АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Условия, способствующие развитию туристских районов Болгарии 5
1.1 Природные условия 6
1.1.1 Рельеф 6
1.1.2 Климат 8
1.1.3 Водные ресурсы 10
1.1.4 Растительный покров и животный мир 12
1.1.5 Природные достопримечательности 13
1.2 Социально-экономические и исторические условия 18
1.2.1 Население 20
1.2.3 Культура и традиции 21
1.2.4 Туристская инфраструктура 28
2. Теоретические аспекты туристского районирования 31
2.1 Классификация туристских районов 32
2.2 Принципы и особенности районирования 33
2.3 Факторы районирования в туризме 34
3 Туристское районирование как основа развития туризма в Болгарии 37
3.1 Требования и критерии туристского районирования в Болгарии 37
3.2 Основная специализация туристских районов 39
3.3. Новые туристские районы на карте туристского районирования Болгарии 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А Природные достопримечательности Болгарии 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Специализация туристских районов 58
Юго-восточная Европа выступает предметом интереса со стороны туристов всего мира. Одной из стран данного региона является Болгария.
Болгария - удивительно красивая страна. Несмотря на небольшую площадь территории она удивляет разнообразием своей природы и туристско-рекреационными возможностями. Здесь можно прекрасно провести отдых, как на морском берегу, так и горных курортах. Каждый уголок этой страны необычен и представляет огромный интерес для туристов.
Актуальность выбранной темы заключается, во-первых, в том, что туризм в Болгарии играет одну из ключевых ролей в обеспечении экономического роста и социально-культурного благополучия страны; во-вторых, Болгария у российских туристов ассоциируется, в основном, с пляжным отдыхом на Золотых песках, Солнечном Берегу и Варне, известных еще с советских времен.
Объектом исследования является Республика Болгария.
Предметом исследования выступает туристское районирование Болгарии
Цель работы - показать своеобразие регионов страны и выявить перспективные туристские районы Болгарии.
Данное исследование посвящено туристкой индивидуальности различных районов страны и дальнейшим перспективам развития туризма в ее отдельных регионах. Новизна данной работы заключается в выявлении данных перспективных туристских районов Болгарии.
Основными задачами являются:
1. Изучить и проанализировать литературные, интернет ресурсы по теме, а также картографический материал;
2. Проанализировать природные, исторические и социально-экономические условия страны;
3. Выявить и изучить черты развития туризма отдельных регионов страны;
4. Провести туристское районирование;
5. Составить схему туристского районирования
При написании бакалаврской работы использовались как общенаучные методы исследования: анализ, сравнительный, литературный, а также характерные для
географических наук: картографический метод.
Для написания выпускной работы использовались монографии, научные статьи, материалы международных конференций, а также информация, собранная во время прохождения автором научно-производственной практики в Болгарии.
Раскрытие определенных особенностей регионов является основополагающим элементом рационального природопользования. Основная ценность прикладного характера районирования заключается в эффективном использование всевозможных ресурсов территории как по отдельности, так и в совокупности.
Присутствие темы туристского районирования в повестке научных обсуждений свидетельствует о неутихающем интересе ученых разных стран и специализаций к данной теме. Изучение вопроса ведется с применением методологических подходов в корне, отличающихся друг от друга. Собственное исследование изобилует работами ученых разных научных школ, а также в ходе решения поставленных задач использованы материалы, представленные на официальных сайтах.
Выделение Болгарии как одного из центров туризма разной направленности базируется на многообразии природных условий региона при наличии длительного периода развития социально-экономической и культурно-исторической сфер жизни общества. Различия природных условий государства во многом обязаны географическому положению, которое во многом определяет характерные черты рельефа, климата, вод, животного и растительного миров. Специфика социально-экономических условий Болгарии обусловлена историческим контекстом развития территории.
Внутренние различия региона обеспечивают возможность его членения на районы, которые в свою очередь обладают набором наиболее выраженных характеристик, способствующих развитию туристской деятельности.
