Введение
1. Анализ особенностей использования ИТ в системе управления персоналом учреждений государственной и муниципальной службы России 6
1.1 Особенности управления персоналом на этапах формирования и
развития государственной и муниципальной службы России 6
1.2. Использование информационных технологий в системе управления
персоналом государственной и муниципальной службы 12
1.3. Исследование подходов к построению ИАМ мониторинга систем
управления персоналом предприятий, организаций и учреждений 25
2. Оценка результатов деятельности и модели информационно¬
аналитической поддержки управленческих решений в системе управления персоналом Учреждения 46
2.1. Характеристика и анализ деятельности Учреждения и качества
трудовой жизни сотрудников 46
2.2 Анализ и оценка возможностей модели информационно-аналитической
поддержки управленческих решений в системе кадрового менеджмента Учреждения 64
2.3. Анализ удовлетворенности персоналом управления системой
информационно-аналитической поддержки их деятельности, ее состоянием и возможностями 78
3. Разработка информационно-аналитической модели поддержки
мониторинга в системе управления персоналом организации 88
3.1. Разработка структурной модели информационного обеспечения
бизнес - процесса поддержки мониторинга в системе управления персоналом организации 88
3.2. Разработка информационно-аналитической модели поддержки
мониторинга в системе управления персоналом учреждения 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
Приложение
Наш век - это век высоких информационных технологий (ИТ). Информационные системы развиваются с огромной скоростью и возможности, которые появились перед человечеством, растут с каждым днем. Большинство технологий, процессов стало автоматизировано и представлено в удобной и наглядной форме, что сокращает процент ошибок из-за человеческого фактора, и главное, помогает повысить эффективность работы.
Также ИТ затронули и предприятия не только в производственной среде, но и стали отличными средствами для помощи в управлении человеческими ресурсами. Благодаря ИТ руководству стало значительно проще отслеживать качество работы своего коллектива, проводить различные мероприятия и ускорить работу с документацией.
Повышение эффективности управленческой деятельности одна из важных задачей субъектов хозяйствования, рассматривающих персонал организации как главный стратегический ресурс развития. Решение данной задачи напрямую связано с качеством управленческих решений в системе управления персоналом организаций, зависящего от полноты, своевременности и достоверности кадровой информации, уровня профессиональной компетентности субъектов управления.
Качество работы любого предприятия, напрямую связано с его кадровым составом, и стоит уделить особое вниманию атмосфере в рабочем коллективе. Для высоких положительных показателей работы организации необходимо всегда поддерживать удовлетворенность своих сотрудников. Но при всем разнообразии программ, связанных с Управления кадрами, нет программ удобных и бесплатных для проведения мониторинга сотрудников.
Эффективным инструментом поддержки кадровых решений и, как следствие, обеспечения их качества является информационно-аналитической система мониторинга, разработка и внедрение которой в систему управления персоналом организаций весьма актуально для их руководства, не исключением является и объект исследования ВКР.
Объектом исследования выступает Управление по развитию культурной сферы, библиотечного обслуживания и физической культуры, которое является структурным подразделением администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район".
Целью данной работы является разработка и внедрение автоматизированной информационной системы мониторинга персонала.
В ходе работы над данным проектом предстоит решить следующие задачи:
- Проанализировать особенности управления персоналом учреждений государственной и муниципальной службы России
- Проанализировать опыт использования ИТ в системе управления персоналом государственных и муниципальных учреждений
- Рассмотреть требования, технологии и опыт построения информационно-аналитической модели (ИАМ) поддержки мониторинга в системе управления персоналом организаций
- Проанализировать показатели деятельности и возможности модели информационно-аналитической поддержки управленческих решений в системе кадрового менеджмента учреждения, с оценкой удовлетворенности
ее возможностями.
- Разработать ИАМ системы поддержки мониторинга в системе управления персоналом учреждения
- Оценить затраты и эффективность внедрения ИАМ поддержки мониторинга в систему управления персоналом учреждения.
В настоящее время многие предприятия уделяют повышенное внимание взаимоотношениям с потребителями и определяют эффективность своей деятельности через оценку удовлетворенности клиентов. Но ключевым ресурсом, благодаря которому эта удовлетворенность достигается, является персонал организации. И важным процессом в деятельности любой организации становится определение потребностей сотрудников и оценка степени их удовлетворенности.
