АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
Глава 1. Екатерина II и ее эпоха в истории и в представлении создателей сериалов
«Екатерина» и «Великая» 18
1.1. Эпоха Екатерины II в истории 18
1.2. История создания сериала «Екатерина» и ее основные участники 31
1.3. История создания сериала «Великая» и ее основные участники 41
Глава 2. Образы Екатерины II и ее окружения в сериалах «Екатерина» и «Великая» 48
2.1 Образ Екатерины II в телесериале «Екатерина» 48
2.2 Образ окружения Екатерины II в телесериале «Екатерина» 62
2.3 Образ Екатерины II в телесериале «Великая» 77
2.4 Образ окружения Екатерины II в телесериале «Великая» 87
2.5 Сравнение представления Екатерины II и ее окружения в сериалах 98
Заключение 103
Список источников и литературы
Актуальность исследования
В современной культуре кино является одним из наиболее визуально выразительных видов искусства, обладающим значительным этическим и эстетическим потенциалом воздействия на зрителя, вплоть до формирования определенных мировоззренческих установок у больших масс, кино - это инструмент трансформации общественного сознания. Это представляет исследовательский интерес для историков, ведь кинематограф может сформировать не только взгляд на мир, окружающий человека в настоящем, он способен выстраивать у зрителя картину прошлого, и зачастую она лишь частично соотносится с той информацией, которая известна научному сообществу. Эта проблема преследует кинопроизведения с самого их появления и до сегодняшнего дня. От того, какие именно события отбираются для показа и каким образом они демонстрируются, зависит то, какие идеи будут потом жить в массовом сознании и формировать негативный или позитивный образ прошлого и таким образом либо сеять раздор в обществе, либо наоборот консолидировать его. Кроме того, кино не только выступает транслятором идей, но и само впитывает актуальную повестку и может стать индикатором социальных перемен. Поэтому изучение кино - это, безусловно, актуальная тема для исторических исследований.
На фоне общей актуальности исследования кинематографа в целом и отражения в нем образов прошлого актуализируется изучение интереса кинорежиссеров к определенным историческим темам, тем более что тут есть над чем подумать. За последние 10 лет отечественный кинематограф предоставил достаточно много материала по эпохе Екатерины Второй: в 2014-2015 гг. вышли два масштабных сериала, один из них имеет уже четыре сезона, другой - два, и планирует третий. Такой внезапно вспыхнувший интерес к личности Екатерины II со стороны телевизионщиков определенно стоит обсуждения, тем более до 2014 года настолько больших проектов, в центре сюжета которых была жизнь императрицы, в отечественном кинематографе не было.
Также Екатерина II интересна в контексте гендерных исследований, как женщина, успешно обладавшая политическим лидерством. Она заслуженно считается самой яркой российской императрицей. Это имеет особое значение в контексте глобальных социальных изменений, что способствует вовлечению женщин в управление в различных сферах деятельности, включая политику. Современное общество нуждается в переосмыслении исторического опыта активного участия женщин в политической жизни государства через призму гендерных исследований в российской истории.
Историография
Историографию можно поделить по тем проблемам, которые охватывают исследователи, на работы которых я опиралась в своем исследовании. Первая группа исследователей посвятили работы методологии анализа кино и гендерным проблемам, вторая группа исследователей пишет об образе Екатерины II в кинопроизведениях, третья группа - изучают эпоху Екатерины II в истории.
