ВВЕДЕНИЕ 3-7
1. Интернет как канал продвижения малого бизнеса 8
1.1. Роль сети Интернет в продвижении малого бизнеса 8-10
1.2. Технологии продвижения малого бизнеса в Интернете 11-18
2. Анализ использования Интернет-технологий для продвижения малого
сельскохозяйственного бизнеса 19
2.1. Особенности использования Интернет-технологий для продвижения малого
сельскохозяйственного (отрасль пчеловодство) бизнеса в России 19-28
2.2. Конкурентный анализ опыта продвижения малого медового бизнеса в городе Томске через сеть Интернет 29-33
3. План рекламной кампании по продвижению в сети Интернет малого медового бизнеса индивидуального предпринимателя А.М.Еруцкого 34
3.1. Анализ деятельности индивидуального предпринимателя А.М.Еруцкого по продвижению малого медового бизнеса 34-35
3.2. Разработка плана рекламной кампании по продвижению в сети Интернет малого медового бизнеса индивидуального предпринимателя А.М.Еруцкого 35-47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48-49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников и
ЛИТЕРАТУРЫ 50-54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55-62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63-66
ПРИЛОЖЕНИЕ ЗА 67-76
ПРИЛОЕНИЕ ЗБ 77-83
ПРИЛОЖЕНИЕ ЗВ 84-85
ПРИЛОЖЕНИЕ ЗГ 86-88
ПРИЛОЖЕНИЕ ЗД
Интернет представляет собой коммуникационную систему, которая предоставляет множество возможностей для разных видов деятельности. Интерес к такому каналу проявила и бизнес-сфера. Именно развитие Интернета привело к изменениям в области управлением бизнесом, которое затронуло как внешние отношения между компанией и клиентами или партнерами, так и внутренние ее структуры. Тем самым, появились новые направления ведения бизнеса и новые способы его продвижения.
Сегодня продвижение в Интернете - это один из самых востребованных и доступных способов развития бизнеса не только на его начальных этапах, но и многолетней работы. Интернет полон большим многообразием инструментов, которые могут позволить повысить узнаваемость, увеличить приток клиентов, создать положительное восприятие к товару/услуге, увеличить продажи.
Глобальная сеть - это огромная и активная среда обитания разной аудитории. В сегодняшнее время люди немалую часть времени проводят в сети, поэтому заниматься продвижением бизнеса в этой среде стало не только эффективным, но и необходимым. Интернет позволяет охватить больше потенциальных потребителей, чем традиционные каналы коммуникации. Сеть, с помощью ее разных средств (интернет-технологии), дает возможность не только поддерживать связь с клиентами, но и находить новых потребителей. К тому же преимуществом в продвижении бизнеса в Интернете стоит отнести возможность небольших денежных затрат, в сравнении с оффлайн- инструментами. Это для молодой (малоизвестной или неизвестной) фирмы является немалым важным фактором. Существуют другие достоинства Интернета: мультимедийность, глобальность, быстрота, таргетируемость и т.д. Несомненно, все это и вызывает популярность продвижения малого бизнеса в сети.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается малый бизнес, направление деятельности которого одна из отраслей сельского хозяйства - пчеловодство. В России пчеловодство всё больше набирает обороты развития в такой сфере, как бизнес. Данная отрасль (пчеловодство) остается в десятках самых распространенных видов бизнеса в сельском хозяйстве.
«В соответствии с рекомендациями по рациональному питанию, разработанными в рамках реализации Федерального закона от 2 января 2000г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» продукты пчеловодства отнесены к одним из важнейших элементов оптимизации питания и обеспечения здоровья населения, к альтернативным источникам пищевых и биологических активных веществ, что способствует расширению рынка продуктов пчеловодства, увеличению продукции на их основе». По данным Росстата, российское пчеловодство с каждым годом увеличивает показатели, как в количестве пчелиных семей, так и в производстве меда. Исследователи, экономисты, бизнесмены утверждают, что сейчас, в стране, пчеловодством в большей мере занимаются люди, которые открывают свои частные пасеки. Крупных предприятий довольно мало. Получается, что каждый пчеловод самостоятельно реализует продвижение бизнеса/товаров/услуг, в зависимости от его поставленных целей. По статистике, средний возраст пчеловода варьируется от 45 - 50 лет , и наиболее вероятно, что он не так хорошо знает (кто-то даже не знает) о разных способах продвижения бизнеса в Интернете. В свою очередь, пчеловоды активно используют оффлайновые способы продвижения своей продукции, но и в малой степени используют для этого Интернет, ограничиваясь в основном только одной интернет-технологией. Тем временем, сеть для малого бизнеса предоставляет широкий спектр возможностей для его продвижения. Однако инструменты, используемые в Интернете, для продвижения малого сельскохозяйственного бизнеса практически не изучались, тем самым данная тема работы имеет недостаточную степень теоретической проработанности. Многие авторы, занимающиеся развитием сельскохозяйственного бизнеса, больше упоминают про четыре основных канала сбыта продукции: розничные сети, фермерские рынки (сюда же ярмарки), перерабатывающие предприятия и перекупщики. Несомненно, в сегодняшнее время они затрагивают такой канал, как Интернет, но акцентируют внимание на создание интернет-магазинов, веб-сайтов. Упоминание о такой информации можно встретить в основном в электронных периодических изданиях, тематических ресурсах. В связи с этим, информацию о различных способах (интернет-технологий) продвижения малого бизнеса в сети, независимо от направления деятельности, можно найти у авторов, которые пишут общие положения про инструменты продвижения бизнеса в Интернете. Например, Ф.Ю.Вирин в своей книге «Интернет-маркетинг. Полный сборник практических инструментов» объединил и систематизировал отдельно существующие и развивающиеся части интернет-маркетинга, такие как: контекстная реклама, веб-аналитика, вирусная реклама и другие. А вот Гришин В.Ю. писал в книге «Интернет и бизнес» про способы зарабатывания денег в Интернете и внедрение Интернет-технологий в традиционный бизнес.
