Введение
1 Теоретическая часть. Теоретические основы
конкурентоспособности 8
1.1 Сущность и содержание конкурентоспособности 8
1.2 Методы оценки конкурентоспособности 15
1.3 Формирование конкурентоспособности оздоровительных
учреждений 22
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности ФГУ Центр санаторной реабилитации ФСС РФ «Туманный». 28
2.1 Общая характеристика учреждения 28
2.2 Анализ капитала 31
2.3 Анализ финансового состояния 40
2.4 Управленческий анализ 46
2.5 Заключительная оценка деятельности учреждения 52
2.6 Вопросы экологии 54
3 Проектная часть. Расширение дополнительных услуг ФГУ Центр
санаторной реабилитации ФСС РФ «Туманный» 57
3.1 Обоснование инвестиционного проекта 57
3.2 Затраты на реализацию инвестиционного проекта 61
3.3 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта 67
Заключение 74
Список использованных источников 78
Приложения А-Г 82
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы не вызывает сомнения. С развитием рыночных отношений и усилением конкурентной борьбы за потребителя повышение конкурентоспособности продукции и услуг стало первостепенной задачей всех учреждений и организаций в обеспечении их финансово-экономической устойчивости.
Вместе с тем многие методологические и методические вопросы формирования конкурентоспособности оздоровительных учреждений различного уровня в условиях нарастания конкуренции остаются слабо исследованными, не систематизированы и пути повышения конкурентоспособности оказания услуг центрами санаторной реабилитации. Все это также усиливает значимость темы дипломного исследования.
Большой вклад в исследование проблем конкурентоспособности продукции внесен представителями классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс). Ими проведен анализ и даны определения конкуренции и конкурентоспособности, выделены их виды, роль в рыночной экономике. Значительный вклад в теорию конкуренции сделан и представителями неоклассической экономической теории (Д. Кларк, A. Курно, А. Маршалл, Дж. Робинсон, М. Фридман), а также учеными научных школ современной экономической науки. Они доказывают, что рынок объективно порождает отношения конкуренции и конкурентоспособности продукции, учреждений, отраслей и стран, что они позволяют автоматически регулировать состояние экономики, уравновешивать спрос и предложение.
В условиях перехода России в 90-е гг. XX столетия к рыночной системе хозяйствования заметный вклад в изучение проблем конкуренции и конкурентоспособности внесли и российские ученые - Г.Л. Азоев, Д.Е. Ванин, Т.И. Гуляева, Е.Ф. Злобин, Ю.И. Коробов, И.М. Лифиц,
A. А. Литвинов, О.В. Михайлов, Е.И. Семенова, И.В. Стародубовская,
B. Д. Харитонов, А.Ю. Юданов. Ими уточнена сущность этих отношений,
выделены их особенности в рыночной экономике, разработаны показатели и пути повышения конкурентоспособности продукции и учреждений. Однако применительно к сфере услуг оздоровительных учреждений, эти вопросы исследуются пока слабо, сложилась даже определенная их недооценка.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является ФГУ Центр санаторной реабилитации ФСС РФ «Туманный».
Предметом исследования выступает конкурентоспособность услуг данного оздоровительного учреждения.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий для повышения конкурентоспособности ФГУ Центр санаторной реабилитации ФСС РФ «Туманный».
Для достижения поставленной цели обозначен и решен ряд задач:
1) рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности услуг оздоровительных учреждений;
2) выявить основные тенденции финансово-хозяйственной
деятельности ФГУ Центр санаторной реабилитации ФСС РФ «Туманный»;
3) дать оценку конкурентоспособности услуг данного
оздоровительного учреждения;
4) разработать мероприятий для повышения конкурентоспособности центра санаторной реабилитации;
5) рассчитать экономическую целесообразность и эффективность предлагаемых мероприятий.
Для решения обозначенной проблемы использовались общенаучные и специальные методы исследования: анализ научной и учебной литературы, наблюдение, обобщение, описание, вертикальный и горизонтальный анализ, финансово-экономический и сравнительный анализ.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три взаимосвязанных части, заключения, а также списка использованных источников.