Первая группа исследователей, занимающаяся вопросами методологии анализа кино и гендерных проблем, может в свою очередь быть поделена на два раздела, первая - о методологии кино и вторая - о методологии гендерных исследований. Так первый раздел открывается работой В. Беньямина, в своем произведении «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» он анализирует проблемную сторону трансформации произведений искусства в контексте развития технологий создания культуры. Автор замечает, что современное искусство проходит через ряд фильтров, и в первую очередь - это камера, которая дает возможность отфильтровать материал и оставить только нужное, так искусство превращается в чистовой вариант, лишается своей уникальности, «ауры». Таким образом, В. Беньямин выдвигает тезис о том, что подлинностью произведения искусства стоит считать совокупность всего, что вещь способна нести в себе с момента создания: от своего материального возраста до исторической ценности. В общем же автор поднимает проблему кино как массового искусства. Следующее произведение из данной группы - это «Кино: Визуальная антропология» Г. Грея . Автор в данном произведении акцентирует внимание на том, что кино и визуальные медиа - это не только средства развлечения, но и важные инструменты для исследования человеческой культуры. Также Г. Грей поднимает проблему того, как национальный контекст производства может повлиять на киноиндустрию. Г. Корте излагает основные идеи и подходы к анализу кино с точки зрения системного подхода в своей книге «Введение в системный киноанализ» . Исследователь рассматривает кино как сложную систему взаимосвязанных элементов: сюжета, визуальных и звуковых средств, монтажа, режиссуры и пр. В произведении подчеркивается, что есть разные уровни восприятия кино: визуальный, звуковой и смысловой. Также Г. Корте предлагает использовать структурный анализ, семиотику и теорию коммуникации для анализа различных кинематографических текстов. Ю.М. Лотман в своей книге «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» предлагает рассматривать кино с помощью семиотического подхода. Он представляет кино как особую систему знаков и символов, которая передает смыслы через визуальные и звуковые средства. В работе рассматривается значение монтажа как ключевого элемента формирования смысла и эстетического эффекта в кино. Кино - это сложное искусство символов, требующее глубокого анализа его знаковых систем. В.Н. Сыров в статье «Кино как исторический источник или некоторые размышления по поводу статьи О.Г. Усенко» рассуждает о кино как об уникальном документе эпохи, который отражает социальные, культурные и политические аспекты своего времени. Также выделяются специфические особенности кино как источника, в котором сочетаются визуальные образы, звуковое оформление и монтаж. Автор делает акцент на том, что такой источник как кино обязательно нуждается в критическом подходе при изучении, т.к. имеет в себе определенную идеологическую направленность. Очень важно осмыслять кино с учетом его художественных целей, пропагандистских задач и возможных искажений реальности. М. Ферро в своем произведении «Кино и история» акцентирует внимание на том, что кино является мощным инструментом формирования представлений о прошлом, который требует критического подхода и осмысления в рамках исторической науки. Он подчеркивает, что кино формирует образ прошлого у зрителей, создавая определенные стереотипы и представления о личностях и событиях. Поднимается проблема влияния идеологии на создание фильмов о прошлом, М. Ферро подчеркивает необходимость постоянного диалога между историками и кинематографистами для более точного отражения исторических фактов в кино.
Второй раздел, посвященный гендерным вопросам, открывается исследовательской работой Н.М. Великой и О.Г. Овчаровой «Консервативный поворот российского общества: гендерный акцент» , где исследовательницы наблюдают, как в последние годы появляется тенденция к укреплению традиционных семейных и гендерных ролей, что связано с консервативным поворотом в общественной политике и культуре. В работе рассматриваются также причины такого перехода к консерватизму: это как внутренние процессы в обществе, так и внешние факторы, такие как политика государства, религиозные организации и культурные тренды. В.Л. Дубровин и С.Н. Комиссаров в произведении «Консервативный поворот прокатного российского кино - шаг к восстановлению ценностного континуума? (на примере лидеров российского проката 2015-2020 гг.)» выявляют, что с 2015 года в российском прокате доминируют фильмы, пропагандирующие традиционные ценности, патриотизм и национальную идентичность. В работе рассматриваются конкретные фильмы и их создатели, которые стали кассовыми лидерами по сборам, подчеркивается их тематическая направленность на соответствующие ценности. Выделяются причины такого консервативного поворота. О.С. Гудова в своей статье «Гендерный аспект власти на примере самодержавных императриц в России» рассматривает гендерный аспект власти на примерах русских императриц XVIII века. Автор анализирует, как женщины-императрицы использовали свои позиции для укрепления власти и с какими ограничениями могли сталкиваться, также изучаются гендерные стереотипы, которые могли влиять на политическую карьеру таких женщин. О.С. Гудова также делает вывод о том, что длительное время женщин-императриц на российском троне не изменило традиционного представления о месте данной гендерной группы в иерархии властных отношений, как-то значительно повлиять на улучшение положения женщин в обществе в целом тоже не получилось. О.А. Кузьминова в статье «Политическое лидерство женщин в российской истории XVIII века как социально¬психологическое явление» рассматривает период правления женщин в России в XVIII веке, чтобы выявить устойчивые атрибуты женского правления, их влияние на ход российской истории. Также автор анализирует индивидуальные личностные особенности императриц, как каждая из них по-своему использовала социальные и психологические ресурсы для укрепления власти, их тактики взаимодействия с дворянством и бюрократией. И в целом делается вывод, что женское лидерство этого времени - это социально-психологическое явление, построенное на сочетании личных качеств, социальных ролей и культурных ожиданий. С.И. Реснянский и И.С. Амиантова представляют в своей статье «Гендер в российской истории: обзор новейших исследований» обзор исследований по гендерной проблематике в России, которые были опубликованы за последние тридцать лет. Авторы анализируют историографию вопроса о предпосылках и характере взаимосвязей исторической науки и гендерных исследований. Так, они приходят к выводу, что изучение гендерных проблем в исторической ретроспективе позволит более глубоко понять значение роли пола в российской истории. Также они отмечают, что современные исследования начинают использовать новые источники и междисциплинарные методы (культурологические и феминистские подходы). Уделяется внимание изучению влияния гендерных ролей на распределение власти и ресурсов в разные исторические периоды и изучается вклад женщин в разные сферы жизни России. А.Н. Чурушкина в статье «Гендерные исследования: из истории терминологии» прослеживает происхождение, изменение и закрепление ключевых терминов в гендерных исследованиях. В работе рассматривается как использование определенных терминов влияет на формирование общественного восприятия гендерных ролей и идентичностей.
