете. Вместе с тем, явно недостаточное внимание уделяется роли современных коммуникационных каналов, а именно социальных сетей и мессенджеров, в решении этих задач. На это указывает дефицит исследований, связанных с определением возможностей и ограничений, а также особенностей информационных потоков в современных коммуникационных каналах при организации приемной кампании в вузах.
Объектом данного исследования является система информационнодокументационного обеспечения нового набора студентов в современном вузе. Предметом исследования являются практики использования современных информационных технологий в организации нового набора студентов в Национальном исследовательском Томском государственном университете (НИ ТГУ).
Целью исследования является комплексная оценка текущего состояния использования современных информационных технологий в организации нового набора студентов в Национальном исследовательском Томском государственном университете.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать федеральные и локальные нормативные документы, регламентирующие процесс набора абитуриентов.
2. Проанализировать структуру и функции Управления нового набора НИ ТГУ.
3. Определить роль официального веб-сайта и социальных сетей НИ ТГУ в системе информационно-документационного обеспечения нового набора абитуриентов.
4. Выявить значение и потенциал современных информационных технологий в процессе привлечения и информирования абитуриентов.
5. Определить сильные и слабые стороны системы информационнодокументационного обеспечения нового набора абитуриентов в НИ ТГУ.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования. Для характеристики взаимосвязанных элементов системы набора абитуриентов используется системный анализ, в рамках которого изменения в системе высшего образования рассматривалась как процесс, включающий в себя взаимосвязанные этапы работы с абитуриентами. Каждая из корректировок в системе высшего образования преследует определенные цели и приводит к конкретным результатам, которые взаимосвязаны между собой, и отражаются как на локальной нормативной документации, так и на конкретных процедурах приемной кампании.
В целях формирования представления о структурных подразделениях, ответственных за организацию нового набора абитуриентов, а также выполняемых ими задач и функций, используется ряд методов. Определение изменений в действующем положении Управления нового набора в сравнении с положениями прошлых лет осуществлялось на основе использования метода компаративного анализа. Для определения причин корректировок локальнонормативного документа использовался метод интервьюирования сотрудников Управления.
Для определения структуры и содержательных параметров веб-сайта Томского государственного университета. использовался метод структурнофункционального анализа, предполагающий фокусировку на тематических разделах и блоках, релевантных в контексте организации нового набора абитуриентов.
Для характеристики возможностей и ограничений коммуникационных каналов при проведении приема новых абитуриентов использовался метод опроса среди обучающихся на Факультете исторических и политических наук. В рамках данного подхода коммуникационные каналы анализируются как система, включающая различные платформы и инструменты, используемые для взаимодействия с целевой аудиторией....
В результате данного исследования была осуществлена комплексная оценка системы организации нового набора студентов в Национальном исследовательском Томском государственном университете учетом нормативных, организационных, а также информационно-технологических аспектов. Системный анализ позволил рассмотреть процесс организации нового набора студентов как многоуровневую и взаимосвязанную систему, где каждое изменение нормативов и организационной структуры направлено на достижение конкретных целей, ведет к определенным результатам и в дальнейшем отражается на всех уровнях функционирования университета.
Важным этапом развития отечественной системы высшего образования в последние годы становится переход к новой концепции, отражающей изменения в структуре высшего образования. Вместе с тем, важная роль отводится программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», которая способствует формированию инновационного подхода к организации учебного процесса и определяет приоритеты развития университета. В совокупности эти проекты задают вектор модернизации образовательной среды, а также способствуют переосмыслению роли высшего образования в достижении государственных целей.
Современная нормативная база Национального исследовательского государственного университета соответствует вызовам, стоящими перед системой высшего образования России. Реализация данных положений зависит от эффективности специализированных структурных подразделений, в частности, Управление нового набора НИ ТГУ. Управление обеспечивает не только надлежащее выполнение законодательных требований, но и активно внедряет современные цифровые технологии, что способствует оптимизации процедур приема, повышению прозрачности и результативности отбора абитуриентов.
Кроме того, Управление нового набора активно осуществляет информационную поддержку абитуриентов, используя современные
цифровые каналы коммуникации, такие как официальный веб-сайт НИ ТГУ, социальные сети и мессенджеры. Это позволяет не только оперативно предоставлять актуальную информацию, но и выстраивать эффективное взаимодействие с потенциальными студентами, повышая уровень их информированности и вовлеченности в образовательную среду университета.
Анализ содержания и функциональных возможностей веб-сайта НИ ТГУ показал, что он имеет высокую значимость как инструмента информационного взаимодействия и привлечения абитуриентов. Представленные на сайте материалы и сервисы обеспечивают абитуриентам удобный и практичный доступ к информации об университете, образовательных программах, инфраструктуре и иных аспектах деятельности вуза. Это способствует формированию у пользователей целостного и объективного представления об образовательной среде, повышая уровень доверия к вузу.
Вместе с тем, в результате исследования выявлена необходимость стандартизации внешнего вида микросайтов факультетов и оптимизации навигации на веб-сайте вуза, что позволит повысить эффективность сайта как коммуникационного инструмента и усилить его привлекательность для потенциальных студентов.
Важным направлением исследования стало изучение роли социальных сетей и мессенджеров в обеспечении взаимодействия с абитуриентами. На основе проведенного анкетирования и самостоятельного анализа официальных сообществ во ВКонтакте и Telegram можно сделать выводы, что социальные сети и мессенджеры занимают ключевую позицию в обеспечении коммуникации с абитуриентами. ВКонтакте и Telegram вместе с веб-сайтом университета являются востребованными каналами взаимодействия, однако их использование содержит определенные различия.
