ВВЕДЕНИЕ 3
1 Электронная коммерция: понятия, особенности деятельности, обороты, формы и участники
5
1.1 Понятие и особенности электронной коммерции 5
1.2 Обороты, формы, участники и элементы электронной коммерции 24
1.3 Электронная коммерция и вопросы налогообложения 39
2 Налогооблажение электронной коммерции за рубежом 45
2.1 Особенности и принципы налогообложения субъектов электронной коммерции в странах
Евросоюза и Соединённых Штатах Америки 45
2.2 Обложение косвенными налогами операций электронной коммерции в США и
Европейском союзе. Налогообложение трансграничных операций за рубежом 54
2.3 Альтернативные подходы к налогообложению субъектов электронной коммерции 61
3 Налогооблажение электронной коммерции в РФ 64
3.1 Анализ действующей практики налогообложения субъектов электронной коммерции в
России 64
3.2 Анализ основных проблем налогообложения субъектов электронной коммерции 70
3.3 Анализ применимости существующих концепций налогообложения в сегменте
российского электронного бизнеса 76
Заключение 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Интеграция России в мировое информационное пространство, активизация и укрепление её позиций на международном рынке, совершенствование торговых операций на территории страны во многом зависит от успешности внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в практику торговли.
Сегодня организация торговых операций посредством глобальных компьютерных сетей находится в центре внимания многих специалистов. Одна из важнейших задач современной электронной коммерции - замена традиционного механизма торговли между предприятиями, между предприятием и клиентом. Наиболее актуально в данном контексте изучение вопросов организации электронной коммерции на структурном, функциональном и технологическом уровнях.
Исследования показывают, что, обращаясь к технологиям организации электронного бизнеса, электронной коммерции, необходимо говорить не только об использовании интернет-технологий в традиционном бизнесе, но и о совершенно новой сфере коммерческой деятельности, в которой интернет - это не столько среда, в которой осуществляется деятельность коммерческих структур, сколько средство их функционирования.
Колоссальные возможности электронной коммерции на протяжении последних лет характеризуют данный сегмент деятельности как один из самых быстро растущих, однако вопросы нормативного регулирования отдельных направлений электронной коммерции остаются открытыми. Наблюдающийся в настоящее время процесс бурного становления сектора электронной коммерции обусловливает необходимость незамедлительного разрешения целого ряда проблем, возникающих перед государством.
Налогообложение субъектов электронной коммерции в настоящее время осуществляется на основании общих принципов исчисления и взимания налоговых платежей и не учитывает ряд индивидуальных особенностей этого вида деятельности. Использование обозначенного подхода приводит с одной стороны к фактически полному выводу огромных финансовых ресурсов из-под налогообложения (электронные казино, торговля цифровыми товарами), с другой — позволяет в несколько раз занижать основные показатели налоговой базы (электронные магазины, информационно- развлекательные услуги). При этом в современном налоговом законодательстве не существует эффективных методов налогового контроля, которые могли бы использоваться в целях выявления субъектов электронной коммерции, уклоняющихся от постановки на налоговый учёт либо занижающих величину фактически полученных доходов.
Данные факты позволяют говорить о необходимости своевременного формирования эффективного механизма налогообложения субъектов электронной коммерции, учитывающего уникальные особенности электронной предпринимательской деятельности в сети Интернет, является одним из важнейших вопросов, тесно связанных с ростом налоговых поступлений в бюджетную систему России.
Цель работы: изучить основы электронной коммерции.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
- изучение теоретических основ электронной коммерции, понятие и сущность, формы;
- рассмотрение особенностей налогооблажения электронной коммерции за рубежом;
- рассмотрение особенностей налогооблажения электронной коммерции в РФ.
- определение основных перспектив развития системы налогооблажения электронной коммерции.
Объектом бакалаврской работы выступает система налогообложения электронной коммерции.
Предмет исследования - нормативная правовая база налогового законодательства, а также комплекс теоретико-правовых признаков и свойств налогообложения электронной коммерции.