Вторая группа представлена работами исследователей, которые разбирают репрезентации императрицы в кино. Так, Н.А. Лысова в своей работе «Репрезентация образа прошлого в современных отечественных игровых исторических фильмах» анализирует в целом проблему интерпретации образов прошлого в современных исторических игровых фильмах и телевизионных сериалах, делая упор на проблему возможной дезориентации массового зрителя относительно исторического прошлого под влиянием популярных кинопроизведений. Автор берет в работу только сериал «Екатерина» и кратко анализирует его наряду с многочисленными другими произведениями. Она не углубляется в изучение образа конкретно императрицы, а в целом пишет о том, как реконструируется создателями эпоха и какие несоответствия с историческими фактами в нем присутствуют. Н.Н. Крючков и А.Г. Астраханцева в статье «Образ Екатерины Великой в кинематографе» создали обзор в целом киновоплощений Екатерины в зарубежном и отечественном кинематографе. Они кратко охарактеризовали образы императрицы в сериалах «Великая» и «Екатерина», предложив свои причины такой их интерпретации на экране, уделили внимание анализу некоторых исторических ошибок, допущенных режиссерами. К.В. Иванова в исследовательской работе «Образ российских правителей в современном отечественном кинематографе» анализирует сериал «Великая» в контексте вопроса о том, может ли кинопроизведение основанное на исторических событиях стать источником знаний для обучения истории. Автор углубляется в изучение подготовки к съемкам телесериала и анализ исторического образа императрицы, того, как её представляли историки и современники, чтобы сопоставить это с образом Екатерины в сериале. Однако сам анализ образа императрицы в кинопроизведении очень краткий, К.В. Иванова отмечает только основные черты Екатерины: что вначале ее представляют маленькой хрупкой девочкой, оторванной от семьи, а позже сменой актрисы подчеркивают появившуюся у нее величественность, смелость и решительность, которые потом по мнению автора приведут княгиню на престол. Е.Е. Приказчикова в произведении «Без ума от Екатерины: Образы Екатерины Великой в современном российском кино (Искушения власти и легитимация настоящего)» анализирует картины больше с точки зрения их соотношения с реальной историей, выделяет основные идеи, закладываемые в них, отдельно разбирая патриотический элемент, а также кратко затрагивает гендерную проблематику, того, как изображается женщина у власти. Она кратко анализирует исторический контекст создания «Екатерины» и то, как современность отразилась в нем. С точки зрения психологии, она находит в Екатерине пример человека с синдромом Русалочки и комплексом Золушки и указывает на то, что главная героиня скорее является типичной представительницей женских мелодрам и мало соответствует своему прототипу в истории. «Великая» же по мнению Е.Е. Приказчиковой намного больше соответствует историческим фактам, исследовательница отмечает более основательную подготовку перед съемками этого сериала и замечает возросшее влияние религии в данном произведении по сравнению с «Екатериной», а также выделяет образ Екатерины как «матери-императрицы». В целом автор выделяет точки соприкосновения и различия исследуемых телесериалов и пытается найти причины привлекательности эпохи Екатерины II для современного российского кинематографа, но делается это все тезисно. И.Л. Савкина в статье «На троне и на Мавзолее: женщина и власть в новых российских исторических сериалах» анализирует образ Екатерины в обоих сериалах главным образом в контексте проблемы «гендер и власть», выявляет представления создателей об исключительно маскулинной природе власти. Исследовательница сопоставляет образ Екатерины в телесериалах с тем, что она пишет о себе в мемуарах и обнаруживает, что идея андрогинности, которую постулировала сама императрица, переносится в оба сериала деконструированной, создается некая полярность в образе Екатерины, как женщины и как императрицы, защитницы страны и завоевательницы. Иначе говоря, и то, и другое кинопроизведение показывает то, что политическая власть чужда женщине - именно это И.Л. Савкина замечает при сопоставлении сериалов.
