Аннотация 2
Введение 3
1. Феномен цифрового насилия над женщинами в современном мире 10
1.1 Общепринятое понятие цифрового насилия, его виды и последствия для женщин 10
1.2 Мировая законодательная база, направленная для защиты женщин от цифрового насилия 30
2. Цифровое насилие в отношении женщин в Южной Корее 43
2.1 Государственная политика Южной Кореи в области кибернасилия с 2018
по 2023 года 43
2.2 Изменение законодательной базы, регулирующей цифровое насилие в
Южной Корее с 2018 по 2023 года 51
2.3 Исследование преступления, изменившее законы против цифрового
насилия в Южной Корее 59
Заключение 64
Список использованной литературы 70
Приложение А 81
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Г 84
Миллионы женщин и девочек во всем мире подвергаются преднамеренному насилию из-за своего пола. Насилие в отношении женщин и девочек не знает границ, вне зависимости расы, культуры и социального положения, нанося серьезный ущерб жертвам, окружающим их людям и обществу в целом.
Растущий охват интернета, быстрое распространение мобильных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и широкое распространение социальных сетей открыли новые возможности и позволили предпринять различные усилия по борьбе с насилием в отношении женщин и девочек. Однако они также используются в качестве инструментов для причинения вреда. Кибернасилие в отношении женщин становится глобальной проблемой с серьезными последствиями для социума и экономики во всем мире. Насилие в отношении женщин проникло в онлайн-пространство, преследуя женщин и девочек в различных формах, включая кибердомогательства или издевательства. Явление, которое тридцать лет назад было невообразимо, сегодня проявляет свои пагубные последствия для здоровья, общества и экономики.
Гендерное кибернасилие еще больше увеличивает уже существующий цифровой разрыв, связанный с гендерным равенством. Мировая статистика показывает, что женщины чаще, чем мужчины, сталкиваются с серьезными формами онлайн - насилия, такими как кибердомогательства и преследование. Подобные преступления часто имеют далеко идущие последствия. Например, насилие в интернете является широко распространенной проблемой, с которой сталкиваются женщины не только в частной сфере, но и в других сферах жизни: политика, журналистика и общественная деятельность и т.д., тем самым создавая серьезное препятствие для их реализации в жизни и свободного выражения мнений. Кроме того, женщины, принадлежащие к традиционно маргинализированным слоям общества, являются наиболее уязвимыми и часто становятся мишенью для различных кампании ненависти в интернете. Поскольку законодательство по борьбе с насилием в интернете до сих пор отсутствует в большинстве стран, многие женщины и девочки остаются без защиты.
Республика Корея является обществом передовых технологий, так как она может похвастаться одной из самых надежных интернет - инфраструктур в мире, однако это также страна, где обычаи и традиции оказывают сильное влияние на социальные нормы и государственную политику. Технологии и их использование постоянно опережают политические и социальные реформы.
В Южной Корее большинство населения имеют доступ в интернет, высокая скорость которого позволяет легко распространять незаконные кадры. После того, как изображение попало в интернет, очень трудно, а зачастую невозможно удалить его раз и навсегда. Очень часто незаконные видео и фотографии размещаются в интернете на специальных сайтах и доступны за ежемесячную абонентскую плату. Кроме того, Южная Корея также известна своими постоянными проблемами со шпионскими камерами, которые представляют собой камеры, спрятанные в различных комнатах, начиная от гостиничных номеров и заканчивая раздевалками в больницах или других рабочих местах. В дальнейшем происходит утечка записей либо в частных чатах, либо публично в интернете.
