Сиротство, как таковое, по сей день продолжает сохранять свою актуальность во всех странах современного мира, в частности, и для России. Особую значимость в рамках этой проблемы приобретает социальное сиротство. Обостряет проблему то, что дети сиротеют при живых родителях. Острейший социальный кризис в этой сфере, по нарастающей охватывает в последние десятилетия Россию. Причина кризиса связана с увеличением уровня бедности в сочетании с разрушением традиционных семейных ценностей и кризисом нравственности. Семья, по определению, должна являться главной системой, обеспечивающей естественную социальную и биологическую защиту ребёнка. Однако в РФ она оказалась в непредсказуемо кризисной ситуации, что спровоцировало такое явление, как «социальное сиротство» .
Отечественный педагог А.Ш. Шахманова отмечает, что условия содержания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывают сильнейшее негативное влияние на их личностное развитие . Исследования И.В. Дубровиной, Э.А. Минковой, М.К. Бардышевской показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедная эмоциональная сфера, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения .
По мнению Б.Х. Багандовой и К.А. Ахмедпашаевой, серьезной проблемой в воспитании детей в условиях детского дома является вопрос половой идентификации и социализации детей. Им не знакома ни роль отца, ни роль матери, как и роли мужа и жены. Муж в понимании выпускницы детского дома зачастую только половой партнер, и только с точки зрения удовлетворения сексуальных потребностей на законных основаниях. Многие выпускники детских домов имеют очень серьезные проблемы половой социализации, полоролевой идентификации всю жизнь. Как правило, это неудавшаяся личная жизнь, отсутствие семьи и многие другие, вытекающие отсюда проблемы .
Решение проблемы сиротства берет на себя государство, которое рассматривает стабилизацию социальных и экономических процессов в обществе, социальную поддержку семьи, материнства и детства. К этой проблеме должна быть привлечена вся общественность, которая способна создать комфортные условия для жизни в обществе детям-сиротам .
Жизнь показала, что детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо, прежде всего, устраивать не в государственное учреждение, а в семьи людей, которые могли бы поддержать ребёнка, помочь преодолеть жизненные препятствия, заняться его воспитанием. Именно поэтому сейчас семейные формы устройства детей получают государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание) но, прежде всего, самим детям .
За последние несколько лет наше государство проделало огромный путь по созданию и реализации условий для роста числа семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2000-е гг. был принят комплекс мер, направленных на увеличение числа семейного устройства детей сирот в стране. В 2007 г. впервые в России было введено единовременное пособие при семейном устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, установлены и финансово подержаны из федерального бюджета минимальные размеры средств, выделяемых ежемесячно на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, а также размеры денежного вознаграждения приемных родителей .
В 2012 году в банке данных сирот числилось 119 тыс. , по состоянию на 1 сентября 2018 года в банке данных о детях-сиротах числятся 47,8 тыс. ребят .
Сейчас, обращаясь к статистике, можно с уверенностью сказать, что эти меры работают, и детей-сирот берут в семьи на воспитание все чаще. При этом необходимо отметить, что вместе с темпами роста числа семейного устройства также растут вторичные возвраты детей из замещающих семей в сиротские учреждения. Это говорит о том, что с гражданами, которые приняли решение взять в семью приемного ребенка, нужно работать. Поэтому с 1 сентября 2012 г. лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должны проходить психолого-педагогическую и правовую подготовку, «Школу приемных родителей». Это требование установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012г. № 391. А также при необходимости оказывать содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
О необходимости специализированной подготовки приемных родителей свидетельствует как зарубежный опыт, так и практика российского семейного жизнеустройства детей-сирот. Люди, желающие взять ребенка в семью, чаще всего не предполагают, какие изменения ждут их семью, с какими трудностями им придется столкнуться, как подготовить свой дом и оформить документы. Даже если в семье есть успешный опыт воспитания детей, необходимо понимать, что у детей-сирот, большую часть из которых в нашей стране составляют социальные сироты, нет положительного опыта проживания в семье. Отсутствие обучения часто приводит к тому, что в семьях возникают большие сложности, на начальном этапе принятия ребенка в семью, или позднее, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Именно в эти периоды семьи, не имеющие подготовки и лишенные сопровождения, отказываются от воспитания ребенка, расторгают договор о создании приемной семьи, патроната или отменяют опеку и даже обращаться в суд с просьбой отменить усыновление.