Третья группа исследователей занимаются изучением эпохи Екатерины II в истории. Так, Т.И. Акимова в своём произведении «Становление образа императрицы в письмах великой княгини Екатерины Алексеевны к английскому послу сэру Чарльзу г. Уильямсу» исследует то, как Екатерина II сознательно конструировала свой образ будущей императрицы в переписке с послом Г. Уильямсом. Исследовательница выявляет в этом процесс перехода Великой княгини из «ученицы», которая только познает особенности международных отношений в позицию «воспитательницы», предъявляющей себя как влиятельного игрока на политической арене. П.К. Борзаковский посвящает книгу «Императрица Екатерина Вторая Великая» жизни и деятельности Екатерины II, освящая ее роль в преобразовании России, ее реформы в образовании, законодательстве, экономике, культуре. Автор акцентирует внимание и на внешней политике императрицы, а также изучает личность Екатерины. И.В. Васильева в статье «К вопросу об авторстве текста и значении манифеста Петра III о вольности дворянской» исследует документ манифест Петра III о вольности дворянской, выявляя возможных авторов текста, обстоятельства его создания. Исследовательница подчеркивает важность этого документа как одного из ключевых событий в истории российского дворянства, которое оказало значительное влияние на социально-политическую структуру страны. Также выявляется значение манифеста как инструмента по укреплению Петром III своей власти в среде дворянства и то, как документ отразил политические намерения императора. И.В.
Бочарников в своем исследовании «Князь Потёмкин Григорий Александрович. У него была смелость в сердце, смелость в уме, смелость в душе» анализирует основные моменты из жизни Г.А. Потемкина, его личностные качества, которые помогли князю достичь больших успехов и реализовать амбициозные проекты. Рассматривается вклад Потемкина в развитие России, его роль как реформатора и полководца. О.П. Ведьмин в своем исследовании «Русская «Госпожа Помпадур» при дворе Петра III» изучает личность и деятельность при дворе фаворитки Петра III Елизаветы Воронцовой. Автор исследует, как эта женщина влияла на политические процессы, на атмосферу в дворце, строила интриги, выступая как важная фигура в окружении Петра. Подчеркивается какое влияние Елизавета Воронцова могла оказывать на решения императора. Также затрагиваются вопросы о том, как личность и поведение Елизаветы могли отражать особенности российского дворцового быта и политической жизни того времени. О.А. Иванов в книге «Петр III. Загадка смерти» анализирует возможные причины смерти Петра III, подчеркивая, что точной версии случившегося до сих пор нет. Также автор рассматривает круг возможных лиц, которые могли быть причастны к смерти императора и варианты произошедшего: от естественных причин до возможного убийства по приказу или несчастного случая. Анализируется роль политических интриг и борьбы за власть при дворе в контексте смерти Петра, а также влияние такого исхода событий на дальнейший политический курс России. М.А. Киселев разбирает документ, официальный манифест, которым Екатерина II объявила о своем восшествии на престол в статье «Обстоятельный манифест о восшествии Екатерины II на престол 1762 г.: авторство и идейные
источники» . Автор выявляет, кто мог быть составителем документа и роль различных лиц в его подготовке. В произведении подчеркивается важность идейных основ манифеста, таких как идеи Просвещения, легитимности власти, прав народа и необходимости реформ, анализируются источники этих идей и их влияние на содержание документа. Также М.А. Киселев рассматривает исторический контекст появления документа, выясняет причины необходимости официального заявления о смене власти и то, как Екатерина таким образом укрепляла свои позиции на троне, формируя образ нового правителя. В.О. Ключевский в произведении «Императрица Екатерина II (1729- 1796)» исследует личность и деятельность Екатерины II, то какой она была по прибытии в Россию, какие качества помогли ей быстро адаптироваться к новой среде, и как потом они сыграли роль в ее восшествии на престол. Автор также выявляет, какие идеи были близки Екатерине, как это отразилось в ее «Наказе», подчеркивается ее приверженность идеям просвещения, желание модернизировать государство. Оценивается вклад императрицы в историю России, ее достижения и недостатки. В статье «Большая интрига при малом дворе» М.А. Крючкова показывает, как в условиях ограниченного дворцового окружения разворачивались сложные политические игры, влияющие на судьбы людей и государства в целом. Автор анализирует, как интриги использовались для достижения политических целей, смены власти или укрепления чьих-то позиций. И.В. Курукин в своей статье ««Горю желанием исполнить всевысочайшее... соизволение...». Корпус П.А. Румянцева и несостоявшаяся войны с Данией в 1762 году» анализирует историческое событие, связанное с подготовкой и возможным началом войны России с Данией в 1762 году и роль П.