Аннотация
Введение 3
1 Основы формирования и реализации государственной политики в сфере образования ....5
1.1 Характеристика образовательной системы РФ 5
1.2 Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной
деятельности 10
1.3 Национальный проект «Образование» как механизм реализации государственной
политики в сфере образования 18
1.4 Финансовое обеспечение в сфере образования 22
2 Реализация государственной политики в сфере образования в региональном аспекте на
примере томской области 27
2.1 Особенности образовательной политики в Томской области 27
2.2 Проблемы, возникающие при реализации образовательной политики в Томской
области 36
2.3 Влияние пандемии Covid-19 на образовательную политику Томской области 44
2.4 Результаты реализации образовательной политики в Томской области 49
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 61
Приложение А Система образования РФ 67
Приложение Б Типы образовательных организаций 68
Приложение В Расходы Федерального бюджета 69
Приложение Г Расходы на образование по странам 70
Образование - одна из наиболее важных и динамичных сфер социальноэкономической жизни общества. Именно образование является основным условием для развития человеческого потенциала страны ив то же время важнейшим показателем качества жизни людей. Поэтому перед государством стоит важнейшая задача - формирование и реализация продуманной образовательной политики.
В Российской Федерации право на получение образования является конституционным. Государство реализует это право путем выделения средств из федерального бюджета. Но осуществление материального обеспечения в сфере образовательной политики не единственная функция государства, помимо неё государство обязано контролировать качество предоставляемых образовательных услуг, разрабатывать образовательные стандарты и тем самым содействовать развитию образовательной среды в стране.
Важнейшей задачей государства является развитие человеческого капитала, что является обязательным условием создания инновационной экономики, новейших технологий и современных форм бизнеса. Целью образовательной политики РФ является развитие человеческого капитала и предоставление новых, гораздо более широких возможностей для самореализации граждан. Реализация государственной образовательной политики в стране позволяет постоянно повышать уровень грамотности в стране, квалификацию кадров и мотивацию людей к образованию и саморазвитию. Следствием эффективно выстроенной образовательной политики в стране всегда будет являться рост производительности труда - одного из важнейших факторов экономического роста.
Актуальность работы состоит в значимости государственной политики в сфере образования, как для Российской Федерации в целом, так и для отдельно взятого гражданина, в необходимости разностороннего осмысления проводимых реформ в данной сфере. В частности, одной из пяти национальных целей развития РФ является обеспечение возможности для самореализации и развития талантов, а образовательная политика играет ключевую роль в достижении данной национальной цели. [5]
Объектом исследования является государственная образовательная политика Российской Федерации.
Предметом исследования являются конкретные меры, предпринимаемые государством в сфере образования.
Цель работы заключается в выявлении на основе комплексного анализа объекта и предмета исследования особенностей управления образованием в Российской Федерации.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
1. Характеристика образовательной системы Российской Федерации;
2. Определение основных целей и задач государственной политики в сфере образования;
3. Выявление механизмов реализации государственной политики в сфере образования;
4. Анализ национального проекта «Образование», как одного из механизмов реализации государственной образовательной политики;
5. Выявление особенностей образовательной политики Томской области;
6. Анализ проблем, возникающих при реализации образовательной политики в Томской области;
7. Анализ влияния пандемии Covid-19 на образовательную политику Томской области;
8. Оценка результатов реализации образовательной политики в Томской области;
9. Формирование предложений по совершенствованию образовательной политики Томской области;
Методологической основой работы являются следующие группы методов: общие методы научного познания (наблюдение, описание, теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сравнение) и специальные (документальный, статистический, прогностический).
Нормативную базу работы составили Конституция РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, Приказы Министерства Науки и высшего образования РФ и иные нормативно-правовые акты. При написании ВКР были использованы данные паспортов национальных, федеральных и региональных проектов, статистических сборников Российской Федерации и Томской области, государственных и региональных программ и статей из научных изданий.
Теоретическая значимость работы состоит в рассмотрении с учетом последних изменений действующего законодательства особенностей управления образованием в Российской Федерации. Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и рекомендации, сформулированные в работе, могут быть использованы как предложения для совершенствования образовательной политики региона
Структура работы определена предметом исследования, его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Государственная политика в сфере образования - это одна из ключевых составляющих политики государства в целом, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, механизм ускорения темпов социальноэкономического и научно-технического развития страны, гуманизации общества и роста культуры. Государственная политика в сфере образования определяет прежде всего коренные цели и задачи развития образования и обеспечивает их претворение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.
На современном этапе развития Российской Федерации, важнейшими целями образовательной политики являются обеспечение конкурентоспособности отечественного образования и вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание духовно развитой и социально ответственной личности на основе ценностей народов страны, исторических и культурных традиций Российской Федерации.
В соответствии с вышеизложенными целями, основные задачи государственной политики в сфере образования на ближайшее время представляют собой:
1. Запуск системных изменений в Российском образовании;
2. Развитие инфраструктуры образования;
3. Профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров;
4. Выявление и поддержка талантов;
5. Возвращение воспитания в систему образования;
6. Преодоление последствий пандемии COVID-19;
Данная работа посвящена современной государственной политике в сфере образования и региональному аспекту её реализации и состоит из двух разделов: теоретического, посвященного основам формирования и реализации государственной политики в сфере образования и практического, посвященного непосредственно реализации государственной политики в сфере образования на территории Томской области.