Таким образом, проблемная ситуация состоит в том, что, несмотря на предлагаемые возможности Интернета в продвижении малого медового бизнеса или бизнеса, относящийся к другой сельскохозяйственной деятельности, авторы почти не уделяли достаточного внимания данной теме. Если они и касались темы, то писали в основном только про создание интернет-магазинов. Проблема данной выпускной квалификационной работы заключается в недостаточной изученности применения интернет-технологий в качестве эффективного инструмента продвижения малого сельскохозяйственного бизнеса в области пчеловодства.
Объектом данной работы является продвижение малого сельскохозяйственного бизнеса в сети Интернет. Предметом - использование Интернет-технологий продвижения малого бизнеса на примере индивидуального предпринимательства в сельскохозяйственной отрасли пчеловодства.
В качестве гипотезы данной работы выдвинуто предположение: использование таких Интернет-технологий и площадок, как группы в социальных сетях, доски объявлений, видеохостинги, сайты являются наиболее эффективными инструментами для продвижения малого сельскохозяйственного бизнеса индивидуального предпринимателя в области пчеловодства.
Цель работы - выявление особенностей продвижения в сети Интернет малого бизнеса в отрасли сельского хозяйства (пчеловодство).
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль Интернета в продвижении малого бизнеса
2. Описать технологии продвижения малого бизнеса в сети
3. Провести конкурентный анализ использования Интернет-технологий для продвижения малого сельскохозяйственного (отрасль пчеловодство) бизнеса в России
4. Изучить опыт продвижения малого медового бизнеса в г.Томске через сеть Интернет
5. Провести аудит деятельности индивидуального предпринимателя А.М.Еруцкого по продвижению малого медового бизнеса
6. Разработать план проведения и реализации рекламной кампании по продвижению в сети Интернет для малого медового бизнеса индивидуального предпринимателя А.М.Еруцкого
Задачи данной работы решаются с помощью таких методов, как: изучение и анализ литературы (анализ теоретического материала), мониторинг Интернета, сравнительно-аналитический метод, контент-анализ сайтов, социальных сетей и т.д., метод интервью, анализ и синтез, наблюдение, систематизация и прогнозирование.
Новизна данной работы в том, что в ней представлены основные инструменты (их особенности) наиболее подходящие для продвижения малого бизнеса в сети Интернет. Практическая значимость работы состоит в возможности применения теоритического материала, результатов исследования на практике при продвижении в сети Интернет малого бизнеса, относящийся к сельскохозяйственной отрасли: пчеловодство.
На фундаментальном уровне использованы труды М.Кастельса, одного из главных социологов давшего представления о «сетевом обществе». Он утверждал, что с развитием сети будут видоизменяться другие сферы общества, в том числе и экономика. Также для данного исследования опираемся на работы Д.Белла, рассматривающий постиндустриальное общество, которое будет вносить новые элементы в использовании информации, и будут происходить изменения во взаимоотношениях в обществе.
На общенаучном уровне рассматриваем работу Д.П.Гавры и его теорию социальных коммуникативных технологий.
В качестве методологической базы (специально-научный) данное исследование опирается на работы Д.Дикинса «Предпринимательство и малые фирмы», Д.Паттена «Успешный маркетинг для малого бизнеса», В.Гришин «Интернет и бизнес», А.Баранов «Три правила успеха Интернет-маркетинга» и др. Они утверждали, что сегодня сеть является одним из самых эффективных способов продвижения и предлагают различные инструменты продвижения бизнеса в Интернете.
