Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПОЛЯ РИКЁРА: ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ХАРАКТЕР РЕЦЕПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Работа №185295

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы76
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Интеллектуальная биография Поля Рикера и эволюция его взглядов на историю 14
1.1 Реконструкция жизненного пути Поля Рикёра и его влияния на
исследовательские интересы философа 14
1.2 Труды и идеи, составившие основу исследовательской деятельности Поля
Рикёра 20
2 Концепция историописания Поля Рикёра как ресурс развития современной
исторической эпистемологии 28
2.1 Теоретические основания исторической науки в воззрениях Поля Рикера и их
трансформации в поздних работах философа 28
2.2 Специфика понимания исторической эпистемологии у Поля Рикера и её
эвристический потенциал для современной историографии 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62


В последнее время все чаще высказывается мнение о непреходящем кризисе исторической науки, растет критический натиск со стороны постмодернизма, обвиняющего историков в непризнании своей литературной идентичности и притязании на научную объективность. В условиях перенасыщенной информационной среды и роста запроса на рефлексивность, критическое мышление и рациональную обоснованность актуализируется обращение к истории как к процессу производства знаний, к способу бытия, через который формируется культура общества. Задача современной исторической науки состоит в том, чтобы найти такое решение, в рамках которого соединилось бы модернистское представление об истине и постмодернистская приверженность интерпретации. Историк должен осознать литературность своих работ, но не потерять грань между вымышленным и историческим. Всё это вызывает необходимость обращения к теоретическим основам исторической науки и пересмотра эпистемологических основании историописания.
В ходе интервью данного в 1998 году в связи с выходом в России перевода своего труда «История и истина» Поль Рикёр отметил, что ему «довелось жить долго, и благодаря этому [он] стал современником многочисленных философских течений XX века». Действительно, рассматривая труды этого классика гуманитарной мысли, мы не можем не отметить эту особенность его интеллектуальной биографии: Поль Рикёр прошел долгий путь, он стал современником многочисленных течений, прорывов и поворотов гуманитарного знания. Авторы, изучающие философское наследие Поля Рикёра не раз отмечали, что особенностью его подхода к науке является поразительное чутье, благодаря которому во всей пестроте философских тенденций, зародившихся еще в начале XX века, ему удавалось выявлять те направления, которые в последующем становились классическими течениями философской мысли. Поль Рикёр создал свою эпистемологию, стал классиком мировой гуманитарий мысли, внеся огромный вклад в развитие не только философии, но и смежных с ней областей знания. Особый интерес представляет созданная исследователем эпистемология истории, сумевшая вобрать в себя основные течения исторической мысли, разработанные предшественниками автора.
Рикёр в своих работах рассуждает о познавательной способности истории, обращается к вопросам о субъективности историописания, нарративной форме истории.
Изучение его работ помогло бы разрешить часть споров ведущихся относительно разных аспектов исторической науки.
Автору удалось отобрать и обобщить наиболее плодотворные концепции его предшественников, в его работах мы наблюдаем опору как на различные философские традиции, так и на работы профессиональных историков, и дополнить их своими рассуждениями об основных аспектах историописания. То, что ему удалось разработать свою эпистемологию на основе разнообразных источников, синтезировать их в одну концепцию, делает его работу особенно значимой.
Поль Рикёр предложил концепции, обладающие большим научным потенциалом, во многом предопределившие развитие теоретического гуманитарного знания на рубеже 20 - 21 веков. Сейчас работы философа изучаются с точки зрения социологии, философии, психологии, литературоведения, языкознания и историографии. Но, несмотря на то что Рикёру удалось найти ответы на многие критические вопросы современной исторической науки, его работа ещё не получила практического воплощения в этой области, поэтому необходимо конкретизировать идейный вклад Поля Рикёра в дискуссию о проблемах объективности и специфики научной рациональности в истории. Это может способствовать формированию сильной научной программы, переходу интеллектуального наследия автора из философско-теоретического знания в практический инструментарий историка.