Вторичный отказ может стать непреодолимой травмой для ребенка, который однажды уже лишился родителей.
Чтобы не допустить распада приемных семей и связанной с этим психической травмой детей и функционируют Школы приемных родителей с практикой сопровождения приемных семей .
Объектом работы является процесс жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как комплексная технология оказания помощи семье с приемным ребенком.
Предметом - психолого-педагогическое сопровождение семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Таким образом, можно обозначить проблему исследования: поиск системы психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель работы - разработать программу психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения цели выделим следующие задачи:
1. Провести анализ различных теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Выявить внешние и внутренние условия психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Выявить особенности внутрисемейного взаимодействия родителей и детей в семьях, воспитывающих приемных детей.
4. Определить эффективность психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через выявление готовности специалистов к новым формам работы с семьей и готовности семьи к принятию ребенка.
5. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Разработать методические рекомендации по подготовке кандидатов в приемные родители для успешной адаптации ребенка в приемной семье
Методологическую основу магистерской работы составляют общенаучные принципы - объективности, системного подхода. Базовый принцип объективности предполагает, с одной стороны, беспристрастное оценивание состояния проблемы сопровождения замещающих семей, форм и методов адаптации детей и родителей. Принцип системного подхода в данной работе выражается в том, что объект и предмет рассматриваются всесторонне с разных позиций и уровней (профессиональный — непрофессиональный, конструктивный - деструктивный, формальный - неформальный и пр.). В ходе исследования применялись такие общенаучные методы как методы обобщения и интерпретации, сравнения, анализа и синтеза.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, анкетирование, проективные методики, эксперимент).
Гипотеза исследования. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей благотворно влияет на процесс адаптации детей и их родителей если:
-разработать и применить в замещающей семье программу психолого¬педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- предложить родителям методические рекомендации по подготовке кандидатов в приемные родители для успешной адаптации ребенка в приемной семье.
В рамках исследования Сопровождение замещающих семей: формы и методы адаптации детей и родителей был проведен эксперимент (декабрь 2019 г. - май 2020 г.), в рамках которого были применены опрос родителей замещающих семей, а также проективные методики, с целью исследования детей экспериментальной группы. Объектом исследования в процессе проведения эксперимента являлись дети и родители замещающих семей.
Кроме того, для составления инструментария исследования и теоретической проработки темы был проведен анализ комплекса отечественной и зарубежной литературы, публикаций в периодических изданиях по вопросам психолого - педагогического сопровождения родителей и детей замещающих семей.
В настоящее время все большее внимание специалистов обращается к проблеме создания системы психолого-педагогического сопровождения всех форм семейного устройства. Проблемы психолого-педагогического сопровождения рассматривались в исследованиях М.Р. Битяновой , О.С. Газмана , Е.Н. Исаева , Н.Н. Михайловой , В.И. Слободчикова , Л.М. Шипицыной и других.
Вопросы воспитания, развития ребенка в приемной семье находят свое отражение в исследованиях И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Ивановой , Р.В. Овчаровой , В.Н.
Ослоп , С.С. Пиюковой , А.С. Спиваковской и других, обосновывающих необходимость подготовки будущих приемных родителей к принятию ребенка в семью, определяющих приоритетные направления работы с приемной семьей.
В частности, М.Р. Битянова трактует термин «психолого-педагогическое сопровождение» как «систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание специальных социально-психологических условий с целью успешного обучения, а также психологического развития детей в условиях школьного w 24
взаимодействия »
Идеи сопровождения, как в целом, так и психолого-педагогического сопровождения в частности, активно развиваются в трудах многих отечественных исследователей: Л.В. Байбородовой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной и др. В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют:
- как оказание помощи детям в преодолении определенных возникающих трудностей;
- как поиск результативных путей решения различных актуальных противоречий, которые встречаются при организации образовательного процесса;
- как непрерывный процесс исследования, формирования и создания необходимых условий для принятия ребенком оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, которые обеспечиваются командной работой соответствующих специалистов различных профилей .
