В данной работе рассмотрена возможность использования технологии Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках географии в 8 классе. Также проанализированы проведённые занятия и выявлены наиболее подходящие для изучения географии приёмы технологии РКМЧП.
Цель исследования: рассмотрение возможностей использования технологии РКМЧП в курсе «Физическая география России»
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по выбранной теме;
2. Ознакомиться с наиболее часто используемыми приёмами технологии РКМЧП;
3. Проанализировать психолого-педагогические особенности подростков (8 класс);
4. Составить разработки уроков с применением технологии РКМЧП;
5. Провести ряд уроков с применением технологии РКМЧП;
6. Проанализировать результаты проведённых занятий.
Объект исследования - технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Предмет исследования - возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) в курсе «Физическая география России».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Эмпирические:
• наблюдение;
• опрос;
• анкетирование;
Теоретические:
• анализ литературы;
• анализ документов и результатов деятельности;
• анализ занятий.
Актуальность: в настоящее время в связи с переходом на ФГОС технология РКМЧП широко используется при изучении многих школьных предметов, в том числе при изучении географии. В связи с изменением роли учителя в образовательном процессе, более востребованным стало обучение с применением системно-деятельностного подхода.
Вклад автора: автором разработан и проведён ряд уроков по курсу «Физическая география России» с использованием технологии РКМЧП. Отдельные части данной работы были озвучены на конференции «Климатология и гляциология Сибири» 20-23 октября 2015 года и опубликованы в статье «Использование приёма «Кластер» в курсе «Физическая география России». Также на конференции в Вологде опубликованы статьи «Изучение темы «Болото» в курсе «Физическая география России» с помощью технологии РКМЧП на примере приёма «Инсерт» (24.10.2014 г.) и «Использование приёма «Синквейн» технологии РКМЧП в ходе изучения темы «Литосфера и человек» в курсе «Физическая география России» (25.11.2015 г.) .
Научная новизна связана с тем, что введение ФГОС в 8 классах запланировано на 2018-2019 учебный год, т.е. данные разработки уроков можно считать перспективными.
Практическая значимость заключается в том, что разработки уроков с использованием технологии РКМЧП, представленные в данной работе, могут быть использованы в дальнейшем на уроках географии в 8 классе, а также студентами при изучении курса «Теория и методика изучения географии в школе».
Защищаемые положения:
1. Технология РКМЧП является одной из важнейших в реализации системнодеятельностного подхода, что является особенно актуальным в ходе введения ФГОС ООО.
2. Методические материалы, разработанные с помощью приёмов технологии РКМЧП по физической географии России, представляют интерес как перспективные сценарии уроков, поскольку ФГОС ООО в 8 классах будет введён в 2018-19 учебном году.
Выпускная магистерская работа включает введение, четыре главы основного текста, заключение, список использованной литературы. Первая глава - обзор наиболее часто используемых приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Во второй главе рассматриваются психолого-педагогические особенности подростка (8 класс). В третьей главе представлены разработки уроков с применением технологии РКМЧП. Четвёртая глава представляет собой анализ проведённых занятий.
Работа занимает 84 страницы, содержит 18 рисунков и 11 таблиц. Список использованных источников и литературы представлен 89 наименованиями.
Развитие критического мышления является одним из основополагающих факторов успешного обучения в школе. Это утверждение касается как общепедагогических принципов, так и частнометодических аспектов обучения.
Как показывает опыт, для формирования метапредметных знаний при обучении школьников географии может быть использован целый ряд технологий, например, таких как: проектная деятельность, исследовательская технология, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение и другие, в том числе - технология развития критического мышления.
Использование некоторых приёмов технологии РКМЧП вызывает затруднение при использовании их на уроке географии. Некоторые их них предусматривают работу с художественным текстом, что на уроке географии применяется довольно редко. Другие же сложны и продолжительны с точки зрения организации. В то же время из массы приёмов были выделены несколько наиболее подходящих и результативных для изучения географии.
Как показал опыт, при правильной организации процесса обучения многие приёмы технологии развития критического мышления могут быть использованы при изучении любой из тем учебной программы.
1. Акмеология: учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: РАГС, 2004. - 681 с.
2. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Ф. И. Иващенко [и др.]; под общ. ред. Ф. И. Иващенко, Я. Л. Коломинского. - Минск: Высш. шк., 1980. - 176 с.
3. Андреева Ю. В. Использование технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках географии. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]: Стратегический партнёр - Издательство «Просвещение». - М.: ИД «Первое сентября», 2003-2014 - URL: festival.1september.ru (Дата обращения: 10.05.2016).
4. Батурина М. С. Формирование экологической культуры у школьников младших классов на уроках естествознания / Роль географии в решении проблем устойчивого развития: Материалы Региональной школы-семинара 24-25 апреля 2002 г. / Под ред. Н. С. Евсеевой, Н. В. Осинцевой. Томск: Томский государственный университет, 2002. 62 с.
5. Бердин Р. И. Развитие критического мышления как задача иноязычного образования технической высшей школы / Языки в современном мире: материалы IX ежегодной международной конференции, 23-25 мая 2010 года / отв. ред. С. К. Гураль ; Томск. гос. ун-т. - Томск: Томск. гос. ун-т, 2010. - 154 с.
6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / СПб.: Питер. - 2009. - 398 с.
7. Брюшинкин В. Н. Критическое мышление и аргументация / Критическое мышление, логика, аргументация: Сборник статей / Под общ. ред. В. Н. Брюшинкина, В. И. Маркина. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. 175 с.
8. Бурякова В. В. Некоторые приёмы работы с текстом учебников обществознания [Электронный ресурс]: Класс. - Сайт i-Школы. - URL: http://home-edu.ru (Дата обращения: 6.05.2015).
9. Видеоуроки в Интернет [Электронный ресурс]: Стратегии и приёмы образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии / Видеоуроки в сети Интернет, 2008-2016 - URL: http://videouroki.net (Дата обращения: 19.03.2016).
10. Возрастная и педагогическая психология: учебник для пед. ин-тов. / В. В. Давыдов [и др.]; под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
11. Волошко Л. И. Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования, 2010-2014 - URL: http://nsportal.ru (Дата обращения: 10.05.2016).
12. Вульфов Б. З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. - М.: Эгвес, 1996.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
14. Габай Т. В. Педагогическая психология / Т. В. Габай. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
15. География и экология в школе XXI века №1 - 2016. - М.: ГЕО-ЭКО, с 2004 года.
16. География и экология в школе XXI века №2 - 2016. - М.: ГЕО-ЭКО, с 2004 года.
... всего 89 источников