Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сопровождение замещающих семей: формы и методы адаптации детей и родителей

Работа №185342

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость5660 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Сиротство, как таковое, по сей день продолжает сохранять свою актуальность во всех странах современного мира, в частности, и для России. Особую значимость в рамках этой проблемы приобретает социальное сиротство. Обостряет проблему то, что дети сиротеют при живых родителях. Острейший социальный кризис в этой сфере, по нарастающей охватывает в последние десятилетия Россию. Причина кризиса связана с увеличением уровня бедности в сочетании с разрушением традиционных семейных ценностей и кризисом нравственности. Семья, по определению, должна являться главной системой, обеспечивающей естественную социальную и биологическую защиту ребёнка. Однако в РФ она оказалась в непредсказуемо кризисной ситуации, что спровоцировало такое явление, как «социальное сиротство» .
Отечественный педагог А.Ш. Шахманова отмечает, что условия содержания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывают сильнейшее негативное влияние на их личностное развитие . Исследования И.В. Дубровиной, Э.А. Минковой, М.К. Бардышевской показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедная эмоциональная сфера, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения .
По мнению Б.Х. Багандовой и К.А. Ахмедпашаевой, серьезной проблемой в воспитании детей в условиях детского дома является вопрос половой идентификации и социализации детей. Им не знакома ни роль отца, ни роль матери, как и роли мужа и жены. Муж в понимании выпускницы детского дома зачастую только половой партнер, и только с точки зрения удовлетворения сексуальных потребностей на законных основаниях. Многие выпускники детских домов имеют очень серьезные проблемы половой социализации, полоролевой идентификации всю жизнь. Как правило, это неудавшаяся личная жизнь, отсутствие семьи и многие другие, вытекающие отсюда проблемы .
Решение проблемы сиротства берет на себя государство, которое рассматривает стабилизацию социальных и экономических процессов в обществе, социальную поддержку семьи, материнства и детства. К этой проблеме должна быть привлечена вся общественность, которая способна создать комфортные условия для жизни в обществе детям-сиротам .
Жизнь показала, что детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо, прежде всего, устраивать не в государственное учреждение, а в семьи людей, которые могли бы поддержать ребёнка, помочь преодолеть жизненные препятствия, заняться его воспитанием. Именно поэтому сейчас семейные формы устройства детей получают государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание) но, прежде всего, самим детям .
За последние несколько лет наше государство проделало огромный путь по созданию и реализации условий для роста числа семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2000-е гг. был принят комплекс мер, направленных на увеличение числа семейного устройства детей сирот в стране. В 2007 г. впервые в России было введено единовременное пособие при семейном устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, установлены и финансово подержаны из федерального бюджета минимальные размеры средств, выделяемых ежемесячно на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, а также размеры денежного вознаграждения приемных родителей .
В 2012 году в банке данных сирот числилось 119 тыс. , по состоянию на 1 сентября 2018 года в банке данных о детях-сиротах числятся 47,8 тыс. ребят .
Сейчас, обращаясь к статистике, можно с уверенностью сказать, что эти меры работают, и детей-сирот берут в семьи на воспитание все чаще. При этом необходимо отметить, что вместе с темпами роста числа семейного устройства также растут вторичные возвраты детей из замещающих семей в сиротские учреждения. Это говорит о том, что с гражданами, которые приняли решение взять в семью приемного ребенка, нужно работать. Поэтому с 1 сентября 2012 г. лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должны проходить психолого-педагогическую и правовую подготовку, «Школу приемных родителей». Это требование установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012г. № 391. А также при необходимости оказывать содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
О необходимости специализированной подготовки приемных родителей свидетельствует как зарубежный опыт, так и практика российского семейного жизнеустройства детей-сирот. Люди, желающие взять ребенка в семью, чаще всего не предполагают, какие изменения ждут их семью, с какими трудностями им придется столкнуться, как подготовить свой дом и оформить документы. Даже если в семье есть успешный опыт воспитания детей, необходимо понимать, что у детей-сирот, большую часть из которых в нашей стране составляют социальные сироты, нет положительного опыта проживания в семье. Отсутствие обучения часто приводит к тому, что в семьях возникают большие сложности, на начальном этапе принятия ребенка в семью, или позднее, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Именно в эти периоды семьи, не имеющие подготовки и лишенные сопровождения, отказываются от воспитания ребенка, расторгают договор о создании приемной семьи, патроната или отменяют опеку и даже обращаться в суд с просьбой отменить усыновление.
