Введение 4
1. Общая характеристика законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в РФ 6
1.1. Основные принципы и теоретические основы законодательства
о контрактной системе 6
1.2. Порядок и основные способы размещения государственных и
муниципальных заказов 20
1.3. Особенности заключения контрактов для обеспечения
государственных и муниципальных нужд 28
2. Общая характеристика законодательства о контрактной системе в
Великобритании (Public Procurement) 34
2.1. Основные принципы и теоретические основы законодательства о
контрактной системе 34
2.2. Порядок и основные способы размещения государственных и
муниципальных заказов 40
2.3. Особенности заключения контрактов для обеспечения государственных и
муниципальных нужд 44
3. Актуальные проблемы правового регулирования контрактной системы в
РФ и их решение на примере UK 48
3.1. Ограничение принципа свободы договора посредством злоупотребления
права заказчиком в запросе предложений 48
3.2. Проблемы процедуры оспаривания результатов определения победителя
в рамках системы государственных и муниципальных закупок 59
3.3. Проблемы института гражданской ответственности, связанные с ненадлежащим исполнением (неисполнением) государственного или муниципального контракта 70
Заключение 79
Список использованных источников 84
Формирование в России контрактной системы в области государственных закупок, которое связано с изданием Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (далее - За¬кон N 44-ФЗ), образует начало совершенного нового этапа развития законодательства Российской Федерации о государственных закупках.
В рамках классического существенного воздействия государственного рынка на рыночную экономику Российского государства возможно без преувеличения утверждать, что формирование национальной контрактной системы в Российской Федерации это задача, имеющая стратегическое значение. Как оценивают эксперты, до 50% всех средств российского федерального бюджета каждый год расходуются в границах государственных закупок.
В связи с этим необходимо заметить, что развитие имущественных отношений в границах рыночной экономики вызывает необходимость соответствующего нормативно-правового регулирования отношений по размещению и исполнению государственных заказов, являющегося одним из основных инструментов государственной политики Российской Федерации в области экономики. При этом, многие проблемы не получили своего решения также и в Законе N 44-ФЗ.
Контрактная система Великобритании имеет своей целью сопровождение планирования, размещения и исполнения государственного контракта на протяжении всего его жизненного цикла. Контрактная система Великобритании имеет свои особенности, отличные от российских. Данные особенности нуждаются в изучении для внедрения наиболее эффективных из них в регулирование контрактной системы в РФ. Это делает написание дипломной работы по данной теме актуальным.
Целью настоящей работы является анализ системы государственных закупок по законодательству России и Великобритании.
Задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение основных принципов и теоретических основ законодательства о контрактной системе;
- изучение порядка и основных способов размещения государственных и муниципальных заказов;
- исследование особенностей заключения контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- выявление основных принципов и теоретических основ законодательства о контрактной системе;
- изучение порядка и основных способов размещения государственных и муниципальных заказов;
-исследование особенностей заключения контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- рассмотрение ограничения принципа свободы договора посредством злоупотребления права заказчиком в запросе предложений;
- установление проблем процедуры оспаривания результатов определения победителя в рамках системы государственных и муниципальных закупок;
- изучение проблем института гражданской ответственности, связанные с ненадлежащим исполнением (неисполнением) государственного или муниципального контракта.
Контрактная система в сфере государственных и муниципальных закупок представляет собой не системное образование, а совокупность элементов, объединенных единой целью (результатом, к которому стремятся участники контрактной системы) - обеспечением публичных нужд.