В заключение, необходимо указать на то, что завоевание и сохранение конкурентных преимуществ является ключевой функцией управления не только коммерческим предприятием, но и любой организацией или учреждением. Особенно важно добиться конкурентных преимуществ на насыщенных рынках, где спрос удовлетворяется многими поставщиками. Данный вывод имеет непосредственное отношение к рынку оздоровительных услуг, поскольку приведет к повышению качества обслуживания рекреантов в конкретном реабилитационном центре и в самой отрасли в целом.
В рамках данной выпускной квалификационной работы разработаны мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ФГУ Центр санаторной реабилитации ФСС РФ «Туманный». Анализ финансово¬хозяйственной деятельности оздоровительного учреждения позволил выявить как особенности его состояния и развития, так и проблемы, требующие неотложного решения.
Структура активов учреждения характеризуется наличием как нефинансовых, так и финансовых активов, причем удельный вес нефинансового имущества в 2016 году составил 590,55 %, а финансовое имущество (-490,55 %). В структуре пассива большой удельный вес занимает финансовый результат (71,09 %), что можно охарактеризовать, как
отсутствие зависимости учреждения от внешних кредиторов.
Состояние актива баланса следует признать удовлетворительным. ФГУ Центр санаторной реабилитации ФСС РФ «Туманный» обеспечено основными средствами, эффективно используются нефинансовые активы, наблюдается сокращение величины дебиторской задолженности. Однако руководству необходимо совершенствовать порядок расчетов с прочими дебиторами.
Состояние пассивов баланса признано удовлетворительным. Вместе с тем отмечена устойчивая тенденция роста величины и доли обязательств, преимущественно за счет долгов по принятым обязательствам, ущербу и иным доходам, что может способствовать ухудшению финансового состояния ФГУ Центр санаторной реабилитации ФСС РФ «Туманный» в последующем периоде.
Анализ показателей эффективности деятельности показал, что учреждение существенное улучшило свое положение: доходы увеличились на 348 990 тыс. руб. Причем, если в 2015 г. доходность имела отрицательное значение, то в 2016 г. данный показатель стал положительным. Расходы за анализируемый период выросли незначительно: на 5%. Поскольку в течение 2015-2016 гг. расходы учреждения стабильно превышали доходы, то чистый операционный результат имеет исключительно отрицательные значения.
Анализ показателей эффективности деятельности выявил отрицательные значения всех показателей рентабельности, что объясняется отрицательным чистым операционным результатом деятельности
учреждения.
Анализ показателей финансовой устойчивости отражает преимущественно положительные тенденции. Рост следующих показателей: коэффициент соотношения заемных и собственных средств и коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками - оценивается положительно. Вместе с тем за анализируемый период отмечено снижение таких показателей: коэффициент автономии, коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованых средств и коэффициент маневренности. Вместе с тем, все показатели (за исключением коэффициента обеспеченности запасов и затрат собственными источниками) соответствуют нормативным значениям, что свидетельствует об отсутствии проблемы финансовой устойчивости для данного учреждения.
Анализ показателей деловой активности и эффективности деятельности также не позволяет дать однозначные оценки финансово-хозяйственной деятельности данного учреждения. Положительно оценивается увеличение большинства показателей рентабельности за 2015-2016 гг., а также рост
коэффициентов ресурсоотдачи. Отрицательную оценку получает рост периода оборачиваемости материальных запасов что свидетельствует о снижении эффективности их использования.
Таким образом, основной проблемой для ФГУ Центр санаторной реабилитации ФСС РФ «Туманный» является повышение доходности и снижение затрат на оказание услуг в данном лечебном учреждении.
В рамках выпускной квалификационной работы были разработаны мероприятия, предполагающие расширение дополнительных услуг, предоставляемых пациентам санатория. Руководству предлагается организовать курсы аэробики на базе имеющегося спортивного комплекса.
