Введение 4
Глава 1 Теоретические основы мерчандайзинга
1.1 История развития мерчандайзинга 5
1.2 Современный этап развития мерчандайзинга 9
1.3 Правила, цели и задачи мерчандайзинга в аптечных
организациях
Глава 2 Инструменты мерчандайзинга, которые 12
могут
применяться в аптечных организациях
2.1 Ограничения в применяемых инструментах
мерчандайзинга для аптечных организаций 19
2.2 Оформление торгового зала и наружное оформление
аптеки 22
2.3 Онлайн мерчандайзинг: Наука оформления сайтов
аптечных сетей 41
Глава 3 Практическая часть. Сравнительный анализ инструментов мерчандайзинга, применяемых в сетевых аптеках на примере аптечных сетей «горздрав» и «apteka.ru»
3.1 Общая характеристика аптечных сетей «горздрав» и
«apteka.ru». 45
3.2 Сравнительный анализ используемых
инструментов мерчандайзинга для наружного и внутреннего оформления аптечных организаций (на примере аптечных пунктов «apteka.ru» №3563 и «горздрав» №1394) 47
3.3 Сравнительный анализ инструментов мерчандайзинга, применяемых в аптечных сетях «горздрав» и «apteka.ru»,
при осуществлении онлайн услуг по результатам
социологического исследования. 57
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложение 1 79
Глобальные изменения, которые коснулись фармацевтического рынка в Российской Федерации привели к тому, что с увеличением ассортимента реализуемых товаров, ростом числа субъектов оптовой и мелкорозничных сетей, потребовались новые знания для того, чтобы привлекать клиентов, обладать конкурентоспособностью и достигать максимальной прибыли. Для выполнения поставленных целей и были разработаны инструменты мерчандайзинга, которые используются в аптеках. Однако стоит понимать, что аптеку никак нельзя сравнивать с магазинами, ведь в первую очередь она является учреждением здравоохранения и несет ответственность за здоровье граждан, в связи с чем, имеет специфические ограничения в использовании различных инструментов мерчандайзинга.
В наше время актуальность инструментов мерчандайзинга постоянно растет, так как при правильном использовании различных способов выкладки, удачной презентации продукта, хорошо структурированной системе мерчандайзинга в целом, вместе с грамотном консультированием квалифицированным специалистом с фармацевтическим образованием, сам процесс покупки становится проще и приятнее не только для покупателя, но и для аптеки в том числе.
Важно понимать, что для того, чтобы аптека была конкурентноспособной и могла привлекать покупателей в современных реалиях, не достаточно грамотно оформить торговый зал и входную группу аптеки. Кроме этого, актуально иметь привлекательный интернет-сайт аптеки, который был бы удобен и понятен любому посетителю сайта. Важно, чтобы сайт был оформлен в соответствии со всеми правилами дизайна и особенностями психологии человека, для положительного воздействия на покупателя и формирования у него лояльного отношения к аптеке.
Целью данной работы является осуществление сравнительного анализа применяемых инструментов мерчандайзинга в различных аптечных организациях.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы мерчандайзинга по литературным источникам.
2. Изучить по литературным источникам разнообразные инструменты мерчандайзинга, которые применяются в аптечных организациях.
3. Изучить возможности применения инструментов мерчандайзинга при осуществлении онлайн услуг аптечной организацией.
4. Провести сравнительный анализ инструментов мерчандайзинга, которые используются в аптечном пункте № 1394 и аптечном пункте № 3563
5. Провести сравнительный анализ инструментов мерчандайзинга, которые используются для оказания онлайн услуг на сайтах «горздрав» и «apteka.ru» по результатам социологического исследования.
Объект исследования - мерчандайзинг в аптечных организациях.
Предмет исследования - инструменты мерчандайзинга используемые в конкретных аптечных пунктах.
Фармацевтическая деятельность - это многокомпонентная система, которая состоит из разнообразных сфер деятельности и имеет тенденцию развития в них. Вследствие чего, инструменты мерчандайзинга в аптечных сетях получают широкое развитие.
В результате работы были изучены разнообразные инструменты мерчандайзинга, которые применяются в аптеках, а также проведена сравнительная характеристика используемых инструментов на примере конкретных аптек. Для достижения цели данного исследования были выполнены все поставленные задачи.
1. В результате изучения теоретических основ мерчандайзинга по литературным источникам были сделаны следующие выводы: Мерчандайзинг является частью маркетинга аптечной организации и представляет собой комплекс производимых в торговом зале аптечной организации мероприятий, направленных на продвижение лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента. Преимущества мерчандайзинга, воспринимаются не только аптекой, но и покупателем. Так как мерчандайзинг помогает покупателю проще и быстрее определиться с нужной покупкой, а для организации правильное оформление аптеки, размещение товаров и рекламных материалов, рациональная планировка и обученный персонал в сумме дают существенный рост прибыли. Аптечная розница в современных реалиях не может обойтись без рекламных инструментов мерчандайзинга, с помощью которых можно эффективно стимулировать продвижение товаров аптечного ассортимента.
