Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе 9
1.1 Принципы русской орфографии 9
1.2 Основные понятия орфографии 23
2. Организация работы учителя начальных классов со словарными словами на
уроках русского языка в начальной школе 26
2.1 Описание опытно- экспериментальной работы со словарными словами на
уроках русского языка в начальной школе 26
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы по совершенствованию умений работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе 45
Констатирующий этап эксперимента 45
Опытное обучение 50
Контрольный эксперимент 60
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение 1 72
Приложение 2 73
Приложение 3 74
Приложение 4 76
Приложение 5 77
1 Теоретические основы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе 9
1.1 Принципы русской орфографии 9
1.2 Основные понятия орфографии 23
2. Организация работы учителя начальных классов со словарными словами на
уроках русского языка в начальной школе 26
2.1 Описание опытно- экспериментальной работы со словарными словами на
уроках русского языка в начальной школе 26
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы по совершенствованию умений работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе 45
Констатирующий этап эксперимента 45
Опытное обучение 50
Контрольный эксперимент 60
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение 1 72
Приложение 2 73
Приложение 3 74
Приложение 4 76
Приложение 5 77
Тема «Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе» достаточно важна, потому как практическое овладение русским языком требует в первую очередь знания определенного количества слов. При первоначальном обучении учащихся русской речи одно их главных мест занимает работа со словарными словами. На протяжении четырех лет обучения в начальной школе школьники стараются запомнить около 250-300 слов, не подчиняющимся, каким-либо правилам. Как же заинтересовать детей, сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача достаточно сложная, требующая большого напряжения и сил учителя. Решить эту работу поможет система работы со словарными словами.
В начальной школе, согласно ФЕОС НОО, одним из предметных результатов является «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета» [44, с. 6].
Как показывает, педагогическая практика, овладение словарными словами у младших школьников вызывает затруднения в связи с недостаточным уровнем сформированное™ умения написания словарных слов, от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса. Для ученика слишком мало познакомиться с грамматическим явлением как таковым, важно добиться закрепления значения для того, чтобы ученик мог их «переносить» на другие ему явления языка.
Следует отметить, исходя из вышесказанного, что в педагогической теории и практике вопрос о педагогических условиях овладения учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач в русле реализации ФЕОС НОО очень важен. Это и определяет актуальность нашего исследования.
Анализ педагогической теории и практики позволил выделить следующее противоречие: между задачей формирования лексических умений младших школьников, формирования их орфографической зоркости и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность данного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия эффективной работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе в русле реализации ФГОС НОО?
Актуальность проблемы, необходимость разрешения выявленного противоречия обусловила тему исследования: «Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».
Объект исследования - обучение русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования - работа со словарными словами в начальной школе.
Цель данной работы - изучить особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Гипотеза исследования: работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе будет эффективной, если:
- ведется целенаправленная работа по обогащению и активизации словаря младших школьников с учетом психолого-педагогических и дидактических особенностей словарной работы;
- используются эффективные методы и приемы обучения:
Объект, предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе;
Изучить теоретические основы особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе;
На основе проведения констатирующего среза выявить уровень умений особенностей работы со словарными словами;
Провести опытно-экспериментальную работу по организации особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка во втором классе;
Разработать и апробировать задания, направленные на формирование умений особенностей работы со словарными словами.
Методологической основой исследования явились идеи системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, П.Я Гальперин, Д.Б. Эльконин), позволяющие представить деятельность как систему ключевых задач, направленных на формирование личностных качеств обучающихся.
Теоретическую основу исследования составили работы:
- анализ и синтез литературы по теме исследования;
- анализ базовых понятий;
- анализ передового педагогического опыта;
- педагогический эксперимент;
-качественная и количественная обработка результатов опытно- экспериментальной работы.
База исследования: МБОУ СОШ №5 п. Новокаргино. В исследовании приняли участие учащиеся второго класса в количестве 12 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап - проведение экспериментальной работы в образовательной организации.
Третий этап - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
Апробация работы: материалы исследования были опубликованы на сайте infourok.ru - адрес публикации http: //infourok.ru/organizaciya-slovarnov-raboti-s-mladshimi-shkolnikami-na-urokah-russkogo-vazika- 1988814.html от 22.05.2018 г. как методическая разработка по теме: «Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах».
Практическая значимость работы заключается в том, что подобран и систематизирован материал, который применяется при проведении словарной работы на уроках русского языка начальной школы. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В начальной школе, согласно ФЕОС НОО, одним из предметных результатов является «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета» [44, с. 6].
Как показывает, педагогическая практика, овладение словарными словами у младших школьников вызывает затруднения в связи с недостаточным уровнем сформированное™ умения написания словарных слов, от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса. Для ученика слишком мало познакомиться с грамматическим явлением как таковым, важно добиться закрепления значения для того, чтобы ученик мог их «переносить» на другие ему явления языка.
Следует отметить, исходя из вышесказанного, что в педагогической теории и практике вопрос о педагогических условиях овладения учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач в русле реализации ФЕОС НОО очень важен. Это и определяет актуальность нашего исследования.
Анализ педагогической теории и практики позволил выделить следующее противоречие: между задачей формирования лексических умений младших школьников, формирования их орфографической зоркости и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность данного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия эффективной работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе в русле реализации ФГОС НОО?
Актуальность проблемы, необходимость разрешения выявленного противоречия обусловила тему исследования: «Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».
