ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ПАРТИСИПАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические основы партисипативного бюджетирования 4
1.1 Партисипативный механизм в публичном управлении 4
1.2 Понятие инициативного бюджетирования 12
1.3 Состояние инициативного бюджетирования в Российской Федерации: новые тренды и
возможности развития 18
2 Анализ практики инициативного бюджетирования в сельских поселениях 30
2.1 Практика инициативного бюджетирования в Томской области 30
2.2 Инициативное бюджетирование на примере Высоковского сельского поселения 35
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов партисипативного
бюджетирования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические основы партисипативного бюджетирования 4
1.1 Партисипативный механизм в публичном управлении 4
1.2 Понятие инициативного бюджетирования 12
1.3 Состояние инициативного бюджетирования в Российской Федерации: новые тренды и
возможности развития 18
2 Анализ практики инициативного бюджетирования в сельских поселениях 30
2.1 Практика инициативного бюджетирования в Томской области 30
2.2 Инициативное бюджетирование на примере Высоковского сельского поселения 35
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов партисипативного
бюджетирования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Начиная с 2015 года Министерством финансов Российской Федерации в рамках направления повышения открытости управления государственными и муниципальными финансами оказывается поддержка развития практик инициативного бюджетирования (ИБ) в субъектах Российской Федерации. Созданный на базе Научно-исследовательского финансового института Минфина России (НИФИ) Центр инициативного бюджетирования осуществляет регулярные образовательные мероприятия на тему инициативного бюджетирования и распространения лучших практик субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований, реализует исследовательское сопровождение инициативного бюджетирования в Российской Федерации. Многие из субъектов Российской Федерации добились успеха в развитии участия граждан в бюджетных решениях благодаря участию в проекте Минфина России по развитию инициативного бюджетирования в Российской Федерации, реализуемом в сотрудничестве со Всемирным банком.
Мероприятия проекта направлены на содействие в запуске и реализации региональных программ инициативного бюджетирования, развитие потенциала региональных проектных центров (ПЦ), создание эффективной информационной среды для обмена опытом и формирование сообщества экспертов и практиков инициативного бюджетирования, а также интеграцию российской практики в международный контекст и распространение результатов проекта. В рамках проекта в 2017 году были проведены 19 мероприятий для субъектов Российской Федерации с участием свыше 1 300 человек,
включая: 1 установочный семинар-совещание для новых участников; 2 тематических семинара-совещания по отдельным вопросам ИБ; 4 информационных семинара для регионов, сгруппированных по принципу федеральных округов; 12 региональных мероприятий для новых участников проекта.Начиная с текущего года организованы регулярные семинары-совещания с финансовыми органами субъектов Российской Федерации с использованием видеосвязи на базе Федерального казначейства. В поддержку развития инициативного бюджетирования в 2017 году в рамках деятельности Рабочей группы Минфина России по развитию проекта «Бюджет для граждан» была разработана Программа развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации, одобренная Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства.
Целью программы стало определение состава мер государственного регулирования и комплекса мероприятий по созданию условий для развития инициативного бюджетирования во всех регионах страны. При этом роль Минфина России заключается в координации на федеральном уровне действий всех участников, вовлеченных в процесс развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время одним из лучших инструментов муниципального управления в мире признается партисипаторное бюджетирование. Участие граждан в распределении расходов местных бюджетов приводит к повышению финансовой грамотности, социальной ответственности и самосознанию жителей.
Целью работы является исследование технологий партисипативного бюджетирования и анализ их использованияна уровне сельского поселения.
Задачи:
1. Исследовать сущность, принципы и методы партисипативного бюджетирования.
2. Изучить особенности партисипативного бюджетирования в России.
3. Выявить проблемы осуществления партисипативного бюджетирования на местном уровне.
4. Проанализировать систему партисипативного бюджетирования вВысоковском сельском поселении Зырянского района Томской области.