Л.М. Шипицына, и Е. И. Казакова, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка понимают «сложный процесс активного взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, в результате которого возникает необходимое решение и действие, которое ведет к прогрессу в развитии сопровождаемого ребенка. Здесь подразумевается не любая форма помощи детям, а поддержка, именно та помощь, в основе которой заложено сохранение максимума, как свободы, так и ответственности за выбор правильный выбор варианта решения имеющейся проблемы. При непосредственном анализе термина «психолого-педагогическое сопровождение» важно учитывать и то, что субъектом то есть носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители, а также педагоги»
Особенности процесса адаптации детей в условиях замещающих семьей изучались И. А. Бобылевой, О.В. Заводилкиной, Н.П. Ивановой, В.Н. Осло и другими исследователями . Они отмечают, что интеграция детей сирот в замещающую семью независимо от форм семейного устройства, каковыми могут быть: опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья, сопряжено с возникновением множества различных проблем. Обязательным условием успешного результата адаптации детей-сирот в новых семьях является взаимное соответствие, как ожиданий ребенка, так и его приемных родителей, а кроме того, всех членов приемной семьи друг с другом. Существенную помощь в успешной адаптации ребенка в замещающей семье может и должен оказать высоко квалифицированный педагог, который обладает не только необходимыми профессиональными качествами, но и соответствующими высокими моральными установками, а также выдержкой и, терпением, т.е. он должен быть способен осуществлять необходимое педагогическое сопровождение замещающих семей .
Таким образом, идеи психолого-педагогического сопровождения детей сирот в замещающих семьях, соответствуют наиболее прогрессивным гуманистическим идеям зарубежной и отечественной гуманистической психологии, педагогики сотрудничества, социологии и др.
С точки зрения темы диссертации важны нормативно-правовые документы, которые подвергаются анализу в работе. Группу этих источников представляют Международные правовые документы, Федеральные законы и правовые документы, где основополагающими в системе нормативно - правовой базы социального обслуживания детей - сирот являются:
Конституция РФ (1993г) в ст.7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г. в ст.31 - 40 указывается цель опеки, обязанности опекунов и попечителей, правила и порядок установления опеки и 30 попечительства над несовершеннолетними .
Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995г. в ст. 123 говорится, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передачи на воспитание в семью (на усыновление удочерение), под опеку попечительство или в приемную семью и другие .
Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ и соответствующие постановления и распоряжения Правительства РФ.
Использование Интернет-источников способствовало формированию системного представления о вопросах психолого-педагогического сопровождения детей и родителей замещающих семей.
Другой важной группой источников стали статистические данные, которые позволили проследить динамику сиротства и процесса усыновления в России, и в частности в Томской области, и выявить тенденции в этой сфере.
Анализ информации, взятой из комплекса вышеперечисленных и других источников, позволил составить целостное представление по теме диссертационного исследования.
Новизна работы заключается в том, что в ней впервые комплексно проанализированы особенности современных практик сопровождения замещающих семей с целью совершенствования форм и методов адаптации детей и родителей.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов исследования при осуществлении сопровождения замещающих семей с целью совершенствования форм и методов адаптации детей и родителей. Разработанный комплекс мер по психолого - педагогической коррекции имеющихся проблем может быть использован в работе соответствующих социальных служб.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и тома приложений. Первая глава диссертационной работы посвящена подробному рассмотрению теоретических основ изучения социальной адаптации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В первом параграфе описывается социальное сиротство как проблема современного российского общества. Во втором - проводится анализ проблем социальной адаптации детей-сирот в замещающей семье как фактора успешной социализации.
Вторая глава, состоящая из двух параграфов, направлена на рассмотрение форм и методов социальной работы с детьми-сиротами по социальной адаптации к жизни в
замещающих семьях. Первый раздел посвящен рассмотрению законодательных основ социальной работы с детьми-сиротами и замещающими семьями. Второй - исследованию особенностей форм и методов социальной работы с детьми-сиротами и с замещающими семьями
Третья глава, также состоящая из двух параграфов, посвящена исследованию опыта и проблем подготовки кандидатов в приемные родители для успешной адаптации ребенка в приемной семье. Первый раздел третьей главы содержит эмпирическое исследование детей и родителей экспериментальной группы. Второй раздел посвящен разработке программы психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также составлению методических рекомендаций по подготовке кандидатов в приемные родители для успешной адаптации ребенка в приемной семье.
