Аннотация
Содержание 4
Введение 5
Глава 1. КНР - экспортер образовательных услуг 11
1. 1 Развитие международного образования в КНР 12
1.2 Основные этапы сотрудничества Китая со странами 17
1.3 Ключевые механизмы укрепления и расширения образовательного взаимодействия
между странами 33
Глава 2. Образовательная политика как политика «привлекательности» 39
2. 1 Влияние предоставления помощи в образовательной сфере на развитие Китая 40
2.2 Выгода для стран-партнеров 49
Заключение 57
Список источников и литературы 61
Приложение 1 67
Приложение 2 68
Приложение 3 69
Развитие государства часто зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. При этом, ключевую роль играют внешние факторы-внешняя политика. На протяжении нескольких сотен лет государства укрепляли свои позиции на международной арене путем распространением своего влияния через военную, экономическую мощь, либо мирным путем через дипломатию и "мягкую силу".
Термин "мягкая сила" впервые был введен преподавателем Гарвардского университета Джозефом Наем для обозначения формы политического влияния и достижения целей на основе мирного влияния. Через добровольное участие, симпатию и привлекательность. Культура и язык страны являются основными компонентами мягкой силы, через которую формируется образ государства. "Образ страны" оказывает огромное влияние на его место и роль в системе международных отношений, а восприятие страны за ее пределами закладывает важную основу для формирования внешнеполитических и внешнеэкономических отношений с миром.
После окончания холодной войны развитие Китая стало феноменальным, хотя, по- прежнему, существуют споры о масштабах и скорости подъема Китая, мир обратил внимание на следующие вопросы: Есть ли угроза Китая? Как Китай должен использовать свои растущий национальный потенциал? Некоторые ученые считают, что Китай может стать «ревизионистской» державой, способной вести Дальний Восток, Африку и оспаривать глобальные интересы Соединенных Штатов. Причинами являются огромные размеры и численность населения Китая, его быстрорастущая экономика, растущий бюджет обороны и ее «коммунистическая» идеология.
Усиление роли КНР в глобальной политике и превращение в одного из центров международных отношений связано не только с ростом населения, военной и экономической мощью, но а также с широким применением "мягкой силы". Также, внешнеполитическая стратегия 5-ти принципов мирного сосуществования, требуют, чтобы Китай использовал дипломатию мягкой силы, для создания международного имиджа и поддержки дружественных отношений с другими государствами.
Внешнеполитическая стратегия Китая направлена на сотрудничество с государствами всего мира, в особенности с развивающимися странами Африки, Америки, Среднего Востока и Южной Азии.
О заинтересованности КНР в геополитическом укреплении положения страны на Африканском континенте говорится в различных китайских газетах как "Женьминь Жибао" и в западных изданиях, китайские эксперты по сино-африканским отношениям перечислили ряд факторов, которые делают Китай едва ли не самым подходящим для африканских стран партнером. Во-первых, Китай в отличие от других западных стран, имеющих влияние на африканском континенте, не имеет колониального прошлого в Африке. Во-вторых, КНР во внешней политике ориентируется на 5-ти принципах мирного сосуществования- ведет мирную политику без вмешательства во внутренние дела стран- партнеров, акцентируя внимание на независимости и на суверенитете африканских стран. В третьих, в XXI веке Китай стал самым крупным инвестором в инфраструктуру Африки.
Восточная Азия занимает лидирующую позицию во внешнеполитических интересах КНР. В частности зона открытой экономической торговли- АСЕАН. Сотрудничество Китайской Народной Республики со странами Юго-Восточной Азии было сформулировано исторически на основе азиатской идентичности. Сегодня взаимодействие между странами-партнерами осуществляется на базе двусторонних межгосударственных связей и всесторонней дипломатии. Китай заинтересован в расширении влияния в регионе и в ликвидации антикитайских настроений.
Посредством этих регионов КНР укрепляет свою позицию в борьбе за мировое лидерство, постепенно трансформируя восприятие китайской идеологии, улучшая связи в сфере коммуникации, подчеркивая взаимовыгодное сотрудничество.
Создание имиджа КНР, взаимопонимание между странами формируется за счет эффективного использования концепции мягкой силы руководством Поднебесной. К основным элементом мягкой силы Китая относят: инвестиции, гуманитарную помощь, программы обменов, дипломатию и членство в различных организациях.
