АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Развитие мотивации к говорению на уроках иностранного языка с использованием метафорических ассоциативных карточек 7
1.1. Определение роли и подходов к обучению говорению 7
1.2. Роль мотивации в обучении говорению на ИЯ 17
1.3 Анализ теоретической основы использования метафорических
ассоциативных карточек в обучении ИЯ 37
Вывод по первой главе 43
Глава 2 - Экспериментальная программа по развитию мотивации к говорению
с использованием метафорических ассоциативных карточек 46
2.1 Разработка и содержание экспериментальной программы по
использованию МАК для развития навыков говорения младших
школьников 46
2.2 Реализация экспериментально программы по использованию МАК на
уроках английского языка в младшей школе 53
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной программы. ... 60
Выводы по второй главе: 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
Говорение на уроках иностранного языка (ИЯ) имеет огромное значение, так как это основной способ коммуникации на иностранном языке. Развитие навыков говорения позволяет учащимся не только выражать свои мысли и идеи на иностранном языке, но и успешно общаться с носителями этого языка в различных ситуациях. Кроме того, говорение способствует развитию слухового восприятия, памяти, логического мышления и умению адаптироваться к различным языковым ситуациям.
Связь говорения на уроках иностранного языка с образовательными стандартами РФ заключается в том, что Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают развитие у учащихся навыков говорения на иностранном языке как один из ключевых компонентов обучения. Обучение говорению направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся, что соответствует целям современного образования в России, ориентированного на развитие личности и подготовку к успешной жизни в многоязычном мире. Таким образом, развитие навыков говорения на уроках иностранного языка тесно связано с образовательными стандартами РФ и является неотъемлемой частью образовательного процесса [40].
В обучении говорению на иностранном языке существует ряд сложностей, с которыми сталкиваются как учащиеся, так и преподаватели. Одной из основных проблем является недостаточная мотивация учащихся к развитию навыков говорения. Многие методисты выделяют эту проблему как одну из основных причин, препятствующих успешному обучению говорению на иностранном языке. Проблемы с мотивацией в обучении говорению могут быть связаны с отсутствием интереса к изучаемому языку, недостаточной практикой в реальных коммуникативных ситуациях, страхом перед ошибками и неуверенностью в своих возможностях. Все эти факторы могут препятствовать развитию у учащихся уверенности в себе и способности свободно выражать свои мысли на иностранном языке. «Мотивация является определяющим элементом в процессе обучения в целом, при этом особенно ярко это проявляется в устной речевой деятельности. У школьников зачастую отсутствует целевая мотивация, мотивация успеха, а также наблюдаются проблемы с инструментальной мотивацией. Исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работ, что объясняет частое нежелание некоторых учеников участвовать в обсуждении по теме.» так пишет международная ассоциация ученых, преподавателей и специалистов [42].
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью решения проблемы недостаточной мотивации учащихся к развитию навыков говорения на иностранном языке. Недостаток мотивации может стать серьезным препятствием для успешного обучения иностранному языку, особенно в аспекте развития уверенности в себе и способности выражать свои мысли на этом языке. Более того, предполагая, что использование метафорических ассоциативных карточек в процессе обучения говорению на иностранном языке может значительно повысить мотивацию учащихся. Такие карточки могут помочь создать интересные и запоминающиеся образы, которые способствуют лучшему запоминанию и использованию новой лексики и грамматики. Кроме того, метафорические ассоциации могут помочь учащимся преодолеть страх перед ошибками и неуверенность в себе, что в свою очередь способствует более эффективному развитию навыков говорения на иностранном языке.
Целью данного исследования является изучение того, насколько эффективными могут быть метафорические ассоциативные карточки для развития навыков говорения у младших школьников.
Данная цель предполагает решение ряда исследовательских задач, таких как:
1. Проанализировать теоретические основы и подходы к обучению говорению на иностранном языке с акцентом на роль мотивации.
2. Изучить и обобщить существующие исследования по использованию метафорических ассоциативных карточек в обучении иностранным языкам.
3. Разработать и реализовать экспериментальную программу по развитию мотивации к говорению у младших школьников с использованием метафорических ассоциативных карточек на уроках английского языка.
4. Провести анализ и интерпретацию результатов экспериментальной программы, оценив ее эффективность в повышении мотивации к говорению на иностранном языке.