Проблема исследования состоит в раскрытии потенциала исторической эпистемологии Поля Рикера, которая, несмотря на обилие цитирований, пока не привела в мировой историографии к развитию прикладной научной методологии исторических исследований, базирующейся на его идеях.
Исходя из этого, новизна исследования определяется следующим образом - создание экспликации концепции истории Поля Рикёра, которая в дальнейшем может быть использована как инструмент историографии.
Для более детального рассмотрения историографии в Выпускной квалификационной работе использовался анализ исследовательской литературы по хронлогическому и проблемно-тематическому принципу
Первыми исследователями философских взглядов Поля Рикёра стали его соотечественники. Первые франкоязычные публикаций так или иначе затрагивающие работы Поля Рикёра появляются в середине 1940-х годов, англоязычные - в середине 1960х. Условно выделяя первым этапом изучения идей этого французского философа середину 1940 - 1990-е годы, следует отметить, что работы, посвященные Рикёру или затрагивающие его труды, можно разделить на несколько направлений.
Во-первых, это работы, посвященные философским взглядам Поля Рикёра, авторы которых делали первые шаги по интерпретации трудов философа и вписыванию его в феноменологическую традицию. Также, появляются работы, написанные в рамках герменевтического поворота, который вызвал изменение не только в философии, но и в широком поле гуманитарных наук, выдвинув на первый план проблемы интерпретации и понимания. Так как Поль Рикёр посвятил значительную часть своих работ именно этому направлению, его интеллектуальное наследие стало основой для изысканий многих авторов. В-третьих, работы Рикёра упоминаются в этот период в рамках Лингвистического поворота и увлечения идеями психоанализа. Можно выделить ещё один блок работ, авторы которых обращаются к наследию Рикёра - это работы, освещающие тему религии, анализу которой посвящены многие труды философа. Нужно отметить, что в этот период появляются первые труды, посвященные концепции истории в трудах Поля Рикёра, но, как правило, это единичные работы.
Следующим этапом изучения интеллектуального наследия Поля Рикёра можно назвать 1990 - 2006 годы. Начиная с конца 1980-х годов его труды проникают и начинают широко обсуждаться на постсоветском пространстве, этот период в России стал периодом устойчивого роста интереса к работам Поля Рикёра.
Труды Рикёра в этот период становятся идейным донором как в философской мысли, представленной работами таких авторов, например, как С. Кошарный , И. Вдовина11, так и в исследованиях, посвященных литературному творчеству: Е.В. Пермяков, Г.Амелин, что, в первую очередь, связано с герменевтическими изысканиями философа. Важными для осмысления концепции эпистемологии истории Поля Рикёра являются написанные в этот период «Как думают историки» и «Хватит убивать кошек!» Н.Е. Копосова, «Теоретические проблемы исторического познания в творчестве Поля Рикёра» И.К. Калимонова. Важно также отметить, что именно в этот период в России публикуются переводы значимых трудов самого Рикёра.
Западная историография этого периода также внесла огромный вклад в изучение трудов и идей Рикёра, можно отметить работы таких авторов как: М. Джой, А. Ханнум, К. Симс, Д. Вуд.
В качестве современного этапа изучения наследия Поля Рикёра можно выделить период с 2006 года по настоящее время. В этот период наблюдается интересная тенденция, если в англоязычной литературе на протяжении последних 10 лет наблюдается устойчивый, практически не изменяющийся интерес к творчеству французского философа, то в отечественной историографии мы можем наблюдать относительно низкий интерес к наследию Поля Рикёра в период с 2006 по 2012 год и постепенное увеличение количества публикаций, посвященных автору, с 2013 года по настоящее время. Мы можем предположить, что пик интереса к автору, обозначившийся в указанном периоде, связан с датой столетия рождения философа, что актуализировало интерес к его творчеству. Можно отметить следующих авторов, разрабатывающих проблематику исследований интеллектуального наследия Поля Рикёра с ракурса разных гуманитарных направлений и внесших весомый вклад в изучение эпистемологии философа: А. Борисенкову, опубликовавшую работу в одном из первых номеров посвященного философу журнала Ricoeur studies, А. Б. Аникину, А. А. Кротова, Н. В. Мотрошилову, М. Сидорову, Н. В. Трубникову.