Выводы, которые можно сделать из теоретического раздела работы:
1. Структура образования в Российской Федерации является многоуровневой и
состоит из различных ступеней образования, некоторые из этих ступеней являются обязательными, а некоторые добровольными. Управление такой большой системой требует огромных затрат ресурсов, выражающихся как в денежном эквиваленте, так и в иных. Государство, затрачивая эти ресурсы, выполняет одну из своих важнейших функций, а именно создание системы взаимодействующих органов, обеспечивающих населению возможность получать образовательные услуги. Данная возможность обеспечивается гражданам самым главным правовым документом - Конституцией Российской Федерации и является непреложной;
2. Образование в России находится в непрерывном развитии. Исполнительные органы федерального, регионального и местного значения предпринимают все возможные меры по улучшению качества образования и обеспечению доступности образовательных услуг для всех слоёв населения. Государственными органами постоянно осуществляется контроль за соблюдением норм и стандартов, принятых Министерством науки и высшего образования РФ как единые для всех субъектов Российской Федерации. Регламентируя образовательную деятельность, Российская Федерация даёт своим гражданам право на качественное и современное образование, которое в последствии может гарантировать конкурентоспособность как на отечественном рынке труда, так и на международном. Образовательные стандарты, введенные Министерством образования и науки, делают систему образования единой по всей стране и делают всех участников образовательных отношений защищенными от не качественной или несущей вред информации.
3. Одной из важнейших задач государственной образовательной политики является продвижение российского образования на международном уровне. Данная задача реализуется путем осуществления проектов национального и федерального значения, в том числе и путем реализации, имеющего огромное значение для современной образовательной системы страны, национального проекта «Образование». Привлечение иностранных граждан в Российскую сферу образования позволит повысить престиж нашей страны среди других и увеличить денежные вложения в этой среде, которые в свою очередь позволят и дальше развивать систему образования Российской Федерации.
4. Финансовое обеспечение сферы образования в Российской Федерации - это значимая составляющая государственных расходов. Критически важно постоянно проводить оценку эффективности используемых средств, сопоставляя их с меняющимися ожиданиями населения от образовательной отрасли и перспективными задачами развития научной и образовательной среды. Только постоянная работа над улучшением сферы образования и усиленные меры по повышению качества предоставляемых образовательных услуг будут способствовать экономическому росту страны и улучшению качества жизни населения.
Выводы, следующие из практического раздела работы:
1. Томск входит в число лучших студенческих городов мира, что говорит о признании Томской области в качестве образовательного и научного пространства не только жителями Российской Федерации, но и гражданами других государств. В целях эффективной реализации национальных целей и стратегических задач развития РФ область формирует и реализует региональную политику в области высшего образования и науки, направленную на повышение глобальной конкурентоспособности организаций в областях, определяемых приоритетами развития высшего образования и научнотехнологического развития страны.
2. Проблемы реализации образовательной политики присутствуют не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов. Об этом свидетельствуют отчёты и доклады о реализации государственной политики в сфере образования в Томской области. В образовательной системе региона имеются проблемы, как характерные для всей образовательной системы в целом, так и специфические, возникающие из-за характерных особенностей Томской области. Примером специфической проблемы реализации образовательной политики в Томской области может служить нехватка мест в общежитиях.
3. Пандемия COVID-19 оказала сильное влияние на сферу образования в Томской области, вынудив общество совершить сдвиг в сторону онлайн-обучения и цифровизации всего образовательного процесса в целом. Также на протяжении всего периода пандемии органами власти Томской области принимались все возможные меры охране здоровья учащихся и всех участников образовательного процесса;
4. Достижение высоких показателей в сфере образования обеспечивается основательным подходом исполнительных органов власти Томской области к осуществлению образовательной политики. Среди прочих регионов страны, Томская область ярко выделяется как научно-образовательный центр, где совершаются инновации;
Исходя из всех выводов, сделанных выше, в качестве предложений по улучшению образовательной политики Томской области могут выступать:
1. Повышение внимания региональных органов власти к вопросу детского и подросткового здоровья. Организация спортивных мероприятий, направленных на популяризацию спортивного образа жизни среди школьников и студентов. Создание возможности получения психологической помощи для школьников и студентов, например, в периоды экзаменов. Данные меры помогут сохранить и улучшить психическое и физическое здоровье школьников.
2. Обязательная организация факультативных школьных занятий. Что позволит привлечь дополнительные средства в общеобразовательные учреждения, а также
повысить вовлеченность школьников во внеучебный процесс. Организация кружков по различным направлениям деятельности даст не только положительный финансовый эффект для общеобразовательных организаций, но и сформирует необходимые компетенции у школьников для дальнейшего вступления во взрослую жизнь.