Объектом исследования данной дипломной работы является процесс обучения говорению на английском языке у детей.
Предметом исследования является использование метафорических ассоциативных карточек для повышения мотивации детей к говорению на английском языке.
Значимый вклад в определение основной цели, подходов и этапов говорения на иностранном языке внесли отечественные лингвисты и методисты - Е.И. Пассов, Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина. Также над данной компетенцией работала такая иностранная специалистка в области методики как Д. Грэйм.
Важную роль в определение мотивации на уроках иностранного языка были посвящены работы таких ученых как - И.А. Зимняя, В.Г. Асеев, И.Л. Бим.
О метафорических ассоциативных карточках и их интеграции в уроки иностранного языка писали такие ученые как - В. Киршке, Г.Г Эрнст, А.С. Мутина, М.А. Мартынова, А.А. Вербиций и О.Г. Ларионова.
В качестве материалов исследования были использованы комплексы упражнений по развитию устной речи на иностранном языке, заимствованные из педагогической литературы, научные статьи; публикации; авторефераты диссертаций; учебная литература; электронные ресурсы, а также метафорические ассоциативные карточки.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые изучается влияние метафорических ассоциативных карточек на улучшение навыков говорения и мотивации к говорению на иностранном языке.
Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение и список литературы. В заключение представлены выводу по проведенному исследованию.
При работе над теоретической частью выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как обобщение и систематизация педагогической литературы и анализ. Практическая часть исследования предусматривала обращение к методам педагогического наблюдения, педагогического эксперимента, анкетирования и анализ деятельности испытуемых.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования разработанного комплекса упражнений по интеграции метафорических ассоциативных карточек в уроки иностранного языка. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в педагогической деятельности при разработке уроков с МАК для обучения устной речи.
Данная исследовательская работа была посвящена изучения использования метафорических ассоциативных карточек на уроках иностранного языка как средства развития устной речи на ИЯ и повышения мотивации к говорению. Поэтапно решив исследовательские задачи, как теоретического, так и практического характера, мы пришли к следующим результатам.
Проанализировав теоретические основы и подходы к обучению говорению на иностранном языке с акцентом на роль мотивации, мы выявили, что изучение разговорной речи на иностранном языке представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ученику. Цели обучения устной речи связаны с развитием коммуникативных навыков и способности выражать мысли на иностранном языке. Этапы изучения включают знакомство с основами языка и практику в различных ситуациях, а особенности обучения включают использование разнообразных методик, аутентичных материалов и создание атмосферы доверия.
Трудности в обучении разговорной речи могут возникать из-за различных причин, таких как отсутствие практики, страх ошибиться или недостаток словарного запаса. Важно учитывать мотивацию учащихся, поскольку она играет ключевую роль в успешном овладении навыками разговорной речи. Различные методики, такие как создание доверительной атмосферы, использование игр и интерактивных заданий, способствуют повышению мотивации и активному участию учеников в процессе обучения.
Исследование мотивации на уроках говорения на иностранном языке имеет важное значение для стимулирования интереса школьников к изучению языка и развитию их коммуникативных навыков. Исследования показывают, что применение наглядных пособий при обучении иностранному языку не только способствует формированию положительной мотивации к предмету, но и улучшает усвоение учебного материала.
Анализ существующих исследований по использованию метафорических ассоциативных карточек в обучении иностранным языка позволил сделать нам следующие выводы и предположения: интеграция МАК в процесс обучения иностранному языку представляет собой эффективный метод, способствующий развитию разговорных навыков у учащихся. Описанные в работе методы использования МАК, такие как описание изображений, создание ассоциаций и аналогий, развитие навыков повествования и обсуждение тем, демонстрируют их значительный потенциал для стимулирования творческого мышления и ассоциаций у учащихся.
Подчеркивается, что МАК способствуют не только расширению лексикона и улучшению грамматических навыков, но и создают эмоционально насыщенную обстановку, которая способствует увлечению учащихся процессом обучения. Такой подход не только стимулирует мотивацию к говорению на иностранном языке, но также способствует развитию познавательных, речевых и творческих способностей.