2. По результатам исследования применяемых в аптеке инструментов мерчандайзинга в аптечных организациях применяются те инструменты мерчандайзинга, которые соответствуют всем правилам и особенностям хранения лекарственных препаратов, а также гарантируют соблюдение всех законов РФ. Внешнее оформление аптеки, внутреннее оформление аптеки, правильная планировка зала, наличие рубрикаторов, особенности выкладки товара, хорошо оформленные ценники, наличие рекламы онлайн и оффлайн, а также POS-материалов в сочетании со слагаемыми атмосферы, оказывают сильное действие на покупателей и на выручку аптеки.
3. В результате изучения возможности применения инструментов мерчандайзинга при осуществлении онлайн услуг аптечной организацией были сделаны следующие выводы:
В современных реалиях, онлайн заказы занимают не малую часть в жизни аптеки. В связи с чем, аптека должна иметь хорошо оформленный сайт, который будет понятен простому человеку, оснащен нативной рекламой и правильно заполненными карточками товара с максимально полезной информацией. Большинство инструментов онлайн мерчандайзинга, повторяют правила оффлайн мерчандайзинга, но имеют свои особенности, которые важно учитывать, при оформлении сайта.
4. Был выполнен сравнительный анализ инструментов мерчандайзинга, которые используются в аптечном пункте № 1394 и аптечном пункте № 3563, по его итогам были сделаны выводы:
В данных аптечных пунктах используется почти все существующие инструментов мерчандайзинга. Однако аптечный пункт № 1394
использует более разнообразные инструменты оффлайн мерчандайзинга, тогда, как аптечный пункт № 3567 полагается больше на онлайн
мерчандайзинг и свою хорошую репутацию, таким образом выходит, что каждая аптека выбирает сама, какой именно инструмент мерчандайзинга будет использован и в каком случае он будет эффективнее всего в зависимости от различных факторов.
5. При проведении сравнительного анализа инструментов мерчандайзинга, которые используются для оказания онлайн услуг на сайтах «горздрав» и «apteka.ru» на примере социологического исследования, были сделаны выводы:
Была составлена анкета, на которую отвечали, как сотрудники медицинской сферы, так и люди, которые никак не связаны с медициной. По результатам которой можно сделать вывод, что большинство изначально подбирает сайт аптеки, ориентируясь не только на внешние факторы, но и на то, как именно сайт оформлен, понятный ли у него интерфейс и не перегружен ли он. Карточка товара, играет одну из важных ролей при выборе сайта, но не стоит забывать и о оформлении сайта, так как по результатам анкеты примерно 40% посетителей обращают внимание на оформление главной страницы сайта.
Как и было сказано ранее в работе, время самый ценный фактор, именно поэтому каждая аптека старается привлечь как можно больше покупателей и поспособствовать тому, чтобы они задержались в самой аптеки или же на сайте.
1) Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)
2) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. № 647н “Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения”
3) Министерство Здравоохранения Российской Федерации приказ от 31 августа 2016 г. № 646н «Об утверждении правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения»
4) Министерство Здравоохранения Российской Федерации приказ от 31 августа 2016 г. № 647н «Об утверждении правил надлежащий аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения»
5) Барковская Н.А. Мерчандайзинг: краткий курс лекций для студентов направления подготовки 38.03.02 Менеджмент профиль подготовки «Маркетинг»: учеб. пособие. - С.: ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ»,2016. - 57 с.
6) Иванченко Б.В. Мерчендайзинг. Искусство продавать. - СПб.: Реноме, 2003. - 144 с.
7) Леви М., Вейтц Б. А. Основы розничной торговли: Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 448 с. - (Серия «Теория и практика менеджмента»)
8) Галун Д.А. Визуальный мерчандайзинг на раз-два-три-четыре-пять - СПб.: Питер, 2012. - 128 с.
9) Гузелевич Н. Ю. Фокусы мерчандайзинга. Эффективные трюки для торговцев и поставщиков. - СПб.: Издательство «Питер», 2010. - 140 с.
10) Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Пер. с англ. В. А. Гольдича и И. А. Оганесовой. - М.: АСТ, 2000. - 271 с.
11) Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000. - 35 с.
12) Канаян К., Канаян Р. Мерчандайзинг. - М.: РИП - Холдинг, 2006. - 224 с.
13) Клочкова М. С., Логинова Е. Ю., Якорева А. С. Мерчандайзинг: учеб. пособие. - М.: Научная книга, 2008. - 127 с.
14) Кузнецова М. Мерчандайзинг в аптеке. - М.: Copyright, 2016. - 209 с.
15) Оленьков К. Искусство продавать лекарства. «Российские аптеки». - 2000г. - №. 3. - С. 34-37...30