5. Сформулировать рекомендации по совершенствованию технологии партисипативного бюджетирования на уровне сельских поселений.
Объект исследования - партисипативное бюджетирование.
Предмет исследования - технологии партисипативного бюджетирования на уровне поселений.
Используемые методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, группировки, сравнения) и специальные (статистический).
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В главе 1 рассматриваются теоретические основы партисипативного бюджетирования, рассмотрен партисипативный механизм в публичном управлении, дано понятие инициативного бюджетирования, рассмотрены новые тренды и возможности развития.
Глава 2 посвящена практики инициативного бюджетирования в сельском поселении: представлена практика Томской области, Высоковского сельского поселения Зырянского района Томской области
В заключении приводятся выводы о проделанной работе.
Мероприятия проекта направлены на содействие в запуске и реализации региональных программ инициативного бюджетирования, развитие потенциала региональных проектных центров (ПЦ), создание эффективной информационной среды для обмена опытом и формирование сообщества экспертов и практиков инициативного бюджетирования, а также интеграцию российской практики в международный контекст и распространение результатов проекта. В рамках проекта в 2017 году были проведены 19 мероприятий для субъектов Российской Федерации с участием свыше 1 300 человек,
включая: 1 установочный семинар-совещание для новых участников; 2 тематических семинара-совещания по отдельным вопросам ИБ; 4 информационных семинара для регионов, сгруппированных по принципу федеральных округов; 12 региональных мероприятий для новых участников проекта.Начиная с текущего года организованы регулярные семинары-совещания с финансовыми органами субъектов Российской Федерации с использованием видеосвязи на базе Федерального казначейства. В поддержку развития инициативного бюджетирования в 2017 году в рамках деятельности Рабочей группы Минфина России по развитию проекта «Бюджет для граждан» была разработана Программа развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации, одобренная Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства.
Целью программы стало определение состава мер государственного регулирования и комплекса мероприятий по созданию условий для развития инициативного бюджетирования во всех регионах страны. При этом роль Минфина России заключается в координации на федеральном уровне действий всех участников, вовлеченных в процесс развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время одним из лучших инструментов муниципального управления в мире признается партисипаторное бюджетирование. Участие граждан в распределении расходов местных бюджетов приводит к повышению финансовой грамотности, социальной ответственности и самосознанию жителей.
Целью работы является исследование технологий партисипативного бюджетирования и анализ их использованияна уровне сельского поселения.
Задачи:
1. Исследовать сущность, принципы и методы партисипативного бюджетирования.
2. Изучить особенности партисипативного бюджетирования в России.
3. Выявить проблемы осуществления партисипативного бюджетирования на местном уровне.
4. Проанализировать систему партисипативного бюджетирования вВысоковском сельском поселении Зырянского района Томской области.
5. Сформулировать рекомендации по совершенствованию технологии партисипативного бюджетирования на уровне сельских поселений.
Объект исследования - партисипативное бюджетирование.
Предмет исследования - технологии партисипативного бюджетирования на уровне поселений.
Используемые методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, группировки, сравнения) и специальные (статистический).
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В главе 1 рассматриваются теоретические основы партисипативного бюджетирования, рассмотрен партисипативный механизм в публичном управлении, дано понятие инициативного бюджетирования, рассмотрены новые тренды и возможности развития.
Глава 2 посвящена практики инициативного бюджетирования в сельском поселении: представлена практика Томской области, Высоковского сельского поселения Зырянского района Томской области
В заключении приводятся выводы о проделанной работе.
На сегодняшний день для всей Российской Федерации характерна ситуация, когда сельские и городские поселения отстают от крупных городов с точки зрения темпов экономического роста. Эту проблему усугубляет ограниченное участие населения в процессе принятия решений на муниципальном уровне; в результате средства местных бюджетов используются неэффективно, и замедляется общее продвижение вперёд. По сложившейся традиции, граждане информируются о бюджетных решениях в форме заявлений государственных должностных лиц или из средств массовой информации. Однако активное участие граждан в процессе составления бюджета повышает подотчетность государства и гарантирует принятие во внимание нужд различных групп общества.