Исходя из изученных точек зрения, изучаемое нами понятие можно изложить следующим образом: контрактная система Российской Федерации - это совокупность взаимообусловленных и связанных между собой разнообразной отраслевой принадлежности правоотношений частного и публичного порядка, которые функционируют на федеральном, региональном и муниципальном уровне и возникают в силу совершения их участниками, в том числе с использованием единой информационной системы, предусмотренных нормами контрактного права действий по планированию, определению поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществлению, мониторингу, аудиту и контролю в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Необходимо отметить, что установление в законе принципов контракт¬ной системы - основ, на которых базируются все нормы в сфере закупок, - это положительная тенденция, которая свидетельствует также о том, что появились предпосылки для создания самостоятельного правового института контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Представляется необходимым:
- пункт 4 части 3 статьи 73 Федерального закона изложить в следую¬щей редакции: "идентификационный номер налогоплательщика участника запроса котировок или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника запроса котировок (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;";
- часть 7 статьи 78 Федерального закона после слов "настоящего Федерального закона" дополнить словами ", а равно предоставлены документы, содержащие недостоверную информацию, либо сообщена недостоверная информация".
Несмотря на гражданско-правовую юридическую природу, государственный контракт имеет ряд значительных особенностей, не позволяющих полностью отождествлять его с гражданско-правовым договором.
Исходя из анализа действующего законодательства, можно утверждать, что к основным особенностям, отличающим государственный контракт от гражданско-правового договора, можно отнести: 1) особый субъектный со¬став в лице государственных заказчиков; 2) наличие цели, заключающейся в удовлетворении нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также иных заказчиков; 3) особый порядок заключения государственного контракта; 4) источники финансирования государственного контракта; 5) форма государственного контракта.
Особенности контрактной системы Великобритании следующие: централизованный характер, «сервисный» характер контрактной системы.
Система государственных закупок Великобритании основана и согласовывается с Директивами Европейского Союза по организации государственных закупок, а также национальными нормативными правовыми актами. Следовательно, закупочная деятельность в области госзакупок в Великобритании регулируется и на наднациональном(европейском), и на национальном уровнях.
Способы размещения заказов которые используются в Великобритании следующие:
- первый - открытый конкурс (Open procedure);
- второй - закрытый конкурс (Restricted procedure);
- третий - процедуры конкурентного диалога (Competitive dialogue procedure);
- четвертый - ведение переговоров (Negotiated procedure).
Резюмируя анализ норм Закона о контрактной системе в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), можно констатировать факт, что на самом деле выбор контрагента заказчиком не осуществляется; контр¬агент определяется исходя из установленных законодательством требований и формального соблюдения порядка, закрепленного в Законе о контрактной системе. Вместе с тем зачастую личность контрагента, его опыт работы, деловая репутация при определенных видах закупок имеют принципиальное значение (например, при оказании платных образовательных услуг, медицинских услуг и т.д.). Заказчик же в силу норм Закона о контрактной системе находится в жестких рамках, значительно ограничивающих его договорную свободу. В результате подобного определения (но не выбора) контрагентов возникает множество судебных и административных споров по исполнению условий заключенных контрактов.
В целях соблюдения принципа свободы договора, закрепленного ГК РФ, считаем необходимым предоставить государственному и муниципальному заказчику право внесения изменений в существенные условия государственного (муниципального) контракта в части цены контракта, объемов и сроков выполнения работ, в случаях, закрепленных гражданским законодательством.
При этом в целях недопущения злоупотреблений данной нормой со стороны заказчиков, предлагается выделение в гражданском законодательстве (глава 9 ГК РФ), в том числе применительно к государственному и муниципальному контракту, самостоятельного вида письменной формы договора (сделки) - «письменная, согласованная с уполномоченным на то государственным органом».
Необходимо также предусмотреть административную ответственность в виде штрафных санкций, по аналогии с уже существующими санкциями за нарушение Закона N 44-ФЗ, для должностных лиц и сотрудников контракт¬ной службы, которые обладают полномочиями согласования рассматриваемых действий, в случае согласования дополнительного объема услуг (работ, товаров), увеличения (уменьшения) цены или сроков оказываемых услуг (выполняемых работ, поставляемых товаров), в которых не было потребности.
