Методы коррекционно–развивающей работы в процессе социализации первоклассников в условиях инклюзии (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СПЕЦИФИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ 12
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Актуальность исследования, посвящённого методам коррекционно-развивающей работы с первоклассниками из семей мигрантов в условиях инклюзивного образования, обусловлена рядом факторов, отражающих современные тенденции развития образовательного пространства. Инклюзивное образование в последние годы трактуется преимущественно в контексте обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом особую сложность представляет ситуация, когда ребёнок с ОВЗ также относится к категории мигрантов, вследствие чего возникают дополнительные трудности языкового, социального и культурного характера.
В условиях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018–2025 гг.), а также модернизации технологий и содержания образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, особенно актуальным становится обучение и воспитание детей с ОВЗ [22]. Наиболее распространённой категорией среди них являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые составляют 53% от общего числа детей с ОВЗ. Важной особенностью обучения детей с ЗПР является их потенциально благоприятная динамика развития при условии грамотно выстроенной коррекционно-развивающей работы. Если же ребёнок с ЗПР является представителем семьи мигрантов, проблема усложняется не только необходимостью коррекции познавательной сферы, но и преодолением языковых и культурных барьеров.
Центральное место в поддержке таких первоклассников занимает деятельность педагога-психолога, отвечающего за развитие и социализацию ребёнка, а не просто за преподавание или социальную помощь. От эффективности используемых педагогом-психологом методов напрямую зависит успешность интеграции ребёнка в образовательную среду, его школьная успеваемость, а также качество взаимодействия с одноклассниками и педагогическим коллективом.
Объект исследования – коррекционно-развивающая работа, применяемая в процессе социализации первоклассников с ОВЗ (в частности, с задержкой психического развития) из семей мигрантов в инклюзивной образовательной среде.
Предмет исследования – методы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, направленные на поддержку социальной и учебной адаптации таких детей.
Цель данного исследования – выявить и проанализировать методы коррекционно-развивающей работы, способствующие успешной социализации первоклассников с ЗПР из семей мигрантов в условиях инклюзивного образования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выделить и описать особенности в развитии первоклассников с ЗПР из семей мигрантов, а также влияние этих особенностей на процесс их социализации.
3. Охарактеризовать методы коррекционной работы, используемые педагогами-психологами, и оценить их эффективность в инклюзивной образовательной среде.
Методологической основой исследования являются теоретические методы: анализ литературных источников, сравнение и обобщение.
Структура работы состоит из введения, трёх взаимосвязанных глав, заключения и библиографического списка.
В заключение, современные теоретические подходы подтверждают, что инклюзия в образовательном процессе не является простым введением детей с особыми образовательными потребностями в традиционную систему обучения, а представляет собой сложную модель организации учебно-воспитательного процесса, в основе которой лежат принципы равноправного доступа, сотрудничества и комплексного сопровождения развития обучающихся. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет прийти к выводу о необходимости создания образовательной среды, способной учитывать многообразие индивидуальных особенностей, что особенно актуально в отношении детей мигрантов с задержкой психического развития, чье развитие осложняется также и воздействием языковых и культурных факторов.
Интеграция концепций, связанных с организацией инклюзивного образовательного процесса, дает возможность выстроить систему поддержки, ориентированную на гармоничное сочетание когнитивного, речевого и эмоционально-волевого развития, что является необходимым условием успешной социализации ребенка в условиях постоянного культурного и языкового многообразия. Обоснование необходимости специфичного подхода к организации работы педагогов-психологов вытекает из понимания двойственной уязвимости данной категории учащихся, обусловленной не только врожденными особенностями развития, но и дополнительными внешними факторами, вызванными необходимостью адаптации к новому социокультурному контексту.
Теоретическая база исследования демонстрирует, что для минимизации негативного влияния языковых различий и культурного диссонанса необходимо разрабатывать модели коррекционно-развивающей деятельности, основанные на принципах индивидуализации и системности, что обеспечивает возможности для формирования конструктивного отношения к учебной деятельности и самоопределения личности. Систематизация педагогических знаний, накопленных в области инклюзивного образования, позволяет утверждать, что работа с детьми с задержкой психического развития требует целостного подхода, включающего не только образовательные мероприятия, направленные на развитие когнитивных способностей, но и коррекционно-педагогические меры, способствующие эмоционально-волевому регулированию и социальной адаптации.
Важно отметить, что современные разработки подчеркивают взаимосвязь всех компонентов образовательного процесса, в результате чего педагогическая деятельность приобретает качественно новую окраску, направленную на формирование устойчивых межличностных отношений и интеграцию ребенка в общество, где каждый участник образовательного процесса является активным носителем знаний, ценностей и опыта.
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что построение эффективной модели инклюзивного образовательного пространства требует целостного осмысления всех аспектов педагогической деятельности, направленной на создание благоприятных условий для развития ребенка, а также усиления роли психологического сопровождения как неотъемлемой составляющей образовательной среды.
1. Абрамова, Н.А. Подготовка педагогических кадров для обеспечения инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) / Н.А. Абрамова // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (20–22 июня, г. Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т. – М., 2011. – С. 225–227.
2. Алехина, С.В. Философские и методологические основы инклюзивного образования: учебное пособие для вузов/ С.В. Алехина, А.Ю. Шеманов. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 268с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-17778-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/545058/p.1 (дата обращения: 24.01.2025).
3. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: история и современность: учеб.-метод. пособие. / С.В. Алехиина. – М., 2013. – 33 с.
4. Афонин, М.В. К вопросу о некоторых тенденциях трудовой миграции в Российской Федерации [Электронный ресурс] / М. В. Афонин // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2013. – № 3. – С. 103 – 107.
