Введение 3
ГЛАВА 1 Изучение работы медицинской сестры в «Школе материнства» . 9
1.1 Беременность. Внутриутробное развитие плода 9
1.2 Изменения в организме женщины во время беременности 16
1.3 Роды. Послеродовой период 24
1.4 Период новорожденности 29
1.5 Школа материнства 33
1.6 Деятельность медицинской сестры в школе материнства 38
1.7 Обучение в «Школе материнства» 43
ГЛАВА 2 Материалы базы исследования 51
2. 1 Характеристика базы исследования 51
2.2 Методика исследования 55
ГЛАВА 3 Анализ возможности медицинской сестры в «Школе материнства» 64
3.1 Анализ проведенного анкетирования 64
3.2 Анализ анкетирования медицинских сестер 76
3.3 Анализ анкетирования из открытых источников 83
3.4 Возможности медицинской сестры в обучении в «Школе Материнства». 89
Заключение 101
Список использованных источников 106
Приложение А. Анкета для респондентов, посещающих «Школу материнства» 114
Приложение Б. Анкета из открытых источников 118
Приложение В. Анкета для медицинской сестры 121
Приложение Г. Программа обучения в «Школе Материнства» 124
Приложение Д. Пример занятия с алгоритмами выполнения практических манипуляций ухода 128
Приложение Ж. Программа исследования 139
Школа материнства - это форма санитарно-просветительной работы, заключающаяся в коллективном обучении беременных женщин и молодых матерей правилам ухода за ребенком и его воспитания. Проводится в женской консультации, родильном доме, детской поликлинике по специальной программе.
При формировании умений и навыков, в процессе обучения технологиям, важно понимать, зачем и чему нужно обучать пациентов. Здесь большая роль отводится медсестрам, которые не только в доступной форме доносят пациентам необходимую информацию и обучают поведению в определенных ситуациях, но и оказывают психологическую поддержку, консультируют и тем самым, настраивают пациента на позитивный лад [20].
Женщина проходит три этапа: беременность, роды и послеродовой период. У подготовленных женщин наблюдается снижение количества оперативных вмешательств путем кесарева сечения и среди данной группы женщин снижается частота использования опиоидной анальгезии, а также снижается риск возникновения патологий у ребенка. Поведение подготовленных женщин более эффективно за счёт повышенной само организованности и внимательности.
В школах обсуждаются изменения, происходящие в организме женщины во время беременности, возможные проблемы, связанные с вынашиванием ребенка, особенности питания во время беременности и кормлении. Отдельные занятия посвящены рождению ребенка и поведению женщины в родах, грудному вскармливанию и уходу за малышом.
Вопросы здорового образа жизни беременных обсуждаются на всем протяжении цикла. В начале занятий в школах проводят анкетирование беременных; они отвечают на вопросы о режиме дня и питания, отношение к вредным привычкам до беременности и после, длительности пребывания у экрана телевизора или компьютера. Отвечая на эти вопросы, женщина невольно задумывается о своем образе жизни, а анализ анкет позволяет медицинской сестре определить, на чем сделать акцент именно в этой группе беременных.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что период беременности, роды, первые месяцы жизни ребенка - очень ответственные этапы в жизни, от правильного поведения, образа жизни в это время во многом зависит как здоровье будущего ребенка, мамы, так и здоровье семьи в целом. В то же время в связи с большей доступностью информации из интернет-ресурсов, непрофессионального окружения зачастую будущие родители пользуются ненаучными советами по вопросам здоровья. Занятия в школе материнства, содержание которых научно обосновано с позиций доказательной медицины и проводится профессиональными медицинскими работниками, должно оказать положительное влияние на состояние здоровья мамы и ребенка.
Беременность необходимо планировать. Семейные пары все чаще проходят медицинское обследование для того, чтобы им была оказана квалифицированная помощь не только в поддержания здоровья будущего ребенка, но и в самом процессе зачатия, а также помощь в оказании психологической подготовки семьи к рождению ребенка.
