Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН АПРИЗМА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО САМООБРЕТЕНИЯ

Работа №185317

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы77
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение
1 APRA и апризм 10
1.1 Экономические предпосылки и интеллектуальные источники 10
1.2 Довоенный апризм: конструирование проекта латиноамериканского пути 18
1.3 Постапризм: Айизм и Пуэнтеизм 31
2 Континентальное влияние апристского проекта: сравнительное
исследование 41
2.1 Революционная хунта в Перу: Хуан Веласко Альварадо 41
2.2 Аргентинская справедливость: Хуан Доминго Перон 50
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63

Актуальность исследования. Исследование посвящено движению Американскому народно-революционный альянсу (АПРА) (исп. Alianza Popular Revolucionaria Americana, APRA) От названия движения произошло название последователей — апристы, апристас — и идеологии — апризм. Под политическим проектом подразумевается стратегически выстроенный план действий, направленный на достижение конкретных политических целей, который базируется на ценностно-идеологических установках и формирует символические образы. В данной работе апристский проект рассматривается как латиноамериканский интеллектуально-политический феномен, ставший одним из первых примеров национал -реформизма. Историческая значимость апризма кроется в его попытке ответить на вызовы эпохи империализма. Латинская Америка, разрываемая между колониальным наследием и давлением иностранного капитала, искала и продолжает искать путь к подлинной независимости. APRA, оставаясь на протяжении долгого времени важным субъектом политических процессов в Перу и других латиноамериканских странах, стала значимым и достаточно политизированным дискурсом в исследовательской литературе. Эволюция апризма привела к активным спорам «о предательстве партии» между сторонниками и противниками APRA. Вследствие трансформации партии в исследовании предлагается разделить линии развития проекта на «апризм» и «постапризм».
Будучи одним из первых национал-реформистских проектов, апризм оказал колоссальное влияние на формирование схожих партий и движений. В современных условиях усиления антиглобалистских настроений и кризиса либерального миропорядка идёт активный поиск альтернативных ответов на вызовы XXI века, особенно в странах, занимающих зависимое положение в глобальной экономической системе. Популистские и национал-реформистские партии и идеи до сих пор обладают популярностью в странах глобального Юга. Исследование позволяет понять, как латиноамериканские национал-реформистские движения адаптировались к вызовам XX в., а также оценить противоречия между идеалами и политической практикой. Эта тема актуальна не только как анализ идеологий, но и как ключ к пониманию дальнейшей эволюции политических акторов и систем.
Историография: При изучении темы использовалась как зарубежная, так и отечественная литература. Но изучению непосредственно APRA в отечественной историографии не уделялось большого внимания. В советской историографии репрезентация партии APRA носила крайне критический характер, связанный с идеологическим и политическим конфликтом коммунистического и апристского 3
движений. В постсоветский период отношение к партии изменилось, но работ, посвящённых глубокому исследованию APRA не появилось, однако в целом ряде исследований анализируются сюжеты, так или иначе связанные с темой работы. К числу подобных сюжетов можно отнести исследования, посвящённые истории левых движений и партий в Перу1. В современных работах по теме левых движений острая критика к APRA пропадает. Но в связи с тем, что интерес к изучению левых движений в постсоветский период резко снизился, масштабных исследований об APRA в российской историографии не создавалось. В рамках интеллектуальной истории Т. В. Гончаровой рассматривались историософские взгляды Айи де ла Торре .
Достаточно глубоко в нашей историографии, как в советской, так и постсоветской, изучался период Революционного правительства . Прогрессивные реформы военных интересовали советских исследователей, которые, хоть и осторожно, но выстраивали позитивный образ военного режима, дружественного СССР. Современные исследователи, в целом, продолжают эту традицию. Отдельно можно выделить блок работ, посвящённых военным режимам, исследованиям их сущности и особенностям .
В зарубежной историографии, как испаноязычной, так и англоязычной, теме уделено гораздо больше внимания. Из-за политизированности темы, дискуссия об APRA долгое время оставалась активной. Из важных работ о раннем периоде APRA и её идеологии стоит выделить труды Девиса1, Локвуда , Оргаза и Сесса . Среди исследований об APRA выделяется масштабная работа Нельсона Манрике , формирующая крайне критический взгляд по отношению к партии и её истории. Отчасти это связано с марксистской позицией автора. Работа была опубликована в период президентства Алана Гарсии, представителя партии APRA, что обусловило её политическую значимость и общественный резонанс. Сюжет его работы сочетает как исследование непосредственно APRA, так и APRA Rebelde, MIR и деятельность Революционного правительства. О деятельности Луиса Уседы и организации APRA Rebelde написано крайне мало в исследовательской литературе, помимо упомянутого выше Манрике, можно выделить работу Ренике .