А. Румянцева в этих планах. Автор рассматривает политическую ситуацию в Европе и России в 1762 году, как российские высшие власти обсуждали возможность начала войны, какие дипломатические шаги предпринимались и почему военные действия так и не начались. Выявляются внутренние и внешние факторы, которые помешали реализации военного плана, а также особенности российской политики того времени и какой она могла стать, если бы война все-таки случилась и как это повлияло бы на историю России. А.В. Пушкова посвятила свою исследовательскую работу «Биография Григория Александровича Потемкина» рассмотрению истории жизни Г.А. Потемкина: его происхождение, ранние годы, служебную карьеру и личностные качества. Также изучаются его взаимоотношения с Екатериной II. М. Кушниров исследует историю жизни Г.Г. Орлова и его личность в статье «Последняя любовь Григория Орлова». Оценивается роль Григория Орлова в истории России, прослеживаются через его судьбу важные события эпохи. Автор также раскрывает историю взаимоотношений графа с его женой и затрагивает его отношения с Екатериной II после периода его пребывания в фаворитах. Т.Л. Лабутина в своей исследовательской работе «Екатерина II и ее двор глазами британского дипломата Джеймса Гарриса» анализирует восприятие российской императрицы и ее окружения через призму взглядов иностранного дипломата. Через описание Гарриса раскрываются особенности дворцовой жизни, этикета, культурных особенностей, взаимоотношений обитателей. Произведение подчеркивает роль иностранных наблюдателей в формировании образа России за границей. А.С. Мыльников в книге «Пётр III: Повествование в документах и версиях» анализирует исторические источники, свидетельства и различные версии, связанные с личностью и правлением Петра III. Автор подчеркивает, что история Петра складывается из множества документов, свидетельств современников и последующих версий, каждая из которых по-своему освещает его личность, показывая, как разные источники могут противоречить друг другу и создавать сложную и неоднозначную картину жизни императора по поводу которой не утихают дискуссии. Н.И. Павленко в своем труде ««Страсти у трона». История дворцовых переворотов» исследует феномен дворцовых переворотов, его причины и влияние на политику и развитие страны. Большое внимание автор уделяет фигурам ключевых участников переворотов, их мотивам, стратегиям и действиям, тому, как организовывались заговоры и на кого опирались те или иные персонажи. Еще один труд Н.И. Павленко «Екатерина Великая» посвящен истории жизни Екатерины II прямо от рождения до самой смерти. Исследуется ее личность, деятельность, а также отдельно уделяется внимание окружению: всем фаворитам, политическим деятелям, семье. Автор подчеркивает значимость эпохи Екатерины как времени значительных перемен, которые заложили основы современного российского государства. Произведение К.А. Писаренко «Елизавета Петровна» представляет собой биографический очерк, исследующий жизнь и правление Елизаветы Петровны. Автор раскрывает личность императрицы, ее умение держать власть и сохранять авторитет в сложных условиях. Также отмечаются значимые заслуги Елизаветы перед государством: расширение границ и улучшение международного имиджа России, развитие культуры, архитектуры. Подробно анализируется личность императрицы. С.Г. Пушкарев в своем труде «Обзор русской истории» проводит систематический анализ ключевых событий и личностей в российской истории. Автор раскрывает историю России от крещения Руси и древних княжеств до имперского государства и революционных преобразований XX века - влияние этих этапов на формирование российской идентичности. Особое внимание уделяется историческим персоналиям, оказавшим значительное влияние на историю государства. В статье Е.Н. Рассадиной «Фаворит Екатерины II - Григорий Григорьевич Орлов» раскрывается личность и деятельность Г.Г. Орлова. Автор подчеркивает роль Григория Орлова как одного из ключевых политических деятелей эпохи правления Екатерины II и его роль в восшествии великой княгини на престол. Рассматривается также роль Орлова как фаворита, их отношения с Екатериной, а также влияние графа на политические решения. Е.Н. Рассадина показывает как пик влияния Григория Орлова, так и закат их отношений с императрицей и его карьеры при дворе. М.М. Сафонов в статье ««Молодая Екатерина» в отечественной историографии» рассматривает как менялось восприятие и интерпретация личности и деятельности Екатерины II в её юные годы в отечественной науке, как историки разных эпох оценивали её характер, образование, политические взгляды. Особое внимание автор уделяет тому, как идеологические установки и политическая конъюнктура влияли на трактовку образа молодой Екатерины. М.М. Сафонов подчёркивает значимость именно раннего этапа её жизни, когда закладывались основы её политических взглядов и стратегии, которые потом проявились в её деятельности как правительницы. Следующее исследование М.М. Сафонова «Екатерина II - солдат Петра III» посвящено рассмотрению вопроса о том, какое влияние оказала политика Петра III на ее последующие шаги в качестве императрицы. Исследователь акцентирует внимание на том, что без фигуры Петра III не было бы Екатерины Великой. Его непопулярность в гвардии и среди элиты, слабость как правителя и откровенно пренебрежительное отношение к жене стали катализаторами переворота 1762 года. Также автор показывает, как долго Екатерина готовилась к захвату власти, манипулируя сложившейся обстановкой при дворе, т.