Система государственных закупок по законодательству России и Великобритании
|
Введение 4
1. Общая характеристика законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в РФ 6
1.1. Основные принципы и теоретические основы законодательства
о контрактной системе 6
1.2. Порядок и основные способы размещения государственных и
муниципальных заказов 20
1.3. Особенности заключения контрактов для обеспечения
государственных и муниципальных нужд 28
2. Общая характеристика законодательства о контрактной системе в
Великобритании (Public Procurement) 34
2.1. Основные принципы и теоретические основы законодательства о
контрактной системе 34
2.2. Порядок и основные способы размещения государственных и
муниципальных заказов 40
2.3. Особенности заключения контрактов для обеспечения государственных и
муниципальных нужд 44
3. Актуальные проблемы правового регулирования контрактной системы в
РФ и их решение на примере UK 48
3.1. Ограничение принципа свободы договора посредством злоупотребления
права заказчиком в запросе предложений 48
3.2. Проблемы процедуры оспаривания результатов определения победителя
в рамках системы государственных и муниципальных закупок 59
3.3. Проблемы института гражданской ответственности, связанные с ненадлежащим исполнением (неисполнением) государственного или муниципального контракта 70
Заключение 79
Список использованных источников 84
1. Общая характеристика законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в РФ 6
1.1. Основные принципы и теоретические основы законодательства
о контрактной системе 6
1.2. Порядок и основные способы размещения государственных и
муниципальных заказов 20
1.3. Особенности заключения контрактов для обеспечения
государственных и муниципальных нужд 28
2. Общая характеристика законодательства о контрактной системе в
Великобритании (Public Procurement) 34
2.1. Основные принципы и теоретические основы законодательства о
контрактной системе 34
2.2. Порядок и основные способы размещения государственных и
муниципальных заказов 40
2.3. Особенности заключения контрактов для обеспечения государственных и
муниципальных нужд 44
3. Актуальные проблемы правового регулирования контрактной системы в
РФ и их решение на примере UK 48
3.1. Ограничение принципа свободы договора посредством злоупотребления
права заказчиком в запросе предложений 48
3.2. Проблемы процедуры оспаривания результатов определения победителя
в рамках системы государственных и муниципальных закупок 59
3.3. Проблемы института гражданской ответственности, связанные с ненадлежащим исполнением (неисполнением) государственного или муниципального контракта 70
Заключение 79
Список использованных источников 84
Формирование в России контрактной системы в области государственных закупок, которое связано с изданием Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (далее - За¬кон N 44-ФЗ), образует начало совершенного нового этапа развития законодательства Российской Федерации о государственных закупках.
В рамках классического существенного воздействия государственного рынка на рыночную экономику Российского государства возможно без преувеличения утверждать, что формирование национальной контрактной системы в Российской Федерации это задача, имеющая стратегическое значение. Как оценивают эксперты, до 50% всех средств российского федерального бюджета каждый год расходуются в границах государственных закупок.
В связи с этим необходимо заметить, что развитие имущественных отношений в границах рыночной экономики вызывает необходимость соответствующего нормативно-правового регулирования отношений по размещению и исполнению государственных заказов, являющегося одним из основных инструментов государственной политики Российской Федерации в области экономики. При этом, многие проблемы не получили своего решения также и в Законе N 44-ФЗ.
Контрактная система Великобритании имеет своей целью сопровождение планирования, размещения и исполнения государственного контракта на протяжении всего его жизненного цикла. Контрактная система Великобритании имеет свои особенности, отличные от российских. Данные особенности нуждаются в изучении для внедрения наиболее эффективных из них в регулирование контрактной системы в РФ. Это делает написание дипломной работы по данной теме актуальным.
Целью настоящей работы является анализ системы государственных закупок по законодательству России и Великобритании.
Задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение основных принципов и теоретических основ законодательства о контрактной системе;
- изучение порядка и основных способов размещения государственных и муниципальных заказов;
- исследование особенностей заключения контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- выявление основных принципов и теоретических основ законодательства о контрактной системе;
- изучение порядка и основных способов размещения государственных и муниципальных заказов;
-исследование особенностей заключения контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- рассмотрение ограничения принципа свободы договора посредством злоупотребления права заказчиком в запросе предложений;
- установление проблем процедуры оспаривания результатов определения победителя в рамках системы государственных и муниципальных закупок;
- изучение проблем института гражданской ответственности, связанные с ненадлежащим исполнением (неисполнением) государственного или муниципального контракта.
В рамках классического существенного воздействия государственного рынка на рыночную экономику Российского государства возможно без преувеличения утверждать, что формирование национальной контрактной системы в Российской Федерации это задача, имеющая стратегическое значение. Как оценивают эксперты, до 50% всех средств российского федерального бюджета каждый год расходуются в границах государственных закупок.