Абонемент включает посещение пациентом 10 или 20 занятий любого стиля (направления) в соответствии с составленным расписанием курсов аэробики. В соответствии со сложившейся практикой работы ФГУ Центр санаторной реабилитации ФСС РФ «Туманный» пациенты самостоятельно обеспечивают себя одеждой для занятий, необходимым инвентарем обеспечивает их санаторий.
Затраты на организацию курсов аэробики будут включать затраты на приобретение инвентаря в сумме 431,7 тыс. руб. Затраты на ремонт, оснащение и содержание помещения составят 449,2 тыс. руб. в течение первого года. Общая сумма затрат на организацию курсов аэробики составит 1 476,5 тыс. руб.
Поскольку в настоящее время лечебное учреждение не располагает собственными свободными средствами для финансирования предлагаемых мероприятий, то руководству санатория рекомендуется привлечение заемных средств в форме банковского кредитования. Полная стоимость кредита суммой 1 500 тыс. руб. на 3 года под 18 % годовых составит 2 040 тыс. руб.
Коэффициент экономической эффективности реализации
разработанного мероприятия составит 2,3 при нормативном значении 0,5; а срок окупаемости проекта составит 1,21 года при нормативном значении 5 лет, что свидетельствует о целесообразности его внедрения.
С целью определения эффективности предлагаемых мероприятий составлен прогноз основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ФГУ Центр санаторной реабилитации ФСС РФ «Туманный» и сравнение их с имеющимися данными по учреждению за 2016 г. Результаты данного прогноза свидетельствуют о следующем:
1) Выручка от реализации увеличится на 1,32 %, одновременно наблюдается увеличение себестоимости на 0,25 %, при этом произойдет сокращение убытков на 6,08 %.
2) Динамика роста выручки от оказания дополнительных услуг опережает рост себестоимости услуг санатория, что оценивается положительно, поскольку позволяет сократить убытки на 3 301,3 тыс. руб.
Увеличение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности повысит также относительные показатели эффективности деятельности ФГУ Центр санаторной реабилитации ФСС РФ «Туманный». Показатели рентабельности учреждения существенно возрастут.
Представленные данные прогнозируемого роста как абсолютных, так и относительных показателей эффективности деятельности учреждения свидетельствуют о целесообразности реализации на практике мероприятий, разработанных в рамках данной выпускной квалификационной работы
В целом, следует сформулировать вывод о том, что для усовершенствования деятельности ФГУ Центр санаторной реабилитации ФСС РФ «Туманный» необходимо систематически выявлять и максимально эффективно использовать имеющиеся возможности по управлению конкурентными преимуществами. И даже несмотря на то, что к концу года большинство санаторно-курортных организаций получают прибыль, рост их загрузки в межсезонье позволил бы значительное увеличить эффективность их деятельности.
1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СПС «Консультант Плюс».
2. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (согласно письму Минюста РФ от 5 августа 2003 г. № 07/8121-АК настоящий приказ признан не нуждающимся в государственной регистрации) // СПС «Консультант Плюс».
3. Абрютина, М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие / М. С. Абрютина. - М: Дело и Сервис, 2010. - 322 с.
4. Абрютина, М. С. Экономика предприятия : учебник / М. С. Абрютина. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 288 с.
5. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии / А. П. Агарков [и др.]. - М. : Дашков и Ко, 2013. - 400 с.
6. Андрианов, В. Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В. Д. Андрианов // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 3. - С. 47-49.
7. Артеменко, В. Г. Финансовый анализ : учеб. пособие / В. Г. Артеменко. - М.: ДИС, НГАЭ и У, 2010. - 253 с.
8. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации) / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2013. - 372 с.
9. Белоусов, В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 5(25). - С. 33-37.
10. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. - М. : ИНФРА- М, 2011. - 368 с.
11. Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учеб. для бакалавров / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков; под ред. В. И. Бусова. - М.: Юрайт, 2012. - 430 с.
12. Бухгалтерский учет в промышленности / под ред. проф. Новиченко П. П. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 364 с.