Методологической основой бакалаврской работы является диалектический подход к научному познанию по особенностям налогообложения электронной коммерции.
Достоверность положений и выводов достигается за счет комплексного применения анализа, синтеза, системного, сравнительного, сравнительно-правового, формально-логического и других методов познания.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных ученых по проблемам налогообложения электронной коммерции.
Правовой основой работы выступает Налоговый кодекс Российской Федерации, информационной основой - работы таких авторов, как: Алексунин В.В., Родигина В.В., Андреева А.Ю., Антипина О.Н., Баин А. М., Блюмин А.М., Феоктистов Н.А., Банерджи П., Баумер Р., Васильева Т.В., Васильев Г.А., Забегалин Д. А., Годин А.М., Горева М. А. и др.
В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Молниеносное развитие информационных технологий привело к формированию новой среды реализации коммерческой деятельности. Деятельность по заключению сделок в электронной форме с применением компьютерных сетей стала называться электронной коммерцией и позиционироваться как один из важнейших признаков всемирной сети Интернет.
Электронная коммерция (от англ. e-commerce) — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.
У электронной коммерции существует ряд преимуществ перед традиционной предпринимательской деятельностью, среди которых основными являются следующие:
- достаточно низкие расходы на рекламу и обслуживание, обуславливающие снижение цен на товар и позволяющие сделать товар более конкурентоспособным;
- сравнительно низкие затраты времени на оформление и выполнение заказа;
- широкие возможности по управлению товарными запасами, позволяющие снизить издержки на хранение и транспортировку товара;
- потенциально неограниченные возможности расширения рынка сбыта товаров и услуг для продавца и возможности выбора для покупателя;
- формирование дополнительных направлений коммерческой деятельности для уже существующего бизнеса.
В настоящее время нет чёткого и однозначного понимания терминов «электронная коммерция» и «электронная торговля». Большинство авторов трактуют данные термины по- своему, что достаточно сильно препятствует правильному пониманию исследуемых экономических отношений.
Опыт налогообложения субъектов электронной коммерции зарубежных стран является чрезвычайно важным для разработки комплекса мероприятий по формированию механизма налогообложения в сегменте российского электронного бизнеса. Достаточно большое количество стран превосходит Россию по уровню развития электронной коммерции. Это, в первую очередь, США, Япония, а также большинство европейских государств. Правительство этих стран давно столкнулось с проблемами налогообложения в сфере электронной коммерции и, прежде всего, с проблемами в отношении наиболее значимого её сегмента — электронной торговли.
Анализ зарубежной налоговой практики позволяет говорить об отсутствии единых подходов к налогообложению субъектов электронной коммерции.
Российская практика налогообложения субъектов электронной коммерции в настоящее время не учитывает уникальные особенности электронной коммерции в экономике РФ. Большинство представителей электронного бизнеса активно используют пробелы гражданского и налогового законодательства и с лёгкостью обходят основные положения НК РФ. Дальнейшее пренебрежение проблемами трансформации налогового законодательства к особенностям электронной коммерции приведёт к ещё большим потерям национального бюджета.
Сегодня в нашей стране насчитывается десятки тысяч корпоративных порталов, а весь крупный бизнес практически полностью осознанно перешёл на применение собственных или отраслевых торговых интернет-площадок. Аналогичные темпы роста демонстрирует и розничный сектор электронной коммерции (интернет-магазины). Также наблюдается ежегодный рост электронных казино, платных информационных ресурсов. Фирмы, использующие услуги Сети в коммерческих целях, обладают существенными преимуществами в отличие от фирм, которые избегают участия в интернет-коммерции.
Огромные возможности электронной коммерческой деятельности на протяжении последних лет определяют представленную область деятельности как одну из самых быстро развивающихся, и все-таки, проблемы государственного регулирования отдельных направлений электронной коммерческой деятельности остаются нерешенными.
