Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Потребительское кредитование в РФ. Теория, практика и законодательство 5
1.1 Современное состояние банковского сектора в экономике страны 5
1.2 Кредитные услуги банков на рынке потребительского кредитования РФ 8
1.3 Основы теории потребительского кредита в экономике 16
1.4 Принципы кредитования, реализуемые в практике кредитной деятельности банков 27
Глава 2. Тенденция развития потребительского кредитования 35
2.1 Тенденции на зарубежном рынке банковского обслуживания физических лиц 35
2.2 Тенденции на российском рынке банковского обслуживания физических лиц 40
2.3 Проблемы построения кредитных отношений и пути их решения в современных
реалиях 45
Глава 3. Организация потребительского кредитования на примере регионального банка
ПАО "СовкомБанк" 55
3.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «Совкомбанка» и его
основные кредитные продукты 55
3.2 Кредитный продукт карта Халва ПАО «Совкомбанк», его специфика и сравнение
с аналогами других банков 61
3.3 Перспективы развития сектора потребительского кредитования физических лиц в
ПАО "Совкомбанк" 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
Список используемой литературы: 77
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что в России существенно изменились состав и структура денежных доходов населения в сторону их постепенного снижения. Сейчас кредитование становится популярней, чем это было десять лет назад из-за развития самой сферы, а также доступному покрытию сети отделений банка, в том числе, и упрощению интернет банкинга. Еще несколько лет назад, люди смотрели на возможность получения ипотеки, как на что-то редкое и доступное лишь единицам, хотя ставка и до сих пор высока, если сравнивать с развитыми странами. Сегодня практически нет банков, которые бы не предоставляли услуги ипотеки, автокредит, а также денежные займы в том числе, на прямое приобретение товаров или услуг.
Ситуация, которая сложилась в России, является одной из основных причин развития кредитного рынка для частных лиц: выдачи потребительских кредитов, автокредитования, ипотечного кредита, образовательного, кредита на покупку товаров, различные карты кредитные и рассрочки и т.д. Происходящее сейчас в сегменте розничного кредитования похоже на битву, главная цель которой - кредиты. В "боевых" действиях задействованы участники с обеих сторон рынка. Заемщики борются с кредитными организациями за относительно дешевые деньги. Банки - за "правильных" клиентов, чья вероятность дефолта минимальная. Коллекторы - за прибыль, полученную по итогам взысканной с должников задолженности. Антиколлекторы - за комиссионные, полученные за свои услуги от должников.
Регулятор прогнозировал рост банковского кредитования по итогам 2017 г. реальный прирост составил 8-9%, из чего следует вывод: потребительское кредитование - растущий сегмент банковского рынка. Большие темпы роста объемов потребительского кредита в России показывают, что население доверяет кредитным продуктам, банкам.
Сейчас практически нет граждан, которые не имели бы хоть какую-нибудь кредитную историю. Например, в США при выдаче кредита, банк, прежде всего, обращает внимание на то, брал ли клиент ссуды раньше и как за них расплачивался, а в России существенную роль играет платежеспособность заемщика.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление основных тенденций и форм потребительского кредитования в современной экономике. В том числе, направлений решения проблем организации процесса кредитования физических лиц на покупку потребительских товаров и услуг. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие и функции кредитования физических лиц;
• описать сущность, виды, и особенность кредитования физических лиц;
• исследовать правовое регулирование кредитования физических лиц;
• проанализировать современное состояние рынка кредитования физических лиц;
• выявить проблемы кредитования физических лиц и предложить пути их решения;
• оценить перспективы развития кредитования физических лиц, возможность их дистанционного обслуживания и интеграции их в систему Банк 3.0;
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является мировая, в том числе российская практика кредитования физических лиц. Предметом исследования - процесс развития современных модели и форм потребительского кредитования с учетом опыта банка ПАО «СовкомБанк».
В работе использованы материалы Банка России, нормативные и законодательные акты по банковской системе и банковскому надзору в РФ, научная и периодическая литература, раскрывающая закономерности и особенности процесса функционирования основных участников рынка потребительского кредитования, вызванные современными глобальными тенденциями.
Использованы данные Росстата, материалы сайтов отдельных российских банков, сети Интернет.
Потребительский кредит - это денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Там образом, мы рассматриваем цель данной выпускной квалификационной работы, подтверждая сформировавшиеся во всём мире тенденции к развитию банковского сектора до модели 3.0. Однако, существуют и проблемы, которые не позволяют активно обновиться системе и полноценно перейти на дистанционное банковское обслуживание, в частности, реконструкция форм потребительского кредитования в современной экономике. Появляющиеся продукты всё так же по инерции зависят от банкоматов, отделений и кассового обслуживания при проведении платежей или формировании отчётности. Поэтому важно понимать, что потребительский кредит, это не просто мелкое подразделение среди деятельности кредитной организации, но полноценный спектр услуг, который развивается и расширяется. Правовое регулирование, не слишком затрудняет жизнь простым обывателям, взаимодействующим с банками, но доставляя ряд неудобств, чрезмерно регулируя или изменяя условия для ликвидности банка, его резервов и ограничения выданных и планируемых к выдаче лицензий банков.