В связи с этим необходимо заметить, что развитие имущественных отношений в границах рыночной экономики вызывает необходимость соответствующего нормативно-правового регулирования отношений по размещению и исполнению государственных заказов, являющегося одним из основных инструментов государственной политики Российской Федерации в области экономики. При этом, многие проблемы не получили своего решения также и в Законе N 44-ФЗ.
Контрактная система Великобритании имеет своей целью сопровождение планирования, размещения и исполнения государственного контракта на протяжении всего его жизненного цикла. Контрактная система Великобритании имеет свои особенности, отличные от российских. Данные особенности нуждаются в изучении для внедрения наиболее эффективных из них в регулирование контрактной системы в РФ. Это делает написание дипломной работы по данной теме актуальным.
Целью настоящей работы является анализ системы государственных закупок по законодательству России и Великобритании.
Задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение основных принципов и теоретических основ законодательства о контрактной системе;
- изучение порядка и основных способов размещения государственных и муниципальных заказов;
- исследование особенностей заключения контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- выявление основных принципов и теоретических основ законодательства о контрактной системе;
- изучение порядка и основных способов размещения государственных и муниципальных заказов;
-исследование особенностей заключения контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- рассмотрение ограничения принципа свободы договора посредством злоупотребления права заказчиком в запросе предложений;
- установление проблем процедуры оспаривания результатов определения победителя в рамках системы государственных и муниципальных закупок;
- изучение проблем института гражданской ответственности, связанные с ненадлежащим исполнением (неисполнением) государственного или муниципального контракта.
Контрактная система в сфере государственных и муниципальных закупок представляет собой не системное образование, а совокупность элементов, объединенных единой целью (результатом, к которому стремятся участники контрактной системы) - обеспечением публичных нужд.
Исходя из изученных точек зрения, изучаемое нами понятие можно изложить следующим образом: контрактная система Российской Федерации - это совокупность взаимообусловленных и связанных между собой разнообразной отраслевой принадлежности правоотношений частного и публичного порядка, которые функционируют на федеральном, региональном и муниципальном уровне и возникают в силу совершения их участниками, в том числе с использованием единой информационной системы, предусмотренных нормами контрактного права действий по планированию, определению поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществлению, мониторингу, аудиту и контролю в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Необходимо отметить, что установление в законе принципов контракт¬ной системы - основ, на которых базируются все нормы в сфере закупок, - это положительная тенденция, которая свидетельствует также о том, что появились предпосылки для создания самостоятельного правового института контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Представляется необходимым:
- пункт 4 части 3 статьи 73 Федерального закона изложить в следую¬щей редакции: "идентификационный номер налогоплательщика участника запроса котировок или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника запроса котировок (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;";
- часть 7 статьи 78 Федерального закона после слов "настоящего Федерального закона" дополнить словами ", а равно предоставлены документы, содержащие недостоверную информацию, либо сообщена недостоверная информация".
Несмотря на гражданско-правовую юридическую природу, государственный контракт имеет ряд значительных особенностей, не позволяющих полностью отождествлять его с гражданско-правовым договором.
Исходя из анализа действующего законодательства, можно утверждать, что к основным особенностям, отличающим государственный контракт от гражданско-правового договора, можно отнести: 1) особый субъектный со¬став в лице государственных заказчиков; 2) наличие цели, заключающейся в удовлетворении нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также иных заказчиков; 3) особый порядок заключения государственного контракта; 4) источники финансирования государственного контракта; 5) форма государственного контракта.
Особенности контрактной системы Великобритании следующие: централизованный характер, «сервисный» характер контрактной системы.
Система государственных закупок Великобритании основана и согласовывается с Директивами Европейского Союза по организации государственных закупок, а также национальными нормативными правовыми актами. Следовательно, закупочная деятельность в области госзакупок в Великобритании регулируется и на наднациональном(европейском), и на национальном уровнях.
Способы размещения заказов которые используются в Великобритании следующие:
- первый - открытый конкурс (Open procedure);
- второй - закрытый конкурс (Restricted procedure);
- третий - процедуры конкурентного диалога (Competitive dialogue procedure);
- четвертый - ведение переговоров (Negotiated procedure).
Резюмируя анализ норм Закона о контрактной системе в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), можно констатировать факт, что на самом деле выбор контрагента заказчиком не осуществляется; контр¬агент определяется исходя из установленных законодательством требований и формального соблюдения порядка, закрепленного в Законе о контрактной системе. Вместе с тем зачастую личность контрагента, его опыт работы, деловая репутация при определенных видах закупок имеют принципиальное значение (например, при оказании платных образовательных услуг, медицинских услуг и т.д.). Заказчик же в силу норм Закона о контрактной системе находится в жестких рамках, значительно ограничивающих его договорную свободу. В результате подобного определения (но не выбора) контрагентов возникает множество судебных и административных споров по исполнению условий заключенных контрактов.