Налогообложение субъектов электронной коммерции на сегодняшний день осуществляется на основании общих принципов исчисления и взимания налоговых платежей и не позволяет учитывать ряд отличительных особенностей данного вида деятельности. Применение обозначенного подхода привело к фактически полному выведению солидных объемов финансовых ресурсов из-под налогообложения (электронные казино, торговля цифровыми товарами), тем самым, позволяя в разы занижать основные показатели налоговой базы (электронные магазины, информационно- развлекательные услуги). Однако на данный момент не существует эффективных методик налогового регулирования, которыми можно воспользоваться с целью выявления субъектов электронной коммерции, уклоняющихся от постановки на налоговый учёт или осознанно занижающих объем полученных доходов.
Приведенные факты позволяют говорить о необходимости своевременного формирования эффективного механизма налогообложения субъектов электронной предпринимательской деятельности, учитывающего отличительные особенности электронной коммерции в сети Интернет, что в свою очередь, является одним из важнейших вопросов, тесно связанных с ростом налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
Электронная коммерция позволяет в равной мере использовать новые выгодные возможности, которые в свою очередь, открывают новые перспективы:
- Глобальное присутствие и глобальный выбор.
- Повышение конкурентоспособности.
- Персонализация продаж.
- Быстрая реакция на спрос.
- Снижение издержек.
- Новые возможности ведения бизнеса.
Приоритеты правительства в данном направлении состоят из трех основных элементов: развитие образования, развитие бизнеса, информатизация всех процессов и обеспечение доступа общества к информации.
До последнего времени электронная коммерческая деятельность почти не регулировалась специальным законодательством и остальными нормативно-правовыми документами. Применялись общие традиционные положения законодательства, например: Конституция РФ; Гражданский, Уголовный, Налоговый, Таможенный кодексы РФ; Арбитражный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ; Закон РФ «О защите прав потребителей»; Кодекс РФ «Об административных правонарушениях». Но для более эффективного развития электронной коммерческой деятельности потребовалось скорейшее усовершенствование законодательной и нормативной базы, регулирующей данный вид деятельности.
Прежде всего, всплывают проблемы, возникающие на почве заключения сделок в сети Интернет, исполнения денежных обязательств, соблюдения прав покупателей и продавцов, а также способов разрешения конфликтов.
Современное законодательство России не разграничивает электронную коммерческую деятельность и традиционные виды предпринимательства. Несколько раз предпринимались попытки принять Закон «Об электронной торговле», но до сих пор Закон находится на стадии рассмотрения.
Нормотворческая работа в области налогообложения субъектов электронной коммерции представлена только разъяснениями Минфина по достаточно специализированным вопросам, и адресована определенным налогоплательщикам (к примеру, рекомендации по ведению налогового учёта интернет-магазинами).
Специфика электронной коммерческой деятельности выражается в том, что данный вид деятельности является, как правило, не основным, а дополнительным. Из этого следует, что субъект электронной коммерческой деятельности к началу осуществления своей предпринимательской деятельности, скорее всего, уже зарегистрирован, и имеет свидетельство о постановке на налоговый учёт, а также уплачивает налоги, присущие традиционным компаниям или ИП.
Процесс формирования эффективного механизма налогообложения субъектов электронного бизнеса, в первую очередь, должен быть основан на поиске и выявлении возможностей устранения сложившихся проблем налогообложения в секторе электронной коммерческой деятельности.
В целях лучшей наглядности, будем классифицировать проблемы налогообложения субъектов электронного бизнеса по направлениям:
- проблема несовершенства российского законодательства;
- проблемы налогового контроля в данной сфере;
- проблемы определения налогоплательщиков;
- проблемы фиксирования налоговой юрисдикции;
- проблемы определения элементов налогообложения (объект налогообложения
налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога);
- проблемы выбора возможной системы (систем) налогообложения; проблема сглаживания налогового бремени в отдельных секторах электронной торговой деятельности (потребительском, корпоративном, государственном);
- проблема двойного налогообложения или несоответствия налоговых режимов России и иностранных государств.
