РЕФЕРАТ 3
Введение 3
1 Теоретические основы системы образовательного кредитования населения 5
1.1 Образовательный кредит как специфический вид потребительского кредита 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование образовательного кредитования в России 13
1.3 Барьеры входа на рынок образовательного кредитования и их пути преодоления 19
2 Анализ рынка кредитования физических лиц 25
2.1 Тенденции на российском рынке кредитования физических лиц 25
2.2 Динамика развития образовательного кредита в России 27
2.3 Анализ практики образовательного кредитования населения за рубежом 39
3 Особенности образовательного кредитования в ПАО «Сбербанк России» 45
3.1 Общая характеристика деятельности ПАО «Сбербанк России» 45
3.2 Условия образовательного кредитования в ПАО «Сбербанк» 50
3.3 Перспективы развития образовательного кредита «ПАО Сбербанк» 54
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 58
Приложение А 63
Приложение Б 64
Приложение В 65
Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества. Если среднее образование в России является обязательным и бесплатным, то проблема доступности получения высшего образования в последние годы привлекает внимание широкой общественности и исследователей не только России, но и большинства развивающихся и развитых стран, что иллюстрирует масштабность и актуальность проблемы во всем мире.
В настоящее время на территории России почти две трети студентов вынуждены учиться на коммерческой основе. Кроме того, в результате того, что доля бюджетных мест с каждым годом уменьшается, а стоимость обучения повышается, возникает вопрос о повышении его доступности для широких групп населения. В нашей стране люди привыкли получать образование бесплатно, а слово «кредит» у среднестатистического россиянина вызывает чувство недоверия и панический ужас. Несмотря на это образовательный кредит может быть альтернативным решением проблемы платного образования. Программа образовательного кредитования появилась в России сравнительно недавно и, к сожалению, не получила широкого распространения до сих пор. Необходимо изучить и понять главные причины непопулярности данного вида кредита, и постараться найти их пути решения.
Предметом исследования является организация образовательного кредитования, условия предоставления и выявление перспектив развития.
Объект исследования - ПАО «Сбербанк России».
Целью выпускной квалификационной работы бакалавра является выявление проблемы развития образовательного кредитования в России как форма кредитования физических лиц и предложить пути их решения.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие промежуточные задачи:
- Понять сущность образовательного кредита и определить его место среди других банковских продуктов;
- Ознакомиться с нормативно - правовой базой образовательного кредитования в России;
- Изучить барьеры входа на рынок образовательного кредитования и их пути преодоления;
- Рассмотреть динамику развития образовательных кредитов в России;
- Изучить модели образовательного кредитования в зарубежных странах, провести сравнительный анализ;
- Выявить основные проблемы и тенденции низкого спроса на образовательный кредит;
- Дать общую характеристику деятельности ПАО «Сбербанк России»;
- Изучить детально образовательный кредит с государственной поддержкой, предоставляемый ПАО «Сбербанк России»;
- Выявить основные тенденции образовательного кредита как банковского продукта ПАО «Сбербанк России».
Теоретической основой для написания работы послужили разнообразные источники по данной теме. В том числе, труды российских ученых таких как А.В. Рогалева, О.В. Моженко, О. Г. Савинов, И. Р. Фролова, Т. Ю. Осипова, Е.В Мироненко, С.Т. Косенко и др.
Структура выпускной квалификационной работы бакалавра обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Введение раскрывает актуальность темы, определяет цели и задачи, которые логически и последовательно раскрывались в главах. В теоретической главе бакалаврской работы полностью раскрыты основные аспекты темы, сущность образовательного кредита, механизм и условия его предоставления. Во второй главе рассмотрено практическое применение данной темы как в России, так и за рубежом. Третья глава характеризует деятельность «Сбербанка России», а также проведен анализ использования образовательного кредита в ПАО «Сбербанк России». В заключении сформулированы основные проблемы образовательного кредитования в России, даны рекомендации.
Образовательный кредит - это целевой кредит на образование, который на сегодняшний день не получил широкого распространения в России ведь общее количество выданных образовательных кредитов крайне невелико, но все же данный вид кредита имеет огромный потенциал.