Значительный вклад в распространение влияния КНР мирным путем вносит образовательная политика как один из элементов мягкой силы. Программы обменов и сотрудничество в образовательной сфере являются основной в стратегии публичной дипломатии Китая. КНР заметно расширяет программы обмена, включающие культурные, языковые и образовательные обмены, курсы по переподготовке сотрудников правительств иностранных государств, а также для новостных корреспондентов из разных стран. С этой целью были открыты Институты Конфуция. Высшие учебные заведения Китая более конкурентоспособными и предлагают различные стипендии для желающих. Китай в сфере образования становится все более привлекательным, расширяя влияние в мире и является примером эффективного использования концепции мягкой силы. Именно этим обусловлено актуальность изучение образовательной политики КНР в развивающихся странах как элемент политики «мягкой силы».
Актуальность: В Белой Книге, обнародованной Госсоветом КНР о мирном развитии Китая 6 сентября 2011 года, говорится о стратегическом выборе КНР, о ее стремлении к обеспечению мира на планете и приложении усилий для содействия общему развитию всех стран мира мирным путём. Также, подчеркнуто, что КНР не стремится к проведению агрессивной и экспансионистской политики, и никогда не станет гегемоном.
Растущее доминирование Китая на африканском континенте и расширение влияния в Юго-Восточной Азии, активная пропаганда китайской культуры, ценностей и идеологии через сферу образования становится причиной озабоченности других государств, которые отмечают в этом политику экспансионизма КНР.
Объектом исследования работы является влияние сотрудничества в образовательной сфере между КНР и странами Африки и Юго-Восточной Азии на создание имиджа Китая.
Предмет- политика, проводимая КНР в государствах африканского континента и Юго-Восточной Азии.
Цель: Выявление привилегий партнерства в сфере образования для стран- партнеров.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
• Изучить развитие образовательного сотрудничества КНР со странами Африки и Юго-Восточной Азии;
• Рассмотреть взаимоотношения в сфере образования как элемент "мягкой силы";
• Проанализировать образовательную политику, проводимой КНР в Африке и в государствах Юго-Восточной Азии.
Выбор Африки и Юго-Восточной Азии в качестве изучения образовательной политики, проводимой КНР как элемент "мягкой силы" и усиление ее влияния в регионах, т.е. территориальные рамки.
Проблема влияния образовательной политики на усиление роли КНР в развивающихся странах является комплексной. Ввиду этого требует анализа и изучения литературы из разных направлений, представленных широким корпусом исследовательских работ по регионам....
В условиях современного мира нет четкого определения мягкой силы. И нет никакого твердого критерия для его измерения. С одной стороны, существует мнение, что однополярный мир, возглавляемый Соединенными Штатами, подвержен насилию и породил хаос и анархию в нестабильных регионах, таких как Ближний Восток. Соответственно, нынешнее руководство Пекина подчеркивает настоятельную необходимость замены анархической международной системы на китайско-центричный мировой порядок, основанный на нормативном видении и ценностях руководства и основанных на первозданной цивилизации и культурном духе страны. Например, в случае с Китаем еще не ясно, сформировано ли его понятие мягкой силы из его общественных убеждений и ценностей. С одной стороны, некоторые ученые в области китайских исследований придерживаются мнения, что китайская стратегия мягкой силы основана на ключевых особенностях культуры, истории, языка и социальных норм. С другой стороны, утверждают, что доктрина мягкой силы Китая слаба по сравнению с Соединенными Штатами, поскольку Китай не допускает политического плюрализма, политического либерализма или политической автономии. Кроме того, считают, что однопартийная политическая система Китая не может генерировать мягкую силу как инструмент для улучшения и повышения его международного имиджа. Они опровергают потенциал и актуальность китайской версии мягкой силы как несовместимой с понятием мягкой силы Ная, которое основано на либеральных и толерантных ценностях.
При попытке выяснить реальные намерения и цели Китая следует учитывать две важные вещи. Во-первых, это универсальный призыв к широкому признанию мировым сообществом легитимности китайско-ориентированного мирового порядка. Во-вторых, насколько глубоко региональные периферии Китая убеждены в том, что Китай будет соблюдать свои предполагаемые культурные нормы, относящиеся к своим соседям.
Цель Китая, стоящая за его дипломатией мягкой силы, состоит в том, чтобы убедить государства Юго-Восточной Азии в том, что он не представляет угрозы для их национальной безопасности или регионального мира и стабильности. А также укреплению дружественных отношений для решений территориальных споров в регионе Южно-Китайского моря мирным путем.