Расмотренные в исследовании проблемы налогообложения являются ключевыми при формировании механизма налогообложения субъектов электронной торговли. Несомненно, для выработки дальнейших рекомендаций по совершенствованию налогообложения необходимо детально изучить сущность данных проблем.
Из этого следует, что формирование механизма налогообложения субъектов электронной коммерции будет связано непосредственно с проявлением усовершенствованных моделей налогообложения, которые смогут разрешить отмеченные проблемы.
Из этого следует, что формирование механизма налогообложения субъектов электронной коммерции будет связано непосредственно с проявлением усовершенствованных моделей налогообложения, которые смогут разрешить отмеченные проблемы.
Уже сегодня, российскими и иностранными исследователями разработано немало концепций налогообложения субъектов электронной коммерческой деятельности, которые, вероятно, в будущем смогут разрешить рассмотренные выше проблемы. Среди них выделяются - концепция:
- «обратного обложения»;
- «устранения эрозии налоговой базы»;
- «единого налога с оборота»;
- «налога на бит»;
- «вменённого дохода»;
- «постоянного представительства»;
- «временных прогрессивных ставок»;
- регистрация продавца в стране уплаты налога;
- применение института «независимых налоговых агентов».
Исследуемые концепции в разной степени могут использоваться в будущем в качестве основы при формировании наиболее важных элементов механизма налогообложения субъектов электронной коммерции. Стоит отметить, что из девяти представленных концепций, с учетом внесения дополнений в налоговое законодательство России возможно использование только четырех, а именно: «концепции обратного обложения», концепции «устранения эрозии налоговой базы», концепции «вмененного дохода (ЕНВД)», а также концепции «постоянного представительства».
Данные концепции предлагается принять в качестве базисного фундамента для формирования механизма налогообложения субъектов электронной коммерции как сложной многоступенчатой структуры по исчислению и взиманию налоговых платежей в условиях модернизации способов налогового администрирования в электронном сегменте российской экономики. Следует отметить, что при формировании эффективного механизма налогообложения данные концепции должны быть значительно доработаны с учётом особенностей налоговой системы России.
1 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 N 19 "О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности"
2 "Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле" [рус., англ.] (Принят в г. Нью-Йорке 28.05.1996 - 14.06.1996 на 29-й сессии ЮНСИТРАЛ) из информационного банка "Международное право"
3 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ).
4 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146- ФЗ (ред. от 28.12.2016)
5 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117- ФЗ
(ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017)
6 Проект Федерального закона N 310163-4 "Об электронной торговле" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.06.2006)
7 Проект Федерального закона «Об электронной торговле», внесённый в Государственную Думу 8 февраля 2005 г. депутатами В.Я. Комиссаровым, К.В. Ветровым, А.Н. Хайруллиным // СПС «Гарант»
8 Проект Федерального закона «Об электронной торговле», внесённый в Государственную Думу 6 июня 2001 г. депутатами В.И. Волковским, Л.С.Маевским, О.А.Финько // СПС «Консультант Плюс»
9 Проект Федерального закона «Об электронной торговле», внесённый в Государственную Думу 8 февраля 2005 г. депутатами В. Л. Горбачёвым, В. А. Язевым // СПС «Гарант»
10 Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р <Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года>
11 Авдошин, С.М. Информатизация бизнеса. Управление рисками / С.М. Авдошин, Е.Ю. Песоцкая. - М. : ДМК Пресс, 2011. - 176 с.
12 Алексунин В.В., Родигина В.В. Электронная коммерция и маркетинг и интернете: Учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2005. - 216 с.
13 Андреева А.Ю. Электронная торговля: Проблемы и перспективы//Спецвыпуск T-comm, 2009, № 9.
14 Александров В. А. Налогообложение доходов иностранных участников электронной коммерции в России [Электронный ресурс] Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. М.: РГБ, 2006. - с. 25
15 Антипина О.Н. Сетевые отрасли информационной экономики: характерные особенности, отражение в теории и подходы к ценообразованию//Журнал экономической теории. - 2009. №1.
..87