13. Валигурский, Д. И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д. И. Валигурский. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 518 с.
14. Вартанов, А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология / А. С. Вартанов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 205 с.
15. Волков, И. Г. Финансовый анализ, расчет чистых активов / И. Г. Волков // Экономика и жизнь. - 2011. - № 40. - С. 16-20.
16. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка: учеб. пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. - М.: ФОРУМ, 2009. - 333 с.
17. Елисеева, Т. П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т. П. Елисеева, М. Д. Молев, Н. Г. Трегулова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 480 с.
18. Ермолович, Л. Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Л. Л. Ермолович. - Минск: БГЭУ, 2014. - 450 с.
19. Ефимова, О. В. Анализ платежеспособности предприятий / О. В. Ефимова // Бухгалтерский учет. - 2010. - № 7. - С. 6-11.
20. Ефимова, О. В. Годовая отчетность для целей финансового анализа / О. В. Ефимова // Бухгалтерский учет. 2011. № 2. С. 3-8.
21. Забелина, О. Растущие цены глазами покупателя, или Как не стать «спекулянтом» / О. Забелина, Д. Забелин // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2015. - № 2. - С. 3-9.
22. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие / П. С. Завьялов. - М.: Инфра-М, 2011. - 228 с.
23. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие по спец. «Маркетинг» / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 437 с.
24. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.
25. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова - М.: ТК Велби, 2010. - 466 с.
26. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент / Ф. Котлер. 11-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 287 с.
27. Котляров, С. А. Управление затратами / С. А. Котляров. - СПб.: Питер, 2011. - 311 с.
28. Лифиц, И. М. Теория и практика конкурентоспособности товара и услуг / И. М. Лифиц. - М.: Юрайт-М, 2011. - 268 с.
29. Маркетинг: учебник для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / [И. М. Синяева и др.]. - М.: Инфра-М, 2013. - 383 с.
30. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 422 с.
31. Муравьев, А. И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. / А. И. Муравьев. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 248 с.
32. Организация производства и управление предприятием: учебник / под ред. О. Г. Туровца. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 505 с.
33. Плесовских, А. В. Маркетинговые исследования как информационный повод продвижения во внешней среде / А. В. Плесовских, Н. И. Коваленко // Маркетинг услуг. - 2014. - № 3. - С. 4-11.
34. Пфаненштиль, Н. Довольный клиент - лояльный потребитель. Проводим исследование удовлетворенности / Н. Пфаненштиль // Промышленный маркетинг. - 2015. - № 1. - С. 32-37.
35. Рыжова, В. В. Экономическое управление организацией: учеб. пособие / В. В. Рыжова, В. В. Петров. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 246 с.
36. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / Г. В. Савицкая. - 6-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2012. - С. 413.
37. Соколов, Я. В. Достоверность и добросовестность составления бухгалтерской отчетности / Я. В. Соколов // Бухгалтерский учет. - 2003. - № 12. - С. 9-14.
38. Сухачева, Г. Финансовый результат: начисленный и полученный / Г. Сухачева // Бухгалтерское приложение. - 2011. - № 19. - С. 3-8.
39. Филимоненко, И. В. Технология исследования конкурентов на рынке потребительской продукции предварительного выбора / И. В. Филимоненко, А. В. Худоногов // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2010. - № 2. - С. 3-8.
40. Финансы предприятий: учебн. пособие / под ред. Е. И. Бородиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 412 с.
41. Хабарова, Л. П. Распределение нераспределенной прибыли / Л. П. Хабарова // Бухгалтерский бюллетень. - 2008. - № 3.
42. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. - Ростов- на-Дону: МарТ, 2010. - 608 с.
43. Шеремет, А. Д. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / А. Д. Шеремет. - М.: ИПБ-БИНФА, 2011. - 310 с.
44. Экономика предприятия (организации): учебник / [Н. Б. Акуленко и др.]. - Москва: Инфра-М, 2011. - 638 с.