ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе 9
1.1 Принципы русской орфографии 9
1.2 Основные понятия орфографии 23
2. Организация работы учителя начальных классов со словарными словами на
уроках русского языка в начальной школе 26
2.1 Описание опытно- экспериментальной работы со словарными словами на
уроках русского языка в начальной школе 26
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы по совершенствованию умений работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе 45
Констатирующий этап эксперимента 45
Опытное обучение 50
Контрольный эксперимент 60
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение 1 72
Приложение 2 73
Приложение 3 74
Приложение 4 76
Приложение 5 77
Тема «Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе» достаточно важна, потому как практическое овладение русским языком требует в первую очередь знания определенного количества слов. При первоначальном обучении учащихся русской речи одно их главных мест занимает работа со словарными словами. На протяжении четырех лет обучения в начальной школе школьники стараются запомнить около 250-300 слов, не подчиняющимся, каким-либо правилам. Как же заинтересовать детей, сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача достаточно сложная, требующая большого напряжения и сил учителя. Решить эту работу поможет система работы со словарными словами.
В начальной школе, согласно ФЕОС НОО, одним из предметных результатов является «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета» [44, с. 6].
Как показывает, педагогическая практика, овладение словарными словами у младших школьников вызывает затруднения в связи с недостаточным уровнем сформированное™ умения написания словарных слов, от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса. Для ученика слишком мало познакомиться с грамматическим явлением как таковым, важно добиться закрепления значения для того, чтобы ученик мог их «переносить» на другие ему явления языка.
Следует отметить, исходя из вышесказанного, что в педагогической теории и практике вопрос о педагогических условиях овладения учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач в русле реализации ФЕОС НОО очень важен. Это и определяет актуальность нашего исследования.
Анализ педагогической теории и практики позволил выделить следующее противоречие: между задачей формирования лексических умений младших школьников, формирования их орфографической зоркости и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность данного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия эффективной работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе в русле реализации ФГОС НОО?
Актуальность проблемы, необходимость разрешения выявленного противоречия обусловила тему исследования: «Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».
Объект исследования - обучение русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования - работа со словарными словами в начальной школе.
Цель данной работы - изучить особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Гипотеза исследования: работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе будет эффективной, если:
- ведется целенаправленная работа по обогащению и активизации словаря младших школьников с учетом психолого-педагогических и дидактических особенностей словарной работы;
- используются эффективные методы и приемы обучения:
Объект, предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе;
Изучить теоретические основы особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе;
На основе проведения констатирующего среза выявить уровень умений особенностей работы со словарными словами;
Провести опытно-экспериментальную работу по организации особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка во втором классе;
Разработать и апробировать задания, направленные на формирование умений особенностей работы со словарными словами.
Методологической основой исследования явились идеи системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, П.Я Гальперин, Д.Б. Эльконин), позволяющие представить деятельность как систему ключевых задач, направленных на формирование личностных качеств обучающихся.
Теоретическую основу исследования составили работы:
- анализ и синтез литературы по теме исследования;
- анализ базовых понятий;
- анализ передового педагогического опыта;
- педагогический эксперимент;
-качественная и количественная обработка результатов опытно- экспериментальной работы.
База исследования: МБОУ СОШ №5 п. Новокаргино. В исследовании приняли участие учащиеся второго класса в количестве 12 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап - проведение экспериментальной работы в образовательной организации.
Третий этап - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
Апробация работы: материалы исследования были опубликованы на сайте infourok.ru - адрес публикации http: //infourok.ru/organizaciya-slovarnov-raboti-s-mladshimi-shkolnikami-na-urokah-russkogo-vazika- 1988814.html от 22.05.2018 г. как методическая разработка по теме: «Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах».
Практическая значимость работы заключается в том, что подобран и систематизирован материал, который применяется при проведении словарной работы на уроках русского языка начальной школы. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
После проведения экспериментальной работы во втором классе МБОУ СОШ №5 п. Новокаргино нами были сделаны следующие выводы:
- Разработанная нами система упражнений, основанная на традиционной методике и нетрадиционных методах и приёмах по изучению словарных слов на уроках русского языка во2 классе и базирующаяся на учёте ведущего канала восприятия информации, дала при применении в экспериментальной группе высокие результаты.
- После проведения опытного обучения в экспериментальной группе повысился уровень орфографической грамотности учащихся при написании слов с непроверяемыми орфограммами.
- Проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность систематической работы по изучению словарных слов с применением в совокупности традиционной и нетрадиционной методики.
Целью нашего исследования было изучить особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
- Проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе;
- Изучили теоретические основы особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе;
- Рассмотрели содержание и организацию особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка во втором классе;
- На основе проведения констатирующего среза выявили уровень умений особенностей работы со словарными словами;
- Провели опытно-экспериментальную работу по организации особенностей работы со словарными словами на уроках русского языка во втором классе;
- Разработали и апробировали задания, направленные на формирование умений особенностей работы со словарными словами.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов мы предлагаем наряду с традиционной методикой использовать нетрадиционные методы и приёмы запоминания словарных слов, дающие прекрасные результаты.