В целях соблюдения принципа свободы договора, закрепленного ГК РФ, считаем необходимым предоставить государственному и муниципальному заказчику право внесения изменений в существенные условия государственного (муниципального) контракта в части цены контракта, объемов и сроков выполнения работ, в случаях, закрепленных гражданским законодательством.
При этом в целях недопущения злоупотреблений данной нормой со стороны заказчиков, предлагается выделение в гражданском законодательстве (глава 9 ГК РФ), в том числе применительно к государственному и муниципальному контракту, самостоятельного вида письменной формы договора (сделки) - «письменная, согласованная с уполномоченным на то государственным органом».
Необходимо также предусмотреть административную ответственность в виде штрафных санкций, по аналогии с уже существующими санкциями за нарушение Закона N 44-ФЗ, для должностных лиц и сотрудников контракт¬ной службы, которые обладают полномочиями согласования рассматриваемых действий, в случае согласования дополнительного объема услуг (работ, товаров), увеличения (уменьшения) цены или сроков оказываемых услуг (выполняемых работ, поставляемых товаров), в которых не было потребности.
Высказанное предложение, с одной стороны, дает возможность государственному (муниципальному) заказчику вести нормальную закупочную деятельность, опираясь на положения ГК РФ, регламентирующие взаимоотношения сторон по договорам подряда, с другой стороны, согласование таких действий с органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, будет предотвращать злоупотребление и коррупцию со стороны заказчиков.
Ошибки в процедуре подачи жалобы напрямую зависят от квалификации и внимательности лица, ее составляющего. Обусловлено это закрытостью и определенностью формальных требований к оформлению и перечню приложенных документов. В то же время несоблюдение очевидных требований приведет к отказу в рассмотрении жалобы уполномоченным органом. Однако, учитывая, что решение уполномоченного органа (в данном случае Федеральной антимонопольной службы) может быть, в свою очередь, обжаловано, как по формальным основаниям его вынесения, так и по существу спора, уже в суды судебной системы Российской Федерации. Конечным фактором, определяющим спорную ситуацию, будет являться решение соответствующего суда.
Предусмотренные Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов требуют более отчетливого формирования механизмов взыскания с виновной стороны и дальнейшего совершенствования практики применения норм об ответственности за неисполнение государственных контрактов. Указанные механизмы взыскания необходимо подробно детализировать в нормах ст. 34 N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. Особое место на наш взгляд должно занимать приведение в единообразие судебной практики в части взыскания неустоек по государственным и муниципальным контрактам и в части применения норм ст. 333 Гражданского кодекса РФ об уменьшении размера взыскиваемой с виновного лица неустойки.
Исходя из изученных точек зрения, изучаемое нами понятие можно изложить следующим образом: контрактная система Российской Федерации - это совокупность взаимообусловленных и связанных между собой разнообразной отраслевой принадлежности правоотношений частного и публичного порядка, которые функционируют на федеральном, региональном и муниципальном уровне и возникают в силу совершения их участниками, в том числе с использованием единой информационной системы, предусмотренных нормами контрактного права действий по планированию, определению поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществлению, мониторингу, аудиту и контролю в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Необходимо отметить, что установление в законе принципов контракт¬ной системы - основ, на которых базируются все нормы в сфере закупок, - это положительная тенденция, которая свидетельствует также о том, что появились предпосылки для создания самостоятельного правового института контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Представляется необходимым:
- пункт 4 части 3 статьи 73 Федерального закона изложить в следую¬щей редакции: "идентификационный номер налогоплательщика участника запроса котировок или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника запроса котировок (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;";
- часть 7 статьи 78 Федерального закона после слов "настоящего Федерального закона" дополнить словами ", а равно предоставлены документы, содержащие недостоверную информацию, либо сообщена недостоверная информация".
Несмотря на гражданско-правовую юридическую природу, государственный контракт имеет ряд значительных особенностей, не позволяющих полностью отождествлять его с гражданско-правовым договором.
Исходя из анализа действующего законодательства, можно утверждать, что к основным особенностям, отличающим государственный контракт от гражданско-правового договора, можно отнести: 1) особый субъектный со¬став в лице государственных заказчиков; 2) наличие цели, заключающейся в удовлетворении нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также иных заказчиков; 3) особый порядок заключения государственного контракта; 4) источники финансирования государственного контракта; 5) форма государственного контракта.
Особенности контрактной системы Великобритании следующие: централизованный характер, «сервисный» характер контрактной системы.