Помимо преступлений в цифровом пространстве, в обществе очень распространены и другие виды преступлений на сексуальной почве, но к ним относятся недостаточно серьезно из-за проблем с гендерным равенством. Сексуальные домогательства по-прежнему широко распространены, даже после того, как в Южной Корее возникло сильное #МеТоо движение. Несмотря на то, что движение привело к росту числа сообщений о сексуальных домогательствах, в 2018 году только 38 дел получили развитие из 173 жалоб на сексуальные домогательства. [18] Причина, по которой к сексуальным преступлениям против женщин до сих пор не относятся серьезно, может заключаться в том, что Южная Корея по - прежнему является конфуцианским и патриархальным обществом, что создает сложную среду для женщин, чтобы они могли высказывать свое мнение или жалобы. [4]
Актуальность выбранной темы состоит в том, что гендерное насилие является глобальным явлением, во всем мире женщины и девочки сталкиваются с неприемлемым уровнем насилия со стороны своих партнеров и незнакомых людей, и этот показатель только увеличивается с каждым годом. Формы насилия в отношении женщин за счет сетевой среды и современных информационных технологий получают все более широкое распространение, особенно с повседневным и повсеместным использованием социальных платформ и других технических приложений. Будучи относительно новым явлением, гендерное насилие, совершаемое при помощи современных технологий недостаточно широко изучено, основные исследования приходится на европейские страны, где широко развиты феминисткие движения
В качестве объекта исследования выступает гендерное насилие, в качестве предмета исследования выступает насилие над женщинами в цифровом пространстве в Республике Корея. Также определена цель исследования, это выявление видов, проблем и тенденций цифрового насилия над женщинами в Республике Корея с 2018 по 2023 года.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо решить следующие задачи;
1. Определить общее понятие цифровое насилие и его формы на 2023 год.
2. Сформулировать основные последствия цифрового насилия для женщин в современном обществе на 2023 год
3. Выявление основных групп риска подверженности цифровому насилию среди женщин в Южной Корее
4. Выделение способов предотвращения цифрового насилия, применимых к южнокорейскому обществу.
Выбранные хронологические рамки составляют период с 2018 года, когда прошла первая в Южной Корее акция #МеТоо, направленная против цифрового насилия над женщинами по 2023 год, когда появились первые результаты работы пересмотренного закона «О телекоммуникационном бизнесе», когда провайдеров обязали блокировать сексуализированный незаконный контент.
В данной работе использовались теоретические и практические методы исследования: анализ, классификация и сравнение. При использовании методов исследования анализ и классификация были выявлены различные формы гендерного цифрового насилия. При помощи метода сравнение был определен общий уровень цифрового насилия в мире и в Республике Корея.
В качестве источников были использованы некоторые доклады онлайн - платформ, например: План Интернэшнл «Свобода быть онлайн», [78] Ассоциация прогрессивных коммуникаций «Альтернативные реальности, альтернативные Интернеты», [41] Центр инноваций в области международного управления «Поддержка безопасного Интернета», [80] Аналитическое ПодразделениеЭкономист «Измерение распространенности онлайн-насилия в отношении женщин», [57] Фонд Всемирной паутины «Права женщин в Интернете», [92] Исследовательский центр Пью «Состояние домогательств в Интернете». [83]
Также источниками являются доклады ООН «Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях об онлайн-насилии в отношении женщин и девочек с точки зрения прав человека», [72] «Общая рекомендация № 35 о гендерном насилии в отношении женщин, обновляющая Общую рекомендацию № 19»,[29] доклады Совета Европы «Картографическое исследование по кибернасилию», [54] «Борьба с насилием в отношении женщин в эпоху цифровых технологий с использованием Стамбульской конвенции: Общая рекомендация ГРЕВИО № 1 о цифровом измерении насилия в отношении женщин». [30]
Источником статистических данных является Всемирная организация здравоохранения «Оценки распространенности насилия в отношении женщин», [89] Корейское национальное полицейское управление «Кибер¬расследование», [18] Всемирный Экономический Форум «Отчет о глобальном гендерном разрыве 2021». [34]