5. Бауэр, Е.А. Научно-практические основы психолого- педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов. Автореф. Дисс. на соискание ученой степени доктора психологических наук. / Е..А. Бауэр. – Н.Новгород, 2012. – 82 с.
6. Верещагин, Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (Билингвизма). / Е. М. Верещагин. – М. – Берлин, 2014. – 162 с.
7. Выготский, Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 332с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-11695-3. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/566577/p.1 (дата обращения: 24.01.2025).
8. Гурьянчик, В.Н. Инклюзивная поликультурная образовательная среда как фактор социализации детей из семей мигрантов / В.Н. Гурьянчик, Н.С. Космалев // Педагогика и просвещение. – 2024. - №.1 – С. 183-205.
9. Демченко, И.И. Инклюзивное образование в рамках подготовки будущих учителей: методологический аспект / И.И. Демченко // Балканско научно обозрение. ‒ 2019. – Т. 3. – № 1(3). – С. 21-25.
10. Инклюзивное образование и его особенности / О.В. Улыбина, У.В. Хахалкина, Д.Ю. Домничев, Э.Ф. Фаизова, Ю.А. Беляева // Московский экономический журнал. – №10. – 2022. – С. 737-743.
11. Инклюзивное профессиональное образование в России: социальные и физиологические барьеры: монография / Л. В. Капилевич, Н. А. Лукьянова, К. В. Давлетьярова [и др.]. – Томск: ТГУ, 2018. – 250 с. – ISBN 978-5-94621-766-8. – Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/148707 (дата обращения: 24.01.2025). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
12. Инклюзивное образование: учебное пособие / Н. А. Борисова, И. А. Букина, И. А. Бучилова и др.; научный редактор: О. А. Денисова. – Череповец: Череповецкий гос. ун-т, 2016. – 162 с.
13. Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 [Электронный ресурс]//Официальный интернет–портал правовой информации (www.pravo.gov.ru):Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения:24.01.2025).
14. Макеева, Т.В. Генезис концепта «безопасное детство» в эпоху глобальных вызовов // Современные подростки в эпоху глобальных перемен: от делинквентности к психологической безопасности. / Т.В. Макеева. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2022. – С. 30-45.
15. Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2009. – №6. – С.3-9.
16. Малофеев, Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии / Н.Н. Малофеев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2018. – № 190. – С. 8-15.
17. Методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан. / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 221 с
18. Михальчи, Е.В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для вузов / Е.В. Михальчи. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 172 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-16837-2. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/563753/p.1 (дата обращения: 24.01.2025).
19. Новицкий, Н.Ю. Особенности функционирования мозга билингвов при выполнении речевых и общих когнитивных задач / Н.Ю. Новицкий // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – № 4 – С. 77-84.
20. Петрова, Г.В. Практика реализации инклюзивного обучения младших школьников / Г.В. Петрова // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 4. – С. 15-19.
21. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов, билингвов и мигрантов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в условиях ФГОС: учебно-методическое пособие / Н.Н. Касенова, О.В. Мусатова, С.В. Подзорова, Е.В. Ушакова / Новосиб. Гос. Пед. ун-т. – Новосибирск: тип. Кант, 2017. – 92 с.
22. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 21.02.2025) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]//Официальный интернет–портал правовой информации (www.pravo.gov.ru):Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения:24.01.2025).
23. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс]//Официальный интернет–портал правовой информации (www.pravo.gov.ru):Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения:24.01.2025).
24. Программа «Психолого-педагогического сопровождения процесса социально-психологической адаптации детей-мигрантов» [Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru/programma-na-temu-soprovozhdeniya-migrantov 6900515.html (дата обращения: 24.01.2025).
25. Проект «Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов (билингвов и инофонов)» Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/12/27/proekt-psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-migrantov (дата обращения: 24.01.2025).
26. Салманская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [Электронный ресурс]–URL:https://perspektivainva.ru/zakonodatelstvo/ mezhdunarodnoe/salamankskaya-deklaracziya-o-princzipah-politike-i-prakticheskoj-deyatelnosti-v-sfere-obrazovaniya-licz-s-osobymi-potrebnostyami/ (дата обращения: 24.01.2025).
27. Серегина, И.Н. Культурно-психологические особенности детей мигрантов: что нужно знать педагогу и что с этим знанием делать [Электронный ресурс] – URL: http://psy.su/feed/2635/ (дата обращения: 24.01.2025).
28. Сидоров, А.А. Дидактика инклюзивного начального образования: современные подходы / А.А. Сидоров // Педагогика. – 2021. – Т. 85. – № 5. – С. 36-42.
29. Тимофеева, Т.А. Особенности работы с детьми-инофонами в начальной школе [Электронный ресурс] – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/03/21/osobennosti-raboty-s-detmiinofonami-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 24.01.2025).
30. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) Электронный ресурс]//Официальный интернет–портал правовой информации (www.pravo.gov.ru):Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения:24.01.2025).
31. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]//Официальный интернет–портал правовой информации (www.pravo.gov.ru):Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения:24.01.2025).
32. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) [Электронный ресурс]//Официальный интернет–портал правовой информации (www.pravo.gov.ru):Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения:24.01.2025).
33. Хухлаева, О.В. Поликультурное образование: учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева, Э. Р. Хакимов, О. Е. Хухлаев. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 283 с.
34. Kempert, S. Children’s scientific reasoning in the context of bilingualism / S. Kempert, I. Hardy // International Journal of Bilingualism, 2015, 19(6), pp.646 – 664.
35. Kharkhurin A.V. The role of code-switching in bilingual creativity / A.V. Kharkhurin, L. Wei // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 2015, 18(2), pp.153 – 169.