Школы материнства посещают в основном женщины, заинтересованные в рождении здорового ребенка. Это дает представление о далеко не идеальном образе жизни современных женщин, чем, видимо, и объясняется факт рождения не совсем здоровых детей. На занятиях в школах неоднократно повторяют, что будущий малыш очень уязвим для действия неблагоприятных факторов. Опаснейшие враги плода - алкоголь, никотин и наркотики. Наукой доказана связь курения матери с гипотрофией плода, развитием астмы и аллергии у ребенка. Проводя занятия, в школах напоминают, что беременность - это уникальная возможность для женщины изменить образ жизни.
Большая роль отводится медсестрам, которые участвуют в подготовке беременных женщин к родам и готовности к материнству, что позволяет наметить дальнейшие пути усовершенствования обучающих программ, а также программ по подбору и работы с медицинским персоналом по формированию профессионально важных качеств и личностных характеристик. Организаторы школы материнства считают, что на каждом лекционно-практическом занятии необходимо уделять внимание выработке навыков правильного дыхания, физической и психопрофилактической подготовки, помогающей женщине не только рожать легко и радостно, но и использовать полученные знания после родов.
Во время беременности очень важно соблюдать здоровый образ жизни, который оказывает влияние на внутриутробное развитие ребенка и является основой будущего хорошего здоровья ребенка. Кандидат психологических наук, Коновалова Н. В. в 2019г. Провела исследование, в котором рассматривала здоровый образ жизни, как один из факторов репродуктивного здоровья женщин, влияющий на восприятие ребенка. При рассмотрении таких факторов здорового образа жизни, как рациональное питание, физическая активность, стрессоустойчивость, автор привел результаты медицинских исследований, в котором рассказывалось о влиянии здорового образа жизни на развитие ребенка. Результаты исследования подтвердили важность осознания и соблюдения компонентов здорового образа жизни будущими матерями для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка. Именно этим и занимаются в школах материнства, формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем [28].
Репродуктивное поведение, которое означает действия людей и отношения между ними, возникающие в связи с рождением ребенка является одним из факторов, который влияет на психосоматическое развитие ребенка. Блюм А. И. и Василенко Т. Д. в 2019 г. Провели исследование, в котором изучалось репродуктивное поведение женщины, как фактор психосоматического развития ребенка. Результаты были таковы, что нормальные самостоятельные роды, были у женщин со сформированной готовностью к материнству. У женщин с несформированной готовностью к материнству чаще роды производились посредством кесарева сечения и, если женщина рожает самостоятельно, то роды чаще носят стремительный характер. Особенностями раннего контакта матери и ребенка, у женщин со сформированной готовностью к материнству являются доминирование грудного вскармливания и самостоятельный уход за ребенком. При несформированной готовности к материнству преобладает искусственное вскармливание, и женщины чаще предпочитают обращаться за помощью по уходу за ребенком к окружающим. Клинические проявления заболеваний у детей в первые три месяца их жизни чаще встречаются у тех матерей, которые входят в группу с несформированной готовностью к материнству. Основная цель в школах материнства, это психопрофилактическая подготовка, которая помогает рассеять страхи и тревоги, связанные с беременностью и родами. Для этого используются такие формы работы, как беседы, групповые занятия, индивидуальные консультации. Важно, чтобы отношение женщины к боли в родах было адекватным и осознанным [17].
В школе материнства проходит подготовка будущих мам к комплексным мероприятиям по формированию умений и навыков беременных женщин и молодых матерей правилам ухода за ребенком и его воспитания. Егорова У. Г., кандидат психологических наук, в 2018 году провела исследование, в котором изучала готовность матерей к кризису новорожденности. Исследование, заключалось в формировании чувства ответственности у мамы за благополучие малыша. В статье оценивается результативность предложенной программы, которая в себя включала, изучение: информации о физическом и психическом развитии ребенка, эмоциональные состояния ребенка, способы общения с ним и реализация их в процессе взаимодействия, чувствительности, средства контроля. Так же респондентов обучали знаниям и отношениям к режиму, знаниям о развитии ребенка и навыкам о воспитании и обучении отзывчивости в системе отношений между родителями и ребенком. Как по данным анкетирования, так и по содержанию субъективных самоотчетов участников, для анализа результатов были отобраны женщины, которые ожидают первого ребенка и на протяжении занятий, было отмечено явное возрастание интереса к предоставленной информации. На последнем занятии участники отметили важность существования группы и самой школы для будущих мам, где происходит информационное просвещение, обучение, взаимная поддержка, актуальной именно в период беременности [41].
