Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Лесной фонд Российской Федерации: современное состояние и система платежей за пользование лесными ресурсами 5
1.1 Роль лесного фонда в экономике Российской Федерации 5
1.2 Платежи за пользование лесными ресурсами 9
Глава 2. Организация процесса администрирования платежей в лесном хозяйстве Томской области 18
2.1 Томское управление лесами и его деятельность по администрированию
платы за использование лесов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации 18
Глава 3. Направления улучшения системы администрирования платежей за пользование лесными ресурсами 31
3.1 Анализ современного состояния платности за лесопользование в
налоговых мировых системах: возможность использования зарубежного опыта в России 31
3.2 Несовершенство системы администрирования платежей за
лесопользование 37
3.3 Направления совершенствования системы администрирования
платежей за пользование лесными ресурсами 40
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 47
Леса России составляют почти 20% от всех лесных земель мира. Леса обладают множеством полезных свойств и поэтому служат объектом многостороннего использования для нужд человека. Заготовка древесины считается основным видом лесопользования со стороны людей, но использование лесов так же охватывает культурное и эстетическое значение.
Становление новых лесных отношений стало приводить к сокращению площади экономически доступных лесов. Исторический опыт России показывает, что лесное хозяйство может успешно вестись только при государственном лесоуправлении. Такой приоритет достигается в итоге длительного развития общества в области права, экономики и общественного сознания.
Действующая сейчас в России система платежей в бюджет за лесопользование не выполняет свое функционально и фискальное предназначение. Размер ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, несравнимо ниже аналогичных платежей и налогов в других странах. В доходах федерального бюджета РФ платежи за лесные ресурсы не превышают 0,2-0,4 %.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение процесса администрирования платежей в лесном хозяйстве на примере Томской области и предложение направлений их совершенствования.
Указанная цель объясняет решение задач, приведенных в следующей последовательности:
• описать общее использование лесных ресурсов;
• перечислить виды использования лесов;
• рассмотреть платежи за пользование лесным фондом и процесс администрирования платежей за лесопользование;
• изучить деятельность Томского управления лесами;
• сформулировать предложения для совершенствования системы администрирования платежей за пользование лесными ресурсами.
Объектом исследования является система платежей за лесопользование в Томской области.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия организаций регионального лесного комплекса и органами лесоуправления.
Недостаточность финансирования лесного сектора России привели к необоснованно широкому использованию органами государственной власти и управления административно-перераспределительных рычагов для решения задач воспроизводства лесных ресурсов страны. Экономически необоснованное перераспределение финансовых ресурсов от регионов-доноров к дотационным регионам не только не решило проблем в отрасли, не приостановило тенденцию роста убыточности, но и поставило под угрозу сохранность лесного фонда России, его экологическую и социально-экономическую миссию.
Для осуществления государственной политики в области рационального использования природных ресурсов, необходимо обоснование не только экономического механизма использования лесов, но и системы экологических ограничений режима лесопользования. Система экологических ограничений и регламент лесопользования должны исходить из свойств природных объектов. Они не могут быть изменены ни общественным укладом, ни системой экономики. Для этого нужно технологии лесопользования и используемую технику адаптировать в целях ее приближения к требованиям рынка, а также полного соответствия экологическим ограничениям и режимным требованиям.
Современная система платежей за лесные ресурсы не способствуют кардинальному улучшению финансирования отрасли. Механизм финансирования лесного хозяйства не стимулирует его доходности как основного критерия рыночной экономики.
Лесные платежи следует формировать исходя из принципов и требований рационального использования, сбережения и расширенного воспроизводства лесных ресурсов. При этом они неизбежно выступают как средство, экономически принуждающее лесозаготовителей и потребителей лесопродукции рационально и рентабельно работать, как экономический регулятор процессов развития и размещения отраслей лесного комплекса.
Налоговый статус платежей позволит повысить доходность в отрасли, развивать производство по глубокой переработке древесины, снизить экспорт сырья, увеличить конкурентоспособность продукции лесопереработки на мировых рынках.
В выпускной квалификационной работе предложены пути построения эффективной системы платежей за пользование лесными ресурсами, переход к налоговым механизмам платности лесопользования. Автором сформулированы предложения для совершенствования системы администрирования платежей за использование лесов в Томской области, применение которых поможет в будущем избежать проблем недостаточности финансирования
лесохозяйственных мероприятий, проблем невыясненных платежей, недоимки по платежам за лесопользование, которые сегодня не дают развиваться лесной отрасли.
1. Состояние лесов мира [Электронный ресурс] // UN FAO Global Forest
resources Assessment. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2012. - URL:
http: //www. fao. org/forestry
2. Федеральное агентство лесного хозяйства [Электронный ресурс] // Федеральное агентство лесного хозяйства. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/agency/about (дата обращения: 05.03.2018).
3. Петров А. П. Лесному законодательству нужны экономические ориентиры [Электронный ресурс] // Российские лесные вести : газета. - 2012. - № 2. - Электрон. версия печат публ. - URL: http://lesvesti.ru/news/expert/1915/ (дата обращения: 05.03.2018).
4. Писаренко А. И. Устойчивое лесопользование - основа устойчивого лесопользования / А. И. Писаренко. - М. : Лесное хозяйство, 2010. - 254 с.
5. Кондратюк. В. А. Эффективность лесного комплекса: проблемы, решения. // Лесная промышленность. - 2012. - № 1. - С. 2-3.
6. Лесной кодекс [Электронный ресурс] : федер. закон от 4 дек. 2006 г. № 200-ФЗ : (в ред. от 6 дек. 2011 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О Федеральном агентстве лесного хозяйства [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 23 сент. 2010 г № 736 // Федеральное агентство лесного хозяйства. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/docs/enactions/62
8. Зозуля В. В. Налогообложение природопользования: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // rudocs.exdat. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2000-2010. - URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index -238667.html
9. Платежи за пользование лесными ресурсами [Электронный ресурс] // Moneylnk : экономический портал. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2010. - URL: http://moneyink.ru/prirodooxramtelnaya-deyatelnost/265-platezhi-za-polzovanie-
lesnymi-resursami.html
10. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ : (в ред. от 3 дек. 2011 г.; с изм. и доп. от 1 янв. 2012 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. Платежи за пользование лесным фондом [Электронный ресурс] // Устойчивое лесопользование. - 2012. - № 4. - Электрон. версия печат. публ. - URL: http: //www.wwf.ru/data/publ_period/forest_mag8/04 .pdf
12. Бринчук М. М. Экологическое право : учебник / М. М. Бринчук. - М. : Юристъ, 2009. - 235 с.
13. Ерофеев Б. В. Экологическое право Российской Федерации : учебник / Б. В. Ерофеев. - М. : Юрист, 2008. - 368 с.
14. ОГУ «Томское управление лесами» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Томск, 2018. - URL: http://www.tomskles.ru/administration
15. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ; от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2008. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
... всего 37 источников