Вместе с тем бюджетная система существует в первую очередь для граждан, а, следовательно, этот инструмент экономической политики должен быть понятен каждому. Для этого необходимо чтобы граждане активно участвовали в бюджетном процессе, чтобы демократические механизмы, прежде всего механизмы подготовки к выбору приоритетов в развитии своего региона, района или поселка, были доступны населению.
В настоящее время одной из приоритетных задач государства является повышение прозрачности и доступности информации об управлении общественными финансами, вовлечение граждан в обсуждение и принятие решений по вопросам местного значения, а также развитие механизмов общественного контроля. В связи с поставленной задачей, Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъектам Российской Федерации было предоставлено право по уточнению перечня полномочий по решению вопросов местного значения, закрепляемых за муниципальными районами и сельскими поселениями. Основной целью разграничения полномочий является повышение эффективности расходования бюджетных средств путем концентрации финансовых ресурсов на уровне бюджета муниципального района и обеспечение их качественного исполнения исходя из наличия соответствующих профессиональных кадров, а также гражданских инициатив. На сегодняшний день существует несколько практик по установлению взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан по решению вопросов местного значения, которые объединены одним понятием - инициативное бюджетирование. Различие форм инициативного бюджетирования порождает необходимость рассмотрения наиболее успешных практик с точки зрения социальных, экономических и бюджетных эффектов для дальнейшего развития данной формы взаимодействия органов власти и муниципальных образованиях России.
Таким образом, решение вопросов местного значения приобретает комплексный характер, ориентированный на объединение действий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и граждан для повышения эффективности бюджетных расходов и установления прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества.
В данной выпускной квалификационной работе был рассмотрен проект инициативного бюджетирования на примере Высоковского сельского поселения. Практика исполнения данного проекта показала, что сельские жители принял активное участие при поддержке местной власти в реализации данного проекта.
Вместе с тем бюджетная система существует в первую очередь для граждан, а, следовательно, этот инструмент экономической политики должен быть понятен каждому. Для этого необходимо чтобы граждане активно участвовали в бюджетном процессе, чтобы демократические механизмы, прежде всего механизмы подготовки к выбору приоритетов в развитии своего региона, района или поселка, были доступны населению.
В настоящее время одной из приоритетных задач государства является повышение прозрачности и доступности информации об управлении общественными финансами, вовлечение граждан в обсуждение и принятие решений по вопросам местного значения, а также развитие механизмов общественного контроля. В связи с поставленной задачей, Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъектам Российской Федерации было предоставлено право по уточнению перечня полномочий по решению вопросов местного значения, закрепляемых за муниципальными районами и сельскими поселениями. Основной целью разграничения полномочий является повышение эффективности расходования бюджетных средств путем концентрации финансовых ресурсов на уровне бюджета муниципального района и обеспечение их качественного исполнения исходя из наличия соответствующих профессиональных кадров, а также гражданских инициатив. На сегодняшний день существует несколько практик по установлению взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан по решению вопросов местного значения, которые объединены одним понятием - инициативное бюджетирование. Различие форм инициативного бюджетирования порождает необходимость рассмотрения наиболее успешных практик с точки зрения социальных, экономических и бюджетных эффектов для дальнейшего развития данной формы взаимодействия органов власти и муниципальных образованиях России.
Таким образом, решение вопросов местного значения приобретает комплексный характер, ориентированный на объединение действий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и граждан для повышения эффективности бюджетных расходов и установления прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества.
В данной выпускной квалификационной работе был рассмотрен проект инициативного бюджетирования на примере Высоковского сельского поселения. Практика исполнения данного проекта показала, что сельские жители принял активное участие при поддержке местной власти в реализации данного проекта.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПАРТИСИПАТИВНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПАРТИСИПАТИВНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018