Telegram используется реже, это может быть связано с отсутствием уникального контента и дублированием информации, размещенной в группе ВКонтакте. Данный фактор приводит к снижению вовлеченности 76
пользователей в мессенджере и ограничивает его потенциал как самостоятельного канала для взаимодействия с аудиторией.
Таким образом, для эффективного использования социальных сетей и мессенджеров необходимо обеспечить доступ к информации, а также разработать индивидуальный подход к публикуемому контенту на каждой из платформ. Данный подход позволит повысить актуальность и вовлеченность пользователей.
Соблюдение целостности и согласованности ключевых параметров информационных ресурсов университета в рамках организации нового набора студентов, а также системная работа с цифровыми инструментами, значительно усиливают потенциал официального сайта, социальных сетей и мессенджеров как средств информационного сопровождения приемной кампании. Данный подход способствует не только повышению качества информационного обеспечения и взаимодействия с абитуриентами, но и успешному позиционированию университета в современном образовательном пространстве.
В ходе исследования удалось не только проанализировать, но и систематизировать те подходы и решения, которые на сегодняшний день применяются для информационно-документационного сопровождения нового набора студентов в Национальном исследовательском Томском государственном университете. Данный обзор позволил рассмотреть нормативные основы, организационные механизмы и современные цифровые инструменты, которые складываются в единую, функционирующую систему взаимодействия с потенциальными студентами. Стоит отметить, что данная система не является статичной, а ориентирована на постоянное совершенствование в соответствии с переменчивыми требованиями системы высшего образования и ожиданиями целевой аудитории. При организации нового набора студентов необходимо учитывать мнение поступающих, регулярно анализируя их опыт и общие впечатления от взаимодействия с ресурсами вуза. В дальнейшем особое внимание следует уделить не только 77
оценке эффективности уже существующих цифровых и традиционных каналов коммуникации, но и поиску новых инструментов, которые сделают процесс поступления в университет еще более прозрачным и комфортным для будущих студентов.
1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ : (последняя редакция) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М. 2024. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.11.2024).
2. О мерах по реализации программы стратегического академического
лидерства «Приоритет - 2030» : Постановление Правительства РФ от 13. 05. 2021 № 729 // КонсультантПлюс : надежная правовая
поддержка. - М. 2025. - URL: https://priority2030.ru/upload/iblock/436/i71xsmb mrn2s6rwhaicf5yapvboxihc5/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-N- 729.pdf?ysclid=m77mkwxoa4113631301 (Дата обращения: 15.03.2025).
3. О некоторых вопросах совершенствования системы высшего
образования : указ Президента Рос. Федерации от 12.05.2023 № 343 //
Официальное опубликование правовых актов. - [Б. м.], 2024 - URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005?ysclid=m413l 9ntqm490052587 (дата обращения: 26.11.2024).
4. Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным
программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 № 1076 : ред. от 16.11.2023 // Гарант.ру : информационно
правовой портал. - М. 2025. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/d oc/74441661/?ysclid=lx33e21glc63554826 (дата обращения: 26.11.2024).
Локальные нормативные документы НИ ТГУ
5. Положение об управлении нового набора //Томский государственный
университет. - Томск, 2025. - URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.as 79
px?src=https%3A%2F%2Ftsu.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F19c%2Fpolozhe nie_unn. docx%3Fysclid%3Dm414g0yhxm 121124918&wdOrigin=BROW SELIN K (дата обращения: 26.11.2024).
6. Правила приема на обучение по образовательным программам
высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам базового высшего образования, программам магистратуры и программам специализированного высшего образования в Национальный исследовательский Томский государственный университет на 2024/25 учебный год // Томский государственный университет : приемная комиссия ТГУ. - Томск. 2025. - URL:
https://abiturient.tsu.ru/sites/default/files/prilozhenie_1._pravila_priema_v_bakalav riat_specialitet_magistraturu_i_pr_2024_.pdf (дата обращения: 26.11.2024).
Электронные ресурсы
7. Национальный исследовательский Томский государственный университет. - Томск, 2025. - URL: https://tsu.ru/?ysclid=lhd9hde1p926632174 (дата обращения: 02.05.2025).
8. Приемная комиссия ТГУ // Национальный исследовательский Томский государственный университет. Томск, 2025. URL: https://abiturient.tsu.ru/ (дата обращения: 03.04.2025).
9. Абитуриент ТГУ : Томского государственного : [группа
ВКонтакте].- URL: https://vk.com/tsu_a (дата обращения: 01.05.2025).
10. Абитуриент ТГУ : официальный канал : [Telegram канал]. - URL: https://web.telegram.org/a/#-1001627204643 (дата обращения: 01.05.2025).
Другие ресурсы
11. Интервью с исполняющим обязанности начальника Управления нового набора от 20.03.2025 : записала Кулатаева А. // Полевые материалы автора.
ЛИТЕРАТУРА
13. Гарькуша, Н. В. Особенности организации образовательного сайта / Н. В. Гарькуша, Н. И. Буторина // Наука и перспективы. - 2016. - № 4. - С. 3239.
14. Голодова, А. А. Социальные сети как инструмент профориентационной работы вуза на рынке образовательных услуг / А. А. Голодова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - № 3(31). - С. 3134.
15. Гринева, С. В. О создании информационной открытости вуза как элемента корпоративной социальной ответственности / С. В. Гринева, Р. В. Глущенко, О. А. Сапрыкина // Непрерывное профессиональное образование и новая экономика. - 2018. - № 2(3). - С. 121-133....29