Нами рассмотрена актуальность выбранной темы, в результате чего нами было выявлено, что детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо, прежде всего, устраивать не в государственное учреждение, а в семьи людей, которые могли бы поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть различные жизненные препятствия, а также заняться его воспитанием. В настоящее время семейные формы устройства детей получают активную государственную поддержку. Это благоприятно сказывается, как на развитии самих детей, так и, соответственно, общества в целом.
Для достижения целей исследования и подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы, были рассмотрены теоретические основы изучения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности были исследованы такие вопросы как:
- социальное сиротство как проблема современного российского общества;
- социальная адаптация детей-сирот в замещающей семье как фактор успешной социализации.
В результате исследования теоретических аспектов изучения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было выявлено, что:
1. Несмотря на довольно богатую историю помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на современном этапе остро встала проблема реформирования сложившейся в России системы государственной опеки. О необходимости изменений свидетельствуют проблемы, возникающие у воспитанников интернатов при устройстве во взрослой жизни, при адаптации к новой семье. Эти проблемы, как правило, связаны со следующими факторами: особенностями процесса социализации личности воспитанников школы-интерната в условиях «закрытой» образовательно-воспитательной системы и спецификой развития ребенка вне семьи.
2. Детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо, прежде всего, устраивать не в государственное учреждение, а в семьи людей, которые могли бы поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть различные жизненные препятствия, а также заняться его воспитанием. В настоящее время семейные формы устройства детей получают активную государственную поддержку. Это благоприятно сказывается, как на развитии самих детей, так и, соответственно, общества в целом.
В практической части работы нами было проведено экспериментальное исследование с участниками эксперимента, в результате которого было выявлено, что:
- оптимальные родительские отношения к ребенку наблюдалось в одной семье (25 %). К нейтральному уровню было отнесено 3 семьи (75 %). А родительские отношения, которые носят отрицательный характер, не было не в одной семье (0 %).
Таким образом, нами был сделан вывод, что большинство из опрошенных семей - три из четырех опрошенных родителей из замещающих семей, участвующих в эксперименте, используют недостаточно эффективные отношения со своим ребёнком (в общей сложности 75 %), что может негативно сказываться на психологическом состоянии и дальнейшем развитии детей из этих семей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости оказания профессиональной помощи семье с приемным ребенком.
Затем нами были обобщены полученные результаты обследования детей.
В результате применения проективной методики (рисуночный тест) Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ)(тест был применен нами частично, детям было предложено изобразить дом).
Чувство отверженности в семье не показал ни один ребенок (0%)
Открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности, была выявлена у одного ребенка (25%)
Серьезный конфликт не показал ни один ребенок (0%)
Агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами была выявлена ни у одного ребенка (0%).
Способность приспособиться в интерперсональных отношениях показали 2 ребенка (50%).
Отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности не было выявлено ни у одного ребенка не показал ни один ребенок (0%)
Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения) показал один ребенок (25%).
В результате применения методики «Лист адаптации» (адаптированная методика наблюдения) нами было выявлено, что адаптация проходит хорошо у одного ребенка (25 %), у остальных троих детей она проходит неустойчиво (75 %), показатель - плохо не выявлен ни у одного ребенка (0%).
Таким образом, нами был сделан вывод, что большинство обследованных детей имеют неустойчивый уровень адаптации, что составило 75% от общей численности группы и только у одного ребенка адаптация проходит хорошо. Полученные результаты по данной методике также свидетельствуют о необходимости оказания профессиональной помощи детям из замещающих семей по вопросу адаптации в новых условиях.