Высказанное предложение, с одной стороны, дает возможность государственному (муниципальному) заказчику вести нормальную закупочную деятельность, опираясь на положения ГК РФ, регламентирующие взаимоотношения сторон по договорам подряда, с другой стороны, согласование таких действий с органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, будет предотвращать злоупотребление и коррупцию со стороны заказчиков.
Ошибки в процедуре подачи жалобы напрямую зависят от квалификации и внимательности лица, ее составляющего. Обусловлено это закрытостью и определенностью формальных требований к оформлению и перечню приложенных документов. В то же время несоблюдение очевидных требований приведет к отказу в рассмотрении жалобы уполномоченным органом. Однако, учитывая, что решение уполномоченного органа (в данном случае Федеральной антимонопольной службы) может быть, в свою очередь, обжаловано, как по формальным основаниям его вынесения, так и по существу спора, уже в суды судебной системы Российской Федерации. Конечным фактором, определяющим спорную ситуацию, будет являться решение соответствующего суда.
Предусмотренные Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов требуют более отчетливого формирования механизмов взыскания с виновной стороны и дальнейшего совершенствования практики применения норм об ответственности за неисполнение государственных контрактов. Указанные механизмы взыскания необходимо подробно детализировать в нормах ст. 34 N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. Особое место на наш взгляд должно занимать приведение в единообразие судебной практики в части взыскания неустоек по государственным и муниципальным контрактам и в части применения норм ст. 333 Гражданского кодекса РФ об уменьшении размера взыскиваемой с виновного лица неустойки.
1. Федеральный закон: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в последней ред.) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: ФЗ РФ от 05.04.2013 Ж4-ФЗ (в послед. ред.) // Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. ст. 1652.
3. Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (под¬рядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом: Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 // Собрание законодательства РФ. 2013. N 48. Ст. 6266.
4. Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 606 // СЗ РФ. 14.07.2014. N 28. Ст. 4053.
5. О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион): распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 10.08.2016) // Собрание законодательства РФ. 2016. N 13. Ст. 1880.
6. Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика: Приказ ФНС России от 29 июня 2012 г. N ММВ-7-6/435@ // Российская газета. N 192. 2012. С. 3.
7. Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 1.11. 2012 г. N 1618 // Рос. газ. 2013. 20 марта. N 59.
8. Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» (утв. решением Коллегии Счетной палаты РФ от 9 июня 2009 г., протокол N 31К (668) // СПС Г арант.
Специальная литература
9. Алексеев, С.С. Общая теория права: Учебник. / С.С. Алексеев. М.: Проспект, 2011. 594 с.
10. Андреева, Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования / Л.В. Андреева // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 11. С. 3 - 16.
11. Архалович, О.В. Принципы контрактной системы в сфере закупок / О.В. Архалович // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. N3. С.16.
12. Балацкий, Е.В. Протекционистская политика на рынке государственных закупок в России и за рубежом / Е.В. Балацкий, А.Б. Гусев, Н.А. Екимова. М.: Языки славянской культуры, 2007. 355 с.
13. Балтутите, И.В. Гражданско-правовое регулирование заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд : дисс... к.ю.н. / И.В. Балтутите. Волгоград, 2012. 352 с.
14. Богданов, Д.Е. Императивная ответственность в договорных отношениях с позиций справедливости / Д.Е. Богданов // Законодательство и экономика. 2013. N 3. С. 29.
15. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (постатейный) / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова. М., 2013. 321 с.
16. Брагинский, М.И. Договорное право. Книга первая: Общие положе¬ния. 3-е изд., стереотип. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. М.: Статут,2008. 588 с.
17. Ванчугов, М.А. Регулирование в системе государственных закупок продовольствия для обеспечения спецпотребителей: Автореф. ... дис. канд. экон. наук. / М.А. Ванчугов. СПб., 2001. 32 с.
18. Гапанович, А.В. Пределы реализации и ограничения принципа сво-боды договора в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок / А.В. Гапанович // Юрист. 2015. N 4. С.27-31.