Работа по усвоению слов с непроверяемым написанием при применении этимологического анализа, придумывания ярких ассоциаций, способствует прочному запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей учащихся.
Таким образом, нетрадиционные методы работы со словарными словами позволяют осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе мнемотехники позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.
Проведенный нами эксперимент показал эффективность той системы работы, которую мы применяли на уроках русского языка в экспериментальном классе, поэтому можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/Ю.К.Бабанский. -М.: Педагогика, 1989
2. Бакурина T.H. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/T.H. Бакурина// Начальная школа. -2002- №2-С.56
3. Балышева E.H. Грамматика русского языка для младших школьников. - Спб.: Издательский дом «Литера», 2010. - 64 с.
4. Бетенькова H.M. Грамматика в рифмовках: стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. - М.: Новая школа, 2014. - 24 с.
5. Богоявленский Д.И. Психология усвоения орфографии. /Д.И. Богоявленский -М., 1966
6. Бунеев P.H., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русскийязык. Учебник для 2-го класса в 2-х ч. - Изд. 5-е, перераб. - М.: Баласс; Издательства Школьный дом, 2012. - 208с.
7. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо. - М., 1974. - 94 с.
8. Волков, Б.С. Психология младшего школьника. - Москва, 2010. -272 с.
9. Выготский Л. С. Эйдетика // в сб. «Основные течения современной психологии». [Сб. ст.] М.- Л., 1930. - 264 с.
10. Грот Я. К. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне. Издательство: Либроком, 2010. - 402 с.
11. Данилова Н.Ю. Научный стиль речи: учеб.-метод. пособие. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. - 100 с.
12. Дмитриева В.Г. словарные слова. Практическое пособие для школьников младших классов. - СПб.: Корона-принт, 1997. - 64 с.
13. Драницына Т.И. Словарная работа как эффективное средство повышения грамотности учащихся // Образование в современной школе. №6 /2007. - С. 43 - 51 .
14. Ераткина В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе. - Рязань: Изд - во РГПУ, 2005. - 435 с. с.43.
15. Жедек П.С. Методика обучения орфографии. М.: 2003.-123 с.
16. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992-306с.
17. Закожурникова М.Л., Кустарёва В.А., Рождественский Н.С. Русский язык: Учебник для 2 класса трёхлетней начальной школы. — 21-е изд. — М.: Просвещение, 1997
18. Иванова В.Ф. Современная русская орфография./В.Ф.Иванова - М.: Просвещение, 1991-47с.
19. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии/В.Ф.Иванова. -М.: Просвещение, 1982 -146с.
20. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2014. - 255 с.
21. Кицина М. Словарно - орфографическая работа // Начальная школа. - 2010. № 13. - С. 48
22. Кулягинова О.А. «Психология детства. Азбука для родителей» - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 252 с.
23. Куропаткина Т.И. Комментарий к упражнениям по русскому языку для 2 класса: Рабочая тетрадь-раскраска.1 часть. — Самара: Изд-во Сам ЕПУ, 1996
24. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: Еуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 345 с.
25. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Высшая школа: Academia, 1999. - 215 с.
26. Окулова Е.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. - М., 2012. - 450 с. с.4.
27. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 2 класса начальной школы. — М.: Просвещение, 2002
28. Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Школа России» / Авт. -сост. М.В. Буряк; под ред. Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2013. - 184с.
29. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. — М.: Дрофа, 1997
30. Репкин В.В., Восторгова Е.В. и др. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова) ч.1.2 — 2-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2002
31. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы: ч.1,2/Иванов С.В., Евдокимова А.О. и другие. — М.: Вентана-Ераф, 2001
32. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе // Начальная школа. - 2002. № 7. - С.39 - 47.
33. Солдатова Е.З. Словарь в стихах 170 словарных слов: Пособие для работы в начальных классах. М.: Ерамотей Автор, 2004. - 80 с.
34. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы. — Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002
35. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Тетрадь-задачник 2 к учебнику русского языка для четырёхлетней начальной школы. — Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002
36. Тафитуллин М., Попова Т. Слово о словарном слове // Начальная школа. 2011. № 1. - С. 32.
37. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1970. - 435 с.
38. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль, 1996. - 190 с.
39. Немов Р.С. Психология. Книга 2 Психология образования. - М.: Владос, 2001. - 345 с.
40. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 1985. Т.1. - 358 с.
41. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. словарные слова: 2-й кл. - М.: Астель: Полиграфиздат, 2010. - 143с.
42. Учимся мыслить. Учебное пособие для учеников и взрослых. Авторы: педагоги ГБОУ СОШ №347 Аксёнова Н.И., Алушина Л.Т., Гасникова Т.О., Нициевская С.Е., Платонова С.М., Присталова И.А., Шелкова С.Н. - Санкт-Петербург, 2013. - 44 с.
43. Ушакова О.Д. Напиши диктант без ошибок! 1 - 4 классы. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. - 64 с.
44. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] https://MHHo6pHayKn^/aoKyMeHTbi/543 (дата обращения 18.12.2017).