Беременность - очень важный период в жизни женщины. Во время беременности женщина может не знать важных подробностей о состоянии своего организма. Причины возникновения и развития некоторых заболеваний обусловлены рядом факторов, среди которых фактор информированности играет не последнюю роль, т. к. возникновение многих заболеваний в значительной степени связано с отсутствием у человека представлений и поведения, направленных на сохранение здоровья. Затолокина О. А., в своем исследовании провела анализ осведомленности беременных женщин о влиянии вируса краснухи на беременность и плод. В результате анализа автор сделал вывод, что многие недооценивают важности прохождения полного обследования в период подготовки к зачатию. Большая часть женщин не осведомлены об осложнениях, которые могут возникнуть у плода. Это говорит о недостаточной пропаганде медицинских знаний у женщин на уровне женской консультации, центрах планирования семьи [24].
В связи с большей доступностью информации из интернет -ресурсов, непрофессионального окружения зачастую будущая мама пользуется ненаучными советами по вопросам здоровья. Для этого нужно устранить дефицит знаний и научить будущую маму правильному образу жизни во время беременности и в период грудного вскармливания, а также помочь ей пройти сложный путь к родам и материнству.
Проблема: Дефицит знаний о правильном образе жизни во время беременности и в период грудного вскармливания, а также низкий уровень подготовки беременных женщин к уходу за новорожденным.
Цель исследования: выявить возможности медицинской сестры в обучении будущих мам, разработать рекомендации по оптимизации работы медицинских сестер в «Школе Материнства».
Задачи исследования:
1. Выявить основные направления практической деятельности медицинской сестры в школе материнства;
2. Изучить удовлетворенность респондентов качеством проведения обучения;
3. Проанализировать проблемы организации школ материнства;
4. Разработать практические рекомендации по оптимизации обучения будущих родителей.
Методы исследования:
1. аналитический;
2. статистический;
3. социологический метод;
4. контент анализ.
Объект исследования: школа материнства.
Предмет исследования: деятельность медицинской сестры в школе материнства.
Единица исследования:
• Медицинская сестра, работающая в школе материнства, в период с 01.01.2021 по 01.03.2021;
• Беременная женщина, посещающая школу материнства, в период с 01.01.2021, по 01.03.2021.
Место проведения исследования: Клиника акушерства и гинекологии им. В. Ф. Снегирева Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова.
Период проведения исследования: с 01.01.2021, по 01.03.2021.
Школа материнства - это форма санитарно-просветительной работы, заключающаяся в коллективном обучении беременных женщин и «молодых» матерей правилам ухода за ребенком и его воспитания.
Роль медицинской сестры, заключается в участии в подготовке беременных женщин к родам и готовности к материнству, устранить дефицит знаний и научить будущую маму правильному образу жизни во врем я беременности и в период грудного вскармливания, а также помочь ей пройти сложный путь к родам и материнству.
Беременная, хорошо осведомленная о родах, обученная родовому поведению, знающая о внутриутробной жизни ребенка, создает благоприятные условия для его рождения. В результате реализации программы по антенатальному воспитанию происходит редукция негативного эмоционального фона, страхов, тревог и других признаков стресса.
Полученные результаты исследований указывают на необходимость, бесед, с беременными женщинами, по сохранению своего здоровья и здоровья своего будущего ребенка, о правилах личной гигиены, первой помощи, формирования у них научных представлений о беременности. Особенно следует обращать внимание на оказание психологической поддержки первородящих.
Проведя анализ всех анкет, а также анализ исследований из открытых источников(ссылка), мы выявили, что работа и роль медицинских сестер, нужна для беременной женщины, не только в информации, но и в психологической и моральной поддержке, ведь беременность — это не только радость, предвкушение счастья, но и достаточное количество вопросов и проблем, которые помогают решать медицинские сестры.
Новый подход к организации акушерско-гинекологической помощи во многом зависит от интеграции медицинской помощи с общей лечебной сетью: объединение женских консультаций с поликлиниками, многопрофильными больницами, обследование беременных и их госпитализация в специализированные стационары общего профиля, а также работа враче и самое главное медицинских сестер - которые в своею очередь находятся в непосредственно тесном контакте с женщинами.
