АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «БИОЭКО»
|
Введение 3
1 Теоретические основы ценовой политики 5
1.1 Экономическая сущность ценовой политики организации 5
1.2 Факторы и этапы формирования ценовой политики на предприятии 10
2 Методологические основы формирования цен 13
2.1 Методы ценообразования, применяемые в организации 13
2.2 Виды стратегий ценообразования предприятия 24
2.3 Государственное регулирование ценообразования в Российской Федерации 29
3 Совершенствование ценовой политики ООО «БиоЭко» 37
3.1 Общая характеристика ООО «БиоЭко» 37
3.2 Анализ ценовой политики компании 45
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Приложение А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57
Приложение Г 58
Приложение Д 60
Приложение Е
1 Теоретические основы ценовой политики 5
1.1 Экономическая сущность ценовой политики организации 5
1.2 Факторы и этапы формирования ценовой политики на предприятии 10
2 Методологические основы формирования цен 13
2.1 Методы ценообразования, применяемые в организации 13
2.2 Виды стратегий ценообразования предприятия 24
2.3 Государственное регулирование ценообразования в Российской Федерации 29
3 Совершенствование ценовой политики ООО «БиоЭко» 37
3.1 Общая характеристика ООО «БиоЭко» 37
3.2 Анализ ценовой политики компании 45
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Приложение А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57
Приложение Г 58
Приложение Д 60
Приложение Е
Актуальность темы исследования. В рыночной экономике существуют многие механизмы регулирования деятельности предприятия, но, что принципиально важно, они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества. В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.
Цена является важнейшей составляющей комплекса планирования на предприятии, это единственный элемент, реально обеспечивающий продавцу доход. Это сложное понятие, которое зависит от общего состояния экономики и конкуренции, тем более на промышленном рынке, так как первоначально устанавливаемая цена редко совпадает с конечной, объявленной. В связи с этим, одной из основных задач на любом предприятии является экономическое обоснование себестоимости и цены производственного продукта.
Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.
Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования.
В экономической литературе в работах таких авторов как Алклычев А., Ансофф И.,
Багиев Г.Л., Тарасевич В.М.,Анк Х., Ворст Й., Ревентлоу П., Герасименко В.В., Глушенко
В.В., Глушакова Т., Данченок Л., Дойл П., Дихтль Е., Хершген Х, Завьлов П.С., Иванова Н.В., Князева И.В., Котлер Ф., Крейнина М.А., Липсиц И.В., Макконнелл К.Р., Брю С.Л. и др. описаны теоретическая сущность ценовой политики организации, этапы, факторы, виды формирования цены, описано достаточно большое количество методов ценообразования, применяющихся как зарубежными, так и российскими предприятиями на практике. Но достаточно сложно представить всю совокупность методов ценообразования, классифицированных по определенным признакам.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое изучение ценовой политики предприятия, выявление основных методов и стратегий ценообразования и совершенствование ценовой политики предприятия на примере ООО «БиоЭко».
Для того чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
- выявить экономическую сущность ценовой политики организации;
- определить этапы формирования ценовой политики на предприятии;
- изучить методы ценообразования, применяемые в организации
- рассмотреть виды стратегий ценообразования предприятия
- выявить особенности государственного регулирования ценообразования в Российской Федерации
- провести анализ политики ценообразования на предприятии «БиоЭко»
Объектом исследования является исследование ценовой политики на примере ООО «БиоЭко».
Предмет исследования - ценовая политика ООО «БиоЭко».
При выполнении работы были использованы общенаучные и специальные методы исследований. Из общенаучных применялись методы научной абстракции, анализа и синтеза, логического познания.
В качестве источников информации использованы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучаемой проблеме, периодическая печать.
Объем и структура ВКР. Работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и дополнена приложениями.
В первой главе «Теоретические основы ценовой политики» рассмотрены экономическая сущность ценовой политики и этапы формирования ценовой политики на предприятии.
Во второй главе «Методологические основы формирования цен» подробно представлены методы ценообразования, применяемые в организации, виды стратегий ценообразования предприятия, а так же государственное регулирование ценообразования в Российской Федерации.
Третья глава «Совершенствование ценовой политики ООО «БиоЭко» посвящена описанию компании и анализу ее ценовой политики, с целью выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Заключение содержит основные выводы по проделанной работе.