Объект исследования - обучение русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования - работа со словарными словами в начальной школе.
Цель данной работы - изучить особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Гипотеза исследования: работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе будет эффективной, если:
- ведется целенаправленная работа по обогащению и активизации словаря младших школьников с учетом психолого-педагогических и дидактических особенностей словарной работы;
- используются эффективные методы и приемы обучения:
Объект, предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе;
Изучить теоретические основы особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе;
На основе проведения констатирующего среза выявить уровень умений особенностей работы со словарными словами;
Провести опытно-экспериментальную работу по организации особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка во втором классе;
Разработать и апробировать задания, направленные на формирование умений особенностей работы со словарными словами.
Методологической основой исследования явились идеи системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, П.Я Гальперин, Д.Б. Эльконин), позволяющие представить деятельность как систему ключевых задач, направленных на формирование личностных качеств обучающихся.
Теоретическую основу исследования составили работы:
- анализ и синтез литературы по теме исследования;
- анализ базовых понятий;
- анализ передового педагогического опыта;
- педагогический эксперимент;
-качественная и количественная обработка результатов опытно- экспериментальной работы.
База исследования: МБОУ СОШ №5 п. Новокаргино. В исследовании приняли участие учащиеся второго класса в количестве 12 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап - проведение экспериментальной работы в образовательной организации.
Третий этап - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
Апробация работы: материалы исследования были опубликованы на сайте infourok.ru - адрес публикации http: //infourok.ru/organizaciya-slovarnov-raboti-s-mladshimi-shkolnikami-na-urokah-russkogo-vazika- 1988814.html от 22.05.2018 г. как методическая разработка по теме: «Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах».
Практическая значимость работы заключается в том, что подобран и систематизирован материал, который применяется при проведении словарной работы на уроках русского языка начальной школы. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
После проведения экспериментальной работы во втором классе МБОУ СОШ №5 п. Новокаргино нами были сделаны следующие выводы:
- Разработанная нами система упражнений, основанная на традиционной методике и нетрадиционных методах и приёмах по изучению словарных слов на уроках русского языка во2 классе и базирующаяся на учёте ведущего канала восприятия информации, дала при применении в экспериментальной группе высокие результаты.
- После проведения опытного обучения в экспериментальной группе повысился уровень орфографической грамотности учащихся при написании слов с непроверяемыми орфограммами.
- Проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность систематической работы по изучению словарных слов с применением в совокупности традиционной и нетрадиционной методики.
Целью нашего исследования было изучить особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
- Проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе;
- Изучили теоретические основы особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе;
- Рассмотрели содержание и организацию особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка во втором классе;
- На основе проведения констатирующего среза выявили уровень умений особенностей работы со словарными словами;
- Провели опытно-экспериментальную работу по организации особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка во втором классе;
- Разработали и апробировали задания, направленные на формирование умений особенностей работы со словарными словами.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов мы предлагаем наряду с традиционной методикой использовать нетрадиционные методы и приёмы запоминания словарных слов, дающие прекрасные результаты.
Работа по усвоению слов с непроверяемым написанием при применении этимологического анализа, придумывания ярких ассоциаций, способствует прочному запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей учащихся.
Таким образом, нетрадиционные методы работы со словарными словами позволяют осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе мнемотехники позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.
Проведенный нами эксперимент показал эффективность той системы работы, которую мы применяли на уроках русского языка в экспериментальном классе, поэтому можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
После проведения экспериментальной работы во втором классе МБОУ СОШ №5 п. Новокаргино нами были сделаны следующие выводы:
- Разработанная нами система упражнений, основанная на традиционной методике и нетрадиционных методах и приёмах по изучению словарных слов на уроках русского языка во2 классе и базирующаяся на учёте ведущего канала восприятия информации, дала при применении в экспериментальной группе высокие результаты.
- После проведения опытного обучения в экспериментальной группе повысился уровень орфографической грамотности учащихся при написании слов с непроверяемыми орфограммами.
- Проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность систематической работы по изучению словарных слов с применением в совокупности традиционной и нетрадиционной методики.
Целью нашего исследования было изучить особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
- Проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе;
- Изучили теоретические основы особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе;
- Рассмотрели содержание и организацию особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка во втором классе;
- На основе проведения констатирующего среза выявили уровень умений особенностей работы со словарными словами;
- Провели опытно-экспериментальную работу по организации особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка во втором классе;
- Разработали и апробировали задания, направленные на формирование умений особенностей работы со словарными словами.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов мы предлагаем наряду с традиционной методикой использовать нетрадиционные методы и приёмы запоминания словарных слов, дающие прекрасные результаты.
Работа по усвоению слов с непроверяемым написанием при применении этимологического анализа, придумывания ярких ассоциаций, способствует прочному запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей учащихся.
Таким образом, нетрадиционные методы работы со словарными словами позволяют осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе мнемотехники позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.
Проведенный нами эксперимент показал эффективность той системы работы, которую мы применяли на уроках русского языка в экспериментальном классе, поэтому можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТИМОЛОГИЕЙ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ - ОПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Организация работы с лингвистическими словарями на уроках русского языка в начальной школе
Курсовые работы, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3400 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОВАРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДИАЛЕКТНОГО ОКРУЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Организация словарной работы с младшими школьниками на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



