Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ психологических аспектов психогенного переедания 8
1.1. Теоретический обзор исследований проблемы психогенного переедания . 8
1.2. Особенности феномена перфекционизма и его связь с психогенным
перееданием 21
1.3 Основные подходы к изучению совладающего поведения 31
1.4. Выводы 42
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических аспектов психогенного переедания 44
2.1. Описание выборки 44
2.2. Процедура исследования 44
2.3. Описание результатов исследования 47
2.4. Обсуждение результатов исследования 52
2.5. Выводы 53
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение А 62
Приложение Б 66
Приложение В 78
Приложение Г 80
Приложение Д 82
Приложение Е 85
Психогенное переедание — распространённая проблема. По данным Всемирной организации здравоохранения [7] 30-70% населения в развитых странах Европы имеют избыточный вес, 10-30% страдает ожирением. За последние 50 лет число людей, страдающих ожирением, во всём мире, увеличилось втрое [1]. По данным Росстата, в 2018 году в Российской Федерации распространённость ожирения среди взрослого населения составила 20,6% [43]. Если эта тенденция сохранится, то во всех экономически развитых странах, большая часть населения будет болеть ожирением. По прогнозам ВОЗ к 2030 году до 41% всего населения будут иметь избыточный вес [8].
Согласно МКБ-10 к расстройству пищевого поведения, приводящего к ожирению, относят психогенное переедание. В МКБ-10 психогенное переедание квалифицируется как «Переедание, связанное с другими психологическими расстройствами» (F50.4) и определяется как реакция на дистресс, которая приводит к перееданию с целью облегчения эмоционального дискомфорта. На основании диагностических критериев психогенное переедание возникает в результате воздействия стрессовых событий, таких как несчастный случай, тяжёлая утрата, рождение ребёнка и т.д. [33].
Актуальность проблемы нельзя переоценить. Психогенное переедание приводит к набору веса. Это, в свою очередь, вполне закономерно может приводить к ожирению, а это, в свою очередь, к различным тяжелым хроническим заболеваниям, таким как сахарный диабет, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, холецистит и к некоторым другим [35]. К тому же, одним из последствий ожирения является сокращение продолжительности жизни. При умеренно выраженном избыточном весе продолжительность жизни уменьшается на 3-5 лет, при выраженном ожирении этот показатель возрастает до 15 лет. Если решить проблему с ожирением, средняя продолжительность жизни человека может увеличиться на четыре года [8]. Эту проблему можно и нужно решать заблаговременно, эффективно выявляя и работая с людьми, страдающими психогенным перееданием.
Психогенное переедание выступает одним из видов аддиктивного поведения, которое основано на поиске доступного способа борьбы со стрессом. Однако, несмотря на широкую распространенность в мире людей с избыточным весом, в рамках психологии психогенное переедание представляет собой проблему, далекую от разрешения.
Психогенное переедание является следствием эмоциогенного пищевого поведения т.е. когда человек использует приемы пищи для совладания со стрессовыми ситуациями [5]. Изучая литературу по этой проблеме, мы обнаружили, что одна из частых жалоб лиц с психогенным перееданием связана с требовательностью к себе, желанием стать идеальными. Они стремятся к идеалу, который невозможно достичь, оценивают себя лишь на основе собственных достижений и продуктивности, придираются к любым маленьким недостаткам в своём теле [34].
На основании этих данных, мы предположили, что существует связь между перфекционизмом, тревожностью, используемыми копинг-стратегиями и психогенным перееданием.
Объект исследования — личностные особенности женщин с психогенным перееданием.
Предмет исследования — перфекционизм, копинг-стратегии, тревожность у женщин с психогенным перееданием.