Для решения задач выпускной квалификационной работы целесообразно представить историографию по проблемно -тематическому принципу. Поскольку проблема формирования теоретических основ исторического знания является сложным и многосторонним процессом, логично выделить следующие ее области, нашедшие отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей: анализ философских воззрения Поля Рикёра, осмысление его концепции эпистемологии истории и, в качестве исследовательской базы для анализа трансформаций исторической эпистемологии автора, - интеллектуальная биография и рассмотрение идейных доноров философа. На основе такой классификации попытаемся сформировать комплексное представление о характере восприятия исторической эпистемологии, созданной Полем Рикёром, в рамках современного историографического дискурса.
Нужно сказать, что именно в этот период создаются важнейшие для изучения творчества Рикёра работы. Анализу философских воззрений Поля Рикёра посвящен сборник статей «Поль Рикёр: человек - общество - цивилизация» под редакцией крупнейших исследователей философского наследия Поля Рикёра в российском научном сообществе И.И. Блауберг и И.С. Вдовиной. Главными темами, к которым обращаются авторы сборника, являются рефлексивная философия в видении Рикёра, вопросы интерпретации социального действия и концепции «человека могущего», нарративной и феноменологической герменевтике в видении исследователя и вопросам памяти в его трудах.
Ещё одним значимым для нас изданием является коллективное исследование философского творчества Поля Рикёра «Поль Рикёр - философ диалога», имеющее в своей основе материалы теоретической конференции, посвященной памяти деятеля гуманитарной мысли. В издание вошли работы И.С. Вдовиной, И. И. Блауберг, Н.В. Мотрошиловой, А. В. Павлова, Е.В. Петровской, посвященные различным аспектам творческой деятельности философа и его воззрениям на философское знание.
Несомненно, весомый вклад в изучение рассматриваемой проблемы внесла Ирена Сергеевна Вдовина, посвятившая изучению философского наследия Поля Рикёра несколько работ: «Поль Рикёр: на «Елисейских полях» философии», «Феноменология во Франции. Историко-философские очерки», «Поль Рикёр: творчество «жизненного мира», «Поль Рикёр: что может человек». В своих работах исследователь дает целостное представление об учении Рикёра и его подходах к рассмотрению западной гуманитарной мысли.
Важной для осмысления концепции эпистемологии истории Поля Рикёра является работа Л. П. Репиной «Историческая наука на рубеже XX - XXI вв.: социальные теории и историографическая практика». Эту работу автор посвятила изучению различных методологических поворотов в современной историографии и, как следствие, появлению новых техник и методов изучения прошлого. Рассмотрев процесс смены парадигм в исторической науке, автор работы делает вывод о весомом эвристическом потенциале предложенных в разное время моделей изучения истории и теоретических представлений о сущности науки, в том числе затрагивая концепцию исторической эпистемологии Поля Рикёра.
Особый интерес для изучения исторической эпистемологии Поля Рикёра представляет диссертационная работа А.Б. Аникиной «Концепция истории в трудах Поля Рикёра». Философ в своей работе достаточно подробно рассмотрела, как отражается в трудах Поля Рикёра процесс изменения роли современной исторической науки. Хотя данная работа написана в философском ключе, она интересна свой целью: понять может ли наследие французского философа стать онтологическим основанием историографии.
Ценность наследия Поля Рикёра для исторической науки также рассматривалась П.А. Толкачевым и Ц.А. Давтян. В работе «Герменевтика истории Рикера: две техники интерпретации прошлого» авторы прослеживают взаимосвязь философской и исторической герменевтики, делают попытку проследить смену фокуса исследований философа от философии истории к изучению исторического метода, когда «П. Рикер пытается говорить и о самой философии языком истории». Авторы также подчеркивают стремление Рикёра к дефатализации истории и созданию образа открытого будущего в прошлом.