В зависимости от принципов, особенностей и факторов направления районирования туристские районы могут быть классифицированы по времени возникновения, по уровню развития туристской инфраструктуры, по туристской специализации и т.д.
В рамках работы была предложена авторская схема районирования, которая предполагает выделение дополнительных трех районов в существующей схеме районирования. Наибольший акцент при выявлении данных районов отводился перспективности развития новых видов туризма в Республике Болгария. Основополагающими критериями послужили территориальный охват, транспортная доступность, инфраструктурное обеспечение, наличие интересных для туристов мест. Раскрытие новых качеств районов предполагает большее развитие регионов на туристском рынке.
Предлагаемые туристское районирование может способствовать успешному развитию туризма в стране и продвинуть совершенно новые туристские районы с характерными для них 49
видами туризма, что позволит ориентировать туристскую сферу на решение определенных задач.
Исследовательская работа в выбранном направлении базируется на фундаментальных теоретических и методологических принципах научной работы. Несомненно, данное исследование является одной из ступеней в решении обнаруженной проблемы, требующей в дальнейшем доработки и углубления в изучении.
1. Большаник П. В. Рекреационная география: учебное пособие. / П. В. Большаник. - Омск : ОГИС, 2003. - 109 с.
2. Валеев Э. Б. Болгария. Экономико-географическая характеристика. 2-е изд / Э. Б. Валеев. - М. : Гос. изд-во геогр. лит., 1957.- 407 с.
3. Зорин И. В. Энциклопедия туризма: Справочник / И. В. Зорин, В. А. Квартальное.
- М. : Финансы и статистика, 2004. - 368 с.
4. Кружалин В. И. География туризма : учебник / В. И. Кружалин [и др.]. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.
5. Кусков А. С. Рекреационная география / А. С. Кусков, Т. Н. Одинцова. - М. : Флинта : МПСИ, 2005. - 496 с
6. Мироненко Н. С. Рекреационная география /Н. С. Мироненко и др. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
7. Николаенко Д. В. Рекреационная география: учебное пособие. / Д. В. Николаенко.
- М. : ВЛАДОС, 2001. - 279 с.
8. Пейковска П. Региональное развитие Республики Болгария [Электронный ресурс] Regional Development of the Republic of Bulgaria / П. Пейковска, А. Станева. - Электрон. дан.
- М. : Центр промышленности Республики Болгария в Москве, 2008. - URL:
https://www.academia.edu/3091990/П._Пейковска_А._Станева._Региональное _развитие_Республики_Болгария_Компактдиск._Москва_2008_Regional_Development_of_ the_Republic_of_Bulgaria_ (дата обращения: 06.04.2020).
9. Сезонность в туристическом секторе. Статистические данные, 2017, июль [Электронный ресурс] / Eurostat. Statistics Explained. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2017. - URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statisticsexplained/index.php/Seasonality_in_the_tourist_ accommodation_secto (дата обращения: 06.04.2020).
10. Apostolov N. Tourism resources / N. Apostolov. - Varna, 2003. - 388 p.
11. Bulgaria: Economic development through quality tourism [Electronic resource] // TUI
GROUP. - Electronic data. - [S. l.], 2017. - URL:
https://www.politiklounge.com/en/agenda/december (access date: 09.04.2019).
12. Knoema [Electronic resource] //All Rights Reserved - Electronic data. - [S. l.], 2020. - URL: https://knoema.com/ (access date: 18.04.2019).
13. Асенова М. Потенциални маркетингови туристически райони на България / М. Асенова, В. Маринов // Годишник на СУ. География - 2014. -кн. 2, т. 106, - С. 253-276.
14. География на България: Физическа и социално-икономическа география - София : Издателство: ФорКом, 2002. - 760 с.
15. География на отдиха и туризма в България / Г. Станков [и др.] // Проблеми на териториалната организация. С. - 1985.
...30