По своей сути образовательный кредит является социальным продуктом, выгодным всем - сфере образования, банкам, государству и, конечно, потребителю. Основными преимуществами образовательного кредитования являются: низкие процентные ставки относительно потребительского кредитования на любые цели; возможность погашения основного долга и процентов после окончания обучения и получения диплома, т.е. из будущих доходов, полученных в результате осуществления профессиональной деятельности; возможность получения высшего образования на коммерческой основе, когда нет возможности обучаться на бюджете, а также возможность выбора вуза и специальности по своему желанию, а не исходя из полученных на ЕГЭ баллов.
Не смотря на положительные стороны образовательного кредита, к сожалению, он не является популярным банковским продуктом среди населения. Причинами этого служат следующие факторы, сдерживающие широкое распространение данного вида кредита: низкий уровень осведомленности о существовании образовательного кредита большей доли потенциальных заемщиков, а также и самих сотрудников банков; переплата за кредит может достигать довольно большой суммы; строгие условия предоставления в отношении постоянного подтверждения того, что ты обучаешься; для банка высокие риски невозврата кредитов и невозможности их точно просчитать, также отсутствие отдельных нормативных актов, регулирующих образовательное кредитование, является сдерживающим фактором развития данного вида кредита. Для эффективного регулирования в этой сфере кредитования необходим пересмотр, имеющихся нормативно- правовых актов и создание одного общего документа, где будут подробно затронуты все аспекты образовательного кредитования.
С 2014 году Сбербанк России предоставляет своим клиентам образовательный кредит с государственной поддержкой, который на рынке образовательного кредитования в России является лидером. Возможно, если государство продолжит разрабатывать, совершенствовать, а также привлекать другие банки страны к данном программе кредитования, то уже через пару лет спрос на образовательное кредитование в России возрастет.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2017)
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. 05.04.2016) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2017)
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.09.2016)
4. Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 28.08.2009 № 699 (ред. от 08.09.2010) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс]: постановление
Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от 26.01.2017) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Об утверждении правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1026 // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р 1026 // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О назначении стипендий Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и
технологического развития экономики Российской Федерации, на 2016/17 учебный год годы [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 29 апреля 2016 г. № 514 //
Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. Рогалева А.В. Образовательные кредитование в России и за рубежом // Современные проблемы науки и образования: Материалы VI Международой научно-практической конференции (29 февраля 2016г.): Сборник научных трудов / Научный ред. к.п.н. Ю.В. Мамченко. - М.: Издательство «Перо», 2016. - 86 с.
10. Рогалева А.В. Образовательные кредиты в России: параметры модели, опыт соседних стран // Развитие банковского сектора России в условиях неопределенности: Сборник научных трудов студентов и магистрантов / под ред. Н.Э. Соколинской и В.Е. Косарева. - М.: «РУСАЙНС», 2016. - 184 с.
11. Рогалева А.В. Этапы развития образовательного кредитования в мире и в
России// Актуальные проблемы социально-экономических наук: Материалы II
Международой научно-практической конференции (29 февраля 2016г.): Сборник научных трудов / Научный ред. к.п.н. Ю.В. Мамченко. - М.: Издательство «Перо», 2015. - 73 с.
12. Анисимова Д.С. Условия получения образовательного кредита в банках малого города // Наука и современность. - 2013. - № 26. - С.101-103.
13. Банковское розничное кредитование: неравномерное восстановление //
Аналитический центр НАФИ. - Электрон. дан. - [2017]. URL:
http://nafi.ru/analytics/bankovskoe-roznichnoe-kreditovanie-neravnomernoe-vosstanovlenie-/ (дата обращения: 27.05.2017)
14. Брагина Т.Е. SWOT-анализ ОАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс] / Т.Е. Брагина, А.И. Ахметшина // Nauka-rastudent.ru. - 2014. - №10. URL: http://nauka- rastudent.ru/10/2026/ (дата обращения: 21.03.2017)
15. Бровкина Н.Е. Закономерности и перспективы развития кредитного рынка в России / Н.Е. Бровкина. М.: КНОРУС, 2012. - 248 с.
..57