Опросник «Биополе семьи» был применен к детям, участникам экспериментального исследования, в результате обработки полученных данных было выявлено, что:
- устойчивое положительное биополе, где в семье ребенок ощущает преобладание соучастия, сопереживания, взаимопонимания, сочувствие и поддержки, что способствует формированию чувства психологической защищенности у ребенка, обнаружено в одной семье (25%);
- в двух семьях преобладает неопределенное биополе, что подразумевает наличие позитивной энергетики, а члены семьи сохраняют некоторую психологическую дистанцию и дипломатично обходят острые проблемы (50%);
- неустойчивое или переменное биополе, где отмечается некоторое постоянное напряжение, и периоды энергетического покоя могут сменятся энергетическими бурями выявлено в одной семье (25%);
- устойчивое отрицательное биополе, где преобладает атмосфера подавленности и депрессии и отмечается невротизация семейных отношений, не было выявлено ни в одной семье (0%).
Таким образом, благодаря опроснику «Биополе семьи» устойчивое положительное биополе было выявлено только в одной семье, неопределенное биополе было выявлено у половины семей испытуемых, переменное биополе показал ребенок из одной семьи.
Опираясь на результаты исследования как родителей, так и детей в целом, нами был сделан вывод о необходимости оказания помощи родителям и детям замещающих семей, с целью обеспечения более успешной адаптации ребенка в приемной семье.
На основании результатов проведенного исследования, показавшего необходимость сопровождения замещающих семей с целью адаптации детей и родителей нами была проведена следующая работа:
1. Разработана и применена программа психолого - педагогического сопровождения замещающих семей с целью адаптации детей и родителей.
2. Разработаны рекомендации по подготовке кандидатов в приемные родители для успешной адаптации ребенка в приемной семье.
По результатам внедренной программы мы можем отметить, что в результате проведенных в ОГКУ Центр «Росток» с родителями и детьми мероприятий по психолого - педагогической адаптации детей и родителей в замещающих семьях:
- у родителей наметилось значительное улучшение родительского отношения к детям, принятым в их семьи, в результате того, что они стали использовать более эффективные отношения со своими детьми, тем самым снизился риск негативного влияния на психологическое состояние и дальнейшее развитие детей из этих семей;
- дети стали проявлять большую открытость и сердечность во внутрисемейном общении, конфликтов в замещающих семьях по-прежнему не возникало;
- адаптация в семьях теперь стала происходить на хорошем уровне;
- теперь в замещающих семьях стали наблюдаться более устойчивые положительные отношения.
В целом отношения между родителями и детьми обрели более устойчивый характер.
Таким образом, нами сделан вывод, что проживание в замещающей семье благотворно влияет на эмоциональное состояние и развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей, а гипотеза, выдвинутая в начале работы, нашла свое практическое подтверждение.
1. Астоянц М. С. Политический дискурс о сиротстве в советский и постсоветский период: социальная интеграция или социальное исключение? /М.С.Астоянц М. С. // Журнал исследований социальной политики. - 2006. Т. 4.- № 4. - С. 475-500.
2. АхмедпашаеваК.А.Проблема социального сиротства в России/К.А. Ахмедпашаева,Б.Х.Багандова// Символ науки. -2016. -№. 6-2. -С. 242.
3. Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы/М.Р. Битянова.-М.,1998 С. 127
4. Васильева Л. Л. Социально-педагогическая характеристика социального сиротства/Л.Л. Васильева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - №2, 3. - С.181 - 187.
5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, зашиты и развития детей
6. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века/О.С. Газман// Новые ценности в образовании. Вып. 6. - М.: Инноватор, 1996.-е. -10-38.
7. Горева О.М. Проблема социального сиротства в современной России/О.М. Горева, Л.Б.Осипова, Е.А. Сербина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1.-С. 77.
8. Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г.ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1
9. Дети в трудной жизненной ситуации: на пути перемен/Ежегодный доклад Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации. -М.,2017.- С. 7
10. Декларация прав ребенка (1959)
И. Дубинина О.И. Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения И Человек и образование. 2015. №2 (43). С. 122-124
12. Иванова Н.П. Социально-психологическая адаптация в замещающей семье / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. -М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2002. - 100 с.
13. Иванова Н. П. Пути повышения успешности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей//Дети “группы риска”.Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита.-М., 1999.-С.71 -75.
14. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихологические расстройства у детей. /Д.Н. Исаев.-.СПб.: Речь, 2005 . - 400с.
15. Киселева Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях/Н.А. Киселева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2014. - Вып. 4. - С. 134...59