е. переворот не был спонтанным решением. М.М. Сафонов развенчивает мифы о якобы безвольном Петре III и гениальной Екатерине, пришедшей к власти исключительно благодаря талантам. Ее победа была во многом обусловлена ошибками и слабостями мужа. В еще одной работе М.М. Сафонова «Презентация образа Петра III на страницах «Записок Екатерины II»» исследуется то, как Екатерина II в мемуарах создавала определенный образ своего мужа, в котором отразилось ее личное отношение к нему, чувства и политические взгляды. В произведении подчеркивается, что Екатерина часто субъективно изображает Петра в негативном ключе как некомпетентного правителя, что служит оправданием ее действий в 1762 году. Автор оценивает важность личных записей Екатерины как источника для понимания внутреннего мира императрицы. Следующий автор, Е.В. Сафонова, в своей статье «Дело о преступлениях помещицы Дарьи Салтыковой» исследует преступления Дарьи Салтыковой и выясняет, что она не просто жестокая помещица, а в какой-то мере типичный продукт крепостнической системы, где абсолютная власть над крестьянами развращала дворян и телесные наказания были повсеместной нормой. Отмечается, как с помощью взяток и связей Салтыкова могла долгое время оставаться безнаказанной, и только личное донесение императрице смогло что-то изменить. Автор освещает историческую важность дела Салтыковой, ведь оно стало первым публичным процессом в России над представителем высшего сословия за преступления против крепостных. Екатерина II использовала его для демонстрации «просвещенного правосудия», но при этом сохранила основы крепостного права, тем самым подчеркивается двойственность екатерининской эпохи. М.В. Трушина в статье ««Бедный, бедный Павел!» является ли император Павел I Романовым» исследует вопрос о происхождении Павла Петровича и проверяет достоверность гипотезы о том, что Павел I не состоит в родстве c отцом Петром III. По мнению автора статьи, Павел все же является законнорожденным сыном Екатерины и Петра. А отсутствие у пары длительное время детей, можно объяснить тем, что Пётр Фёдорович был болен. Известно, что после операции у них с женой наконец-то появился наследник.
В целом можно сказать, что есть много исследований, посвященных исследованию личности Екатерины в целом, про ее образы в отечественных и зарубежных фильмах, сериалах, но образ императрицы в недавних отечественных произведениях мало изучен. Образы из сериалов «Екатерина» и «Великая» нуждаются в более глубоком анализе, в вышеперечисленных исследованиях они получаются оторванными от исторического контекста, в котором были созданы телесериалы, так как анализа процесса создания, позиции авторов, специфики каналов трансляции - всего этого нет. В имеющихся работах делается акцент скорее на характер власти императрицы как женщины, каким образом режиссеры показывают, так сказать, политическую карьеру Екатерины, мало уделяется внимания достоверности передачи образа императрицы как личности. Не хватает также более подробного анализа достоверности событий, того, как они отбираются для показа на экране, характеристики окружения Екатерины Алексеевны имеются, но также нуждаются в большем анализе, особенно влияние на Екатерину Петра III и Елизаветы Петровны. Таким образом, рассматриваемую тему можно назвать малоизученной, нуждающейся в большей проработке.
Объект исследования - эпоха Екатерины Второй в истории России.
Предмет исследования - репрезентация образа Екатерины Великой и ее эпохи в современном российском кинематографе.
Цель исследования заключается в определении репрезентации образа Екатерины Второй на примере современных отечественных сериалов «Екатерина» и «Великая».
На основании цели выдвигаются следующие задачи:
1. Установить события и процессы эпохи Екатерины II, актуальные для
современного российского общества.
2. Выявить историю создания телесериалов «Екатерина» и "Великая".
З.Определить образ Екатерины II и ее окружения в телесериалах «Екатерина» и "Великая.
4.Определить особенности репрезентации эпохи Екатерины II в телесериалах «Екатерина» и «Великая».
Территориальные рамки охватывают страну создания сериалов - современную Россию.
Хронологические рамки охватывают годы выхода исследуемых телесериалов на экран. В работе будут анализироваться первые два сезона сериала «Екатерина» и единственные вышедшие два сезона сериала «Великая», т.к. последний сериал охватывает события из жизни и эпохи Екатерины II с момента ее прибытия в Россию и до окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг., что и обуславливает ограничение в рассмотрении сериала «Екатерина» только первыми двумя сезонами для более релевантного сравнения образа Екатерины II и ее эпохи при выявлении репрезентации образа императрицы в современном российском обществе. Таким образом, хронологические рамки будут обозначаться таким образом: 2014-2023 гг. Тем более, что период 2014-2023 годов для России имеет важное значение с тех пор, как был присоединён Крым, произошли значительные перемены во внешней и внутренней политике страны. Эти перемены, безусловно, отразились в общественном сознании, а киноискусство в свою очередь вобрало в себя новую повестку и настроения.