Историография, посвящённая Революционному правительству разнообразна, как в плане исследуемых тем, так и оценок . Перуанские авторы склоны создавать более скептические сюжеты деятельности правительства, в отличие от отечественных исследователей. В перуанской историографии период Революционного правительства до сих пор является дискуссионной темой.
При написании главы, посвящённой перонизму, использовались работы Абоя , Плоткина , Портэнтьеро 1 и Гонсалеса2 . Авторы данных трудов рассматривали перонизм как социальный феномен, анализируя истоки и причины его популярности среди аргентинцев.
Объект исследования: Апристский политический проект как комплекс особых политических идей и практик, распространённых в Латинской Америке в XX веке.
Предмет исследования: Особенности формирования и эволюции апристского политического проекта.
Цель: Определить причины и этапы трансформации апристского проекта от
антиимпериалистического движения до инструмента адаптации к глобализации.
Задачи:
1. Рассмотреть экономические предпосылки и интеллектуальные источники апристского проекта.
2. Выявить особенности и принципы апристского проекта на различных этапах.
3. Сравнить апристский проект с наиболее близкими национал- реформистскими проектами.
4. Оценить влияние и роль апристского проекта для политической истории региона.
Хронологические рамки: 1918-1979 гг. В работе рассматривается период формирования и деятельности партии. Нижней рамкой исследования является начало движения за университетские реформы, а верхней рамкой является дата смерти отца- основателя партии APRA - Айи де ла Торре.
Гипотеза: Апризм, как латиноамериканский национал-реформистский проект, трансформировался, сформировав идеологическую основу как для будущих институциональных национал-реформистких движений, так и радикально-революционных. Причинами для трансформации стали внутренние идеологически противоречия и внешнее давление.
Источники разделены на несколько групп. Первая группа включает публицистические и идеологические работы. Это основная часть рассматриваемых источников, содержащая тексты и речи лидеров и идеологов. Сюда относятся работы отца-основателя APRA, Айи де ла Торре , труды Луиса де ла Пуэнте Уседы, лидера раскольников из APRA Rebelde, леворадикальной фракции отколовшейся партии APRA1. Тексты участников коммунистического движения - Хосе Мариатеги и Хулио Мельи - позволили детальней рассмотреть конфликт левых сил в Перу. При исследовании идеологии Революционного правительства Перу рассматривались работы главнокомандующего Хуана Веласко Альварадо . Перонизм, как идеология, разбирался на основе текстов и речей Перона . Во второй группе источников - мемуары и личная переписка. В данной группе находятся интервью ветеранов MIR , воспоминания бывшей апристас и первой жены Че Гевары Ильды Гадеа1, а также письмо Сиприано Рейеса, одного из лидеров Лейбористской партии, Хуану Доминго Перону . В третьей группе находятся официальные документы, куда входят законодательные акты Революционного правительства Перу и аргентинская конституция 1949 г.
Методы исследования: Методологическую основу исследования составляют принципы научной объективности, историзма и системного подхода. Все события и явления анализируются через призму их взаимосвязей, включая причинно¬следственные закономерности и хронологическую последовательность. Ключевым инструментом выступил историко-генетический метод, который позволил проследить эволюцию социально-экономических структур, идеологических противостояний и политической динамики. Для выявления специфики апризма в контексте латиноамериканских реалий активно применялся историко-сравнительный метод. При работе с публицистическими и идеологическими текстами применялся дискурс-анализ. Анализ социально-экономических процессов основан на концепции теории зависимого развития. Этот подход, помимо системного объяснения исторических процессов, позволяет репрезентовать и глубже понять взгляды латиноамериканских интеллектуалов и идеологов, их критику империализма и поиск альтернативных моделей прогресса. Метод периодизации применяется для выделения различных этапов развития апристского проекта.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Ведение содержит актуальность, цель, задачи исследования и обзор источников и литературе по теме. Первая глава посвященна APRA. В первом параграфе рассматриваются интеллектуальные и экономические источники апризма. Второй подпараграф направлен на изучение истории возникновения партии APRA и её развитию в 1930-ых гг. Третий параграф касается послевоенной трансформации апристского проекта.