3. Улучшение статуса учителей и преподавателей. Привлечение молодых специалистов на данные должности. Реализация региональных программ по повышению квалификации учителей, организация конкурсов и мероприятий для преподавателей. Социальное положение педагогов является крайне важным звеном образовательного процесса, поскольку именно оно в значительной мере влияет на их самореализацию в трудовой деятельности и, как следствие, на результаты образовательного процесса.
4. Популяризация учреждений среднего профессионального образования среди девятиклассников, как альтернативы высшему образованию. Демонстрация достоинств СПО и проведение дней открытых дверей в техникумах и колледжах.
5. Организация активного взаимодействия ВУЗов и крупных организаций, подготовка специалистов в соответствии с потребностями будущих работодателей.
6. Увеличение количества направлений в ВУЗах, по которым осуществляется заочное и вечернее обучение. Данная мера позволит привлечь больше студентов в Томские университеты и даст возможность альтернативы при получении высшего образования.
7. Популяризация Томских высших учебных заведений не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. Данная мера соответствует одной из основных целей образовательной политики РФ - продвижение российского образования на международном уровне. В качестве мероприятий могут быть олимпиады, организуемые Томскими ВУЗами для иностранных студентов, создание условий для комфортного обучения не только граждан России, но и иностранцев. Привлечение иностранных студентов неизбежно повлечёт за собой приток средств в регион и повышение его мест в международных рейтингах.
Подводя итог работы важно упомянуть, что никакие реформы в сфере образования не могут быть успешны без осознания их необходимости и активного участия не только органов государственной власти и местного самоуправления, но лиц, наиболее заинтересованных в изменении действующей системы образования - граждан Российской Федерации. Общественный контроль реализации образовательной политики и проявленная инициатива народа - вот залог успешности модернизации любой сферы жизнедеятельности общества.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. Голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. От 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. Правовая система - Версия Проф. - М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273- ФЗ : (ред. от 30 дек. 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система - Версия Проф.
- М, 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов : закон Том. обл. от 25 дек. 2019 г. № 164-ОЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система
- Версия Проф. - М, 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Об образовании в Томской области : закон Том. обл. от 12 авг. 2013 г. № 149-ОЗ : (ред. от 14 марта 2019 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система - Версия Проф. - М, 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // КонсультантПлюс : справ. правовая система - Версия Проф. - М, 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О лицензировании образовательной деятельности : постановление Правительства РФ от 18 сент. 2020 г. № 1490 : (ред. от 30 нояб. 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система - Версия Проф. - М, 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р : (ред. от 28 сент. 2018) // КонсультантПлюс : справ. правовая система - Версия Проф. - М, 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та. - Утратил силу.
8. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]: утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 25.04.22)
9. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года : постановление Законодательной Думы Том. обл. от 26 мар. 2015 г. № 2580 : (ред. от 1 июл. 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система - Версия Проф. - М, 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Паспорт регионального проекта «Современная школа» (Томская область)
[Электронный ресурс]: утв. Советом при Губернаторе Томской области по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 23.03.2020 №СЖ-Пр- 533) // Официальный интернет сайт Департамента общего образования Томской области - Электрон. Дан. - Томск, 2022. URL: https://edu.tomsk.gov.ru (дата обращения: 25.04.22)
11. Паспорт регионального проекта «Цифровая образовательная среда» (Томская область) [Электронный ресурс]: утв. Советом при Губернаторе Томской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 23.03.2020 №СЖ-Пр- 533) // Официальный интернет сайт Департамента общего образования Томской области - Электрон. Дан. - Томск, 2022. URL: https://edu.tomsk.gov.ru (дата обращения: 25.04.22)
12. Паспорт регионального проекта «Учитель будущего» (Томская область)
[Электронный ресурс]: утв. Советом при Губернаторе Томской области по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 23.03.2020 №СЖ-Пр- 533) // Официальный интернет сайт Департамента общего образования Томской области - Электрон. Дан. - Томск, 2022. URL: https://edu.tomsk.gov.ru (дата обращения: 25.04.22)
13. Паспорт регионального проекта «Молодые профессионалы» (Томская область)
[Электронный ресурс]: утв. Советом при Губернаторе Томской области по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 23.03.2020 №СЖ-Пр- 533) // Официальный интернет сайт Департамента общего образования Томской области - Электрон. Дан. - Томск, 2022. URL: https://edu.tomsk.gov.ru (дата обращения: 25.04.22)
14. Паспорт регионального проекта «Новые возможности для каждого» (Томская область) [Электронный ресурс]: утв. Советом при Губернаторе Томской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 23.03.2020 №СЖ-Пр- 533) // Официальный интернет сайт Департамента общего образования Томской области - Электрон. Дан. - Томск, 2021. URL: https://edu.tomsk.gov.ru (дата обращения: 25.04.22)
15. Паспорт регионального проекта «Социальная активность» (Томская область)
[Электронный ресурс]: утв. Советом при Губернаторе Томской области по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 23.03.2020 №СЖ-Пр- 533) // Официальный интернет сайт Департамента общего образования Томской области - Электрон. Дан. - Томск, 2022. URL: https://edu.tomsk.gov.ru (дата обращения: 25.04.22)...62