И очень большой вклад в акушерско-гинекологическую службу вносят «Школы материнства». Они призваны стать методическим центром планирования семьи, лечения бесплодия, не вынашивания, сексологических нарушений, нарушений менструального цикла. Также в функции школ входит ведение беременности, освещение беременности как физиологического процесса, физическая и психологическая подготовка к родам будущей мамы и всех членов семьи, а также решение многих других как физических, так и психологических проблем. Поэтому в наше время, когда СМИ несут столь противоречивую и не всегда правдивую информацию, воздействуя на особо впечатлительных в период беременности женщин, очень важно создание большего количества школ, их развитие и пропаганда необходимости их посещения. И, конечно, важен уровень профессионализма и квалификации медицинских работников школ, ведь именно на них лежит ответственность за сознательное отношение будущих родителей к здоровью их малыша и здоровой психоэмоциональной атмосфере в семье [45].
В ходе исследования были проведены: анализ литературного обзора по теме «Профессиональная деятельность медицинской сестры в «Школе материнства»», анкетирование женщин и медицинских работников, анализ результатов исследования, составление программы обучения в «Школе Материнства».
1. Выявить основные направления практической деятельности
медицинской сестры в школе материнства;
2. Изучить удовлетворенность респондентов качеством проведения обучения;
3. Проанализировать проблемы организации школ материнства;
4. Разработать практические рекомендации по оптимизации обучения будущих родителей.
По результатам нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Деятельность среднего медицинского персонала в области охраны здоровья материнства и детства основана на приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. № 475н "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра / медицинский брат". Основная цель вида профессиональной деятельности направлена на сохранение и поддержание здоровья, улучшение качества жизни населения и оказание медицинской помощи [5].
Основными направлениями в работе медицинской сестры в школе материнства являются
• формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью будущего ребенка.
• обучение правилам ухода за ребенком, включая правильное прикладывание груди, правила кормления и питьевого режима мамы, обучение гигиене в послеродовом периоде.
2. При проведении исследования мы обнаружили, проблемы с респондентами, посещающими «Школу Материнства». Они заключались в дефиците знаний: о правилах грудного вскармливания и правилах прикорма; преимуществах грудного вскармливания; о правилах ухода за ребенком; о необходимости создания иммунологического статуса в соответствии с календарём профилактических прививок. Не все респонденты проходили такие практические занятия, как обучение грудному вскармливанию и уход за новорожденным.
По результатам корреляционного анализа мы выявили сильные и умеренные, положительные и отрицательные связи между: возрастом и дородовой подготовкой (-0,60); возрастом и самооценки во время родов: -0,52; возрастом и оценкой пользы практических занятий: +0,45; возрастом и вакцинацией: -0,33; образованием и дородовой подготовки: +0,47; образованием и самооценки во время родов: +0,39; посещение школы материнства и дородовая подготовка, самооценка во время родов, отказ от грудного вскармливания, вакцинация, получение знаний об уходе за ребенком: +0,3; дородовой подготовки и самооценки во время родов: +0,81; дородовой подготовки и отказ от грудного вскармливания.
По результатам исследования можно сделать вывод, что респонденты получали недостаточную информацию и мало было практических занятий, в связи с большей доступностью информации из интернет-ресурсов, непрофессионального окружения будущие родители пользуются ненаучными советами по вопросам здоровья, что доказывает актуальность исследования. Заинтересованность в обучении проявляется в мотивации, что в данном случае доказывает обратное.
3. При проведении исследования с медицинскими сестрами, были обнаружены проблемы, связанные с организацией школ материнства. Они заключались в том, что 50% медицинских сестер не проводили беседы с пациентами о правилах грудного вскармливания и правилах прикорма; преимуществах грудного вскармливания; о правилах ухода за ребенком; о необходимости создания иммунологического статуса в соответствии с календарём профилактических прививок. К причинам отнесли нехватку времени, этим занимался лечащий врач или другая медицинская сестра.
4. На основе полученных выводов можно сделать следующие рекомендации для медицинских сестер:
1) Медицинской сестре следует уделять большое внимание практическому обучению эффективному грудному вскармливанию, правильному расположению и прикладыванию ребенка к груди, информировать о правилах прикорма, информировать о правилах ухода за ребенком, информировать о необходимости создания иммунологического статуса в соответствии с календарём профилактических прививок.