Во второй главе апристский проект сравнивается с иными национал - реформистскими проектами. В первом параграфе рассматривается проект Веласко и сравнивается с апристским. Во второй параграфе рассматривается перонистский проект и сравнивается с апристским проектом. В заключении делаются выводы о трансформации APRA и причинах данной метаморфозы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Апристский проект, возникший в начале XX века как ответ на зависимость Латинской Америки от империалистических держав, прошёл сложный путь трансформации, отразивший как внутренние противоречия, так и вызовы глобального контекста. Уже в ту эпоху темы антиимпериализма и поиска собственного пути стали фундаментальными для латиноамериканской философии. Вследствие этого апризм оформился как революционное антиимпериалистическое движение, вдохновлённое идеями панлатиноамериканизма, социальной справедливости и борьбы за экономическую независимость. Его основатель, Айя де ла Торре де ла Торре, синтезировал марксистские принципы с местной интеллектуальной мыслью, выдвинув программу национализации ресурсов, аграрной реформы и региональной интеграции. Апризм изначально делал ставку на региональный антиимпериализм и латиноамериканскую интеграцию, творчески синтезируя марксистские идеи с местной спецификой. Но с течением времени апризм всё дальше отходил от марксизма и левых идей. Его идеологические истоки, проанализированные в работе, отражают стремление к созданию «третьего пути» между капитализмом и коммунизмом, сочетающего социальные реформы с национальным суверенитетом. Однако уже на раннем этапе проявилось противоречие между радикальными методами и стремлением к включению в институциональную политическую систему Перу. К середине XX века, под
давлением Холодной войны и усиления влияния США, апризм начал
трансформироваться. Айя де ла Торре де ла Торре, стремясь вывести APRA из подполья, отказался от конфронтации с Вашингтоном, переориентировавшись на сотрудничество с перуанской олигархией и приняв правила игры Холодной войны. Эта трансформация вызвала раскол: умеренное крыло партии (Айизм) интегрировалось в институциональную политику, тогда как радикалы (Пуэнтеизм) откололись от партии и продолжили борьбу через партизанские методы, вдохновляясь примерами новых левых. К 1970-ым гг. APRA окончательно трансформировалась в левоцентристскую силу, сосредоточенную на популистских реформах и прагматичном взаимодействии с международными финансовыми институтами, что, однако, привело к утрате связи с социальными низами и зависимости от элит. Адаптация к правилам мировой системы сопровождалась утратой первоначальных идеалов и самостоятельного, оппозиционного дискурса и превратила партию APRA в национал-реформистское, а не антиимпериалистическое, революционное движение. Борьба с коммунизмом, а не империализмом вышла на передний план, что, фактически сделало апризм проглобалистской силой.Причины такой метаморфозы кроются в сочетании внутренних и внешних факторов. В 1930-ые гг. на фоне мирового кризиса наблюдалось ослабление империалистического давления, что послужило бурному формированию радикальных движений и росту критических настроений по отношению к капитализму. Из -за политических репрессий, APRA могла реализоваться лишь как оппозиционный радикальный проект. Многочисленные неудачи в завоевании власти силовыми методами послужили мотивацией для изменения тактики на фоне смены внешней политики США. Давление США, необходимость адаптации к биполярному миру, зависимость от глобальных рынков, а также личные амбиции лидеров APRA привели к трансформации проекта. Период политики «доброго соседа» Соединённых Штатов, а также Холодная война повлияли на позицию лидеров APRA, решивших принять курс на смягчение антиимпериалистической риторики и выстраивания отношений с элитами и международными институтами. Это было актуально и вследствие изменения настроений в обществе в связи с послевоенными мировыми процессами. Нормализация отношений и бурный послевоенный рост привели к тому, что городскую мелкую буржуазию всё сильнее отталкивал радикализм, настроения склонялись к реформаторским, а не революционным подходам. Элиты чувствовали неустойчивость своего положения и были готовы к сотрудничеству с APRA ради сохранения своего влияния. Идеологическая амбивалентность апризма — попытка объединить антиимпериализм с буржуазным реформизмом — породила конфликт между поколениями в партии, наиболее сильное недовольство было среди рядовых членов и молодёжи, которая уже не воспринимала APRA как силу, способную добиться действительных перемен. Таким образом, гипотеза исследования находит подтверждение.
Феномен апризма заключался в его грандиозности и социальной значимости. Апристский проект изначально был задуман как «Индоамериканский», что выделяло партию APRA на фоне других национальных партий. Антиимпериалистическая позиция находила массовую поддержку в народной среде по всей Латинской Америке, что привело к формированию апристских ячеек и движений в других странах. Рост популярности и виляния APRA повлиял на формирование национал -реформистских партий.
Апризм, веласкизм и перонизм — все три движения родились из стремления преодолеть зависимое положение Латинской Америки в мире. Их общей целью было ослабить империалистическое влияние путем социальных реформ, усиления роли государства, национализации ресурсов и индустриализации для укрепления суверенитета. Но из-за того, что национальная буржуазия была слаба, а олигархия доминировала, данным движениям пришлось выстраивать стратегию на идее массового 61
национального фронта объединяющем все прогрессивные силы, независимо от классовой принадлежности. Именно поэтому их основным содержанием стал антиимпериализм, а не узкие буржуазные задачи. Сравнение апристского проекта с другими проектами, такими как перонизм в Аргентине и веласкизм в Перу, демонстрирует общую для Латинской Америки тенденцию: даже наиболее радикальные антиимпериалистические движения в итоге терпели крах, несмотря на достигнутые успехи в реформировании общества. Апризм отразил тенденцию антиимпериалистических движений к адаптации в условиях усиливающейся глобализации. Политика в периферийных странах неизбежно сталкивается с дилеммой: бороться за самобытность и самостоятельность ценой изоляции или интегрироваться в систему, утратив независимость. И тактика лавирования, которая наиболее часто избирается в политике, не способна решить данную проблему в рамках долгосрочного планирования.