Вторичный отказ может стать непреодолимой травмой для ребенка, который однажды уже лишился родителей.
Чтобы не допустить распада приемных семей и связанной с этим психической травмой детей и функционируют Школы приемных родителей с практикой сопровождения приемных семей .
Объектом работы является процесс жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как комплексная технология оказания помощи семье с приемным ребенком.
Предметом - психолого-педагогическое сопровождение семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Таким образом, можно обозначить проблему исследования: поиск системы психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель работы - разработать программу психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения цели выделим следующие задачи:
1. Провести анализ различных теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Выявить внешние и внутренние условия психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Выявить особенности внутрисемейного взаимодействия родителей и детей в семьях, воспитывающих приемных детей.
4. Определить эффективность психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через выявление готовности специалистов к новым формам работы с семьей и готовности семьи к принятию ребенка.
5. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Разработать методические рекомендации по подготовке кандидатов в приемные родители для успешной адаптации ребенка в приемной семье
Методологическую основу магистерской работы составляют общенаучные принципы - объективности, системного подхода. Базовый принцип объективности предполагает, с одной стороны, беспристрастное оценивание состояния проблемы сопровождения замещающих семей, форм и методов адаптации детей и родителей. Принцип системного подхода в данной работе выражается в том, что объект и предмет рассматриваются всесторонне с разных позиций и уровней (профессиональный — непрофессиональный, конструктивный - деструктивный, формальный - неформальный и пр.). В ходе исследования применялись такие общенаучные методы как методы обобщения и интерпретации, сравнения, анализа и синтеза.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, анкетирование, проективные методики, эксперимент).
Гипотеза исследования. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей благотворно влияет на процесс адаптации детей и их родителей если:
-разработать и применить в замещающей семье программу психолого¬педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- предложить родителям методические рекомендации по подготовке кандидатов в приемные родители для успешной адаптации ребенка в приемной семье.
В рамках исследования Сопровождение замещающих семей: формы и методы адаптации детей и родителей был проведен эксперимент (декабрь 2019 г. - май 2020 г.), в рамках которого были применены опрос родителей замещающих семей, а также проективные методики, с целью исследования детей экспериментальной группы. Объектом исследования в процессе проведения эксперимента являлись дети и родители замещающих семей.
Кроме того, для составления инструментария исследования и теоретической проработки темы был проведен анализ комплекса отечественной и зарубежной литературы, публикаций в периодических изданиях по вопросам психолого - педагогического сопровождения родителей и детей замещающих семей.
В настоящее время все большее внимание специалистов обращается к проблеме создания системы психолого-педагогического сопровождения всех форм семейного устройства. Проблемы психолого-педагогического сопровождения рассматривались в исследованиях М.Р. Битяновой , О.С. Газмана , Е.Н. Исаева , Н.Н. Михайловой , В.И. Слободчикова , Л.М. Шипицыной и других.
Вопросы воспитания, развития ребенка в приемной семье находят свое отражение в исследованиях И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Ивановой , Р.В. Овчаровой , В.Н.
Ослоп , С.С. Пиюковой , А.С. Спиваковской и других, обосновывающих необходимость подготовки будущих приемных родителей к принятию ребенка в семью, определяющих приоритетные направления работы с приемной семьей.
В частности, М.Р. Битянова трактует термин «психолого-педагогическое сопровождение» как «систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание специальных социально-психологических условий с целью успешного обучения, а также психологического развития детей в условиях школьного w 24
взаимодействия »
Идеи сопровождения, как в целом, так и психолого-педагогического сопровождения в частности, активно развиваются в трудах многих отечественных исследователей: Л.В. Байбородовой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной и др. В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют:
- как оказание помощи детям в преодолении определенных возникающих трудностей;
- как поиск результативных путей решения различных актуальных противоречий, которые встречаются при организации образовательного процесса;
- как непрерывный процесс исследования, формирования и создания необходимых условий для принятия ребенком оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, которые обеспечиваются командной работой соответствующих специалистов различных профилей .