19. Головщинский, К.И. Основные направления создания и развития комплексной федеральной контрактной системы в Российской Федерации / К.И. Головщинский, А.Т. Шамрин. М. "Государственное и муниципальное управление", Высшая школа экономики, 2011. 241 с.
20. «Госзакупки в Великобритании» http://www.1-2-3-4-5-6-7-8- 9,ru/uvedov/a Ngl/i Ndex.html (доступ от 15.05.2017 г.)
21. Демкина, А.В. Государственные и муниципальные закупки: проблемы применения гражданско-правовых санкций: Моногр. / Науч. ред. Л.Ю. Михеева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. 452 с.
22. Дмитриева, И.К. Государственная контрактная система в смешанной экономике: Автореф. ... дис. канд. экон. наук. / И.К. Дмитриева. М., 2003. 32 с.
23. Егорова, М.А. Коммерческое право: Учебник для вузов / М.А. Егорова. М., 2013. 685 с.
24. Ершов, Ю.Л. Принцип свободы договора и его реализация в гражданском праве Российской Федерации: Автореф. дис. ... как.ю.н. / Ю.Л. Ер¬шов. Екатеринбург, 2001. 33 с.
25.Заключение комитета-соисполнителя (Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям) на проект федерального закона N 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (в части регулирования государственных и муниципальных закупок) //http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/
8Spravka New%29?OpenAgent&Rn=68702-6&02 (доступ от 15.05.2017 г.)
26. Казанцев, Д. Не революция, а эволюция / Д. Казанцев // ЭЖ-Юрист. 2013. N 12. С. 2.
27. Камаева А.В. Практика рассмотрения споров, связанных с размещением заказов для государственных нужд / А.В. Камаева // Арбитражная практика. 2011. N 7. С. 64-65.
28. Камаева, А.В. Судебная практика по делам о признании недействительным размещения государственных и муниципальных заказов в форме торгов / А.В. Камаева, О.М. Чернова // Экономические Споры: проблемы теории и практики. 2012. N 3. С.62-64.
29. Камаева А.В. Торги как признать результаты их проведения недействительными / А.В. Камаева, О.М. Чернова // Арбитражная практика. 2012. N 8. С.54.
30. Камаева, А.В. Признание недействительными закупок, проведенных с нарушением законодательства / А.В. Камаева // Вестник марийского государственного университета. Серия: исторические науки. Юридические науки.
2016. N5. С.57-63.
31. Карасева, С.В. Правовое регулирование размещения государственного заказа и исполнения договора на оказание услуг для государственных, муниципальных нужд : дисс... к.ю.н. / С.В. Карасева. М., 2013. 298 с.
32. Кандыбко, Н.В. Государственные контракты на поставку продукции и выполнение работ в контексте Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" / Н.В. Кандыбко, О.В. Елисеев // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 9. С. 89 - 96.
33. Кикавец, В.В. Особенности правового регулирования в сфере государственных закупок за рубежом / В.В. Кикавец, А.Ю. Маковлев // Госзаказ в вопросах и ответах. 2010. N 1.
34. Клепоносова, М.В. Особенности государственного контракта для обеспечения государственных нужд / М.В. Клепоносова, С.И. Мурзаков // http://www.finexg.ru/osobennosti-gosudarstvennogo-kontrakta-dlya-obespeche niya-gosudarstvennyx-nuzhd/(доступ от 15.05.2017 г.)
35. Коношко, Л. В. Зарубежный опыт организации государственных закупок / Л. В. Коношко, А. Ю. Сураева // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 окт. 2016 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»,2016. С. 27-30.
36. Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (постатейный) / Н.А. Агешкина, Ю.Н. Вахрушева, А.П. Великанов и др.; под ред. Р.Ю. Закирова // СПС: КонсультантПлюс.
37. Косарев, К.В. Некоторые проблемы Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" / К.В. Косарев // Право и экономика.