Для проверки были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Существует различие в специфике перфекционизма между респондентками без эмоциогенного пищевого поведения и с эмоциогенным пищевым поведением:
- Для респонденток с эмоциогенным пищевым поведением будет более характерен социально-предписанный перфекционизм, чем для группы респонденток без эмоциогенного пищевого поведения;
- Для респонденток с эмоциогенным пищевым поведением более характерен высокий показатель по интегральной шкале перфекционизма;
2. Существует прямая связь между эмоциогенным пищевым поведением и уровнем напряжённости копинг-стратегии «бегство-избегание»;
3. Существует различие в уровне тревожности между респондентками без эмоциогенного пищевого поведения и с эмоциогенным пищевым поведением:
- Для респонденток без эмоциогенного пищевого поведения характерен менее высокий уровень тревожности, чем для респонденток с эмоциогенным пищевым поведением.
Цель исследования — установить характер связи между перфекционизмом, копинг- стратегиями, тревожностью у женщин с психогенным перееданием.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к анализу перфекционизма, копинг-стратегий в психологии.
2. Проанализировать психологические теории психогенного переедания и личностные особенности при психогенном переедании.
3. Провести анализ литературы по проблеме перфекционизма, копинг- стратегий у женщин с психогенным перееданием.
4. С помощью специально подобранных тестов выявить выраженность показателей перфекционизма, копинг-стратегий, тревожности у женщин с психогенным переедание и у женщин без него.
5. С помощью критерия Манная-Уитни выявить различия выраженности показателей перфекционизма, копинг-стратегий, тревожности у женщин с психогенным перееданием и у женщин без него.
6. Сделать вывод о различиях выраженности показателей перфекционизма, копинг-стратегий, тревожности у женщин с психогенным перееданием и у женщин без него.
Выборка. В исследовании приняли участие две группы респонденток:
• Экспериментальная группа — женщины с психогенным перееданием (50 человек).
• Контрольная группа — женщины без психогенного переедания (50 человек).
Методики исследования:
1. Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
2. Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана.
3. Голландский опросник пищевого поведения DEBQ.
4. Методика “Шкала тревоги Бека”.
Модель эмпирического исследования.
1. Сформировать выборку женщин с психогенным перееданием (экспериментальная группа) и контрольную — женщины без психогенного переедания.
2. С помощью опросников выявить выраженность показателей
перфекционизма, копинг-стратегий, тревоги у респонденток
экспериментальной и контрольной групп.
3. Проанализировать различия выраженности показателей перфекционизма, копинг-стратегий, тревоги у женщин с психогенным перееданием и у женщин без психогенного переедания при помощи U-критерия Манна-Уитни.
Методы статистической обработки результатов.
Для изучения нормальности распределения нами был применён критерий Колмогорова-Смирнова. Для выявления статистически значимых различий выраженности показателей, таких как: перфекционизм, тревожность, копинг- стратегии у респонденток экспериментальной и контрольной групп мы применили непараметрический критерий Манна-Уитни. Для выявления значимых связей между изучаемыми феноменами нами был применён критерий корреляции Спирмена.
Для женщин, не страдающих психогенным перееданием, свойственно иметь довольно низкие показатели тревожности, по сравнению с теми, кто страдает психогенным перееданием.
Наиболее напряженные копинг-стратегии в эти группах совпадают: «самоконтроль» и «бегство-избегание». При этом, стоит отметить, что женщины без психогенного переедания чаще прибегают к копинг-стратегии «поиск социальной поддержки». Это нам видится довольно важным наблюдением, т.к. это означает, что при недостатке внутренних ресурсов для совладания со стрессом, они могут обращаться к социальному окружению, для преодоления особо стресогенных ситуаций. Что в свою очередь, приводит к некоторому снижению аффекта, который и лежит в основе психогенного переедания.
Можно отметить, что паттерн, наблюдаемый в группе женщин с психогенным перееданием, в контексте предпочитаемых копинг-стратегий, несколько излишне ориентирован на внутренние ресурсы актора. Получается, что они с большей вероятностью постараются справиться со сложностями, с которыми им приходится сталкиваться, самостоятельно, а это, в свою очередь, приводит к нарастанию стресса и развитию психогенного переедания.