Также были использованы данные Стамбульской конвенции, [7] Лансаротской конвенции, [8] Страсбургской конвенции, [10] Будапештской конвенции. [9] Были исследованы уголовные кодексы таких стран, как Белиз, [12] Доминиканская Республика, [13] Сальвадор, [68] Гайана, [32] Мексика, [25] Никарагуа, [67] Перу, [6] Сент-Винсент и Гренадины, [16] Уганда, [63] Нигерия, [14] Индия, [82] США, [87] Австралия, [15] Япония, [66] Израиль, [64] Кения, [65] Филиппины [71] и Южная Корея. [11]
В работе были материалы новостных порталов: «ЛаКроикс» «В Южной Корее киберсталкеры безнаказанно доводят своих жертв до самоубийства», [24] «Навер» «Менеджер безопасности компании K-Телеком расскажет все об 1Р-отслеживании», [75] «Ханкорен» «Добро пожаловать в кибер-ад: как корейские журналисты пролили свет на сеть сексуального вымогательства в интернете», [90] Кукмин Ильбо «3 000 вон за один материал с сексуальной эксплуатацией», [95] Корея Таймс «Смерть спортсмена и стримера вызвала призывы ужесточить наказание за интернет-троллинг». [19]
Как относительно новое явление, существует небольшая, но растущая коллекция исследований по этой теме. Тема цифрового насилия представлена такими европейскими и американскими исследователями: Фиона Вера-Грей, Лиз Келли «Спорное гендерное пространство: публичные сексуальные домогательства и работа по обеспечению безопасности женщин», [88] Элис Э. Марвик и Робин Каплан «Питьё мужских слёз: язык, маносфера и сетевая травля», [55] Айрес Франса и Веледа Кеведо «Утечка проекта: исследование по обмену интимными изображениями без согласия в Бразилии», [27] Никола Генри и Клэр МакГлинн «Исследование причин и последствий обнаженных или сексуальных образов без согласия», [35] Уолтер С. ДеКесереди «Сексуальное насилие на основе изображений: социальные и юридические последствия», [20]Никола Генри и Ашер Флинн «Сексуальное насилие на основе изображений: онлайи-каналы распространения и незаконные сообщества поддержки», [36] Анита Гурумурти, Амрита Васудеван, Нандини Чами «Как сделать эго правильно в Интернете: переговоры молодых женщин перед лицом кибернасилия в Карнатаке», [33] Итай Мафа, Симон Канг'ете и Виктор Чикадзи ««Порноместь» и проблемы расширения прав и возможностей женщин: последствия для прав человека и практики социальной работы в Зимбабве», [53] Кристен Томасен и Сыози Данн «Разумные ожидания конфиденциальности в эпоху дронов и дипфейков: расширение решения Верховного суда Канады по делу Р. против Джарвиса», [85] Энн Бёрнс «Крипшоты и сила», [3] Таня Палмер «Изнасилование, порнография, культурный вред и криминализация», [61] Нитья Самбасиван «Они не оставляют нас в покое, куда бы мы ни пошли: гендерное и цифровое насилие в Южной Азии», [74] Даниэль Цитрон «Глубокие фейки: надвигающийся вызов конфиденциальности, демократии и национальной безопасности», [5] Адриана Ван дер Вилк «Кибернасилие и разжигание ненависти в Интернете в отношении женщин». [91]
Небольшой корейский сегмент представлен исследователями и журналистами, и их работами: Джун В. «Исследование анализа причин киберзапугивания среди корейских подростков», [45] Юн К. «Под поверхностью: борьба за демонтаж лукизма в одержимой внешним видом Корее», [93] Шим, В. X. «По уровню проникновения социальных сетей Корея занимает третье место в мире», [76] Чой С. Ю., Хан М. К. «От «кибер¬порнографии» к «гендерному насилию, поддерживаемому технологиями»: обзор литературы о цифровых сексуальных преступлениях», [96] Ким X. Дж. «Концепция, виды и фактическое состояние преступлений на сексуальной почве в Интернете и планы по улучшению ситуации», [48] Ли Дж.м X., Кан Д. В. «Цифровые сексуальные преступления и защита жертв - в центре внимания полицейских дел», [46] Кан X. Ю. «Проблемы и задачи виктимизации цифрового сексуального насилия», [46] О И. С., Чо К. Б., Парк Д. Й «Восприятие учащимися занятий по предотвращению киберзапугивания, связанных с учебной программой, проанализировано посредством тематического моделирования». [60]
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложений. Первая глава посвящена феномену цифровое насилие над женщинами в мире, его видам и различным последствиям, от которых страдают женщины. Также в этой главе рассматривается законодательная база, направленная на защиту от цифрового насилия в разных странах. Во второй главе анализируется уровень цифрового насилия в Южной Корее, его причины возникновения и самые распространенные виды в стране. Также в этой главе рассматривается законодательная база Республики Корея. В третьей главе представлено исследование преступления под названием «N - комната», которое повлияло на южнокорейское общество и вызвало законодательные изменения.