2013. N 7. С. 21 - 26.
38. Крамской, В.В. Запросы котировок и предложений: отдельные про-блемы применения положений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и пути их решения / В.В. Крамской // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 9. С. 30 - 34.
39. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. М.: Эксмо, 2008. 594 с.
40. Лозенко, Л.Л. Развитие механизма взаимодействия предпринимательских и властных структур при исполнении госзаказа: монография / Л.Л. Лозенко. М.: ЭЛИТ, 2011. 351 с.
41. Матевосян, С.С. Принцип эффективности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципаль¬ных нужд / С.С. Матевосян // Финансовое право. 2013. N 8. С.8.
42. Малыхина, Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: особенности финансово-правового регулирования: Дис. ... к.ю.н. / Е.А. Малы- хина. Саратов, 2015. 365 с.
43. Медведев, В.А. Глобализация экономики: тенденции и противоречия / В.А. Медведев // Мировая экономика и международные отношения.2009. N 2. С.32-34.
44. Мороков, А.С. Государственные закупки в Великобритании / А.С. Мороков // «Тендер» N 46. 2012. С. 22.
45. Набиуллин, В. Международный опыт информационного обеспечения закупок 2012 / В. Набиуллин, И. Кузнецова // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2012. N 30. C. 122-135.
46. Осмоловская, Я.А. Реализация принципа свободы договора на при¬мере сделок с недвижимостью: Автореф. дис. ... к.ю.н. / Я.А. Осмоловская. Курск, 2013. 32 с.
47. Петров, Д.А. Контрактная система в сфере закупок и публичные закупки как способы государственного воздействия на экономику / Д.А. Петров // Конкурентное право. 2013. N 3. С.2.
48. Пергамент, М.Я. Договорная неустойка и интерес (часть первая) / М.Я. Пергамент // Вестник гражданского права. 2012. N 1. С. 154
49. Потрашков, С. Особенности государственных и муниципальных контрактов: споры / С. Потрашков // Административное право. 2015. N 4. С. 21 - 25.
50. Потрашков, С. Ошибки процедуры подачи жалоб на действия (бездействие) заказчиков в рамках Закона о контрактной системе/ С. Потрашков // Административное право. 2015. N 3. С. 19 - 24.
51. Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы
Третьей Всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2015. 241 с.
52. Размещение государственного и муниципального заказа (базовый курс) / Под ред. Фролова В. И. - 3-е изд., доп. СПб.: СПбГАСУ, 2010. 322 с.
53. Романченко, О.В. Государственно-правовое регулирование, принципы и основы организации федеральной контрактной системы в строительстве / О.В. Романченко, Л.М. Зейналова, С.А. Правкин // Современное право.
2016. N 2. С. 37 - 42.
54. Рыбакова, И.Я. Проблемы применения мер ответственности сторон за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов / И.Я. Рыбакова // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. N10. С. 125-133.
55. Сальникова, О.В. Ограничения принципа свободы договора при исполнении договоров подряда для государственных и муниципальных нужд в законодательстве о контрактной системе / О.В. Сальникова // http:// Nsportal .ru/vuz/yuridicheskie-nauki/library/2015/12/23/ogranicheniya-printsipa- 8УоЬоёу-ёо§оуога-рг1-18ро1пепИ(доступ от 15.05.2017 г.)
56. Свининых, Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, ра¬бот, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как юридическая категория / Е.А. Свининых // Современное право. 2016. N 7. С. 85 - 89.
57. Система госзакупок: на пути к новому качеству: доклад Государственного университета Высшей школы экономики / Под ред. А.А. Яковлева. М., 2010. 321 с.
58. Смотрицкая, И.И. Трансформация системы государственных закупок в российской экономике: Автореф. ... дис. д.э.н. М., 2009. 32 с.
59. Тасалов, Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография / Ф.А. Тасалов. М.: Проспект, 2016. 384 с.
60. Теория государства и права: Учеб. / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2011. 685 с.