Л.М. Шипицына, и Е. И. Казакова, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка понимают «сложный процесс активного взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, в результате которого возникает необходимое решение и действие, которое ведет к прогрессу в развитии сопровождаемого ребенка. Здесь подразумевается не любая форма помощи детям, а поддержка, именно та помощь, в основе которой заложено сохранение максимума, как свободы, так и ответственности за выбор правильный выбор варианта решения имеющейся проблемы. При непосредственном анализе термина «психолого-педагогическое сопровождение» важно учитывать и то, что субъектом то есть носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители, а также педагоги»
Особенности процесса адаптации детей в условиях замещающих семьей изучались И. А. Бобылевой, О.В. Заводилкиной, Н.П. Ивановой, В.Н. Осло и другими исследователями . Они отмечают, что интеграция детей сирот в замещающую семью независимо от форм семейного устройства, каковыми могут быть: опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья, сопряжено с возникновением множества различных проблем. Обязательным условием успешного результата адаптации детей-сирот в новых семьях является взаимное соответствие, как ожиданий ребенка, так и его приемных родителей, а кроме того, всех членов приемной семьи друг с другом. Существенную помощь в успешной адаптации ребенка в замещающей семье может и должен оказать высоко квалифицированный педагог, который обладает не только необходимыми профессиональными качествами, но и соответствующими высокими моральными установками, а также выдержкой и, терпением, т.е. он должен быть способен осуществлять необходимое педагогическое сопровождение замещающих семей .
Таким образом, идеи психолого-педагогического сопровождения детей сирот в замещающих семьях, соответствуют наиболее прогрессивным гуманистическим идеям зарубежной и отечественной гуманистической психологии, педагогики сотрудничества, социологии и др.
С точки зрения темы диссертации важны нормативно-правовые документы, которые подвергаются анализу в работе. Группу этих источников представляют Международные правовые документы, Федеральные законы и правовые документы, где основополагающими в системе нормативно - правовой базы социального обслуживания детей - сирот являются:
Конституция РФ (1993г) в ст.7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г. в ст.31 - 40 указывается цель опеки, обязанности опекунов и попечителей, правила и порядок установления опеки и 30 попечительства над несовершеннолетними .
Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995г. в ст. 123 говорится, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передачи на воспитание в семью (на усыновление удочерение), под опеку попечительство или в приемную семью и другие .
Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ и соответствующие постановления и распоряжения Правительства РФ.
Использование Интернет-источников способствовало формированию системного представления о вопросах психолого-педагогического сопровождения детей и родителей замещающих семей.
Другой важной группой источников стали статистические данные, которые позволили проследить динамику сиротства и процесса усыновления в России, и в частности в Томской области, и выявить тенденции в этой сфере.
Анализ информации, взятой из комплекса вышеперечисленных и других источников, позволил составить целостное представление по теме диссертационного исследования.
Новизна работы заключается в том, что в ней впервые комплексно проанализированы особенности современных практик сопровождения замещающих семей с целью совершенствования форм и методов адаптации детей и родителей.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов исследования при осуществлении сопровождения замещающих семей с целью совершенствования форм и методов адаптации детей и родителей. Разработанный комплекс мер по психолого - педагогической коррекции имеющихся проблем может быть использован в работе соответствующих социальных служб.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и тома приложений. Первая глава диссертационной работы посвящена подробному рассмотрению теоретических основ изучения социальной адаптации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В первом параграфе описывается социальное сиротство как проблема современного российского общества. Во втором - проводится анализ проблем социальной адаптации детей-сирот в замещающей семье как фактора успешной социализации.