Цифровое насилие является актом насилия в отношении преимущественно женщин, который совершается при помощи информационно - коммуникационных технологий, таких как смартфоны, интернет, социальные сети и электронная почта. Подводя итоги всей исследовательской работы, можно сказать, что в настоящее время феномен цифрового насилия является острой проблемой для общества. С быстрым развитием цифровых технологий и распространением цифровой культуры современные люди сталкиваются с различными побочными эффектами технологий в дополнение к получению различных преимуществ. Среди этих побочных эффектов злоупотребление цифровыми технологиями, пожалуй, является самым серьезным. Это объясняется тем, что цифровые сексуальные преступления уникальны тем, что с помощью современных технологий преступники могут совершать преступления против многих людей.
Преступления на сексуальной почве в интернете можно рассматривать как гендерное насилие в широком смысле. По данным Агентства ООН по делам беженцев, гендерное насилие относится к вредоносным действиям, направленным на человека в зависимости от его пола. Она коренится в гендерном неравенстве, злоупотреблении властью и вредных нормах. Существует множество различных причин гендерного насилия, включая социальные, культурные и политические факторы.
В современном мире из-за постоянного внедрения в жизнь людей цифровых технологий, онлайн - насилие имеет множество различных форм: интернет - харассмент, сексуальное насилие на основе изображений и видео, дипфейки, вуайеризм, публичное раскрытие личной информации, публикация ложной информации, сталкинг и различные угрозы в интренете. Все они направлены на получение преступником какой - либо выгоды, чаще всего денежной, от своих жертв. Такое разнообразие форм цифрового насилия
мешает правоохранительным органам правильно оценить риск и степень
насилия.
Цифровое насилие имеет различные последствия для женщин и вынуждают их уйти из интернета. Женщины, подвергшиеся насилию в интернете, приобретают психологические проблемы, прекращают ввести общественную жизнь и ограничивают общение с людьми. Также акты гендерного насилия могут привести к физическому вреду, когда данные жертв, такие как домашний или рабочий адрес сливаются на специальные сайты в интернете. Примером экономического ущерба является ситуация, когда сексуализированные изображения жертвы цифрового насилия широко распространилось в интернете, затрудняя жертве поиск работы. Женщины, являющиеся общественными деятелями, могут часто испытывать насилие в интернете, получая различные онлайн - угрозы сексуализированного характера, что заставляет их использовать псевдонимы или вовсе удалять собственные страницы в социальных сетях.
Несмотря на то, что не существует единой законодательной базы, вопросы цифрового насилия периодически поднимаются в различных международных организациях, таких как ООН и Совет Европы. Также вопросы гендерного наличия затрагивают Стамбульская, Лансаротская, Страсбургская и Будапештская конвенции.
Только в 58 странах существуют законы, защищающих женщин от цифрового насилия, из них 21 страна имеет законодательство, защищающее конкретно детей от насилия в интернете. Такие законы чаще всего встречаются в странах с высоким уровнем дохода, чем в странах с средним или низким уровнем дохода. Однако и в странах с высоким уровнем дохода только треть стран имеют подобные законы. Также не все страны включают сексуальное насилие в понятие цифровое насилие, поэтому только 22 страны имеют правовую защиту, направленную на борьбу с сексуальным насилием в интернете. Во всем мире только 53 страны вводят уголовные наказания за оскорбления, связанные с кибердомогательствами, они включают в себя 65
тюремное заключение, денежное наказание или сразу оба наказания. Также только 7 из 58 стран предусматривают либо возмещение ущерба, либо финансовую компенсацию для жертв в дополнение к уголовным наказаниям. Правовая защита остается слабой в большинстве регионов мира, как в отношении географических регионов, так и в отношении групп доходов. Законы существуют лишь примерно в одной трети стран, и они охватывают менее половины населения, состоящего из детей, девочек-подростков и женщин.