Ценный вклад в изучение интеллектуального наследия Поля Рикёра внес И.К. Калимонов. Особую значимость представляют его работы о роли научного потенциала идей Поля Рикёра в рамках современных практик написания истории. Рассмотрев герменевтический подход философа к историографической операции, освещённый в трудах «Субъективность и объективность историка с позиций философской герменевтики XX века» и «Опорная точка прагматического поворота и интерпретация в гуманитарных науках: эволюция теоретических представлений во французской исторической мысли конца ХХ века», «Понятие «Историческое время» и творчество историка: взгляды П. Рикёра и Р. Козеллека» автор пришел к выводу о создании новой парадигмы исторических исследований под влиянием концепции Поля Рикёра. Продолжая развивать идею об уникальность исторической эпистемологии французского философа И.К. Калимонов создает работы, в которых прослеживается идейная основа воззрений Рикёра.
Западная историография этого периода также богата работами по анализу как концепции исторической эпистемологии Поля Рикёра, так и его философских идей, такие авторы, как Дж. А. Бараш, С. Адамс, И. Литгоу, Х. Уайт ставят перед собой цель рассмотреть понятийный аппарат автора и его истоки, прослеживают путь интеллектуального становления философа и трансформацию его интересов от феноменологических и герменевтических философских воззрений к увлечению методологией и эпистемологией истории, рассматривают как философ использует концепции памяти, воображения, и какие решения предлагает в качестве ответа на вызов о субъективности истории.
Глубокий анализ деятельности философа представлен в работе «From narrative to action: Paul Ricoeur's reflections on history» Анджелоса Музакитиса, справедливо указывающего на многогранность подхода Поля Рикёра к истории. Герменевтика Рикёра представляется автору бесценным сводом работ по различным аспектам истории, с одной стороны, обладающим потенциалом к обогащению нашего представления о роли и месте человека в истории, а с другой стороны, затрагивающие серьезные эпистемологические вопросы исторической науки.
Нужно также отметить, что в опубликованных в этот период обобщающих работах по истории развития исторической мысли, Полю Рикёру также уделяется важная роль, например, в работе «Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре» Д. Б ахманн-Медика.
Для многих зарубежных и отечественных исследователей труды Поля Рикёра остаются важнейшим источником представлений о теоретических основах гуманитарной научной мысли и исторической науки, в частности. Это объясняет и неугасающий интерес к интеллектуальной биографии философа, наибольшее освещение которая получила в работах западных исследователей, среди них можно назвать работы Дэвиса Колина «Traces of War» и Дэвида Каплана «Paul Ricoeur and the Nazis. Research in Phenomenology».
В целом, интеллектуальное наследие Поля Рикёра в контексте проблемы становления теоретических основ исторической научной мысли и формирования эпистемологии истории описано достаточно подробно. Однако в научной литературе, на наш взгляд, уделено недостаточно внимания возможностям практического воплощения созданной Полем Рикёром эпистемологии истории и её ценности как историографического инструмента. Недостаточное освещение этих вопросов и определило предмет и объект Выпускной квалификационной работы, ее цель и задачи.
Объект: Современная историческая эпистемология.
Предмет: Теория истории Поля Рикёра и ее рецепция в современной исторической науке.
Цель: определить векторы трансформации исторической эпистемологии Поля Рикера и ее совокупный потенциал для современных исторических исследований.
Задачи:
1. Рассмотреть интеллектуальную биографию Поля Рикёра и проследить генезис его идей в области теории истории.
2. Охарактеризовать идейные предтечи и теоретические труды, повлиявшие на становление Поля Рикёра как мыслителя.
3. Выявить основные трансформации исторической концепции Поля Рикера в ходе его интеллектуальной эволюции, от «Истории и истины» до «Памяти. Истории. Забвения».