Вторая глава, состоящая из двух параграфов, направлена на рассмотрение форм и методов социальной работы с детьми-сиротами по социальной адаптации к жизни в
замещающих семьях. Первый раздел посвящен рассмотрению законодательных основ социальной работы с детьми-сиротами и замещающими семьями. Второй - исследованию особенностей форм и методов социальной работы с детьми-сиротами и с замещающими семьями
Третья глава, также состоящая из двух параграфов, посвящена исследованию опыта и проблем подготовки кандидатов в приемные родители для успешной адаптации ребенка в приемной семье. Первый раздел третьей главы содержит эмпирическое исследование детей и родителей экспериментальной группы. Второй раздел посвящен разработке программы психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также составлению методических рекомендаций по подготовке кандидатов в приемные родители для успешной адаптации ребенка в приемной семье.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами рассмотрена актуальность выбранной темы, в результате чего нами было выявлено, что детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо, прежде всего, устраивать не в государственное учреждение, а в семьи людей, которые могли бы поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть различные жизненные препятствия, а также заняться его воспитанием. В настоящее время семейные формы устройства детей получают активную государственную поддержку. Это благоприятно сказывается, как на развитии самих детей, так и, соответственно, общества в целом.
Для достижения целей исследования и подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы, были рассмотрены теоретические основы изучения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности были исследованы такие вопросы как:
- социальное сиротство как проблема современного российского общества;
- социальная адаптация детей-сирот в замещающей семье как фактор успешной социализации.
В результате исследования теоретических аспектов изучения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было выявлено, что:
1. Несмотря на довольно богатую историю помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на современном этапе остро встала проблема реформирования сложившейся в России системы государственной опеки. О необходимости изменений свидетельствуют проблемы, возникающие у воспитанников интернатов при устройстве во взрослой жизни, при адаптации к новой семье. Эти проблемы, как правило, связаны со следующими факторами: особенностями процесса социализации личности воспитанников школы-интерната в условиях «закрытой» образовательно-воспитательной системы и спецификой развития ребенка вне семьи.
2. Детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо, прежде всего, устраивать не в государственное учреждение, а в семьи людей, которые могли бы поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть различные жизненные препятствия, а также заняться его воспитанием. В настоящее время семейные формы устройства детей получают активную государственную поддержку. Это благоприятно сказывается, как на развитии самих детей, так и, соответственно, общества в целом.
В практической части работы нами было проведено экспериментальное исследование с участниками эксперимента, в результате которого было выявлено, что:
- оптимальные родительские отношения к ребенку наблюдалось в одной семье (25 %). К нейтральному уровню было отнесено 3 семьи (75 %). А родительские отношения, которые носят отрицательный характер, не было не в одной семье (0 %).
Таким образом, нами был сделан вывод, что большинство из опрошенных семей - три из четырех опрошенных родителей из замещающих семей, участвующих в эксперименте, используют недостаточно эффективные отношения со своим ребёнком (в общей сложности 75 %), что может негативно сказываться на психологическом состоянии и дальнейшем развитии детей из этих семей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости оказания профессиональной помощи семье с приемным ребенком.
Затем нами были обобщены полученные результаты обследования детей.
В результате применения проективной методики (рисуночный тест) Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ)(тест был применен нами частично, детям было предложено изобразить дом).
Чувство отверженности в семье не показал ни один ребенок (0%)
Открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности, была выявлена у одного ребенка (25%)
Серьезный конфликт не показал ни один ребенок (0%)
Агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами была выявлена ни у одного ребенка (0%).
Способность приспособиться в интерперсональных отношениях показали 2 ребенка (50%).
Отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности не было выявлено ни у одного ребенка не показал ни один ребенок (0%)
Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения) показал один ребенок (25%).
В результате применения методики «Лист адаптации» (адаптированная методика наблюдения) нами было выявлено, что адаптация проходит хорошо у одного ребенка (25 %), у остальных троих детей она проходит неустойчиво (75 %), показатель - плохо не выявлен ни у одного ребенка (0%).
Таким образом, нами был сделан вывод, что большинство обследованных детей имеют неустойчивый уровень адаптации, что составило 75% от общей численности группы и только у одного ребенка адаптация проходит хорошо. Полученные результаты по данной методике также свидетельствуют о необходимости оказания профессиональной помощи детям из замещающих семей по вопросу адаптации в новых условиях.