Методология исследования представлена следующими перечисленными ниже методами, подходом и принципом исследования:
1. Социокультурный подход позволит понять какие именно особенности политической жизни, повседневности двора и других характеристичных черт эпохи были взяты за историко-культурную основу данных сериалов
2. Семиотический метод позволит изучать источник путем анализа знаков и символов, из которых состоит кинопроизведение, это поможет истолковать его смыслы.
3. Сравнительно-исторический метод, который позволит выявить различия в образах императрицы и ее эпохи в телесериале и в исследовательском пространстве.
4. Общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, которые позволят провести ряд операций для сопоставления, обобщения и систематизации данных, в целом структурировать работу и сделать логичные выводы.
5. Принцип историзма для рассмотрения исторического контекста создания сериалов.
Источниковая база исследования
В качестве основных источников для данного исследования выбраны следующие отечественные телесериалы:
«Екатерина» 1 сезон 2014 года выхода, режиссеры: Александр Баранов, Рамиль Сабитов, сценарист Ариф Алиев, в главной роли - Марина Александрова ; «Екатерина» 2 сезон 2017 года выхода, режиссер Дмитрий Иосифов, сценарист Ариф Алиев .
«Великая» 1 сезон 2015 года выхода, режиссер Игорь Зайцев, сценаристы: Сергей Юдаков, Алексей Гравицкий, Сергей Волков, Марат Хисяметдинов, в главной роли - Юлия Снигирь ; «Великая» 2 сезон 2023 года выхода, режиссер Сергей Гинзбург, сценаристы: Сергей Юдаков, Алексей Гравицкий, Сергей Волков, в главной роли - Елизавета Боярская .
Следующая группа источников была использована в работе, чтобы выявить замыслы и идеи, которые закладывались при создании телесериалов, что, безусловно, поможет углубить анализ и сделать его более достоверным и обоснованным. Данная группа представлена различными интервью людей, причастных к созданию произведений. Так, были изучены высказывания Александра Баранова, Рамиля Сабитова, Арифа Алиева, Екатерины Ефановой, Дмитрия Иосифова, Игоря Зайцева, Сергея Гинзбурга, Рубена Дишдишяна, Елены Денисевич, Сергея Юдакова, Елизаветы Боярской, Алексея Гравицкого.
Также берутся как источники мемуары Екатерины , опять же, для большей достоверности анализа.
Структура работы включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав и заключения. В первой главе дается характеристика эпохи Екатерины Великой в истории и выявляется информация о создателях телесериалов и каналах трансляции. Во второй главе выявляются особенности образов Екатерины и ее окружения в телесериалах, а также проводится сравнение образа императрицы в сериалах.
Изучение репрезентации образа Екатерины II на примере современных отечественных сериалов «Екатерина» и «Великая» может помочь понять процессы, происходящие в современной России, ведь как раз в то время, как данные произведения начали выходить, произошли значительные перемены во внешней и внутренней политике страны. Эти перемены, безусловно, отразились в общественном сознании, а киноискусство в свою очередь вобрало в себя новую повестку и настроения.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, были установлены события и процессы эпохи Екатерины II, актуальные для современного российского общества. И в «Великой», и в «Екатерине» демонстрируются традиционные отношения между мужчиной и женщиной на примере Екатерины II и Петра III, фаворитов Григория Орлова и Григория Потемкина, много внимания уделяется семейной жизни императрицы. Также создателей интересуют события на международной арене: война России с Пруссией, с Турцией, ее дипломатические отношения с разными странами, раздел Речи Посполитой, также демонстрируются внутренние проблемы, такие как: крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева, Чумной бунт в Москве, интриги чиновников при дворе и пр. Все это так или иначе подвергается определенным изменениям со стороны создателей сериалов согласно их собственным критериям, какие, например, есть у канала «Россия-1» для всех их проектов, а также современной повестке, включающей в себя консервативный поворот в обществе и в государственной политике, изменения во внешнеполитическом курсе с 2014 года и охлаждение отношений России с Западом.
Также для выполнения цели была выявлена история создания телесериалов «Екатерина» и «Великая». Так, «Екатерина» была создана государственным каналом «Россия-1», и, главным образом, направление сюжета, задавалось «сверху». Все проекты этого канала на этапе создания подвергаются определенной цензуре и самоцензуре, чтобы соответствовать канонам канала «Россия-1» и запросу со стороны государства. Телесериал «Великая» был создан кинокомпанией «Марс Медиа» при поддержке «Первого Канала». Это произведение более самостоятельно от государственного влияния, и скорее является порывом «снизу», от патриотически настроенных граждан. В «Великой» также выразились черты современной русской действительности.