Также для данного исследования были изучены электронные периодические издания, статьи тематических ресурсах, посвященные продвижению малого бизнеса (не исключение медового): журналы «Интернет-маркетинг», «Управление экономическими системами», «Креативная экономика», «Малый бизнес», «Мир пчеловодства», «Пчеловодство», «Записки фермера» и др.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается Интернет, как один из эффективных каналов продвижения бизнеса. В этой же главе описываются наиболее востребованные и доступные интерне-технологии для развития бизнес-деятельности. Во второй главе анализируется использование Интернет-инструментов для продвижения малого сельскохозяйственного бизнеса в России, а также изучается опыт продвижения томских пчеловодов в сети Интернет. Третья глава посвящена разбору коммуникативного аудита онланй- и оффлайн- инструментов, принимаемых индивидуальным предпринимателем А.М.Еруцкого в области медового бизнеса. Также глава содержит план проведения рекламной кампании по продвижению в сети Интернет для малого медового бизнеса индивидуального предпринимателя
В начале выпускной квалификационной работы была выдвинута гипотеза, согласно которой использование таких Интернет-технологий и площадок, как группы в социальных сетях, доски объявлений, видеохостинги, сайты являются наиболее эффективными инструментами для продвижения малого сельскохозяйственного бизнеса индивидуального предпринимателя в области пчеловодства.
Целью данной работы заключается в выявлении особенностей продвижения в сети Интернет малого бизнеса в отрасли сельского хозяйства: пчеловодство. В соответствии с поставленными во введении задачами были сделаны следующие выводы.
Во-первых, с развитием Интернета приходят к изменению подходы к управлению бизнесом, а также расширяются возможности в его продвижении. Сегодня продвижение в Интернете - это один из самых востребованных и доступных способов развития малого бизнеса. Одним из основных свойств среды Интернета является ее гипермедийная природа, которой характерна высокая эффективность в представлении и усвоении информации, что усиливает взаимосвязь между фирмами и потребителями.
Во-вторых, Интернет предоставляет большое многообразие технологий для продвижения малого бизнеса. Некоторые из Интернет-технологий являются бесплатными, что делает их наиболее востребованными среди платных инструментов. Зато платные технологии могут увеличить больше эффективности. У каждой Интернет-технологии свои преимущества и недостатки.
В-третьих, анализ использования Интернет-технологий для продвижения малого медового бизнеса в России показал, что пчеловоды весьма активно используют онлайн- инструменты. Среди всех технологий наиболее популярны социальные сети. Сайты же являются эффективным инструментом для продвижения малого медового бизнеса, когда находятся на верхних позициях при поисковой выдаче и когда на сайте уникальная информация, и когда прослеживается активность аудитории. Доски объявлений пчеловоды тоже активно используют для сбыта продукции. А видеохостинг «YouTube» не является в первом приоритете для продвижения малого медового бизнеса, хотя набирает большое количество просмотров даже при низком качестве видеоматериала. Пчеловоды для продвижения малого медового бизнеса используют разное количество Интернет- технологий (один сайт, сайт и социальные сети).
В-четвертых, анализ опыта продвижения малого медового бизнеса в городе Томске через сеть Интернет показал, что пчеловоды менее активны используют Интернет- технологии, по сравнению с анализом по России. Много кто использует лишь один способ продвижения бизнеса. В социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассниках» не так много сообществ по данной теме. Сайты, также как и при анализе использования Интернет - технологий в России, просты по структуре. Всего четыре сайта находятся на верхних позициях при поисковой выдаче. Пчеловоды активно используют для продвижения продукции доски объявлений. По результатам всего анализа выходит, что оффлайновое продвижение еще пока не особо уступает онлайновым способам, также у пчеловодов в приоритете являются компании-перекупщики.
В-пятых, опираясь на результаты проведённых анализов использования Интернет- технологий в продвижении малого медового бизнеса, как в России, так и в городе Томске, был разработан план рекламной кампании по продвижению в сети Интернет для малого медового бизнеса индивидуального предпринимателя А.М.Еруцкого. Основные параметры плана продвижения по каждому Интернет-инструменту: название, оформление группы (её наполнение), контент-план (тематики, регулярность), привлечение пользователей, активность аудитории. Реализация плана показала, что такие Интернет- технологии, как группы в социальных сетях, доски объявлений, видеохостинги являются наиболее релевантными бесплатными формами продвижения малого медового бизнеса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, гипотеза подтверждена. Использование таких Интернет-технологий и площадок, как группы в социальных сетях, доски объявлений, видеохостинги, сайты являются наиболее эффективными инструментами для продвижения малого сельскохозяйственного бизнеса индивидуального предпринимателя в области пчеловодства.