Концентрация внимания и ресурсов КНР в Юго-Восточной Азии и в африканском континенте, его растущей мощи и торговли с азиатскими и африканскими странами, безусловно являются причиной озабоченности других мировых держав и является своего рода вызовом.
Критика политики, проводимой КНР в Африке и в странах Юго-Восточной Азии, со стороны западных экспертов далеки от действительности. По мнению китаеведов, это обусловлено вытеснением Запада, а также Индии и Японии с южноазиатского региона и с африканского континента Китаем.
Утверждения о колониальной политике КНР в странах Африки не могут быть подтверждены в силу реальных фактов. Лидеры многих африканских стран подчёркивают положительное влияние на развитие стран сино-африканского сотрудничества. К примеру, премьер-министр Эфиопии Мелес Занауи в своей речи выделил, что КНР на протяжении нескольких десятилетий неизменно выполняет все свои обязательства в рамках подписанных договоров и соглашений и играет важную роль в возрождении африканского континента.
По индексу эффективности стратегии мягкой силы КНР из 50 стран занимает 28 место. По данным опроса, позитивно воспринимают Китай в Сингапуре, в Камбодже, на Филиппинах, в Индонезии и в Малайзии.
Положительный отзыв о политике, проводимой КНР в странах АСЕАН объясняется его огромной внешней помощью на развитие инфраструктуры и экономического развития. Индия не согласна с мнением о том, что растущее экономическое и торговое взаимодействие Китая с этими странами является беспроигрышной для всех сторон, поскольку некоторые страны Юго-Восточной Азии страдают от торгового дисбаланса, а также нерешенных территориальных споров.
Стоит отметить, что озабоченность западных экспертов является действительностью в заинтересованности КНР в природных ресурсах континента и региона, но выкачивание ресурсов производится на условиях обоюдных договоров, соглашений и выгоды. А образовательное партнерство Китая со странами Африки и АСЕАН имеет огромное преимущество для стран-партнеров, являясь основой и рычагом взаимопонимания, дальнейшего развития и упрочения всестороннего сотрудничества между ними. Также, КНР получает поддержку ряда государств африканского континента на заседаниях ООН и при международной деятельности. Более того, КНР заручается поддержкой африканских стран в тайваньском вопросе. В настоящее время, только одно африканское государство Королевство Свазиленд имеет «дипломатические» отношения с Тайванем. О ряде преимуществ для стран Африки и АСЕАН и о получаемой выгоде от партнёра и союзника в виде Китая можно судить по достигнутым за счет китайских инвестиций и благотворительности в новообразованных африканских странах, а также в развивающихся странах Юго-Восточной Азии.
Страны Юго-Восточной Азии, в частности государства у бассейна реки Меконг, получают огромную экономическую помощь КНР без вмешательства во внутренние дела государств на основе продвижения п»политики соседства» и усиления стратегического сотрудничества в зоне свободной торговли Китай- АСЕАН. Как регион интересов мировых держав, государства Юго-Восточной Азии извлекают выгоду на балансировании между Китаем и США.
Безусловно, политика "мягкой силы", проводимая официальным Пекином на основе 5-ти принципов мирного сосуществования является для лидеров африканских стран гораздо привлекательным для сотрудничества, чем политика давления со стороны многих стран Запада.
Несмотря на искажения взаимоотношений Китая со странами Юго-Восточной Азии и странами африканского континента, сторонники и последователи Китая в данных странах с каждым годом расширяется, о чем свидетельствует сокращение числа африканских государств, признавших Тайвань. Привлечение иностранных студентов является долгосрочной инвестицией. Выпускники китайских ВУЗов являются полезными активами для Китая в укреплении связей со конгломератом стран Африки и АСЕАН, поскольку они являются потенциальными носителями позитивного имиджа Китая. Среди выдающихся выпускников учебных заведений Китайской Народной Республики президент Демократической Республики Конго Жозеф Кабила, который обучался в Университете национальной обороны НОАК, а также премьер-министр Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Тан Зунг , который учился в Педагогическом университете Гуанси.
Помощь КНР Африке и странам Юо-Восточной Азии в области образования осуществляется на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время существуют разные механизмы, программы, проекты по разработке новых рычагов и способов улучшения образовательного партнерства. Также наметился явный и не имеющий ранее прецедентов сдвиг в сторону укрепления научно-технического потенциала и широкого непосредственного применения научных знаний для улучшения уровня жизни населения стран Африки. Это значит, что помощь и сотрудничество КНР со странами Африки и ЮгоВосточной Азии может стать важным фактором развития государств, а то и целого континента.