4. Определить место интеллектуального наследия Поля Рикёра в контексте современных методологических поисков исторической науки.
Хронологические рамки настоящего исследования: конец 1930-х - 2010-е годы. Нижняя граница определяется периодом начала активной исследовательской деятельности Поля Рикёра над разработкой концепции философии истории и затем эпистемологии и издания его работ об истории. Верхняя граница обусловлена продолжающимся ростом интереса к эпистемологии Поля Рикёра в среде отечественных и зарубежных историков и публикацией множества работ на эту тему...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе настоящего исследования нами был рассмотрен процесс становления и трансформации концепции исторической эпистемологии Поля Рикёра, с помощью привлечения к работе метода интертекстуального анализа были выявлены основные идеологические вдохновители и источники работы философа, была рассмотрена интеллектуальная биография Поля Рикёра как контекст и условия создания его концепции, а также определена специфика понимания исторической эпистемологии у Поля Рикера и её эвристический потенциал для современной историографии.
Выше уже говорилось о том, что во второй половине XX века историческая наука вошла в кризисное состояние, причиной которому стали и критический натиск со стороны пост модернизма, и конкуренция со стороны других гуманитарных наук, и появление человека нового типа, ориентированного на современность и утратившего интерес к прошлому. Такие изменения в области истории привели к росту интереса самих историков к используемым ими методологическим конструктам, изучению цели и эпистемологических оснований историописания. Поэтому основные методологические изыскания современных представителей исторического знания направлены на выработку исследовательского инструментария и концепции историописания, способных разрешить существующий методологический полилог и определить вектор дальнейшего развития историописания.
В данной работе мы поставили перед собой цель определить векторы трансформации исторической эпистемологии Поля Рикера и ее совокупный потенциал для современных исторических исследований, для этого мы рассмотрели интеллектуальный путь автора и выявили, что философ, благодаря своему знакомству с ведущими течения гуманитарной мысли и богатому жизненному опыту, имел необыкновенное чутье, которое позволяло ему выявлять те концепции, течения и повороты, которые в последствие становились общепризнанными. А его непосредственное знакомство с классиками гуманитарной мысли и их трудами, а также личный опыт свидетеля многих ключевых событий XX-го века обогатили и одновременно усложнили его концепцию и сделали ее еще более значимой и интересной для современной исторической мысли.
Рассмотрев основные вехи биографии философа, мы можем сказать, что, он прошел длительный и сложный путь, в начале которого поставил перед собой задачу собрать ведущие идеи и направления философии, начиная с ее античных истоков, до наследия его
непосредственных предшественников, что ему несомненно удалось. Более того, он создал свою философию и, в частности, эпистемологию истории, изложив ее в трудах «История и Истина», «Время и рассказ» и «Память. История. Забвение».
Обращение к методу интертекстуального анализа позволило выделить основные источники, из которых Поль Рикёр черпал идеи для обогащения и развития своей концепции историописания. Анализ источниковой базы исследования позволил выделить три группы работ, к которым обращался философ, и предположить, каким могло быть отношение Рикёра к изученному тексту и его полезности для формирования исторической эпистемологии. Благодаря чему мы можем сделать вывод, что особую значимость и глубину концепции теоретических основ исторической науки Поля Рикёра придает и широкая теоретическая база его исследования. При этом в ходе эволюции своей концепции П. Рикёр постепенно расширял круг привлекаемых источников, начиная с философских текстов в «Истории и Истине» до работ профессиональных историков, социологов, лингвистов и нарратологов в «Память. История. Забвение», это позволило автору проделать путь от написанной для философов философской работы к отражающей неподдельный интерес автора к исторической науке концепции эпистемологии истории пригодной для дальнейшего формирования практического инструментария исторического исследования.