61. Титова, Г.Г. Проблемы, возникающие в ходе закупки товаров у единственного поставщика / Г.Г. Титова // Конкурентное право. 2015. N 4. С. 24 - 27.
62. Торосян, Д.С. Гражданско-правовые основы регулирования подряд¬ных работ для государственных и муниципальных нужд : дисс... к.ю.н / Д.С. Торосян. Краснодар, 2009. 312 с.
63. Устименко, О.С. Анализ зарубежного опыта организации государственных закупок: Великобритания / О.С. Устименко // Глобализация и публичное право материалы IV Международной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. 2016. - С.240-245.
64.Чваненко, Д.А. К вопросу об ответственности за нарушение условий государственного (муниципального) контракта / Д.А. Чваненко // Конкурентное право. 2013. N2. С. 25-28.
65.Черемухин, С.А. Развитие экономических отношений в системе государственных закупок как условие модернизации экономики России: Авто- реф. дис. ... к.ю.н. Тамбов, 2010. 32 с.
66.Чорновол, Е.П. Понятие контрактной системы России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципаль¬ных нужд / Е.П. Чорновол // Право и экономика. 2015. N 4. С. 42 - 46.
67. Шмелева, М.В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации: Автореф. ... дис. к.э.н. Саратов, 2013. 33 с.
68. Щетинкина, М.Ю. Реализация и ограничение действия принципа свободы договора: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2009. 32 с.
69. The International Comparative Legal Guide to: Public Procurement 2012, GLG Ltd2011 (доступ от 15.05.2017 г.)
70.Statutory Instrument 2006 No. 5, Public Procurement England and Wales, Public Procurement Northern Ireland, The Public Contracts Regulations, 2006, http://www.legislation. gov.uk/uksi/2006/5/pdfs/uksi 20060005 eN.pdf. (доступ от 15.05.2017 г.)
71. Судебная практика
72. Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (февраль 2016 года) // СПС КонсультантП- люс
73. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах"
74. О свободе договора и ее пределах: Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 // Вестник ВАС РФ. 2014. N 5.
75. О свободе договора и ее пределах: Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 // Вестник ВАС РФ. 2014. N 5.
76. Постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 г. N 11680/10 по делу N А41- 13284/09 // Вестник ВАС РФ.2011. N 4.
77. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 3668/05. // СПС: КонсультантПлюс.
78. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров не-заключенными // Вестник ВАС РФ. 2014. N 4.
79. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от
22.12.2005 N 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с при-знанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» // Вестник ВАС РФ. 2006. N4.
80.Определение ВАС РФ от 09.03.2011 по делу N А03- 3220/2010. // СПС: КонсультантПлюс.
81. Постановление Арбитражного суда Восточно- Сибирского округа от
25.01.2012 по делу N А69-860/2011. // СПС: КонсультантПлюс.
82. Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.04.2011 по делу N А38-4299/2010, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011. // СПС: КонсультантПлюс.
83. Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.07.2011 по делу N А38-3179/2010. // СПС: КонсультантПлюс.
84. Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.05.2011 по делу N А38-673/2011. // СПС: КонсультантПлюс.
85. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 1.01.2015 N 11АП-18414/2014 по делу N А65-20418/2014; решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 7.10.2015 N А38-4300/2015. // СПС: КонсультантПлюс.
86. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2015 N Ф05-7732/2015 по делу N А41- 58453/14// СПС: Консультант¬Плюс.
87. Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.12.2009 по делу N А38-6012/2009// СПС: КонсультантПлюс.
88.Определение Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 127-КГ 15-12. // СПС: КонсультантПлюс.
89. Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.06.2010 по делу N А38-6681/2009. // СПС: КонсультантПлюс.
90. Решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.04.2015 по делу N А38-537/2015// СПС: КонсультантПлюс.
91. Решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.02.2015 по делу N А38-4234/2015. // СПС: КонсультантПлюс.