Система государственных закупок Великобритании основана и согласовывается с Директивами Европейского Союза по организации государственных закупок, а также национальными нормативными правовыми актами. Следовательно, закупочная деятельность в области госзакупок в Великобритании регулируется и на наднациональном(европейском), и на национальном уровнях.
Способы размещения заказов которые используются в Великобритании следующие:
- первый - открытый конкурс (Open procedure);
- второй - закрытый конкурс (Restricted procedure);
- третий - процедуры конкурентного диалога (Competitive dialogue procedure);
- четвертый - ведение переговоров (Negotiated procedure).
Резюмируя анализ норм Закона о контрактной системе в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), можно констатировать факт, что на самом деле выбор контрагента заказчиком не осуществляется; контр¬агент определяется исходя из установленных законодательством требований и формального соблюдения порядка, закрепленного в Законе о контрактной системе. Вместе с тем зачастую личность контрагента, его опыт работы, деловая репутация при определенных видах закупок имеют принципиальное значение (например, при оказании платных образовательных услуг, медицинских услуг и т.д.). Заказчик же в силу норм Закона о контрактной системе находится в жестких рамках, значительно ограничивающих его договорную свободу. В результате подобного определения (но не выбора) контрагентов возникает множество судебных и административных споров по исполнению условий заключенных контрактов.
В целях соблюдения принципа свободы договора, закрепленного ГК РФ, считаем необходимым предоставить государственному и муниципальному заказчику право внесения изменений в существенные условия государственного (муниципального) контракта в части цены контракта, объемов и сроков выполнения работ, в случаях, закрепленных гражданским законодательством.
При этом в целях недопущения злоупотреблений данной нормой со стороны заказчиков, предлагается выделение в гражданском законодательстве (глава 9 ГК РФ), в том числе применительно к государственному и муниципальному контракту, самостоятельного вида письменной формы договора (сделки) - «письменная, согласованная с уполномоченным на то государственным органом».
Необходимо также предусмотреть административную ответственность в виде штрафных санкций, по аналогии с уже существующими санкциями за нарушение Закона N 44-ФЗ, для должностных лиц и сотрудников контракт¬ной службы, которые обладают полномочиями согласования рассматриваемых действий, в случае согласования дополнительного объема услуг (работ, товаров), увеличения (уменьшения) цены или сроков оказываемых услуг (выполняемых работ, поставляемых товаров), в которых не было потребности.
Высказанное предложение, с одной стороны, дает возможность государственному (муниципальному) заказчику вести нормальную закупочную деятельность, опираясь на положения ГК РФ, регламентирующие взаимоотношения сторон по договорам подряда, с другой стороны, согласование таких действий с органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, будет предотвращать злоупотребление и коррупцию со стороны заказчиков.
Ошибки в процедуре подачи жалобы напрямую зависят от квалификации и внимательности лица, ее составляющего. Обусловлено это закрытостью и определенностью формальных требований к оформлению и перечню приложенных документов. В то же время несоблюдение очевидных требований приведет к отказу в рассмотрении жалобы уполномоченным органом. Однако, учитывая, что решение уполномоченного органа (в данном случае Федеральной антимонопольной службы) может быть, в свою очередь, обжаловано, как по формальным основаниям его вынесения, так и по существу спора, уже в суды судебной системы Российской Федерации. Конечным фактором, определяющим спорную ситуацию, будет являться решение соответствующего суда.
Предусмотренные Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов требуют более отчетливого формирования механизмов взыскания с виновной стороны и дальнейшего совершенствования практики применения норм об ответственности за неисполнение государственных контрактов. Указанные механизмы взыскания необходимо подробно детализировать в нормах ст. 34 N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. Особое место на наш взгляд должно занимать приведение в единообразие судебной практики в части взыскания неустоек по государственным и муниципальным контрактам и в части применения норм ст. 333 Гражданского кодекса РФ об уменьшении размера взыскиваемой с виновного лица неустойки.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Теория и практика организационно-технологических и экономических решений.
Исследование механизмов формирования подрядных договоров и
размещения заказов на строительство объектов с использованием
информационных технологий
Дипломные работы, ВКР, строительство . Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование государственных закупок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Исследование и оценка института закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации
Магистерская диссертация, финансы . Язык работы: Русский. Цена: 5870 р. Год сдачи: 2018 - Реализация государственной политики по развитию экономической системы малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального Округа
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Актуальные проблемы правового регулирования контрактной
системы в Российской Федерации и зарубежных странах
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Влияние механизмов государственно-частного партнерства на повышение доступности и качества услуг сферы здравоохранения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка тендерной политики предприятия на поставку строительных материалов
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019