Список литературы состоит из 52 источников.
Цена является важнейшей составляющей комплекса планирования на предприятии, это единственный элемент, реально обеспечивающий продавцу доход. Это сложное понятие, которое зависит от общего состояния экономики и конкуренции, тем более на промышленном рынке, так как первоначально устанавливаемая цена редко совпадает с конечной, объявленной. В связи с этим, одной из основных задач на любом предприятии является экономическое обоснование себестоимости и цены производственного продукта.
Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.
Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования.
В экономической литературе в работах таких авторов как Алклычев А., Ансофф И.,
Багиев Г.Л., Тарасевич В.М.,Анк Х., Ворст Й., Ревентлоу П., Герасименко В.В., Глушенко
В.В., Глушакова Т., Данченок Л., Дойл П., Дихтль Е., Хершген Х, Завьлов П.С., Иванова Н.В., Князева И.В., Котлер Ф., Крейнина М.А., Липсиц И.В., Макконнелл К.Р., Брю С.Л. и др. описаны теоретическая сущность ценовой политики организации, этапы, факторы, виды формирования цены, описано достаточно большое количество методов ценообразования, применяющихся как зарубежными, так и российскими предприятиями на практике. Но достаточно сложно представить всю совокупность методов ценообразования, классифицированных по определенным признакам.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое изучение ценовой политики предприятия, выявление основных методов и стратегий ценообразования и совершенствование ценовой политики предприятия на примере ООО «БиоЭко».
Для того чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
- выявить экономическую сущность ценовой политики организации;
- определить этапы формирования ценовой политики на предприятии;
- изучить методы ценообразования, применяемые в организации
- рассмотреть виды стратегий ценообразования предприятия
- выявить особенности государственного регулирования ценообразования в Российской Федерации
- провести анализ политики ценообразования на предприятии «БиоЭко»
Объектом исследования является исследование ценовой политики на примере ООО «БиоЭко».
Предмет исследования - ценовая политика ООО «БиоЭко».
При выполнении работы были использованы общенаучные и специальные методы исследований. Из общенаучных применялись методы научной абстракции, анализа и синтеза, логического познания.
В качестве источников информации использованы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучаемой проблеме, периодическая печать.
Объем и структура ВКР. Работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и дополнена приложениями.
В первой главе «Теоретические основы ценовой политики» рассмотрены экономическая сущность ценовой политики и этапы формирования ценовой политики на предприятии.
Во второй главе «Методологические основы формирования цен» подробно представлены методы ценообразования, применяемые в организации, виды стратегий ценообразования предприятия, а так же государственное регулирование ценообразования в Российской Федерации.
Третья глава «Совершенствование ценовой политики ООО «БиоЭко» посвящена описанию компании и анализу ее ценовой политики, с целью выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Заключение содержит основные выводы по проделанной работе.
Список литературы состоит из 52 источников.
Ценообразование в современной организации - это одно из ключевых элементов современной экономики. Как известно в России, длительное время, методы и принципы формирования цен в условиях централизованной экономики основывались на том, что они определялись на предприятии, т.е. в производстве, и как правило, еще до начала выпуска продукции.
В условиях рыночной экономики формирование ценовой политики предприятия является одним из основополагающим фактором формирования и поддержания конкурентоспособности. В соответствии с этим, руководители все больше внимания уделяют разработке и применению ценовой политики предприятий. В противном случае высокая конкуренция между производителями на рынке может неизбежно привести к уменьшению уровня прибыли, снижению объема продаж, рентабельности и в итоге к падению конкурентоспособности предприятия и товара в частности.