Экспериментальная программа позволила нам сделать вывод о том, что МАК в процессе обучения иностранному языку играет важную роль. Эти карточки не только повысили навыки устной речи у детей, но также значительно увеличили их мотивацию к говорению на иностранном языке. Таким образом, использование МАК представляет собой эффективный и увлекательный метод, способствующий успешному развитию разговорных навыков и мотивации учащихся в изучении иностранного языка.
Таким образом, мы можем говорить об эффективности использования МАК для развития навыков говорения в младшей школе. Повышение уровня устной речи на иностранном языке у младших школьников тесно связано с их мотивацией к говорению. Когда дети видят, что они способны выражать свои мысли и чувства на другом языке, это укрепляет их уверенность и самооценку. Успех в устной речи может стать для них источником гордости и мотивации для дальнейшего изучения языка. Кроме того, при использовании методов, таких как метафорические ассоциативные карточки дети могут воспринимать изучение языка как увлекательное приключение, что также способствует повышению их мотивации к говорению на иностранном языке. Таким образом, успешное развитие устной речи и мотивации учащихся тесно взаимосвязаны и могут взаимно усиливать друг друга.
1. А. С. Мутина Жанры современного русского детского фольклора на территории Удмуртии: специальность 10.01.09 «кандидат филологических наук»: Диссертация на соискание кандидата филологических наук / А. С. Мутина; Уральское отделение Российской академии наук. — Ижевск, 2003. — 23 с.
2. А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова Личностный и компетентностны й подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова —. — Москва: Логос, 2009 — 334 с.
3. А.В. Красушкина Метафорические карты как технология визуализации учебной информации на уроках литературы / А.В. Красушкина [Электронный ресурс] // LiveJournal: [сайт]. — URL: https://cantri.livejournal.c om/43966.html (дата обращения: 12.05.2024)
4. А.И. Кузьмина Средства визуализации учебной информации и способы ее предъявления на уроке иностранного языка / А.И. Кузьмина [Электронный ресурс] // Мультиурок: [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/files/ sredstva-vizualizatsii-uchebnoi-informatsii-i-
spos.html (дата обращения: 07.04.2024)
5. А.Л. Саргсян Современные подходы к обучению иноязычному говорению [Текст] / А.Л. Саргсян —. — Чита: Ч.: Молодой ученый, 2016 — 140 c.
6. А.Н. Иоффе. Визуализация в истории и обществознании — спосо бы и подходы [Текст] / А.Н. Иоффе. — . — Москва: Редакция журнала, 2012 — 306 c.
7. В.Г. Асеев Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев —. — Москва: М.: Мысль, 1976 — 158 c.
8. В.Э. Васильева Развитие и совершенствование навыков говорения в процессе обучения английскому языку: теоретический аспект / В.Э. Васильева [Электронный ресурс] // cyberlenika: [сайт]. — URL: https://cyberle ninka.ru/article/n/razvitie-i-sovershenstvovanie-navykov-govoreniya-v-protsesse- obucheniya-angliyskomu-yazyku-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения:
14.10.2023)
9. Виды колод метафорических карт / [Электронный ресурс] // Уральская школа тренинга: [сайт]. — URL: https://acc.uraltrening.ru/blog/mak- vidy/ (дата обращения: 08.05.2024)
10. Г.В. Кравченко Формирование мотивации к изучению
иностранного языка / Г.В. Кравченко [Электронный ресурс] // Международный педагогический портал: [сайт]. — URL:
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/formirovanie-motivacii-k- izucheniyu-inos.3881941571/ (дата обращения: 14.09.2023)
11. Г.В. Лаврентьев, Н.Е. Лаврентьева Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Е. Лаврентьева —. — Барнаул: Алт. гос. ун-та, 2004 — 173 c.
12. Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина —. — Москва: М.: Просвещение, 1988 — 226 c.
13. Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова Методика обучения английскому языку 1-4 классы [Текст] / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова — 4-е изд. — Москва: М.: Просвещение, 2008 — 223 c.
14. Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова —. — Москва: М.: Просвещение, 1991 — 290 c.
15. Г.Г. Эрнст Метафорические ассоциативные карты в работе психолога как инструмент диагностики и коррекции самооценки: специальность 159.98 «кандидат педагогических наук, доцент»: Диссертация на соискание кандидата психологических наук / Г.Г. Эрнст ; Алтайский государственный педагогический университет. — Барнаул, 2020. — 5 c.
..45