Цифровое насилие особенно распространено в такой стране, как Южная Корея, этому способствуют несколько причин: доступный большинству населению высокоскоростной интернет и гендерное неравенство южнокорейского общества. Больше всего цифровому насилию подвержены подростки и молодые люди от 20 до 30 лет, они входят в группу риска ввиду своего молодого возраста и активного пользования социальными сетями. Насилие в интернете в Южной Корее распространяется уже со средней школы и таким образом становится частью молодежной культуры.
Самой распространенной формой цифрового насилия в Южной Корее является «молка». Это преступление включает в себя незаконную съемку частей тела другого человека с помощью камеры или другого подобного устройства. Быстрая скорость интернета позволяют легко распространять незаконные изображения и видео. После того, как незаконный материал попадает в интернет, очень трудно удалить его раз и навсегда. Молка является настолько распространенным явлением в южнокорейском обществе, что спровоцировало женское движение #МеТоо в Сеуле в 2018 году.
Цифровое насилие в Южной Корее регулируется двумя законами: Законом о сексуальной защите детей и молодежи и Законом о наказании за сексуальное насилие. Виды цифрового насилия, наказуемые этими законами, включают сексуальную эксплуатацию детей и подростков, запись скрытой камерой, распространение поддельных видеоматериалов, шантаж и домогательства с помощью интимных фотографий и изображений, а также ненадлежащие контакты со СМИ.
В 2020 году произошло преступление, вызвавшее большой резонанс в южнокорейском обществе под названием «N - я комната». Группа мужчин, под предводительством двух лидеров Чо Чжу Бина и Мун Хён Ука, создавали каналы и группы в Телеграмм, где распространяли за определенную плату видео сексуального характера, полученные у жертв путем шантажа и угроз. Десятки женщин и несовершеннолетних детей стали жертвами и столкнулись с сексуальной эксплуатацией.
Данное происшествие вызвало общественный резонанс в Южной Корее и привело к законодательным изменениям в стране. Согласно пересмотренному «Закону о наказании за сексуальное насилие» те, кто владеет покупает, хранит или смотрит незаконно снятый сексуальный контент, могут быть приговорены к трем годам тюремного заключения или 30 миллионам вон до вступления в силу нового законодательства владение таким контентом не считалось незаконным. В рамках «Закона о сексуальной защите детей и молодежи» был поднят возраст согласия с 13 до 16 лет, ранее считалось, что несовершеннолетние от 13 до 16 лет могли быть добровольной стороной сексуального насилия. Также изменился «Закон о телекоммуникационном бизнесе», который обязывает операторов отслеживать и удалять незаконный контент в социальных сетях, чем периодически вызывает критику в обществе, которая состоит из обвинений во вмешательство в частную жизнь.
На данный момент трудно говорить об эффективности данных законов, связанных с «N - комнатой». Самая большая критика, с которой сталкиваются законы, связана не с последствиями для прав граждан, она заключается в том, что эти меры не могут достичь заявленной цели предотвращения еще одной «N-й комнаты». Фильтры на основе искусственного интеллекта, которые используют операторы социальных сетей, недостаточно эффективны, например, они часто могут цензурировать контент стримеров, который не были снят незаконно или наоборот, оставлять нетронутым сомнительный контент на протяжении долгого времени, в случаях, когда неясно, нарушает ли контент закон. Также закон распространяется только на операторов, которые находятся на территории Южной Корее.
Согласно «Закону о наказании за сексуальное насилие», такая информация, как имена и фотографии преступников, обвиняемых за хранение сексуализированного контента несовершеннолетних, не разглашается, в отличие от обвиняемых в сексуальных премтуплениях. «N - комната» была единичным случаем, когда раскрыли личности преступников, после подписания соответствующей петиции около 2 миллионов человек.
Для борьбы с цифровым насилием в Южной Корее необходимы комплексные меры. Одним из способов борьбы с сексуальными преступлениями в сфере цифровых технологий является профилактическое просвещение подростков в школе. Однако в Корее нет официальных занятий или программ по цифровому половому воспитанию в начальной, средней и старшей школах. Внедрение цифрового полового воспитания в систему государственного образования занимает много времени, поскольку требует различных обсуждений и официальных процедур на государственном уровне.