Многогранный и многослойных подход Поля Рикёра к истории требует критического осмысления, ведь в интеллектуальном наследии философа мы можем найти ответы на вопросы практически по всем возможным аспектам истории и историчности, теоретические разработки автора стали основой и толчком для развития новых подходов к проведению исторических исследований. Обратившись к вопросу о сущности исторической науки, специфике ее нарративной формы и притязаний на научную объективность, Поль Рикёр сумел выстроить логичную теорию, предложившую ответы на вопросы о субъективности историка, формах работы с историческим временем, гармонизации истории и памяти в общественном дискурсе, работе с историческим событием и актором прошлого. Являясь представителем герменевтической феноменологии, Рикёр в своих работах сделал акцент на необходимость дефатализации прошлого, не только продолжив тем самым линию Козеллека, но и еще больше обосновав необходимость такого подхода для историка. Не пытаясь в своих размышлениях обелять историю, французский философ представил ее такой, какая она есть: недостаточно субъективной, отчасти литературной, не имеющей доступа к объекту своего исследования, зависимой от современного ей общества, однако во всех этих характеристиках Рикёр увидел не проблемы, а возможные перспективы для развития исторического знания, появления новых форм историописания.
Рассмотрение поля современных историографических исследований в русскоязычном пространстве показывает, что идеи П. Рикёра занимаю важное место в методологических поисках науки. Работы философа не только пользуются популярностью в области выработки инструментария, но и уже применяются некоторыми авторами как методология исследований, посвященных историческому времени, репрезентации образов в истории или истории памяти. Все это позволяет нам сделать вывод, что изучение концепции исторической эпистемологии Поля Рикёра может способствовать формированию сильной исследовательской программы и переходу интеллектуального наследия автора из философско-теоретического знания в практический инструментарий историка.


1. Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ/ Поль Рикёр. —СПб.: Университетская книга, 1998. — 313 с.
2. Рикер П. История и истина/ Поль Рикер. - СПб.: Алетейя, 2002. - 400 с.
3. Рикёр П. Память, история, забвение / Пер. с франц. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004 (Французская философия XX века). — 728 с.
4. Adams S. A Note on Ric&ur’s Early Notion of Cultural Memory. // Ricreur Studies. - 2019. - Vol 10, No 1. - pp. 112-124.
5. Archives [Электронный ресурс] / Etudes Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Электрон. дан. - University Library System, University of Pittsburgh, 2010-2022. - URL: http://www.hi-edu.ru (дата обращения: 12.04.2022).
6. Barash J.A. The Time of Collective Memory // Ricreur Studies. - 2019. - № 1. - P. 102-111.
7. Borisenkova A. Narrative Refiguration of Social Events. Paul Ric&ur's Contribution to Rethinking the Social // Etudes Ricreuriennes / Ricreur Studies. - 2010. - № 1. - С. 87-98.
8. Bourgeois P. Hermeneutics of Symbols and Philosophical Reflection: Paul Ricoeur // Philosophy Today. - 1971. - № 15. - С. 231-241.
9. Chartier R. On the Edge of the Cliff: History, Language and Practices (Parallax: Re-visions of Culture and Society). / R. Chartier- The Johns Hopkins University Press, 1996. - 288 с.
10. Dauenhauer B. P. History's Sources: Reflections on Heidegger and Ricoeur // Journal of the British Society for Phenomenology. - № 20. - 1990. - P. 236-247.
11. Davis Colin. Traces of War / Colin Davis. - Liverpool University Press, - 2018. - 256 p.
12. Dray W. H. Laws and Explanation in History / W. H. Dray. - Praeger; Revised ed. Edition. - 1979. - 174 p.
13. Fonds Ric&ur [Электронный ресурс] / Fonds Ricreur. - Электрон. дан. - 20062022. - URL: http://www. Fonds Ricreur.fr/ (дата обращения: 04.04.2022).
14. Gallie W. B. Philosophy and the Historical Understanding / W. B. Gallie. - ACLS Humanities E-Book. - 2009. - 238 p.
15. Gisel P. Discourse between Speech and Language // Philosophy Today. - 1977. - № 21. - C. 446-456....120



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