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: ценообразование - сложный процесс, подверженный воздействию многих факторов, оказывающих определяющее воздействие на формирование цен. Именно поэтому, прежде чем разработать стратегию формирования цены, предприятие должно проанализировать все факторы, влияющие на ценообразование (ученые выделяют пять основных факторов: потребители, правительство, участники каналов сбыта, конкуренты, издержки производства). Кроме того, фирме необходимо проанализировать функцию спроса и выбрать такой метод ценообразования, который бы в максимальной степени учитывал пожелания, интересы, как производителя, так и потребителя. Существуют особые основания для применения того или иного метода, их надо иметь в виду предпринимателю, устанавливающему цены на свой товар. После применения одного из методов ценообразования необходимо установить конкретную цену. При этом важно учитывать психологическое воздействие, соблюдение исходных целей ценовой политики и различные типы реакции на применяемую цену. Необходимо изучить зависимость между относительными величинами цены, качеством и расходами на рекламу. Полученные в результате проекты цен следует еще раз проверить с позиций достижения первоначальных целей ценовой политики. И наконец, следует задаться вопросами: какую реакцию может вызвать установление предполагаемой цены, как воспримет эту цену торговля и какой будет конечная розничная цена с учетом торговой надбавки, как отреагируют на цену конкуренты. Разработка ценовой политики, направленной на предлагаемый продукт, завершается ответами на данные вопросы. Если результаты удовлетворяют предпринимателя, то продукт продвигается на рынок, а в ценовой политике начинают происходить изменения, связанные с приспособлением к текущим условиям рыночной конъюнктуры.
Компании «БиоЭко» было предложено использовать способ ценообразования «Покупательский отклик - кривая спроса», ввиду одновременной возможности применения данного метода и отсутствия такой возможности в отношении других способов ценообразования, ориентированного на спрос. Также компании следует использовать стратегию «нейтрального ценообразования» либо стратегию низких цен.
Определение стратегии ценообразования, метода разработки цен на новые и уже существующие товары, а также их постоянное регулирование является одной из основных направлений маркетинговой деятельности любого предприятия. Выбор конкретной стратегии зависит от особенностей хозяйствующего субъекта, его миссии и целей, специфики производства, а также от внешних и внутренних факторов.
В условиях рыночной экономики формирование ценовой политики предприятия является одним из основополагающим фактором формирования и поддержания конкурентоспособности. В соответствии с этим, руководители все больше внимания уделяют разработке и применению ценовой политики предприятий. В противном случае высокая конкуренция между производителями на рынке может неизбежно привести к уменьшению уровня прибыли, снижению объема продаж, рентабельности и в итоге к падению конкурентоспособности предприятия и товара в частности.
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: ценообразование - сложный процесс, подверженный воздействию многих факторов, оказывающих определяющее воздействие на формирование цен. Именно поэтому, прежде чем разработать стратегию формирования цены, предприятие должно проанализировать все факторы, влияющие на ценообразование (ученые выделяют пять основных факторов: потребители, правительство, участники каналов сбыта, конкуренты, издержки производства). Кроме того, фирме необходимо проанализировать функцию спроса и выбрать такой метод ценообразования, который бы в максимальной степени учитывал пожелания, интересы, как производителя, так и потребителя. Существуют особые основания для применения того или иного метода, их надо иметь в виду предпринимателю, устанавливающему цены на свой товар. После применения одного из методов ценообразования необходимо установить конкретную цену. При этом важно учитывать психологическое воздействие, соблюдение исходных целей ценовой политики и различные типы реакции на применяемую цену. Необходимо изучить зависимость между относительными величинами цены, качеством и расходами на рекламу. Полученные в результате проекты цен следует еще раз проверить с позиций достижения первоначальных целей ценовой политики. И наконец, следует задаться вопросами: какую реакцию может вызвать установление предполагаемой цены, как воспримет эту цену торговля и какой будет конечная розничная цена с учетом торговой надбавки, как отреагируют на цену конкуренты. Разработка ценовой политики, направленной на предлагаемый продукт, завершается ответами на данные вопросы. Если результаты удовлетворяют предпринимателя, то продукт продвигается на рынок, а в ценовой политике начинают происходить изменения, связанные с приспособлением к текущим условиям рыночной конъюнктуры.
Компании «БиоЭко» было предложено использовать способ ценообразования «Покупательский отклик - кривая спроса», ввиду одновременной возможности применения данного метода и отсутствия такой возможности в отношении других способов ценообразования, ориентированного на спрос. Также компании следует использовать стратегию «нейтрального ценообразования» либо стратегию низких цен.
Определение стратегии ценообразования, метода разработки цен на новые и уже существующие товары, а также их постоянное регулирование является одной из основных направлений маркетинговой деятельности любого предприятия. Выбор конкретной стратегии зависит от особенностей хозяйствующего субъекта, его миссии и целей, специфики производства, а также от внешних и внутренних факторов.