2) Активно пропагандировать грудное вскармливание и вакцинопрофилактику (поддержка грудного вскармливания, система образования матерей, профессиональные консультации, социальная реклама, буклеты, плакаты).
3) Постоянно повышать профессиональную квалификацию, совершенствовать навыки и умения в обучении населения, в том числе при работе в «Школе Материнства».
4) Участвовать в работе конференций для медицинских сестер, целью которых является обмен опытом, навыками, знаниями в профессиональной деятельности.
5) Использовать информационные материалы (плакаты, в т. ч. по грудному вскармливанию, листовки, брошюры, настольные книги молодой мамы).
Организаторам «Школ материнства» считаем необходимым усовершенствовать материально-техническое оснащение (муляжи, фантомы, телевизор, видеомагнитофон, DVD проигрыватель, музыкальный центр, видеофильмы, аудиозаписи и пр.) и эстетическое состояние Школы материнства.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Статья 38. Электронный доступ:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/58e82f7427fb7280ac386 0e0176dcd68d75f2546/ (дата обращения 24.02.2021)
2. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2017 года N 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (с изменениями на 24 сентября 2020 года): B04.001.003 Школа для беременных. Электронный доступ: http://docs.cntd.ru/document/542609980 (дата обращения 26.02.2021)
3. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 года N 1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология"». Электронный доступ: http://docs.cntd.ru/document/566162019 (дата обращения 10.03.2021)
4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N
125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (с изменениями и дополнениями от 14 сентября 2020 г.): «Приложение N 1. Национальный календарь профилактических прививок» Электронный доступ: https://base. garant.ru/70647158/53f89421bbdaf741 eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения 10.03.2021)
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля
2020 г. № 475н «Об утверждении профессионального стандарта»; «Медицинская сестра / медицинский брат»; Электронный доступ:
http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202009040037 (дата
обращения 17.03.2021)
6. Приказ от 1 ноября 2012 г. N 572н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных продуктивных технологий)» Электронный доступ: https://docs.cntd.ru/document/902379345 (дата обращения 29.03.2021)
7. Приложение N 22 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 1130н «Правила организации деятельности Центра охраны материнства и детства». Электронный доступ: https://base.garant.ru/74840123/6cf1658f20a32418b7af121f1813c719/ (дата обращения 20.04.2021)
8. Приложение N 4 к Порядку оказания медицинской помощи по
профилю "акушерство и гинекология ", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 1130н «Правила организации деятельности кабинета (отделения) антенатальной охраны плода». Электронный доступ:
https://base.garant.ru/74840123/8599a70d26e5983585d90ff6adf82e89/ дата
обращения 20.04.2021)
9. СанПиН 2.2.0.555-96 Гигиенические требования к условиям труда женщин. Электронный доступ: http://docs. cntd.ru/document/1400016 (дата обращения 20.02.2021)
10. Указ «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года». Электронный доступ: http://docs.cntd.ru/document/554815875 (дата обращения 26.02.2021)
11. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» Вступил в силу с 29 мая 2017 года. Электронный доступ: programma-desyatiletiya-detstva.pdf (yandex.ru) (дата обращения 24.02.2021)
12. Федеральные законы по правам ребенка. Электронный доступ: https://03.мвд.рф/pravo/правовая-помощь-несовершеннолетним/нормативная- база/федеральные-законы-по-правам-ребенка (дата обращения 24.03.2021)
13. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями на 22 декабря 2020 года) (редакция,
действующая с 1 января 2021 года)»: Приложение. Рекомендуемые наборы продуктов для питания беременных женщин, кормящих матерей и детей до 3 лет. Электронный доступ: http://docs.cntd.ru/document/902217460,
http://docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения 20.02.2021)
14. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323 -ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Электронный доступ: https://minzdrav. gov.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21 -noyabrya- 2011-g (дата обращения 24.02.2021)
15. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья. Электронный доступ:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 121895/4c25fd1ca8556d4101f9 f5e5f00c63357bbbdd4c/ (дата обращения 10.04.2021)...50