Несмотря на противоречивость, апризм стал важным этапом в истории региона, оказав влияние на все последующие реформаторские движения в регионе. Он заложил основы национал-реформизма, доказав, что антиимпериалистическая риторика может быть инструментом мобилизации и достижения изменений. Этот опыт сохраняет актуальность и сейчас в контексте поиска альтернатив неолиберальной модели. Работа демонстрирует, что устойчивость антиимпериалистических проектов зависит от их способности создавать альтернативную экономическую модель, снижающую зависимость от транснациональных корпораций, мобилизовать широкие массы и сохранять идеологическую и интеллектуальную самобытность в условиях внешнего давления.



1. Мариатеги, Х. К. Семь очерков истолкования перуанской действительности: [Перевод с исп.: Поляков М. И., Тарасов К. С.]. - М.: Изд-во иностр. лит., 1963. - С. 423.
2. Discursos, mensajes, declaraciones, documentos, entrevistas y escritos: 1943-1944 / Peron, J. D. - Buenos Aires: Biblioteca del Congreso de la Nacion, 2022. - 830 p.
3. Haya de la Torre, V. R. Aprismo y comunismo [Электронный ресурс]. - URL: https://www.marxists.org/espanol/haya/1930s/1932comu.htm (дата обращения: 24.01.2025).
4. Haya de la Torre, V. R. El antiimperialismo y el Apra / Victor Raul Haya de la Torre; presentaciones de Luis Alva Castro, Edgar Nunez Roman. - Lima: Fondo Editorial del Congreso del Peru, 2010. - 276 p.
5. Haya de la Torre, V. R. El imperialismo [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.marxists.org/espanol/haya/1950s/1955-impe.htm (дата обращения:
18.04.2025).
6. Haya de la Torre, V. R. Mensaje de la Europa nordica / Victor Raul Haya de la Torre; prologos de Hugo Neira y Teodoro Rivero Ayllon; presentaciones de Luis Alva Castro, Edgar Nunez. - Lima: Fondo Editorial del Congreso del Peru, 2010. - 282 p.
7. Haya de la Torre, V. R. Por la emancipation de America Latina / M. Gleizer (ред.). - Buenos Aires: Triunvirato, 1927. - 224 p.
8. Haya de la Torre, V. R. Programa Minimo Del Partido Aprista Peruano
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.marxists.org/espanol/haya/1930s/1931agosto.htm (дата обращения: 22.03.2025).
9. Haya de la Torre, V. R. Treinta anos de aprismo / Victor Raul Haya de la Torre; prologo de Javier Valle-Riestra; presentaciones Luis Alva Castro, Edgar Nunez Roman. - Lima: Fondo Editorial del Congreso del Peru, 2010. - 304 p.
10. ILDEPU. Documentos historicos [Электронный ресурс]. - Instituto Luis F. de la Puente Uceda. - URL: https://gofega.tripod.com/id15.html (дата обращения: 25.03.2025).
11. Manuel G. Prado. Horas de lucha. - Lima: Tipografia El Progreso Literario, 1908. - P. 103.
12. Mariategui, J. C. Carta a la cdlula aprista de Mdxico [Электронный ресурс]. -
Lima, 16 апреля 1928. - URL: https://www4.pucsp.br/neils/revista/vol-17-n-
30/port/carta-mariategui.pdf (дата обращения: 22.03.2025).
13. Mella, J. A. ^Qud es el ARPA? [Электронный ресурс] // Marxists Internet
Archive. - URL: https://www.marxists.org/espanol/mella/1928/arpa.htm (дата
обращения: 22.03.2025).
14. Peron, J. D. Declaration de principios - Doctrina Peronista [Электронный ресурс]. - URL: https://elhistoriador.com.ar/declaracion-de-principios-doctrina-peronista/ (дата обращения: 15.04.2025).
15. Peron, J. D. Discurso de J. D. Peron en el acto de proclamation de su candidatura (1946) [Электронный ресурс]. - URL: https://elhistoriador.com.ar/discurso- de-j-d-peron-en-el-acto-de-proclamacion-de-su-candidatura-1946/ (дата обращения: 22.03.2025).
..85


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