Опросник «Биополе семьи» был применен к детям, участникам экспериментального исследования, в результате обработки полученных данных было выявлено, что:
- устойчивое положительное биополе, где в семье ребенок ощущает преобладание соучастия, сопереживания, взаимопонимания, сочувствие и поддержки, что способствует формированию чувства психологической защищенности у ребенка, обнаружено в одной семье (25%);
- в двух семьях преобладает неопределенное биополе, что подразумевает наличие позитивной энергетики, а члены семьи сохраняют некоторую психологическую дистанцию и дипломатично обходят острые проблемы (50%);
- неустойчивое или переменное биополе, где отмечается некоторое постоянное напряжение, и периоды энергетического покоя могут сменятся энергетическими бурями выявлено в одной семье (25%);
- устойчивое отрицательное биополе, где преобладает атмосфера подавленности и депрессии и отмечается невротизация семейных отношений, не было выявлено ни в одной семье (0%).
Таким образом, благодаря опроснику «Биополе семьи» устойчивое положительное биополе было выявлено только в одной семье, неопределенное биополе было выявлено у половины семей испытуемых, переменное биополе показал ребенок из одной семьи.
Опираясь на результаты исследования как родителей, так и детей в целом, нами был сделан вывод о необходимости оказания помощи родителям и детям замещающих семей, с целью обеспечения более успешной адаптации ребенка в приемной семье.
На основании результатов проведенного исследования, показавшего необходимость сопровождения замещающих семей с целью адаптации детей и родителей нами была проведена следующая работа:
1. Разработана и применена программа психолого - педагогического сопровождения замещающих семей с целью адаптации детей и родителей.
2. Разработаны рекомендации по подготовке кандидатов в приемные родители для успешной адаптации ребенка в приемной семье.
По результатам внедренной программы мы можем отметить, что в результате проведенных в ОГКУ Центр «Росток» с родителями и детьми мероприятий по психолого - педагогической адаптации детей и родителей в замещающих семьях:
- у родителей наметилось значительное улучшение родительского отношения к детям, принятым в их семьи, в результате того, что они стали использовать более эффективные отношения со своими детьми, тем самым снизился риск негативного влияния на психологическое состояние и дальнейшее развитие детей из этих семей;
- дети стали проявлять большую открытость и сердечность во внутрисемейном общении, конфликтов в замещающих семьях по-прежнему не возникало;
- адаптация в семьях теперь стала происходить на хорошем уровне;
- теперь в замещающих семьях стали наблюдаться более устойчивые положительные отношения.
В целом отношения между родителями и детьми обрели более устойчивый характер.
Таким образом, нами сделан вывод, что проживание в замещающей семье благотворно влияет на эмоциональное состояние и развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей, а гипотеза, выдвинутая в начале работы, нашла свое практическое подтверждение.



1. Астоянц М. С. Политический дискурс о сиротстве в советский и постсоветский период: социальная интеграция или социальное исключение? /М.С.Астоянц М. С. // Журнал исследований социальной политики. - 2006. Т. 4.- № 4. - С. 475-500.
2. АхмедпашаеваК.А.Проблема социального сиротства в России/К.А. Ахмедпашаева,Б.Х.Багандова// Символ науки. -2016. -№. 6-2. -С. 242.
3. Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы/М.Р. Битянова.-М.,1998 С. 127
4. Васильева Л. Л. Социально-педагогическая характеристика социального сиротства/Л.Л. Васильева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - №2, 3. - С.181 - 187.
5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, зашиты и развития детей
6. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века/О.С. Газман// Новые ценности в образовании. Вып. 6. - М.: Инноватор, 1996.-е. -10-38.
7. Горева О.М. Проблема социального сиротства в современной России/О.М. Горева, Л.Б.Осипова, Е.А. Сербина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1.-С. 77.
8. Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г.ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1
9. Дети в трудной жизненной ситуации: на пути перемен/Ежегодный доклад Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации. -М.,2017.- С. 7
10. Декларация прав ребенка (1959)
И. Дубинина О.И. Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения И Человек и образование. 2015. №2 (43). С. 122-124
12. Иванова Н.П. Социально-психологическая адаптация в замещающей семье / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. -М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2002. - 100 с.
13. Иванова Н. П. Пути повышения успешности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей//Дети “группы риска”.Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита.-М., 1999.-С.71 -75.
14. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихологические расстройства у детей. /Д.Н. Исаев.-.СПб.: Речь, 2005 . - 400с.
15. Киселева Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях/Н.А. Киселева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2014. - Вып. 4. - С. 134...59



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