Не менее важной здесь видится и роль перфекционизма, в развитии подобных сложностей. Полученный профиль напоминает порочный круг паники, описывающий возникновение и закрепление панических атак в парадигме когнитивно-поведенческой терапии. Проще говоря, довольно высокий уровень перфекционизма, направленного на себя, и так создает основу для завышенных требований и, закономерно, увеличения стресса. А здесь же добавляется и влияние социально-предписанного перфекционизма, что, в итоге, приводит и к выявлению в среде различных требований к внешнему виду женщин. Требований, которые могут быть далеки от реальности и могут приводить к увеличению стресса. Все это будет поддерживать психогенное переедание и способствовать его развитию.
Возможно, этим можно также объяснить более высокие, по сравнению с группой женщин без психогенного переедания, показатели и по другим типам пищевого поведения.
В этом свете высокие показатели уровня тревожности выглядят довольно уместными и не требуют дальнейших интерпретаций.
В дальнейших исследованиях имеет смысл увеличить выборку, а также добавить методики для исследования социальной жизни респонденток. В ходе бесед с женщинами, выяснилось, что эпизоды нарушений пищевого поведения нередко связывались с коммуникацией с кем-либо из окружения. Чаще это были подруги или мать, которые комментировали внешний вид респонденток и указывали на несоответствие каким-либо «стандартам». В рамках этого исследования не был дан ответ на вопрос «что дает определенным женщинам устойчивость перед подобными комментариями»? Полученные результаты наводят на мысль о том, что это может быть связано с благополучной социальной средой и адаптивным взаимодействием с ней. Как можно заметить, напряженность копинг-стратегий у женщин с психогенным перееданием шире, тревожность выше и той социальной ориентации, которую мы обнаружили в группе женщин без психогенного переедания, обнаружить не удалось. На эти вопросы позволят ответить будущие исследования.
1. Аметов А.С. Ожирение. Современный взгляд на патогенез и терапию: учебное пособие. Москва: ГЭОТАР -Медиа, 2019. Т. 1. 384 с.
2. Бен-Шахар Т. Парадокс перфекциониста. Москва: Манн, Иванов и Фербер. 2013. 250с.
3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению. Часть 1. // Психологический журнал, 2006, том 27.
4. Вахтель Л.В. Психологические парадоксы перфекционизма. Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. Воронеж. 2016. С.126 - 129.
5. Вознесенская Т.Г. Расстройства пищевого поведения при ожирении и их коррекция. Ожирение и метаболизм. Москва: ЭНЦ. 2004. С.2-6.
6. Воликова С.В. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам / С.В. Воликова, А.Б. Холмогорова, А.М. Галкина // Вопросы психологии. - 2006. - Ыо5.-С.23-32.
7. Всемирная организация здравоохранения.l.JRL:littps:Avvv.euro.vlK) .int/ru/health-topics/noncommunicable diseases/obesity/data-and-statistics.
8. Всемирная организация здравоохранения.URL:https://www.rospotreb nadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=12824.
9. Гаранян, Н.Г. Психологические модели перфекционизма / Н.Г. Гаранян // Вопросы психологии. - 2009. - No 5. - С. 74-83.
10. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Перфекционизм, депрессия и тревога. Консультативная психология и психотерапия. Москва: МГППУ. 2001. No 4. С. 18-48.
11. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) / Н.Г. Гаранян // Терапия психологических расстройств. - 2006. - No 1. -С. 2.
12. Гарчева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: автореф. дисс. канд. психол. наук. Ин-т психологии. М. 2006. 24с.
13. Гетманчук Е.И. Клинико-психопатологическая и медико-психологическая характеристика больных с психогенной гиперфагией // Арх1в психхатрй. 2012. Т. 3. No 7.
14. Гладышев О.А. Гиперфагические реакции в рамках расстройств пищевого поведения. клинические особенности и терапия. РФК. Москва: Столичная издательская компания. 2014. С. 190-194.
15. Грановская Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. — СПб.: Речь, 2007. — 476с...58