Наказание цифровых платформ, имеющих отношение к преступлениям на сексуальной почве, также должны быть ужесточены. Однако в Южной Корее большинство цифровых платформ, распространяющих порнографию или контент, связанный с цифровой сексуальной эксплуатацией, имеют серверы за рубежом, особенно в слаборазвитых странах. Поэтому очень трудно найти управляющих цифровыми платформами, и из-за различных требуемых процессов и процедур очень трудно преследовать и наказывать жертв в соответствии с международным правом и получать финансовую компенсацию.
В общей сложности, для предупреждения насилия в интернете необходимо устранять причины экономического и социального неравенства, менять дискриминационные гендерные нормы и связанные с этим общественные институты. Кроме того, меры противодействия насилию могут включать стратегии, предусматривающие организацию и обеспечение доступности важнейших видов помощи жертвам насилия, поддержку женских организаций, изменение создающих неравенство социальных норм и реформирование законодательства.
1. «Anti-Nth Room» legislation, an unfulfilled promise? I The Korea Herald. - 2022. - URL: https://www.koreaherald.com/view.php?ud=20220710000209 (дата обращения: 12.04.2024)
2. Ajder H. Automating Image Abuse: Deepfake Bots on Telegram. Sensity. / Ajder Henry, Giorgio Patrin, Francesco Cavalli. - 2020. - URL: https://stareintothelightsmypretties.jore.cc/files/Sensity- AutomatingImageAbuse.pdf (дата обращения: 12.04.2024)
3. Burns A. Creepshots and Power» H The Evolution of the Image. - 2018. - 14 P-
4. Choi S.Y. From ‘Cyber Pornography’ to ‘Technology-facilitated Gender¬based Violence’: A Literature Review on the Digital Sex Crimes // S.Y. Choi, Min К. H. // Korean Criminology. - 2020 - Vol.14, №. 2. - P. 145-168
5. Citron D. K. Deep Fakes: A Looming Challenge for Privacy, Democracy, and
National Security / Danielle K. Citron, Robert Chesney // University of California Berkeley School of Law. - 2019. - URL:
https://scholarship.law.bu.edu/faculty_scholarship/640/ (дата обращения: 12.04.2024)
6. Codigo Penal // WIPO. - 1991. - URL: https://www.lega!-
atlas.net/sites/default/files/law/Peru_CriminalCode_1991 .pdf (дата обращения: 08.04.2024)
7. Council of Europe Convention on preventing and combating violence against women and domestic violence 11 Council of Europe. - 2011. - URL: https://rm.coe.int/168008482e (дата обращения: 08.04.2024)
8. Council of Europe Convention on the Protection of Children against Sexual Exploitation and Sexual Abuse H Council of Europe. - 2007. - URL: https://rm.coe.int/1680084822 (дата обращения: 08.04.2024)
9. Convention on Cybercrime // Council of Europe. - 2001. - URL: https://rm.coe.int/1680081561 (дата обращения: 08.04.2024)
10. Convention on the Unification of Certain Points of Substantive Law on
Patents for Invention I I Council of Europe. - 1963. - URL:
https://rm.coe.int/168006b65d (дата обращения: 08.04.2024)
11. Criminal Act // Korea Legislation Research Institute. - 2013. - URL:
https://elaw.klri. re. kr/eng_service/lawView.do?hseq=28627&lang=ENG (дата
обращения: 08.04.2024)
12. Criminal Code, Chapter 101 Of The Laws Of Belize // Belize Crime Observatory. - 2021. - URL: https://bco.gov.bz/download/criminal-code-chapter- 101-of-the-laws-of-belize-revised-edition-2020/# (дата обращения: 08.04.2024)
13. Criminal Code of the Dominican Republic // WIPO. - 2017. - URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/legislation/details/! 0813 (дата обращения: 08.04.2024)
14. Criminal Code of Act // WIPO. - 1990. - URL:
https://antislaverylaw.ac.uk/wp-content/uploads/2019/08/Nigeria-Criminal- Code.pdf (дата обращения: 08.04.2024)
15. Criminal Code Act 1995 //Australian Government. - 1995. - URL: https://www.legislation.gov.au/C2004A04868/2022-l 1 -1 О/text (дата обращения: 08.04.2024)..95