В конечном итоге для выполнения поставленной цели были определены образы Екатерины II и ее окружения в телесериалах «Екатерина» и «Великая» и особенности репрезентации эпохи Екатерины II в обоих произведениях. Оба сериала объединяют консервативные идеи: патриархальной модели отношений, традиционной семьи и ее ценностей. Прослеживается мысль - существует глубинное неравенство женщины перед мужчиной, обусловленное самой ее природой. Женщине у власти тяжело и одиноко, потому что она создана для другого - быть мягкой, нежной, привлекательной и слабой, но когда вокруг и внешние и внутренние враги, то показывать слабость нельзя. Екатерина в представлении сериалов - пошла против природы, отобрав власть у мужа. А в образах ее окружения это идея подчеркивается и развивается.
В «Екатерине» образ получился менее достоверным с точки зрения истории. В ней превалируют типично «женские» черты, большую часть в сериале занимает ее личная жизнь. Таким способом традиционная патриархальная роль для женщины активно навязывается государством. В «Великой» все не так навязчиво, более достоверно, реалистично и логично - но это и не госзаказ, а скорее то, как приняли и усвоили люди идеи, транслируемые «сверху» и то, к чему тянется народ. Современное российское общество в принципе переживает период восстановления традиционных ценностей, которые по многочисленным мнениям наиболее ровно вписываются в духовно-культурный генотип российской цивилизации, что во многом и обусловило образ Екатерины II и ее эпохи в изучаемых телевизионных проектах.
1. «Великая»: актеры и режиссер сериала рассказали о съемках// Вокруг ТВ. -
2015. - URL:
https://web.archive.Org/web/20190828064153/https://www.vokrug.tv/article/show/velikaya_snya ta_v_duhe_luchshih_zapadnyh_serialov_-_tyudorov_rima_i_bordzhii_50235/ (дата обращения: 08.05.2025).
2. «Государство — это мы» Дмитрий Иосифов. Интервью о кино и о жизни:
[видео] // YouTube: [сайт]. -22.05.2023. - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=aKs1wVwy8YA&ab_channel=%D0%93%D0%B0%D1%80 %D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1 %82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%8B (дата обращения: (05.06.2025).
3. «Екатерина Великая»: как снимают новый сериал// Tele.ru. - 2018. - URL: http://www.tele.ru/tv/serial/ekaterina-velikaya-kak-snimayut-novyy-serial/ (дата обращения: 11.05.2025).
4. «Екатерина»: Небритые дворяне и забывчивая принцесса// Комсомольская
Правда. - 2014. - URL: https://www.kp.ru/daily/26312/3190777/ (дата обращения:
28.05.2025).
5. «Как можно преодолеть недоверие зрителя к российским фильмам? Просто
снимать хорошее кино»// КиноВидеоБизнес. 2012. - URL:
https://kinobusiness.com/interview/kak-mozhno-preodolet-nedoverie-zritelya-k-rossiyskim- filmam-prosto-snimat-khoroshee-kino/ (дата обращения: 10.05.2025).
6. «Можно подумать, что «Великую» стали делать из-за Крыма. А мы начали
работу ещё 4 года назад»// Гудок. - 2014. - URL:
https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1226342 (дата обращения: 11.05.2025).
7. «Хочу посмотреть на того, кто считает, что ролью хана Берке я плюнул в лицо татарам»// Бизнес Online/ - 2018. - URL: https://www.business-gazeta.ru/article/378150 (дата обращения: 15.06.2025).
8. Автор сериала «Екатерина» Рамиль Сабитов: «Сегодня в телевидении меня интересует только футбол»// Столица С. - 2016. - URL: https://stolica-s.su/archives/31023 (дата обращения: 28.05.2025).
9. Ариф Алиев: «Шушинские корни нашу семью не отпускают»// Каспий. - 2017. - URL: https://www.kaspiy.az/arif-aliev-susinskie-korni-nasu-semyu-ne-otpuskayut (дата обращения: 07.05.2025).
10. В сценариях мы наравне с американцами// Коммерсант. - 2019. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4141095 (дата обращения: 07.05.2025).
11. Великая [Телесериал] / реж. Игорь Зайцев в - Киностудия Марс Медиа Энтертейнмент, 2015 г.
12. Великая [Телесериал] / реж. Сергей Гинзбург в - Киностудия Марс Медиа Энтертейнмент, 2023 г.
13. Екатерина [Телесериал] / реж. Александр Баранов, Рамиль Сабитов в - Киностудия Амедиа, 2014 г.
14. Екатерина [Телесериал] / реж. Дмитрий Иосифов в - Киностудия Амедиа, 2017 г.
15. Екатерина II. Дневник императрицы. Екатерина II / Екатерина II - М.: Рипол Классик, 2013. - 256 с.
..75