В теоретической части ВКР была описана история развития государственной службы и методы, которые использовались в разные времена, и как различные методы влияли на формирование кадровой политики в государственных органах. Также была обоснована необходимость формирования в организациях оценки удовлетворенности персонала и разобрана сущность различных методов мониторинга.
В работе был произведен анализ основных факторов и источников, влияющих на удовлетворенность персонала, с позиции цикла PCDA и подробно рассмотрен процесс мониторинга удовлетворенности персонала. Также было определенно, что процесс мониторинга представляет собой документально и логически обоснованную совокупность процессов, направленных на получение объективной и достоверной информации относительно уровня удовлетворенности персонала учреждения.
На основании теоретических и практических исследований предметной области и ее особенностей в Управлении по культуре Нижнеудинского района было принято решение о создании системы мониторинга удовлетворенности персонала путем разработки анкетирования сотрудников.
В ходе работы была выполнена основная цель разработка и внедрение информационно-аналитической системы мониторинга персонала.
Все поставленные задачи были выполнены:
- Проанализированы особенности управления персоналом учреждений государственной и муниципальной службы России
- Проанализированы опыт использования ИТ в системе управления персоналом государственных и муниципальных учреждений
- Рассмотрены требования, технологии и опыт построения информационно-аналитической модели (ИАМ) поддержки мониторинга в системе управления персоналом организаций
- Проанализированы показатели деятельности и возможности модели информационно-аналитической поддержки управленческих решений в системе кадрового менеджмента учреждения, с оценкой удовлетворенности
ее возможностями.
- Разработаны ИАМ системы поддержки мониторинга в системе
управления персоналом учреждения
- Оценены затраты и эффективность внедрения ИАМ поддержки мониторинга в систему управления персоналом учреждения.
1. Малашенков, Алексей Анатольевич, Коляне (XIX - первая четверть XX
в.) [Текст] : историко-генеалогический атлас : [в 2 ч.] / А. А. Малашенков, П. В. Федоров // М-во образования и науки Российской Федерации, Мурманский гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский гос. пед. ун-т, 2010-2011 - 280 с.
2. Шаленко, В.Н. Информационные структуры в трудовых коллективах/ В.Н. Шаленко - М.// изд-во МГУ, 2004. - 239 с.
3. Босс-кадровик О продукте // Платформа Босс / 2017 - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://boss.ru/products/bk-about/ (Дата обращения 01.04.2017)
4. АиТ Софт Автоматизация управления персоналом // Продукты / 2017 - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.aitsoft.ru/products.html (Дата обращения 01.04.2017)
5. CommIT Информационные системы управления // Модуль "TRIM-
Персонал" / 2017 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://commit.name/index.php (Дата обращения 01.04.2017)
6. Компания АО “Центр информационных технологий Телеком-Сервис” //
2017 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.k-
press.ru/comp/2000/1/25telecom/25telecom.asp (Дата обращения 01.04.2017)
7. Рычихина Э.Н. Мониторинг как общая функция управления. Монография / Э.Н. Рычихина. - Ухта: УГТУ, 2012. - 168 с.
8. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 688 с.
9. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 2009. - 304 с.
10. Управление персоналом: учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 560 с.
11. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования / Роговин М.С., Залевский Г.В. - Томск, 2010. - 381 с.]
12. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение / Е.Б. Моргунов. - М.: ИД «Управление персоналом», 2014.-550с.
13. Тараненко В. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика. Тесты для отбора персонала / В. Тараненко. - М.: Ника-Центр, 2006. - 240 с.
14. Кондратьев В. Показываем бизнес-процессы / В. Кондратьев, М. Кузнецов. - М.: Эксмо, 2007 - 350 с.
15. Вдовин С. М. Разработка системы менеджмента качества организации / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И.
16. Бирюкова - Саранск: Изд-во Мордовского гос. университета, 2010 - 228 с.
17. Адаир Д. Н. Эффективная мотивация / Д. Н. Адаир - М.:
ЭКСМО,
18. 2007. - 256 с.
19. Алиев В. Г. Организационное поведение / В. Г.Алиев, С. В.
Дохолян.
20. М.: Экономика, 2004. - 310 с.
21. Атагунов В. И. Анализ понятия «удовлетворенность трудом» в
отечественной и зарубежной науке / В. И. Атагунов [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://hrconsalting.ru/eto-interesno/analiz-
ponyatiyaudovletvorennost-trudom-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-nauke/- Загл. с экр.