Проделанная работа показала, что современная российская практика кредитования индивидуальных клиентов на потребительские цели требует своего совершенствования, как с точки зрения расширения объектов кредитования, так и дифференциации условий предоставления ссуд.
Известно, что большинство коммерческих банков в нашей стране сегодня сводят «обслуживание частных лиц» лишь к привлечению средств во вклады. Необходимо развивать комплексное банковское обслуживание населения, предоставляя последним широкий выбор банковских продуктов и услуг, увеличивая доходы, формируя ресурсную базу банка, расширять кредитные взаимоотношения с населением. Макроэкономическая стабилизация в целом и преодоление инфляции, в частности, также позволяет населению шире использовать банковские ссуды для решения жизненно важных проблем. Все это указывает на необходимость дальнейшего развития и совершенствования кредитных связей коммерческих банков с населением.
Говоря о перспективах расширения кредитных операций в части работы с населением необходимо, по всей видимости, принять более гибкую политику в отношении клиента, как в общих вопросах кредитования, так и в узких (схема погасительных платежей), т.к. не смотря на значительное количество заявок на получение кредита, многие из предложений оказываются нереализованными по причине не оперативности. Либо излишней жесткости условий банка к потенциальному заемщику или к виду обеспечения.
Идеальным вариантом могло бы служить нахождение той категории заемщиков, которые удовлетворяли бы всему спектру требований банка и одновременно привлекали бы максимально возможное количество кредитных ресурсов, предлагаемых банком. Но в современных условиях необходимы новые подходы к кредитованию. Иначе, не смотря на рост суммы кредитов, предоставленных населению, планируемое увеличение доходности кредитной работы банка, оптимальное использование свободных кредитных ресурсов достигнуто не будет.
Перспективными направлениями в сфере кредитования организаций можно
назвать более тесную работу с населением с учетом зарубежного опыта. Это требует серьезных маркетинговых исследований для поиска новых неосвоенных форм кредитования либо изменения существующих условий кредитования для повышения конкурентоспособности банка в сфере уже освоенных кредитных продуктов, но все эти мероприятия на сегодняшний момент отсутствуют.
Дальнейшее улучшение организации кредитования индивидуальных заемщиков требует решения ряда проблем. Потребительские кредиты в настоящее время выдаются не только кредитными инстанциями, но и предприятиями и организациями, которым кредитные функции не присущи. Кроме того, кредитование потребительских нужд населения многими организациями препятствуют решению многих вопросов.
Например, отсутствует планирование потребительских кредитов в целом по стране и по отдельным регионам. В кредитных планах банков предусматриваются лишь выдаваемые ими кредиты. Затруднено изучение перспектив дальнейшего развития потребительских кредитов, согласование условий пользования ими. Выдача и погашение кредитов увязаны с показателями баланса денежных доходов и расходов населения.
С точки зрения решения поставленных задач, вышесказанное подтверждает необходимость решения вопроса о постепенной концентрации выдачи всех видов потребительских кредитов в банковской системе и, в первую очередь, в ПАО «Совкомбанке», располагающем крупными кредитными ресурсами, широкой сетью своих учреждений, максимально приближенных к населению.
...
1. Агарков, В.В. Анализ кредитной политики банка в сфере кредитования физических лиц // Kant. - 2014. - №3 (12) - С.99-103.
2. Агеева Н.А. Основы банковского дела: Учебное пособие. Изд.:ИЦ РИОР, 2014. - С. 76.
3. Бадалов Л.А. Становление потребительского кредитования в России и его современное состояние. //Банковские услуги. 2015. №2.
4. Банки.ру [Электронный ресурс] / Банки.ру: официальный сайт. -Электрон. дан. - М., 2018. -URL: http://www.banki.ru/banks/ratings/
5. Банковское дело: розничный бизнес: учебное пособие / кол.авторов; под ред. Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой. М.: КНОРУС, 2016.
6. Банковское дело: учебник /кол.авторов: под ред., проф. О.И. Лаврушина. 9-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2015.
7. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка Л.Г. Батракова. М.: Логос, 2015.
8. Беспроцентные карты рассрочки: сравнение, отзывы и партнеры [Электронный ресурс] URL: http://karta-rassrochki.su/ (дата обращения: 19.01.2018).
9. Бретт Кинг.Банк 3.0: почему сегодня банк - это не то, куда вы ходите, а то, что вы делаете /; пер. с англ. М. Мацковской. - Москва : Сбербанк, 2014. - 472 с.
10. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. М.: Финансы и статистика, 2015. с. 135.
11. Дремова Е.С. Инновационные и популярные методы продвижения розничных банковских услуг / Е.С. Дремова // Проблемы современной экономики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). - Самара: Асгард, 2016. - С. 54-57.
12. Вешкин Ю.Г., Авагян Г.Л. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учеб. пособие - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. - 352с.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая [Электронный ресурс] : федеральный закон : принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на 31 янв. 2017 г. - М. :Эксмо, 2017. - 640 с.
14. Дворецкая, А. Е. Деньги, кредит, банки : учебник для академического бакалавриата / А. Е. Дворецкая. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 480 с.
15. Дьякова О.Н. Содержание системы дистанционного банковского обслуживания // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.
... всего 66 источников