22. Бармакова Н. Удовлетворенность персонал: время оценить / Н. Бармакова // Справочник по управлению персоналом. - 2009. - № 11. - С. 86 -89.
23. Бас В. Удовлетворенность трудовой деятельностью как составляющая
24. эффективного организационного поведения / В. Бас, В. Воронин // Кадровик.-2009. - № 8. - С. 4 - 10.
25. Белова С. Н. Управление качеством образовательного процесса в вузе на основе мониторинга удовлетворенности потребителей образовательными услугами / С. Н. Бедова // Педагогические измерения. - 2008. - № 1. - С. 22 - 29.
26. Берлизева Я. В. Интегральная модель организационной лояльности персонала / Я. В. Берлизева // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - № 4 (56). - С. 174 - 178.
27. Бондаренко В.В. Повышение эффективности управления трудовыми ресурсами в условиях модернизации и перехода экономики на инновационный путь развития / В.В. Бондаренко, М.А.Танина - Пенза: РИО ВЗФЭИ, 2012. - 170 с.
28. Бондаренко В.В. Формирование интеллектуального потенциала образовательных организаций. Основы, модели, методы / В.В. Бондаренко - Пенза, ПГУАС, 2011. - 120 с.
29. Бриленок А. А. Управление персоналом / А.А. Бриленок // Методы менеджмента качества. - 2010. - № 10. - С. 34 - 38.
30. Борисова М. В. Взаимосвязь удовлетворенности трудом с уровнем профессионального выгорания / М. В. Борисова, В. В. Медведев // Актуальные проблемы науки. - 2014. - № 17. - С. 5 - 12.
31. Васильева Е. Ю. Системный мониторинг качества образовательной среды / Е. Ю. Васильева // Университетское управление: практика и анализ. 2008. - № 3 - С. 24 - 34.
32. Вдовин С. М. Разработка системы менеджмента качества организации / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова - Саранск: Изд- во
33. Мордовского гос. университета, 2010 - 228 с. Галимова Э. Э. Исследование роли эмоциональных составляющих в системе оценки удовлетворенности трудом и эффективности труда персонала / 197
34. Э. Э. Галимова // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 3(25). - С. 175 -180.
35. Гастев А. К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда / А. К. Гастев ; под общ. ред. Н. М. Бахраха, Ю. А. Гастева,
36. А. Г. Лосева, Е. А. Петрова. - Изд. 3-е. - М. : Либроком, 2011. - 478 с.
37. ГОСТ ISO 9000-2011. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 2013-01-01. - М.: Стандартинформ, 2013. - 70 с.
38. ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования». - Введ. 2013-01-01. - М.: Стандартинформ, 2013. - 36 с.
39. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» - М.: Стандартинформ, 2011. - 41 с.
40. ГОСТ Р ИСО 10014-2008 «Менеджмент качества. Руководящие указания по достижению финансового и экономического эффекта» - М.: Стандартинформ, 2009. - 28 с.
41. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности» - М.: Стандартинформ, 2012. - 139 с.
42. ГОСТ Р 54934-2012 OHSAS «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования» - М.: Стандартинформ, 2012. - 139 с.
43. Даеничева В. А. Управление персоналом в современных условиях / В. А. Даеничева // Сахар. - 2010. - № 1. - С. 19 - 24. Девятко И. Ф. Онлайн исследования и методология социальных наук: новые горизонты, новые (и не столь новые) трудности // Онлайн исследования в России 2.0 / Под ред. А. В. Шашкина, И. Ф. Девятко, С. Г. Давыдова. - М.: РИЦ Северо-Восток, 2010. - С. 17 - 30.
44. Жук С. Удовлетворенность трудом и лояльность персонала / С. Жук // Человек и труд. - 2011. - № 7. - С. 49-52.
45. Иванова Т. Ю. Организационная культура как синергетический инструмент координации в сетевой организации / Т.Ю. Иванова, А.Н. Иванов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2012. - №1. - С. 192-197
46. Казанцева Е. Н. Субъективные и объективные показатели удовлетворенности трудом / Е. Н. Казанцева // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Том 10, выпуск 1. С. 63-68.
47. Коротков Э. М. Управление человеческим капиталом: эффективность, деловая репутация, креативный потенциал / Э. М. Коротков // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 4. - С. 18-30.